ПОРХОВ, ДУЛАГ 100
Молодежный медиахолдинг Псковской области «Без срока давности»
«Дулаг-100» - место вечной тишины https://dzen.ru/a/ZYR2Nk-zbymZFc4y
Малоизвестный памятник на месте братской могилы в Псковской области
Между столбами за колючей проволокой стоят люди. Кучно, тесно. Настолько, что почти сливаются в единую массу. Одни смотрят вдаль с надеждой, другие – со страхом. Кто-то – спокойно и непоколебимо, а кто-то вовсе отвернулся, не в силах больше поднять головы.
Дулаг-100 (Durchgangslager 100) – страшное место, о котором многие не слышали. Пересыльный лагерь, созданный германскими оккупационными властями на восточной окраине города Порхова. Там держали советских военнопленных, попавших в плен в боях под Новгородом и Старой Руссой. Лагерь работал с августа 1941 по февраль 1944.
 Памятник немецкому пересыльному лагерю «Дулаг-100» в Порховском районе Псковской области
Концлагерь был обнесен двумя рядами колючей проволоки. На углах территории лагеря стояли бетонные башни – вышки с вооруженными охранниками. В концлагере одновременно размещалось от 25 до 30 тысяч человек. Помещений для их содержания было явно недостаточно. Часть военнопленных занимала три трехэтажных каменных здания и три сарая, остальные вынуждены были находиться под открытым небом – и летом и зимой…» – Старший научный сотрудник Порховского музея истории края А.Е.Крылов.
Тут и там взрывается земля. Люди бегут друг на друга. Совсем рядом взрыв. Звон в ушах. И темнота.
Раннее утро. Вдыхаешь поглубже морозный воздух. Если прислушаться – можно услышать, как щебечут птички. Тишину разрезает крик, слышны звуки ударов дубинкой, стоны боли. В тесном бараке люди, толкаясь, поднимаются. Выходят на улицу. Тех, кто подняться не смог, вечером здесь уже не будет.
Как менялось отношение к мемориалу
В марте 1945 года территория была исследована комиссией, захоронения были вскрыты, проведены экспертизы. По данным исторических документов, в день в Дулаге умирало 100-150 человек. Общее количество жертв за всё время существования лагеря составило от 70 до 85 тыс. человек. Умерших от болезней и голода сбрасывали в ров, даже не засыпая землёй. Есть свидетельства о том, что перед тем как сбросить человека в ров, не особо внимательно проверяли – жив он, или нет. Как раз на месте братской могилы сейчас стоит памятник. Туристы говорят, что на этом месте намного тише, чем во всей округе.
Ты не герой. Про тебя не напишут песен, не снимут фильмов. Не вручат медаль. Страна вообще постарается поскорее забыть о том, что были военнопленные, были концлагеря на территории Советов. Были люди, которых принудили работать на врага.
Однако отношение со временем менялось: «В 1959 году на месте Дулага установили деревянную пирамиду, а в 60-х годах местные школьники заложили у места захоронения узников еловую аллею … В 1978 году по инициативе общественности было решено возвести мемориал, чтобы увековечить истинную масштабность происходившей в концлагере трагедии. И разработанный проект оказался по-настоящему грандиозным, причём было решено возводить его методом «народной стройки», без участия государственных денег», – рассказывает Наталья Михайлова, заведующий фондами Порховского краеведческого музея.
 Мемориальный комплекс «Дулаг-100» в Порхове
Сегодня можно пройти по аллее скорби, прочитать на стендах информацию о лагере и комплексе. Дойти до «Озера слёз» в конце аллеи, увидеть братскую могилу. До памятника можно дойти по боковым дорожкам. За ним висит колокол, в который можно позвонить в знак памяти и уважения к погибшим. Всё это – держа в голове то, что ещё 80 лет назад в этом самом месте люди страдали, болели, цеплялись за жизнь и умирали. С надеждой развернуть плечи и вдохнуть свободный, чистый воздух, которым сейчас можем дышать мы.
Зачем нам нужна память?
