История села Папузы12 октября Тема занятия Моя малая Родина. изучение истории родного края
. История нашего села очень богата
Оно было основано в 1690 году
В селе тогда была деревянная церковь, базар, который 2 раза в год устраивал шумные ярмарки. Самыми важными людьми были купцы Аборкины и Кузнецовы.
Славилось село рысаками. Папузинские рысаки известны были даже в Москве.
Наш писатель Александр Аборский так писал о родном селе : « Вода из родников в моем селе слаще, чем в других местах. Сосны раскинули кроны в таком живописном сочетании, что не придумает и художник. Таких задушевных песен, хороводов нет нигде больше. А сколько здесь ягод и грибов!»
Много стихов посвятил своему селу выпускник школы- поэт Сергей Кончев.
« Ох, эти улицы детства,
Тихое море судьбы.
С лесом грибным по соседству,
Желтым, зеленым, любым.
Солнце вставало над речкой,
В небе рассвет озорной!
Радостно билось сердечко –
В ритме – с природой родной»
Много в нашем селе старинных построек и конечно же вес что мы узнали нам хочется рассказать другим.
Вот какое наше село! Любой подтвердит – оно самое лучшее!
Архивы свидетельствуют село Папузы образовалось в конце16 века( 1690-1700г) . Название села произошло от речки Пузы ( по- чувашски – голова, исток воды). В мае 1703 г. – по указу великого государя и по челобитию князя Василия, княж Иванова сына Гагарина, велено в Карсунском уезде, за валом, на речке Пузь, в деревне Пузь, построить церковь святых чудотворцев Космы и Домиана.
1868 году – Построен деревянный храм прихожан. Престолов в нем было 3.
1-й главный в честь Казанской иконы Божьей матери, 2-й во имя святых безсребрянников Косьмы и Домиана, 3-й во имя великомученика Иоанна воина.
Храм располагался в центре села , потом он сгорел. Около церкви находилась Земская школа, базар, который, как и ныне работал по понедельникам.
В 1877 году открыто в селе мужское начальное народное училищу.
Земская школа была открыта в 1883 году по инициативе и с помощью И.Н. Ульянова, в которой преподавала учительница Анна Васильевна. Имелась в селе и библиотека, но она была бедна, в ней насчитывалось несколько книг.
В Папузах находилось имение графа Косорского, он женился на Екатерине Ивановне Мясниковой. В приданное за женой получил 4-тую часть наследственных имений, около 1900 крестьян и медные заводы. Из симбирских имений досталось ему с. Папузы. Сам граф проживал в Польше, а имением правил управляющий Потосевич Станислав Иванович.К началу 19 –го века в селе насчитывалось 450 дворов 1050 муж. Населения, 1200 женского. !928 г- создана коммуна 1929 г. группа односельчан организовала колхоз « Большевик»( который просуществовал до 1956 годаМирная жизнь односельчан была нарушена В.О.В.
На защиту Родины ушли 400 человек, вернулись из них меньше половины. В память о них в 1978 году был открыт памятник погибшим воинам односельчанам.
Раньше в здании, где была наша школа, находился особняк семьи Белобородовых и Аборкиных
Потомком Аборкиных являлся Аборский Александрд Иванович , писатель земляк. У нас в школе есть музей Аборского А.И. Он недолго прожил в нашем селе но всегда с трепетом вспоминал о своей малой родине.
Вот, что он писал о своих родственниках, о себе самом.
« Родился я в Симбирской губернии ( ныне Ульяновской области), в селе Папузы Инзенского района 4 декабря ( по новому стилю) 1911 года. Родители – крестьяне; по семейным преданиям, у моей матери, Александры Яковлевны, до замужества Белобородовой, предки числились в дворянском сословии. Мой прадед. Петр Илларионович, утратил право и привилегии незадолго до моего рождения из-за своего вольнодумства. Он вел недозволенные беседы с мужиками, собиравшимися у кузницы, и в конце 1905 года его призвали в город Карсун, в уездную управу. Родные, похоже, не без оснований, переполошились: а ну как дорога из Карсуна да прямиком в Сибирь?
Я помню прадеда в здравом уме, стовосьимлетним крепышом. Мы с ним дружили. Вместе кормили лошадей, разучивали басни. Он любил читать библию вслух, подшучивал над женщинами, очень невысоко оценивал их умственные способности, и над нами, мальчишками
До последних дней старик сохранял завидную память и присущее ему чувство юмора. Похвалялся он, будто его прямой предок Белобородов ходил по Заволжью и уральским степям с Пугачевым. И эту неуместную и вредную похвальбу, надо полагать, поставили ему в зачет, лишая Петра Илларионовича дворянства. Проверить документом предание не удалось, но, судя по характеру старика и мнениям ближайших родичей, в его утверждениях содержалось зерно истины.
