На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
В Центральном историческом архиве Москвы имеется огромный фонд 418, где хранятся различные документы ИМУ до 1917 года. Более поздние документы хранятся в архиве МГУ, который недавно переехал в новое помещение на Воробьевых горах (Ломоносовский пр-т). У директора архива МГУ С.В. Завьялова есть списки окончивших Моск. ун-т до революции за различные годы.
В одном из российских университетов. Дела достаточно информативные, иногда содержат даже оригинал зарубежного диплома. Ищите по фамилии в фондах университетов.
[/q]
Спасибо! Какой росс.университет искать, как Вы думаете? Это была докторская степень по биологии.
Спасибо! Какой росс.университет искать, как Вы думаете? Это была докторская степень по биологии.
[/q]
Я думаю, что один из двенадцати - в каждом был медицинский факультет. Но при наличии искомой фамилии поиск может быть более успешным, чем гадание по звездам.
--- План на следующую неделю: пн - ЦИАМ/ГАРФ, вт РГАЭ/ЦИАМ, ср РГВИА/ГАРФ
Добрый день! Кто знает, какой значок выдавался после окончания медицинского факультета Харьковского императорского университета в 1913 году? Нахожу знаки только немедицинских факультетов. Выдавали поплавок, а этот знак уже вышел из применения?
Рассматривается изменение порядка вступительных экзаменов в университеты Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. Анализируется закон об отмене испытаний для гимназистов и то, как он соблюдался на местах. Прослежена политика Министерства народного просвещения в отношении различных категорий выпускников средних учебных заведений, желавших стать студентами университета
...... По правилам 1837 г., действовавшим и в начале правления императора Александра II, тот, кто желал стать студентом, должен был подтвердить свои знания по основным предметам гимназического курса, которыми были а) закон Божий, священная и церковная история; б) российская грамматика, словесность и логика; в) языки – латинский, немецкий и французский; г) математика до конических сечений включительно; д) физика; е) география и статистика; ж) история (Сборник распоряжений…, 1866, т. 2, стб. 171). Единственным способом избежать вступительных экзаменов было получение отличного гимназического аттестата. О том, что случаи приема в университеты без экзаменов были делом нередким в конце 1850-х гг., даже несмотря на повышение требований при приеме в университеты, свидетельствуют архивные данные (ЦАГМ. Ф. 459. Оп. 2. Д. 3006. Л. 5, 6, 45; ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 6401. Л. 3). ............. При рассмотрении нового проекта правил для поступающих на заседании Главного правления училищ 22 января 1860 г. был утвержден курс, провозглашенный императором, – на строгость испытаний. Согласно указу от 22 февраля «О приеме молодых людей в университеты и лицеи» устанавливался следующий порядок для поступающих: 1. Желающие поступить в студенты университета должны выдержать предварительное испытание, от которого освобождаются а) стипендиаты царства Польского и б) кончившие полный курс учения в гимназиях с отличием и получившие такие аттестаты, в которых именно будет предоставлено им право вступления в университет без экзамена (определение правил выдачи подобных аттестатов относилось к компетенции министра). 2. Остальные должны были подвергаться вступительным испытаниям, которые делились на два типа – полные (из всего гимназического курса) и сокращенные (из некоторых предметов). Полному экзамену подвергались те, кто не обучался в гимназиях или не имел гимназического аттестата, а сокращенному – те, кто обучался в дворянских институтах и гимназиях и не имел достаточно хорошего для поступления без экзаменов аттестата (Сборник постановлений…, 1876, т. 3, стб. 529–530). Сокращенное испытание подразумевало сдачу предметов, «коих основательное изучение должно полагаться непременным условием поступления в число студентов, смотря по факультету, который испытуемым избирается» (Сборник постановлений…, 1876, т. 3, стб. 530). Все абитуриенты должны были сдавать экзамены в два срока или в два потока: те, кто не имел аттестата гимназии – совместно со всеми учениками 7-го класса, те, кто имел аттестат – в отдельной комиссии для поступающих. 22 марта 1860 г. появились и Правила для поступающих в университеты, в которых среди абитуриентов, освобождающихся от экзаменов, названы стипендиаты царства Польского и окончившие гимназии с отличием. Правилами был предусмотрен перечень предметов полного и сокращенного испытания. Для полного: а) катехизис, священная и церковная история, б) русский язык и русская словесность, в) латинский и греческий языки (если греческому обучался в гимназии), г) немецкий и французский языки, д) история, е) география, ж) математика и физика, з) естественная история (Сборник распоряжений…, 1867, т. 3, стб. 1031). Как видно, число всех предметов гимназического курса для экзаменов было большим, чем в царствование Николая I. Однако проводиться экзамены должны были в гимназиях в период выпускных экзаменов там, в мае, а не в университетах.
