⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
История Вологодской епархии В теме публикуются материала, связанные с историей Вологодчины.Знаменитые люди, связанные с родословной.
|
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 Вперед → Модератор: Crotik49 |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | Галина Владимировна smigv48 https://forum.vgd.ru/post/2488...#pp2760253 МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ ЦЕРКВЕЙ г. ВОЛОГДЫ за 1844 год (ГАВО, ф.496, оп.8, д.185. - 1558 л.) 31. Гавриило-Архангельская в Троицкой ул. ц., л.1444 - священник Василий Иванов Воскресенский - дьячок Александр Беляев - пономарь Дмитрий Ельцов Ч.1. О родившихся -л.1444об - №1. 11(13).01.1844 родилась Агния. Родители: Вологодского Кафедрального Софийского собора диакон Иван Кинтилианов Беляев и Анфиса Николаева. Воспр. - умершего губернского секретаря Николая Васильева Агапова дочь девица Екатерина. -л.1445об - №3. 8(14).02.1844 родился Иоанн. Родители: Вологодского Кафедрального Софийского собора священник Никифор Алексеев Иконников и Анна Васильева. Воспр. - надворный советник Алексей Иванов Сырнев. Выд. св-во о рождении 1.10.1865 г. -л.1450об - №8. - 5(8).10.1844 родился Андрей. Родители: Вологодской градской кладбищенской церкви, что на Горбачеве, священник Александр Стефанов Садоков и Александра Андреева. Воспр. - Вологодской градской Благовещенской ц. священник Андрей Семенов Якубов. Выд. св-во о рождении в июне 1867 г. https://forum.vgd.ru/post/2488...#pp4126829 https://forum.vgd.ru/post/2488...#pp2597731 https://forum.vgd.ru/post/2488...#pp2730873 РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ г. ВОЛОГДЫ И ВОЛОГОДСКОГО УЕЗДА за 1834 год (ГАВО, ф.496, оп.3, д.271. - 670 л.) ВЫПИСКИ 28. Успенский Горний девичий монастырь, л.167-169 - священник Стефан Иванов Жиряев (37) - переведен ВУ к Ильинской церкви, что в Кубенском, в 1816 г. сыновья: Михаил (5) Александр (1) - оба выбыли с отцом - священник НИКИФор Алексеев ИКОННИКОВ 31 г., жена Анна Васильева 22 л., их дети: Николай 3 л. Марья 1 г. - священник Стефан Федоров Добряков 42 л., жена Татьяна Васильева 27 л., их дети: Аполлинария 10 л. Мария 3 л. Сергей 1 г. - диакон, находящийся на причетнической вакации, Порфирий Матфеев Широгорский 33 л., переведен от Вологодского Кафедрального собора в 1833 г., жена Ульяна Иванова 25 л., их дети: Виктор 2 л. Гавриил 9 мес (на 27.01.1834) Агриппина 5 л. - пономарь Иван Кириллов Зноев* 71 г., вдов, дочь Галина 40 л. заштатные: - отстраненный от должности в 1822 г. священник Стефан Андреев Писарев 59 л., вдов - уволенный во вдовству от должности священник Василий Васильев Барсов 59 л. - диакон, просящийся по вдовству об увольнении из духовного звания, Александр Иванов Резухин 29 л. - диакон Петр Матфеев Рощенский (59) - умер в 1831 г., дочь девица Татьяна 25 л. - умершего священника Григория Власьевского сын Иван (16) - умер в 1818 г. Анна Васильевна и.б.в девичестве Барсова? *Зноев в начале служения носил фамилию Беляев |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | https://vk.com/wall-120869660_8408 ОТКРЫЛАСЬ ЕЩЕ ОДНА СТРАНИЧКА О НАШЕМ ХРАМЕ. Священником Николаевского Златокрестинского храма города Вологды с декабря 1924 года до его закрытия в 1930 году был протоиерей ИОАНН АЛЕКСАНДРОВИЧ ОРЛОВ. С 1891 по 1924 гг. служение о. Иоанна непрерывно связано с Введенским храмом г. Вологды. В клировых ведомостях Введенской кладбищенской церкви в послужном списке отца Иоанна выделены следующие моменты его биографии: «Родился в 1861 году, сын священника Спасской Угольской церкви Вологодского уезда. 1885 год. Окончил Вологодскую духовную семинарию по 2-му разряду. 2 октября 1885 года определён на псаломщическое место к Покрово-Казанской церкви г. Вологды и посвящён в стихарь. 17 апреля 1885 года рукоположен в диакона к этой же церкви. 