РоманСМодератор раздела Станичный голова  Белгородская область Сообщений: 4243 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 27219 | Наверх ##
23 сентября 2007 22:27 Здравствуйте, друзья!
Ниже, я выложу примерный порядок создания общественной организации. Он переведён с украинского автоматическим переводчиком, так что, есть некоторые ляпы, но в целом всё понятно. Чуть позже, выложу Законы Украины по этому поводу.
Порядок образования общественной организации
Подготовительный этап
Если вы и ваши друзья решили, что настало время образовать новую общественную организацию (ГО), вы должны во-первых: понять ли это действительно нужно, действительно ли это ваше призвание и никакие преграды вас не остановят; во-вторых: ознакомиться с законодательством, которое регулирует порядок создания и деятельность общественных организаций в Украине, лишь бы выяснить для себя, которой может быть ваша общественная организация за структурой и должна ли она иметь статус юридического лица. Если вы все-таки убеждены, что общественная организация, которую вы мечтаете создать действительно необходимая и у вас хватит сил, желание и денег для реализации своего замысла, необходимо выполнить такие формальные шаги подготовительного этапа: 1) выяснить что статус нужный вашей организации: местный, всеукраинский или международный. Здесь следует уяснить, что чем высший статус организации, тем более сложное и тем более дорогое ее образование. Ведь общественные организации с местным статусом регистрируются соответствующими местными государственными администрациями или горисполкомами, а организации всеукраинского и международного статуса - Министерством юстиции Украины. Официальные сборы за регистрацию ГО в зависимости от статуса составляют от 85 гривен для организаций районного масштаба до 500 долларов для международных организаций. Следует помнить, что и ставки за подготовку устава организации и его ускоренную регистрацию через разнообразные фирмы также существенно отличается. Кроме официального сбора, за помощь в написании устава и его регистрацию такие фирмы из вас попробуют получить от 100 долларов для ГО с местным статусом до 500 - 800 долларов для ГО с всеукраинским статусом. Кроме чисто финансовых аспектов следует также помнить, что чем высший статус организации, тем более сложной есть ее структурное построение. А именно, для получения статуса всеукраинской вам будет необходимо создать ячейки или представительства вашей ГО в большинстве областей Украины, а это не так просто. Кроме того, всегда может стать вопрос снятия ГО с всеукраинским статусом с регистрации в случае, если количество областных ячеек вдруг уменьшится менее чем до 13 (такие случаи в Украине уже были). Учитывая такую ситуацию, в Украине действуют довольно много влиятельных и богатых ГО с юридически местным статусом, но деятельность, которых распространяется на всю Украину и их влияние довольно значительно даже на государственную власть. Тем не менее они не имеют областные ячейки и не проникаются таким юридическим несоответствием их деятельности формально местному статусу. Если вы решили для себя, которым может быть статус будущей ГО, то теперь следует определиться с юридической формой организации. То есть уяснить, это ли будет классическая членская организация - ассоциация или это должен быть фонд. Правда закон Украины "Об объединениях граждан" не отличает за признаками эти формы организации, и независимо от названия фактически по этому закону получается ассоциация. Тем не менее, хотя бы для себя может быть ясно, функции что формы организации будут присущие вашей ГО, поскольку возможные изменения в законодательстве про ГО и и система финансирования и деятельности фондов и ассоциаций существенно отличаются. После т, как вы окончательно убедились в необходимости образования новой ГО и для себя определились, которой может быть статус ГО, организационно-правовая форма, название и профиль деятельности, можно перейти к следующему этапу.
Этап 1. Подготовка и проведение учредительного собрания
Примечание: поскольку абсолютное большинство ГО в Украине действуют с местным статусом здесь и дальше описывается порядок образования именно таких организаций. Для организаций с всеукраинским статусом общая методология остается такой же, лишь с некоторыми отличиями, такая как необходимость образования ячеек (представительств) в большинства областях Украины и регистрация самой ГО в Министерстве юстиции, а не в исполкомах или госадминистрациях.
