Про дольников, приемышей и зятьев интересная статья в издании Вестник МГУ. История. 1965. №4.
Ковальченко И.Д. Крестьяне крупной оброчной вотчины в первой половине XIX века (Молодотудское имение Шереметевых Тверской губернии) стр.66-86
Широкое распространение в Молодотудском имении получили и такие типично крепостнические формы приложения труда или обретения определенных имущественных прав обедневшим и получения недостающей рабочей силы состоятельным крестьянством, как принятие в
приемыши, дольники и зятья.В книгах договоров и сделок крестьян сохранились записи соответствующих соглашений, которые отчетливо раскрывают суть этих институтов.
В марте 1801 г. крестьяне д. Климовки Петр Федосеев, с одной стороны, и братья Кузьма и Иван Ивановы - с другой, заключили следующее соглашение:
"Принимаю я, Федосеев, их, Ивановых, к себе в дом для жительства навсегда с тем, чтобы им у меня жить добропорядочно и всякие домашние работы исправлять, а мне их кормить, поить и спокоить по смерть их, Ивановых, и почитать мне, Федосееву, их, Ивановых, в доме своем так, как родных детей.
Имеющееся их хоромное строение, скот и домашнее имущество взять. И жене Козьмы Иванова жить в доме моем, жить порядочно, обид никаких мне, Федосееву, не чинить.
Как Ивановым , так и жене Козьмы Иванова разделов нам на особые дворы не иметь . Мне, Федосееву, за имевшееся тягло их, четверку подати оплачивать и землею их пашенною и усадебную владеть. За прошлые годы недоимку оброчную платить, сколько ее ни было, безоговорочно". (48)
Как видим, приемыши - это бедные крестьяне, которых брали к себе во дворе крестьяне состоятельные для постоянного проживания с правом во владении имуществом как члена семьи. Обедневшим это давало возможность продолжать хозяйственную деятельность крестьянина в составе нового двора, а взявшим приемыша - усилить хозяйственную мощь двора благодаря новым работникам.
В некоторых соглашениях прямо указывалось, что взятие приемыша обусловлено отсутствием в семье работников.
Так, в соглашении, заключенном 25 ноября 1822г., говорилось: "Принимаю я, Мартынов, к себе в дом приемыша, упомянутого Евдокимова, по не имению у меня, Мартынова, в доме мужского пола душ...". (49)
Институт приемышей имел две формы. Он представлял собой либо объединение двух дворов со всем их имуществом в один (первое из приведенных соглашений), либо просто прием в хозяйство работников, когда приемыш приходил без имущества (второе соглашение ). Вторая форма, судя по сохранившимся договорам, практиковалась значительно чаще первой.
Другим способом поддержания хозяйственной состоятельности одних дворов и средством обзавестись со временем самостоятельным хозяйством для других было дольничество.
Вот типичный образец соглашения о дольничестве, заключенного 5 августа 1810 г между вдовой Татьяной Ивановой и крестьянином Алексеем Филипповым :
«Принимаю я , Иванова , к себе в дом в дольники его, Филиппова, с женой, для прокормления по по старости, своих, Ивановой, лет от вышеписанного числа впредь на десять лет.
А по прошествии оных дать ему, Филиппову, изо всего моего движимого и недвижимого имения половинную часть.
А паче чаяния помру я, Иванова (ранее десяти лет - И. К. ), то никому в оную половинную часть не вступаться, а владеть ему же, Филиппову, и быть в моем доме настоящим хозяином над сей половинной частью. А другой же таковой же половинной части имения принадлежать родному ее Ивановой, внуку Ивану Васильеву.
А буде прежде (десяти лет . - И. К. ) помре его, Филиппова, жена, то позволяю я, Иванова, и на другой ему, Филиппову жениться.
А по отжитии вышеписанного десятилетнего времении пасынок (т.е. Иван Васильев — И. К. ) прежде того помре, владеть ему же всем полным имением.
