Посвящается памяти жертв политических репрессий – расстрелянным священникам Котласа. Наталья ПероваКотласский пересыльный пункт был огромный. Он мог вместить до 30 тысяч заключенных. «Сотни две бараков, крытых соломой и землей, раскинулись недалеко от железной дороги. В лагере уже поселены десятки тысяч людей, и каждый день прибывают все новые эшелоны. В каждом бараке ютится двести с лишним душ. Теснота ужасная: днем толкотня в проходе между нарами, ночью люди лежат на нарах вплотную друг к другу, как сельди в бочке, многим на нарах не хватает места, и они сидят на земляном полу...» – описывал в своих воспоминаниях профессор-востоковед Т. А. Шумовский. Ежедневно по Двине и Вычегде тянулись караваны: пароход и баржи (на каждой по тысяче заключенных). На крыше первой баржи была площадка с пулеметом и прожекторами, на всех крышах и на корме – посты конвоиров. Штаб конвоя на пароходе. За последней баржей тянулась на буксире лодка, в ней тоже конвой – следил, чтобы кто-нибудь незаметно не спрыгнул в реку. Сухой паек состоял из хлеба, соленой рыбы и речной воды.
Сегодня мы поговорим об одной из многочисленных трагедий, разыгравшихся на нашей земле:
6 ноября 1937 года пролилась кровь пятерых священнослужителей Котласа и Котласского района.
Были расстреляны:
• благочинный, протоиерей Воскресенский Николай Александрович
• протоиерей Бабаевской православной общины Авениров Иван Константинович
• протоиерей Туровецкой церкви Лавров Василий Павлович
• иерей Котласской церкви Трубачев Иван Афанасьевич
• священник Заварин Александр Алексеевич. Они обвинялись в создании контрреволюционной группировки, состоящей из Котласского духовенства и в ведении антисоветской агитации, в организации которой обвинили священника Котласского храма Трубачева Ивана Афанасьевича.
Было заведено дело о контрреволюционной группировке «церковников» - так называемое «Дело протоиерея Николая Воскресенского и других». Постановлением Тройки УНКВД по Архангельской области от 25 июля 1937 года все пятеро были признаны виновными и приговорены к расстрелу. В справке, выданной ФСБ России сказано: «Место приведения приговора в исполнение и место захоронения в материалах не отражены, и установить их за давностью лет не представляется возможным».
В деле №15022 о месте расстрела сказано: «Место групповых расстрелов. Архангельская область».
Впоследствии все пятеро священников были реабилитированы. Сведений о них сохранилось немного.
Трубачев Иван Афанасьевич родился в с.Приводино Сольвычегодского уезда Вологодской губернии 22 января (по ст.ст.)1876 . Отец Трубачева Ивана - Афанасий Трубачев был пономарем Воскресенского Лальского собора. В январе 1868 г. переведён к Приводинской Николаевской церкви Устюжского уезда Вологодской епархии на сверхштатное место дьячка, а 21 сентября 1885г определен штатным псаломщиком, о чем пишется в Вологодских Епархиальных Ведомостях № 20 за 1885г.
Иван Трубачев в 1900 г окончил курс учения в Вологодской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. С 11 июля 1900г. студент семинарии Иван Афанасьевич, «допускается к отправлению обязанностей псаломщика в Прокопьевском Соборе г. Устюга» сообщают ВЕВ №15 за 1900 год.
Вологодские Епархиальные Ведомости №!% от 1901г сообщают: «дьякон Ильинской Вилегодской церкви Иоанн Трубачев 8 июля освобожден от места по распоряжению его Преосвященства», а в №4 за 1902г тех же Ведомостей сообщается, что «бывшему дьякону Ильинской Вилегодской церкви Иоанну Трубачеву предоставлена возможность исполнять обязанности дьякона Телеговской Троицкой церкви».
Не известно, когда Иван Трубачев вернулся в Прокопьевский Собор г. Устюга. Здесь он знакомится с дочерью Устюжского священника Петра Афиногеновича Образцова – Клавдией, которая становится его женой.
15 января 1903г Вологодские Епархиальные Ведомости (№2) сообщают об освобождении дьяконской должности в Котласской Стефановской. На освободившееся дьяконское место определяется Иван Трубачев 19 января 1903г, о чем сообщает ВЕВ № 5 от 1 марта 1903г.
