Борисоглебское железнодорожное техническое училище
1878 г. - 1919 году училище было преобразовано в железнодорожный техникум Наркомата путей сообщения.
Наташа СМ город-герой Смоленск Сообщений: 3078 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2510 | Наверх ##
25 апреля 2013 20:45 7 июля 2019 21:16 Подскажите, пожалуйста, где можно поискать дела учащихся Борисоглебского железнодорожного технического училища начала 20 в.? Обращалась: Архив Воронежской области, к которой сейчас относится Борисоглебск - сведений нет Архив Тамбовской области, к которой Борисоглебск относился в 19 в. - сведений нет ЦИАМ - сведений нет. Есть ли надежда найти где-нибудь эти документы? Буду благодарна любым подсказкам и направлениям поиска! Борисоглебское ж\д училищеВ мае 1868 года акционерное общество Грязе-Царицынской железной дороги приступило к строительству магистрали на участке Грязи-Борисоглебск. 12 декабря 1869 года этот участок был сдан в эксплуатацию, а в мае 1871 года было открыто движение по всей Грязе-Царицынской железной дороге протяженностью в 564 версты. Железная дорога нуждалась в квалифицированных кадрах. В связи с этим возникла потребность создания технического железнодорожного училища. Для подготовки специалистов, в ноябре 1878 года в Борисоглебске правлением общества Грязе-Царицынской железной дороги, с разрешения Министерства путей сообщения, было открыто техническое железнодорожное училище. Первым начальником этого училища стал полковник Ф.Г. Нюберг. Училище готовило кадры для ж\д разъездов и станций на территории Области Войска Донского. Приказом МПС от 16 июля 1886 года училище передано в непосредственное ведение учебного отдела этого Министерства, В училище был установлен 4-х годичный срок обучения: один подготовительный и три основных. После обучения теоретического курса и практики в учебных мастерских, учащиеся получали Свидетельство, после чего они направлялись на 2-х годичную стажировку, которую проходили на станциях и в депо Юго-Восточной железной дороги. После успешного прохождения стажировки, выпускникам выдавался аттестат об окончании училища. Первый выпуск в количестве 17 человек состоялся в 1883 году. В первые годы советской власти училище было преобразовано в техникум Наркомата путей сообщения, в 1931 году – в железнодорожную школу ФЗУ, в 1940 году – в железнодорожное училище № 2.
В последние годы войны оно стало работать на базе вагоноремонтного завода Борисоглебска. С 1963 года училище - это ГПТУ № 9 и готовило токарей, слесарей-сантехников, кузнецов, электро-газосварщиков и других специалистов народного хозяйства. --- Филимоновы - мещане г. Велижа
Вайсблит - Украина
Рейслер - Австро-Венгрия, Кишинёв
----
Работаю в архивах Смоленска с 2013г. Помогу в ваших поисках.
