Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Арктика, экспедиции, фото. Ледники, айсберги

Русская Арктика, экспедиции давние и нынешние, фотографии. Экспедиция Седова к Северному Полюсу 1912-1914гг. Земля Франца Иосифа. Ледники.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7  8 
Модератор: MarinaM
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 6139
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1089
Русская Арктика

карты -схемы пути
экспедиции Нильса Норденшельда на шхуне "Вега" 1878-1879гг
экспедиции Ф.Нансена 1893-1896гг
дрейф ледокола "Седов" 1937-1940гг


Прикрепленный файл: ks3, 3 экспед, Вега, Нансен, лед. Седов.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 6139
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1089
Русская Арктика
карты схемы
Маршруты экспедиций Ф. Нансена (1903-1896гг) и Н. Норденшельда
Плаванье "Зари" 1900-1902гг
Плаванье "Зари" без Э.В. Толля в 1902г

Прикрепленный файл: ks4 плав.. Зари 1900- 1902г.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 6139
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1089
Арктика

карты-схемы экспедиций 1929-1937гг
1929г на ледоколе "Седов"под руководством О. Ю. Шмидта
1930г повторная на ледоколе Седов
1932г на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков"
1933-1934гг на пароходе "Челюскин"
1937г экспедиция на дрейфующую станцию "Северный Полюс-1"

Прикрепленный файл: ks6 Шмидт и др..jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 6139
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1089
http://www.arctic.org.ru/pdf/130-135.pdf
Николай Пинегин
Лейтенант Седов идет на Полюс

карта-схема из статьи

Дрейф "Св. Анны и плаванье "Св. муч. Фоки"
1912-1914гг
санный путь Седова
могила Седова,
зимовье Нансена

Прикрепленный файл: ЗФИ, Нов.З. карта 1912-1914гг.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 6139
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1089
карта-схема
( плохого качества)
экспедиций 1912-1914гг:
Г. Я. Седова к Северному Полюсу на судне "Св. муч. Фока",
Г. Л. Брусилова на судне "Св. Анна",
В. А.Русанова на судне "Геркулес"

Прикрепленный файл: карта 3-ех экспедиций плохая.png
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 6139
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1089
MarinaM: сегодня была на мюзикле театра российской армии "Святая Анна"... в тему...
спектакль понравился, народу было, - ни одного свободного места.. shok.gif

------------

https://rgo.ru/activity/redact...brusilova/

По следам "Святой Анны": как искали пропавшую экспедицию Брусилова heart.gif
30 июня 2022
(*MarinaM: в статье есть красивые фотографии видов Арктики тех мест)
из статьи
"Судьба экспедиции Георгия Брусилова на шхуне "Св. Анна", бесследно исчезнувшей во льдах Арктики, до настоящего времени продолжает оставаться одной из самых больших загадок в истории отечественных полярных исследований. Прошло уже более ста лет с тех пор, а современные исследователи постоянно обращаются к ней. В 2010–2011 годах российская экспедиция нашла человеческие останки и материальные следы пребывания на Земле Франца-Иосифа части команды "Св. Анны", которая вместе со штурманом Валерианом Альбановым сделала попытку спастись с дрейфующего судна. Об истории трагического плавания, современных находках и версиях рассказал в своей лекции известный путешественник и фотограф Владимир Мельник. Мы предлагаем пересказ этой лекции.
Две книги
История, описанная Вениамином Кавериным в романе "Два капитана", имела документальную основу. Речь идёт о книге "На юг, к Земле Франца Иосифа". Её автор — Валериан Альбанов, штурман парусно-паровой шхуны "Св. Анна", на которой отправился в экспедицию отряд под руководством Георгия Брусилова. Целью было пройти маршрутом, известным теперь как Северный морской путь.

