ОЗАРИЧИ
История с Андреем Журавлевым https://dzen.ru/saturdaytrip
Концлагерь в белорусских болотах, созданный по личному приказу Гитлера https://dzen.ru/a/ZCCUPHjZNkVHd0D5
Концлагерь, оборудованный в белорусских болотах не настолько известен общественности как Освенцим, Бухенвальд или, например, Дахау. Да и вообще, при упоминании фразы "концлагерь на болотах", многие историки вспоминают в первую очередь норвежский Тромсё. На самом деле и на территории СССР был полностью аналогичный, да еще и созданный по прямому указанию Гитлера.

В 1944 году, когда фашисты уже терпели одно поражение за другим на полях сражений, ими был Озаричский концлагерь. Основали его недалеко от переднего края обороны в марте 1944 года. Зачем было сооружать концлагерь уже в 1944 году, когда понятно было, что фашисты не сегодня так завтра будут разбиты в этих местах и отодвинуться дальше на запад? Дело в том, что они фанатично следовали тактике выжженной земли и после себя, как правило, не оставляли ничего живого. Собственно поэтому, под видом эвакуации, в концлагерь согнали более 50 тысяч мирных жителей. В дневнике девятой немецкой армии по этому поводу было записано следующее.
"Запланировано перебросить всех нетрудоспособных людей из прифронтовой полосы на оставляемую территорию. Таким образом решено освободиться от бремени, требующего питания. Решение принято лично верховным командующим после тщательных расчетов и анализа последствий".

После вышесказанного стоит упомянуть, что концлагерь "Озаричи" был единственным в истории Великой Отечественной войны, который был построен по личному указанию Гитлера. К тому же, Гитлер был причастен в планировании расположения данного концлагеря. Что касается расположения, то "Озаричи" был не одним каким-то лагерем, а целым комплексом. Комплекс этот состоял из трех лагерей, которые находились у поселков Озаричи, Подосинник и Дерть. Все три находились в болотистой местности. Помимо тактики выжженной земли, фашисты преследовали и еще одну цель - создание зоны массового заражения. Дело в том, что в концлагерь сгоняли в том числе и больных различными заболеваниями мирных жителей. Расчет был на то, что когда на эту территорию войдут советские войска, то многие из красноармейцев тоже заразятся и будут лишены боеспособности.

"Когда нас пригнали в концлагерь, со всех сторон слышался хруст веток. Люди настолько устали, что ломали ветки, стелили их себе, и тут же падали отдыхать. Ветки стелили, потому как практически везде вокруг была вода или просто сырость. На территории лагеря вообще не было никаких построек, только заболоченное мелколесье. Вокруг все было окружено забором в пять-шесть рядов колючей проволоки, по углам - вышки с часовыми. Костры нам палить не разрешали, ветки рубить тоже. Да и рубить нам было нечем, топоров у нас все равно не было. Когда попадали в лагерь, люди просто старались найти себе место повыше и посуше, но это было довольно сложно. Голод был очень сильный, потому как не кормили совсем. За все время пребывания в лагере, хлеб привезли всего один раз. Его называли "эрзац-хлеб" и он был сделан из березовых опилок. К ограждению подъехал грузовой автомобиль и немцы просто побросали хлеб через забор. Кто был рядом, тому что-то досталось, остальные так и остались голодными. Воды тоже не было, пили тут же в болоте, из проталин".

Еды действительно не было и люди питались сосновыми шишками, иголками и снегом. Воду из проталин пить тоже было рисковым делом, потому как такая масса людей вокруг. Не было отхожих мест или мест для братских захоронений. Некоторые узники умудрялись добывать воду из болотного мха. Холодная мартовская погода, под ногами вода и болотные кочки. Любая сломанная ветка и строительство подобия шалаша сразу каралось охранниками, которые находились на вышках. Бежать из лагеря тоже не представлялось возможным, потому как местность вокруг была заминирована.

Помимо тактики выжженной земли и создания своеобразной зоны заражения, эти концлагеря были созданы еще и в качестве живого щита. Их расположили перед передним краем обороны фашистов, рассчитывая на то, что эту территорию будут бомбить советские войска. Но этого не произошло, наши разведчики обнаружили эти три концлагеря раньше. После освобождения этих концлагерей, узников по заминированной местности выводили в безопасное место на протяжении двух суток. Из более чем 50 тысяч узников, спасти удалось только 30-ть. Вот что писали в армейских газетах и докладах об этих концлагерях.
"Тот не человек, кто это сможет забыть. История этих концлагерей - одно из самых гнусных злодеяний, совершенных фашистами в годы оккупации на территории белорусской земли..."
|