| tatyana_f Модератор раздела
Республика Марий Эл Сообщений: 548 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 316 | Наверх ##
29 сентября 2013 16:00 Конец сентября 2010 года. Мы приехали в город Печоры, что находится в Псковской области, для того, чтобы посетить Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и "Богом зданные пещеры".
Крепостные стены.
Вид на Успенский пещерный храм монастыря.
При входе в монастырь на левой стороне, на горе, стоит каменная церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца. При Никольском храме устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию, уже в позднейшее время, приделаны с трех сторон тесовые стенки с одним окном. На колокольне висит пять, различной величины, колоколов; из них два без всякой надписи. Как видно из древней монастырской летописи, они были отбиты в 1581 году монастырскими людьми от войск польского короля Стефана Батория. Колокола эти были вывезены ими из Кобылинской области, погоста Напольного, от храма Св. Николая Чудотворца.
Новоустроенный храм Псково-Печерского монастыря служит величественным памятником чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в 1812 г. В память того же события и современно ему установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков, с 3-го по 15-е октября ежегодно. В Михайловском соборе хранится великая святыня - десница, то есть правая рука, святой мученицы Татианы, почитаемой во всем христианском мире и особенно - в России, где имя Татиана очень распространено. Многие паломницы, чьей Небесной покровительницей является святая мученица Татиана, специально приезжают в Псково-Печерскую обитель, чтобы приложиться к мощам своей святой, от которых происходит множество чудес.
Вход на территорию монастыря и, если я не ошибаюсь, Кровавая гора (название произошло от того, что во все кровопролитные войны, которые так или иначе проходили на территории монастыря кровь убитых воинов и монахов стекала вниз по территории монастыря).
Святой источник
Сретенский храм
Покровский храм
Вот мы и дошли до "Богом зданных пещер" (ради чего мы сюда приехали).
По рассказу нашего проводника - инока Псково-Печерского монастыря: "Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века "один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое".
В самой пещере фотографии делать не разрешили (по этому фотографии пещер взяты с Интернета). При входе каждому выдали по одной маленькой свечке, которая горит ровно полчаса. В пещере круглый год держится температура + 5 С. Постоянно был сквозняк, у некоторых даже задувало свечи.
Сами пещеры, как нами поведали, являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" - защитников монастыря. Похоронены они прямо в углублениях в самих стенах пещер. Гробы ложат друг на друга, нижние гробы от времени истлевают, и поэтому в пещерах всегда есть место для новых захоронений. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского.
В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
Большая часть плит в монастырских пещерах - надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать - к Татищевым. |