Валдайский уезд, деревня Пестово
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
21 февраля 2015 16:19 Деревня Пестово расположена на перекрестке дорог Яжелбицы – Дворец и Миронеги – Загорье, в двенадцати километрах от города Валдай, с 2005 года относится к Яжелбицкому сельскому поселению Валдайского района Новгородской области. С 1478 года по 1708 год деревня входила в состав Морозовской половины Деревской пятины Новгородской земли, с 1708 года по 1710 год в составе Ингерманландской, а с 1710 по 1719 год Санкт-Петербургской губернии. С 1719 года по 1727 год входит в состав Новгородской провинции Санкт-Петербургской губернии, с 1727 года по 1770 год в Новгородский уезд, а с 1770 года по 1776 год в Валдайский уезд Новгородской провинции Новгородской губернии. С 1776 года по 1781 год в составе Валдайского уезда Новгородской провинции Новгородского наместничества, с 1781 года по 1796 год Валдайского уезда Новгородского наместничества, с 1796 года по 1861 год Валдайского уезда Новгородской губернии. С 1861 года по 1900 год в составе Яжелбицкой, с 1900 года по 1924 год Дворецкой, а с 1924 года по 1927 год Валдайской волости Валдайского уезда Новгородской губернии. С 1927 года по 1928 год деревня в составе Угривского, с 1928 года по 1930 год Дворецкого сельского совета Валдайского района Боровичского округа Ленинградской области, с 1930 года по 1944 год Дворецкого сельского совета Валдайского района Ленинградской области, с 1944 года по 2005 год Дворецкого сельского совета Валдайского района Новгородской области. Яжелбицкое сельское поселение было образовано в соответствие с законом Новгородской области от 11 ноября 2005 года № 559-ОЗ. Пестово основано в XV веке славянами, недалеко от деревни расположен жальник, древнее захоронение, памятник археологии XI – XIV веков. Название деревни Пестово (польское Piastowo, чешское Pistov) происходит от слова пест (пехталь, пехтило) обозначающего боёк, кий, киек, толкач, для толченья или растирки чего-либо в ступке, или в ступе, толчее. В Переписной оброчной книге Деревской пятины за 1495 год упоминаются крестьяне Якуш Пест, Прокош Пест и Мартемьяник Пест. Пест предмет домашней утвари, каменный, медный, деревянный, в обрядах выступает как эротический символ наряду со ступой; в фольклоре и поверьях фигурирует как атрибут ведьмы и Бабы Яги. В сказках Баба Яга «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает» или «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать». Баба Яга — хозяйка всех ведьм, вместо ног у нее железные песты; когда она идет по лесу, то, ломая его, прокладывает себе ими дорогу. От удара песта Бабы Яги герой русской сказки валится на землю и превращается в камень. Около 1609 года деревня Пестово была уничтожена литовцами, а в 1630-х годах заселена карелами. Карелы строили дома из сосны, и стояли они до двухсот лет. Существовало множество неписаных правил, запретов, которые строго соблюдались хозяевами при заготовке строительного материала. Опасно было рубить липу, ибо считалось: кто ее срубит, непременно заблудится в лесу. Ни в коем случае нельзя было использовать сухие деревья – «мертвые», так как в доме, в срубе которого положено хотя бы одно бревно из сухостоя, жильцы заболеют и умрут. Запрещенными для строительства считались так называемые «священные» деревья, то есть выросшие на месте разрушенных часовен, церквей, заброшенных кладбищ. Деревья для сруба рубили в феврале в сухом бору, когда вся лишняя влага уже ушла в землю, а для наличников и порогов за два года до начала строительства. Строители при заготовке бревен наблюдали, как падает первое срубленное дерево. Плохой приметой считалось, когда, падая, оно задевало другие или первая щепка падала срубленной стороной вверх. Строили дом сами хозяева, очень редко доверяя это важное дело незнакомым, так как считалось, что от характера плотника зависела будущая жизнь в доме. Под первый венец «красного угла» прятали предметы-обереги: клочок шерсти для тепла, монеты для богатства, ладан для святости, кости животных для домового. Традиционная одежда карел отличалась от русской отдельными деталями. Женский костюм, в отличие от мужской одежды, отличался особой сложностью. Основу его вплоть до 30-х годов XX века составляли: длинная юбка, окаймленная узорчатой тесьмой, льняная рубаха, передник украшенный по подолу, головной платок с красивыми застежками для волос. Женщины- карелки пользовались различными украшениями - подвески, медальоны. Верхней одеждой у женщин были кафтаны из серого домотканого сукна или холста, или холста, шубы и тулупы. Девушки носили длинные волосы, заплетенные в одну косу. На голову надевали ленту, повязку, а сверху платок. Женщина на голове носила повойник (или сороки), а сверху повязывался платок. Повойник надевали во время свадьбы. Волосы на свадьбе заплетали в две косы. Женская обувь изготовлялась, как правило, из бересты, кожи меха. В лаптях из бересты работали на подсеке, сенокосе, носили на болоте. Также носили женщины и коты-туфли в виде галош из кожи. У мужчин верхняя одежда была без воротников. Поэтому мужчины носили