ГАТЧИНА, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ, ДУЛАГ 154
ГАТЧИНА, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ, ДУЛАГ 154
http://www.lokos.net/rcp/rcp20...5/ref4.htm После захвата немцами Гатчина стала центром карательных органов в этой местности.
Приказом генерал-фельдмаршала фон Лееба Гатчина была переименована в Линдеманштадт, на территории Района были открыты несколько крупных концлагерей, в Гатчине открыт концлагерь «Дулаг 154». Филиалы этого концлагеря располагались на территории бывшего военного аэродрома, возле Балтийского вокзала, на улицах Хохлова, Рощинской, в Красных казармах, в полуразрушенных помещениях бывшей граммофонной фабрики.
Лагерь был предназначен для военнопленных, евреев, большевиков, в него попадали те, кого немецкая полиция посчитала подозрительными, судьба арестантов была предрешена.
Стоит упомянуть о «Памятке об охране советских военнопленных», изданной в Берлине 8 сентября 1941 года. Данная памятка с особым усердием выполнялась на территории «Дулага 154»:
1. Применение строжайших мер при проявлении малейших признаков непослушания! Для подавления сопротивления беспощадно применять оружие. По военнопленным, пытающимся бежать, немедленно стрелять (без окрика), стараясь в них попасть.
2. Всякие разговоры с военнопленными, в том числе и по пути к месту работы и обратно, строго воспрещаются, за исключением совершенно необходимых служебных указаний. На пути к месту работы и обратно, а также во время работы категорически запрещается курить. Следует препятствовать всяким разговорам военнопленных с гражданскими лицами, в случае необходимости надо применять оружие – даже против гражданских лиц.
3. По отношению к трудолюбивым и послушным военнопленным также неуместно проявление мягкости. Они рассматривают это как проявление слабости и делают соответствующие выводы.
4. Мнимая безобидность большевистских военнопленных никогда не должна приводить к отклонению от вышеперечисленных указаний…
В сентябре 1941 года в Гатчину были переброшены специальные зондеротряды и эйзацгруппа «А». С расквартированием эйзацгруппы «А» в Красногвардейске старинный, исторический, утопавший в садах и парках город превратился в настоящий ад для коренных жителей. Впрочем, не только для коренных. Гитлеровцы согнали сюда десятки тысяч жителей из прифронтовой полосы – Урицка, Стрельны, Красного Села, Петергофа, Пушкина, Павловска и других населённых пунктов.
Именно тогда лагерь «Дулаг 154» начал работать в полную силу. Ежедневно всё это разнородное население процеживалось через густую сеть карательных служб. Руководил лагерем лично генерал-майор Шталекер. 23 марта 1942 года при выходе из своей штаб-квартиры в Гатчине неизвестным советским патриотом главный палач этих оккупированных мест бригаденфюрер СС и генерал-майор полиции Франц Шталекер был застрелен.
Все схваченные эсесовскими командами люди прямиком попадали сначала в комендатуру, а потом в лагерь. Интересен тот факт, что в Гатчинском лагере существовало два отделения: рабочее и нерабочее. Если человек попадал в рабочее отделение, то его (чаще всего) отправляли на работу в Германию (генеральный план «Ост») или на прифронтовые территории для обеспечения войск рабочей силой.
Если же человека направляли в нерабочую группу, то его участь была предрешена, следующим пунктом могла быть или газовая камера (хотя на территории «Дулага 154» не было таких камер) или печь крематория. Ежедневно из лагеря в парк курсировали грузовики с пленными, ночью в парке раздавались пулемётные очереди.
Сначала немцы даже не пытались скрывать свои злодеяния. Но позднее были созданы специальные могильные команды из военнопленных, которые тут же закапывали в землю трупы детей мужчин и женщин. Потом проходило определённое время, и теперь уже «специальному обращению» подвергались сами вчерашние могильщики. Так немцы прятали следы своих злодеяний.