31 мая 1861 г. император подписал ряд правил, вошедших в постановление «О некоторых преобразованиях по университетам», где среди прочих мер, которые должны были успокоить волнения в университетах, значилось предписание сдавать вступительные экзамены в университеты «в гимназиях вместе с учениками высшего класса и в присутствии, когда окажется возможным, депутатов от университета, к округу коего принадлежит гимназия» (Сборник постановлений…, 1876, т. 3, стб. 733). Это же постановление ограничивало возраст поступающих в университет 17 годами и давало право на освобождение от платы за обучение в университете двум лучшим абитуриентам из одной губернии, один из которых должен был быть учеником гимназии. Все это вело к формированию более замкнутой системы университетского образования, к получению которого должны были допускаться преимущественно выпускники гимназий. Но и другие категории абитуриентов все же имели возможность поступить в университет, сдав экзамен в гимназии. То есть постепенно вступительные экзамены в университеты оказались совмещены с выпускными экзаменами в гимназиях.Окончательно подобный порядок был закреплен уставом 1863 г., .......... Немалую долю студентов составляли выпускники семинарий. И «фактически с 1863 г. семинаристов принимали в университеты наравне с гимназистами, т.е. без экзаменов» [Зимин, 2012, с. 84]. Однако не только семинаристы, но и гимназисты продолжали подвергаться испытаниям при поступлении в университет, что было закреплено правилами каждого университета. Судя по всему, в университетах не считали достаточной строгость приема экзаменов в гимназиях и желали самостоятельно проверить уровень подготовки будущих студентов. Например, правила Московского университета 1864 г. требовали «независимо от выданных гимназиями аттестатов и свидетельств об окончании гимназического курса, поверять степень знания желающих поступить в студенты, подвергая их новым испытаниям (colloquium) в университете» (Сборник распоряжений…, 1867, т. 3, стб. 832). Без экзаменов могли приниматься лишь окончившие гимназии Московского учебного округа, где на экзаменах присутствовали депутаты от университета. Подобный порядок приема в студенты был заложен в правилах каждого университета, в том числе в уставе Варшавского университета 1869 г., ............Лишь согласно правилам Казанского университета курс обучения в гимназии приравнивался к курсу в семинарии. Но это было связано с тем, что Казанский университет был в то время самым восточным университетом Российской империи и желающих поступить в него было не так много.....
Так, в Петербургском университете экзаменовали всех гимназистов, кроме собственно петербургских, в Московском и Харьковском университетах экзамены должны были сдавать те гимназисты, на выпускных экзаменах которых в гимназиях не было депутатов от университетов. Несмотря на то что в правилах Казанского университета не было сказано определенно об экзаменах для поступающих, кроме упоминание о возможности университета самостоятельно решать о назначении или неназначении экзамена, всех абитуриентов Казанского университета подвергали поверочным испытаниям. Этот же порядок был принят в Киевском и Новороссийском университетах. То есть от экзаменов при поступлении освобождались те абитуриенты, в гимназиях которых на экзаменах присутствовали депутаты от университета (ЖМНП, 1868, т. 138, с. 282–283). ........ Все это предполагало отсев молодых людей, «подающих мало надежды на занятие науками» [Рождественский, 1902, С. 501], а для обеспечения эффективности данной меры борьбы с беспорядками ответственность за благонадежность абитуриентов была возложена на попечителей. Им предписывалось предлагать Советам университетов перечень предметов испытания, назначать время испытания, требовать подробных сведений о результате испытаний, чтобы вовремя реагировать на недостатки средних учебных заведений своего округа. Естественно, это была лишь малая часть комплекса мер по борьбе со студенческими беспорядками, но вступительные испытания были признаны одним из методов отсева неблагонадежных абитуриентов. .....Это же касалось оценок поведения, которые постановление от 8 июля предписывало ставить со всей строгостью, дабы исключить вероятность поступления в университеты лиц, чья благонадежность окажется фальшивой. ..........