В чём особенность экспедиции Брусилова, почему мы через более чем сто лет возвращаемся к ней снова и снова?
когда молодой офицер Российского флота Георгий Львович Брусилов решил организовать экспедицию, ему понадобилась для этого судно. Он покупает в Великобритании "Ньюпорт", который уже несколько раз менял владельцев и названия, и даёт ему новое имя – "Святая Анна". Мотив переименования был связан с не религией, а с тем фактом, что основным спонсором экспедиции была его тетушка Анна Николаевна.
…И всё получится
Вся история, связанная с экспедицией, многослойная, сюжеты буквально переплетены. Брусилов хотел первым пройти под российским флагом Северным морским путём от Петербурга до Владивостока. Сделать это он планировал за одну, максимум за две навигации. Был у этого путешествия и коммерческий интерес. Брусилов надеялся покрыть все расходы на экспедицию и извлечь прибыль из попутного зверобойного промысла в арктических широтах.
Единственный проход по этому маршруту до этого был осуществлён в 1878–1879 годах. Этот путь проделал швед Норденшёльд на судне "Вега". Идея Брусилова была поддержана общественностью, ведь речь шла об освоении арктического побережья России.
Брусилов уже был в Арктике раньше. В 1910–1911 годах он участвовал в Гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач". И видимо, решил, что можно пройти по полярным морям с запада на восток, нужно просто надёжное судно, хорошая команда — и всё получится.
Ерминия Жданко
28 июля (10 августа) 1912 года "Св. Анна" вышла из Петербурга. Чтобы попасть в северные моря, ей нужно было сначала обогнуть Скандинавию. Экспедиция нуждалась в средствах, поэтому Брусилов объявляет, что может взять пассажиров на борт. Своего рода круиз из Петербурга вокруг Северной Европы. Последний заход в Россию планировался в порт Александровск-на-Мурмане, ныне город Полярный в Мурманской области.
Одной из участниц круиза становится молодая девушка Ерминия, дочь генерала Александра Жданко, племянница начальника гидрографического управления Михаила Жданко.
Когда "Св. Анна" в августе прибывает в Александровск-на-Мурмане, выясняется, что не приехали второй помощник капитана, судовой врач, исследователь, второй штурман и часть матросов. Невольно задумаешься о том, что люди могут предчувствовать трагические события.
((*MarinaM: в экспедиции Г. Седова 1912г - та же история, - часть команды перед выходом экспедиции отказалась, пришлось срочно искать замену))
А найти в маленьком городке судового врача или помощника капитана просто нереально. А уже август, времени нет. Команду кое как набрали, но оставалась проблема судового врача.
И вот тут Ерминия Жданко, окончившая курсы медсестёр, предложила себя на роль врача. Это и сейчас удивительно, а тогда ведь поход в Арктику был сравним с полётом в космос сейчас. Так или иначе, но выбора не было, и Ерминия отправляется в экспедицию.
Неумолимый дрейф
Период арктических навигаций достаточно короток: июнь — август. В конце сентября начинаются шторма, ухудшается ледовая обстановка. sad.gif

Надо сказать, что 1912 год был аномальным по ледовой обстановке. В начале октября экспедиция достигла пролива Югорский Шар между материком и островом Вайгач и отправила по телеграфу последнее сообщение. Из-за погоды большинство кораблей просто не смогли пройти дальше на восток. Но Брусилов решает продолжить плавание и идёт к полуострову Ямал. Но 5 октября 1912 года шхуну остановили льды.
Впрочем, это входило в планы Брусилова. Продовольствия на судне было на 18 месяцев. Думали так: встанем у берега, наступит весна, льды отодут, и мы пойдём дальше. Совершенно разумный план. Однако в середине октября 1912 года начались очень сильные южные ветра. Весь массив льда, куда была "впаяна" "Св. Анна", понесло на север.

