В дореволюционный период Русская Православная Церковь имела многоступенчатую систему духовного образования. Составной ее частью были
церковные школы, которые получили широкое распространение в конце XIX - начале XX в. По «Положению о церковных школах ведомства Православного исповедания» 1902 г. они были разделены на две категории:
начальные и учительские.
В первую входили одноклассные и двухклассные церковно-приходские, школы грамоты и воскресные школы. Во вторую - второклассные и церковно-учительские. Эти категории школ были тесно связаны между собой, т.к. учительские учебные заведения должны были обеспечивать начальные педагогическими кадрами.
Церковно-учительские школы, в отличие от второклассных, являлись педагогическими учебными заведениями повышенного типа и предназначались для подготовки «учителей и учительниц для начальных училищ всех разрядов». В них принимались на основании вступительных экзаменов молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие второклассную школу или иное учебное заведение, курс которого был не ниже.
Срок обучения, как и во второклассной школе, составлял три года.
Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием выдавались аттестаты, а остальным - свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища».
Церковно-учительские школы имели особую внутреннюю систему управления. Ее «ближайшим начальником» был заведующий школой. На него возлагалась вся ответственность за «благоустройство» и «благосостояние» школы. Церковно-школьные вопросы решались Советом учебного заведения. Все постановления Совета, в зависимости от степени важности принятого решения, представлял на утверждение либо епархиального преосвященного, либо епархиальный училищный совет
При церковно-учительских школах существовали общежития, где проживали воспитанники. Проживание в нем было платным. Воспитанники (главным образом бедные) могли получать казенную стипендию.
Но при этом они обязаны были после окончания учебного заведения прослужить на учительской должности по ведомству православного исповедания не менее пяти лет, в противном случае - возвратить в Синодальный училищный Совет денежные средства «по расчету за не прослуженное время».
В педагогических учебных заведениях был свой распорядок дня.
Церковно-учительские школы начали открываться в Российской империи в последней трети XIX века в связи с острой необходимостью обеспечения одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ подготовленными учителями.
Так, в первое время учительские должности в правильно организованных начальных школах занимали выпускники духовных семинарий и женских епархиальных училищ. Но первые смотрели на учительство как на переходную ступень к должности приходского священника, а потому в школах не задерживались. Вторые, по мнению начальства, «отличались усердием», «не тяготились суровыми условиями жизни народной учительницы» и были самыми лучшими учителями, если бы имели «широкое и прочное образование». Поэтому в церковных школах работали лица, не имевшие среднего образования и специальной педагогической подготовки.
Образцом для последующих педагогических учебных заведений стала Свято-Владимирская женская церковно-учительская школа, учрежденная в 1889 г. в Санкт-Петербурге.
К 1905 г. числилось 18, к 1907 г. - 22 церковно-учительские школы Мужские школы превалировали над женскими. При таком количестве церковно-учительских в стране вполне понятно, что они были распространены не во всех епархиях. Значительная часть подобных учебных заведений находилась в Европейской части России.
Церковно-учительские школы по сравнению с начальными были хорошо обеспечены, главным образом, за счет государственных средств. Тем не менее некоторые учительские заведения (Лубенская в Полтавской епархии, Екатеринославская в Екатеринославской епархии) имели только местные финансовые источники.
После первых благополучных лет начала XX века в жизни учительских учебных заведений духовного ведомства наступает сложный период.
В первую очередь это коснулось второклассных школ, которые стали реорганизовываться, в связи с сокращением числа школ грамотности в стране. В меньшей степени преобразовательная политика коснулась церковно-учительских школ. Они держались благодаря тому, что готовили педагогов для всех типов начальных школ.
Несмотря на сложное положение, церковные учительские школы по-прежнему оставались многолюдными. В 1915 г. в 20 в церковно-учительских - 1700 человек
Церковно-учительские школы, несмотря на изменившиеся условия жизни, просуществовали в прежнем виде до 1917 г., давая возможность получить педагогическое образование всем желающим.
Список литературы