Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Автор статьи: Tasha56

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  

Русаков С.К.


Светозар Кузьмич Русаков
1923 - 14.08.2006



Жил в Москве художник Светозар Кузьмич Русаков. Художник и популярный, и неизвестный. Его работу знает почти все детское и взрослое население бывшего Советского Союза. Его имя - лишь немногие.

Он учился в изостудии московского Центрального Дома пионеров. Был призван на трудовой фронт в район Смоленска. Воевал на Третьем Белорусском и Втором Украинском фронтах, в пехоте и артразведке противотанкового дивизиона, был контужен и ранен. Награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны I степени, медалями "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", "Освобождение Праги" и многими другими... Но прославился не этим.

В 1946 году поступил в Художественно-промышленное училище им. Калинина, окончил его с отличием, затем учился во ВГИКе, на художественном факультете. Окончил его в 1956 году - тоже с отличием. Но и этот факт - не главный в его биографии.

С 1956 года работал на киностудии "Союзмультфильм". "Нарасхват" не шел, но успешно трудился, например, на фильмах И.П.Иванова-Вано, Д.Н.Бабиченко, Б.П.Дежкина... Пока в 1967 году судьба не свела его с малоизвестным тогда режиссером Вячеславом Котеночкиным. Русаков и Котеночкин вполне устроили друг друга, образовали альянс и работали совместно с небольшими перерывами вплоть до 1986 года, когда Русаков ушел на пенсию. Вместе они делали один фильм за другим, а в 1969 году Русаков, сам того не ведая, создал двух персонажей, которым суждено было стать героями целого цикла фильмов, побившего все рекорды популярности у советских зрителей и прославившего авторов в мировом масштабе. Что до Котеночкина, то в СССР не было режиссеров мультипликации, равных ему по популярности. Цикл назывался "Ну, погоди!". Персонажи - Волк и Заяц.

68522.jpg


Русаков поначалу не придавал этой работе особого значения. Ну, одним фильмом больше... Впрочем, эта недальновидность была свойственна всей съемочной группе. А в результате многосерийной эпопеи, растянувшейся на 16 выпусков, Русаков вместе с соавторами получил ни много ни мало - Государственную премию СССР...



Но и это Светозар Кузьмич не считал главным событием в своем творчестве. На студии он изо дня в день рисовал эскизы, компоновки, типажи, правил работу фоновщиков, - в общем, нес производственное бремя, честно и добросовестно. А после работы, устав от Волка, Зайца, Котеночкина и вообще мультипликации, шел к себе в мастерскую. Там он доставал гуашь, темперу или акварель. Ставил на мольберт лист "прокладочной" бумаги, которую на студии используют, перемежая ею листы целлулоида с мульткраской - чтобы не слипались (потом за рубежом его будут спрашивать, где он добыл бумагу такого редкого сорта?). Включал трансляцию симфонической музыки (последнее время - радио "Орфей"). И, не зная заранее, куда поведет руку фантазия, за несколько минут создавал некие композиции на античные, библейские, средневековые, эротические или просто отвлеченные темы. Стихийно, в импровизационном режиме.

На "Союзмультфильме" о "Ну, погоди!" принято было говорить без "священного трепета". Многие коллеги Русакова в беседах об этой работе морщили нос и "снисходительно" вздыхали: "Дешевка...". Критики - те просто именовали китчем. Но некоторые из этих многих коллег, побывав в мастерской художника, больше никогда себе такого не позволяли и коренным образом меняли свое мнение о Русакове. Почему только некоторые? Потому что за 80 лет жизни у Лауреата Госпремии СССР Русакова не было ни одной персональной выставки. На групповых же вернисажах его работы порой пропадали бесследно. Так что знают его до сих пор в основном по "Ну, погоди!".



Хотя те, кто именуют сериал "дешевкой", могли бы обратить внимание и на то, что ни в одном из выпусков художник не повторился в выборе цветорешения, или на то, как часто Русаков менял технику изготовления фонов... Впрочем, кое-кто и это ставил художнику в вину: мол, своего почерка нет. И только в 1993 году, когда поредевшая "звездная" команда "нупогодистов" попыталась продолжить серию в неполном составе, в том числе и без Русакова, у многих произошла переоценка роли художника в этой работе. Созданные без Светозара Кузьмича семнадцатый и восемнадцатый выпуски, увы, красноречиво говорят о том, что значило для фильма его участие. Сам же Русаков категорически отказался от содействия продолжению - не из-за каких-либо обид, а попросту решив, что "тема закрыта".