Подготовка учредительного собрания. Поскольку юридическим фактом, который удостоверяет образование организации есть именно учредительные сборы, которые утверждают уставные документы ГО и избирают ее руководящий состав, надлежащей подготовке проведения учредительного собрания следует уделить достаточно внимания. А именно, подготовить проект учредительных документов организации - устав (положение), и решить некоторые организационные и кадровые вопросы. То есть перед собранием следует продумать структуру управления организацией, способы ее финансирования и определиться с руководящим составом. В принципе написания устава не является сложным процессом, поскольку закон определяет обязательные требования к тому документу и в Украине зарегистрирован и действуют тысячи разнообразных ГО, поэтому с образцом устава у вас проблем не будет. Тем не менее следует заметить, что ГО довольно часто присущие внутренние прищепы или конфликты в руководстве. Есть много случаев, если с увеличением численности организации в результате не достаточно продуманных, но извне демократических процедур устава, к ее руководству приходят люди конфликтные ли не совсем порядочные, что приводит к прищепам, к полному изменению ее направлений деятельности ли даже к ликвидации организации. Лишь бы этого не произошло, следует в уставе предусмотреть довольно осложненные механизмы его изменений или изменений коллегиального руководства. Не следует в структуре руководящих органов ГО предоставлять весьма много полномочий собственное руководителю (президенту, голу, директору). Преимущество должно предоставляться коллегиальному руководству. В другом случае есть опасность преобразования ГО в организацию руководителя, которая не будет отличаться от государственных бюрократических структур. То есть некоторый консерватизм для общественных организаций есть оправданной. Если проект устава у вас уже подготовлен и вы согласовали его в основном между потенциальными основателями и обсудили персональный состав будущих руководящих органов ГО, решили другие организационные вопросы, как например, место проведения собрания или будущее размещение руководящего органа (определились с юридическим адресом) приступать к созыву учредительного собрания.
Проведение учредительного собрания. Поскольку за украинским законодательством, основателями ГО могут быть не меньшее как трое физических лиц, то вы должны помнить о минимальном составе участников учредительного собрания - не меньшее 3 лиц. Проведение собрания происходит по общеизвестным процедурам. Собрание избирают председательствующего собрания, секретаря и утверждают повестку дня. В повестку дня включаются вопрос: - об учреждении ГО; - об утверждении устава ГО; - об избрании руководящих органов ГО; - другое (например поручение определенным лицам из числа основателей доработать принятые документы и осуществить легализацию ГО). По результатам учредительного собрания складывается протокол, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем. Протокол обязательно может содержать четко изложенное решение собрания о создании ГО, об утверждении устава ГО и об избрании руководящих органов ГО соответственно уставу. Помните, что четкий протокол с понятными формулированиями решений собрания есть необходимым условием регистрации вашей ГО. На учредительном собрании следует обязательно оформить еще одной очень важный для регистрации документ - сведения об основателях. Эти сведения должны включать: фамилия, имя, отчество лица, год его рождения, место постоянного проживания. Кроме этих данных при регистрации у вас будут требовать и данные об идентификационных кодах любого из основателей, через то следует собрать и такую информацию. Хотя такое требование налоговых администраций не вытекает из действующего законодательства, для многих преодолеть эту преграду будет довольно тяжело, поэтому иметь идентификационные коды основателей не помешает. Из момента проведения учредительного собрания и подписание протокола ваша общественная организация считается образованной. Тем не менее приступить к выполнению своих уставных задач она сможет лишь после ее полной легализации.
Порядок легализации общественной организации
Примечание: Легализация ГО осуществляется двумя путями: через сообщение, если организация не получает статуса юридического лица и не может быть субъектом гражданско-правовых отношений и путем регистрации. Поскольку именно регистрация дает полный перечень прав ГО и есть намного более сложным актом чем легализация через сообщение, здесь и дальше описывается порядок легализации именно через регистрацию.
Этап 2. Легализация ГО в регистрируещем органе
Первым документом, которого вам следует подготовить на регистрацию есть заявление к реєструючого органу.