Иван Трубачев с матушкой перебираются в Котлас. В этом же году у них рождается первенец- сын Николай. Затем четыре дочери: Елизавета 1905г., Милица 1909г., Зинаида 1911г., Евлалия 1912г. Матушка умирает в родах.
С 28 сентября 1905г. исполнял обязанности законоучителя в церковно-приходской школе. Был делопроизводителем церковно-приходского совета.
С 15 сентября 1911г. – состоит законоучителем в Антоновском земском училище Сольвычегодского уезда. С 1912г. – состоит учителем пения в Котласском железнодорожном двухклассном Министерства народного просвещения училище.
В 1933году рукоположен в священники в Котласском Стефановском храме, где и служил до его закрытия. После закрытия храма проживал в Котласе.
Благодаря правнучке Трубачева И.А., внучке младшей дочери о. Иоанна – Евлалии, предоставившей копии документов из ФСБ, мы знаем о нем больше, чем о других. В 2014 году правнучка о. Иоанна – Ольга Владимировна, получила справку из ФСБ, в которой сообщалось о расстреле и последующей реабилитации прадеда. Доказав родство с о. Иоанном(Трубачевым), Ольга Владимировна получила копии архивных документов, из которых мы узнали о трагических событиях 1937 года.
29 марта 1937 года сотруднику Котласского сектора УНКВД Щеглову Федору Кузьмичу был выдан Ордер за №16 на обыск и арест Трубачева Ивана Афанасьевича, проживающего по адресу: г. Котлас, ул. Ленина, д. 46. Заведено дело за № 6624.
На момент ареста он был вдовец, детей при нем не было: сын проживал в селе Приводино, две дочери в г. Слободском Кировской области, две - в Казани.
Из справки на арест и привлечение к ответственности по ст. 58-10 ч 1, 58-11: «На проводимых в его доме сборищах обсуждает в контрреволюционном духе хозяйственно-политические мероприятия, проводимые Советской властью в деревне, дискредитирует колхозное строительство, стахановское движение. Вовлекаемых на эти сборища членов общины верующих обрабатывает против Советской власти».
29 марта 1937г священник Трубачев И.А. был арестован, а 30 марта 1937г. был проведен допрос. На допросе он не признал выдвинутых против него обвинений и заявил, что в контрреволюционных организациях и восстаниях не участвовал, а также не принимал участия в общественно-политической деятельности.
На самом деле бессмысленно доказывать свою непричастность к политической деятельности тому, кто это и так знает. Весь ужас и трагизм в том, что убивали за инакомыслие, за право человека верить в Бога, а смелости заявить открыто об этом не было, и обвиняли в противодействии властям.
11 апреля 1937г. о. Иоанну было предъявлено «Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения.
25 июля 1937г. постановлением тройки УНКВД Северной области Трубачев И.А. приговорен к расстрелу.
28 сентября дело № 6624 было пересмотрено, принято решение: «постановление Тройки УНКВД Севобласти от 25.07. 1937г оставить в силе – Трубачева Ивана Афанасьевича – расстрелять. Дело сдать в архив».
6 ноября 1937г приговор приведен в исполнение. Трубачев И.А реабилитирован прокуратурой Архангельской области 28 июля 1989г.
По инициативе его правнучки, Григорьевой Ольги Владимировны на Стефановской церкви установлена памятная доска со словами: «В этом святом Храме служил священник Иоанн Трубачев, принявший мученическую кончину 6 ноября 1937 года за веру Христову».
Пострадал также и сын Ивана Афанасьевича – Николай Трубачев. С 1927 года он трудился в Приводинских судоремонтных мастерских. В 1936 году окончил в Ленинграде курсы инженеров по газоходам и пользовался репутацией хорошего специалиста. После ареста отца был уволен. Целый год не мог устроиться на работу- не брали, как сына врага. Смелый человек - журналистка Н. Виноградова написала разгромную статью, назвав виновниками издевательства над Николаем Трубачевым директора Приводинских мастерских Сивкова и его компанию. В статье она призывала немедленно восстановить Трубачева на работе, а виновников наказать. Очевидно, этого не произошло и Николай Трубачев был вынужден покинуть родные места и уехать в Чувашию, г Алатырь, где в дальнейшем работал начальником пристани. Племянник Николая Трубачева Юрий сохранил эту статью до наших дней, а его дочь Екатерина Юрьевна– правнучка о. Иоанна привезла эту статью мне.
