В годы войны линкором Октябрина командовали офицеры М.3. Москаленко, Н.А. Петрищев, С. Д. Солоухин. Активно помогали командирам в организации боевых действий линкора их заместители - флотские политработники П.Я. Савин, М.Г. Немов, Ф.Е. Воспитанный.
Ссылка:
https://foto.kg/galereya/3575-...gizii.htmlПолный состав командиров с момента спуска на воду 1915 году:
1911-03.06.1915 — капитан 1-го ранга Григоров, Николай Митрофанович
1915-28.06.1916 — капитан 1-го ранга Кедров, Михаил Александрович
1916—1917 — капитан 1-го ранга Палецкий, Пётр Петрович
1918—1921 — Антонов, Лев Викторович
1921—1922 — Викторов, Михаил Владимирович
1925—1928 — Салмин, Евгений Иванович
1928—1930 — Иванов, Вадим Иванович
1930—1936 — Несвицкий, Николай Николаевич
1936—1939 — Птохов, Борис Павлович
1939—1940 — капитан 2-го ранга Вдовиченко, Дмитрий Данилович
1940—1942 — контр-адмирал Москаленко, Михаил Захарович
1942—1945 — капитан 2-го ранга Петрищев, Николай Андреевич
1945—1946 — Солоухин, Сергей Дмитриевич
1947—1951 — Нарыков, Василий Максимович
Ссылка:
https://ori-office.ru/artiller...uciya.html--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дополню найденными воспоминаниями о моряках с Линкора "Октябрьская революция":
1). Биниманский Вадим Германович, 1916 года рождения:
"В 1942- м году меня перевели на линкор «Октябрьская Революция» на должность командира дивизиона движения в звании капитана третьего ранга. Это был такой же корабль, как и «Марат». Всего было построено 4 однотипных линкора. «Марат» и «Октябрьская Революция» находились на Балтике, а два других на Чёрном море.
«Октябрьская Революция» стояла на Неве в центре Ленинграда в районе Горного института. Артиллерия линкора вела огонь по своим направлениям. Немцы вели ответный огонь. Поэтому приходилось менять места стоянки, но отходили недалеко. В районе километра от Горного института. Не больше. Но попадания всё же случались. Расскажу всего один эпизод, касающийся непосредственно меня. Попал снаряд. Прошел все лёгкие переборки, но не разорвался, а остался лежать в трюме. Надо было его вытащить. А раз это в трюме, значит, отвечают механики. И вот, я выбрал самого малогабаритного матросика и полез с ним вместе. Полез сам, потому, что совесть не позволяла послать другого человека. Так мы вдвоём на руках и вытащили его. Положили на стенку. Приехали сапёры и забрали его. Это сейчас, кажется а-я-я-й, а тогда было в порядке вещей. Вот был случай ещё до моего прихода на «Октябрьскую Революцию». Во время обстрела возникла опасность взрыва морской мины находившейся на палубе корабля. Двое матросов из команды борьбы за живучесть, схватили её и выбросили за борт. После боя их спрашивают: «Как вы это сделали? Ну-ка, попробуйте поднять». Так они от пола не могли приподнять. Эти матросы навечно записаны в состав экипажа. К сожалению, они потом погибли в другом бою. Таких случаев было много и на «Марате». Всё это будни войны. А когда в машинное отделение попадёт снаряд, повредит паровой трубопровод. Сразу пар. Он очень горячий. Ничего не видно, а надо идти ликвидировать повреждение. И людей посылаешь, и сам идёшь туда. По тому, что это надо. По тому, что это война. На корабле конечно пули не свистят, но есть другие, боевые «прелести».