В зависимости от статуса ГО заявление подается в: 1) Министерства юстиции Украины - от организаций с всеукраинским и международным статусом; 2) управлений юстиции Совета Министров АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций - от организаций с местным статусом крымским республиканским, областными и киевским, севастопольским городскими; 3) районных и районных в городах Киеве и Севастополе местных государственных администраций - от организаций с местным районным статусом; 4) к исполкомам сельских, поселковых, городских советов - от организаций с местным статусом, деятельность которых распространяется соответственно на эти населении пункты. Форма заявления может отвечать требованиям Положения "О порядке легализации объединений граждан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины с 26.02.1993 года №140. Форма заявления ЗАЯВЛЕНИЕ ____________________________________________________ (фамилия, имя, по-отцовских основателей или их уполномоченных ____________________________________________________ представителей, год рождения, место постоянного проживания, ____________________________________________________ N телефона)
подают учредительные документы на регистрацию ____________________________________________________ (название объединение граждан и территория, в границах которой действует объединение)
Устав (положение) принятый _________________________ (год, месяц, число, название органа, который принял устав) Основная цель деятельности объединение_____________________
Название и юридический адрес постоянно действующего центрального уставного органа объединение граждан: ___________________________________________________
Фамилии основателей Подписи Дата Примечание. Подписи должны быть заверены в установленному законом порядке, то есть нотариально удостоверенные. Подписание заявления тремя представителями от основателей может состояться в присутствия нотариуса. Эти лица должны иметь с собою паспорта. За нотариальное удостоверение заявления справляется плата в размере 15 гривен. (Здесь и дальше цифры ориентировочные и могут изменяться)
После нотариального удостоверения заявления, вы можете подать документы на регистрацию в соответствующий к статусу вашей ГО государственный орган или орган местного самоуправления. К заявлению о регистрации ГО прибавляются: 1) устав (положение) в двух экземплярах; 2) протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания, которые приняло устав (положение); 3) сведения о составе руководства центральных уставных органов (с указанием фамилии, имени, по-отцовские, года рождения, места постоянного проживания, должности (занятие), места работы); 4) данные о наличии местных ячеек (для организаций с всеукраинским статусом), подтвержденные протоколами конференций (собрания); 5) документ об уплате регистрационного сбора (в зависимости от статуса ГО сумма сбора будет разной и определяется она Постановлением КМУ с 26.02.1993 года № 143) (см. дальше); 6) сведения об основателях объединения граждан или союзов объединений граждан (для граждан - с указанием фамилии, имени, отчество, года рождения, места постоянного проживания; для союзов объединений граждан - названия объединение, местонахождение высших уставных органов, а также приданием копии документа о легализации). Международная общественная организация дополнительно подает документы, которые подтверждают распространения ее деятельности на территории хотя бы одной другого государства (доверенности, обязательство, протоколы, документы о легализации и т.п.).
Союз объединений граждан дополнительно подает решение центральных уставных органов объединений граждан про их вступление к союзу.
Примечание: Для ориентации о суммы сбора за регистрацию ГО предлагается извлечение из Постановления КМУ с 26.02.1993 года № 143. "1. Установить такие размеры сбора за регистрацию объединений граждан: политических партий - тридцать не обложенными налогами минимумов доходов граждан; всеукраинских - двадцать не обложенными налогами минимумов доходов граждан; международных - пять не обложенными налогами минимумов доходов граждан и 500 долларов США (при наличии лицензии Национального банка) или эквивалент этой суммы в валюте Украины по курсу Национального банка на время уплаты; местных объединений граждан, а также местных ячеек зарегистрированных всеукраинских и международных объединений граждан: межобластн, областных, Киевских и Севастопольских городских - десять не обложенными налогами минимумов доходов граждан; межрайонными, районными, городскими, сельских, поселковых - пять не обложенными налогами минимумов доходов граждан. За регистрацию общественных организаций инвалидов, лиц, которые пострадало вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, размер сбора снижается на 50 процентов. Детские общественные организации от уплаты регистрационного сбора освобождаются. Предоставить право органам, которые осуществляют регистрацию объединений граждан, снижать размер сбора, но не более чем на 50%." Следует помнить, что для организаций с всеукраинским статусом к заявлению о регистрации прибавляются данные о местных ячейках в форме, изложенной в вышеупомянутом положении. (форма данных о местных ячейках)
Данные о местных ячейках объединения граждан
Примечание. Данные подписываются лицом, которое возглавляет центральный уставной орган объединения граждан, что подало заявление о регистрации.
