Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Чеченцы Шамурзаевы

Бата Шамурзаев, Шамурза Шамурзаев, Дени-Солт Шамурзаев

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 
Модератор: Сероухов Валерий Алексеевич
RusskiyWord
Новичок

Moskow
Сообщений: 4
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3
«Палицы и дубины. Воины-кочевники с дубинами и палицами на Кавказе и Азии».
Авторы: А. М. Нальгиев, Х. Б. Парижев, Артур Чеченский. Грозный, Магас, Москва — 2016.


Мы хотим представить небольшую статью нашим уважаемым читателям (подборку текстов из научно-историко-этнографической литературы). Многим читателям крайне непонятна позиция части историков явно игнорирующих алано-гуннский вопрос нахской истории. И это тревожный сигнал. Также большое желание выслушать конструктивную, жесткую критику и ознакомится с вашими версиями. Наша исследовательская группа настроена на диалог с учетом вашего мнения и видения этого вопроса с упором на научную основу.


1) Изъ чеченскихъ преданий более прочихъ замечательно предание о нартахъ. Говорятъ, что Чечнею завладели неведомые до того чеченцамъ пришельцы, которыхъ они называютъ нартами (нартъ). Предание говорить, что они были керестанами, т. е. христианами. Они имели исполинский ростъ; часто представляютъ одноокими, одетыми съ головы до ногъ въ железную броню; вооружение ихъ составляли: щить (галканъ или пхуниш), мечъ (туръ) и булава (чонкуръ). Изъ преданий видно, что они, хотя и малочисленные, завладели страною, грабили жителей, убивали и теснили ихъ, ... .... Народъ страшился ихъ появления, и чувство этого страха перешло и въ предание. Не одни чеченцы, но почти все горския племена говорятъ о нихъ въ своихъ преданияхъ; адигейские народы ближе всехъ знакомы съ ними; они зовутъ их поименно и сложили песни про ихъ дела. Известный влючъ Кисловодске — нарзанъ (нартъ-сана) получилъ название отъ нартов. Надтеречные чеченцы указываютъ места, где они жили и которыя и теперь еще носятъ ихъ названия. (Пр. XVIII) // «Сборник сведений о кавказских горцах». Выпуск VI. Раздел 3: «Чеченское племя (с примечаниями), У. Лаудаев. Глава: памятники, предания и сказания». Тифлис, 1872. С. 17



2) «До нашествия нартов на Ичкерию страна благоденствовала: хлеба, молока и масла было в изобилии; дети наши росли и хорошели на радость наших старых лет. С появлением нартов все изменилось, видно Бог наказал нас за грехи наши вашим нашествием. Урожаев не стало, коровы не дают молока, благодать, как река в море, утекла из Ичкерии; глядя на детей наших, мы выплакиваем глаза и ускоряем печальные дни нашей жизни. Нарты убивают мужчин, а дочерей уводят к себе для бесчестия. Да будут прокляты нечестивые нарты с своим семенем!
Уж лучше бы Бог наслал на нас моровую язву и истребил бы всех! Мясо и мука, вам поданные, сбережены еще с того благодатного времени, когда мы не ведали о нартах». Услышав этот рассказ, нарты устыдились за самих себя, устыдились того, что они служат карой для народа, что они даже самую природу разгневали своими беззакониями. Раскаяние овладело их жестокими сердцами, они сделались названными сыновьями старухи, обстроились жильем вокруг ее землянки и, поженившись на невестах, ее избранных, слились с чеченцами. Некоторые, изменяя этот рассказ, говорят, что нарты после чудного обеда вместо браги (нихи), растопили красную медь, выпили и погибли». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Исследование и тексты. Москва: «Наука», 1972. С. 121



3) Ассимиляцией орстхойцев вайнахами объясняются, видимо, и существенные противоречия в характиристике и локализации нартов, по одним данным, обитавших в Санибском ущелье в соседней Осетии, по другим — в горах Галанчожского района и по берегам реки Фортанги. По материалам С. Ч. Эльмурзаева, род карабулаков насчитывает 14 поколений, по нашим данным — 13 поколений. Столь близкое совпадение сведений, полученных, полученных из разных источников, вряд ли является случайным и с известными оговорками может быть расценено, как указание на примерную давность окончательной ассимиляции орстхойцев-чужеродцев.
Однако, и войдя в состав вайнахов, карабулаки-орстхойцы долгое время еще сохраняли свои эпические черты — большую // В. П. Кобычев (Москва, МГУ) «Историческая интерпретация этногенетических преданий ингушей». / «Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе». Сборник научных трудов. СОГУ, Орджоникидзе, 1985. С. 27



4) В вайнахском эпосе о нартах под мифологическим покровом и позднейшими фольклорными различаются свидетельства о процессе слияния носителей основного ядра нартовского эпоса с аборигенным населением центральной части Северного Кавказа, предками вайнахов — дурдзуками. // Материалы для древней истории осетин. I — Общие места к осетинской истории. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск IV. Тифлис: Издание кавказского горского управления, 1870. С. 9



5) Орстхойцы отсылают нас к аьккхинцам, как к своим славным предкам, в других преданиях — как родственному племени. Орстхойцев вайнахи связывают с именем — мифических героев нартов. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии». Часть II. Грозный, 1978. С. 79



6) По рассказам этих стариков:
«Орстхой Яндарера, Арарча-Аьккхара, Кереста-Аьккхара, ГIачалкха-Аьккхара, цу шахьаранашкара хьабяьнна ба».
Перевод: «Орстхойцы вышли из мест Яндаре, Арара-Акка, Кереста Акка, Гачалка Акка».
Вышедшие из этих мест (кроме Яндаре) орстхойцы первоначально поселились на предгорных хребтах т. н. Черных (лесистых) гор в местностях Мераж, Мухажи, Дятах, Гандал-бос, Цеча-Ахка и др. В Яндаре поселиться в 1772 г. разрешил им как было отмечено, генерал Медем. А утверждение о топониме «Кереста-акка» находим подтверждение в статье «Заметки о Чечне и чеченцах» некоего автора под псевдонимом «П.», который отмечал, что в горах жили «лам-кристы», которые стали выселяться к восходу солнца, руководствуясь тем, что у них (далее цитата) «было предание, что на восход солнца есть море и что там богатырь Сослан» (здесь вместо Солса ошибочно сказано «Сослан» — И. Д. ) родился от морской девы; вот-туда и влекло выходцев». // И. А. Дахкильгов «Ингушский нартский эпос». Нальчик, 2012. С. 404

..........
..........


