Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе.

Памятные книжки Кубанской обл. - http://kubangenealogy.ucoz.ru/index/0-6

БИБЛИОТЕКА. КНИГИ О ГЕНЕАЛОГИИ, ИСТОРИИ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА,

Книги по истории Горячего ключа, Родословные книги, дореволюционные генеалогические источники - Ревизские сказки, Метрические книги, переписные книги и современные печатные источники.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: Миус, Asmodeika, xrompik
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6211
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1338
Косинов И.Ф. Солено-щелочные источники на Псекупских минеральных водах (Труды Кубанского отделения Императорского русского технического общества. 1915 год, вып. 3

Прикрепленный файл: Screenshot_1.pngScreenshot_2.png, 754907 байтScreenshot_3.png, 567854 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6211
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1338
Горячий Ключ 155 млн. лет назад
Опубликовано 17.04.2020 11:58
Древнейшая история Горячего Ключа связана с океаном Тетис, воды которого плескались здесь более 100 миллионов лет.
Неглубокое шельфовое море, которое простиралось на месте Горячего Ключа в конце юрского периода, изобиловало морскими обитателями. Находки ископаемых животных, сделанные в отложениях того времени в бассейне реки Чепси, позволили восстановить картину жизни удивительных созданий, порожденных мелководьем Тетиса.
В период господства неглубокого шельфового моря здесь цвели райские сады коралловых рифов. Теплое мелководье давало приют большому количеству моллюсков: они ползали, плавали, сидели в засаде, прикрепившись ко дну, а вокруг сновали стайки рыб, на которых велась непрерывная охота хищников - морских рептилий ихтиозавров и плиозавров. Коралловые рифы, сооруженные склерактиниями, подобно оазисам пустыни концентрировали вокруг себя разнообразие подводной жизни.
"Представим себе картину.....
Все дно возле рифа усеяно ковром причудливых раковин брахиопод. Большое количество органических веществ в воде позволяют им прекрасно существовать. Большинство брахиопод невелики по размерам, но иногда встречаются настоящие великаны в кокосовый орех. Охотясь за планктоном, в зарослях водорослей снуют мелкие рыбешки. Медленно ползет по песчаному дну неринея. И не мудрено, ведь, раковина её длинная и увесистая. Тяжелая ноша - необходимая защита моллюска от врагов. На небольшой глубине завис странный дискообразный предмет. Он мирно дрейфует в воде и не вызывает беспокойства у небольшого косяка рыб, проплывающих рядом. Неожиданно, с молниеносной скоростью, из раковины появляются цепкие щупальца и хватают свою добычу....
Так охотится аммонит - известный хищник, господствовавший в океане и не знавший врагов"....
Дорогие друзья, следующие наши публикации мы посвятим обитателям удивительного подводного мира, представленные в экспозиции городского исторического музея. И вы узнаете много нового и интересного в истории Горячего Ключа. Продолжение следует...

Прикрепленный файл: ctatiya202017_1.jpgctatiya202017_2.jpg, 104755 байтctatiya202017_3.jpg, 89088 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
Лайк (1)
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6211
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1338
Обитатели моря Тетис: Неринеи
Опубликовано 22.04.2020 09:07
Неглубокое шельфовое море, которое являлось северной окраиной океана Тетис, простиралось на территории Горячего Ключа более 155 млн. лет назад.
Обширное мелководье глубиной не более сорока метров давало приют многочисленным жителям подводного мира. Основными обитателями коралловых рифов неглубокого морского бассейна были Неринеи.
У брюхоногих моллюсков были башенковидные раковины, достигавшие внушительных размеров. Высота такой башенки могла доходить до полуметра, а вес моллюска при этом мог составлять около 3 кг. Необычна неринея тем, что имела такое строение раковины, при котором внутри почти не оставалось места для нее самой.
Если бы у нас появилась возможность вынуть моллюска из раковины, то мы увидели бы длинный, сужающийся к одному конце, продольно-гофрированный шнурок. Из всех известных гастропод (брюхоногих) больше ни у кого нет такого причудливого строения мягкого тела.
Название свое нериней получили в честь морского старца Нерея, сына Геи (Земли) и Понта (Моря), которого древние греки считали обитателем тихих и глубоких вод.
Однако, неринеи-моллюски явно отличались предпочтениями, заселяя неспокойные рифовые мелководья. От того и обладали большими прочными раковинами, которые позволяли противостоять сокрушительной силе волн.
В известняках р. Чепси встречаются довольно крупные раковины, обладатели которых достигали при жизни веса в два-три килограмма.
На фотографиях вы можете увидеть раковины Неринеи, которые представлены в экспозиции Городского исторического музея.
N1 — Гастропод рода Metacerithium, из меловых отложений (125 млн. лет) реки Псекупс;
N2 — Гастропод Cossmannea subdesvidyi, из юрских валунных известняков (155 млн. лет) руч. Кесух;
N3 — Гастроподы рода Metacerithium, из меловых отложений (125 млн. лет) реки Псекупс.


Прикрепленный файл: 1..png2..png, 465503 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
Лайк (1)
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6211
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1338
Обитатели моря Тетис: Аммониты
Опубликовано 29.04.2020 10:05
Дорогие друзья, мы продолжаем наши публикации, посвященные обитателями шельфового моря океана Тетис, простиравшегося на территории Горячего Ключа 155 млн. лет назад.
И сегодня, мы вас познакомим с Аммонитами. Это вымершие головоногие моллюски, существовавшие с девонского периода по меловой – 300-400 миллионов лет назад! Именно в меловом периоде аммониты достигли своего расцвета, спустя 200 млн. лет непрерывной эволюции. В этот период времени они станут настоящими хозяевами морей, когда из небольших хищников они превратятся в настоящих монстров.
Аммониты имели наружную раковину. По форме она была спирально-закрученной, хотя неоднократно появлялись так называемые гетероморфы – аммониты с развернутыми, закрученными в клубок, прямыми как палка или крючковидными раковинами. Два больших глаза и огромный рот с клювом, окруженный щупальцами, делали его отменным охотником.
Размеры раковин аммонитов обычно колеблются от 2 до 40 см. Однако среди них отмечены гиганты. Спирально свернутые формы могли достигать в диаметре 2 м, а гетероморфы – 2 м в длину.
В Горячем Ключе встречаются в основном небольшие по размеру раковины, диаметром от 2 до 7 см, но известны также находки более крупных аммонитов. Самым большим, когда-либо обнаруженным здесь, можно считать криоцератита из бассейна реки Хатыпс. При жизни диаметр его раковины составлял около полуметра.
Аммониты были хищниками и, скорее всего, охотились на любую добычу, которую могли поймать. У аммонитов были интересные нижние челюсти - аптихи, которые, судя по всему, использовались и как челюсти, и как крышечки, закрывавшие устье раковины в случае опасности.
Одно из первых упоминаний об аммонитах можно встретить у римского естествоиспытателя Плиния Старшего (23-79 г.г. н.э.). Он назвал окаменелости этих организмов "ammonis cornua" («рога Амона») — в честь древнеегипетского бога Амона Фиванского. Солнечное божество изображалось в виде человека с головой барана, украшенной большими, закрученными в спираль рогами, которые напоминают раковину аммонитов.
Научное латинское название «аммонитос» было дано в 1789 году французским зоологом Жаном Брюгье. В те времена был известен только один род аммонитов, а сейчас их насчитывается уже около 3 тысяч и постоянно появляются описания новых видов.
Изображение аммонита довольно часто встречается на обложках книг и учебников. Скрученная в спираль раковина поистине стала символом палеонтологии. Трудно назвать более распространенные окаменелости, которые отличались бы большим разнообразием форм и размеров.
Уже через 30 млн. лет аммониты вымрут вместе с динозаврами и большинством обитателей нашей планеты.

