Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, данные по https://www.obd-memorial.ru и по Электронным Книгам Памяти

ОМСК

Эвакуация заводов

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, tatust
Lorelei

Lorelei

Москва
Сообщений: 715
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 203
История ОМП им. П.И.Баранова

12 августа 1941 года на Запорожский моторостроительный завод поступил приказ наркома авиационной промышленности - немедленно начать подготовку к эвакуации на восток. В этот же день под руководством директора предприятия Макара Лукина был разработан четкий план. В первую очередь демонтировались станки и агрегаты в тех цехах, где был создан задел деталей и узлов для последующей сборки двигателей в тылу.
Для организации разгрузочных работ, охраны оборудования, размещения прибывающих в Омск людей срочно был направлен начальник цеха Георгий Колотиленко. Перед отправкой ему говорили, что место (пустырь) уже освоено и можно будет быстро наладить производство моторов. Еще в 1936 году здесь началось строительство авиаремонтного завода и аэродрома. В 1940 году его профиль был изменен - он преобразовался в двигателестроительный (авиа) завод № 166. Однако в начале войны на его площадку пришлось эвакуировать московские заводы 156 и 81. Но и отсюда эти три завода, объединенные номером 166, пришлось оттеснить на соседнюю площадку. На их место прописали приднепровских моторостроителей.
Увиденное в Омске Колотиленко обрадовало мало. Оборудование можно было размещать лишь в 5 корпусах, шестой стоял в строительных лесах. Наибольшую озабоченность вызывала предстоящая транспортировка Запорожского завода от железнодорожной станции до площадки. Ветки нет, автопарк невелик. А принять надо 60 с лишним эшелонов с грузом. Оставалось единственное - срочно проложить шесть километров железнодорожного полотна. С этой целью был организован общегородской воскресник. Помогали все предприятия, тысячи омичей, деревообрабатывающий завод поставил шпалы. Ветку провели за один день. И в этот же день выгруженное оборудование в Кировском районе начали отправлять на его законное место.
Вспоминает Николай Куплайс, работавший на заводе с 1933-го по 1994 годы:
- В Омск прибыло 1056 платформ и вагонов с оборудованием и около 12 тысяч работников и членов их семей. Последний эшелон пришел в Омск в конце сентября 1941 года. Для сборщиков и испытателей был отведен пустырь. Соорудили шалаш из брезента и начали разбирать собранные в Запорожье узлы. Освещения не было, поэтому работали только днем. В помощь одной котельной пригнали 10 локомотивов, которые в цехи подавали пар.
В ночь с 6 на 7 ноября был успешно испытан впервые собранный на омской земле авиационный двигатель М-88Б...

"Дека", "Большевик", авиазавод № 29, авиазавод № 29 им. Баранова. Еще в начале века в городе Александровске (с 1921 года - город Запорожье) возникает несколько заводов. Перед первой мировой войной сюда свой взор устремляют владельцы Петербургского авиационного АО электромеханических сооружений "Дюфлон, Константинович и К" - сокращенно "Дека", к тому времени занимавшиеся постройкой дирижаблей, аэропланов, двигателей и приборов. Получив большие ссуды, "Дека" двинулась в Александровск, чтобы работать на войну. Заключенный в 1916 году контракт, обязывал "Деку" изготовить и поставить Главному военно-техническому управлению 100 авиационных 150-сильных моторов типа "Бенц", 20 моторов типа "Мерседес" мощностью 100-105 л.с., 130 моторов "Мерседес" мощностью 129 л.с. В августе 1916 года был выдан первый мотор, разработанный инженером Воробьевым и получивший название "Дека М-100".Это событие и принято считать днем рождения Запорожского моторостроительного завода.
В 1918 году завод был национализирован. А после более двух с половиной лет не функционировал - шла гражданская война. В апреле 1920 года он получил новое название - Государственный авиационный завод № 9. Растащенное за время войны оборудование находили во многих городах и свозили на прежнее место. На первых порах изготавливали дрели, посуду и прочее, в чем нуждалось население. В декабре 1920 года к названию завода добавилось слово "Большевик".
Только в 1923-м предприятие получило задание организовать серийное производство авиадвигателей типа "Испано-Сюиза", получивших индекс М-6. Они устанавливались на покупные самолеты "Мартинсайд" (Англия), "Фоккер Д-ХI" (Голландия), а позднее на самолеты ПО-2 конструкции Поликарпова. М-6 выпускали для самолетов до 1930 года, и еще 2 года для танков. Когда эти двигатели с водяным охлаждением устанавливались на иностранные самолеты, в чертежах уже был М-11 с воздушным. Они выходили различных модификаций и поднимали в небо такие широко известные самолеты, как У-2 (ПО-2), ЯК-18.
1927 год. Завод переименован в Государственный союзный завод № 29. Ему стали оказывать более действенную помощь. К этому времени авиапромышленность перешла на производство только отечественных самолетов. К 1930 году завод освоил М-22 (480 л.с.), выпускался этот двигатель до 1935 года и устанавливался на 12 типах самолетов: И-15, И-16, "Сталь-3", "Хаи-1", К-5, АНТ-14... Завод делал М-48, М-58.
5 сентября 1933 года в авиакатастрофе погиб начальник Главного управления авиационной промышленности Петр Баранов, много внимания уделявший запорожскому заводу. С 14 сентября 1933 года завод стал носить его имя. С 1935-го по 1941 годы 29-й освоил и запустил в производство около 10 двигателей и их модификаций, один из которых - М-85 (850 л.с.). В 1938 году уже рождался М-88 (1100 л.с.), в июле 1941 года под немецкими бомбардировками прошел испытания М-89. Наступил август. Эвакуация в Омск.
(...)
http://www.infomsk.ru/media/publish/magcat.php3?catid=14462