ГЛАВА (ЧТО на самом деле подразумевается в каждом конкретном тексте Лам/Лом/Лоам > гора или размеры нартов сопостовляются с "размерами" гор, т. е. большие, не в буквальном смысле слова):

1) Кто такие «Ламрой-Кересты»? По старым чеченским преданиям, записанным И. Поповым, «к стороне Баш-лама (Казбека) есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это горы «Аки-лам», там живут или жили при наших предках «лам-кристы» («горные-христиане»), и это наша колыбель, как и колыбель других чеченских родов». // В. А. Кузнецов «Эльхотовские ворота в X — XV веках». Владикавказ, 2003. С. 173



2) «Там, к стороне Баш-лама (Казбек), — рассказывают старики — есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанка, Геха. Это — горы «Аки-лам»; там живут, или по крайней мере жили при наших предках, «лам-кристы» (горные христиане), и это наша колыбель, как и колыбель других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть лам-кристов вышла из своего гнезда и повернулась на восход солнца. // Н. А. Благовещенский «Сборник сведений о Терской области. Заметки о Чечне и чеченцах». Выпуск 1. Владикавказ: «Издание Терского Областного статистического комитета», 1878. С. 267



3) «Горных аккинцев называли лам-керста,...». // С. А. Натаев «К истории горного общества Аьккха и тайпового сюза аьккхий (аккинцы)». / Отв. ред. Р. А. Кутуев, Министерство образования и науки РФ, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. ЧГУ. 5 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподовательского состава ЧГУ 25.02.2016. Гуманитарные науки. Грозный: Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. С. 257



4) «... нарты в представлении чеченцев — это «керестан-исполины, ... ». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Исследование и тексты. Москва: «Наука», 1972. С. 109



5) Христанами чеченцы никогда не были. Между тeм нельзя того же сказать про некоторыe племена Аргунскаго округа, соседние с галгаевцами, как например общество аккинское. / Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск 1. Тифлис: В Типографии главного управления наместника кавказского, 1868. Этнографические очерки Аргунского округа. Статья А. П. Ипполитова. С. 5



5) О всаднике-великане: «Конь — величиной с гору, сам — величиной со стог сена». // Послесловие В. И. Абаев, Б. А. Калоев. /В. И. Абаев, Н. Г. Джусоев, Р. А. Ивнен, Б. А. Калоев «Нарты. Эпос осетинского народа». Москва: «АН СССР», 1957. С. 392

..........
..........

(!) Сделаем небольшое замечание: Как свидетельствуют этнография и др. источники, предки коренных (кровных) аккинцев являются выходцами с равнины. Их потомки по мужской линии показывают гаплотип L3 (по новой классификации — L1c). Подобный гаплотип ученые обнаруживают среди потомков знатного кочевого племени дуррани Афганистана (абделы, по мнению историков потомки белых гуннов). Такой же гаплотип L3 обнаруживают и среди высших каст северо-западной Индии, а именно среди брахманов и воинской касты кшатриев (территория подвергшаяся завоеванию белых гуннов).
Интересен еще момент что основная концентрация проживания представителей днк L3 в Афганистабе географически находятся в областях подвергшихся завоеванию белых гуннов и территория носит название Кафиристан:

a) В какой-то момент греческое господство в Афганистане бы­ло насильственно свергнуто, возможно, не только нахлынув­шими извне кочевыми ордами, но и восставшим местным на­селением. ...
До конца девятнадцатого века эти глухие места были из­вестны под названием Кафиристана, «страны неверных». // С. Таннер «Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибана». / Пер. с английского С. М. Саксина. Москва: «Эксмо», 2004. С. 89

b) Пришельцы выросли и закалились в суровых северных степях и отточили воинское искусство в многовековых межплеменных войнах. Скорее все­го почти никто из них никогда в жизни не видел город, и когда они спустились из степей и встретили оседлые поселения, пер­вым возникшим у них желанием было их уничтожить. Вторже­ние в Афганистан эфталитов, или белых гуннов, явилось на­стоящим шоком.
Если этнические корни кушан окутаны тайной, происхож­дение белых гуннов вообще является полной загадкой. // С. Таннер «Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибана». / Пер. с английского С. М. Саксина. Москва: «Эксмо», 2004. С. 97



..........
..........



ГЛАВА (И наконец оружие загадочных нартов пришельцев равнины: ДУБИНЫ, ПАЛИЦЫ...)


1) Армия эфталитов была очень сильна. Они были вооружены палицами, китайцы считали их хорошими стрелками из лука более поздние авторы полагали, что их главное оружие — меч.
Характер боевых действий, которые вели эфталиты, заставляет думать, что они имели по преимуществу конное войско. В этом вопросе мы согласны с Ф. Альтхаймом и полностью расходимся с Л. Н. Гумилевым. // Б. Г. Гафуров «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история». Книга первая. Издание второе. Душанбе: «Ирфон». 1989. С. 266



2) Другое упоминание эфталитов в составе персидского войска имеется при сообщении об осаде Эдессы. Здесь интересно отметить, что разноплеменные войска шаха пользовались различными видами оружия, имели различную тактику, каковая в зависимости от необходимости и использовалась военным руководством персов. Сами они метали стрелы, арабы направляли против врага копья, гунны же, т. е. эфталиты, склонили палицы. // Н. Пигулевская «Сирийские источники по истории народов СССР». Труды института востоковедения, том XLI. Москва-Ленинград, 1941. С. 64



3) Письменные источники ничего почти не сообщают о быте эфталитов, кроме беглого указания китайских хроник на смелость и жестокость этого воинственного народа, применявшего в бою преимущественно палицы (для персов характерны были стрелы, для арабов — копья). // К. В. Тревер, А. Ю. Якубоский, М. Э. Воронец «История народов Узбекистана. С древнейших времен до начала XVI века». Том 1. Ташкент, 1950 С. 133




..........
..........