Но и сам художник не относит свою работу над "Ну, погоди!" к числу великих заслуг. Потому что, создавая фильм, он прекрасно понимал, что подобной эксцентрической ленте эстетские "выкрутасы" только навредят. И сознательно "не тянул одеяло на себя", справедливо отдавая пальму первенства группе блистательных аниматоров под "капитанским" руководством Котеночкина. По признанию Русакова, успех фильма определил, в основном, их вклад. Русаков же "не высовывался". Не исключено, что скромность художника умножила популярность фильма. Для члена съемочной группы умение "не высовываться" - очень ценное качество. Без шуток.

p_f.jpg


Лавры авторства прославленного цикла пожинал большей частью режиссер. Многочисленные открытки, плакаты, книжки, альбомы, нарисованные Русаковым на темы и по мотивам фильма, не сделали его имя популярным. Создатель Волка и Зайца оставался в тени и больше любил уединяться в мастерской, чем мелькать на телеэкранах.

Вячеслав Котеночкин признавал в своих воспоминаниях: "Светозар Русаков такой художник, что мог и музыку выразить в рисунке".



Светозар Кузьмич был тем самым человеком, который творил искусство ради самого искусства, может, поэтому ему так гениально удались персонажи и остальное наполнение созданных им мультфильмов, которые взрастили не одно поколение и ещё несколько смогут многому научить.

Известные герои мультфильмов, которых придумал Светозар Русаков.


[
Изображение на стороннем сайте: andriakaru_3517351_9955483.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: andriakaru_1772546_9955514.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: andriakaru_3298514_9955522.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: andriakaru_1478292_9955527.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: andriakaru_5642296_9955534.jpg ]


И немного генеалогии -

Родился сей выдающийся муж 3 апреля 1923 года в Московской области, в посёлке Тучково. Выходец из простого народа, он добьётся вершин и получит государственную премию, а в памяти поколений навсегда останутся неповторимые образы его мультяшных героев.

Отец Светозара родом из-под Пинска, что в Беларуси, с берегов реки Припять. Кузьма Русаков был рьяным революционером, за что и провёл 11 лет на царской каторге. В Гражданскую войну собирал партизан в отряды по всей Беларуси, а при советской власти снискал особого рода благодарность – ссылку на Соловки. Об этой стороне своей семейной истории Светозар Кузьмич долгое время не станет говорить.

В средней школе будущий аниматор учился более чем средне, зато всего себя посвящал рисованию, даже художественную студию посещал при доме пионеров. Дальнейшее поступление в школу художеств оказалось под угрозой из-за внезапной войны. Как и многие люди, пережившие войну, Русаков отмеряет свою жизнь до и после неё. А своё увлечение анимацией он заработал именно на полях сражений. С началом войны всё мужское население ушло на фронт, а те, кого не призвали, отправились копать окопы. Среди вчерашних школьников оказался и будущий аниматор Русаков, который целыми днями копал эти самые ямы, никому оказавшиеся не нужными. Натрудившись до кровавых мозолей, Светозар попадает уже не на трудовой, а на самый что ни на есть настоящий, боевой фронт. За войну он успел и у орудий постоять, и в составе пехоты повоевать, и даже разведкой заняться. Участвовал в освобождении Минска, а позже был контужен и получил группу по инвалидности.

Вся статья здесь


"Изогиз", 1962 год, художник С.Русаков
"Изогиз", 1958 год, художник С.Русаков
Художники В.Зарубин, С.Русаков, "Изогиз", 1962 год, тираж 1 000 000
Художники В.Зарубин, С.Русаков, 1964 год.
Художники С.Русаков, В.Зарубин, "Мин.связи СССР", 1964 год
Художники С.Русаков, В.Зарубин, "Мин.связи СССР", 1967 год
С новым годом! Открытка. Русаков, Зарубин, 1965 год.
Оборотка (см. выше)
Художники В.Зарубин, С.Русаков, 1963 год.


[
Изображение на стороннем сайте: forumvgdru_7533250_10554537.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: imgfotkiya_3416947_10800977.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: imgfotkiya_7255179_10857472.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: Zarubin196_9667664_15299077.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: imgfotkiya_8000362_10857504.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: imgfotkiya_7678599_10857515.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: oldsamaras_4104103_15034475.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: oldsamaras_5878280_15034483.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: Rusakovjpg_8401339_15808332.jpg ]