Прикрепленный файл: Screenshot_2.png
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6211
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1338
Обитатели моря Тетис: Белемниты
Опубликовано 29.04.2020 10:01
Умеренно соленые воды океана Тетис, плескавшиеся на территории и Горячего Ключа, просто изобиловали морскими обитателями, среди которых были Белемниты.
Это полностью вымерший отряд внутрираковинных головоногих моллюсков. Внешне они были похожи на своих дальних потомков — кальмаров. Но в отличие от них, имели внутреннюю раковину — ростр.
Известны отпечатки мягкого тела белемнитов. В длину они обычно достигали 15-20 см. У них было десять щупалец, покрытых присосками, кальмароподобное строение тела, плавники на остром конце туловища и чернильный мешок. На щупальцах были расположены крючки. Мощная внутренняя раковина — ростр, служила животному скелетом для мягкого тела.
Считается, что ростр был необходим для выравнивания тела в воде - как противовес голове и щупальцам животного и для лучшего управления движением - чтобы белемнит, плывущий острым концом вперед, не вилял из стороны в сторону.
Белемниты были активными хищниками. Судя по количеству ростров в юрских слоях, в основном они вели образ жизни, похожий на образ жизни современных кальмаров – плавали огромными стаями, состоящими из особей одного размера и возраста. Но возможно, что как и среди кальмаров, среди них были и виды, склонные к одиночному образу жизни.
В истории людей Белемниты известны с незапамятных времен. Древние греки думали, что это наконечники стрел Аполлона и Артемиды, поэтому называли их Belemnon, что в переводе с греческого означает наконечник стрелы. Средневековые лекари применяли порошок из ростров белемнитов как средство от многих болезней. Известно также, что из-за своей формы они напомнили людям палец самого дьявола. Простонародное название белемнита - "чертов палец", хоть и не прижилось в науке, встречается довольно часто.
На фотографии — ростры белемнитов рода Belemnitella из меловых отложений (85 млн. лет) Воронежской обл.

Прикрепленный файл: Screenshot_4.png
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6211
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1338