ГЛАВА (Некоторые историки предпологают, что загадочные белые гунны не только давно жили на Кавказе, но и явились реальными создателями нартовского эпоса Кавказа.):



1) «Таким образом, белые гунны, переселившиеся в пределы Северного Кавказа и явившиеся реальными создателями нартовского эпоса, ...». // М. Дж. Каракетов «Хазарско–иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев». Вестник еврейского университета в Москве. №1 (14). Москва, 1997. С. 108



2) Эфталиты («белые гунны»). Сирийский автор середины VI в. Захарий Метиленский (Ритор) упоминает 13 племен, обитавших к северу от Дербента, т. е. на Северном Кавказе: «Авгары, сабир, бургар, алан, куртагар, авар, хазар, дирмар, сириргур, баграсик, абдел, эфталит». В большинстве этих названий мы без труда узнаем наименования тогдашних причерноморских и северокавказских народов — аваров, алан, булгар (болгар), кутригуров, сарагуров, хазар, эфталитов.
Последние известны еще под именем «белых гуннов». (Ряд отечественных и зарубежных исследователей считает эфталитов тюрками). В свое время они создали в Средней Азии огромное государство, простиравшееся от берегов Каспия на западе до Китая на востоке, от Аральского моря на севере до северо-западной Индии на юге. В 565 году оно было разгромлено тюркютами и Ираном, а его территория разделена между победителями. Часть эфталитов мигрировала на Кавказ, видимо, еще до этого: по крайней мере, грузинская летопись «Житие Петра Ивера» сообщает, что на рубеже IV-V вв. соседями Иверии были «белые гунны»220.
По мнению некоторых авторов, к наиболее древнему пласту карачаево-балкарского нартского эпоса «относятся сюжеты, отразившие эфталитско-хазарский период». Как полагает М. Д. Каракетов, к эфталитам восходит целый ряд персонажей карачаево-балкарских сказаний, а «родственные отношения между карачаевскими нартовскими персонажами абсолютно идентичны таким же отношениям эфталитских или гуннских племен, родов и персоналий». Более того, упомянутым исследователем утверждается даже, что нартский эпос произошел из эфталитской среды: «Белые гунны, переселившиеся в пределы Северного Кавказа и явившиеся реальными создателями нартовского эпоса (здесь и далее выделено нами. — Ред.),... // Р. С. Тебуев, Р. Т. Хатуев «Очерки истории карачаево-балКарцев». Москва—Ставрополь, 2002. С. 54



..........
..........



ГЛАВА (Общенахский нартовский эпос в целом ясно конкретизирует исторических нарт-арштхоев с представителями некоторых нахских родов вплоть до основателя рода. Здесь, конечно, не уместно приводить в пример в наше время союзно-территориальные структуры "тайп" и "тукхум" в качестве кровно-родовых обществ, это крайне ошибочно и явное фальсифицирование истории. Об этом много сказано историками и подверждается результатами днк-тестов):




1) В нарт-орстхойских сказаниях вайнахов нарты-орстхойцы являются пришельцами, «жителями равнины» (этимология А. О. Мальсагова) в отличие от «лоамарой» — «жителей гор». Нарт-орстхойцы воинственны, они противопоставлены местным героям: «В столкновениях с нарт-орстхойцами последние — всегда обороняющаяся сторона». // В. А. Кузнецов «Нартский эпос и некоторые вопросы истории осетинского народа». Орджоникидзе, 1980. С. 71



2) На наш взгляд, из этнотерриториального объединения орстхой/арштхой, надо выделить как отдельное этнолокальное объединение Галай — название которого легло в основу названия Галайн-чож (Ущелье галаев), т. е. Галанчожское ущелье. Наша точка зрения заключается в том, что до активной фазы колонизации плоскости Чечни начала XVII в. общества: Цеча, Мержа, Галай, Аьккха, Нашаха и Ялхара были отдельными самодостаточными обществами Галанчожского ущелья с четко очерченными границами. Но с началом миграционных процессов с гор на Чеченскую равнину представители вышеуказанных обществ образовывают предгорное общество Арштха/Орстха, своеобразный союз обществ западной части Горной Чечни.
По мнению Н.Г. Волковой, сами орстхойцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой. «Мы все орстхой из Акки» — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. Точка зрения автора, вероятно, имеет под собой историческую основу, но для более раннего исторического периода, а для изучаемого периода XVIII–XIX вв. не характерна». // С. А. Натаев «Проблема этнотерриториальной структуры Чечни в XVIII–XIX вв. в исторической литературе». / Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» (ВАК при Минобрнауки РФ). Выпуск № 11-1. Том 1. Краснодар (редакция), 2015. С. 223



3) Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли «балой» (ср. Балой−лам. Балой−гора). Орстхойцы считают аккинцев своими предками. // Ш. Б. Ахмадов «Чечня и Ингушетия в XVIII − в начале XIX века». Элиста: АПП «Джангар», 2002. С. 234

4) Акинцы (от которых, по преданиям, произошли арштхойцы — карабулаки) считались самым воинственным, непокорным народом. // У. Б. Далгат «Общие основы чечено-ингушского эпоса». Москва, 1972. С. 49



5) Анализ документальных источников, этнографических, лингвистических материалов и фольклорных данных дает возможность сделать вывод, что этнотерриториальное объединение Аьккхийн (Овхойн) мохк — «Аккинская земля (Аух)» — с исторических времен было заселено аккинцами-ауховцами. // С. А. Натаев «К истории этнотерриториального объединения Аьккхийн (Овхойн) Мохк (Аккинцы-Ауховцы)». / Отв. ред. Р. А. Кутуев, Министерство образования и науки РФ, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. ЧГУ. 5 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподовательского состава ЧГУ 25.02.2016. Гуманитарные науки. Грозный: Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. С. 254-255



