ОМСК
Эвакуация заводов
Lorelei Москва Сообщений: 715 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 203 | Наверх ##
30 ноября 2008 9:45 История ОМП им. П.И.Баранова12 августа 1941 года на Запорожский моторостроительный завод поступил приказ наркома авиационной промышленности - немедленно начать подготовку к эвакуации на восток. В этот же день под руководством директора предприятия Макара Лукина был разработан четкий план. В первую очередь демонтировались станки и агрегаты в тех цехах, где был создан задел деталей и узлов для последующей сборки двигателей в тылу. Для организации разгрузочных работ, охраны оборудования, размещения прибывающих в Омск людей срочно был направлен начальник цеха Георгий Колотиленко. Перед отправкой ему говорили, что место (пустырь) уже освоено и можно будет быстро наладить производство моторов. Еще в 1936 году здесь началось строительство авиаремонтного завода и аэродрома. В 1940 году его профиль был изменен - он преобразовался в двигателестроительный (авиа) завод № 166. Однако в начале войны на его площадку пришлось эвакуировать московские заводы 156 и 81. Но и отсюда эти три завода, объединенные номером 166, пришлось оттеснить на соседнюю площадку. На их место прописали приднепровских моторостроителей. Увиденное в Омске Колотиленко обрадовало мало. Оборудование можно было размещать лишь в 5 корпусах, шестой стоял в строительных лесах. Наибольшую озабоченность вызывала предстоящая транспортировка Запорожского завода от железнодорожной станции до площадки. Ветки нет, автопарк невелик. А принять надо 60 с лишним эшелонов с грузом. Оставалось единственное - срочно проложить шесть километров железнодорожного полотна. С этой целью был организован общегородской воскресник. Помогали все предприятия, тысячи омичей, деревообрабатывающий завод поставил шпалы. Ветку провели за один день. И в этот же день выгруженное оборудование в Кировском районе начали отправлять на его законное место. Вспоминает Николай Куплайс, работавший на заводе с 1933-го по 1994 годы: - В Омск прибыло 1056 платформ и вагонов с оборудованием и около 12 тысяч работников и членов их семей. Последний эшелон пришел в Омск в конце сентября 1941 года. Для сборщиков и испытателей был отведен пустырь. Соорудили шалаш из брезента и начали разбирать собранные в Запорожье узлы. Освещения не было, поэтому работали только днем. В помощь одной котельной пригнали 10 локомотивов, которые в цехи подавали пар. В ночь с 6 на 7 ноября был успешно испытан впервые собранный на омской земле авиационный двигатель М-88Б... "Дека", "Большевик", авиазавод № 29, авиазавод № 29 им. Баранова. Еще в начале века в городе Александровске (с 1921 года - город Запорожье) возникает несколько заводов. Перед первой мировой войной сюда свой взор устремляют владельцы Петербургского авиационного АО электромеханических сооружений "Дюфлон, Константинович и К" - сокращенно "Дека", к тому времени занимавшиеся постройкой дирижаблей, аэропланов, двигателей и приборов. Получив большие ссуды, "Дека" двинулась в Александровск, чтобы работать на войну. Заключенный в 1916 году контракт, обязывал "Деку" изготовить и поставить Главному военно-техническому управлению 100 авиационных 150-сильных моторов типа "Бенц", 20 моторов типа "Мерседес" мощностью 100-105 л.с., 130 моторов "Мерседес" мощностью 129 л.с. В августе 1916 года был выдан первый мотор, разработанный инженером Воробьевым и получивший название "Дека М-100".Это событие и принято считать днем рождения Запорожского моторостроительного завода. В 1918 году завод был национализирован. А после более двух с половиной лет не функционировал - шла гражданская война. В апреле 1920 года он получил новое название - Государственный авиационный завод № 9. Растащенное за время войны оборудование находили во многих городах и свозили на прежнее место. На первых порах изготавливали дрели, посуду и прочее, в чем нуждалось население. В декабре 1920 года к названию завода добавилось слово "Большевик". Только в 1923-м предприятие получило задание организовать серийное производство авиадвигателей типа "Испано-Сюиза", получивших индекс М-6. Они устанавливались на покупные самолеты "Мартинсайд" (Англия), "Фоккер Д-ХI" (Голландия), а позднее на самолеты ПО-2 конструкции Поликарпова. М-6 выпускали для самолетов до 1930 года, и еще 2 года для танков. Когда эти двигатели с водяным охлаждением устанавливались на иностранные самолеты, в чертежах уже был М-11 с воздушным. Они выходили различных модификаций и поднимали в небо такие широко известные самолеты, как У-2 (ПО-2), ЯК-18. 