После того, как вы подали заявление с всеми необходимыми документами на регистрацию, реєструючий орган обязан ее рассмотреть в двухмесячный срок. Но если вы не будете беспокоиться о ходу рассмотрения вашего заявления в этом органе и не попробуете установить личных контактов с лицом, которое отвечает за регистрацию, то имеете возможность через два месяца получить неприятную весть, что ваша ГО не может быть зарегистрирована по причине каких-то довольно сомнительных несоответствий ваших документов законодательству и вы будете вынужденные пойти по второму колу. Обычно у вас остается возможность обжаловать такое решение легалiзуючого органа к суду, тем не менее это еще большее отдалит рождение вашей ГО. Через это целесообразно на этапе регистрации встретиться с юристом, который будет пересматривать ваши документы, внести необходимые правки, если они не является для вас принципиальными, но не учет которых может задержать процесс регистрации. Если же вы увидите, что требования юриста определяются не законодательством а собственными полезными интересами следует попросить его даты письменный ответ что статьям и нормам закона не отвечают ваши уставные документы для перенесения рассмотрения этой проблемы к суду. Довольно часто это действует доброе, в особенности если такой юрист легалiзуючого органа есть не достаточно опытным, или довольно осторожным.
В этот двухмесячный срок, орган, который осуществляет регистрацию объединения граждан, в необходимых случаях проводит проверку сведений, которые помещаются в представленных документах. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации объединения граждан или об отказе в его регистрации. В случае регистрации объединение граждан руководителю ГО, или по его поручению один из основателей выдается свидетельство о регистрации установленного образца и оригинал устава с круглой печатью реєструючого органа.
Примечание: Желатель на регистрацию подавать 4 экземпляра принятого учредительными сборами устава. В таком случае вам будет возвращен один оригинал и две официальных копии устава, скрепленные круглыми печатями реєструючого органа. Наличие такой копии есть необходимой в дальнейшей работе. Сразу же по получению оригиналов устава и свидетельства о регистрации организации вам необходимо изготовить нотариально удостоверенные копии этих документов, не меньшее пяти, которые будут для вас позарез необходимыми в дальнейшей регистрации ГО в разнообразных государственных органах и структурах.
Ведь у вас на руках есть оригиналы и нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о регистрации общественной организации. Пол-дела сделано. Перед вами открывается путь к окончательному утверждению вашей ГО как реально существующей и легальной организации. Запомните, на все другие действия, вам отводится лишь месяц! Именно на протяжении этого срока вы должны встать на учет в разнообразных органах и учреждениях. А путь ваш не такой и простой, ведь вам необходимо поставить ГО на учет в: 1) Управлении статистики 2) Государственной налоговой администрации 3) Банка, где вы открываете счет 4) Разрешительной системе УВД (для изготовления печати) 5) Фонде социального страхования 6) Пенсионном фонде
Этап 3. Государственное управление статистики
Первым органом куда вам нужно обратиться после регистрации есть государственное управление статистики по месту нахождения руководящего органа вашей ГО. Без постановки на учет в управлении статистики, вы не сможете сделать иного другого шагу, так как именно здесь ваша ГО может получить идентификационный код. Лишь бы встать на статистический учет вы имеете представить у управления такие документы: - нотариально удостоверенную копию устава; - нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации; - уплатить регистрационный сбор (8 гривен). Там же оформляется специальный бланк статистики и вы получаете справку о регистрации вашей ГО в управлении статистики в которой будет зафиксирован идентификационный код вашей ГО. При наличии справки управление статистики вы направляетесь дальше.
