ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Азовский район

интерессует все что связанно с селами хуторами в разный период.

Эта тема на карте:  историческая справка

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 19 20 21 22  23 24 25 26 27 ... 56 57 58 59 60 61 Вперед →
Модераторы: Миус, xrompik
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
23 ноября 1744 г. Доношение донского войскового атамана Данилы Ефремова в Военную коллегию о просьбе кубанских татар разрешить им заниматься рыбными ловлями вместе с русскими людьми в барьерных землях по южному берегу Таганрогского залива. Свидетельство кубанского посла о том, что по пути он видел "русских людей" в барьерных землях. Его подозрения, что от них может быть угроза проезжающим и проплывающим с Кубани. Посылка старшины Максима Федотова с казаками на разведку. Обнаружен русский посадский человек Иван Смола (занимался рыбной ловлей с ведома коменданта крепости св.Анны) и при нем - 2 чел. его крепостных да 7 чел. работников-запорожцев. А всего обнаружено 20 шишей (шалашей), преимущественно пустых. Интрига Ефремова: под предлогом ВОЗМОЖНОЙ угрозы сухопутным и морским путям в этом районе, он просит указа о недопущении запорожцев и обывателей крепости св.Анны в эти земли и разрешении сжечь их шиши. На самом деле НИКАКИХ волнений от этих людей еще не фиксировалось. Реальная причина - экономические интересы донцов (раскрывается в письме Д.Стефанова весной 1746 г.).

- 16 дек. 1744 г. Указ Елизаветы донцам. Кубанцам разрешается ловить рыбу соместно с российскими подданными (имеющими соответствующие "пашпорта"). "Беспаспортных" запорожцев и русских обывателей донцам предписано ловить и отправлять "к их командам" для штрафования, шиши их - сжигать.

- 1 мая 1745 г. Указ Елизаветы донцам. Среди прочего - краткое повторение содержания указа от 16 дек. 1744 г. 11 июня 1745 г. - грамота Елизаветы запорожцам с аналогичным содержанием .
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
(Весна 1746 г.?) Извещенный о содержании ответа кошевого, Д.Ефремов пишет письмо в Сенат. В нем он язвительно пишет о "необстоятельности" данных запорожскими старшинами сведений и их обязательстве представить подтверждающие документы, из-за чего, дескать, проект разграничения и не учинен. Упоминает о письме кошевого. А затем рассказывает о продолжении нарушения запорожцами указов о воспрещении им ловель на Кубанской стороне моря. Посылка подпрапорщика Розенкапа и старшины Ларионова для проверки этих сведений. Изгнание большого числа запорожцев из района Ейских кос, сожжение их шишей. Повторное появление запорожцев на тех же местах. Посылка верховых калмыков для нового их изгнания. Часть шишей (на острове в районе Еи) избежала уничтожения из-за своей недоступности. Очередная просьба убрать запорожцев из этих районов, иначе донские казаки могут "придти в крайнее разорение".
Конец осени 1747 г. Неудачный для кочевников год. Из-за бескормицы, ногайские пастухи с отарами в первый раз решаются пересечь российскую границу по Берде. Отары доходят даже до Кальмиуса. Сохранилась переписка по этому поводу кальмиусского полковника Марка Уса, кошевого атамана Павла Козелецкого и киевского генерал-губернатора Михаила Леонтьева. Предписывается мирными средствами убедить ногайцев покинуть "точные российские земли". Для нас интересен один момент. Во ВСЕХ письмах в качестве аргумента упоминается ТОЛЬКО нарушение установленной в 1742 г. русско-турецкой границы. НИГДЕ запорожцы не упоминают о древней принадлежности этой земли себе. И даже не пытаются опровергать заявления ногайцев: "Вы де на нашому степу живете и мы в своем степу поволни. И ежели вам какое утеснение ест, то вы-де прежде нас от сего из степу изийдете. А мы имеем по самой Озов за свою отчину".http://forum.genoua.name/viewtopic.php?id=24629
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Alexandr Mirochnicenko