шарфы, шейные платки. Летом в лесу, на пожне или рыбалке пользовались накомарниками, сшитыми из белой холщовой ткани. Для мужской одежды характерно то, что правая пола всегда запахивалась на левую сторону - по представлению карел, застежка на правой стороне имеется только на одежде нечистой силы. Издавна бытовали у карел пояс и рукавицы. Считалось, что пояс обладает магической силой. К нему привязывали различные обереги от порчи (медвежий клык или коготь, камешки, кусочки железа). Во время свадьбы на молодых надевали специальный пояс, отделанный мехом белки-летяги, украшенный разными ладанками талисманами, чтобы уберечь молодых от порчи. Пояса у карел были кожаные, плетеные, тканые или вязаные. К ним прикреплялись кисет с огнивом, кремнем, трутом и нож в ножнах - необходимая деталь мужского карельского костюма. В 1662 году среди крестьян деревни сложилась артель, которая ежегодно ходила за рубеж за табаком. Часть из них попадалась на контрабанде, но доходы были настолько велики, что незаконный ввоз табака не прекращался до середины XVIII века. Жители Пестово были прихожанами церкви Александра Невского расположенной в селе Яжелбицы, в деревне имелась небольшая деревянная часовня. В конце XIX века в Пестово открылось начальное народное училище ведомства Министерства народного просвещения. отсюда(откуда у них источник - не указано) | | Лайк (1) |
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
20 ноября 2018 17:05 Ох, не зря повесил когда-то. Сайтик-то тю-тю... | | |
Kraut Москва-Самара Сообщений: 5281 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3001 | Наверх ##
20 ноября 2018 20:10 Ничто не вечно под луной --- Кузнецовы (Самарская д.НовоЗапрудное, с. Липовка, с. Дмитриевка, д. Новая Поляна (Лопатино). Скоповы (Воронежская -- с. Пески, д. Мазурка, д. Марьевка Байчурово тож) Кретинины (интересны все, Воронежская обл., Украина - г. Запорожье, Казахстан)
Пугины,Бо | | |
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
21 ноября 2018 10:40 Для верности: моя деревня Пестово до сих пор существует и находится здесь | | |
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
24 ноября 2018 15:13 16 декабря 2018 14:37 Итак, посмотрим на этоу ветку подробнее. Для начала - откуда взялись у меня новгородские? Первое упоминание увидел в записи о смерти моего прапрапрадеда в Чесноковке Самарского уезда. Написано "Нижегородской губернии", но переправлено карандашом на "Новгородской". Отсюда можно примерно вычислить год его рождения - 1842.
 | | |
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
24 ноября 2018 15:17 24 ноября 2018 15:17 В более ранней записи из Чесноковки, у Кожевникова рождается сын Георгий, и сам Василий Григорьевич указан как крестьянин Новгородской губернии Валдайского уезда деревни Пестово. Теперь знаем, как звали жену - Анна Владимирова
 | | |
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
24 ноября 2018 15:18 В записи 1850 года по этой деревне в восприемниках значится некий Григорий Михайлов, экономический крестьянин того же уезда и губернии. Пока рано утверждать, что он отец Василия. Но запомним.
 | | |
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
24 ноября 2018 15:21 24 ноября 2018 15:21 Самое важное находим в записи уже в Самаре, за 1856 год. У Григория Михайлова Кожевникова, из той же деревни Пестово, рождается сын Алексей. Теперь сомнения отпали - это отец Василия. Вероятность прибытия в Самару из Новгородской губернии, из одной и той же деревни двух полных тезок почти равна нулю.
 | | |
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
25 ноября 2018 15:19 10 января 2020 23:41 Еще одна запись 1869 года - брак Петра Григорьева, крестьянина той же деревни, в Чесноковке. По этой записи он примерно 1838-39 года рождения
 | | |
von_nachtigallМодератор раздела Ph.D. (Chem.)  Москва => не Москва Сообщений: 1919 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1963 | Наверх ##
25 ноября 2018 15:25 25 ноября 2018 16:03 В Самарском архиве (в фонде канцелярии губернатора) обнаружить дело [1] о новгородских переселенцах; полного списка людей там нет, но указано, что довольно большая группа казенных крестьян Валдайского и Демьянского уездов переехала в Самарскую губернию в 1845 году и просила о причислении в Самарское мещанство. По итогам прошения в 1854 году часть крестьян в мещане причислили, а часть - нет (в деле не указано, кого именно). Конечно же, я не уверен, что Кожевниковы входили в их число, но уж больно интересное совпадение получается!
Увидев, что там есть ссылка на заседания Самарской Казенной палаты, я посмотрел журналы этих заседаний за 1854-55 гг. [2-]
Кроме того, в ф.32 удалось обнаружить другое дело 1852 г. [6], о прикомандировке крестьян Новгородской губернии к селу Елховке, и заказать его копию. Но моих пестовских там нет.
Дело [1] прикрепляю в обработанном виде ниже.
1. ЦГАСО, ф. 3, оп. 31, д. 4 2. ЦГАСО, ф. 150, оп. 5, д. 15 3. ЦГАСО, ф. 150, оп. 5, д. 16 4. ЦГАСО, ф. 150, оп. 5, д. 17 5. ЦГАСО, ф. 150, оп. 5, д. 18 6. ЦГАСО, ф. 32, оп. 6, д. 606.
Прикрепленный файл (Samara-Novgorod.pdf, 530762 байт) | | |
|