7 ноября 1891 года перемещён на псаломщическую вакансию к Введенской церкви г. Вологды. 14 ноября 1891 года рукоположен во священника к той же церкви на псаломщической вакансии. 29 января 1895 г. при открытом при Введенской церкви второй священнической вакансии определен священником. В разные года проходил должности и исполнял поручения от Епархиального начальства: - состоял штатным членом духовной консистории, - составлял реестр дел ВДК с алфавитным указателем за 1857 - 1886 годы. - был учителем пения в Успенском женском училище и двух женских приходских школах, - состоял законоучителем в 1 женском и 2-м мужском училищах, Колесниковском мужском приходском училище и в колонии малолетних преступников. Награжден: - набедренником - 1894 год, - скуфьей -1898 год, - камилавкой -1905 год, - наперстным крестом -1911 год, - саном протоиерея -17 июня 1917 года. Жена - Лидия Ивановна, 11.12.1868 г.р., дочь протоиерея Вологодской кладбищенской Богородской церкви Иоанна Шадрина, образование получила в женской гимназии. Дети их: Николай (20.03.1889 г.р.), Сергей (11.06.1890 г.р.), Александр (26.08.1891 г.р.), Нина (26.03.1893 г.р.), Феодосий (22.09.1895 г.р.), Андрей (22.11.1898 г.р.), Вера (27.04.1900 г.р.), Екатерина (16.11.1903 г.р.). Имеет деревянный дом с землей во 2-м участке г. Вологды в пользовании домовладельца.» Двухэтажный деревянный дом Орловых с тесовым дровяником, хлевом и погребом стоял на берегу Пятницкого пруда, рядом справа от нынешней школы № 10. Теперь на этом месте угол Дворец творчества детей и молодежи. После революции семейству Орловых была оставлена в пользовании небольшая часть дома на первом этаже, на втором этаже в разные годы находились канцелярия Кипеловского лесничества, помещения музыкального техникума. В марте 1924 года, спустя 33 года службы, протоиерей Иоанн Орлов оставляет Введенский храм, в котором с апреля 1924 года регистрируется обновленческая религиозная община. Дальнейшее пятилетнее служение о. Иоанна связано с храмом святителя Николая «Золотые Кресты». Обратимся к протоколу общего собрания Никольско-Златокрестинской церкви г. Вологды от 21 декабря 1924 года. «На собрание явилось 37 человек. СЛУШАЛИ: Вопросы собрания: -выборы настоятеля вместо выбывшего отца Евгения ЛОЩИЛОВА из нашей общины и также настоятеля нашего храма. ПОСТАНОВИЛИ: - выборы производились закрытым голосованием. Выборным по заявлениям оказался протоиерей Иоанн ОРЛОВ получивший большинство голосов.» Сведения о судьбе о. Иоанна после 1917 г. носят отрывочный характер, и сегодня мы продолжаем поиск его прямых потомков. Благодаря воспоминаниям священника Александра Подстаницкого и архивным документам удалось проследить жизненный путь прот. Иоанна в этот нелегкий для церковной жизни период, узнать точную дату его смерти. 1930 год явился весьма скорбным для о. Иоанна. В январе умирает его супруга Лидия Ивановна. В Вологде продолжается массовое закрытие церквей. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях протоиерей Александр Подстаницкий: «1930 год. В городе Вологде кроме поименованных закрытых церквей закрыты ещё следующие церкви: Герасимовская, Гавриило-Архангельская, Николо- Золотокрестинская, Воскресенская, Ильинская тёплая, Иоанно-Богословская, Николаевская Глинковская, ПокровоКозлёнская, Фрязиновская, Сретенская, Георгиевская холодная, Леонтьевская, Антипинская, Пустынская. Иконы: Николая Чудотворца, Утоли моя печали и Преподобного Герасима перенесены в Кладбищенскую церковь, где будут совершаться литургии ежедневно — ранняя и поздняя. Колокола почти со всех церквей города Вологды сняты. Часть имущества из закрытых церквей: Николо-Золотокрестенской, ГавриилоАрхангельской и Троице-Герасимовской перенесена в Кладбищенскую церковь для совершения богослужений. Престол из Гаврииловской церкви перенесён в Кладбищенскую церковь, где и был освящён 12 февраля 1930 года. Закрыты церкви: Николо-Владыченская, Дмитриевская на Наволоках, Богородская