Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ЛИНКОР "ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"


← Назад    Вперед →Модераторы: Ella, tatust
Ninulya

Россия, г.Москва
Сообщений: 165
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 72
ЛИНКОР "ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"

Перенесено из темы Генеалогический форум ВГД » 2-ая Мировая война 1939-1945 гг. » ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ЦВМА РФ) » КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ (КБФ)

Не увидела на форуме отдельной ветки по подвигу моряков линкора "Октябрьская революция". В народе линкор именовали "Октябрина". Мой дедушка на нём воевал. Линкоровцы и сам корабль защищали Ленинград во время блокады. Если я ошиблась веткой форума, извините меня, пожалуйста. Очень хочется напомнить о подвигах линкоровцев...

Краткая историческая справка:
"Линейный корабль, названный первоначально в честь первой победы Российского флота у мыса Гангут, был заложен 3 июня 1909 года на Новоадмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге и 24 сентября 1911 года спущен на воду. Его конструктором являлся А. Н. Крылов, который создал серию новейших линкоров типа "Севастополь". В конце ноября 1914 года был включен в состав 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота. Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море, "Гангут" весь остальной период первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе. После Ледового похода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт весной 1918 года, когда сотни линкоровцев ушли на фронт защищать завоевания революции, 9 ноября корабль был переведен из Кронштадта в Петроград для консервации вооружения и механизмов.
27 июня 1925 года линкору присвоено наименование "Октябрьская революция", а 23 июля 1926 года он вновь был включен в состав Морских сил Балтийского моря.
Во время советско-финляндской войны кораблям Краснознаменного Балтийского флота было поручено подавить огневые точки врага на островах и приморском плацдарме и оказать огневую поддержку сухопутным войскам. Сотни тонн тяжелых снарядов обрушила в те дни "Октябрьская революция" на неприятеля, сокрушив своим метким огнем все назначенные цели. Родина высоко оценила боевое мастерство экипажа корабля, наградив 69 линкоровцев орденами и медалями.
В начале Великой Отечественной войны линкор был перебазирован из Таллина в Кронштадт, а в конце сентября 1941 года- в Ленинград. Корабль принимал активное участие в обороне города. Мощным артиллерийским огнем он уничтожал немецко-фашистские войска в районах их сосредоточения, дальнобойную артиллерию на огневых позициях. 11 сентября 1941 года на 125-м выстреле разорвало среднее орудие носовой башни.
21 сентября 1941 года получил попадание тремя бомбами в носовую часть, в районе 14-29 шпангоутов. Бомбы проникли на среднюю палубу и причинили большие разрушения, но не повредили жизненно важных помещений корабля.
27 сентября 1941 года получил попадание пятисоткилограммовой бомбой. Она пробила верхнюю и среднюю палубы и разорвалась о барбет второй башни ГК, барбет был разрушен, а башню заклинило.
16 апреля 1943 года совершил бессмертный подвиг линкоровец старшина 1-й статьи И. И. Тамбасов (1922-1943). Один из вражеских снарядов попал в фалшборт, и пламя пожара охватило боеприпасы. Каждое мгновение мог произойти взрыв и нанести непоправимый вред кораблю. Подбежав к месту пожара, старшина стал выбрасывать уже начавшие тлеть снаряды за борт. На отважном балтийце загорелась одежда, тело и руки покрылись волдырями, но он продолжал борьбу с огнем. Вдруг раздался взрыв. Иван Тамбасов погиб смертью героя. Мужественный старшина был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Приказом командующего КБФ он был навечно занесен в списки личного состава "Октябрьской революции". Имя Тамбасова было присвоено орудию, которым командовал отважный моряк.
В 1944 году линкор поддерживал соединения Ленинградского фронта в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операций. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом экипажем отвагу и мужество 22 июля 1944 года линкор награжден орденом Красного Знамени.
В 1953 году линкор был переведен в состав учебных кораблей, а через три года в 1956 году исключен из состава флота. Славные боевые традиции героического корабля продолжают в настоящее время моряки одного из крейсеров дважды Краснознаменного Балтийского флота "Октябрьская революция" (до 3 августа 1957 года — "Молотовск", советский крейсер проекта 68-бис.).
В память о подвигах экипажа "Октябрьской революции" в парке Кронштадта установлены снятые с него якоря и зенитное орудие имени И. И. Тамбасова (http://www.kronstadt.ru/books/reports/l_tokareva_2005_46.htm). Есть в Санкт-Петербурге улица Тамбасова. И названа она в честь И.И. Тамбасова, который вошел в историю обороны Ленинграда под именем "Огненного комендора"".