Протоиерей Николай Александрович Воскресенский родился 20.02.1893 в деревне Раминская Вельского уезда Вологодской губернии. Отец его - Воскресенский Александр Владимирович, последний священник Раменской Спасской церкви Вельского уезда. Мать – Анна Автономовна (г.р 1872) (в девичестве Ельцова). Николай Александрович закончил Вологодскую духовную семинарию. В 1913-1915 годах учительствовал, рукоположен в иерея в 1915году, служил в Вологодской губернии. В 1919 году был арестован, приговорен к 1 месяцу принудительных работ.
С 1932 года являлся благочинным.
В 1933 году возведен в сан протоиерея. В 1936 году служил в Свято-Стефановской церкви г. Котласа (в Гос. архиве РФ– есть копия выписки, заверенная протоиереем Котласской Стефановской церкви – Воскресенским Николаем Александровичем 19 марта 1936 года).
Состав семьи: жена Клавдия Евгеньевна 1891г.р., сын Лолий 1911 г.р., дочь Маргарита 1927г.р.
На день ареста проживал в селе Вондокурье Котласского района Архангельской области, служил в Троицкой церкви. Обвинялся в том, что являлся участником контрреволюционной группировки, вел антисоветскую агитацию. Постановлением тройки при УНКВД по Севобласти от 25.07.1937 приговорен к ВМН (высшей мере наказания), расстрелян 06.11.1937. Место исполнения приговора и захоронения неизвестно.
Однажды, Клавдия Шергина, пострадавшая в годы репрессий за веру, рассказывала мне о своей жизни: «Мать моя была сторожихой в церкви. А у о. Николая был сын Лолий, он был Христа ради юродивый, зубов у него не было, все в церкви молился, ну, блаженный был. Собрались мы с ним погулять, идем по околице, а все показывают на нас пальцем, смеются: жених и невеста. А мы еще специально под ручку взялись - пусть смеются. Сказал мне, что буду петь на клиросе. Я так смеялась. Я же неграмотная, не одного года в школе не училась. А потом и правда, пришла на клирос и пела». Рассказывала о его семье, об аресте священника, о матушке Клавдии, только о дочери- Маргарите, кроме того, что та была пионеркой, ничего не говорила. По воспоминаниям Клавдии Шергиной - Лолий предсказал арест отца – ходил по дому с заломленными назад руками, предсказал, что мать будет голодать, а так же предсказал свою смерть. Из рассказа Клавдии: «Сказал отцу, что будет жениться. Отец подумал, что он и вправду решил жениться, наказал его. А Лолий лег на лавку, отвернулся к стене и умер. Тогда они поняли, о какой женитьбе говорил - о Царствии Небесном».
Воскресенский Н.А. реабилитирован прокуратурой Архангельской области 28.07.1989 г.
Лавров Василий Павлович – родился в 1885 г и проживал в С.-Петербургской губернии. Сын священника. Окончил Псковскую Духовную семинарию.
В 1930году за "контрреволюционную агитацию" по постановлению тройки ПП ОГПУ Ленинградского венного округа заключен в ИТЛ на пять лет.
После освобождения из лагерей, с 1935 года, проживал в п. Шипицыно Котласского р-на Архангельской обл. Служил при Богородицкой церкви Туровецкого Богоявленского прихода.
30 марта 1937 года арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации" как участник "контрреволюционной группировки духовенства".
25 июля 1937 г постановлением тройки УНКВД приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение 6 ноября 1937г. Реабилитирован -28 июля 1989г.
Имена священников Трубачева Ивана Афанасьевича, Воскресенского Николая Александровича и Лаврова Василия Павловича включены в список расстрелянных и замученных священнослужителей на памятнике-триптихе "Погибшим в неволе", установленном в 1998 году на Мемориальном кладбище жертв политических репрессий "Макариха".
Священник Александр Алексеевич Заварин родился 21.08.1892. Место рождения: Вологодская губ., г. Великий Устюг, знаменитая Дымковская Слобода. Дед был пономарем в сохранившейся до наших дней церкви в честь вмч. Димитрия Солунского, построенной в 1700-1708 гг.
На Дымкове семья Завариных пользовалась большим уважением: отец - Алексей Заварин был потомственным почётным гражданином г. Великого Устюга.
