1901г 7-го января № 1 https://pravoslavnoe-duhovenst...26df07.pdfПреподано Архипастырское благословение.— С-Петербургским купцам: С. В.
Резцову, и А. И.
Иванову за пожертвования в Волковыскую Петро-Павловскую церковь...
— 149 Черноморского полка капитану Вадиму Александровичу
Дмитриеву, штабс-капитану того же (149 Черноморского полка) князю Александру Оттиевичу
Нижеродзе и 150 Таманскаго полка поручикам: Василию Васильевичу
Дамаскину и Михаилу Семеновичу
Кирпичникову за ревностные труды на пользу св. церкви.
— Псаломщикам церквей: Ольшевской - Николаю
Кадлубовскому, Миронимской - Михаилу
Курилло и Ивановской Николаю
Семятковскому.
— за пожертвования на храм Божий: прихожанам и причту Изабелинской церкви, Волковыскаго уезда, священнику Иакову
Иллюкевичу и прихожанам Токарской церкви, Брестского уезда, кр.: Даниилу
Карасюку, Дионисию
Корнилюку, б. сельск. фельдшеру Федору
Шпырке, кр.: Александру
Галаху и Симеону
Дедуху.
— на вакантное место псаломщика при Добромысльской церкви, Слонимскаго уезда, назначен бывший псаломщик Ворониловичской церкви, того же (Слонимскаго уезда) , Иоанн
Дорошевский.
— псаломщик Сухопольской церкви, Пружанского уезда, Василий
Курилло посвящен в стихарь.
— назначены помощниками благочинных: по Гродненскому благочинию —Друскеникской церкви священник Иулиан
Котович и по Скидельскому — Озерской церкви священник Иоанн
Пашкевич.
Утверждены в должности церковных старост к церквям: — к Курашевской. Бельскаго уезда, крестьянин села Курашева Илья Дионисиевич
Николаюк (на второе трехлетие).
— Алексеевской, Слонимского уезда, крестьянин Никита
Шиш; Яглевичской, того же (Слонимского уезда), крестьянин Иоанникий
Михпикевич; Королево-Мостской, Белостокского уезда, крестьянин Климент
Козловский, и Подоросской, Волковыскаго уезда, крестьянин Фаддей
Околот.
— 22 декабря скончался священник Чернявской церкви, Брестского уезда, Иоанн
Стрелецкий, 80 лет от роду.
— в церкви женского монастыря, рукоположен во диакона псаломщик Старо-Корнинской церкви, Бельскаго уезда, Владимир
Павлович.
Архиерейския богослужения: — Его Преосвященство. Преосвященнейший Иоаким, Епископ Гродненский и Брестский, в Кафедральном Соборе в сослужении: о. Кафедрального протоиерея, Валериана
Кургановича, о. протоиерея Григория
Кудрицкого, о. ключаря собора, священника Николая
Диковскаго, о. епархиального наблюдателя церковных школ, священника Иоанна
Корчинского, священника Василия
Семашко, законоучителя мужской гимназии, священника Владимира
Левицкого и священника о. Олега
Адамовича.
— к молебну прибыли еще о. законоучитель женской гимназии, св. Сергий
Ивацевич и эконом Архиерейского дома иеромонах Павел... въ числе которых были управляющий губернией, Камергер Двора Его Величества
В Д. Лишив с супругою...
— ... в сослужении ректора Холмской духовной семинарии, Архимандрита Евлогия...
Въ чемъ ечаетье? Монах Михаил СУДЬБЫ ПРАВОСЛАВИЯ В СВЯЗИ С ИСТОРИЕЮ ЛАТИНСТВА И УНИИ В ГРОДНЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ХIХ. столетии (1794—1900 гг.).... Наконец, в прошедшем году появился в печати «Исторический очерк состояния Православной церкви в Литовской епархии за время с 1839—1889 гг.» вышеупомянутого пресвитера
И Д. Извекова, написанный на основании архивных материалов... что документально выяснено
Ю Ф. Крачковским в «Литовских Епархиальных Ведомостях» в прошлом году. Весьма много полезных материалов находится в сочинениях почтеннейшего
Г. Я. Киприановича («Жизнь Митрополита Иосифа Семашко» и «Исторический очерк католичества, православия и унии»...