В Интернете можно найти статьи о линкоре. Качественное фото линкора можно увидеть по адресу: http://tsushima.org.ru/steve/s...lota-sssr/

Не так давно я узнала, что есть литературные и иные памятники экипажу и самому замечательному линкору.
1. Литература о линкоре-легенде:
- Корабль имени революции, Флёров Николай Григорьевич, ДОСААФ СССР, Москва, 1967
- Первые линкоры Красного флота. "Марат", "Октябрьская революция", "Парижская коммуна", А. Васильев, Издательство: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2008
- Линкор «Октябрьская революция, И.Ф.Цветков, "Судостроение", Ленинград, 1983
2. Почтовая марка "Краснознаменный линейный корабль "Октябрьская революция"" (картинку марки можно посмотреть - http://www.philateliya.ru/filatelistu/detail/7/2030.html)
З. Значки "ВОВ.Корабли(1941-45) Линкор Октябрьская Революция-3" и ФЛОТ линкор "Октябрьская революция" (фото значков можно увидеть - http://xarhiv.ru/vov-korabli-1...12763.html и http://www.aucland.ru/marktApi?item=114921)
4. Открытка, линкор "Октябрьская революция" (внешний вид открытки - http://www.old-album.ru/catalog/products/3/5311/)
5. Для любителей моделирования были выпуски деталей с чертежами корабля в разных изданиях. В интернете можно скачать информацию по моделированию линкора "Октябрьская революция" - http://www.modeli-iz-bumagi.narod.ru/oktrev.html

Возможно, данная информация будет интересна для посетителей данного форума.

Всем удачи в поисках!
---
С уважением, Нина
obnon

москва
Сообщений: 137
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 77
фотофиксация бомбардировки линкора "Октябрьская Революция" Подлинный документ

Прикрепленный файл: е.jpg
---
Сенюковы(Брянск-Малфа),Мусинские(В-Устюг), Зверевы переселенцы с Харьковской губернии на Ставрополье ,а так же собираю материалы по 83 Самурскому пехотному полку РИА и 89 Беломорскому пехотному полку РИА и Лальскому отряду стражников
Лайк (1)
Vodest
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 0
Мой дед служил на этом ликоре. Был адьютантом капитана. Все донесения передавались через него. Меня интересуют любые подробности о судьбе команды и воспоминания!
Лайк (1)
wolga-uwod1959
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3
Мой отец, Пичугин Владимир Алексеевич, служил на линкоре. От юнги до глав старшины.
wolga-uwod1959
Новичок

Сообщений: 2
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3


Прикрепленный файл: IMG_20190123_055531.jpg
Лайк (1)
Ninulya

Россия, г.Москва
Сообщений: 165
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 72
В годы войны линкором Октябрина командовали офицеры М.3. Москаленко, Н.А. Петрищев, С. Д. Солоухин. Активно помогали командирам в организации боевых действий линкора их заместители - флотские политработники П.Я. Савин, М.Г. Немов, Ф.Е. Воспитанный.
Ссылка: https://foto.kg/galereya/3575-...gizii.html

