Бутырки — деревня в Вешкаймском районе Ульяновской области России. Входит в состав Стемасского сельского поселения.
БУТЫРКИ – деревня Стемасского сельского поселения, бывшей Беклемишевской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 102 человека, в 2014 г. – 45 человек, преимущественно русские.
Расположена в 30 км к юго-востоку от райцентра и в 2 км к юго-востоку от с. Беклемишево. Вблизи её на высоте 200 метров начинается река Стемасс, приток реки Барыш, а устье – к западу от с. Берёзовка. Длина – 25 км, ширина 3–5 метров, глубина – до 0,3 метра, половодье в апреле бурное.
Населённые пункты с таким названием встречаются, кроме Вешкаймского района, в Мелекесском, Сенгилеевском, Ульяновском районах Ульяновской области и во многих других регионах. По сведениям ульяновского профессора В.Ф. Барашкова, исходное значение этого слова – «изба на отшибе; селитьба, отдалённая от основного селения». Деревня образована в конце XVII в.
В начале XIX в. деревня Орловка, Бутырки тож, находилась «в общем владении» поручика А.Е. Столыпина и П.И. Мятлевой, жены тайного советника, дочери генерал-фельдмаршала и статс-дамы Её Императорского Величества, купившей землю у подполковника Некифора Афанасьевича Беклемишева.
«Во дни крепостного права, – писал священник П. Благоразумов во 2-м номере за 1898 г. в газете «Симбирские епархиальные ведомости», – здесь был хороший помещичий дом с усадьбой, ткацкая полотняная фабрика, лечебница со врачом, пользовавшимся далеко в окружности известностью, училище для детей; недостовало только самого главного и нужного – храма, тем более нужного, что в Бутырках издавно гнездился раскол».
Селение первоначально называлось Орловкой, потому что «не все его коренные поселенцы, а многие выселены помещиком из Орловской губернии». Так ли это было в действительности – неизвестно.
Бутырки, как и соседнее Беклемишево, связано с именем Ивана Петровича Мятлева (1796–1844), известного поэта пушкинского окружения, детские впечатления которого и знакомство с народно-поэтической сатирой нашли отражение во многих его стихах, особенно в «Разговоре барина с Афонькой», высоко оценённом В.Г. Белинским. В 1831 г. сюда из села Беклемишева по неизвестной причине было переведено приходское училище.
Бутырки представляют исторический интерес прежде всего как своеобразный центр промышленного производства второй половины XIX – начала XX вв.
В 1859 г. в Бутырках насчитывалось 142 двора с населением 958 человек. Здесь действовала помещичья полотняная фабрика, построенная в 1850-х гг., но вскоре прекратившая своё существование в связи с освобождением крестьян и неумением помещика приспособиться к новым, капиталистическим условиям организации промышленного производства.
В хозяйственной жизни бутырских крестьян из-за острого малоземелья играли важную роль ремёсла и промыслы: кожевенное, шорное, валяльное, столярное, портняжное и другие. В 1868 г. известный исследователь симбирской старины А.О. Липинский относил сельцо Бутырки к «наиболее замечательным селениям», в которых «делаются преимущественно сапоги и коты». Эта особенность местного населения и учитывалась предпринимателями в выборе сельца для открытия своих заведений.
Крупным промышленником здесь считался барон Х.Г. Штемпель, которому принадлежало 245 десятин земельных угодий. В его имении на конезаводе содержались на продажу рысистые, тяжеловозные и рабочие лошади. Вместе с помещицей, тёщей Н.А. Половцевой, барон открыл в Бутырках винокуренный и лесопильный заводы. В 1911 г. на винокуренном заводе №26, принадлежащем купцам Кутузову и Башкирову и арендуемого баронессой В.И. Штемпель, 15 рабочих за 96 дней выкурили 2356 ведер сорокаградусной продукции.
Во владении местного зажиточного крестьянина А.В. Кулышёва в Бутырках находилось предприятие по выделке кож (в 1918 г. – кожевенный завод на 8 рабочих).