Мой телеграм-канал https://t.me/gen_sysk
| | Лайк (2) |
Наташа СМ город-герой Смоленск Сообщений: 3078 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2510 | Наверх ##
7 июля 2019 21:19 7 июля 2019 21:20  Борисоглебск. Бывшее Техническое железнодорожное училище Адрес: Воронежская область, Борисоглебск, ул. Первомайская (Хопёрская), 66 Годы постройки: Конец 1880-начало 1890-х Стиль: Эклектика с элементами классицизма и модерна Расположено недалеко от вокзала. Техническое железнодорожное училище было открыто в 1878 году правлением Общества Грязе-Царицынской железной дороги на базе железнодорожных мастерских для подготовки специалистов железнодорожного транспорта. В 1888 году перешло в непосредственное ведение Министерства путей сообщения. В трехклассное училище принимались воспитанники, уже получившие начальное образование. На первом году обучения преподавались в основном общеобразовательные предметы, но наибольшее количество часов отводилось начальному черчению и столярному мастерству. Во втором классе, помимо математики, изучались механика, железнодорожное дело, строительное искусство, строительное черчение, слесарное мастерство. В третьем классе преподавались специальные предметы — телеграфное дело, паровая механика, технология, счетоводство. Летом у учащихся была практика, во время которой они проводили геодезические съемки улиц Борисоглебска, делали обмеры и чертежи зданий. Ученый-географ, академик П. П. Семенов-Тян-Шанский, посетивший училище в 1904 году, назвал его одним из лучших в России. С 1896 по 1917 годы начальником училища был инженер И. М. Лапшин. В первые годы советской власти училище было преобразовано в техникум Наркомата путей сообщения, в 1934 году — а железнодорожную школу ФЗУ. С 1 сентября 1933 по 25 апреля 1934 года здесь учился летчик-истребитель, Герой Советского Союза Владимир Алексеевич Середин (1917-1945). К 1900 году училище располагало учебным корпусом с церковью, мастерскими, складами, домами-казармами для учеников, преподавателей и служащих. Учебный корпус, вероятно, был построен в конце 80-начале 90-х годов 19 века. Училищная церковь Иоанна Богослова, освященная в 1898 году, была переустроена в 1900 году на средства старосты Л. В. Дерибезова — крупного борисоглебского купца. В церкви, вновь освященной 26 сентября 1900 года, был устроен отдельный вход, что позволило посещать храм служащим и рабочим железнодорожной станции Борисоглебск. А. А. Зайцева, Л.В. Кригер: Историко-культурное наследие Борисоглебской земли. (Материалы свода памятников Воронежской области). Стр. 146-149. Москва 1994. Источник: https://sterh1973.livejournal.com/210608.html --- Филимоновы - мещане г. Велижа
Вайсблит - Украина
Рейслер - Австро-Венгрия, Кишинёв
----
Работаю в архивах Смоленска с 2013г. Помогу в ваших поисках.
Мой телеграм-канал https://t.me/gen_sysk
| | |
pantelemon Участник
Калач Воронежской обл. Сообщений: 71 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 278 | Наверх ##
12 октября 2022 22:44 >> Ответ на сообщение пользователя Наташа СМ от 7 июля 2019 21:19 Нашелся один из учеников этого училища Василий Николаевич Резников(родился 1 марта 1897 года в сл.Калач Воронежской губ.).Вот что пишет его сын Михаил из Аделаиды" Василий Н. успел, до разгара Революции, окончить Техническое Железнодорожное Училище в Борисоглебске. У Врангеля служил в составе назначенному держать проходимым железную дорогу для бронепоездов и транспорта запасов. С душой Буддиста, видно ему удалось оружие в руках не держать. Был эвакуирован со остатками Белых войск в Константинополь. Пустила его к себе Сербия. В Белграде наткнулся на земляка по Калачу, Сергея Полежаева. Этого штатского ураган в России застал за границей, где он и остался. Какой коммерцией он занимался я не знаю, но был знаком с людьми которые немедленно помогли чернорабочему Ваське, стать Господином Резниковым, Землемером управы города Смедерево, не-далеко от Белграда."Самоучкой начал писать картины "Когда Немцы заняли Белград, Василий Н. отказался идти с Кадетами освобождать Россию. Когда Красная Армия взяла Белград, всех Русских арестовали. ..... Василий Н. просидел два(месяца). Не нашли предлог ни на ссылку ни на расстрел..... Послевоенная Югославии стала Коммунистической. Василий Н. поступил на службу в новооснованое государственное киностудио как Художественный Советник. Было много привилегий. Почет. Когда предложили стать членом партии, он отказался. За это, дали ему месяц организовать выезд из страны".В 1951 году через свободную территорию Триест с женой и сыном уехал в Австралию.Писал картины и иконы.Стихи.Скончался в июле 1991 года. https://artrz.ru/places/1804927850/1804958101.html --- Никольский однодворец | | |