Полный состав командиров с момента спуска на воду 1915 году:
1911-03.06.1915 — капитан 1-го ранга Григоров, Николай Митрофанович
1915-28.06.1916 — капитан 1-го ранга Кедров, Михаил Александрович
1916—1917 — капитан 1-го ранга Палецкий, Пётр Петрович
1918—1921 — Антонов, Лев Викторович
1921—1922 — Викторов, Михаил Владимирович
1925—1928 — Салмин, Евгений Иванович
1928—1930 — Иванов, Вадим Иванович
1930—1936 — Несвицкий, Николай Николаевич
1936—1939 — Птохов, Борис Павлович
1939—1940 — капитан 2-го ранга Вдовиченко, Дмитрий Данилович
1940—1942 — контр-адмирал Москаленко, Михаил Захарович
1942—1945 — капитан 2-го ранга Петрищев, Николай Андреевич
1945—1946 — Солоухин, Сергей Дмитриевич
1947—1951 — Нарыков, Василий Максимович
Ссылка: https://ori-office.ru/artiller...uciya.html

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополню найденными воспоминаниями о моряках с Линкора "Октябрьская революция":
1). Биниманский Вадим Германович, 1916 года рождения:
"В 1942- м году меня перевели на линкор «Октябрьская Революция» на должность командира дивизиона движения в звании капитана третьего ранга. Это был такой же корабль, как и «Марат». Всего было построено 4 однотипных линкора. «Марат» и «Октябрьская Революция» находились на Балтике, а два других на Чёрном море.

«Октябрьская Революция» стояла на Неве в центре Ленинграда в районе Горного института. Артиллерия линкора вела огонь по своим направлениям. Немцы вели ответный огонь. Поэтому приходилось менять места стоянки, но отходили недалеко. В районе километра от Горного института. Не больше. Но попадания всё же случались. Расскажу всего один эпизод, касающийся непосредственно меня. Попал снаряд. Прошел все лёгкие переборки, но не разорвался, а остался лежать в трюме. Надо было его вытащить. А раз это в трюме, значит, отвечают механики. И вот, я выбрал самого малогабаритного матросика и полез с ним вместе. Полез сам, потому, что совесть не позволяла послать другого человека. Так мы вдвоём на руках и вытащили его. Положили на стенку. Приехали сапёры и забрали его. Это сейчас, кажется а-я-я-й, а тогда было в порядке вещей. Вот был случай ещё до моего прихода на «Октябрьскую Революцию». Во время обстрела возникла опасность взрыва морской мины находившейся на палубе корабля. Двое матросов из команды борьбы за живучесть, схватили её и выбросили за борт. После боя их спрашивают: «Как вы это сделали? Ну-ка, попробуйте поднять». Так они от пола не могли приподнять. Эти матросы навечно записаны в состав экипажа. К сожалению, они потом погибли в другом бою. Таких случаев было много и на «Марате». Всё это будни войны. А когда в машинное отделение попадёт снаряд, повредит паровой трубопровод. Сразу пар. Он очень горячий. Ничего не видно, а надо идти ликвидировать повреждение. И людей посылаешь, и сам идёшь туда. По тому, что это надо. По тому, что это война. На корабле конечно пули не свистят, но есть другие, боевые «прелести».

Примерно в октябре, ближе к ноябрю 1942 года меня с группой матросов, в количестве 23-х человек, направили на «Невский пятачёк». Мы должны были навести переправу с одного берега Невы на другой. Пробыли мы там, около месяца, но ничего сделать не смогли. По тому, что, во-первых, не было материала. Каждую доску надо было тащить от куда-то... Ни одного плавсредства, ни одного хорошего бревна. Ночью притащишь, а днём к нему не подступиться. Немец бьёт прямой наводкой. Всё разбомбит. В общем, короче говоря, полковник, командир полка пригласил меня и говорит: «Моряки, спасибо вам. Уходите. По тому, что явно переправу вы тут никакую не наведёте. А немцы, видя вас, нам ни одного дня покоя не дают». А мы все были одеты во флотские бушлаты, шинели, и немцы с того берега нас хорошо видели. За это время мы потеряли двоих человек. Тогда нам было не понятно, зачем даются невыполнимые приказы, но уже потом выяснилось, что задачей было отвлечение немцев, чтобы они не могли перебросить части с нашего фронта под Москву. (возможно эпизод относится к осени 1941 года). Поэтому, когда мы вернулись, и я доложил, что задание не выполнено, то никаких претензий не было. Потому, что все понимали, не потому мы не выполнили, что там гуляли или сачковали.