Этап 4. Государственная налоговая администрация
Государственная налоговая администрация есть крайне важным органом в вашей дальнейшей деятельности, поэтому идти туда вам нужно доброе подготовившись, в добром расположении духа и попробовать в первый день не спорить, хотя причин для этого у вас может быть достаточно. Перед посещением этого органа вы должны осуществить еще несколько формальностей, а именно назначить ли избрать исполнительного руководителя ГО и бухгалтера. Для постановки на учет в налоговой администрации вам нужны такие документы: - заявление на имя начальника районной (городской) налоговой администрации о взятии вашей ГО на учет;
- нотариально удостоверенная копия устава ГО; - нотариально удостоверенная копия свидетельства о регистрации; - справка о взятии на учет от управления статистики; - протокол учредительного собрания ГО; - сведения об основателях ГО; - приказ (решение, протокол) о назначении (избрание) исполнительного руководителя ГО; - приказ о назначении главного бухгалтера ГО; - оригинал устава. После регистрации ГО в налоговой администрации, на оригинале устава ГО относится соответствующий штамп и вам выдается справка о постановке вашей организации на учет в налоговой администрации.
Этап 5. Открытие банковского счета
Перед открытием банковского счета следует определиться в котором банка это лучше сделать. Небольшие коммерческие банки довольно часто предлагают лучшие условия для сохранения денег(большие проценты) чем большие полугосударственные банки. Но не спешите принимать не взвешенное решение. Небольшие банки не являются стабильными и довольно часто банкротятся. Поэтому следует отдать предпочтение банкам серьезным, крах которых есть невозможной. Это могут быть банки "Украина", "Проминвестбанк", "Аваль", "Укрсоцбанк". Для открытия счета в банка вам необходимо оформить карточку с образцами подписей руководителя ГО и бухгалтера, которым предоставляется право подписи на финансовых документах. Для этого вы или ваш бухгалтер должны взять бланки таких карточок в банка и в присутствия нотариуса их подписать. Для открытия банковского счета необходимые такие документы: - заявление на имя управляющего банком ли его отделение об открытии счета для вашей ГО; - протокол учредительного собрания ГО; - сведения об основателях ГО; - приказ (решение, протокол) о назначении (избрание) исполнительного руководителя ГО; - приказ о назначении главного бухгалтера ГО; - нотариально удостоверенная копия устава ГО; - нотариально удостоверенная копия свидетельства о регистрации; - справка о взятии на учет от управления статистики; - справка о взятии на учет от налоговой администрации; - карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера, которым предоставлено право подписи финансовых документов. В банка вы заключаете договор об обслуживании банком вашей ГО, платите сбор за открытие счета (34 гривны). Обычно сразу вы можете открыть и валютный счет. После открытия банковского счета (временного, поскольку у вас еще нет печати и пользоваться ним вы все одно не сможете), банк выдает вам две справки об открытии счета: одну для налоговой администрации, другую для разрешительной системы УВД, в которой вы имеете получить разрешение на изготовление печати.
Этап 6. Получение разрешения на изготовление печати
Для изготовления печати и штампов прежде всего следует получить разрешение в разрешительной системе рай или мiськ управление милиции. Для получения такого разрешения в разрешительную систему необходимо подать такие документы: - заявление на имя начальника разрешительной системы об изготовлении печати и штампов с эскизами по 2 экземпляра на каждую печать или штамп; - нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации ГО; - выписку из устава ГО (части, которая касается права ГО иметь печати или штампы) за подписью руководителя ГО; - оригиналы устава и свидетельства о регистрации ГО; - квитанцию об уплате сбора за предоставление разрешения (20 гривен). Как правило разрешение на изготовление печати предоставляется через неделю после подачи документов. На оригинале свидетельства о регистрации относится соответствующий штамп о предоставлении разрешения и возвращается по одном экземпляре эскизов печати и штампов с отметкой о разрешении на их изготовление.
Этап 7. Изготовление печати
Заказать изготовление печати и штампов можно в разных фирмах при наличии разрешения. Срок изготовления составляет как правило от 1 часа до 1 дня. Если ваша ГО есть небольшой организацией, и вдобавок имеет проблемы с помещением или сейфом, следует печать изготовить латексную в компактной упаковке, которая занимает минимум места и может всегда быть у руководителя ГО. Стоимость изготовления такой печати составляет около 20-30 гривен.
