Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Автор статьи: Tasha56

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  

Артели...


Артель имени Парижской коммуны (Борисоглебск)

Светопись Борисоглебска
"Далёкое – близкое"
Михаил Вязовой
Источник: газета «Коммуна» № 42(26258), 27.03.2014г.
Всю статью читайте здесь

Детство моё прошло в другом регионе. Я отчётливо помню, как на запряжённой лошадкой телеге, гружённой таинственными причиндалами, на базарную площадь степенно въезжал фотограф в чёрном цилиндре и громовым голосом объявлял: «Снимаю и увеличиваю портреты!» В арсенале фотопередвижника, кроме громоздкой деревянной фотокамеры и штатива, было чёрное покрывало, магниевая вспышка и рисованный фон, причём с одной стороны он был светло-серым, а с другой - сюжетным. Обычно рисовали незамысловатый пейзаж с фигурой человека и отверстием вместо лица.

Клиент вставлял в него лицо и ждал, когда сработает затвор фотоаппарата. Хотя затворы тогда были редкостью, и часто вместо него фотограф ловко снимал с объектива крышку и, описав небольшой круг, быстро возвращал её на место.

Еще одна пока не изученная страница борисоглебской светописи ждёт своего исследователя. Известно, что в 30-50-е годы прошлого века в Воронеже при областном управлении культуры был фотоотдел с правом издательской деятельности. В Борисоглебске в 19571958 годах подобной деятельностью занималась Артель имени Парижской коммуны. За два года работы артель издала несколько почтовых карточек и новогодних фотооткрыток большим тиражом – 10 тысяч экземпляров. Ответственным за выпуск был П.П.Соколов.

Некоторые подробности фотографической жизни города мы узнаём спустя почти столетие. В Борисоглебском государственном архиве мне не сразу принесли две толстые папки с желто-коричневой бумагой. Перевязанные самодельной конопляной верёвкой и покрытые слоем исторической пыли, они не производили впечатление документов, которыми часто пользовались. Заметив моё недоумение, сотрудница архива сообщила, что за 25 лет работы она сама берёт эти папки впервые.

Не без трепета листаю страницы книги приказов Борисоглебской госфотографии, фонд 129, дело 1. Начата 6 марта 1941 года, окончена 22 июня 1951 года.

Из документов видно, что уже на четвёртый день войны 25 июня 1941 года на госстудиях ввели режим светомаскировки, противопожарной и противовоздушной обороны. Всем сотрудникам под личную роспись вменялось не курить в помещениях, не зажигать свет и свечи, иметь запас воды в вёдрах и кадках.

Через месяц в связи с призывом фотографов на фронт некоторые студии пришлось временно закрыть. В сохранившихся - место мужчин заняли женщины. Вчерашние лаборанты, ретушёры, приёмщики заказов и даже ученики стали за камеры. Страницы архивного дела скрупулёзно отмечают движение расходного материала и изменение кадрового состава госфотографий: фотографы А.Н.Суязова, А.С.Внушинская, А.П.Лосева, ретушёр Зинаида Кавешникова. Десять послевоенных лет директором Борисоглебской госфотографии была Нина Григорьевна Соловьёва. Кроме собственно фотографов здесь работали бухгалтеры, ретушёры, заведующие складом, дворники, кучер и истопники.

Всё нехитрое имущество было на материальной ответственности бригадира и заведующей: деревянные дорожные фотокамеры, тяжёлые деревянные штативы, объективы, софиты, прожектор для эффектного контрового освещения, увеличитель, мультипликатор, обязательно, и не одно, чёрное покрывало, ванна для проявления и несколько дубовых рам для фона.

В семьях борисоглебцев и в альбомах их, разъехавшихся по всей стране, в музеях еще хранятся или пожелтевшие, или специально тонированные в сепию фотокарточки на твёрдом картонном паспарту с непременным оттиском - фотографическим бланком - визитной карточкой фотомастера: Павла Попова, Аркадия Пономарёва, Василия Алгебраистова и других скромных тружеников светописи. В музее Борисоглебского драматического театра имени Н.Г.Чернышевского хранятся предвоенные газетные вырезки с фотоснимками спектаклей, выполненными А. Жаботинским, Р. Ромуальдовым и другими.

Борисоглебцы считают своим земляком и ветерана войны, филолога, старшего преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы Борисоглебского педагогического института, а по совместительству и внештатного фотокорреспондента журнала «Огонек» 30-60-х годов прошлого века Валерия Аристарховича Афанасьева. Его рассказы, очерки и фотографии публиковались в центральной и местной печати. Афанасьев был одним из исследователей творчества борисоглебского писателя Виктора Кина.

В этом втором по величине городе области жил фотограф-коллекционер Виталий Сухов, который затем передал свои артефакты в местный музей.

Сегодня архивы Афанасьева и Сухова не только бережно хранятся в фондах Борисоглебского историко-художественного музея, но благодаря непосредственному участию директора музея Юрия Апалькова, составили основу большой целостной фотоэкспозиции. История светописи продолжается: уже в наше время ученица Сухова Н. Миронкина на первом международном фотоконкурсе «Зоркий-Дружба-50» за фоторепортаж «Мы этой памяти верны» получила «Большую медаль».

В 1970-е годы в зале историко-художественного музея была развёрнута персональная выставка ведущего воронежского фотожурналиста Анатолия Федоровича Галкина. Фотомастер сам был на открытии экспозиции и провёл, как бы сейчас сказали, мастер-класс для любителей светописи, которых собралось в этот день полон зал. Всего была представлена 71 работа большого формата. Рецензент статьи о выставке врач В. Разумов (борисоглебская городская газета «Строитель коммунизма», № 486) выделяет снимок, изображающий строительство Нововоронежской атомной электростанции, «Для мирного атома».

Государственные фотографии в городе появились в начале 1930-х годов. До этого при НЭПе процветали лишь частные фотостудии. Борисоглебская госфотография входила в систему бытового обслуживания населения, поэтому и фотографов, работавших в этой системе, называли бытовиками. Кроме четырёх стационарных фотографий в районе было и несколько передвижных студий.

Артель инвалидов "2-я пятилетка" (Ессентуки)

Источник - Архивный отдел администрации города Ессентуки см. здесь
Списки фондов постоянного хранения , находящихся на хранении в архивном отделе администрации города Ессентуки.




Артели...