В 1944 году меня перевели старшим механиком на лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»."
Источник: https://iremember.ru/memoirs/k...rmanovich/


2). О матросе Сащихине Петре Семеновиче, 1920 года рождения - визирщике (наводчике):
"Наш земляк, уроженец деревни Полурядинки, Пётр Сащихин был призван на действительную срочную службу в 1939 году, в 19-летнем возрасте. Попал служить на Балтийский флот, в экипаж линейного корабля «Октябрьская революция» (линкор длиной в 185 м, шириной в 27 м и максимальной осадкой в 9,5 метров). Войну встретил в должности визирщика (наводчик, определитель цели) и уже в начале сентября 1941 года принял активное участие в подавлении артиллерийских батарей противника. Линкор, ведя стрельбу из орудий главного калибра (305 мм снаряды), с дальностью свыше 40 км, активно помогал береговым войскам оборонять город Ленинград.

В конце сентября 1941 немецкие бомбардировщики совершили свой первый массированный налет на корабль. Моряки самоотверженно оборонялись, сбили два вражеских самолета, но все-таки три бомбы попали в носовую часть корабля, нанеся значительный урон. Погибло более сотни советских моряков, Петр Сащихин «отделался» контузией. И хотя кружилась голова, а перед глазами, порой, появлялись красные круги из боя он, как и все его товарищи не вышли. Стреляя всеми калибрами, волоча за собой вытравленную якорь-цепь и ведя борьбу с пожаром на баке, линкор начал отход в Кронштадт. Благодаря умелым действиям личного состава всех подразделений корабля, удалось быстро потушить пожар, остановить поступление забортной воды и осушить затопленные помещения.

Еще несколько раз в 1941 году немецкое командование предпринимало массированные налеты своей бомбардировочной авиации на флагман Балтийского советского флота и всякий раз моряки с честью выходили из сложной боевой обстановки. За время обороны Ленинграда моряки отразили 24 массированных налета немецкой авиации на свой корабль. Из наградного листа на краснофлотца П.С. Сащихина:

«Во время натиска немецких полчищ на Ленинград в сентябре 1941 г тов. Сащихин под сильнейшим вражеским огнём и бомбардировок с воздуха точной наводкой обеспечивал корректировку огня. От разрывов снарядов заклинило горизонтальную наводку поста, но тов. Сащихин быстро устранил повреждение. В период прорыва блокады г. Ленинграда в 1944 году т. Сащихин обеспечивал точную наводку визира на формарсе. Достоин награждения медалью «Ушакова».

Командир Краснознамённого линкора «Октябрьская революция» капитан 1 ранга Н. Петрищев».

Наш земляк Петр Семенович Сащихин по настоящему представлению был удостоен медали «За боевые услуги».

Александра Шпанова в 1938 году приехала в Ленинград на заработки из Псковской области. Когда началась война, она по призыву комсомола вступила в отряд противоздушной обороны. Невысокая, худощавая, не боявшаяся высоты, она легко перемещалась под ревом вражеских самолетов по крышам домов, скидывая зажигательные бомбы на землю, где их тушили подручными материалами её подруги по отряду. Так продолжался весь 1941 год, но затем голод коснулся и Сашу. Начали опухать ноги, от былой сноровки не осталось и следа. Но долг есть долг. Каждый день их отряд выходил на дежурство. Определяли детей в детские приемники, выносили из промёрзших квартир умерших и отправляли тела на кладбище, укрывали живых в бомбоубежищах. Все блокадные дни Александра Ивановна провела в Ленинграде, а в конце 1944 года она повстречала Петра Сащихина. Это произошло 19 ноября, в день артиллерии, к которому бравый матрос имел непосредственное отношение.

22 февраля 1946 года П.С. Сащихину была вручена последняя его фронтовая награда – медаль «За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г», а вскоре поступил приказ о демобилизации из рядов ВС СССР.

С молодой женой Петр Семенович после семи лет службы на флоте вернулся в родной город и поселился на ул. Строительной.