Таким образом, несколько промышленных заведений приносили их владельцам доходы, а местным жителям – заработок в качестве рабочих или поставщиков сырья – зерна, картофеля, сырых кож.
В 1867 г. помещица С.П. Галахова выпросила у Святейшего синода разрешение на постройку в усадьбе домовой церкви. «Церковь, – писал П. Благоразумов, – была построена деревянная, небольшая, в форме креста, без колокольни, с остроконечным верхом и выглядела более часовней, чем храмом». Она «не отличалась ни надлежащею красотою, ни достатком, нужного для храма».
В 1897 г. часовню капитально отремонтировал барон Х.Г. Штемпель, в результате чего «бывший прежде убогий храм теперь и узнать нельзя». Он был хорошо оштукатурен, окрашен, с расписными стенами и куполом.
Летом 1876 г. здесь начинала свою педагогическую деятельность Вера Васильевна Кашкадамова (1858–1931), воспитанница Высших женских курсов в Казани, впоследствии – замечательный народный учитель, заведующая Симбирским двухклассным женским училищем, ученица и соратница И.Н. Ульянова, знакомая семьи Ульяновых, Герой Труда. «Я собрала 30 человек ребятишек, – вспоминала она, – и в свободной избе стала их учить грамоте, вместе с ребятишками приходили обучаться и подростки 14–16 лет».
Начальная земская школа в Бутырках открылась в том же 1876 г. Она, по словам инспектора Карсунского уезда А.А. Красева, помещалась «в новом доме, хорошо отстроенном на соединенные средства сельского общества и местной землевладелицы» «человек на 50–60 учащихся». Крестьяне на строительство школы затратили 147 рублей, 227 рублей выделила помещица Н.А. Половцева, которая ежегодно отпускала на её содержание более 100 рублей. В своих отчётах за 1878–1880-е гг. И.Н. Ульянов относил школу к лучшим школам края, находившимся «в весьма удовлетворительном состоянии», а здешнюю помещицу – к числу немногих лучших попечительниц губернии.
В 1910–1911-х гг. в сельце Бутырки – 209 дворов и 1031 житель, церковь и земская больница, чего не было во многих селениях. Население здесь было более грамотным, чем в других сёлах: грамотных мужчин и учеников-мальчиков – 242, женщин – 101.
На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем по 7 десятин земли, но 24 хозяйства её совсем не имели, 26 хозяйств не имели коров и 64 хозяйства – лошадей. Вместе с тем 88 хозяйств засевали до 4 десятин, 61 хозяйство – до 10 и 8 – более 10 десятин каждое, 7 имели 11 батраков, 15 содержали по 2 и 3 лошади, а 20 хозяйств – более двух коров.
46% всей пашни крестьяне засевали овсом, 20% – просом, 11% – горохом, 4% – картофелем, около 10% – рожью. Урожаи были очень низкими: ржи – 39, овса – 37 пудов с десятины. Из всей техники на селе было всего-навсего 12 плугов и одна железная борона. Сапожников здесь имелось 129, валяльщиков – 26, плотников – 18 и столяров – 16 человек.
В 1913 г. в сельце числилось 216 дворов и две церкви, но население сократилось до 626 человек. К 1926 г. в 214 дворах проживало уже 1052 человека и действовала школа первой ступени.
В 1929 г. бутырцы вошли в колхоз «Путь Ленина» с центральной усадьбой в Беклемишеве, а к весне 1931 г. вышли из него и образовали своё хозяйство «III Интернационал» (в 1950 г. вновь в колхозе «Путь Ленина» Беклемишевского сельсовета). В 1931 г. в Бутырках – 233 двора и 977 жителей.
В Великой Отечественной войне погибли или пропали без вести 45 местных жителей.
Ныне деревня входит в беклемишевский СХПК «Первомайский», в ней имеется частный магазин, баллонный газ. Деревня находится на грани исчезновения.
https://xn-----glcecwcww5kob.xn--p1ai/entry/8389