pentaxer Сообщений: 201 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 82
| Наталья, подскажите, пожалуйста, это единственное училище данной направленности в Борисоглебске? У меня малоизученный родственник учился в начале 1940-х в "ж/д училище в Борисоглебске". Больше никаких индификаторов учебного заведения не осталось. --- Красивые люди - красивые судьбы. | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24828 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20459 | pentaxer написал: [q] Наталья, подскажите, пожалуйста, это единственное училище данной направленности в Борисоглебске? У меня малоизученный родственник учился в начале 1940-х в "ж/д училище в Борисоглебске". Больше никаких индификаторов учебного заведения не осталось.[/q] https://mybsk.ru/borisoglebskoe-tehnicheskoe-zheleznod/В 1919 году училище было преобразовано в железнодорожный техникум Наркомата путей сообщения. В 1926 году техникум стал профессионально технической школой. В 1931 году Борисоглебская профтехшкола вновь стала железнодорожным училищем, с гораздо большим контингентом учащихся. В довоенные годы училище вело подготовку рабочих почти по 20 профессиям, а число учащихся достигало полутора тысяч человек. Учебные занятия вынуждены были проводить 3 смены, а производственное обучение организовывалось не только на промышленных предприятиях города, но и в паровозном и вагонном депо станции Поворино.
С 1 декабря 1940 в Борисоглебске стало действовать железнодорожное училище №2 Воронежской области. Подготовка велась по 10 специальностям. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении: бесплатное обучение, питание, одежда, обувь, общежитие. Училище стало одним из лучших в системе трудовых резервов Воронежской области. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (1) |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24828 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20459 | Наверх ##
24 июня 10:28 24 июня 10:36 Наташа СМ написал: [q] где можно поискать дела учащихся Борисоглебского железнодорожного технического училища начала 20 в.? Обращалась: Архив Воронежской области, к которой сейчас относится Борисоглебск - сведений нет Архив Тамбовской области, к которой Борисоглебск относился в 19 в. - сведений нет ЦИАМ - сведений нет. Есть ли надежда найти где-нибудь эти документы?
[/q]
Судя по подчиненности этого уч-ща, обращаться надо для периода РИ ........... написал: [q] открылось с разрешения Министерства путей сообщения. Приказом Министерства путей сообщения от 16 июля 1886 года училище было передано в непосредственное ведение учебного отдела этого Министерства. [/q]
Для периода СССР valcha написал: [q] В 1919 году училище было преобразовано в железнодорожный техникум Наркомата путей сообщения. [/q] --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (1) |
pentaxer Сообщений: 201 На сайте с 2024 г. Рейтинг: 82
| Наверх ##
24 июня 13:36 24 июня 14:39 valcha написал: [q] ... С 1 декабря 1940 в Борисоглебске стало действовать железнодорожное училище №2 Воронежской области. ... .[/q]
Вот это не совсем понятно. Училище №2 было образовано на базе предыдущего ж/д училище, верно? Или они параллельно существовали? --- Красивые люди - красивые судьбы. | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24828 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20459 | Наверх ##
24 июня 21:25 24 июня 21:28 pentaxer написал: [q] valcha написал:[q] ... С 1 декабря 1940 в Борисоглебске стало действовать железнодорожное училище №2 Воронежской области. ... .[/q] Вот это не совсем понятно. Училище №2 было образовано на базе предыдущего ж/д училище, верно?[/q]
Все же есть в Инете – В первые годы Советской власти железнодорожное училище было преобразовано в техникум Наркомата путей сообщения, в 1931 году – в железнодорожную школу ФЗУ, а в 1940 году – в железнодорожное училище № 2.после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и Воронежем, в железнодорожном училище была возобновлена работа по обучению специалистов. Оно стало работать на базе вагоноремонтного завода. С 1963 года училище стало называться ГПТУ № 9 и готовило токарей, слесарей-сантехников, кузнецов, электро-газосварщиков и других специалистов народного хозяйства.https://tv-gubernia.ru/author/...%92%D0%90/ --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | Лайк (1) |
|