6) Еще в домонгольский период часть аккинцев, вероятно, обитала в плоскостной зоне, составляя, видимо, какую-то часть населения исторической Алании. На такую возможность указывают не только данные вайнахского фольклора, но и некоторые археологические материалы и общеисторический контекст событий. Равнинных аккинцев как и близкородственных им соседей (получивших впоследствии у кумыков и русских имя «карабулаков»), горцы-вайнахи называли «эрштхой», что значит степняки, или живущие на равнине. Аккинцы-эрштхой не порывали связей с лам-аккинцами, осознавая свое племенное единство с ними. Связи между горными и плоскостными группами вайнахов были необходимы как для хозяйственных, так и для военно-политических нужд.
Плоскостные аккинцы, выступая на арене истории как часть Аланского раннегосударственного образования, были довольно могущественны. Они, по-видимому, контролировали не только часть предгорных равнин, но и зону Черных гор с их лесами и выходами на плоскость.
Представляет большой интерес фольклорная информация, записанная С. Броневским в самом начале XIX в.: «По преданиям, существующим между горскими народами, карабулаки (а исторически эта эквивалент эрштхойцев.— В. В., С. У.) в древние времена составляли сильное воинское колено, которое было уважаемо от соседей как за храбрые дела, так и за соблюдаемую в общежитии справедливость. Они были богаты скотом и от произведений земли достаточное получали пропитание ... Но возгордясь сими преимуществами, карабулаки попустились на обиды и насильства, возжигали повсюду вражду и, наконец, обратили против себя всех соседей ...». В этом предании могли отразиться черты реально возникшей ситуации. Но военно-политическая мощь эрштхойцев и их исторических партнеров — алан была сокрушена не натиском соседей, а полчищами монголо-татар, обрушившимися на Предкавказье в середине XIII в.
После этого разгрома оставшиеся аккинцы-эрштхой должны были искать спасения в горах: большая часть вернулась в горное общество Акки, а другая значительная группа проникла в глубь ичкеринских гор... // В. Б. Виноградов, С. Ц. Умаров «О некоторых ранних вайнахских этнонимах». / К. В. Чистов, Р. Ф. Итс «Историческая этнография. Межвузовский сборник». Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 60



7) Аккинцы издревле жили в нагорном районе Лам-Акки, у истока реки Гехи (Галанчожский район), где находится урочище Нашах.
Аккинцам, как и всем вайнахским племенам, жилось здесь исключительно тяжело вседствие недостатка и малоплодородия земли. Но тем не менее они, вытесненные с плоскости кочевниками-завоевателями, вплоть до падения монголо-татарского владычества на Северном Кавказе вынуждены были оставаться в малодоступных горах, служившим им защитой от внешних врагов. // И. Арсаханов «Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка». Грозный, 1959 С. 5



8) Заслуживают внимания и преданиях ауховцев говорящие о древности заселения ими мест нынешнего их расположения.
Так, одно из преданий свидетельствует, что аккинцы находились в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называют «Астах-Темар» (Хромай Тамерлан), а нашествие его «IажмIажой бIо» (переосмысление от Яджудж Маджудж, библейские народы гог и магог). В Аухе существует ров, вырытый якобы Тамерланом, — «Астах-Темар ор». // И. Арсаханов «Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка». Грозный, 1959. С. 8



9) Некоторые предания отдельных нахских племен свидетельствуют о том, что они жили на равнинах, занимаясь скотоводством в прикаспийских степях, еще до прихода татаро-монгольских завоевателей на Северный Кавказ. Так, по преданию, аккинцы жили «в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называли «Астах-Темар» (Хромай Тамерлан)... // Ю. Д. Дешериев Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963. С. 74



..........
..........



ГЛАВА (Исследователи считают что нахские исторические (!) племена аухаров (коренных аккинцев), нартов, варандой, чунгурой, нарт-бороханов и др. носителей нахской субгруппы L3 связываются с Кавказской Гуннией (кхиониты) и 13 гуннских племен, которые хорошо известны также в аккинской племенной (горных и равнинных) устной хронике (включая родовые записи):


1) Как сообщает сирийская хроника VI в. (хроника Захария Митиленского), Каспийские ворота и Каспийское море находятся в «пределах гуннских». Здесь дается перечень тринадцати племен, обитающих за «воротами». Это авгар (вар, аугар), сабир, бургар, алан, куртагар, авар, хазар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, эфталит. // А. И. Османов «История Дагестана с древнейших времен до наших дней». Том 1. Москва: «Наука», 2005. С. 160



2) Название местности, в которой проживают аккинцы — Аух восходит к наименованию одного из гуннских племен Северного Кавказа аугар-авгар (VI в. н.э.), где первая часть связана с тюрк, ав — охота, вторая — тюрк, аьр — муж, мужчина, как, впрочем, и самоназвание аккинцев-ауховцев (арара) аьккхий/≤ агI, которое имеет своим источником тюркский корень со значением движения горы с подъемом (восхождением) и спуском (схождением) (Г.-Р. Гусейнов). // М. Р. Гасанов «Дагестан: перекресток цивилизаций». Махачкала: ДГПУ, 2007. С. 93



3) Захарий Ритор пишет, что в VI в. в районе Дербента («за Каспийскими воротами, в пределах гуннов») в соседстве с древней Албанией среди 13 племен обитали и бургары//булгары. Название местности, в которой проживают аккинцы — Аух восходит к наименованию одного из гуннских племен Северного Кавказа аугар-авгар (VI в. н.э.), где первая часть связана с тюрк, ав — охота, вторая — тюрк, аьр — муж, мужчина, как, впрочем, и самоназвание аккинцев-ауховцев (арара) аьккхий/≤ агI, которое имеет своим источником тюркский корень со значением движения горы с подъемом (восхождением) и спуском (схождением) (Г.-Р. Гусейнов)». // М. Р. Гасанов «Дагестан: перекресток цивилизаций». Махачкала: ДГПУ, 2007. С. 93



4) Сирийский источник «Хроника Захарил Ритора», датируемый 555 г., также приводит сведения о северокавказском племени «аугар» («авгар»): этноним «аугар» является производным от слова «ауг» («авуг») с добавлени­ем суффикса множественного числа «ар», дающие словообразование «аугар» («авуг-ар»), что означает «ауховские жители», «ауховцы», т. е. — восточ­ный вариант имени аккинцев. // А. А. Адисултанов «Аккинцы (ауховцы)». / Ю. А Айдаев «Чеченцы: история и современность». Москва: «Мир дому твоему», 1996. С. 192



5) Следовательно обратить внимание на то обстоятельство, что, по сообщениям Низам-ад-Дина Шами и Шереф-ад-Дина Али Йезди, Тимур после завоевания горных областей Симсима вернулся на плоскость, после чего и был совершен набег на "подножие горы Аухар". Поэтому маловероятно, что речь в указанном отрывке может идти об Аварии, расположенной глубоко в горах. К тому же в персидских источниках область аварцев обозначается термином Авир.
В тоже время тюркоязычные народы (кумыки и ногайцы) называют чеченцев-аккинцев и их земли словом "Аух", во множетсвенном числе к этому слову добавляется суффикс -лар — "Аухлар". В персидском же языке для множественного числа применяется другой суффикс — ар, что дает — "Аух-ар". Следовательно, гора Аухар имеет отношение не к аварцам, а к чеченцам-аккинцам. Отметим также, что почти все старинные аккинские аулы имели названия, включавшие в себя слово "аух" — Юрт-Аух, Акташ-Аух, Ярыксу-Аух, Кошен-Аух и другие. // И. М. Сигаури «Очерки государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Том I. Москва: издательский дом «Русская жизнь», 1997. С. 223