ГЛАВА I. ДРЕВНЕ-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГРОДНЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ. 1) Немногие православные церкви в Гродненской губернии, не обращенные в унию и католичество, входили, начиная с конца XVII века, в состав православной Митрополичьей (Киевской) епархии; во главе её стоял Киевский митрополит, который (с 1686 г.) состоял в русском подданстве и управлял православною паствою, жившею в пределах Речи Посполитой, через уполномоченного им Архимандрита Слуцкого. Затемъ после первого раздела Польши для её православного населения был поставлен (в 1785 г.) Виктор
Садковский (живший в г. Слуцке, Минской губернии).
В 1768 г. в пределах нынешней Гродненской губернии состояли следующие православные монастыри:
1) Брестский — Симеоновский.
2) Заблудовский — Успенский.
3) Бельский — Николаевский
4) Дрогичинский — Троицкий.
5) Дрогичинский — Преображенский (приписной к предыдущему).
Православных же приходов не было ни одного: все они были либо обращены в католичество, либо приняли унию: отсюда видно, что двухсотлетняя деятельность латинян в нашей губернии не пропала даром!
Но вотъ въ конце ХѴШ века политическое существование Польши приходит к концу; наступает второй раздел Польши (1793 г.), после чего вовремя восстания Костюшки Россия занимает и присоединяет (указом Императрицы Екатерины 30 октября 1794 г.) Литовские губернии, в том числе и нынешнюю Гродненскую губернию (за исключением так называемой Белостокской области, которая до 1807 г. входила в состав Пруссии).
По всеподданнейшему докладу Святейшего Синода 16 октября 1799 г.
2) епархия Минская переименована в Минскую и Литовскую; в состав её включены были нынешние губернии Виленская, Гродненская и Ковенская. Первым архиепископом Минским и Литовским был назначен
Иов (Потемкин) Род. 22-го іюля 1750 г; (архиепископ Минский с 9-го августа 1796 г. по 7-е февраля 1812 г. Скончался 23 марта 1823 г.).
На первых порах православие в Гродненской губ. (за исключеніемъ Белостокской области) ограничивалось лишь Брестским Симеоновским монастырем. В этом монастыре уже в 1798 г. была учреждена архимандрия, и монастырь был включен в число заштатных (заштатные или внеклассные монастыри жалованья постоянного не получали, но им определена была ежегодная выдача пособия от казны по 300 руб в год; сверх того монастыри эти пользовались кружечным доходом и земельными угодиями, которых норма определена была в 30 десятин). Монастырь Брестский имел в это время земли пахотной и сенокосной 53 десятины и 1060 кв. саж. мельницу на реке Буге и корчму; от всех этих оброчных статей получал годичного дохода (за покрытием необходимых расходов) около 400 руб. Обладая такими скромными средствами, монастырь, тем не менее,
старался действовать на народную массу великолепием и торжественностью богослужения
3).
Первым архимандритом Брестской архимандрии был назначен Гавриил (бывший до того настоятелем); но он скончался ранее принятия архимандричьего сана, 25 марта 1798 года. Его преемником был назначен Софроний, игумен Слуцкий, который и был посвящен в архимандриты 10 апреля 1799 г.