В.Н. Марков,
кандидат исторических наук,
капитан внутренней службы

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕВРЕЙСКИХ МЕТРИЧЕСКИХ КНИГ ЕКАТЕРИНОДАРСКОЙ И МАЙКОПСКОЙ СИНАГОГИ

Для исследования прошлого союз демографии с историей крайне важен, поскольку изучение любой страны и отдельных ее регионов представляется неполным и даже невозможным без всестороннего анализа их народонаселения. В ходе изучения социально-демографических характеристик становится возможным выяснение истории воспроизводства населения в широком социально-экономическом, политическом и этнокультурном контексте. Исторически непрерывное течение социально-демографических процессов делает необходимым постоянное изучение их ретроспективы.
Отмена крепостного права и окончание военных действий в Закубанье, а также ряд законов, в частности от 29 апреля 1868 г., разрешивший лицам невойскового сословия, в том числе и евреям, селиться и приобретать недвижимую собственность на казачьих землях, открыли широкие возможности для заселения Кубани переселенцами из других губерний России . На смену дореформенной, главным образом, военно-казачьей колонизации, в определенной степени регламентируемой правительством, пришел несравненно более мощный, объективно закономерный процесс социального и экономического освоения Кубанской области .
Если в 1861 г. число лиц невойскового сословия составило 5 243 чел. (1,4%) , то в 1881 г. лет их число достигло 236,8 тыс. чел.(30%) населения области. По данным Кубанской памятной книжки (1891 г.) к 1890 г. число «иногородних», увеличилось вдвое . К числу иногородних относились и евреи, проживавшие в области.
На основании указа от 19 января 1863 г. евреям в «черте оседлости» и вне ее было разрешено учреждать молитвенные дома и приглашать раввинов. В должностные обязанности раввинов, в соответствии циркуляром Департамента духовных дел иностранных исповеданий от 20 марта 1871 г., входило заполнение метрических книг. В метрических книгах синагог велись записи актов гражданского состояния. Каждая метрическая книга состояла из трёх частей (рождение, бракосочетание, смерть). При их составлении допускались вариации: либо сведения о рождении, бракосочетании и смерти вносились в общую книгу (майкопский вариант книги), либо все сведения вносились в отдельные журналы (екатеринодарский вариант). Книги выдавались для фиксации бракосочетавшихся, разводившихся и родившихся.
Записи о рождении содержали информацию о дне, месяце рождения, месте рождение, дате обрезания для мальчиков и наречения для девочек. Кроме этого, фиксировался социальный статус, фамилия, имя и отчество отца, у матери, как правило, указывалось только имя. Обязательно вносилась фамилия ученого еврея или раввина, совершившего обряд и вносившего записи в метрическую книгу. Так, 3 февраля 1889 г. в Майкопе у Осипа Розенбаума и его жены Любови родился сын Анатолий. Обрезание состоялось 2 марта. Обряд проводил раввин Ешуа Ашуров . У еврейской интеллигенции (в силу соображений безопасности) обрезания проводили медики.
Исследуя метрические книги, возможно получить представление о прибывавших в город евреях, их социальном статусе, места предыдущего проживания. Наряду с прибывшими в Майкоп мещанами и купцами из различных регионов и городов России, были и иностранно-подданные Румынии , Греции, Пруссии . В городе в разное время проживали отставные николаевские солдаты , отставные и запасные солдаты , окончившие службу в Кавказском округе, а также лица, получившие в ходе службы унтер-офицерское звание , фельдшеры , «солдатские дети» , также горские евреи и иудействующие – «сектанты, имеющие Талмуд» (субботники). В ряде станиц Майкопского и Лабинского отдела проживали казаки-евреи, исповедующие иудаизм .
В Екатеринодаре еврейские метрические книги, частью утерянные , дают возможность проследить еврейскую историю в наиболее интересный момент – отмены всяких ограничений для евреев и отражение происходящего в еврейском быту. Часть, посвященная фиксации браков дает исключительную информацию о составе населения, миграционных процессах, демографической и половозрастной ситуации, социальном статусе, уровне грамотности, а также о воздействии демографических процессов на социальное, экономическое, политическое и культурное развитие еврейской южно-российской общины.
По еврейской традиции весьма высоко оценивалось значение брака: пока человек не вступил в брак, не стал частью супружеской пары, его личность не может развиться полностью. И всё-таки выбор супруга был важен главным образом из-за детей. Будет ли ребенок евреем, определялось только национальностью его матери: если она еврейка, то и ребенок еврей, а ребенок матери-нееврейки не может быть евреем. Этим обстоятельством определялась активная политика по привлечению в собственную общину еврейской молодежи из других регионов. Сведения о бракосочетаниях содержали информацию о дне и месяце бракосочетания, указывали в какой по счету брак вступают молодожены, о количестве полных лет последних, сведения об отце невесты (социальный статус, фамилию, имя, отчество и место жительства), указывалась сумма ктуббы (ксубэ) .
Средний брачный возраст невест колебался от 18 до 20 лет, а женихов – от 22 до 27 лет. Незначительный разрыв между возрастами мужчин и женщин, вступающих в брак, свидетельствует об отсутствии «дефицита» женщин брачного возраста и ориентации брачующихся на представителей «своей» возрастной группы. Так, 13 июня 1903 г. вступили в «первый законный брак» майкопский мещанин Яков Каплевич (22 лет) и дочь отставного рядового Эстер Жолтик (18 лет) . Но были и исключения, когда возраст жениха превышал возраст невесты, как правило - случаи повторного брака. Отставной рядовой Иуда Фельдблат (43 года), майкопский мещанин, вступил в брак с разведенной Добой Бельчиковой (26 лет) . Разведенные обязаны были к основному документу, удостоверяющему личность, присовокупить выписку из метрической книги, заверенную раввином, о совершившейся процедуре развода. Отдельно указывался статус вступающих в брак, дающий им и членам их семей привилегию проживать вне «черты оседлости». В частности, Александр Кацман из Могилева, сочетавшийся браком с девицей-кандидатом экономических наук Гитель Ротштейн тем самым получил право проживания в Екатеринодаре .
Документами, предъявляемыми женихом могли служить временные и бессрочные паспорта и паспортные книжки, удостоверения, выданные мещанскими управами, раввинатами и духовными правлениями, в том числе и иудействующих, справки о явке к исполнению воинской повинности и отставке с воинской службы, увольнительные билеты, свидетельство военнопленного, а иногда только подпись и засвидетельствование порядочности от уважаемых людей.
Большинство невест Кубанской области предъявляли метрическую выписку, выданную раввинами Ростова-на-Дону, Екатеринодара, Керчь-Еникале, Темрюка, Ейска, Майкопа, иногда свидетельства, выданные мещанскими управами. Сведения этой графы метрической книги служат доказательством «включенности» евреев в жизнь региона.
В следующую графу вносились сведения об отце невесты (социальный статус, фамилия, имя, отчество и место жительства). Так, в ходе анализа метрических книг Екатеринодара и Майкопа было выяснено, что помимо майкопских и екатеринодарских мещан и купцов, отцами невест были и иностранно-подданные Румынии и Пруссии , отставные и запасные рядовые солдаты , демобилизовавшиеся со службы в Кавказском округе, лица, получившие в ходе службы унтер-офицерское звание , также горские евреи и иудействующие - «сектанты, приемлющие Талмуд» (субботники). В ряде случаев указаны казаки-евреи и казаки, исповедующие иудаизм .
В сведениях о бракосочетании, кроме прочего, указывались также имена и фамилии двух свидетелей и порядковые номера записей. Фиксировались фамилия ученого еврея или раввина, совершившего обряд. В принципе, по еврейскому религиозному закону, процедуру бракосочетания может провести любой грамотный еврей. Наблюдается интересная ситуация: в Екатеринодаре ее совершал раввин, а в Майкопе - резники, канторы и синагогальные служители .
По брачным записям в метрических книгах возможно проследить миграцию еврейского населения и отношения между общинами, в том числе и неашкеназийскими, так как в них содержится информация о месте проживания вступающих в брак, как в прошлом, так и в настоящее время. Встречаются записи о вступлении в брак с майкопскими девицами еврейками горских евреев. Так, Ханука-оглы Авругам, житель села Яншкент-Кайтога Табасаранского округа Дагестанской области вступил в брак с девицей - ашкеназийской еврейкой Соше Асташинской .
Женихи-евреи или их доверенные лица, в поисках выгодной партии разъезжали по городам Юга России. По тому, откуда прибывали женихи можно судить о степени личных и деловых контактов евреев южно-российской общины. В частности, Шимон Вейнцман - ставропольский мещанин женился на майкопчанке Злате Губельман, дочери отставного рядового Израиля Губельмана . Шмуль Файнкухен, майкопский мещанин, отставной рядовой, заключил брак с мещанкой Стародинского общества Слуцкого уезда Минской губернии вдовою Гитель Кроник . Мещане, проживающие в городе, оказывались приписанными к другим городам и местечкам – в силу этого обстоятельства можно проследить историю миграции в города Юга России еврейского населения.
Нередки были браки евреев с представителями иудействующих сектантов. Абрам Венгельманов женился на Гитль Рысь, майкопской мещанке . Свидетельство жениху выдано Духовным правлением еврейского вероучения иудействующим сектантам, имеющим Талмуд станицы Михайловской.
Нередко жених привозил невесту из деловых поездок. Так, майкопский мещанин Грит Шмеринг вступил в брак с девицей – дочерью земледельца колони Зеленого поля Екатеринославской губернии . Кстати, по записям множество браков происходило именно с жителями колоний Екатеринославской губерниии, что дает основания предполагать о наличии устоявшихся родственных и деловых связей между общинами.