6) Общество ауховцев-аккинцев «Аухар» оказало в 1395 г. упорное сопротивление войскам завоевателя Тимура. К этому времени ауховцы были уже мусульманами. Аух («Окох») имел уже свою княжескую династию, завязавшую во второй половине XVI в. оживленные связи с Московским государством. // С. А. Натаев «К истории этнотерриториального объединения Аьккхийн (Овхойн) Мохк (Аккинцы-Ауховцы)». / Отв. ред. Р. А. Кутуев, Министерство образования и науки РФ, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. ЧГУ. 5 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподовательского состава ЧГУ 25.02.2016. Гуманитарные науки. Грозный: Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. С. 253



7) Предположение о том, что между аварами и аварцами Дагестана возможно этническое родство не подтверждается никакими историческими сведениями. В Хазарский каганат были включены помимо Дагестана и оставшиеся части Аварского каганата. //
С. Г. Лукина«Проблемы этногенеза авар по данным археологических источников» Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Россия / Народы Евразии. История, культура и проблемы взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции 5–6 апреля 2011 года. Пенза–Баку: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. С. 18


8) Мужской гаплотип днк L3 обнаружен также среди чеченских тайпов Чунгурой и Варандой. Здесь следует что этимология названий Варанд и Чунгар убедительно связываются с кавказским царством гуннов:

(!) 9) А. Ширакаци сообщает: «У самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербентская стена, громадная твердыня в море, севернее живут гунны, у которых город Варчан и другие города», по новому списку; "В этом месте хребет подходит к морю, где находится стена Дербента (что означает связь и ворота), города Морского прохода, великой твердыни, построенной среди моря. К северу (от Дербента), близ моря находится царство гуннов, на западе у Кавказа город гуннов Варджан, а также города Чунгаро и Мендр (Семандар) (II, с. 16; см.: 406, с. 31). // Т. М. Мамедов «Кавказская Албания в IV — VII вв.». Баку: «Маариф», 1993. С. 108


..........
..........



ГЛАВА (Время пребывания белых гуннов на Кавказе)


1) Еще раньше историей гуннов вообще и гуннов Северного Кавказа в частности, занимались Н. В. Пигулевская (Пигулевская Н. В., 1940) и др. Из последних работ, имеющих отношение к гуннам, следует отметить книгу В. Б. Ковалевской, где имеется ряд ценных выводов о них. В частности, по ее мнению, гунны задолго до IV в. «находились на Кавказе» (Ковалевская В. В., 1984, с. 96). // Х. Х Биджиев «Тюрки Северного Кавказа. (Болгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы: вопросы истории и культуры)». Черкесск, 1993. С. 24


..........
..........



ГЛАВА (Происхождение нартов)


1) В этой связи заслуживает внимания предположения А. Б. Гадло о связях арштхойцев (орштхойцев) с алано-иранской общностью. А. В. Гадло считает, что этот этноним является вариантом этнонима ир/ирон и сохраняется в названии страны Ихран, а оно представляет измененное в вайнахской этнической среде наименование страны иронцев — Иристон. Иными словами, по предположению А. В. Гадло орстхойцы (карабулаки) и аккинцы, возможно, являются потомками аборигенного (ираноязычного, ассимилированного позднее вайнахами) населения страны Ирхан (Ихран) — одного из раннесредневековых политических образований центрального Северного Кавказа. // М.-Р. А. Ибрагимов «Аккинцы в Дагестане (XVI — XX .в.)». / А. В. Гадло, Р. Ф. Итс «Историческая этнография. Межвузовский сборник». Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 4. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С. 60




2) Некоторые чеченские краеведы склонны идентифицировать аккинцев с племенем акациров («лесной народ»), которых источники локализуют на Северном Кавказе: «… Но часть готов отошла на Северный Кавказ, где стала известна под именем готов-акациров (позже ассимилированы сарматами). Ещё во времена константинопольских патриархов Фотия и Игнатия (858-867 гг.) Фуллы и Харасия («на Чёрной воде») известны как епископство «охоциров» Готской метрополии»183. Как известно, в составе гуннской военной армады были: сарматы, аланы, остроготы, скиры, гепиды, руги, свевы, герулы, кемандры, садагарии184, но только акациры, имевшие сармато-аланское происхождение и на каком-то этапе бывшие союзниками Атиллы в борьбе против Рима, рассматриваются в римских источниках как серьёзный противовес гуннам. // Зелимхан Мусаев «Фрагменты истории в фольклоре и лексике чеченцев». Издание второе. Грозный, 2011. С. 142



3) Возможно, что этноним Абдел, Акацир и Альтциагир — вариант одного и того же названия рода. // Н. А. Баскаков «Этнонимы древних тюрков Восточной Европы и чувашский язык». / Ред. И. П. Павлов «Этимологические исследования по чувашскому языку». Сборник статей. Чебоксары: Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР, 1984. С. 105



4) аб: аб+ан+т (абант, скифское племя, см. ниже, с. 78); аб+ар (абар, авар); аб+ат (абат, ават); аб+т+ал (абдал, ептал, ефтал); аб+ас (абас, аваз, хазарское племя, см. ниже, с. 78); аб+ас+ат (абасат);
ак: ак+ы (акы); ак+ас+ир (акацир, скифское племя, см. ниже, с. 293); ак+ас+ер (акаджер); ак+оба+т (охват, скифское племя, см. ниже, с. 256); // Г. А. Гейбуллаев К этногенезу азербайджанцев. Том 1. Баку: Элм, 1991. С. 54




5) Исходя из сведений дагестанской хроники «Дер-бенд-наме», восточная часть Алании (Ирхан) входила в состав каганата как особая административно-территориальная еденица, в которой находилась ставка наместника (возможно, брата) кагана и постоянно размещалось хазарское войско. // С. В. Гуркин «Дон и Северный Кавказ в период средневековья». / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года». 2001. С. 55



6) Восточную часть Алании обычно отождествляют со страной асов (овсов, оссов) — Ассией. Лишь отдельные исследователи считают, что под этим названием скрывается Западная Алания, полностью сохранившая свою независимость. // С. В. Гуркин «Дон и Северный Кавказ в период средневековья». / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года». 2001. С. 55