У памяти есть интересное свойство – искажать события прошлого. Ненамеренно, без всякого злого умысла. Стирать неприятное, оставляя только доброе и светлое. Человек – заложник этого механизма. В обыденной жизни он старается отвернуться, не смотреть, не вспоминать о плохом.
Как мы привыкли сохранять воспоминания? Делать фотографии, собирать их в альбомы, пересматривать, хранить дома, передавать детям. Это наши личные воспоминания, а что же делать с памятью жителей родного города или целого народа? Памятники, как носители историй, воспоминаний народа – вписаны в нашу жизнь. Они стоят на площадях, окруженные зданиями, по пути в школу, рядом с городским дворцом культуры или на главной дороге. Они часть города, часть архитектуры. На них постоянно падает взгляд нашей обыденной жизни. Но насколько часто мы действительно видим их, обращаем своё внимание, смотрим не сквозь, а на них.
В масштабах дома концентрат воспоминаний – в фотоальбомах. А в городе есть памятники. Они слышали шепот родственников погибших и рассказы стариков, торжественный марш, затихший в минуту молчания. В обычной жизни мы можем их не замечать, но так важно хотя бы раз в год доставать воспоминания с полки, стирать с них пыль, собираться с семьёй и рассматривать, вспоминать и рассказывать.
 Монумент памяти на территории мемориального комплекса «Дулаг-100»
Софья Цветаева --------------------------------------------------------------
Что такое ДУЛАГ? Трагические истории концлагерей, о которых мало кто знает 20 октября 2023

История жертв нацистских концлагерей, действовавших в годы Второй мировой войны в разных уголках Европы, широко известна. Эта тема нашла отражение в десятках и сотнях книг и кинолент. А вот о транзитных лагерях и фашистских гетто на территории Советского Союза знают только историки.
О Дулагах было не принято говорить и снимать героические фильмы. Оно и не удивительно: тысячи военных и гражданских попадали в плен, содержались в адских условиях, принудительно работали на врага, погибали в муках и пересылались на работу в Германию и другие страны Европы. История Дулагов окрашена в чёрный и красный цвета. Но о ней стоит знать, чтобы эта трагедия больше никогда не повторилась.
Дулаг-100 В годы Великой Отечественной войны на окраине города Порхова действовал обнесённый колючей проволокой немецкий лагерь Durchgangslager 100. С лета 1941 года по зиму 1944 года в нём работало около 30 тысяч военнопленных. Солдаты трудились в поле, разгружали вагоны, налаживали пути сообщения. Часть из них жила в сараях, часть – на улице. Люди спали под открытым небом, независимо от времени года. Они гибли от морозов, болезней, истощения и пыток.
Сразу после войны территория «Дулага-100» вместе с захоронениями была изучена. Исследователи были шокированы масштабом трагедии: под землёй обнаружили 85 тысяч человек! По некоторым свидетельствам, фашисты бросали в могилу даже живых, тех, кто не мог работать. Сейчас на этом месте стоит поклонный крест с мемориальной табличкой и памятник. Последний изображает изнурённых, но непокорных людей, втиснутых в тесное пространство между бетонными столбами. Позади монумента распложена площадка с колоколом. -------------------------------------------------
 Пепел над пропастью. Феномен Концентрационного мира нацистской Германии и его отражение в социокультурном пространстве Европы середины – второй половины ХХ столетия автор Борис Якеменко чтец Александр Сидоров Входит в серию «Война на уничтожение. Третий Рейх против России» Текст Аудио Купить и скачать
О книге Эта книга – первое в отечественной историографии комплексное исследование феноменологии нацистских концентрационных лагерей (Концентрационного мира), как особой системы, глобально трансформировавшей всё, что оказывалось в орбите её влияния – от времени, истории и пространства до человеческой антропологии и психологии. Обнажение и одежда, пища и голод, насилие и боль, язык и молчание, страх и смерть – каждое из этих явлений занимало свое место в общей картине тотальных антропологических и психофизических деформаций человека, попавшего в пространство лагеря. Как трансформировались философия и теология «после Освенцима», почему освобождение из лагеря не давало свободы? Для всех, интересующихся историей Второй Мировой войны, социальной историей, социальной антропологией, общественной мыслью Европы середины – второй половины XX столетия.
|