С. Панов. Уральский Иерусалим. Архивы вновь открывают свои секреты ЗДЕСЬСело Южаково. Для многих это название не скажет ничего, хотя не так давно оно было местом притяжения сотен уральских староверов. Стекались сюда из деревень в церковь, тут служил священник, окормлявший староверов Алапаевского, части Нижнетагильского, Режевского и Невьянского районов.
В советские годы власть уничтожила церковь и общину, ликвидировала почти все документы, хотя крохи их чудом остались в областном государственном архиве. Мы съездили в село, пообщались с главой, с людьми и выяснили – память о старообрядцах тут хранят, как зеницу ока.
О том, что Южаково когда-то было заметным центром Старой Веры, я узнал от Екатерины Григорьевны Бачининой, старожила села Арамашево. Сама она, правда, не старообрядка, но о хранителях «древлей веры» отзывалась уважительно и рассказала, как ее односельчане-староверы ездили в Южаково – на праздники, исповедаться, ребенка окрестить.
Погост - место встречи местных староверов /фото 1/ …Если ехать из Екатеринбурга через Реж, а затем в сторону Алапаевска через село Липовское, деревни Фирсово, Мостовая, Кайгородское, Корнилово, то часа через полтора попадаешь в Южаково.
Кресты — типично старообрядческие /фото 2/ Обживали эти места старообрядцы, а основание села совпадает по времени со строительством первых железоделательных заводов на Урале в начале XVIII века. Первопоселенцы-староверы построили себе деревянную часовенку. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, владели ремеслами — от производства стекла, зеркал и пимокатанья до скорняжного дела и выпечки хлеба.
Особенно южаковцы славились своими пряниками. Кондитерское дело было семейным, работали все – жены, снохи, дочери. И по сей день секреты староверов-хлебопеков и кондитеров передаются тут из поколения в поколение.
Большое красивое село раскинулось вдоль реки Ямбарка, притока реки Нейва, километров на пять. Можно себе представить красоту, величавость и богатство этого кержацкого села в начале XX века. Не случайно было оно своеобразным «Иерусалимом», куда сходились паломники-староверы поклониться и помолиться лику иконы особо почитаемой в этих местах Святой Преподобной Параскевы.
До наших дней история ее появления в селе Южаково не дожила, равно как и сама икона, но известно, что при нужде лик с благоговением переносился в окрестные села. Например, ее перевозили из села Кайгородово в деревню Мостовую, затем в Южаково, Мурзинку, в Петрокаменское.
Св.Параскеву чтут в этих краях, а это — народный ее вариант /фото 3/После 1917 года следы иконы Святой Преподобной Параскевы теряются. Единственный лик ее, как и лик святого Антония Печерского, сохранился в виде народной иконы в церковном здании поселка Мурзинка, в минералогическом музее — этот населенный пункт знаменит своими самоцветами, и расположен между селами Петрокаменское и Нейво-Шайтанское, на параллели Нижний Тагил – Алапаевск.
В Южаково о древлеправославной вере помнят. Гордость за предков и уважение к их памяти чувствуются в беседах с селянами: и с директором школы, и с простыми людьми, и с представителем власти.
— На старообрядцах все село держится, — говорит глава местной власти Виталий Акулов, мужчина лет тридцати пяти, и с сожалением вздыхает. — Хотя в селе теперь нет ни церкви, ни часовни, где бы звучали древние молитвы. Таковы последствия деяний советской власти.
Но ухоженность тут во всем: и в старообрядческом кладбище в сосновом бору, и в общей опрятности сельского быта. Что же мешает одной из действующих общин Старообрядческой Церкви протянуть руку помощи этим людям?
В школьном музее — экспозиция о прошлом села, в том числе и по истории местного старообрядчества. И вот самое поразительное – школьный стенд во всю стену с фотографиями бородачей – старообрядцев с орденами и медалями, защищавшими в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках «За Веру и Отечество».
Маленький музей — большие ценности /фото 4/ Музей создавала школьный учитель села Вера Козинова при активном содействии директора школы Елены Воронцовой. Экспозиция поделена на несколько частей: промыслы, творчество, быт и культура, религия и духовность. А если принять во внимание, что население современного Южаково на 90 процентов – прямые потомки староверов, то есть ни чего сюда до сих пор не привнесено искусственно, то вся экспозиция – это сохраненная история села. И – память о героях-воинах.
…С этих фотографий глядят на нас целые семьи старообрядцев — как жили они семейно, так семьями и Родину защищали. Внуки, правнуки – теперешние школьники каждый день проходят под пытливыми и строгими взглядами своих дедов и прадедов-староверов, и нет среди южаковской молодежи «иванов не помнящих родства».
А чтобы связь духовная во времени не прервалась, глава местной администрации, реально готов оказать любую посильную помощь тем, кто пожелает начать развивать здесь духовность, а мечтаем он о том, чтобы в селе засияла куполами старообрядческая церковь, и полетел над округой колокольный звон… В Южаково и земельный участок с намоленным местом есть.
Сегодня поляна с одуванчиками, а раньше тут была церковь. Место свободно! /фото 5/ Есть еще на Среднем Урале осколки духовности и бережное отношение к историческому наследию. Мне хочется еще раз побывать в этом селе, поговорить с людьми, послушать их рассказы, и помочь им хотя бы словом, ведь на их плечах и на плечах их детей будет лежать возрождение древлеправославной веры. А мы поддержим…
Фоторепортаж автора
Южаково – Реж
Приложение «На горах» к газете «Община», № 4 (31), июль, 2012
Спасибо за предложенную помощь, но в этой теме мы собираем именно жителей Южаково и Южаковых.
Конечно, они роднились многократно с семьями/фамилиями из соседних сёл - но отследить все эти связи просто нереально.
Тогда уж стоит завести новую тему - д. Корнилова.
Может Вы бы и начали по ней исследование ?