Наступает лето 1913 года. Но ничего не меняется. Продолжается неумолимый дрейф. На борту ни радио, ни телеграфа. Для остального мира они исчезли.
((* MarinaM: так же было в экспедиции к Полюсу Седова 1912г, - на борту ни радио, ни телеграфа))
Капитан и штурман
Вероятно, из-за употребления плохо обработанного мяса белых медведей почти вся команда слегла, а хуже всех чувствовал себя сам Брусилов. Командование судном взял на себя штурман Альбанов. И видимо, когда капитан выздоровел, это послужило источником очень серьёзного конфликта. Некоторые исследователи считают, что причиной был любовный треугольник из-за девушки на борту. Но вероятнее всего, просто не сошлись характерами капитан и штурман, который длительное время исполнял его обязанности.
Наступает вторая зимовка 1913/14 года. Выясняется, что "Св. Анна" находится уже севернее Земли Франца-Иосифа. Штурман просит разрешения капитана отправиться пешим ходом к островам архипелага. И капитан даёт добро: "Уходи". И вдруг к Альбанову присоединяется едва ли не половина команды.
В этом была логика. Люди не знали, переживут ли они ещё одну зимовку, если судно не выйдет на большую воду. А его относит всё севернее.
С января по апрель 1914 года Альбанов и его соратники делают из подручных средств нарты и каяки, готовятся к переходу. Маршрут Альбанов прикидывал в том числе по картам Фритьофа Нансена. К тому времени уже вышла его книга "Фрам" в полярном море", где путешественник описывал свой переход к Земле Франца-Иосифа после неудачной попытки достичь Северного полюса. Альбанов шёл не просто к необитаемым островам архипелага, а к базе британского путешественника Фредерика Джексона на мысе Флора, которая бвла основана в конце XIX века. Штурман "Св. Анны" надеялся найти там депо — остатки запасов британской экспедиции.
10 апреля 1914 года в путь двинулись 14 человек, однако трое спустя десять дней вернулись обратно на шхуну. Остальные должны были дойти до земли и достичь мыса Флора.
"По пачке "Беломора"
Есть шутка: "путешествовать по пачке "Беломора" — если кто-то помнит, на коробке с одноимёнными папиросами был схематический рисунок фрагмента карты Беломоро-Балтийского канала. Вот на что-то подобное и решился Альбанов. Некоторых островов, обозначенных на карте Нансена, просто не существовало в реальности. И ещё: сто лет назад климат был гораздо холоднее. Проливы постоянно скованы льдом. Невозможно было разглядеть, это один остров впереди, два или три. Даже сегодня только с помощью карты можно понять, где что находится. А визуально перед глазами стоит белая пустыня.
Тем не менее Альбанов перерисовывает карту Нансена, наносит координатную сетку и отправляется искать мыс Флора. Это можно было бы назвать авантюрой, если бы речь не шла о шансе на спасение.
В пути выходит из строя хронометр. С помощью секстанта штурман мог определять широту места — насколько группа спустилась на юг или её отнесло на север. Но долготу, а значит, движение по линии восток — запад, без хронометра определить не мог.
Это был мучительный поход. К примеру, были дни, когда они проходили пять вёрст, а ночью их относило на 12 назад. Тем не менее 9 июня члены команды первый раз увидели землю. А подошли к ней 28 июня. Тогда они не знали, куда пришли. Это была Земля Александры. Выглядело эта земля так: кромка ледника высотой с 15-этажный дом.
Земля!
В этой истории было много мистики и чудес. Первое из них — путешественники подошли к земле в тот момент, когда провиант закончился, зверя они уже не добывали. Из еды осталось полфунта соли. Тем не менее умудрились забраться на берег, затащить туда каяки и нарты. Впервые с 1912 года эти люди вступили за землю.
Цитата из дневника Альбанова: "Мы были так счастливы, что забыли все наши бедствия и лишения во время странствования по льду. Этот маленький кусочек земли, лежащий далеко-далеко за Полярным кругом, на 81° широты, показался нам земным раем".
Но для них это было действительно спасение. Тут птичьи базары, а значит, можно впервые за долгие дни наесться и отдохнуть.
Второе чудо — собирая яйца ,матросы нашли гурий, рукотворную пирамиду, сложенную из камней. Из неё торчал бамбуковый шест с обрывком британского флага. А внутри записка, оставленная экспедицией Джексона в 1895–1897 годах. Из неё Альбанов узнал, как называется это место: мыс Мэри-Хармсуорт.
Третье чудо: это ведь самая крайняя западная точка архипелага Земля Франца-Иосифа. То есть промахнись они на сто метров, никто бы не выжил.
Кстати, здесь Альбанов и его команда встретили двоих беглецов. Была в их переходе и такая, почти криминальная история, когда сбежали два человека, прихватив с собой лучшие ружья, часть провианта, бинокль и компас.
Место встречи, место расставания
Альбанов их прощает. Но предательство имело и ещё одно последствие. Из-за беглецов они вынуждены были бросить один из каяков. А он бы очень пригодился теперь. Члены отряда могли бы все сесть в каяки и двигаться вдоль ледников до мыса Флора. А это примерно 150 километров. Теперь же, у мыса Ниль, они были вынуждены разделиться на пешую и морскую группы. Пятеро, включая больных, плывут на каяках, четверо, наиболее крепких, идут по берегу. Место встречи — у мыса Гранта.
Группа Альбанова на каяках добирается туда и дожидается пешеходную группу. Он ждёт больше суток, после чего решает продолжить путь без них. Можно ли его осуждать? Сложно сказать. Люди были на пределе физических сил. В месте следующей ночёвки на острове Белл умирает один из матросов. И уже на финальном переходе, когда, казалось бы, всё уже хорошо, происходит очередная трагедия. Поднимается штормовой ветер, один из каяков с двумя матросами уносит в открытое море.
Остаются двое — штурман Альбанов и матрос Конрад. Они сумели зайти в теневую сторону за айсберг и переждать шторм. Айсберги могут выглядеть мощно, как крепость. Но в любой момент рискуют расколоться или перевернуться. Альбанов и Конрад проснулись, когда уже стали погружаться в воду. Напомню, температура воды здесь минус 1,5 градуса. Человек живёт в ней минут пять-семь. Каким-то чудом они смогли с перевернувшегося айсберга забраться в свой каяк и уже без остановки гребли до мыса Флора. Остановишься — умрёшь от холода.
"Маяк спасения"
Мыс Флора — это уникальное место, своеобразный "маяк спасения". С ним связана масса чудесных историй. Одна из них связана со встречей Джексона и Нансена. Последний не знал, что здесь находится база англичан. Среди 200 островов выбрать один и там случайно выйти на руководителя экспедиции — ну не мистика ли?
Альбанов и Конрад нашли что-то вроде избушки, стали её обустраивать, обнаружили какие-то запасы. И вот они приготовились перезимовать, но проходит буквально дней десять, и на горизонте появляется корабль.
Это была шхуна умершего к тому времени Георгия Седова "Св. великомученик Фока", которая зашла к зимовью Джексона на мысе Флора чтобы разобрать строения на дрова для паровой машины.
Так были спасены двое из 24 участников экспедиции Брусилова.