Нередкими, судя по записям в метрических книгах, были браки евреев с иудействующими. Казаки-евреи, заключали брак с еврейками, выдавали замуж своих дочерей за евреев и сектантов. Казак станицы Петропавловской Мордухай Брук вступил в брак девицей-казачкой Анной Иудовной Алексеевой (сектанткой) , а ее брат Алексеев Илия Иудаевич с Данкой Мошкович, майкопской мещанкой . Брат Мордухая Брука – Моисей Брук отдал дочь Лею за екатеринодарского мещанина Исая Красинского . Семья Гавердовских из станицы Ханской отдавала своих дочерей замуж за евреев-мещан городов Майкопа, Екатеринодара, Екатеринославля.
Во время Первой мировой войны стали популярны браки с военнопленными армий Тройственного союза – в 1915 г. младший унтер-офицер Австрийского ландсвера Адольф (Авраам) Штерберг из Румынии сочетался браком с девицей Анной Шварц , а в 1919 г. Яков Берлин из Берлина с мещанкой Екатеринодара Ольгой Хорошевской .
Для того чтобы брак признала еврейская синагога, супруги оба должны быть иудеями, для чего необходимо прохождение процедуры принятия еврейской религии. Особенно часто это происходило после принятия указа 1905 г. о веротерпимости. Покидающих православие, называли «уклонившимися» или «совратившимися в еврейскую веру». Прежде, чем разрешить переход в иудаизм, церковь и светская администрация предпринимали меры по предотвращению перехода. В большинстве случаев обращение к иудаизму объясняли желанием приобщиться к образу жизни жены или мужа. Процедура перехода была сложной. Священники по установленной форме у «отступника» запрашивали личное прошение о смене вероисповедания и подтверждение раввина о том, что проситель будет принят в иудаизм.
Записи о переходе в иудаизм встречаются в метрической книге Екатеринодара. Так, еврей Екатеринодара Давид Лютерман заключил брак с крестьянкой Тверской губернии Хавой (Евой) Порфирьевой, за неделю до этого принявшей иудаизм, процедуру принятия которого была зафиксирована раввином Кубанской области . Подобная же процедура была совершена с девицей Марией Дзинканской, мещанкой Екатеринодара, решившей выйти замуж за Якова Задунайского-Литовского .
Много полезной информации содержится и в записях о смерти, включающих день, месяц смерти, возраст, место смерти и погребения, причину смерти, социальный статус для взрослых и фамилия, имя и отчество и социальный статус отца для детей. Причины детской смертности были достаточно типичны: простуда, понос, горловая болезнь, скарлатина, лихорадка. Из записей метрических книг, видно, что многие заболевания носили эпидемиологический характер.
Но не всегда в записях метрических книг детализировали причину смерти. Достаточно часто ее обозначали очень емким понятием «детская болезнь» или «детский» или «старческий маразм». Причины взрослой смертности были более разнообразны - дряхлость лет , истощение , чахотка , сердечные недуги , кровоизлияние в «мозгах» , «переворот кишок» , воспаления , «от поноса» , туберкулез , паралич , преждевременные роды . Судя по записям об умерших, около половины взрослых людей умирали естественной смертью, и причина смерти в таких случаях указывалась «по старости лет».
Насильственная смерть встречается не часто - от огнестрельных ран полученных на фронте в Екатеринодаре скончались военнопленные Вальтер Бютов (Берлин) , Ишеван Лустит (мадьяр) , Морис Вейс из Венгрии , военнопленный польский еврей Иосиф Фихтенберг , скончался из-за ранений в 1918 г. майкопский купец Яков Оськин , 18-летние купеческий сын Абрам Варшавский и Павел Туревский. Единичный случай – «зарезан поездом» екатеринодарский мещанин Моисей Давыдович Фридман .
Майкоп входил в число городов с компактным проживанием евреев. Еврейское население Майкопа начало формироваться в 70-х. гг. XIX в., вскоре после преобразования крепости в город, ставший окружным центром. Быстрый рост еврейского населения Майкопа объясняется, прежде всего, естественным приростом: рождаемость превышала смертность, что свидетельствовало о положительном естественном приросте. Так, в 1891 г. в Майкопе родилось 75 еврейских детей (43 мальчиков и 32 девочки).
В еврейской жизни большую роль играли семейные и родственные связи. Для еврейских семей была характерна многодетность. Средняя семья состояла из 9-10 человек, в то время как у православных из 5 - 6 человек. Православная купеческая семья состояла в среднем из 4 человек, в тоже время еврейская семья была в два-три раза больше. Еврейская семья объединяла несколько поколений и состояла из многочисленных детей, братьев, сестер, племянников и стариков. Взрослые дети не спешили отделяться от родителей, обзаведясь собственными семьями, продолжали жить в родительском доме.
В частности, семья, главой которой был купец 2 гильдии Абрам Давидович Юхманович, проживавший в Майкопе, состояла из 25 человек : О связях семьи говорит то, в какие города выходили замуж дочери Д. Юхмановича. . Старший в роду Давид Юхманович – отставной солдат, из категории привилегированных евреев, которые имели право повсеместного жительства в империи как солдаты, отслужившие по рекрутскому набору (с 1867 г.). Не только отставные солдаты, но и их дети сохраняли это право.
Семьи были многодетными. Явный пример этому семья Мошкович. Относясь к категории «солдатских детей», Моисей Мошкович мог выбирать место для постоянного проживания в любом регионе Российской империи. Семья майкопского мещанина Моисея Ильича Мошковича состояла из 24 человек Род иудействующих субботников Оськиных, до вступления в число майкопских обывателей, числился в казачьем сословии. Конечно, возможно, что многочисленные семьи Оськиных - это наследие казачьих традиций, но род Оськиных-субботников насчитывал около 28 человек. Семья Якова Ивановича Оськина, после смерти исключенного из 2 гильдии майкопских купцов вместе с детьми насчитывала 18 человек .
Наличие большой семьи у иудеев отчасти объясняется устойчивостью традиционного уклада в еврейском обществе, поощрявшего многодетные браки и семьи, которые состояли из представителей разных поколений. На наш взгляд, градация многолюдной семьи была также вызвана законодательными ограничениями при поселении евреев и покупке ими недвижимой собственности. Кроме того, из-за часто изменяющегося законодательства, евреи постоянно находились под угрозой выселения, что осложняло возможности приобретения жилья.
Особенностью Кубанской области было наличие большой группы отставных солдат-евреев. Военная служба вообще была тем каналом, посредством которого включались в миграцию малоподвижные слои населения. Как видно из анализа метрической книги евреев Майкопа, категория отставных солдат, отслуживших по рекрутскому набору, представлена довольно широко. Отставные солдаты Берка Ланцман, Хацкель Бурштейн, Моисей Мошкович, Давид Юхманович, Арон Милин, Исай Бомер, Иосиф Кришевский, Абрам Ильман, Моисей Яблонько, Яков Вильденберг, Израиль Капелевич, Иосиф Рудович, Кари Балабанчук – первые евреи Майкопа, из евреев, отслуживших «по рекрутскому уставу», на которых не распространялся запрет селиться вне «черты оседлости». Так как вместе с ними это право получали и их дети, если брак был заключен во время службы, то вторая категория – «солдатские дети» была представлена с начала 1899 г. – Дмитрий Безпрозванный, Моисей Хелер, Мордке Надот, Иосиф Данилевич, Давид Фельдблат, Илья Тух . Прибывшие в город «солдатские сыновья», спустя некоторое время получали статус городских мещан, приписанных к городу, однако сохраняя свою неприкосновенность статуса «солдатских детей».
Весомый вклад в прирост еврейского населения Майкопа внесла и миграция. К 1 января 1895 г. жителей было 35 754 чел., и второе место после великороссов (православных), которых было 34115, занимали евреи – 718 человек (3%) – в этом списке помимо евреев – иудействующие, горские евреи и не приписанные к городу. К этому времени в городе была построена синагога, привлекавшая иудеев и иудействующих из окрестных населенных пунктов.
Так, к Майкопской синагоге оказались приписанными евреи-казаки из станиц Михайловской, Петропавловской, Армавира, Лабинской: евреи Моисей и Исай Герштейны, Абрам Виттельманов, Абрам Манко, Янкель Латишев, семья Ильи Кривошеева, прибывшего из села Привольного (Азербайджан)- одного из центров субботничества, казачья семья субботников Гавардовских из станицы Ханской .
Субботники, называвшиеся на Кубани также псалтирщиками, которые в российском законодательстве начала XX в. именовались «субботниками иудейского вероисповедания». Еще в конце XVIII - начале XIX вв. они пытались установить контакты с евреями, а некоторые из них даже проходили гиюр . Многие общины заимствовали элементы еврейского культа (таллит, тфиллин , соблюдение мицвот в соответствии с Галахой) и литургии (богослужение на иврите). Этот процесс усилился в конце XIX – начале XX вв.
Официальная российская статистика обычно не отличала субботников от геров , строго соблюдавших мицвот без формального прохождения гиюра., которых по переписи 1897 г. насчитывалось 9 232 чел. в целом по России, на Кубань же приходилось почти половина этой цифры. Они стремились к полному слиянию с евреями, поощряли браки с ними (не вступая в браки даже с субботниками), посылали детей в иешивы. В начале XX в. в центрах их концентрации на Кубани существовали сионистские кружки, на 1-й конференции сионистов Кавказа в Тифлисе в 1901г. был делегат от станицы Михайловской Кубанской области Захария Лукьяненко .
Касательно казаков–евреев, существует ряд версий. Возможно, ремесленники-евреи, селившиеся в станицах, со временем оказачились или были возведены в казачье звание. «Неоказаченные» евреи, без разрешения атамана поселиться на хуторе или в станице евреи не могли. Приравненная к евреям категория субботников-геров в Майкопе была представлена купеческим родом Оськиных – купцами Яковом и Иосифом, Исааком Иосифовичем, внесшими значительный вклад в экономическую историю города, а так же казачьим родом Гавардовских. Субботники всячески поощряли браки с «народом Бога» и потому девицы из рода Гавардовских регулярно выходили замуж за майкопских обывателей–евреев, и дети, рожденные в этом браке, считались «сынами Израиля».