На судебном процессе в трибунале Ленинградского военного округа, проходившем в 1970 году, был опубликован рапорт комиссара ГПФ-250 капитана Рейха.
«Расстрелы, совершаемые людьми моего подразделения, в каждом случае проводились быстро и незаметно. Я отдал необходимые приказания согласно полученным мною от господина подполковника генштаба Рихтера и майора фон Ваккербарта по этим вопросам и директивам. В каждом случае расстреливаемых заключённых под каким-либо предлогом доставляли на место, где гражданское население не могло проходить, и там выстрелом в затылок убивали. Почти во всех случаях до сих пор удавалось сделать так, что люди, которые должны быть расстреляны, не подозревали о предстоящем расстреле».
Поднимая документы из архива Гатчинского краеведческого музея я обнаружил интересные факты о так называемой «регистрации узников». Все коммунисты и комсомольцы, партийные работники, писатели и учёные, журналисты, советские активисты любых национальностей проходили под одной рубрикой – «евреи».
Члены подпольных организаций, партизанских движений, издатели подпольных листовок и газет были зарегестрированны как «враги рейха».
Гатчинский концлагерь практически ничем не отличался от остальных лагерей, расположенных на территории района. Стоит лишь отметить, что он был своеобразным центром лагерей в этой местности. Лагерь в пос. Торфяное, в пос. Рождественно, в Вырице были перевалочными пунктами для большинства узников. Конечно, эти лагеря имели определённое стратегическое значение для немцев, но центром был «Дулаг 154».
Группы немецкой контрразведки были разбросаны по территории всего района. В пос. Суйда действовала группа Рейхмана. Местные старожилы хорошо помнят эти годы. Одна их таких жителей, Зинаида Михайловна Ефимова. Она тогда была ещё маленькой девочкой, её родителей увели солдаты СС. Зинаида Михайловна рассказала мне, что знакомые и родственники всячески поддерживали её. Все понимали, что её родители назад уже не вернутся. Дальнейшая их судьба не известна, скорее всего их отвезли сначала в комендатуру Линдеманштадта, а потом отправили либо в лагерь, либо расстреляли.
Зинаида Михайловна также сказала о том, что спустя несколько недель после ареста её родителей, ей принесли маленькую записку. Хоть она и была ещё маленькой девочкой, она почувствовала, что может быть это последняя весточка от самых дорогих людей в её жизни. Я не стал расспрашивать её о содержании этой записки, потому что вспоминать такие трагические факты и без того очень тяжело. Война оставила на сердце этого человека огромную рану, которая не заживёт никогда.
+ ФОТО на сайте. *********************** ДУЛАГ 154 предназначался для военнопленных , евреев, большевиков и подозрительных лиц, задержанных немецкой полицией. Хоронили убитых там же: вырывали рвы и скидывали трупы. Стоит отметить, что лагерь, который располагался в границах "Граммофона" — центральная часть Гатчины.
Опираясь на архивные сведения, можно заключить, что после войны было обнаружено гораздо меньше трупов, чем было уничтожено людей. Большая часть погибших осталась там, где их бросили гитлеровцы.
По словам начальника поисковых отрядов Гатчинского района Эдуарда Брюквина, занимающегося изучением военной истории родного города и розыском погибших в войне, нет точных данных, сколько людей осталось лежать на территории "Граммофона".
"Никто не занимался специальными раскопками на территории завода — сколько лежит там людей, никому не известно, — говорит поисковик, — массовые захоронения расстрелянных мы часто находили за пределами города, где проводить раскопки можно. А специально копать на территории бывшего лагеря невозможно — там все заасфальтировано, работают люди".
Там, где раньше был концлагерь , в настоящее время буйствует жизнь: разномастные магазинчики, автосервисы и даже гипермаркет. Многие постройки возведены еще до войны — именно в них содержались заключенные. Однако ни местные власти, ни владельцы торговых точек, похоже, не догадываются об истории своих помещений и о том, что неглубоко под землей могут покоиться их предки......... http://www.zaks.ru/new/archive/view/65487
|