Примерно в октябре, ближе к ноябрю 1942 года меня с группой матросов, в количестве 23-х человек, направили на «Невский пятачёк». Мы должны были навести переправу с одного берега Невы на другой. Пробыли мы там, около месяца, но ничего сделать не смогли. По тому, что, во-первых, не было материала. Каждую доску надо было тащить от куда-то... Ни одного плавсредства, ни одного хорошего бревна. Ночью притащишь, а днём к нему не подступиться. Немец бьёт прямой наводкой. Всё разбомбит. В общем, короче говоря, полковник, командир полка пригласил меня и говорит: «Моряки, спасибо вам. Уходите. По тому, что явно переправу вы тут никакую не наведёте. А немцы, видя вас, нам ни одного дня покоя не дают». А мы все были одеты во флотские бушлаты, шинели, и немцы с того берега нас хорошо видели. За это время мы потеряли двоих человек. Тогда нам было не понятно, зачем даются невыполнимые приказы, но уже потом выяснилось, что задачей было отвлечение немцев, чтобы они не могли перебросить части с нашего фронта под Москву. (возможно эпизод относится к осени 1941 года). Поэтому, когда мы вернулись, и я доложил, что задание не выполнено, то никаких претензий не было. Потому, что все понимали, не потому мы не выполнили, что там гуляли или сачковали.
В 1944 году меня перевели старшим механиком на лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»."
Источник:
https://iremember.ru/memoirs/k...rmanovich/2). О матросе Сащихине Петре Семеновиче, 1920 года рождения - визирщике (наводчике):
"Наш земляк, уроженец деревни Полурядинки, Пётр Сащихин был призван на действительную срочную службу в 1939 году, в 19-летнем возрасте. Попал служить на Балтийский флот, в экипаж линейного корабля «Октябрьская революция» (линкор длиной в 185 м, шириной в 27 м и максимальной осадкой в 9,5 метров). Войну встретил в должности визирщика (наводчик, определитель цели) и уже в начале сентября 1941 года принял активное участие в подавлении артиллерийских батарей противника. Линкор, ведя стрельбу из орудий главного калибра (305 мм снаряды), с дальностью свыше 40 км, активно помогал береговым войскам оборонять город Ленинград.
В конце сентября 1941 немецкие бомбардировщики совершили свой первый массированный налет на корабль. Моряки самоотверженно оборонялись, сбили два вражеских самолета, но все-таки три бомбы попали в носовую часть корабля, нанеся значительный урон. Погибло более сотни советских моряков, Петр Сащихин «отделался» контузией. И хотя кружилась голова, а перед глазами, порой, появлялись красные круги из боя он, как и все его товарищи не вышли. Стреляя всеми калибрами, волоча за собой вытравленную якорь-цепь и ведя борьбу с пожаром на баке, линкор начал отход в Кронштадт. Благодаря умелым действиям личного состава всех подразделений корабля, удалось быстро потушить пожар, остановить поступление забортной воды и осушить затопленные помещения.
Еще несколько раз в 1941 году немецкое командование предпринимало массированные налеты своей бомбардировочной авиации на флагман Балтийского советского флота и всякий раз моряки с честью выходили из сложной боевой обстановки. За время обороны Ленинграда моряки отразили 24 массированных налета немецкой авиации на свой корабль. Из наградного листа на краснофлотца П.С. Сащихина:
«Во время натиска немецких полчищ на Ленинград в сентябре 1941 г тов. Сащихин под сильнейшим вражеским огнём и бомбардировок с воздуха точной наводкой обеспечивал корректировку огня. От разрывов снарядов заклинило горизонтальную наводку поста, но тов. Сащихин быстро устранил повреждение. В период прорыва блокады г. Ленинграда в 1944 году т. Сащихин обеспечивал точную наводку визира на формарсе. Достоин награждения медалью «Ушакова».
Командир Краснознамённого линкора «Октябрьская революция» капитан 1 ранга Н. Петрищев».
Наш земляк Петр Семенович Сащихин по настоящему представлению был удостоен медали «За боевые услуги».
Александра Шпанова в 1938 году приехала в Ленинград на заработки из Псковской области. Когда началась война, она по призыву комсомола вступила в отряд противоздушной обороны. Невысокая, худощавая, не боявшаяся высоты, она легко перемещалась под ревом вражеских самолетов по крышам домов, скидывая зажигательные бомбы на землю, где их тушили подручными материалами её подруги по отряду. Так продолжался весь 1941 год, но затем голод коснулся и Сашу. Начали опухать ноги, от былой сноровки не осталось и следа. Но долг есть долг. Каждый день их отряд выходил на дежурство. Определяли детей в детские приемники, выносили из промёрзших квартир умерших и отправляли тела на кладбище, укрывали живых в бомбоубежищах. Все блокадные дни Александра Ивановна провела в Ленинграде, а в конце 1944 года она повстречала Петра Сащихина. Это произошло 19 ноября, в день артиллерии, к которому бравый матрос имел непосредственное отношение.