Нижнедольская, Екатерининская, Спасоболотская. Благовещенская, Цареконстантиновская. Служение совершается только в Соборе и трёх кладбищенских церквях: на Богородицком, Горбачёвском и Введенском". После закрытия 18 февраля 1930 года Николаевского Златокрестинского храма о. Иоанн продолжает некоторое время служить в Лазаревском храме, но уже в июне месяце подает прошение о выходе за штат. В своих воспоминаниях протоиерея Алексея Резухина читаем: «Все сорок с лишним церковных приходов г. Вологды должны были вместить два оставшихся храма: Рождества Богородицы и Воскресения Лазаря, что на Горбачевском кладбище. В связи с такой реорганизацией церковной жизни многие священники вышли за штат, среди них – видные священнослужители, но уже в почтенном возрасте. Дали, как говорят, дорогу более молодым. Я помню некоторых из них. Протоиерей Иоанн Орлов, бывший священник храма Иоанна Златоустого (здесь, очевидно, ошибка) что за рекой, с большой седой бородой, в серой рясе, в шляпе, с тростью. Он был из образованных священников города, преподаватель духовного училища с прозвищем «Фараон». Ученики часто очень метко давали учителям прозвища. Действительно, по важности и степенности отца Иоанна можно было сравнить с древним фараоном.» Резолюцией Высокопреосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Вологодского от 25 июня 1930 года протоиерей Иоанн Орлов увольняется за штат по прошению и по преклонности лет. Скончался протоиерей Иоанн Александрович Орлов 10 марта 1933 года, в возрасте 72 лет, похоронен на Горбачевском кладбище. Могила о. Иоанна и матушки Лидии сохранилась, но за давностью лет числа на поржавевшей табличке стерлись и при обновлении надписи были указаны предполагаемые, но не совсем верные даты. В дальнейших публикациях мы более подробно расскажем о судьбе детей о. Иоанна и его родственников, для которых дом Орловых у Пятницких прудов всегда был гостеприимной и уютной пристанью. Благодарим за предоставленную информацию нашу подписчицу ТАТЬЯНУ ПЯТЛИНУ, которая в поиске своей родословной нашла, что её троюродный прадед протоиерей Иоанн Орлов был священником в нашем восстанавливаемом храме. На фото: 1. Протокол приходской общины от 21 декабря 1924 г. 2. Дом Орловых (2-х этажный деревянный) стоял у Пятницкий прудов, сейчас ул. Ленинградская, д.5. Дворец творчества детей и молодежи. 3. Могила отца Иоанна и матушки Лидии на Горбачевском кладбище. ![]() ![]() ![]() |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | Я помолюсь - и все пойдет, как надо, Как надо - значит так, как хочешь Ты. Ты удалишь ненужные преграды И возведешь надежные мосты. Ты под контроль возьмешь все мои встречи, И не допустишь лишнего нести, Так день пройдет и ближе станет вечность, Я получу все то, что дать мне хочешь Ты. В вечерний час, когда я размышляю И вспоминаю все, что было днем Душа моя в молитве повторяет: " ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, БЛАГОДАРЮ ЗА ВСЕ! " Стихи батюшки Николая Гурьянова. |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | https://vk.com/wall-120869660_96037 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" Еще немного про Тюреберь. Священник нашего храма Евгении Лощилов до назначения в наш храм служил в псаломщиком в Зосимо-Савватиевской Тюреберской церкви. В ночь на 1 марта 1905 года, на первой неделе Великого поста, церковь сгорела. Вместе со священником отцом Анатолием Певговым, приехали на место пожара, но спасти уже ничего было нельзя. Евгений Лощилов в мае 1906 года определен во священника к Николаевской Золотокрестенской церкви г. Вологды. Преосвященным Алексием епископом Великоустюжским рукоположен во дьякона, а затем во священника 11, 12 июня 1906 года. И уже служа в нашей церкви, заботился он о храме в котором начинал свою службу Богу. Указом Консистории от 11 августа 1908 года разрешено строительство нового храма в местности Тюреберь. В