в декабре 1872 г. были утверждены новые правила проведения испытаний в классических гимназиях, которые завершали реформу гимназий министра Д.А. Толстого. Эта реформа преследовала несколько целей: упрочения среднего образования за счет увеличения срока обучения до восьми лет, унификации учебных планов и программ, увеличения нагрузки по изучению главных предметов и др. Тогда же была реформирована система реального образования: реальные гимназии были переименованы в реальные училища, курс которых был признан недостаточным для поступления в университет. ......... Что же касается семинаристов, то в 1873 г. министром было утверждено постановление, согласно которому окончившие семинарию с 1876 г. должны были подвергаться экзамену в гимназии по обоим древним и русскому языкам, а учившиеся в семинарии, но не окончившие ее для поступления в университет должны сдавать дополнительно математику. В течение переходного периода до весны 1876 г. семинаристы принимались в университет при условии сдачи древних языков, русского и математики, ........ В связи с тем что введенный в 1873 г. порядок был признан действенным, министр решил оставить его и после 1876 г., до пересмотра устава духовных учебных заведений. Однако в 1879 г. было решено отменить эту льготу для семинаристов, так как Толстой считал необходимым для них выдерживать испытания в гимназиях из-за разницы в учебных программах духовных семинарий и гимназий (Сборник постановлений…, 1883, т. 7, стб. 818–827). Это решение было вызвано тем, что, как указывает С.В. Рождественский, образованное в 1874 г. особое совещание министров для исследования студенческих беспорядков одним из средств борьбы с ними вновь назвало ограничение притока в университеты мало приготовленных и материально необеспеченных слушателей [Рождественский, 1902, с. 501], а семинаристы считались лицами, «имеющими пробелы в нравственном воспитании», поэтому для успокоения университетов следовало ограничить или вовсе прекратить прием семинаристов в университеты, что и было сделано в 1879 г. И если в 1878 г. в Петербургский университет было принято из 595 человек 345 гимназистов и 146 семинаристов (ЖМНП, 1879, т. 201, с. 84), то в 1879 г. – 5 семинаристов (ЖМНП, 1888, т. 208, с. 134).
Университетский устав 1884 г. так же, как и предыдущий, предусматривал отсутствие экзаменов для гимназистов, что обеспечивало превалирование выпускников классических гимназий в университетах. А так называемый циркуляр «О кухаркиных детях» 18 июня 1887 г. должен был улучшить «фильтрацию» поступающих в университеты, не допуская в гимназии детей из семей «неблагородных» слоев населения ...... Новый министр (назначен 31 октября 1905 г.) И.И. Толстой в 1905–1906 гг. разрешил прием в университеты без дополнительных экзаменов окончившим шесть классов семинарии, издал циркуляр о приеме в университеты сдавших дополнительные экзамены за курс классической гимназии выпускников реальных и коммерческих училищ и отменил циркуляр 1899 г. о прикреплении абитуриентов к университетам «своих» учебных округов [Иванов, 2012, с. 59]. ...... Семинаристы, окончившие четыре класса семинарии, по циркуляру 30 июня 1906 г., изданному новым министром П.М. Кауфманом, продолжившим политику предшественника, были допущены в университеты при условии сдачи математики, физики и нового языка [Иванов, 2012, с. 62]. Однако все это были уступки, сделанные двумя либеральными министрами народного просвещения на волне первой русской революции. После нее начался период реакции. Министр А.Н. Шварц, не остановившись на восстановлении норм для «лиц иудейского исповедания» и воспрещении допущения женщин в университеты, отменил льготный прием семинаристов, окончивших шестилетний курс семинарий. Причиной последнего акта было названо то, что «в двух старших классах православных семинарий изучаются почти исключительно богословские науки, прохождение же курса общеобразовательных предметов заканчивается в 4-м классе» (ЖМНП, 1908, т. 17, с. 105). Они должны были сдавать при гимназиях те же предметы, что и семинаристы после четвертого года обучения..... В 1908 г. были отменены дополнительные экзамены для семинаристов, чтобы заполнить русскими студентами закрытый в 1905–1908 гг. Варшавский университет. ........