1927 год. Завод переименован в Государственный союзный завод № 29. Ему стали оказывать более действенную помощь. К этому времени авиапромышленность перешла на производство только отечественных самолетов. К 1930 году завод освоил М-22 (480 л.с.), выпускался этот двигатель до 1935 года и устанавливался на 12 типах самолетов: И-15, И-16, "Сталь-3", "Хаи-1", К-5, АНТ-14... Завод делал М-48, М-58. 5 сентября 1933 года в авиакатастрофе погиб начальник Главного управления авиационной промышленности Петр Баранов, много внимания уделявший запорожскому заводу. С 14 сентября 1933 года завод стал носить его имя. С 1935-го по 1941 годы 29-й освоил и запустил в производство около 10 двигателей и их модификаций, один из которых - М-85 (850 л.с.). В 1938 году уже рождался М-88 (1100 л.с.), в июле 1941 года под немецкими бомбардировками прошел испытания М-89. Наступил август. Эвакуация в Омск. (...) http://www.infomsk.ru/media/publish/magcat.php3?catid=14462 --- http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно. | | |
Lorelei Москва Сообщений: 715 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 203 | Наверх ##
30 ноября 2008 9:51 "Человек тыла": его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.) Содержание. ВВЕДЕНИЕ Глава 1. “Человек тыла” в промышленном производстве Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (на материалах Омска и Омской области) Глава 2. “Человек тыла” в сельскохозяйственном производстве Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (на материалах Омска и Омской области) Глава 3. Быт и культурное обслуживание “человека тыла” в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области) ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ http://free.cityref.ru/history/35322.htm --- http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно. | | |
Lorelei Москва Сообщений: 715 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 203 | Наверх ##
30 ноября 2008 10:07 Даты в истории г.Омска. 22 июля 1941 Прибыл первый военно-санитарный поезд с ранеными, которые были помещены в головной сортировочный эвакогоспиталь № 1494. июль 1941 В Омск эвакуировано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ-29, авиационная тюрьма НКВД), в состав которого входили самостоятельные бюро, возглавляемые выдающимися авиаконструкторами А.Н. Туполевым, В.М. Мясищевым и Д.Л. Томашевичем. август 1941 Из Новгорода в Омский краеведческий музей привезены на время войны памятники древнего искусства - Корсунские и Сигтунские (Магдебургские) ворота, снятые с Софийского собора. 7 ноября 1941 На заводе им. Баранова состоялся пуск первого авиационного двигателя, собранного на омской земле. Мотор запущен лучшим мотористом завода Ю.Н. Попандопуло. http://omsk.infomsk.ru/history.phpФабрика "Большевичка" 40-е годы Пошив обмундирования для Советской армии. Эвакуация фабрики в Омск. Пошив парадной униформы для участников парада Победы на Красной площади. Переоснащение московских цехов после окончания войны. Открытие собственного конструкторского бюро. Переход на производство гражданской продукции. http://www.bolshevichka.ru/company_history.htm --- http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно. | | |
Lorelei Москва Сообщений: 715 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 203 | Наверх ##
19 декабря 2008 22:51 19 декабря 2008 23:13 --- http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно. | | |
Lorelei Москва Сообщений: 715 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 203 | Наверх ##