СССР
Сообщений: 1684
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1156

Anmamali написал:
[q]
Anmamali
[/q]

Спасибо за познавательную информацию, очень интересно. Возможно и были кочевники на границе разграничений, но именно кочевники.А поселения возникли после 1774 года. Где то была у меня карта с османским поселением на побережье Таганрогского залива, а так же кто из историков указывал на расположении в районе Маргаритовки османского поселения" Батракчи" если не ошибаюсь.
Но могу сказать одно, на специально геометрическом плане Ростовского уезда 1780 год в Кагальнике всего двадцать дворов, "двадцатихат" то есть маленький хутор. Что вполне логично за период 1774-1780 годов, 6 лет столько и могло образоваться.Примерно столько же домов отмечено в Маргаритовке, что говорит о их практически одновременном образовании.Более поздних карт с Кагальником я не встречал. 101.gif

Прикрепленный файл: кагальник.png
Alexandr Mirochnicenko

СССР
Сообщений: 1684
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1156
Вот нашел карту где показан Бакручи, довольное большое османское поселение в районе Маргаритовки.

Прикрепленный файл: турция.png
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
Я нисколько не спорю, что Кагальник заселялся по постоянке после 1774 года - я говорю о том , что место это присмотрели себе запорожцы давненько и донцам не отдали- вот всех благодетелей церкви в Кагальнике, которую уже строили- это в большинстве паны полковники , казацкая старшина, не бедные люди-полковая церковь 1750 года - это шалаш и поп при нем с мешком в котором все, чтоб можно было провести любые требы, - про Бакручи- есть два семейных рассказа про ногайцев - первый, что до того как получить землю в тамошних местах многие пасли скот именно у ногайцев, вторая история времен переселения запорожцев на Кубань- буквально- те кто ехали на возах- до Кубани доехали, а те , кто шел пешком- не успели до холодов и остались зимовать у ногайцев , а к весне переженились и ехать никуда не захотели-и баба моя и сестры ее и я отчасти мы брюнетки с монгольским веком - были мы в стройотряде в Круглом - так меня местные тетки по внешности опознали и спросили чья я внучка, а девичья фамилия бабушки то была Евтушенко..Кстати сказать азовская родня живет на Севастопольской с момента заселения этой улицы и все в курсе, что дедова родня была из Багаевской - так вот никаких следов фамилии в Багаевской я не нашла , а вот в войске Запорожском - на каждом шагу, была у меня карта, где видно деление между донцами и запорожцами побережья- у донцов- гирло и все выше Ростова- у запорожцев- земля по обе стороны от гирла- но вот баба же говорила, что земля от речки Кагальник и до Азова перед революцией и после была войска донского и сдавалась в аренду
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
вот что нашла про переселение запорожцев
2 сентября 1792 г. длинным «северным маршрутом» двинулся основной отряд под началом кошевого атамана Захария Чепеги - героя взятия Бендер, Измаила и Хаджибея. Он состоял из 3 конных и 2 пеших пятисотенных полков, обозов семейного казачества, войскового штаба и правительства – всего 2075 чел., а также большого обоза с (как значилось в старинных документах) «войсковыми тяжелостями» и походной Свято-Троицкой церковью. Путь отряда проходил по почтовым трактам, осенняя распутица мешали быстрому продвижению. Из рапорта войскового правительства Таврическому губернатору С.С. Жегулину от 9 декабря 1792 г. Через р. Буг переправились в Соколах (ныне Вознесенск Николаевской обл.), через Днепр у г. Берислава, затем путь пролегал по землям бывшей Запорожской Сечи и войска Донского. Дон, уже измученные тяжкой дорогой черноморцы, преодолевали в том месте, где вскоре будет основан г. Новочеркасск.

