С. Городище, Екатеринослав. губ., Славяносербскаго уѣзда.Село Городище выдается изъ ряда другихъ сель Славяносербскаго уѣзда какъ по количеству своего населенія, такъ
особенно по характеру самыхъ жителей своихъ. Село это очень
большое: — въ немъ насчитывается болѣе 5/т. душъ обоего
ііола. Жители этого села старообрядцы, пріемлющіе мнимое
Австрійское священство; самую незначительную часть населенія составляютъ безпоповцы и единовѣрцы. Въ Городищѣ
есть два старообрядческихъ храма и молитвенный Единовѣрческій домъ. По наружному виду старообрядческіе храмы
почти ничѣмъ не отличаются отъ храмовъ Православныхъ.
Они въ изобиліи огорожены и обсажены деревьями, такъ что
лѣтомъ ихъ трудно замѣтить въ листвѣ деревьевъ. Къ Богослуженію старообрядцы собираются не по колокольному звону, а
по звону въ чугунныя доски, такъ какъ въ прошломъ году
Исіфавникомъ были сняты языки отъ КолоКоловъ.
99
Городищане долго жили дружно, единодушно, но не такъ
давно они разделились на два враждебныхъ лагеря, упорно
отстаивая правоту, или, вѣрнѣе сказать, заблужденіе, другъ
предъ другомъ, —на окружниковъ, пріемлющихъ окружное
посланіе, и на противоокружниковъ, не пріемлющихъ окружнаго посланія. Окружники и противоокружники, враждуя
между -собою изъ за своихъ заблужденій, переносятъ вражду
и на обыденную свою жизнь, стараясь приносить вредъ одинъ
другому, чѣмъ только возможно. Напримѣръ, окружникъ
выводить лошадь на ярмарку съ цѣлью продать ее. Находится покупатель лошади, даетъ за лошадь хорошую цѣну;„
но вотъ подходить— противоокружникъ и начинаетъ доказывать, что лошадь эта никуда не годится, что она не стоить
и половины той цѣны, какую даетъ покупатель ва нее.
Старообрадцы держатся своихъ вѣроученій не въ силу
пониманія истины вѣры и ея проявленій, а въ силу своего
самолюбія и упорства. Наставники ихъ, или начетчики, не
указываютъ въ ст. Писаніи правильнаго основанія своихъ
вѣрованій; они, будучи не въ состояніи доказать свою правоту, только и утѣшаютъ себя и защищаются такъ: „какъ
предки наши ашли, такъ и мы будемъ жить; что вамъ до
насъ? что вы пристаете къ намъ? Вы знайте себя, а мы себя"!
Если они такъ враждуютъ между собою, то тѣмъ болѣе они
непріязненно относятся къ единовѣрцамъ и православнымъ:
первыхъ старообрядцы называютъ „колувѣрами", а вторыхъ
„хохлами". До чего старообрядцамъ ненавистны „хохлы",
указываетъ такой фактъ: дѣти шалятъ, или плачутъ; родители ихъ, дабы унять плачущихъ ребятишекъ, пугаютъ ихъ,
говоря: „замолчи, а то вонь идетъ „хохолъ" и тебя возьметъ".
Нѣкоторые изъ старообрядцевъ не станутъ съ православными
и единовѣрцами молиться, или ѣсть, считая ихъ еретиками.
Проходя мимо молитвеннаго единовѣрческаго дома, не обна-
100
жаютъ головъ и не крестятся не въ силу своего религіознаго убѣжденія, а потому, что стѣсняются, или лучше сказать боятся другихъ своихъ сожителей, чтобы они не увидѣли и не осудили ихъ, не посчитали ихъ за „кулувѣровъ".
Если со стороны судить — человѣкъ, незнакомый съ сущностью раскола, о переходѣ въ единовѣріе, то ему покажется,
что переходъ этотъ очень простъ и легокъ. Но на самомъ
дѣлѣ это не такъ: переходъ изъ раскола въ едииовѣріе очень
труденъ и сопряженъ съ душевною борьбою и съ матеріальными бѣдствіями, потому что отъ того человѣка, который
перешелъ въ единовѣріе изъ раскола, односельчане его,
старообрядцы, удаляются и стараются ему вредить на каждомъ шагу; отцы и матери проклинаютъ ихъ и наказываютъ,
какъ только возможно. Бывали такіе случаи, что человѣкъ,
бывъ въ расколѣ, жилъ достаточно, богато, но съ переходомъ
въ единовѣріе бѣднѣлъ. А вотъ недавно быль такой случай:
перешелъ человѣкъ въ единовѣріе, но боялся открыться,
дабы не быть наказаннымъ родителями, и вотъ онъ ушелъ
изъ дому за сотни верстъ и оттуда уже написалъ о своемъ
присоединепіи къ единовѣрію. Поэтому, если старообрядцы
и обращаются изъ раскола въ единовѣріе, то по чистому
сознанію своего заблужденія и призпанію правоты Православяно-каѳолической церкви.
Одинъ единовѣрецъ такъ передаетъ о своемъ переходѣ
изъ раскола въ единовѣріе.
Родился я, говорить онъ, въ с. Городищѣ. Родители мои
были закоренѣлые старообрядцы и воспитали меня въ духѣ
старообрядческомъ. Научился я грамотѣ по старообрядчески,
т. е. научился бѣгло читать Богослужебныя книги:— Псалтирь, Часословъ, однимъ словомъ, сталъ „грамотѣй". Усердно
я посѣщалъ Богослуженія, могу сказать, по словамъ Ап.: „изъ
млада былъ ревнитель отеческихъ преданій". Но вотъ
л
101
пронеслись слухи, что въ наше село, гнѣздо раскола, пріѣдетъ миссіонеръ Павелъ Прусскій, котораго едва ли кто
можетъ цобѣдить. Желая дать отпоръ этому миссіонеру и
доказать правоту своихъ вѣроученій, я съ особеннымъ усердіемъ занялся приготовленіемъ къ борьбѣ — началъ по днямъ
и по ночамъ читать старопечатныя книги, которыя бы по."
служили мнѣ оружіемъ въ предстоявшей борьбѣ. Но читая
старопечатныя книги въ цѣляхъ борьбы съ Павломъ Прусскимъ, я увидѣлъ, -что мое оружіе идетъ противъ меня.
Я увидѣлъ свое заблужденіе, позналъ, что церковь не можетъ лишиться священства и что общества старообрядческія
лишились священства и оставались безь него 180. лѣтъ.
Я призналъ, что такое явленіе, аки персть Божій, свидѣтельствуетъ, что общества глаголемыхъ старообрядцевъ не
составляютъ Церкви Христовой. Посему я изъ раскола обратился въ лоно Православной Церкви Христовой, которая
есть столпъ и утвержденіе истины.
Е. Ѳедоровъ.
Екатеринославские епархиальніе ведомости № 4 за 1894 го
https://pravoslavnoe-duhovenst...b8d974.pdf