---
http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно.
Lorelei

Lorelei

Москва
Сообщений: 715
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 203
"Человек тыла": его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. “Человек тыла” в промышленном производстве Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (на материалах Омска и Омской области)

Глава 2. “Человек тыла” в сельскохозяйственном производстве Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (на материалах Омска и Омской области)

Глава 3. Быт и культурное обслуживание “человека тыла” в годы Великой Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

http://free.cityref.ru/history/35322.htm
---
http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно.
Lorelei

Lorelei

Москва
Сообщений: 715
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 203
Даты в истории г.Омска.

22 июля 1941

Прибыл первый военно-санитарный поезд с ранеными, которые были помещены в головной сортировочный эвакогоспиталь № 1494.

июль 1941

В Омск эвакуировано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ-29, авиационная тюрьма НКВД), в состав которого входили самостоятельные бюро, возглавляемые выдающимися авиаконструкторами А.Н. Туполевым, В.М. Мясищевым и Д.Л. Томашевичем.

август 1941

Из Новгорода в Омский краеведческий музей привезены на время войны памятники древнего искусства - Корсунские и Сигтунские (Магдебургские) ворота, снятые с Софийского собора.

7 ноября 1941

На заводе им. Баранова состоялся пуск первого авиационного двигателя, собранного на омской земле. Мотор запущен лучшим мотористом завода Ю.Н. Попандопуло.

http://omsk.infomsk.ru/history.php

Фабрика "Большевичка"

40-е годы
Пошив обмундирования для Советской армии. Эвакуация фабрики в Омск. Пошив парадной униформы для участников парада Победы на Красной площади. Переоснащение московских цехов после окончания войны. Открытие собственного конструкторского бюро. Переход на производство гражданской продукции.
http://www.bolshevichka.ru/company_history.htm

---
http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно.
Lorelei

Lorelei

Москва
Сообщений: 715
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 203
Омск - крупный центр военной экономики
http://www.omskportal.ru/Site/...tory7.html

Тыловые госпитали Омска
http://www.omskportal.ru/Site/...tory9.html

Ветераны-омичи
http://www.omskportal.ru/Site/...o_vet.html

Омская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)
(историко-публицистический информационно-статистический сборник)
содержание
http://www.omskstat.omsknet.ru...od0930.htm