Отец мой, Иван Тимофеевич Аборкин, родом с Владимирщины. В Папузе он был человек пришлый, принят зятем и с прижимистым тестем не ладил. Он участвовал в первой мировой войне, был ранен, контужен, попадал в разные переплеты, более двух лет промаялся в австрийском плену. Вернулся после Октября в числе других, обменянных на военнопленных австрияков, чехов и мадьяр. По пути домой через Москву он видел на Красной площади Ленина и не раз нам, детям, описывал внешность Владимира Ильича.
Как опытный унтер, в гражданскую войну Иван Тимофеевич обучал красногвардейцев. Помню, когда он навещал Папузы в дни увольнений, мы с мамой подвозили его на телеге на сборный пункт в село Базарный Сызган.
У родителей я младший из троих сыновей, старше меня Николай и Петр. Детство у нас – как в любой крестьянской семье, где с семи- восьми лет работают на огороде, кормят домашний скот и птицу. Помнится заготовка травы на отдаленных лугах, жатва серпом, молотьба в четыре-пять-шесть цепов и бесконечное запасание дров на зиму. Были и поездки в ночное на лесные поляны, засеянные озимой рожью.
Земли окрест Папуза бедные, но места красивые: холмы, песчаные взгорья, пестрота дубрав, березняки осле6пительной белизны или чистая мачтовая сосна сплошь на сотни десятин. Три речки скрещиваются близ Папуз, одна делит село напополам, а под горой за нашими дворами – родники. К югу от села – поля в живописном размахе, все разные, к у каждого свое поэтическое название; Забор, Имбелей, Репище, Тумайка, Неклюдовские бугры. По сезону – в лесу обилие земляники, грибов. Пшеницу из-за бедности почв не сеяли, обходились рожью, овсом. Просом, значительная часть пашни шла под коноплю. Уже после Отечественной войны стала на том волжском побережье утверждаться пшеница, и урожаи получают ныне отменные: видимо, сорта подобрали, и техника помогла.
Тогда же, в начале 20-х годов, окончательно поссорившись из-за чего-то с тестем, отец все бросил, подался из Папуз « куда глаза глядят».
Они глядели в Сибирь. Звал мать с собой, она не поехала, и мы остались в доме деда.
В Папузе существовала четырехклассная школа, и мы, все трое братьев, прошли эти классы. Дальше заминка. Пропускали год и два. На досуге я успел пристраститься к чтению, « поглощал» все, что под руку попадалось; помимо басен Крылова, стихов Некрасова, сказок Пушкина, невесть откуда
Взявшиеся любовные романы из журнала «Нива». О детской литературе у нас не слышали. Память в этом возрасте безотказная, но и разборчивая – запоминались на всю жизнь – « Евгений Онегин», Некрасов, Крылов, «Конек-Горбунок», песни, звучавшие вокруг, пословицы, а любовные романы забылись…
Папуз - село как село : с церковью, с базарами по понедельникам, раз в году ярмарка на всю округу – со своими колдунами, бахарями, лихими гармонистами и певцами. По воскресным дням зимой кулачные бои на льду, а на масленицу стенка на стенку бились «полюбовно» едва ли не всем селом.
Папуз славился породистыми рысаками, знаменитыми на всю Россию, бравшими призы в Москве. И на этом же льду посреди села устраивали конские бега по праздникам, а мы, подростки, с утра до ночи толклись на морозе в толпе зрителей. После заездов нам позволяли садится в сани и шагом прогуливать, «студить рысаков». Мы любили лошадей самозабвенно, да и сейчас дух захватывает, едва вспомнишь те счастливые вечера или увидишь ахалтекинского скакуна.
В Сибири отец полгода батрачил у богатых чалдонов, после поступил на железную дорогу. Он завел там другую семью, но в 1925 году, наведавшись в Папузы, увез с собой нас, двух младших сыновей. Так мы с братом Петром оказались в железнодорожной будке близ станции Бошняково, в 28 верстах к западу от Канска. С осени 1925 года продолжали учение, теперь уже в Каннской железнодорожной школе. Брат вскоре перебрался в ФЗУ и там выучился на паровозного машиниста, а я, окончив семь классов, поступил в Красноярский политехникум на отделение лесоводства и лесотехники.
Наука о лесе не пошла мне впрок. Геодезия, чертежи не давались мне. Я распрощался с лесоводством, надеясь поступить в какое-либо другое учебное заведение. Семья у отца росла, и я понимал, что ему нелегко помогать мне, хотя о трудностях он даже не обмолвился.