После переправы, Захарий Чепега стал присматриваться к местности, на предмет остановки лагерем со своим большим отрядом и одновременно запросил А.И. Иловайского о выделении места под него. В итоге по согласованию с донским атаманом, черноморцы 14 октября 1792 г. разбили лагерь на Задонской стороне, где-то в районе современного г. Батайска. Четыре дня переселенцы отдыхали, приводили в порядок себя и тяжелый дорогой обоз, подкармливали лошадей. Переход был весьма изнурительным и силы отряда были на пределе. Ранняя осень, обычно теплая и погожая в этих краях, в тот год была на редкость ненастной. Дожди с пронизывающими холодными ветрами начались с первой недели похода. Каждая верста по раскисшим дорогам давалась с большим трудом. Только высокий авторитет, сила духа и воли Захария Чепеги делали управляемой обессиленную и отчаявшуюся массу черноморцев. Тяжелейший поход можно смело отнести к событиям героическим и, он продолжался. Позади уже остался Азов, уставшие казаки, измученные лошади шли по Копыльскому шляху в направлении на Ейское Укрепление. Пройдя мимо него и спустившись на дорогу, ведущую к Чёрному броду, отряд вытянулся узкой колонной по едва возвышавшейся над водой гати, извивающейся через плавни реки Ея. В XVIII в. переправа через Ею называлась Черным бродом, так как с давних времен татары угоняли в рабство людей и если до Еи у людей была надежда, что их отобьют донские казаки, то после переправы, за которой начинались земли кочевых народов, эти надежды исчезали.
После спада весеннего половодья, 10 мая 1793 г. два конных полка Захария Чепеги (1011 чел.), по просохшим степным дорогам, двинулись на юг и 19 мая достигли р. Кубани, в районе строящейся Усть-Лабинской крепости. - обращаю внимание - вышло 2075 человек - до убани дошли только военные в половине численности- потом летом была еще одна большая группа переселенцев
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Товарищ Саахов

Товарищ Саахов

Сообщений: 5094
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3324
Anmamali

Интересное повествование
А где именно осталась половина отряда, в каких местах/селениях ?

И еще хотелось бы Вас спросить: про заселение слобод Николаевка, Троицкое и Покровское Таганрогского градоначальства имеются у Вас какие-либо сведения ?
Дореволюционные авторы почти единогласно говорят о том что это были остатки казаков из Запорожской Сечи, впервые появились они в тех местах в 1769 г. Заселялись самовольно, но правительство не возражало. Куча исследователей пытались найти ревизские сказки Екатеринославского наместничества за 1782 и 1795 г. по этим территориям, но безуспешно. Их нет ни в наших архивах, ни в украинских.
Последняя имеющаяся ИР 1811 г. показывает что в 1795 г. предки уже были в Николаевке, а откуда вышли - никак не найти.
Понимаю что не ваш регион, другой берег Таганрогского залива, но вдруг приходилось что то видеть по этому району ???
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
вам надо поискать в истории Кальмиусской паланки Подобно запорожскому Гарду, Кальмиусская паланка поначалу была сезонной, но уже в середине 18 века в переписке её администрации встречаются зимние даты. То есть на каком-то этапе паланка стала постоянной, круглогодичной. Основным занятием населения являлась рыбная ловля. В зимовниках дополнительно занимались звероловством и выпасом скота. Подобно Гарду, паланка располагалась вблизи пересечения торговых путей. "Солоный" путь шёл вдоль побережья Азовского моря, то есть из Крыма на Дон, Кубань и Кавказ, вторым маршрутом являлось ответвление Муравского шляха. Плата за сопровождение путников через Дикое поле шла в казну запорожцев.
На выборного полковника и паланковую старшину возлагались функции по поддержанию порядка в отведенном ведомстве. О наличии в Кальмиусе судебной власти и осуществлении правосудия поведал А. Скальковский в "Истории Новой Сечи или последнего Коша Запорожского" - 8 августа 1767 года наказан уломлением одной ноги наймит Грицко Капустенко, за то что, находясь в нетрезвом состоянии, ранил ножом казака Никиту Тарана. Приговор был вынесен на сходке в самой паланке.
Надо полагать, само поселение Кальмиус постепенно разрасталось, а количество зимовников вокруг увеличивалось. Для удовлетворения духовных потребностей казаков Кош распорядился о возведении церкви. Первое документальное упоминание о пришедшей в ветхость церкви относится к 1754 году, когда Кальмиусский полковник Андрей Порохня обратился в Кош с просьбой прислать лес для ремонта. Также известно, что накануне начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов свою Свято-Николаевскую церковь запорожцы для безопасности перевезли из Кальмиусской паланки в Самарский монастырь, а затем в слободу Камянку.
Безусловно, теперь уже наличие церкви способствовало притоку населения в казацкое поселение. О величине Кальмиусской паланки накануне русско-турецкой войны 1769-1774 годов позволяет судить письмо генерал-фельдмаршала князя А.А.Прозоровского к графу Чернышеву от 25 июня 1770 года.
Кальмиусская паланка на фрагменте карты Ригельмана "Карта лежащим местам окол крепости святаго Димитрия Растовскаго с показанием Российской Империи границ" (1768) http://papacoma.narod.ru/articles/kalmius_2_veka.htm
Как скоро нынешняя с Портою Оттоманскою война открылась, то запорожцы тотчас в совете своем положили, все селения, лежащие от устья Салери до реки Конской по рекам Волчей, Терном, Сухим и Мокрым Ялам, по Торцу и по Калмиусу — сжечь, а некоторые оставить без жителей, что того ж време наиисполнили: селение Усть-Козмиуса, где было дворов до пятисот и церковь, сожгли, а жителей всех согнали к устью Самары и к Сечи запорожской.

