раньше в семейных преданиях говорилось о том, как дед Фадеев Яков Михайлович, летал в Крым к партизанам.
Говорилось о трудностях полетов,опасностях...... но все как то вскользь.... Так, папа и тетя говорили, что был случай, когда самолет деда то ли упал в лесу, то ли врезался в гору.... и партизаны спасли его из под носа у немцев.....
Ни тебе- названия авиаполка! ни имен партизан!
вот так, узнав о музее, о его хранителе-Николае Ивановиче Олейникове- я сразу кинулась в далекое путешествие(для меня по-крайней мере) в другую часть Крымского полуострова- Советский район.
Не откладывая вдаль поездку(т.к. Н.И.Олейников довольно таки пожилой человек) мы поехали
Встреча оставила неизгладимое впечатление!
Каике же наши ветераны позитивные! доброжелательные и отзывчивые!
там встретила Сережу Ткаченко, журналиста... который потом написал статью:
Не думала жительница Севастополя Наталья Атрохова,

что поиски и изучение своих родословных корней выведут на события времён Великой Отечественной. А они, оказалось, связаны не только с её дедом, лётчиком Яковом Михайловичем Фадеевым, но и с очень важной, порой решающей стороной жизни крымских партизан - авиационной поддержкой всего партизанского движения.
"Несколько месяцев тому назад я, разыскивая своих предков, перебирала в который раз фотографии из семейного альбома, - рассказывает Наталья Анатольевна. - Вот дед, в лётной форме, как-то мысль пробежала: был лётчиком, а где и как - неизвестно. Ведь он умер, когда мне было всего восемь лет". И целенаправленный поиск привёл Атрохину сначала к книге известного писателя, лётчика, Героя Советского Союза Василия Емельяненко "Воздушный мост" о взаимодействии советской авиации с крымскими партизанами, а затем и в Народный музей Ичкинского партизанского отряда. Именно там собран уникальный материал по истории 23-го отдельного авиационного Берлинского ордена Александра Невского и ордена Богдана Хмельницкого II степени полка Гражданского воздушного флота. Директор музея Николай Иванович Олейников с поисковиками-школьниками не один год создавал и музейные выставки об авиации, и огромный архив - с именами всех, кто летал или обеспечивал полёты в Крым.
Действительно, это были спасительные рейсы. Потеряв из-за собственной недальновидности и разграбления захватчиками и местными жителями горных сёл базы с продовольствием, крымские партизаны вынуждены были голодать уже в конце сорок первого. Суровая зима сорок второго, тяжёлая весна, в лесу многие умирали. Продовольственные операции, то есть мероприятия по добыче продуктов, были единственным спасением: то ли отбирали у предателей своё, разграбленное, либо просили продукты у селян. Надо ли говорить, что в них и стреляли. Борьба за продовольствие была не менее трагичной, чем война с оккупантами. Это увеличивало количество раненых, больных, обессиленных голодом. Надежда была только на Большую землю.
Пока держался Севастополь и полгода где-то на Ак-Монае буксовал Крымский фронт, помощь была ожидаемой. Первыми в апреле сорок второго открыли "воздушные тропы" лётчики Ф. Герасимов и А. Морозов. Первый из Севастополя прилетел в леса заповедника, второй - с Крымфронта к партизанам в Зуйские леса. Затем эти тяжёлые трассы в крымский лес освоили и их коллеги: Ф. Мордовец, В. Битюцкий, А. Романов, И. Нижник, В. Калмыков, С. Свинов, И. Молчанов, Я. Фадеев. И летали они (сначала из Севастополя и из-под Керчи, затем - из Краснодарского края и Сочи) на маленьких самолётах "У-2", "Р-5" и их санитарных вариантах, вселяя надежду в партизан: "Родина помнит!". Привозили продовольствие, боеприпасы, питание для раций, вывозили раненых и больных - по одному-два человека. Это уже в июле и в конце октября на Караби, на разведанную партизанами площадку, сядут большегрузные "ТБ-3" и "воздушные извозчики" "Ли-2", вывезут большую часть израненных и обессиленных партизан.
И уже в 1943-м заработает воздушный мост - от площадок на Караби и на Долгоруковской до Адлера и обратно.
А пока Яша Фадеев пробивается с Кавказа через ночную дымку над морем, отчаянно замерзая все четыреста километров полёта: кабина-то "уточки" ("У-2") открытая. Надо не попасть под вражеские прожекторы, обойти зоны зенитного огня, а главное - найти в ночной темноте те несколько костровых огоньков на крохотных полянах высоко в горах. И сесть! А затем повторить всё в обратном порядке, но уже зная, что во второй кабине есть герой, надеющийся на тебя и на то, что Родина действительно ждёт.
А кто Яков Фадеев? Волжанин, переживший в детстве голод и тиф, от которого умерли отец, сестрёнка и два брата. Семь классов - уже почти учёный, но был и кочегаром, и помощником стармеха на судне, на токаря выучился. Одарённый футболист, кумир всех астраханских мальчишек. И ещё летал в аэроклубе, привлёк в авиацию и младшего брата Анатолия, увы, позже в войну погибшего на самолёте "Пе-2". Страсть к небу сочеталась в Фадееве с трезвым расчётом лётчика-инструктора: покорил своенравный самолёт "УТ-1", стал на нём мастером высшего пилотажа. А в войну летал к партизанам в Крым, на перевалы Кавказа, за что и был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями "Партизану Великой Отечественной войны" и "За оборону Кавказа". Попадал и в аварии, был сбит под Старым Крымом, но вернулся с пассажирами-партизанами в голодающий лес и снова летал - на радость народным мстителям, назло врагам. После войны жил в Астрахани с любимой и единственной женой Надеждой, по выслуге в лётной работе вышел на пенсию. Простой человек, лётчик от Бога, настоящий герой своего времени.
А каким мог быть ещё "партизанский ангел небесный"?
Вот что написал первый секретарь обкома В. Булатов в отзыве о боевой работе авиаторов за 1943 год, который хранится в республиканском госархиве. "Отличная организация боевой работы, героизм и самоотверженность лётчиков, слаженная работа техсостава, готовившего материальную часть к полётам, определили успех всех заданий, выполненных партизанами Крыма. Помощь авиаполка, оказанная партизанам Крыма, доставившего боеприпасы, вооружение и продовольствие, во многом способствовала усилению борьбы с немецко-румынскими захватчиками в Крыму". Наталье Атроховой, в девичестве Фадеевой, её мужу и старшему сыну Евгению есть чем гордиться. Думаю, славным прошлым своего рода будет окрылена и дочь Натальи Анатольевны, Анастасия. Она, почти двухлетний несмышлёныш, степенно ходила по партизанскому музею, смотрела на фотографии незнакомых людей, среди которых - её прадед, известный "крылатый партизан".
http://www.pravda.crimea.ua/newspapers/archive/2010/09/29