7) Историк I века Плиний на Северном Кавказе отмечает племена тирков и аккизов (тирки — тюрки, аккес — белый ас).
Из истории народы не исчезают, и кровь не меняют, меняются этнонимы. // (Причины появления тюркских наемных армий) «Мамлюки». Алматы: ИД «Кочевники», 2004. С. 178



(!) Дополнительная информация:

> Адыги столкнулись с аварами — страшным врагом, от которого до этого потерпела поражение даже Византийская империя. В результате жестокой войны между адыгским князем Лавристаном и аварским ханом Байканом адыги потерпели сокрушительное поражение, память о котором сохранилась в приводимых Ш. Б. Ногма преданиях // С. Н. Жемухов «Философия истории Шоры Ногма». Нальчик: «Эльбрус», 2007. С. 145

> Разгромив в 558–559 годах многочисленные поздние гуннские племена, авары сделались хозяевами всего Северного Кавказа. Казалось, чего еще желать: здесь прекрасные степи, есть горы, богатые железной рудой, рядом — процветающая Византийская империя, готовая платить за свою безопасность, но… // И. П. Коломийцев «Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 224


> Политическая история Аварского каганата — история беспрерывных войн, множество стычек с Византией и ограбления побежденных народов. Уже в 570 г. авары вторглись в пределы Византийской империи, однако их мощный натиск был отбит. В 573 г. авары вынудили империю // В. В. Седов «Славяне». Институт археологии РАН. Москва: «Языки славянской культуры», 2002. С. 242


> Аварское общество, повидимому, состояло из четырёх основных элементов: 1) местного, 2) гуннского, 3) тюркского (эфталитского), 4) жуаньжуаньского. Жуаньжуани после их разгрома в какой-то части были, наверное, включены в состав тюркских орд Средней Азии, связь которых с югом России бесспорна, Одна часть жуаньжуаней вошла в состав тюрков Монголии, другая бежала в Китай. В непосредственной связи с западнотюркским каганатом возникают хазары. Это проникновение монголо-тюркских племён в Восточную Европу не снимает возможности автохтонного возникновения аварского союза как непосредственного «наследника» гуннского образования. // А. Н. Бернштам "Очерк истории гуннов". Ленинград: ЛГУ. 1951. С. 172


> Несомненно, славянское население вынуждено было терпеть грабежи, гнет и унижения со стороны своих властителей. В хронике VII в., составленной Фредегаром, это характеризуется так: «Авары (автор именует их гуннами) каждый год шли к славянам, чтобы зимовать у них; тогда они брали женщин и детей славян и пользовались ими. В завершение насилия славяне обязаны были платить аварам дань». Тот же источник сообщает, что, когда авары шли ратью против какого-либо народа, они ставили впереди своего лагеря войско славян. Если последние одерживали верх, «тогда авары подходили, чтобы забрать добычу», если начинали терпеть поражение, то авары шли на подмогу и вынуждали сражаться с новой силой. // В. В. Седов «Славяне». Институт археологии РАН. Москва: «Языки славянской культуры», 2002. С. 242—243


Z Абар — Авары народ, обитавший в южной России; в русских летописяц они именуются Обры («Погибоше, аки Обре»). Народ этот, некогда сильный и выдающийся, был поглощен другими. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (16) Примечания к "Книге драгоценных камней" Ибн-Рустэ). Выпуск 32. Отдел I. Ибн Хордадбэ «Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербейджане». Дополнительный список «Книги путей и царств». С. 53


> Среди народов, с которыми судьба свела русский народ в это доисторическое время, упоминаются обры (авары), снискавшие себе пресловутую славу тем, что замучили побежденное славянское племя дулебов. Устное предание сохранило память о том, что обры запрягали нескольких дулебских женщин, за что понесли страшное наказание: Бог истребил их до последнего человека. Отсюда пошла и поговорка на Руси: «Погибли как авары». Мотив запрягания завоевателями женщин является общераспространенным в устном народном творчестве. Например, название географической местности «Буковина» объясняется в одном из славянских преданий тем, что Стефан I, король венгерский, заставил побежденных им поляков распахать поле битвы, на котором он посадил буковый лес. // Эндре Иглои «История древней русской литературы XI — XVII вв.». Budapest, Tankönyvkiadó, 1971. С. 49


> Аварцы иногда называют себя потомками кочевников, пришедших в регион в первые века нашей эры, но эта гипотеза не является научно признанной. // Х. Л. Краг, Л. Ф. Хансен «Северный Кавказ: народы на перепутье». Пер. с англ. Н. Б. Вахтин. СПб.: «Европ. дом», 1996. С. 45

> Еще П. К. Услар отмечал, что название "аварцы" совершенно чуждо самим так называемым аварцам; не имея общего наименования, они называют по имени такого общества, к которому принадлежат, или того селения, в котором живут. // Б. М. Атаев «Аварцы: история, язык, письменность». Махачкала, 1996. С. 17

> Этноним «аварцы» производят от имени царя Серира — Авар (VI). Аварцы, как и соседние народы начала XX в. — называли себя не «аварцами», а «магiарулал». Термин «аварцы» закрепился благодаря российской документации. // А. И. Исламмагомедов «Аварцы (самоназв. магiарулал)». / Ю. А. Жданов (гл. ред. член-корреспондент РАН). Энциклопедия культур народов Юга России: В 9 т. Том 1. Народы Юга России. Ростов-н/Д: СКНЦ ВШ, 2005. С. 33

> Еще в начале прошлого столетия среди ученых возникла дискуссия о возможном родстве дагестанских аварцев и «исчезнувших» авар. Такое предположение вряд ли правомерно. Язык дунайских авар был, по всей вероятности, тюркским, а у дагестанских аварцев — своеобразный кавказский. Древнее название дагестанских аварцев — маарулал — также отвергает родство этих двух народов. Однако, по сведениям древних авторов, среди правителей аварцев Серира (древнее название Дагестана) был один по имени Авар. Быть может, кочевники авары, продвигаясь на запад, временно останавливались в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником Серир, столица которого до IX в. находилась в с. Тануси (недалеко от современного с. Хунзах). Некоторые современные ученые предполагают, что часть авар в свое время застряла в Хазарском каганате, куда входил Дагестан; // И. Эрдели «Исчезнувшие народы. Авары». «Природа». Москва: Ноябрь, 1982. № 11 (807). С. 53
---
Russia!
RusskiyWord
Новичок