Александр Заварин в 1915 г закончил Вологодскую духовную семинарию по первому разряду. Ещё до окончания семинарии 30 апреля 1915 г. Александр был назначен псаломщиком в Близгородную Крестовоздвиженскую церковь Устюжского уезда, 9 июля перевели также псаломщиком в церковь Рождества Христова г. Устюга. В августе 1915 г. женился на дочери настоятеля Дымковской Дмитриевской церкви Наталии Григорьевне Чистяковой.
9 мая 1916 г. Александр Алексеевич был рукоположен в священника к церкви в честь иконы Божией Матери «Владимирская» в с. Теплогорье. Там он прослужил 8 лет до 1924 г., однако добрая память о нем долго сохранялась среди прихожан. Его дочь Павла Александровна писала (письмо от 17.10.1995), что в 1957 г. она навещала племянницу в городской больнице г. В. Устюг, и молодая медсестра спросила её: «Вы не дочка священника Александра Заварина?» Когда Павла Александровна сказала, что это её отец, девушка рассказала, что она из Теплогорья, и её бабушка очень часто вспоминала отца Александра.
В с. Теплогорье родились дети Александра Алексеевича: сыновья – Сергей и Алексей, дочери – Александра, Павла.
В 1924 г. отец Александр был переведен священником в Шемогодскую Никольскую церковь, где и служил до ареста в 1931 г. По сведениям родственников, отца Александра первый раз арестовали в 1930 г. и через месяц отпустили. Второй раз был арестован в июле 1931 года, осужден на 3 года. Отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала.
После освобождения проживал в Котласском районе и служил в приходской церкви Стефана Пермского г. Котласа. С момента закрытия Котласской церкви (17 марта 1936 года) по 11. 06. 1937 г судьба священника Заварина А.А. неизвестна. 11 июня 1937г. он был снова арестован и осужден без права переписки. В справке из архива ФСБ, выданной Бирюковой В.П. сказано: «… бывший священник, матрос транспортной артели». На запрос сына был получен ответ, что отец умер в местах заключения в 1944г. Только в 1991г. дети получили документ о том, что отец был расстрелян 6 ноября 1937г. Место захоронения неизвестно.
Сохранился дом Завариных в Дымковской слободе. У меня получилось поговорить по телефону с родственниками о. Александра. Монахиня Апполинария (Любовь Николаевна Романченко)рассказала, что этот дом был куплен его братом Николаем. В этом доме о. Александр бывал, в нем он крестил своего племянника Бориса Николаевича. Ее сестра Галина Николаевна рассказала, что все дети о. Александра получили образование, Бог не оставил. Матушка Наталья жила с сыном Сергеем. Все дети умерли, дольше всех жила дочь Павла, умерла в 2015 г. Она писала письмо об отце в комиссию по канонизации, но письмо затерялось, к лику новомучеников он не был причтен. Потом ей пришло письмо и извинениями и с благодарностью за сведения об отце. Так же сообщили, что во всех храмах Вологодской Епархии будут его поминать.
Монахиня Апполинария – племянница о. Александра приезжала в Котлас в 2017 году вместе со своей внучкой Ксенией на 80-летие со дня расстрела, почтить память своего дяди.
Авениров Иван Константинович родился 1.08.1869г в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в семье священника. Его отец Константин Васильевич Авениров - сын пономаря Подболотской Успенской церкви Грязовецкого уезда Василия Георгиевича Авенирова.
Константин Васильевич в 1856 г закончил Вологодскую семинарию, служил в разных приходах Вологодского уезда, с ноября 1898 г определен к Нючпасской церкви Усть-Сысольского уезда. Жена - Елизавета Александрова 1841 гр, дочь умершего священника Георгиевской Корбанской церкви Кадниковского уезда Александра Рукина.
В семье Константина Васильевича и Елизаветы Александровны было 13 детей, Иван был пятым ребенком. Все дети были грамотными, сыновья были священнослужителями.
Одна из дочерей - Александра, девица, была заведующей женского министерского училища в г. Сольвычегодске. Другая - Ольга состояла в замужестве за священником Николаевской Телеговской церкви Устюжского уезда Николаем Поповым.
Сын Иван закончил Вологодскую духовную семинарию. 20 января 1891 г. произведён во диакона Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. С 1902 г.: священник Спасо-Преображенской Соденской церкви Вельского уезда, имел жену и детей.
В последнее время проживал...
https://vk.com/wall242940615_80310