И быть во всяком послушании и ни в чем не противиться. Так же и мне, Ивановой, его, Филиппова, ни в чем не притеснять». (50)
Наиболее распространенным сроком дольничества были 10-15 лет. По истечении срока дольник, получив свою часть, мог отделиться от своего хозяина. (51)
В просьбах в вотчинную контору о разрешении взять дольника говорится об отсутствии или недостатке работников в семье.
В дольники принимались не только взрослые работники, но и дети, прежде всего девочки, которых брали до совершеннолетия с обязательством обеспечить приданое. (52)
Как видим, суть дольничества состояла в том, что после определенного срока дольник получал часть (долю) из имущества принявшего его крестьянина.
Безусловно, принимать дольников могли крестьяне, способные занять их в своем хозяйстве и выделить в их пользу определенную часть имущества.
А шли в дольники обедневшие крестьяне.Очень близким к дольничеству был по своей сути и институт принятия в зятья.
В зятья также шли на определенных условиях.
Вот образец договора о принятии в зятья.
"1808-го года января 16-го дня в Молодотудском вотчинном правлении крестьяне деревни Бобровых Нив, Иван Ефремов, Глыздина - Тимофей Тимофеев учинили между собой сие условие в том, что беру я, Ефремов, его, Тимофеева, к себе в дом, к дочери своей родной Матрене в мужья на третью часть всего нашего имения, если проживает с сего времени десять лет, с тем, чтобы ему, Тимофееву, быть мне во всем в полном послушании и ни в чем не противиться.
Также и мне, Ефремову, его ни в чем не притеснять.
А если паче чаяния жена его, и моя дочь Матрена, помрет прежде десятилетнего времени, то позволяю я, Ефремов, оному
Тимофееву жениться и на второй жене, на какой пожелает, и дожить с нею десять лет в том же доме .
А если жениться не пожелает , то дать ему , Тимофееву , из дому третью часть во всем имении .
К сему условию вышеписанных крестьян Ефремова и Тимофеева, неграмотных, по их личному прошению мирской писарь Андрей Иванов руку приложил. (53)
В других вариантах при отказе жениться после преждевременной смерти жены вместо условленной доли предусматривалось денежное вознаграждение.
Так, в договоре Фрола Егорова с Евгением Назаровым указано: "А ежели жениться не поже-
лает, то дать ему, Назарову, полагая противу стороннего работника, за каждый год деньгами, сколько он у меня в доме проживет, и отпустить на жительство,
куда он пожелает". (54)
Срок, по истечении которого зять получал право на условленную долю имущества, чаще всего устанавливался 10 лет, а доля - равной половине или трети имущества. Иногда зятья принимались на все время и получали право наследования всего имущества (55).
Как видим, принятие в зятья было явлением однотипным с дольничеством.
Таким образом, в Молодом Туде существовали разнообразные, феодальные по своей сути, формы приложения рабочей силы обедневшими крестьянами и ее применения более состоятельными крестьянами.
О том, что эти формы не были в первой половине XIX в . каким-то редким исключением, говорит тот факт, что в немногих сохранившихся книгах договоров и сделок крестьян Молодого Туда
зафиксировано 100 таких сделок. (с)
(47)
ЦГИА ф.1088 Шереметевы, оп.13, д.1073, л.4. Крестьянин Осип Кондратьев нанял 16 ноября 1848г по 28 октября 1849г. в работницы крестьянку Авдотью Павлову за 6 руб. серебром.
Деньги сразу же были отданы в уплату податей за ее двор (там же, д. 7236, л.15)
(48) Там же, оп.21, д.23, лл. 4 об.-5.
(49) Там же, д.3728, л.3
(50) Там же, д. 1797, л. 15об.
(51) ЦГИА, ф. 1088, оп. 21, д. 3167, лл. 61—61 об.; д. 3564 , л.4.
(52) Там же, д. 1996, л. 10 об.; д.6566, лл. 8об., 15.
(53) Там же, д.1292, л.4
(54) Там же, лл.6-6об.
(55) Там же, д.1996, лл. 9об., 18об.; д.3564, л.5об.