Moskow
Сообщений: 4
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3

Сероухов Валерий Алексеевич написал:
[q]
Бата, его предки и потомки происходят из тейпа харачой. Из той его части, которая с гор переселилась на равнину. Чеченский тейп – это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Мне многократно доводилось бывать в родовом селении тейпа – ауле Харачой, который расположен в Веденском районе Чечни, южнее Ведено у дороги, ведущей через перевал в Дагестанский Ботлих. В районе перевала есть высокогорное озеро Казеной – ам, один берег которого на чеченской территории- второй на дагестанской, поскольку озеро имеет вытянутую форму. Юго –восточнее озера есть обелюдившее, но не брошенное селение с родовыми башнями и кладбище, на некоторых чуртах (могильных плитах) которого выбиты кресты. Происхождение этих крестов мне объяснили так. До прихода в эти места ислама местные жители были какое-то время христианами. С тех пор и остались эти чурты. Вот вам высокогорный пример веротерпимости. Но спустимся в Харачой. Многие чеченские тейпы стремились обзавестись своей горой. Мне в память врезалось название своей горы тейпа харачой – Харачой – лам. Харачой на русский язык переводится как пещера. Может быть это связано с наличием в окрестностях аула Харачей древней пещеры. Я видел вход в нее расположенный на обрыве, отдыхая у ледниковой речки, в которой водится форель. Прямо рядом с Харачоем удивительный родник, носящий название «Девичья коса». В горе вода пробила желоб, который похож на брошенную на гору девичью косу. И чистейшая вода струится по ней. Я многое мог бы рассказать об этих местах, но речь –то о происхождении Шамурзаевых. Из тейпа харачой происходят знаменитый абрек Зелимхан Харачоевский и Руслан Имранович Хасбулатов.
[/q]


Этнографы и ученые, особенно те кто специализируются на вайнахских тайпах и тукхумах разделились относительно точного определения о тайпе и тукхуме как о кровном роде. Многие кавказоведы считают, что тайп/тейп не являются кровным родом, а лишь объединением разных кровных родов (фамилий), хотя есть некоторые исключения из этого ряда у чеченцев. Кровным родом признается "вар/вяьр". Также это подтверждается результатами днк-тестов доступных на мировой коммерческой базе ФТДНК.
Двое протестированных представителей Харачой и один из рода Хасбулатовых показали субклад мужского гаплотипа днк L3 (новое обозначение L1c). Русский генетик И. Рожанский предпологает эта ветвь, в целом уникальная для Кавказа к чеченцам и ингушам попала из Великой Степи и считает ее корнями из Индо-Иранского мира. Чеченский генетик Х. Чокаев в своей работе 2010 г. препдоложил что она возможно связана с кочевым народом Ауар (Авхар, кочевые Авары, в славянской хронике Обры). Также ветвь показывате "обрыв" (гибель, бутылочное горлышко). Ист., лингв. и др. данные связывают представителей нахской ветви L3 (L1c) с кочевым народом аорсов (авары, обры, белые гунны), в нахской истории известные как нарты-керсты-исполины. Эта ветвь привела к разным бурным диспутам в научной среде. Этот гаплотипам характерен коренным аккинцам (аухары), роду борохан - и основателю нарт-арштхоев (их потомки гяги, бокой, белхорой), варандой, чунгарой, харачой, кей, хьаккой....
Люди по мужской линии легендарного Шейха Мансура тоже показали этот гаплотип L3 (L1c). А большинству чеченцев и ингушей - автохтонным горцам характерна общая гаплогруппа J, которая в свою очередь делится на подгруппы, ветви, субклады...
---
Russia!
Лайк (1)
RusskiyWord
Новичок

Moskow
Сообщений: 4
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 3
«Старейшины чеченского рода коренных аккинцев (ydna-L3) говорят о Сиккаме как о далекой прародине»
Авторы: А. М. Нальгиев, Х. Б. Парижев, Артур Чеченский. Грозный, Магас, Москва — 2016.

14809460_m.jpg

Чеченские и ингушские роды свое происхождение возводят к древним шумерам, хурритам и др. Интересные предания существуют у старейшин кровных аккинских родов (ydna-L3) о своих далеких предках из Сиккама, а также точное описание Сиккама как последнего места-прибежища, которое им пришлось покинуть, упоминая при этом такие страны и области, как Китай, Индия, Бутан, Непал, Иран, Афганистан. Причиной ухода были в их преданиях не только военные действия, но восстание и гибель царя одного из предков аккинцев. 13 фамилий предков аккинцев ушли на Кавказ (расск. Уматгери Чергизов, представитель аккинского племени, житель Республики Ингушетии). Насколько достоверны предания аккинцев еще преждевременно говорить. Имеющиеся данные из генетических тестов населения севера Индии, Афганистана, Ирана выявили в их числе мужскую гаплогруппу ydna-L3, характерную нахским родам коренных аккинцев, кей, варандой, чунгурой, хаккой, белхорой, бокой, виелхой, гагий, зогой и др.

Предлагаем вам интересную , на наш взгляд, подборку материалов на данную тему:

1) [B]Къ западу Бутанъ граничитъ съ владениями Раджи Сиккимскаго, къ северу съ Тибетомъ, къ югу съ Бенгаломъ и Багаромъ; но какой народъ живетъ на восточныхъ его пределахъ, неизвестно. Думаютъ, что Аккасы или Акасы, владеющие горами къ северу отъ Асами, народъ, о которомъ мы имеемъ очень сведений.
Обширныя равнины, стелющияся по южной части Средней Азии и известныя подъ именемъ Тибетской плоской возвышенности, находится очень высоко надъ поверхностию океана: есть достаточныя причины думать, что высота ихъ будетъ около 10000 футовъ.[/B] // Энциклопедический лексиконъ. Томъ седьмой. БРА — БЯЛ. С.-Петеребургъ, 1836. С. 441