День Победы, 9 Мая, в семье Сащихиных, в которой подрастали две дочери, считался главным праздником. Петр Семенович доставал из ящика тумбочки все свои награды, трепетно прикреплял их на пиджак и шел с женой на митинг к вечному огню. Только день Победы был не только радостным днем со слезами на глазах, но еще днем с употреблением валокордина, корвалола, повышением кровяного давления. Война и пережитое никогда не покидали память фронтовиков, а 9 Мая заставляло вспомнить и погибших однополчан, и деревенских друзей, не вернувшихся с войны. Нельзя было забыть тонкие детские ручки, от бессилия, безмолвно тянущиеся из - под рванья, с надеждой получить какой-нибудь кусочек еды. И глаза. Не по-детски печальные. Вопрошающие и, видимо, понимающие, что помощи ждать неоткуда."
Добавлено фото Петра Семеновича Сащихина в молодости и в возрасте с собакой.
Источник: https://inozery.ru/news/pomnim...evolyuciya

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прощенко Алексей Григорьевич, родом с Брянщины — Суземский район, деревня Денисовка. Родился 14 марта 1918 года. В 30-е, в голод, почти вся семья перебралась на Украину. Там он работал трактористом, пахал землю. Оттуда в 39-м его призвали служить на флот. Служил и всю войну отвоевал на линкоре «Октябрьская Революция» комендором башенным орудия главного калибра, в 1-й башне. Демобилизован в 1946-м. Поступил на завод слесарем. По вечерам учился в вечерней школе. Закончив, поступил в институт, но вынужден был бросить. Слесарем был высококлассным — 6-го разряда, работал на Уральской ул. Умер в октябре 2000-го.
Источник: https://ori-office.ru/artiller...uciya.html

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В Петербурге есть Братская могила моряков линкора Октябрьская Революция, погибшим в боях за Родину 11 сентября 1943 г. (Василеостровский район, 2-я Надеждинская дорожка). Захоронены: Моргунов А.А., Жданов М.М., Лагуткин Ф.Л. и Малофеин А.И.
Добавлено фото памятника.
Ссылка: https://yandex.ru/maps/org/bra...4&z=18

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Очень интересные факты сохранились о камуфляже линкора Октябрина. Художник Борис Смирнов во время блокады Ленинграда занимался маскировкой кораблей. Он был зачислен в ряды ВМФ уже после первой блокадной зимы (весной 1942). С 1948 г. Борис Смирнов работал на Ленинградском заводе художественного стекла, который был задействован при разработке стеклянных колонн для Автова.
О маскировке: "корабли, стоявшие у берега, маскировались с помощью системы сетей, деформирующих накидок, навесов и пр., причем очень важно было в таких случаях позаботиться о заполнении промежутка водной поверхности между кораблем и берегом и около корабля плотами, скрепленными досками, бревнами и т. д. Характер такой маскировки достаточно уясняется из примера, показанного на рисунке. Успех ее зависит от умения хорошо приспособиться к фону и характеру места, у которого стоит корабль."
Добавлены фото корабль без маскировки, корабль с маскировкой и схема маскировки.
Источник: https://22sobaki.livejournal.com/221006.html

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В 1946 году в Таллине на борту Линкора состоялся сеанс одновременной игры Пауля Кереса с 40 моряками корабля. Фото очень зрелищные:
https://www.muis.ee/museaalview/2080544
https://grand-fleet.livejournal.com/634242.html

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Линкор "Октябрьская революция" стал героем компьютерной игры World of Warships. Есть видео с представлением натуралистической модели корабля. Очень зрелищно:
https://www.youtube.com/watch?v=Ccwlm-I2u4o
https://www.youtube.com/watch?v=0_HJruT96os

Прикрепленный файл: Петр Семенович Сащихин в молодости.jpgСхема маскировки корабля.jpg, 109351 байтМаскировка-корабля-в-блокадном-Ленинграде.jpg, 107178 байтОктябрина с маскировкой.jpg, 183844 байтОктябрина без маскировки.jpg, 96550 байтБратская могила в Петербурге.jpg, 296461 байтПетр Семенович Сащихин.jpg, 151868 байт
---
С уважением, Нина
← Назад    Вперед →Модераторы: Ella, tatust
Вверх ⇈