Еще один источник демографической информации о евреях Кубани – «Книга записи нижних чинов, приехавших на время отпуска в Кубанскую область», в нее заносились фамилии, места и сроки пребывания отпускников. Множество евреев, как свидетельствуют записи, отправлялись в отпуск на родину в населенные пункты, станицы Кубанской области. Книга датирована 1882-1886 гг. и эти записи дают возможность проследить, какое количество евреев прибыло с действительной военной службы. Кстати, среди дезертиров и объявленных в розыск среди евреев, записанных в книге, оказался только один - Сруль Брыль , что, на наш взгляд, дает возможность предполагать, что служба являлась не столько обязанностью, сколько путем достижения права повсеместного проживания в империи.
Большинство нижних чинов-евреев занимало должности в сфере обслуживания армии: фельдшеры (Симон Минц , Арон Брайман , Моисей Холоденко , Моисей Горшиц ) и фельдшерские ученики (Иов Ребрик ), лазаретные служители (Аврум Пархоменко ), писари (Ларион Рубинов , Якуб Рубинштейн ), музыканты (барабанщик Данило Скляр , горнист Фаддей Клессей )), каптернамусы (Шмуэль Штельн ). В списках несколько фельдфебелей (Иван Гершун, Петр Бедный, Иван Камигинд ), унтер-офицеров (Моисей Очерстнянный, Андрей Гирман, Степан Лехтер, Айзек Гузь ) и несколько специалистов общевойсковых специальностей – фейерверкеры (Афанасий Шендрик, Азраиль Кацман ), канониры (Яков Картавый, Герш Грейсман, Герш-Бер Лютерман, Аркадий Беман ).
Остальные евреи по свидетельству «Книги записей» занимали рядовые должности, однако их количество, прибывших в Кубанскую область (фактически 45 рядовых за неполные три года) дает нам основание предполагать, что именно эти евреи стали после увольнения с действительной военной службы частью еврейской общины области. Но, уже спустя десятилетие, евреев, уклонявшихся от воинской повинности, выдавали властям «за вознаграждение», так как существовал особый указ Министерства внутренних дел (№27 от 1896 г.) где за поимку уклонистов и дезертиров-евреев по открытому кредиту Министерства полагалось 3 рубля .
Не взирая на существовавшие ограничения для евреев-ашкеназов, на Кубань во второй половине XIX в. начинают переселяться горские евреи. Они исповедовали иудаизм собственного толка, испытывая сильное влияние окружающих кавказских народов. Одна из небольших общин горских евреев, проживая рядом с казаками близ станицы Усть-Джигутинской, явилась нежелательным соседом, и, по обвинению в потраве хлебов, покосов, расхищении леса, краже скота была насильно переселена в поселок Джигонаско-Еврейский , Кубанской области (территория современной Карачаево-Черкессии) .
По сравнению с евреями-европейцами, евреи, аборигены Кавказа, таты, обладали большей свободой и возможностями. В 1897 г. в Майкоп была приписана большая группа горских евреев из Джигонасского поселка Баталпашинского отдела . Горские евреи, по сути, не проживающие в городе, были приписаны к нему в ходе переписи 1897 г. как лица, исповедующие иудаизм. В 1915 г. в записке директора канцелярии наместника Его Императорского Величества рассматривался вопрос о допущении туземных евреев к участию в составе городских общественных управлений Кавказского края. Поскольку «туземные евреи» являются коренными жителями края и, и кроме религии, представляют собой тип, отличный от российских евреев Европейской России . Но, несмотря на различия в оправлении богослужения, при отсутствии собственной синагоги, они были обязаны быть приписанными к синагоге, в отсутствие собственной к ашкеназской.
Значительную часть еврейской общины составляли бывшие колонисты земледельческих колоний Екатеринославской губернии и Новороссии. Несмотря на нынешние их занятия и место проживания в области, после объявления о приписке в города Кубанской области, они все равно находились в колонистском сословии и считались приписанными к Попечительству по делам еврейских поселений, где и решалось быть или не быть им мещанами кубанских городов. Администрация области, прежде чем разрешить приписку, запрашивала Попечительство о возможности зачисления того или иного еврея в городское сословие, а именно: не состоял ли желающий причислиться под судом и следствием; не в впадал ли в несостоятельность по долговым обязательствам; нет ли за ним недоимок и податей.
Однако часто подробные ответы на задаваемые вопросы дать было затруднительно, так как многие евреи были колонистами только на бумаге. Понятно, что по выше означенным вопросам Попечительство не могло располагать подробной информацией, о чем сообщалось в администрацию области. Но сообщалось, что еврей-колонист имеет всяческие недоборы, иногда от 1 руб. Колонисту разрешалась приписка в мещанское сословие, при условии выполнения нескольких пунктов: вернуть сумму, выданную на «первоначальное пособие», путевые издержки; выплатить все подати, подушные и оброчные или поземельные за прошедшее время ; исполнить рекрутскую повинность натурою или наймом; не раздроблять семейство при переходе в мещанское сословие .
В ходе рассмотрения дела в отдельности, каждому семейству предъявлялись уже свои условия. Так, непременным условием непосредственно для семьи Рафаловичей был переход в другое звание непременно всем семейством, решение о разрешении перехода своего общества и выплата сумы за дом, построенный для них в колонии Новозлатополье . Для ремесленников колоний, прибывавших в область, делались послабления. Так, в случае с ремесленниками Израилем Леиным-Лейновым (колонии Хлебацарской) и Еселем Макаровским (колонии Графской) «не встречается нигде препятствий к причислению» . Прибывшие вместе с мужьями-ремесленниками в Кубанскую область еврейки в случае их смерти получали право состоять в городском обществе, в том случае если муж был причислен к городу .
Уже во время Первой мировой войны некоторые евреи обращались к Начальнику Кубанской области с просьбами разрешить проживание у них родственников, вынужденных оставить свое место жительства ввиду военных действий. Так, в 1915 г. за родственницу, галицийскую еврейку Хаву Гар и ее сыновей Исаака и Лазаря, просила жена купца Новороссийска Туба Юнкелис. В то время подобные прошения неизбежно проходили через особый отдел Канцелярии кавказского наместника, куда наряду с прошением было отправлено письмо Новороссийского губернатора, в котором он предлагал отклонить просьбу о разрешении Хаве Гар проживать в Новороссийске .
В конце XIX в., по сравнению с другими этноконфессиональными группами в области выделялась значительная сословная группа купцов-евреев. Еврейское купечество в основном состояло из бывших кантонистов и отставных солдат и их детей, причислявшихся сначала к мещанскому сословию, а затем и к купеческому. С годами степень включенности евреев в деятельность купечества неуклонно возрастала. Этому способствовало издание либеральных законов 60-х гг., дозволяющих евреям записываться в купеческие гильдии. В целом евреи составили 10,2 % общего числа майкопских купцов . В конце XIX в. в Майкопе насчитывалось 11 купцов-евреев. Евреи-купцы, проживавшие в Майкопе, составляли 10 % от общего числа купцов. С годами доля участия евреев в обороте капиталов в южных городах все возрастала.
Крупными майкопскими предпринимателями в тот период, были представители рода Оськиных, занимавшиеся банковскими делами, содержанием оптовых складов, мелочных лавок. Предпринимательские свидетельства выбирали представители семей Меламедзон , Гавердовских , Давидович , Камрась , Эльфанд .
Таким образом, отвечая на поставленные задачи, в ходе анализа разнообразных источников были прослежены причины, характер и динамика миграционных процессов евреев в Кубанской области. При выяснении стало очевидным, что миграционные процессы в области шли динамично, нарастая по мере освоения евреями региона. Менялась также социальная структура. При изучении демографической ситуации важно было располагать срезами внутренних процессов. В ходе анализа источников стала очевидна необходимость в исследовании внутренней демографии евреев области. В связи с этим, привлечение нетипологичных источников позволило по-новому взглянуть на поставленные задачи.
Основными источниками по вопросу социально-демографической характеристики стали данные, полученные в ходе изучения материалов Переписи 1897 г., а также еврейских метрических книг. Исследование данных Переписи позволяет судить о социальных и демографических процессах. В ходе анализа Переписи было выяснено количество лиц еврейской национальности на территории региона, а так же количество исповедующих иудаизм в городах и отделах области, показаны различные данные, касающиеся сословной принадлежности евреев, сфер занятости, возрастного соотношения, наличия болезней, степени владения языками, но сведения эти лишены динамичности и обезличены.
Данные исследованных метрических книг отражают процесс правоприменения законов империи о евреях на региональном уровне. Информация, полученная в ходе анализа метрических книг, представляет жизнь евреев области как бы «изнутри», сведения, обличенные и позволяющие судить о динамичности и изменчивости еврейской общины, может быть рассмотрен как статистический срез на уровне повседневности. Метрические книги дают возможность проследить базовые явления, происходящее в еврейской общине: демографические изменения; половозрастную ситуацию; миграционные процессы, как внутри региона, так и за его пределами; социальную принадлежность представителей еврейской общины; этническую и межэтническую ситуацию; отношения с герами (иудействующими) и между еврейскими субэтносами; процессы ассимиляции и религиозного обращения.