Примечание: После изготовления печати вы можете открыть постоянный счет в банка. Для этого вам необходимо снова у нотариуса оформить специальную карточку для банка (см. этап 5) на которой нотариусом будут удостоверены подписи руководителя ГО , главного бухгалтера и отражение печати. Написав заявление на iм"я управляющего банком о постоянном счете и об оформлении пропусков в банк руководителю и главному бухгалтеру ГО, вы получите уже полноценный расчетный счет из которого уже можно будет вести необходимые финансовые операции.
Этап 8. Пенсионный фонд Украины
Зарегистрироваться в пенсионном фонде Украины по месту юридического адреса ГО можно по предоставлению таких документов: - копии устава ГО; - копии свидетельства о регистрации; - копии справки из управления статистики о взятии на учет ГО. Заявление о регистрации оформляется в самом фонде на специальном бланке. Допустимые ксерокопии документов, которые вкладываются в папку (папку-скоросшивач, которую вы имеете принести с собою). Для регистрации, на заявлении должны быть подписи руководителя ГО, главного бухгалтера и отражение печати. После регистрации в пенсионном фонде на оригинале устава относится соответствующий штамп и выдается сообщение о порядке уплаты платежей к пенсионному фонду.
Этап 9. Фонд социального страхования
Регистрация в фонде социального страхования происходит по представлению таких документов: - устава ГО; - свидетельства о регистрации ГО. Заявление о регистрации не нужна. В фонде оформляется специальный бланк "Ведомости о регистрации" которая подписывается руководителем ГО, главным бухгалтером и заверяется печатью ГО. После регистрации на оригинале устава ГО относится соответствующий штамп.
Примечание: Если вам не удалось выполнить все эти действия в продолжение месяца, и поняло здесь может быть великое множество об"єктивних причин, вы можете натолкнуться на опасность наложения на вас, как руководителя ГО, административного взыскания со стороны одного из реєструючих органов: налоговой администрации или пенсионного фонда или фонда социального страхования. На вас может быть составлен протокол про адмiнпорушення. Если у вас не было никаких операций по банковскому счету и заработная плата не выплачивалась, то штраф вы можете и не получить. Но вам следует пам"ятати, что даже предупреждение для вас абсолютно не нужное, поскольку уже в случае настоящего случайного нарушения, например, несвоевременная сдача квартального отчета, наличие адмiнстягнення в виде предупреждения может вам дорого стоить. Так что следует попробовать не допустить складывания протокола про адмiнпорушення на этапе регистрации ГО. А это можно сделать двумя способами: встать на учет в продолжение месяца, или в случае превышения этого срока попробовать уладнати эту проблему через руководителя соответствующего органа.
Все ли вы сделали?
Если вы выполнили все необходимые шаги по регистрации ГО: 1) на оригинале вашего устава должны стоять штампы государственной налоговой администрации, пенсионного фонда Украины, фонда социального страхования; 2) на оригинале свидетельства о регистрации ГО может стоять штамп разрешительной системы УВД; 3) в вашей папке докуметов ГО должны быть подшитые: протокол учредительного собрания об образовании ГО, сведения об основателях ГО, приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера ГО, копии документов, полученных в управлении статистики, банка, фондах пенсионному и социального страхования; 4) у вас есть круглая печать ГО, штампы и бланки (необязательно); 5) ваша ГО имеет постоянный расчетный счет, а руководитель и главный бухгалтер имеют пропуска в банк где обслуживается ваша ГО.
Если все эти документы у вас на руках, а на счете еще и появились средство, можете считать, что ваша энергия не пропала напрасно. В Украине появилась еще одна общественная организация, которой судилось или исчезнуть спустя некоторое время, как уже было с сотнями организаций, или стать реальной жизнеспособной общественной структурой, деятельность которой будет создавать гражданское общество и демократию в Украине.
С уважением, РоманС
--- Ищу фамилии Сапелин, Цепелин, Цапелин, Новоченко, Новаченко, Бережной, Столяров (Белгородская обл.), Бирюков, Тепляков, (с. Юрсово Пензенской обл.), Селезнев(г.Самара). |