Любопытно, что сами университеты, желая принимать в студенты выпускников всех средних учебных заведений, все же хотели сохранить некоторые ограничения. Так, физико-математический факультет Новороссийского университета на заседании 29 апреля 1917 г. сделал следующее заключение о том, кто может поступать в студенты: «а) лица обоего пола, обладающие аттестатами или свидетельствами зрелости, имеют преимущественное право на поступление в университеты; б) лица, имеющие аттестаты или свидетельства об окончании курса в реальных или 8-ми классных коммерческих училищах, в кадетских корпусах или судоводительских отделениях мореходных классов, или свидетельства о выдержании при этих учебных заведениях окончательных испытаний, могут быть принимаемы на оба отделения физико-математического факультета без всяких дополнительных испытаний» (ГАОО. Ф. 45. Оп. 11. Д. 81. Л. 35–35об.).
Список источников см. в статье.
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Добрый день! Прошу экспертов подсказать по фонду Попечителя Московского учебного округа ф459 — в описи 10 размещены списки личных дел. Есть ли в самом архиве собственно личные дела или сохранены только списки?
Все странички перечитала, но не нашла информации про Варшавский университет. Предположительно наш предок закончил именно его. Вопросы такие: 1. Был ли там факультет, связанный со строительством? (работал инженером на строительстве Горьковского автозавода) 2. Где хранятся личные дела студентов Варшавского университета? 3. Можно ли ознакомиться со списками самой или кто поможет посмотреть Алексеев Андрей Константинович 17.03.1885г.р. 4. Где еще можно было получить строительную специальность в то время?
--- Ищу сведения о Тишковых, Крыловых, Сажиных, фон Витте, Формозовых, Алексеевых, Хвиюзовых, Кусковых, Кузнецовых, Животовых, Сатченковых, Крыловых.
Все странички перечитала, но не нашла информации про Варшавский университет. Предположительно наш предок закончил именно его. Вопросы такие: 1. Был ли там факультет, связанный со строительством? (работал инженером на строительстве Горьковского автозавода) 2. Где хранятся личные дела студентов Варшавского университета? 3. Можно ли ознакомиться со списками самой или кто поможет посмотреть Алексеев Андрей Константинович 17.03.1885г.р. 4. Где еще можно было получить строительную специальность в то время?
[/q]
4. Посмотрите Санкт-Петербургский политехнический университет. На форуме есть посвящённая ему тема. Наш родственник окончил его по специальности инженер-технолог, однако какое то время работал архитектором в Ялте. Что то близкое к Вам. Что ещё я недавно обнаружила, один краевед прошлого века утверждал, что если мальчик заканчивал духовную семинарию, то светскую специальность он мог получить только в университетах за пределами России, в Варшаве, в Курляндии, к примеру. И необязательно, что семинарию он закончил, так как его отец был священнослужитель. Так было и в наших случаях: оба закончили духовную семинарию, один сын священника, другой сын купца, и учились в Варшавском и Дерптском университете соответственно. Может и Ваш родственник закончил духовную семинарию. Как вариант. Да, и в 14-м году были какие то волнения со стороны поляков и наш ещё один родственник из Варшавы перевёлся в Казанский университет (он ближе был к месту проживания его семьи). Может и Ваш в дальнейшем перевёлся. Знаете, могут такие быть загогулины в перемещениях Ваших предков, что пока найдёшь концы- пройдёт не один год. Удачи в поисках в любом случае!
--- Ищу потомков дворян Касселей, Арцимовичей, Александровых, Хотяинцевых, Симанских, Ульяниных, проживавших в начале 20-го века в Арзамасском уезде, Нижегородской губернии.
>> Ответ на сообщение пользователя Tiffosa от 3 июля 2023 12:13 Спасибо. Он жил в Нижнем Новгороде, вроде Варшавский университет переведен был сюда. Про Петроград мысль была, там был институт гражданских инженеров. Пытаюсь найти, где же он учился.
--- Ищу сведения о Тишковых, Крыловых, Сажиных, фон Витте, Формозовых, Алексеевых, Хвиюзовых, Кусковых, Кузнецовых, Животовых, Сатченковых, Крыловых.
В РГИА