---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6211
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1338
РОД КОСИНОВЫХ НА КУБАНИ
Опубликовано 20.12.2021 17:40
kuban20211220 117 декабря 2021 года состоялись XVIII Савёловские чтения, организаторами которых выступают Российская генеалогическая Федерация, Историко-Родословное общество в Москве и Российское Дворянское собрание.

Тема конференции в этом году – «Служилые династии Отечества (к 300-летию провозглашения Российской Империи)».

Большая честь выпала Городскому историческому музею города Горячий Ключ выступать на этом значимом мероприятии в 2021 году с темой «Род Косиновых на Кубани».

Представляем вашему вниманию статью главного хранителя фондов Наили Наилевны Кадыровой, которая восстанавливает родословную врача Псекупской войсковой больницы местечка Горячий Ключ Ивана Филипповича Косинова.

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Н. Некрасов

Род Косиновых не одно поколение состоял на службе Российской Империи. В документах Российского Государственного Военно-Исторического Архива один из представителей Косиновых значится дворянином Кубанского казачьего войска (РГВИА. Ф. 408. Оп. 1. Д. 2552), другие же представители рода служили в самых разных казачьих чинах: от рядовых казаков до войсковых старшин.

Примечательно, что фамилия Косиновы трансформировалась из Касимов. В архивных источниках встречается разное написание фамилии: Касимовы, Касиновы, Косиновы.

Первые упоминания о Косиновых, из которых по цепочке родственных связей удалось начать выстраивать родословное древо, встречаются в 5-й ревизии - это Ревизская Сказка 1795 г. ст. Новоайдарской Донецкого у. Екатеринославского наместничества. (ГАВО.Ф. И-18. Д. 152)

К 1802 г. из ст. Новоайдарской изъявило желание переселиться на Кубань и получило на это разрешение 930 душ мужского пола. Среди которых были и Косиновы. В сентябре и октябре 1802 г. партии переселенцев стали прибывать на Кубань и организовывать станицы: так жителями ст. Новоайдарской была основана ст. Казанская (Могилевцев Н.В. Краткие исторические сведения о Кавказском полке Кубанского казачьего войска. Кубанский сборник. Т. III. Екатеринодар ,1894) А в Метрических книгах Михаила – Архангельской церкви ст. Казанской за 1804 год уже встречается фамилия Косиновы.

Из документов Государственного Архива Краснодарского Края известно, что начальником ст. Казанской в 1839 г. являлся хорунжий Касинов (ГАКК. Ф. 256. Оп. 1. Д. 1. Лл. 67, 67 об.), в 1858 г. «сотник Касинов 2-й» (ГАКК. Ф. 353. Оп. 1. Д. 73. Л. 140об), в 1859 г сотник Касинов ГАКК. Ф. 353. Оп. 1. Д. 171. Лл. 44, 44об) Вероятно речь идет о Иване Алексеевиче Косинове.

Если посмотреть на родословное древо, то родоначальником стоит Косинов Андрей. Он стал известен из отчества своего сына Алексея. Узнать больше информации о нем, его родителях и детях помогут исследования 2-й ревизии 1744-1745 гг., которая хранится в Государственном Архиве Воронежской Области и 3-й ревизии 1763 г., которая хранится в РГАДА.

В рамках данного доклада рассказывается лишь о некоторых представителей рода Косиновых из древа, которое было художественно оформлено в рамках проекта «Родословное древо Горячего Ключа», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.

1 поколение

Косинов Андрей

2 поколение

Косинов Алексей Андреевич (1777 г.р.)

Состоял на службе в Екатеринославском казачьем войске (ГАВО. Ф. И-18.Д. 152.)

Известно, что Алексей Андреевич был женат вторым браком на Евдокии Герасимовне, дочери купца второй гильдии города Бахмута Герасима Четверинова.

Из Ревизской Сказки за 1795г. известно, что у Алексея Андреевича был «приемыш с Райгородской» (Екатеринославская губ., Старобельский у.) Николай (1783 г.р.), а также «при нем выведенной из турок выкрещенной в греческой вере Гавриил по отцу Алексеев сын Касинов, 12 лет». Судьба приемного сына Николая нам не известна, а вот у Гавриила в 1815 г. родился сын Михаил, который также носил фамилий Косинов.

В 1802 г. Алексей Андреевич с семьей переселился из ст. Новоайдарской на Кубань и был одним из первопоселенцев ст. Казанской.

В Исповедной ведомости станицы Казанской 1827 года Алексей Андреевич записан как «отставной сотник» (ГААО. Ф. 599. Оп. 2. Д. 7148).

3 поколение

Косинов Иоанн Алексеевич (1797-06.07.1845 г.р.)

В Формулярном списке о службе Штаб и обер офицеов 1-й бригады Кубанского Казачьего войска прикомандированных к оной за 1861 год из выписки о составе семьи его сына Николая стало известно, что Иван являлся сотником (ГАКК. Ф. 396. Д. 187)

Убит 6 июля 1845 года на штурме аула Дарго (Кияшко И.И. Именной список генералам, штаб и обер-офицерам, старшинам, нижним чинам и жителям Кубанского Казачьего войска, убитым, умершим от ран и без вести пропавшим в сражениях, стычках и перестрелках с 1788 по 1908 г. Екатеринодар. 1911 г.)

Косинов Филипп Алексеевич (1807 г.р.)

Личность Филиппа Алексеевича К. вызывает много вопросов, так как именно ему приписывают отцовство врача Псекупской войсковой больницы Ивана Филипповича Косинова. В статье "Казачий просветитель Иван Косинов" родителями названы как раз Филипп Алексеевич и его законная супруга Агафья. Если учитывать, что Агафья 1805 года рождения, то на момент рождения Ивана Филипповича Косинова ей должно было быть 62 года. К тому же, документально подтверждено, что родителями Ивана являются Филипп Иванович и его законная супруга Меланья.

Так же в некоторых источниках видимо по ошибке именно им приписали основание хутора Косинов и еще одного хутора в пределах волости Гиагинской, которым якобы владела жена Филиппа Алексеевича – Агафья.

4 поколение

Косинов Филипп Иванович (1820 – до 1892 гг.)

Начинал службу в 1838 г. в Кавказском полку (затем переименованный во 2-й Кавказский полк), который входил в станицу Казанскую. В1861г. поступил в 10-й конный полк. По собственному желанию переведен в 24-й конный полк в 1862г., где в 1863г. стал воинским начальником ст. Абадзехской.

Из Формулярного списка о службе Штаб и обер офицеов 1-й бригады Кубанского Казачьего войска прикомандированных к оной за 1861г. известно, что Филипп Иванович являлся есаулом 1-й бригады Кубанского Казачьего войска, начальник станицы Терновской, «из обер – офицерских детей Кубанского Казачьего войска» (ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 187. Лл. 367-374), а в 1864г. он уже войсковой старшина (ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 187. Лл. 406-410)

Женился Филипп Иванович на дочери войскового старшины Меланье Михайловне Капустиной. В их союзе воспитывалось шестеро детей: Вера (1849 г.р.), Григорий (1851 г.р., который, видимо, умер в раннем возрасте, так как в последующих документах он уже не упоминается), Анна (1854 г.р.), Екатерина (1859 г.р.), Ольга (1861 г.р.), Игнат (1863 г.р.), Иван (1867 г.р.).

Проживала семья Филиппа Ивановича в родовом деревянном доме в ст. Казанской, возможно именно в том же доме, что и его брат Николай Иванович с семьей. А с 1864 г. в благоприобретенном деревянном доме в ст. Абадзехской 24-го конного полка Кубанского Казачьего Войска. (ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 187. Лл. 406-410)

В архивных источниках также указано, что он был войсковым старшиной ст. Ханской (Архивный отдел администрации муниципального образования город Горячий Ключ. Ф. 20. Оп. 1. Д. 27. Л. 223,224)

Из статьи "Казачий просветитель Иван Косинов" известно, что в 1880 г. войсковой старшина Филипп Косинов. проживавший в станице Ханской, получил два надела земли, в которых были основаны два маленьких хутора. В статье допущена грубая ошибка, так как автор пишет, что речь идет о Филиппе Алексеевиче и его жене Агафье. При этом в статье нет никаких ссылок на архивные документы, автора найти также не удалось.

Первый хутор, которым владела жена Филиппа Ивановича, был в пределах волости Гиагинской. По данным 1882 г., стоял он «на балке Келермесс» и в 8 дворах хутора проживали 47 крестьян. Второй хутор Косинов был расположен на безымянной балке и в нём числился один двор. Впоследствии первый хутор Косинов стал называться Терским и исчез до Октябрьской революции, а второй существует и поныне18 августа 1992 г. с упразднением Западного сельсовета, хутор Косинов был передан в прямое подчинение Майкопской городской администрации.