декабре 1908 г. в журнале Консистории имеется запись "Согласно просьбе Строительной Комиссии по устройству Зосимо-Савватиевской Тюреберской церкви Тотемского уезда и доверенности, данной той же Комиссией, дать полномочие священнику Вологодской градской Николаевской Золотокрестенской церкви Евгению Лощилову на заключение нотариального условия по устройству иконостаса в сей церкви с цеховым иконостасным дел мастеров Николаем Шишовым". Строительство нового здания церкви в местности Тюреберь началось с 1909 г., освящен храм во имя Зосимы и Савватия Соловецких, 26 сентября 1910 года. Фото: уполномочие отцу Евгению Лощилову от Строительной комиссии по устройству Зосимо-Савватиевского Тюреберского храма. |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | https://vk.com/wall-120869660_9592 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" В Вологде 29 сентября 1896 года по инициативе историка-краеведа Николая Ивановича Суворова было открыто епархиальное древлехранилище. Располагалось в Воздвиженской надвратной церкви Архиерейского двора Вологодского кремля. Здесь собирались и демонстрировались публике старинные предметы преимущественно церковного обихода, а также коллекции, характеризующие край с точки зрения истории, этнографии, археологии и даже палеонтологии. Делами хранилища заведовала постоянная Церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей. К концу 1899 г. в древлехранилище находилось 750 предметов - церковные древности, памятники истории, этнографии, археологии, собрание книг и рукописей. Согласно Путеводителю по Вологодскому епархиальному древнехранилищу, составленному священником Непеиным Сергием Арсеньевичем в 1900 году, из нашего храма в древлехранилище были два предмета: 1. Пряжка серебряная позолоченная с двумя гербами: губернским и государственным с буквой Е. II, черневой работы, от священнического препояса и вероятно царский дар. 2. Воздух, шитый шелками, серебром и золотом, гладью и шнуром. Воздух из нашего храма был работы неграмотного мастера, судя по перепутанным буквам. Примечание: Пояс – часть богослужебного облачения священника и архиерея, надеваемая поверх подризника и епитрахили, представляет собой плотную, шириной 10–15 см, полосу материи с отделкой в виде полос иного оттенка по краям. В середине пояса нашивается крест, а по его концам – длинные ленты, которыми он фиксируется сзади, на пояснице. Пояс напоминает то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере. Воздух в православной церкви — больший из трех покровов для покрытия Святых Даров, приготовленных к освящению на дискосе и потире и покрываемых сперва порознь малыми покровами. Оба священных сосуда покрываются вместе воздухом, окружающим Святые Дары. Фото: пояса и воздуха из интернета. ![]() ![]() ![]() ![]() |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | https://vk.com/wall-120869660_9551 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" В метрической книге градской Николаевской Золотокрестинской церкви за 1908г. раздел "О бракосочетавшихся" имеется запись от 30 января. Жених: Псаломщик сей церкви Елпидифор Евгениев Розов, 30 л., первым браком, православного вероисповедания. Невеста: дочь Вологодского мещанина Александра Никифорова Юрьева девица Александра Александрова Юрьева, 18 л., первым браком, православного вероисповедания. Поручители по жениху: студенты Ярославского Демидовского лицея Василий и Иван Евгеньевы Розовы. По невесте: титулярный советник Александр Иванов Попов и Вологодский мещанин Константин Иванов Юрьев. Венчал входящий священник Феодосий Сумароков с входящим псаломщиком Александром Розовым. Елпидифор Розов родился 14 октября 1878 году, сын диакона. С 20 января 1902 г., согласно прошению, был допущен к исполнению паломнических обязанностей к Николаевской Золотокрестинской церкви г.