Судьба судна "Св. Анна" остаётся загадкой. Очевидно, Брусилов и его команда ждали, когда их вынесет на открытую воду. Но, скорее всего, этого не случилось. Продолжался сильный дрейф на север.
Гибель "Св. Анны" могла произойти по двум причинам: сдавливание льдами или пожар. Уголь и керосин там давно уже закончились. Экипаж вынужден был использовать деревянные конструкции корабля для топлива, что несомненно снижало его прочность.
Возможно, шхуну отнесло к островам Рудольфа и группе островов Белая Земля, и некоторые члены команды могли добраться до берега. Страх остаться на третью зимовку был, конечно, огромный. И сейчас мы пытаемся обследовать острова в северо-восточном секторе архипелага Земля Франца-Иосифа.

------------------
фото статьи
На мысе Флора острова Нортбрук ЗФИ, мысе спасения.. 101.gif
автор: Владимир Мельник

домик ... крест
книга Альбанова

Прикрепленный файл: книга Альбанова.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 6139
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1089
фото статьи выше
На мысе Флора острова Нортбрук ЗФИ, мысе спасения.. 101.gif
автор: Владимир Мельник

Прикрепленный файл: на мысе флора, ф. Влад. Мельник.jpg
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
MarinaM
Модератор раздела

MarinaM

Москва
Сообщений: 6139
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1089
https://brusilov.rgo.ru/

Реальные лица "Двух капитанов" Каверина: три экспедиции 1912 года, пропавшие в Арктике

из статьи
Оказавшись на Большой земле, Альбанов переслал в Гидрографическое общество все документы, которые передал с ним капитан Брусилов. Личных писем от членов экспедиции не было. Версий несколько: капитан мог передать их не со штурманом, с которым у него были натянутые отношения, а с одним из доверенных матросов, пропавших во льдах, Петром Максимовым. Звучало и предположение, что они могли быть уничтожены, чтобы скрыть причины конфликта. Тема "пропавших писем" тоже нашла отражение в романе.

Прикрепленный файл: Screenshot 2025-12-25 at 09-44-56 Реальные лица Двух капитанов.png
---
Таланины, Артамоновы (Вологодск. крест.). Мантьевы. Добровольский Андр. Андр. 1891 гр. Зоммеры (Архангельские, Псковск.). Алабушевы (Латвия,СПб). Малюга. Вилли. Вамелкины, Можайские (Новгородск, Псковск., Вологодск.). Дневник: http://forum.vgd.ru/1516/
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7  8 
Модератор: MarinaM
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник MarinaM » Арктика, экспедиции, фото. Ледники, айсберги [тема №100389]
Вверх ⇈