Умер Филипп Иванович до 1892 г., о чем свидетельствует запись в Алфавите утвержденным межевым планам по Майкопскому отделу, где числится Косинова Меланья с детьми, вдова Войскового старшины. (Ссылка)

Косинов Николай Иванович (1823 г.р.)

Из Формулярного списка о службе Штаб и обер офицеов 1-й бригады Кубанского Казачьего войска прикомандированных к оной за 1861 г. известно, что Николай Иванович являлся сотником 1-й бригады 10-го конного полка, сын сотника (ГАКК. Ф. 396. Оп. 2. Д. 187)

Женился Николай Иванович на дочери священника Аксинье Никитичне Лавановой. В их союзе воспитывалось четверо детей: Александр (1852 г.р.), Михаил (1854 г.р.), Настасья (1858 г.р.) и Василий (1860 г.р.).

Косинов Петр Иванович

(1828 – 15.12.1851 гг.)

Документально подтвердить то, что Петр является сыном Ивана Алексеевича и его законной жены Марии не удалось. В книге «Линейные казаки – кубанцы в XIX – начале ХХ вв.: малоизвестные страницы истории» автор на основе архивных источников указал, что Петр Иванович сын сотника станицы Казанской. Поступил на службу 1 июня 1845 г. казаком в Кавказский казачий полк. В 1845 г. 25 августа произведен в урядники. В 1845 г. с 4 мая по 5 августа находился под начальством генерала от инфантерии Лидерса против чеченцев. Участвовал в боях и перестрелках. За оказанную в том деле храбрость произведен в урядники. Умер от болезни 15 декабря 1851 г.. (Соколов А.Ю. Линейные казаки – кубанцы в XIX – начале ХХ вв.: малоизвестные страницы истории. Москва: Изд. Надыршин, 2020. Стр. 197)

Косинов Яков Петрович (1830 г.р.)

Отец Петр Алексеевич Косинов. Поступил на службу 1 января 1851 года казаком во 2-й Кавказский казачий полк. В 1854 году 22 апреля произведен в урядники. С 1851 по 1855 год в походах не бывал. (Соколов А.Ю. Линейные казаки – кубанцы в XIX – начале ХХ вв.: малоизвестные страницы истории. Москва: Изд. Надыршин, 2020. Стр. 197)



Косинов Василий Николаевич (27.02.1860 г.р.)

Родился Василий Николаевич 27 февраля 1860 г. в Кубанской. Области (РГВИА. Ф. 408. Оп. 1. Д. 2552) Большую часть информации о нем мы узнали из документа Российского Государственного Военно - исторического архива. В Списке Генералам, штаб и обер – офицерам и классным чиновникам Управления Екатеринодарского отдела, Кубанской области от 7 января 1916 г. о нем говорится следующее:

Войсковой старшина Василий Николаевич Косинов

Православного вероисповедания.

Из дворян Кубанского казачьего войска.

Общее образование получил во Владикавказской казачьей военной прогимназии; военное – в Ставропольском казачьем юнкерском училище по 2 разряду.

Службу начал нижним чином с 22 июня 1877 г.; с 6 августа 1880 г. стал хорунжим; с 31 декабря 1885 г. – сотником; с 6 мая 1903 г. – подъесаулом, со старшинством; с 6 мая 1903 г. – есаулом (так в документе); с 26 февраля 1909 г. – войсковым старшиной.

В Метрической книге Лонгинской церкви была обнаружена запись о заключении брака Василия Григорьевича … (фамилия не читаема), 2-го Кубанского полка Кубанского войска в возрасте 51 года и вдовы подъесаула Александра Александровича Рытникова (?) … (имя и отчество не читаемы) Рытниковой, в возрасте 27 лет. Поручителем по жениху выступил есаул Василий Николаевич Косинов.

Так же, занимал должность старшего помощника Атамана Екатеринодарского отдела с 26 февраля 1909 г. С 5 сентября 1915 г. временно исполняющий обязанности Атамана Екатеринодарского отдела. В Памятной книге Кубанский календарь за 1916 год он указан, как старший помощник атамана отдела Павла Никифоровича Камянского (Кубанский календарь 1916 год. Екатеринодар, 1916)



Косинов Иван Филиппович (24.01.1867 – 1929 гг.)

Иван Филиппович Косинов родился 24 января 1867 г. в ст. Абадзехской Кубанской области в семье Филиппа Ивановича Косинова и его законной жены Мелании Михайловны Косиновой (Капустиной). Некоторые авторы часто приводят ошибки, путаясь в родственных связях семьи Косиновых, отцом Ивана Филипповича называют Филиппа Алексеевича - родного брата деда Ивана Филипповича.

«Отец его был войсковым старшиной, и ему удалось в 1878 г. определить сына в Кубанскую войсковую классическую гимназию, а с 1887 г. И. Косинов уится на медицинском факультете Московского университета на средства Кубанского казачьего войска.» (Петрова Н.Н. Кубанская журналистика: страницы прошлого и настоящего. Программа – хрестоматия. Учебное пособие/Н.Н. Петрова. Краснодар: КСЭИ, 2011. С. 51-52). В 1892 г. молодой врач вернулся на Кубань и работал сначала в Ейском отделе, а затем начиная работу в Псекупской войсковой больнице младшим врачом под началом Петра Константиновича Кадкина.

Приказом № 121 от 30 ноября 1900 г. младший врач Псекупской войсковой больницы Касинов (так в документе) произведен из Коллежского Ассесора в Надворные Советники с 20 июня 1900 г.

В 1905 г. надворный советник, младший врач Псекупской войсковой больницы Иван Косинов был удостоен ордена Св. Станислава 3 степени (Приказ по ККВ № 105 от 3.06.1904 г. г. Екатеринодар) А вот в 1911 г., уже будучи старшим врачом Псекупской войсковой больницы, Иван Филиппович получил звание почетного старика Благовещенской станицы. (Приказ по ККВ № 48 от 16.02.1911 г. г. Екатеринодар)

Врачом в войсковой больнице Иван Филиппович проработал более 20 лет (до 1918 г.).

В 1919 г. был избран городским головой Горячего Ключа, а в 1920 г. — товарищем (заместителем) председателя Горячеключевского ревкома.

Вот что об этом периоде рассказывал Кирилл Яковлевич Расколупа, житель местечка Горячий Ключ (воспоминания были записаны краеведом К.Д. Еременко в 1970-е годы): «Косинов был в чине полковника. Косинова белые избрали головой города. Пришел карательный отряд, командир отряда был тоже полковник и сказал 40 семей расстрелять и сжечь их дома. Косинов сказал: «Расстреляй меня и сожги мой дом первым, а потом жги стреляй всех».

После установления Советской власти в местечке Горячий Ключ, в Революционный комитет города Горячий Ключ Екатеринодарского отдела поступило заявление от 5 мая 1920 г. от Ивана Филипповича «о приспособлении его дома под музей и библиотеку…». Взамен же врачу был предложен дом Ивана Бабыча на Подгорной улице.

Его имя было широко известно также «в общественных и культурных кругах» всей Кубанской области: известный врач, публицист и литератор, активный член ОЛИКО (Общества любителей изучения Кубанской области), Кубанского медицинского общества, Екатеринодарского общества любителей изящных искусств. Действительно, интересы Ивана Филипповича были чрезвычайно широки. Свидетельством тому служат его работы, различные по тематике и жанрам. Например, «Обеззараживающие свойства нозофена» (Спб., 1897 г.), работы о природе и курортах Кубани, выходившие отдельными брошюрами «Путевые наброски»: «Из Ейска через Майкоп в Новый Афон» (Екатеринодар, 1898 г.), «Псекупские Минеральные воды» (Харьков, 1908 г.). Косинов также публиковал свои очерки в газете «Кубанские областные ведомости» («КОВ»), научные статьи в кубанском сборнике «Известия ОЛИКО», журнале «Целебные воды России», художественные и публицистические произведения были изданы отдельными сборниками «В колесе жизни» (1901), «Повести и рассказы» (1908).