Короче, я вернулся из Красноярска к отцу, поступил на весенний сезон в бригаду по ремонту пути, потом меня позвали к себе в артель грузчики.
Летом мы неделями косили сено, семья наша всегда держала одну-две коровы и лошадь.
В 1929 году сдал экзамены на машиниста локомотива и подался в Среднюю Азию.
Так оказался в Мары счетоводом в депо. Неугомонный брат перекочевал в Ашхабад, обзавелся семьей, а я жил в Мары, снимая комнаты в случайных домах , пока не переехала ко мне из Папуза мама.
В Мары при Доме работников просвещения на Хорасовской улице, около вокзала, организовался литературный кружок. Увлекались мы современной литературой. У кружковцев накапливались определенные навыки, намечалась жанровая специализация. Тогда же , в кружке, , старший товарищ посоветовал мне несколько изменить фамилию: не Аборкин, а Аборский.
Я, не задумываясь, послушался и свои газетные корреспонденции стал подписывать измененной фамилией. С годами она закрепилась настолько, что потребовала поправки в паспорте.»
И началась трудоемкая деятельность писателя Аборского.
Александр Иванович прожил в нашем селе только 14 лет, но жители села помнят его.
Это удивительный человек. Не получив среднего образования, благодаря упорству и настойчивости. Сумел достичь высот в образовании.
Последняя его книга «Время оглянуться» вышла в свет, когда автора уже не было в живых.
Я читала несколько книг Александра Ивановича Аборского. Его книги заставляют каждого оглянуться вокруг, оценить свои поступки, умерить эгоизм, задуматься над тем, кА сделать отношения добрыми, человечными.
В нашей школе находится музей А.И. Аборского, и каждый ученик знает, кто такой Александр Аборский. Ребята гордятся своим земляком.
В школе о нем собран богатый материал. Жизнь Александра Ивановича Аборского, его служение народу является примером для нашего поколения.
5. До революции В Папузах существовали три барина и один помещик. Основная земля была сосредоточена в их руках. Барины: Красавин, Мотовилов, Ямчинов. Помещик – Кузнецов. Иногда барины продавали часть своей земли.
В Папузах жил купец Сафронов. Его имение находилось вблизи сегодняшней больницы. Подкопив денег он расширил свое владение и купил большой участок земли у барина Красавина. Василий Сафронов человек был образованный и зная что большая часть деревни неграмотные, да и в целях повышения своего капитала он построил школу, которая открылась в 1912 году. Преподавали в ней его дочери: Елизавета Васильевна и Александра Васильевна, и его сестра Анна. Обучение было платным, три класса. В 1917 году произошла революция. По неизвестным причинам в спешке они уехали. Уехали ночью, никто их не видел и в дальнейшем о них не слышали
После революции школа подверглась национализации, но продолжила свое существование. Учителя, конечно, были уже другие.
С 1962 года было принято решение в здании школы сделать больницу.
Больница была закрыта в 1997 году . И сейчас это здание пустует.
Оно является достопримечательностью нашего села.
Кладка здания старинная из красного кирпича.
Это здание было построено в 1824 году
Сначала это здание было пересылочным пунктом, потом начальная
школа. А затем больница.
6.7Некоторые краеведческие находки детей
На месте Камелова озера в Широкой улице жил барин Камелов. Было у него двухэтажное здание с верандой на втором этаже. В озере разводил рыб.
Где Пигалов Борис жил, там жил барин Кузнецов, он был генералом, у него было большое состояние.
На Барском дворе жили Семанины. Был у них двухэтажный дом и большой сад. Этот дом простоял до 1924 года. В 1924 году его сожгли. До наших дней сохранился только фундамент, красивый сад, все окружено кустами сирени. Когда мы ходим в поход, то любим там отдыхать, очень красивое и живописное место за селом
Удалов был помещик. У него был одноэтажный дом. Они жили где сейчас Кошелевы.
На месте старого магазина жил Аверин Александр Иванович. Частый торговец колбасы. Была у него жена Акуля, она была фельдшером. Был у них сын Николай.
Заключение
Работу, которую мы провели, по исследованию старинных усадеб оставила в наших сердцах неизгладимое впечатление. Мы очень много узнали от старожил села о происхождении села, о его истории, о людях которые жили раньше , чем занимались.
Мы очень гордимся своей малой Родиной Папузами , потому что ни водном селе района не сохранилось столько старинных зданий. В дальнейшем хочется сделать так, чтобы эти здания совсем не разрушились. Нужно чтобы они радовали сельчан. Ведь это наша история, так жили наши прабабушки и прадедушки. Мы любим свое село, оно очень красивое и живописное, у нас очень много замечательных людей.
https://vk.com/@-194571529-istoriya-sela-papuzy