---
http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно.
Lorelei

Lorelei

Москва
Сообщений: 715
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 203
В годы Великой Отечественной войны в Омскую область было эвакуировано более 100 предприятий. Это резко изменило структуру экономики области: если в 1940 г. ведущую роль играла пищевая промышленность, то теперь была создана крупная металлообрабатывающая промышленность, удельный вес которой достиг почти 59 %. Омск стал одним из крупнейших оборонных центров страны и занял по объему промышленного производства 2-е (после Новосибирска) место в Сибири. В самом начале войны сюда из Москвы были эвакуированы авиазаводы № 82 (серийный) и № 156 (опытно-конструкторский), которые вместе с омским авиазаводом № 166 создали единое производство (ныне АКО "Полет"). За годы войны им было выпущено 78 пикирующих бомбардировщиков "ТУ-2" и более 3,4 тыс. истребителей "ЯК-7" и "ЯК-9", по своим характеристикам превосходивших немецкие самолеты. На базе Омского паровозо-вагоноремонтного завода разместились завод им. К. Е. Ворошилова из Ленинграда (№ 174), паровозо-вагоноремонтный завод им. Октябрьской революции из Ворошилова (№ 173) и некоторые другие предприятия. Здесь в 1941-1945 гг. было выпущено почти 7 тыс. танков "Т-34" - лучших танков Второй мировой войны. В тройку важнейших оборонных предприятий Омска вошел и эвакуированный из Запорожья моторостроительный завод им. Баранова, на котором изготавливались авиационные двигатели. Заводы им. Н. Г. Козицкого (№ 210) и им. В. В. Куйбышева (№ 20), "Электроприборы" (№ 634), Сибзавод выпускали минометы, мины, снаряды (в том числе для знаменитых "Катюш"), патроны, радиооборудование для самолетов, танков. Гидроакустические средства, в первую очередь, шумопеленгаторы "Марс" и гидролокаторы "Тамир", выпускаемые заводом № 206, способствовали победам на море. Благодаря "Марсу", наши подводники отправили на дно 300 транспортных судов, общим тоннажем около миллиона регистровых тонн и 100 боевых кораблей.
Помимо оборонных предприятий, в Омск были эвакуированы наркоматы мясо-молочной промышленности СССР и РСФСР, наркоматы земледелия СССР и РСФСР, Сельскохозяйственный банк СССР, Академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, театр им. Вахтангова и другие организации и учреждения. В 214 детских домах и интернатах воспитывалось 24 тыс. детей, эвакуированных из прифронтовых городов.
Много было сделано по организации лечения раненых. За годы войны Омск принял 562 военно-санитарных поезда. В области было организовано 45 госпиталей, большая часть которых находилась в Омске.
http://www.lib.okno.ru/kalendar/spravka2005.htm
---
http://forum.vgd.ru/155/18589/
Все мои личные данные размещены добровольно.
arpoisk
исследователь родословной

arpoisk

Сообщений: 112
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 192
Вот здесь есть кое-что из Омской авиации - https://forum.vgd.ru/post/17/84201/p2426114.htm#pp2426114
Но а меня интересует если кто-то знает за авиационную воинскую часть № 1743 (видимо в Омске или недалеко от данного города). Возможно батальон аэродромного обслуживания 102 авиабригады.
---
Петров, Москалев, Воробьев, Бойченко, Сродный
Украина, Херсонская область, Херсонская губерния,
Россия, Липецкая область, Елецкий район
Елецкий уезд, Орловская губерния.

Вознюк, Лысый, Балтян, Голубенко
с. Мироны
Балтский район Одесская область,
Мошнягская волость
agirsh
Новичок

Сообщений: 7
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 2
Существуют ли где-то списки эвакуированных в Омск?

Заранее спасибо
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 16839
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8506

agirsh написал:
[q]
Существуют ли где-то списки эвакуированных в Омск?
[/q]

Я предполагаю, что единого списка всех эвакуированных нет. Но возможно есть ведомственные списки. Отдельно - машиностроительные заводы и работники этого ведомства с семьями, отдельно - представители министерства сельского хозяйства и их семьи, отдельно вывезенные жители блокадного Ленинграда и т.д. Эвакуация шла в несколько этапов.

http://www.iaoo.ru/guestbook.html https://iaoo.ru/faq гостевая книга на сайте Омского архива
gugaoo@mail.ru archive@iaoo.omskportal.ru электронный адрес Омского архива
https://iaoo.ru/workers/phone-book контакты
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Лайк (1)
Lorelei

Lorelei

Москва
Сообщений: 715
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 203
Как жаль, что за эти годы все ссылки устарели. Надо поискать полную информацию по сохранившимся текстам и разместить здесь.
DYGIN
Новичок

Москва
Сообщений: 15
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 20

agirsh написал:
[q]
Существуют ли где-то списки эвакуированных в Омск?

Заранее спасибо
[/q]



Список эвакуированных граждан, размещенных в Омской области в г. Омске — ф.А327, оп.2, д-д.211-213(?), соседние дела — Омская область.

http://opisi.garf.su/default.a...lo=1383011 — описи

https://drive.google.com/drive...lZWhcONbrV — лежат тут

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: Ella, Gnom7, tatust
Вверх ⇈