На художественное творчество Ивана Филипповича Косинова серьезное влияние оказали произведения Антона Павловича Чехова. Герои рассказов Косинова – это обычные станичники, сельская интеллигенция, размышляющая о смысле жизни, профессиональном долге («Уездный врач», «По различным дорогам»). Ряд произведений носят и вовсе юмористический характер. К тому же, Косинов писал не только на русском языке, но и на украинском, о чем свидетельствует найденная литературоведом В.К. Чумаченко в Санкт-Петербурге неопубликованная рукопись комической драмы «Чорноморська масляна» (Энциклопедический словарь по истории Кубани. Краснодар, 1997)

Известно, что последние годы жизни Иван Филиппович проживал в станице Славянской. Умер в 1929 г. и похоронен на старом кладбище. В августе 2020 г. мне удалось побывать на этом кладбище, однако могилу я не обнаружила. Смотритель кладбища рассказал, что оно очень пострадало во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками.

© любое копирование текста только со ссылкой на автора и название статьи. Родословное древо рода Косиновых имеет авторские права, копирование без согласия автора запрещено.



Посмотреть выступление с докладом можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=db-J8ffClus

kuban20211220 1

kuban20211220 2

Прикрепленный файл: kuban20211220_1.jpgkuban20211220_2.jpg, 868335 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6211
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1338
ПСЕКУПСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Опубликовано 24.05.2021 13:27
Горячий Ключ является одним из старейших на Кавказе бальнеологических курортов. Одним из главных направлений в его развитии стало проведение изыскательных буровых работ с 1924-го про 1930-й год, в результате которых были выведены на поверхность и каптированы все основные минеральные источники, в том числе и группа питьевых минеральных вод. Это дало возможность начать лечение на курорте больных с желудочно-кишечными заболеваниями.
В фондах городского исторического музея хранится книга «Псекупские минеральные источники», изданная в 1932 году.

Н.К. Игнатович «Псекупские минеральные источники», 1932 год
Её автор Николай Климентьевич Игнатович (1899—1950) — советский гидрогеолог, лауреат премии имени Ф.П. Саваренского (1949), доктор геолого-минералогических наук.
В книге представлено описание гидрогеологических исследований и разведок на главнейших группах минеральных источников Горячего Ключа, проведенных Н.К. Игнатовичем в 1927 и 1928 годах.
Все работы были осуществлены на средства Главного Геологического Комитета и Кубанского Окружного Отдела Здравоохранения. Большое содействие в получении местных ассигнаций было оказано председателем Окружного Исполкома Г.И. Ивановым и бывшим зав. Здравотделом доктором В.И. Яковлевым, которые проявляли большой интерес и внимание к работам.
В центре деятельности Николая Игнатовича был район горячих серно-щелочных источников, составляющих основу курорта. В этом районе были сосредоточены главнейшие гидрогеологические разведки, которые в 1927 году велись ударным ручным способом, а в 1928 году и станком «Крелиус».
Кроме этого основного района исследовательские работы были проведены и на других гидро-минеральных группах, связанных с курортом Горячий Ключ — на солено-йодо-бромистом источнике, Соленоярских и Шкелюкских источниках. Изучение двух последних групп источников не входило в программу исследований, и его удалось провести в связи с основной работой по термальным водам

Горячий Ключ и его окрестности
В книге приводятся места расположения и названия старых минеральных источников: крайняя западная струя — Александро-Ольгинский (Алеоль), восточная — Михайлово-Каменевский (Мика), промежуточная — Мариинско-Кармалинский (Марка). При каптаже была введена отдельным каналом также и струя, выступающая между Марка и Мика, вскрытая летом 1926 года и получившая название «Медиа».
На рисунке мы можем с вами увидеть траншею, захватившую все струи, и впоследствии получившую неправильную форму

Расположение трещин старых термальных источников
Этот каптаж существовал почти без всякого ремонта до 1926 года. В том же году горячие источники в силу чрезвычайно разрушенного состояния каптажной галереи были вскрыты, и произведен частичный её ремонт с заменой разрушенных частей каменной кладки, уширением и общим увеличением сечения галереи

Кроме того, были осуществлены работы по временной обделке источников в каменно-кирпичные колодцы для изолирования их от внешних влияний атмосферы, почвенных и грунтовых вод, были устроены приспособления для производства замеров температуры и дебитов горячих струй в отдельности. Ранее представлялась лишь возможность получить, да и то с трудом, цифру суммарного дебита горячих источников.
В 1927 и 1928 годах гидротехнические работы Курортным Управлением были закончены, в месте расположения группы старых источников на Минеральной площадке было сооружено массивное дубовое перекрытие, предохраняющее выходы старых источников и буровой № 4 (1926 г.) от атмосферных влияний.
Большой интерес также представляет в книге описание месторасположения и названия других старых горячих минеральных источников. Так например, около левого склона долины находится колодец почти бездебитного Бабычевского источника, относящегося к слабощелочным термам; к юго-востоку от него, ближе к правому склону долины, расположен Кадкинский источник, дающий незначительное количество (3-5 тыс. литров в сутки) щелочно-сернистой воды.
Выходы серных вод имеются помимо Минеральной долины и на правом берегу реки Псекупс, например у скалы Петушок, и немного ниже по течению, где наблюдаются на ряду со слабыми просачиваниями воды также и выделения газов. Наиболее интенсивные выходы последних находятся у висячего бока песчаника под скалой Петушок.
На правом берегу реки Псекупс, у самого устья Минеральной долины, расположен питьевой Юбилейный соляно-серно-щелочной источник, в котором минеральная вода захвачена в насосах подземной галереей.

Юбилейный источник
Кроме того, имеются в пределах Минеральной долины еще два источника слабой минерализации, расположенные на правом склоне: источник №74, вблизи горячих источников, и источник Теплый у старого ванного здания.
После проведения разведочных работ был выведен целый ряд новых минеральных источников, которые поступили в эксплуатацию, дав курорту ценные в бальнеологическом отношении новые минеральные воды, применяемые в дальнейшем как для наружного, так и для внутреннего лечения

Геологическая карта окрестностей Горячего Ключа

"1. Н.К. Игнатович «Псекупские минеральные источники», 1932 год"
"2 Горячий Ключ и его окрестности"
"3 Расположение трещин старых термальных источников"
"4" "5"
"6 Геологическая карта окрестностей Горячего Ключа"

Прикрепленный файл: 1. Н.К. Игнатович «Псекупские минеральные источники», 1932 год.jpg2 Горячий Ключ и его окрестности.jpg, 193913 байт3 Расположение трещин старых термальных источников.jpg, 153253 байт4.jpg, 150444 байт5.jpg, 123655 байт6  Геологическая карта окрестностей Горячего Ключа.jpg, 220928 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
Yuliya_gk
Новичок

Сообщений: 4
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 2
>> Ответ на сообщение пользователя nrozevika от 23 сентября 2023 22:01

Прекрасный материал Городского исторического музея Горячего Ключа Ключа музейгорячийключ.рф
Yuliya_gk
Новичок

Сообщений: 4
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 2
>> Ответ на сообщение пользователя nrozevika от 23 сентября 2023 22:04

Очередная интересная заметка от музейгорячийключ.рф Кстати, рекомендую прочитать книгу Игоря Евгеньевич Воробьева "Горячий Ключ. Великая тайна прошлого", откуда взята не только информация, но и эти фото иллюстраций при создании цикла постов о маллюсках и океане Тетис.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: Миус, Asmodeika, xrompik
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Южный округ » Кубанская область » БИБЛИОТЕКА. КНИГИ О ГЕНЕАЛОГИИ, ИСТОРИИ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА, [тема №146929]
Вверх ⇈