Авторитетный знаток церковной истории Екатеринославщины архиепископ Феодосий свидетельствует.
«в 1776 году губернатор Чертков, обозревая свою Азовскую губернию, нашел в г. Кальмиусе множество православного народа, каменную часов­ню и при ней киевского Межигорского монастыря иеромонаха. По просьбе жителей и по хода­тайству Черткова Свято-Николаевская церковь была опять возвращена в г. Кальмиус».
Впрочем, в 1776 году поселение Кальмиус хотя и было казацким, то уже не запорожской паланкой.
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Anmamali
Участник

Севастополь
Сообщений: 79
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 59
вот нашла упоминание - в русском варианте не попалось- но тут понятно все З початку 40-х рр. XVIII ст. центром паланки виступає Кальміуська слобода. На кінець 60-х рр. вона представляла велике поселення, яке у зв’язку з загрозою нападу кримської орди наприкінці 1768 р. кіш вирішив перевести на Самару. Однак жителі слободи, скаржачись на дефіцит кормів для худоби, що підкреслює поширення скотарства в цьому регіоні, відмовлялися переселятися на Самару, хоча адміністрація паланки на чолі з полковником Сидором Чалим переїхала на Самару й перевезла туди Свято-Миколаївську церкву. Проте поява в 1769 р. чотирьох слобід на Міусі дає підстави вважати, що частина мешканців Кальміуськоі слободи залишилась на місці і під натиском орди подалася на схід, поселившись поблизу відновлюваної Троїцької фортеці (Таганрогу). http://www.cossackdom.com/articles/p/pirko_kpalanka.html
---
Село Саивка село Пешково Пешков, Побегайло, Евтушенко , Ратушный, Цивка
Alexandr Mirochnicenko

СССР
Сообщений: 1684
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1156
Вот интересный кирпич найден в Азове, подпирает дверь входа в церковь.

Прикрепленный файл: WhatsApp Image 2019-01-13 at 14.30.33.jpegWhatsApp Image 2019-01-13 at 14.31.02 (1).jpeg, 144007 байтWhatsApp Image 2019-01-13 at 14.31.02.jpeg, 102360 байт
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 19 20 21 22  23 24 25 26 27 ... 56 57 58 59 60 61 Вперед →
Модераторы: Миус, xrompik
Вверх ⇈