2) Акас — назв. аланского племени на Северо-Западном Кавказе в XIII в. Об этом племени византийский автор второй половины XIII в. Г. Пахимер писал, что «аланы или акасы» живут в высоких горах недалеко от черкесов и продолжают борьбу с татарами. По религии они были христианами» (ОГ. С. 112). Акасы были отмечены и Вильгельмом Рубруком и упоминаются Витсеном (Витсен С. 18). Акасы жили на территории нынешней Карачаево-Черкесии. Об этом говорит то, что в XIII в. только эта часть территории алан была погранична с адыгами, и, как известно, область эта высокогорна. Образовано из др.-т. и об.-т. акъ (ДТС. С. 48; ПС. Т 1. С. 88—89) — «белый», + ас — «асы». Что акас — тюркское слово и означает «белые асы», понимал еще Вивиен де Сайнт-Мартен. В акасах мы видим закономерность тюркской этнонимии — деление народов и племен как минимум на акъ — «белых» и къара — «черных» (СТ. № 2. 1978. С. 24). Ср. акъхазир — «белый хазар» и къарахазир — «черный хазар», аккыпчак — «белый кипчак» и къаракыпчак — «черный кипчак» (СТ. № 2. 1978. С. 24). Известно, что гунны тоже делились на «белых» и «черных» (Иностранцев. С. 26). Что в аланской этнонимии тоже существовала эта закономерность, видно из названия ногайского рода кара ас (см. ниже) и этнотопонимов в Крыму Карас, которые зафиксированы в XVIII в. (см.: Алано-асские георгафические названия). // А. М. Байрамкулов «Правда об аланах». ГП «Ставропольская краевая типография», 1999. С. 120


3) акациров (акасов, касов?) // Б. Х. Бгажноков «Касы и страна касов на Северном Кавказе». / «Археология и этнология Северного Кавказа». Сборник научных трудов. Выпуск 3. Нальчик: Изд. отдел КБИГИ, 2014. С. 10


4) Некоторые чеченские краеведы склонны идентифицировать аккинцев с племенем акациров («лесной народ»), которых источники локализуют на Северном Кавказе: «… Но часть готов отошла на Северный Кавказ, где стала известна под именем готов-акациров (позже ассимилированы сарматами). Ещё во времена константинопольских патриархов Фотия и Игнатия (858-867 гг.) Фуллы и Харасия («на Чёрной воде») известны как епископство «охоциров» Готской метрополии»183. Как известно, в составе гуннской военной армады были: сарматы, аланы, остроготы, скиры, гепиды, руги, свевы, герулы, кемандры, садагарии184, но только акациры, имевшие сармато-аланское происхождение и на каком-то этапе бывшие союзниками Атиллы в борьбе против Рима, рассматриваются в римских источниках как серьёзный противовес гуннам. // Зелимхан Мусаев «Фрагменты истории в фольклоре и лексике чеченцев». Издание второе. Грозный, 2011. С. 142

5) К нахскому этносу следует отнести также «аккисов» (аккинцев). Ряд исследователей также высказывает предположение, что аккинцы впервые упомянуты Геродотом под названием «авхаты», а Клавдию Птоломею они известны под названием «акибы». // И. М. Сигаури «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Том I. М.: «Русская жизнь», 1997. С. 15

6) Знаменательно, что среди племен, в землях которых находятся упомянутые реки, есть и аккисы, названные в близком соседстве с гегарами. Никто прежде не обращал внимания на этот термин. Между тем локализация его носителей вблизи гегаров и Киссийских гор, т.е., как полагаем, в горной зоне Чечено-Ингушетии, заставляет вспомнить о существовании одного из крупнейших и древних горных вайнахских обществ — Акко (Аьккхи). // В. Б. Виноградов, С. Ц. Умаров «О некоторых ранних вайнахских этнонимах». / К. В. Чистов, Р. Ф. Итс «Историческая этнография. Межвузовский сборник». Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 57

7) Возможно, что этноним Абдел, Акацир и Альтциагир — вариант одного и того же названия рода. // Н. А. Баскаков «Этнонимы древних тюрков Восточной Европы и чувашский язык». / Ред. И. П. Павлов «Этимологические исследования по чувашскому языку». Сборник статей. Чебоксары: Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР, 1984. С. 105

8) аб: аб+ан+т (абант, скифское племя, см. ниже, с. 78); аб+ар (абар, авар); аб+ат (абат, ават); аб+т+ал (абдал, ептал, ефтал); аб+ас (абас, аваз, хазарское племя, см. ниже, с. 78); аб+ас+ат (абасат);
ак: ак+ы (акы); ак+ас+ир (акацир, скифское племя, см. ниже, с. 293); ак+ас+ер (акаджер); ак+оба+т (охват, скифское племя, см. ниже, с. 256); // Г. А. Гейбуллаев К этногенезу азербайджанцев. Том 1. Баку: Элм, 1991. С. 54

9) «В этой связи заслуживает внимания предположения А. Б. Гадло о связях арштхойцев (орштхойцев) с алано-иранской общностью. А. В. Гадло считает, что этот этноним является вариантом этнонима ир/ирон и сохраняется в названии страны Ихран, а оно представляет измененное в вайнахской этнической среде наименование страны иронцев — Иристон. Иными словами, по предположению А. В. Гадло орстхойцы (карабулаки) и аккинцы, возможно, являются потомками аборигенного (ираноязычного, ассимилированного позднее вайнахами) населения страны Ирхан (Ихран) — одного из раннесредневековых политических образований центрального Северного Кавказа» (М.-Р. А. Ибрагимов «Аккинцы в Дагестане (XVI — XX .в.)». / А. В. Гадло, Р. Ф. Итс «Историческая этнография. Межвузовский сборник». Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 4. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С. 60


10) Исходя из сведений дагестанской хроники «Дер-бенд-наме», восточная часть Алании (Ирхан) входила в состав каганата как особая административно-территориальная еденица, в которой находилась ставка наместника (возможно, брата) кагана и постоянно размещалось хазарское войско. // С. В. Гуркин «Дон и Северный Кавказ в период средневековья». / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года». 2001. С. 55


11) Восточную часть Алании обычно отождествляют со страной асов (овсов, оссов) — Ассией. Лишь отдельные исследователи считают, что под этим названием скрывается Западная Алания, полностью сохранившая свою независимость. // С. В. Гуркин «Дон и Северный Кавказ в период средневековья». / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года». 2001. С. 55


12) Историк I века Плиний на Северном Кавказе отмечает племена тирков и аккизов (тирки — тюрки, аккес — белый ас).
Из истории народы не исчезают, и кровь не меняют, меняются этнонимы. // (Причины появления тюркских наемных армий) «Мамлюки». Алматы: ИД «Кочевники», 2004. С. 178
---
Russia!
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5  6 
Модератор: Сероухов Валерий Алексеевич
Вверх ⇈