Вологды. Утвержден в должности 16 октября 1905 г. Служил в нашем храме до 1924 года. ![]() ![]() |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | https://vk.com/wall-120869660_9531 Из ИСТОРИИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ "ЗОЛОТЫЕ КРЕСТЫ" Почему в храме Святителя Николая "Золотые кресты" придел Введения во храм Пресвятой Богородицы ? В третьем томе издания "Писцовые и переписные книги Вологда XVII – начала XVIII века" в разделе "Писцовая книга Вологды 1626-1628 годов", страница 131, имеется упоминание о церкви Введения Пресвятой Богородицы. "Церковь Введение Пресвятой Богородицы, древяна клецки. А в церкви божие милосердие образы и книги, и ризы и на колокольнице колокола, и всякое церковное строенье приходных людей. Место церковное, что была церковь Стефана Сурожского чудотворца, сгорела в вологодское разоренье. А земли около церкви и места церковного в длину 36 сажень, поперег 21 сажень. У церкви служит поп Стефан." В Вологде были Старая Введенская улица (сейчас Завражский переулок) и Новая Введенская улица (сейчас улица Мохова). В районе Новой Введенской улицы в старину стоял Введенский деревянный храм. Наш каменный храм строился с 1705 г., освящена в 1714 г. С 1781 года было обновление Золотокрестинской церкви. К храму были пристроены каменные трапезная часть и колокольня. В 1812 году был устроен придел в паперти на первом этаже - Введения во храм Пресвятой Богородицы. Старая Введенская деревянная церковь, видимо, совсем разрушилась и его престол перенесли в наш храм. В 1879 году этот придел освящении во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и преп. Кирилла Новоезерского. На фото: 1. Фрагмент из Писцовой книги г.Вологды 1626-1628 годов, 2. Карта г.Вологды 1920 г. |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | https://vk.com/wall-120869660_9396 ЧИТАЕМ "ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ, 1907 год, № 1. В газете "Вологодские епархиальные ведомости" за 1907 год в № 1 в разделе I "Распоряжения епархиального начальства" опубликована ведомость о количестве удержанных денег из жалования членов причтов церквей Вологодской епархии за 2 пол. 1906 г." В ведомости записано, что по Николаевской Золотокрестинской церкви из священнического оклада удержано 24 руб. 50 к. С 1892 года многие причты стали получать жалование от государства: священник – 294 рубля в год (24 руб.50 к. в месяц), диакон – 147 рублей, псаломщик – 98 рублей. Поскольку в 1906 году умер священник храма протоиерей Константин Садоков, и до назначения нового священника Евгения Лощилова, прошел месяц, удержано из жалования членов причта месячный оклад священника. |
Crotik49 Модератор раздела почётный участник Вологда, Сообщений: 20595 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27926 | https://vk.com/wall-120869660_9437 ЧИТАЕМ "ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" ВОЛОГОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ, 1902 год, № 4 В газете "Вологодские епархиальные ведомости" за 1902 год в № 4 в разделе III "Распоряжения епархиального начальства" опубликовано о назначении Елпидифора Розова. Елпидифор Розов родился 14 октября 1878 году, сын диакона. По окончании учебного 1-го класса Вологодской духовной семинарии был уволен в 1895 г. В продолжение 6 лет исполнял псаломщнические обязанности при Кирилло-Рощенской церкви г.Вологды. В январе 1902 г., согласно прошению, был допущен к исполнению псаломщнических обязанностей к Николаевской Золотокрестинской церкви г.Вологды. Однако утвержден в сей должности только 16 октября 1905 г. О посвящении в стихарь опубликовано в газете "Вологодские епархиальные ведомости" за 1905 г. № 21. ![]() ![]() ![]() ![]() |
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 Вперед → Модератор: Crotik49 |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Crotik49 » История Вологодской епархии [тема №173363] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
31 марта 2024 г.