19 декабря 2008 23:03 В годы Великой Отечественной войны в Омскую область было эвакуировано более 100 предприятий. Это резко изменило структуру экономики области: если в 1940 г. ведущую роль играла пищевая промышленность, то теперь была создана крупная металлообрабатывающая промышленность, удельный вес которой достиг почти 59 %. Омск стал одним из крупнейших оборонных центров страны и занял по объему промышленного производства 2-е (после Новосибирска) место в Сибири. В самом начале войны сюда из Москвы были эвакуированы авиазаводы № 82 (серийный) и № 156 (опытно-конструкторский), которые вместе с омским авиазаводом № 166 создали единое производство (ныне АКО "Полет"). За годы войны им было выпущено 78 пикирующих бомбардировщиков "ТУ-2" и более 3,4 тыс. истребителей "ЯК-7" и "ЯК-9", по своим характеристикам превосходивших немецкие самолеты. На базе Омского паровозо-вагоноремонтного завода разместились завод им. К. Е. Ворошилова из Ленинграда (№ 174), паровозо-вагоноремонтный завод им. Октябрьской революции из Ворошилова (№ 173) и некоторые другие предприятия. Здесь в 1941-1945 гг. было выпущено почти 7 тыс. танков "Т-34" - лучших танков Второй мировой войны. В тройку важнейших оборонных предприятий Омска вошел и эвакуированный из Запорожья моторостроительный завод им. Баранова, на котором изготавливались авиационные двигатели. Заводы им. Н. Г. Козицкого (№ 210) и им. В. В. Куйбышева (№ 20), "Электроприборы" (№ 634), Сибзавод выпускали минометы, мины, снаряды (в том числе для знаменитых "Катюш"), патроны, радиооборудование для самолетов, танков. Гидроакустические средства, в первую очередь, шумопеленгаторы "Марс" и гидролокаторы "Тамир", выпускаемые заводом № 206, способствовали победам на море. Благодаря "Марсу", наши подводники отправили на дно 300 транспортных судов, общим тоннажем около миллиона регистровых тонн и 100 боевых кораблей. Помимо оборонных предприятий, в Омск были эвакуированы наркоматы мясо-молочной промышленности СССР и РСФСР, наркоматы земледелия СССР и РСФСР, Сельскохозяйственный банк СССР, Академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, театр им. Вахтангова и другие организации и учреждения. В 214 детских домах и интернатах воспитывалось 24 тыс. детей, эвакуированных из прифронтовых городов. Много было сделано по организации лечения раненых. За годы войны Омск принял 562 военно-санитарных поезда. В области было организовано 45 госпиталей, большая часть которых находилась в Омске. http://www.lib.okno.ru/kalendar/spravka2005.htm --- http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно. | | |
arpoiskисследователь родословной  Сообщений: 112 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 192 | Наверх ##
18 августа 2017 20:54 Вот здесь есть кое-что из Омской авиации - https://forum.vgd.ru/post/17/84201/p2426114.htm#pp2426114Но а меня интересует если кто-то знает за авиационную воинскую часть № 1743 (видимо в Омске или недалеко от данного города). Возможно батальон аэродромного обслуживания 102 авиабригады. --- Петров, Москалев, Воробьев, Бойченко, Сродный
Украина, Херсонская область, Херсонская губерния,
Россия, Липецкая область, Елецкий район
Елецкий уезд, Орловская губерния.
Вознюк, Лысый, Балтян, Голубенко
с. Мироны
Балтский район Одесская область,
Мошнягская волость | | |
agirsh Новичок
Сообщений: 7 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
5 февраля 2018 2:18 Существуют ли где-то списки эвакуированных в Омск?
Заранее спасибо | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 16839 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8506 | Наверх ##
5 февраля 2018 10:14 10 апреля 2023 22:39 agirsh написал: [q] Существуют ли где-то списки эвакуированных в Омск? [/q]
Я предполагаю, что единого списка всех эвакуированных нет. Но возможно есть ведомственные списки. Отдельно - машиностроительные заводы и работники этого ведомства с семьями, отдельно - представители министерства сельского хозяйства и их семьи, отдельно вывезенные жители блокадного Ленинграда и т.д. Эвакуация шла в несколько этапов. http://www.iaoo.ru/guestbook.html https://iaoo.ru/faq гостевая книга на сайте Омского архива gugaoo@mail.ru archive@iaoo.omskportal.ru электронный адрес Омского архива https://iaoo.ru/workers/phone-book контакты --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
Lorelei Москва Сообщений: 715 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 203 | Наверх ##
25 декабря 2018 10:17 Как жаль, что за эти годы все ссылки устарели. Надо поискать полную информацию по сохранившимся текстам и разместить здесь. | | |
DYGIN Новичок
Москва Сообщений: 15 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 20 | Наверх ##
19 августа 2022 1:05 19 августа 2022 1:05 | | |
|