22 февраля 1946 года П.С. Сащихину была вручена последняя его фронтовая награда – медаль «За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г», а вскоре поступил приказ о демобилизации из рядов ВС СССР.
С молодой женой Петр Семенович после семи лет службы на флоте вернулся в родной город и поселился на ул. Строительной.
День Победы, 9 Мая, в семье Сащихиных, в которой подрастали две дочери, считался главным праздником. Петр Семенович доставал из ящика тумбочки все свои награды, трепетно прикреплял их на пиджак и шел с женой на митинг к вечному огню. Только день Победы был не только радостным днем со слезами на глазах, но еще днем с употреблением валокордина, корвалола, повышением кровяного давления. Война и пережитое никогда не покидали память фронтовиков, а 9 Мая заставляло вспомнить и погибших однополчан, и деревенских друзей, не вернувшихся с войны. Нельзя было забыть тонкие детские ручки, от бессилия, безмолвно тянущиеся из - под рванья, с надеждой получить какой-нибудь кусочек еды. И глаза. Не по-детски печальные. Вопрошающие и, видимо, понимающие, что помощи ждать неоткуда."
Добавлено фото Петра Семеновича Сащихина в молодости и в возрасте с собакой.
Источник:
https://inozery.ru/news/pomnim...evolyuciya--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прощенко Алексей Григорьевич, родом с Брянщины — Суземский район, деревня Денисовка. Родился 14 марта 1918 года. В 30-е, в голод, почти вся семья перебралась на Украину. Там он работал трактористом, пахал землю. Оттуда в 39-м его призвали служить на флот. Служил и всю войну отвоевал на линкоре «Октябрьская Революция» комендором башенным орудия главного калибра, в 1-й башне. Демобилизован в 1946-м. Поступил на завод слесарем. По вечерам учился в вечерней школе. Закончив, поступил в институт, но вынужден был бросить. Слесарем был высококлассным — 6-го разряда, работал на Уральской ул. Умер в октябре 2000-го.
Источник:
https://ori-office.ru/artiller...uciya.html--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В Петербурге есть Братская могила моряков линкора Октябрьская Революция, погибшим в боях за Родину 11 сентября 1943 г. (Василеостровский район, 2-я Надеждинская дорожка). Захоронены: Моргунов А.А., Жданов М.М., Лагуткин Ф.Л. и Малофеин А.И.
Добавлено фото памятника.
Ссылка:
https://yandex.ru/maps/org/bra...4&z=18--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Очень интересные факты сохранились о камуфляже линкора Октябрина. Художник Борис Смирнов во время блокады Ленинграда занимался маскировкой кораблей. Он был зачислен в ряды ВМФ уже после первой блокадной зимы (весной 1942). С 1948 г. Борис Смирнов работал на Ленинградском заводе художественного стекла, который был задействован при разработке стеклянных колонн для Автова.
О маскировке: "корабли, стоявшие у берега, маскировались с помощью системы сетей, деформирующих накидок, навесов и пр., причем очень важно было в таких случаях позаботиться о заполнении промежутка водной поверхности между кораблем и берегом и около корабля плотами, скрепленными досками, бревнами и т. д. Характер такой маскировки достаточно уясняется из примера, показанного на рисунке. Успех ее зависит от умения хорошо приспособиться к фону и характеру места, у которого стоит корабль."
Добавлены фото корабль без маскировки, корабль с маскировкой и схема маскировки.
Источник:
https://22sobaki.livejournal.com/221006.html--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 1946 году в Таллине на борту Линкора состоялся сеанс одновременной игры Пауля Кереса с 40 моряками корабля. Фото очень зрелищные:
https://www.muis.ee/museaalview/2080544https://grand-fleet.livejournal.com/634242.html--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Линкор "Октябрьская революция" стал героем компьютерной игры World of Warships. Есть видео с представлением натуралистической модели корабля. Очень зрелищно:
https://www.youtube.com/watch?v=Ccwlm-I2u4ohttps://www.youtube.com/watch?v=0_HJruT96os