Между тем в г. Гродно в начале XIX столетия не было ни одного православного храма, что ставило православных жителей этого города (чиновников и военных) в немалое затруднение. В виду этого 29-го февраля 1804 г. состоялся указ Св. Синода, коим повелено опустошенное пожаром здание Фарнаго костела исправить и, по устроении в нем иконостаса, обратить в православный храм
4). (Приходский Фарный костел основан въ честь Успения Богоматери еще в XIV веке Витовтом. Костел этот был, по видимому, деревянный и во время войны Ягайлы с крестоносцами сгорел, так как в 1551 г. вновь отстроен королевою Бонною. В 1753 году сгорел, после чего был отстроен и освящен 18 апреля 1758 г. Костел, на зываемый ныне Фарным, в XVII и ХVІІІ столетиях не имел этого названия, но назывался иезуитским).
5-го августа новоустроенный в г. Гродно храм был торжественно освящен, и ему присвоено было наименование Софийского собора. Собор этот в губернии,не имевшей православных приходов, стоял особняком и сам по себе составлял административную единицу; вследствие отдаленности от епархиального центра (города Минска) он не был подчинен Минскому духовному правлению, но получал указы непосредственно от Св. Синода.
Затем наступил 1807 г., когда Белостокская область была присоединена к Империи и включена в состав Минской епархии. Немедленно после этого Святейший Синод указом от 28-го октября 1807 г. предложил архиепископу Иову принять в свое заведывание монастыри, входившие в состав области (Заблудовский, Бельский и два Дрогичинские). Архиепископ командировал в Белостокскую область благочинного Матфея
Страховича для собрания подробных сведений относительно монастырей, о чем и сообщил сенатору, тайному советнику Игнатию
Тейльсу (ум. 1815 г.), тогда управлявшему областью, которого вместе с тем и просил (10 декабря 1807 г.) о содействии к учреждению по крайней мере одного греко-российского собора в г. Белосток, или же к обращению Супрасльскаго монастыря в греко-восточный обряд; в последнем случае архиепископ предполагал перевести в м. Супрасль монашествующих лиц из всех прочих (4) монастырей области. Сенатор Тейльс ответил на это, что Государь Император в манифесте о присоединении области к Империи торжественно обнадежил новых Российских подданных в том, что исповедание веры и собственность каждого останутся неприкосновенными; а потому он, Тейльс, не считает себя вправе делать распоряжения относительно монастырей иноверных; впрочем,
обещает доставитъ всевозможные выгоды православным храмам и монастырям области
5). Благодаря такому отношению сенатора
Тейльса вопрос о судьбе Супрасльского монастыря был, к сожалению, отсрочен на 32 года. Архиепископ Иов был глубоко возмущен образом действия
Тейльса и в письме к одному высокопоставленному лицу высказывал горькие жалобы на то, что он «под предлогом Высочайшего манифеста стремится не к уничтожению унии, а к распространению оной в
приобретенном от Польши крае; что он стремится архимандрита в Супрасле (униатского) возвести в сан епископа (что и было осуществлено на деле, как мы и увидим ниже); в заключение, преосвященный Иов просит своего неизвестного корреспондента написать в С.-Петербурге ходатайство о том, чтобы в Супрасле не был назначен униатский архиерей, тем более, что там и католического епископа нет
6).
Вся эта переписка прекрасно рисует нам образ Иова, архиепископа Минского, доблестного защитника православия, глубоко понимавшего государственное его значение в Западном крае, и уклончивого сенатора
Тейльса, жаждавшего дешевой популярности среди иноверцев воссоединенной к России области.
Священник
Страхович во время своей командировки составил описание всех трех монастырей Белостокской области. Приводим некоторые из сообщенных им сведений.
Монастырь Заблудовский — в 12 верстах от Белостока, в честь Успения Богоматери и в честь Святителя Николая; основан в 1567 г. Григорием Александровичем
Ходкевичем, гетманом Великого Княжества Литовскаго - в качестве приходской церкви. В монастырь обращен в 1658 г. Церковь старая деревянная, о трех куполах: ныне (1807—1808 гг.) починяется. При монастыре находился приход из 350 семейств (1400 душ мужского пола и 1222 женского).
Бельский Николаевский монастырь. Когда он основан — неизвестно. Упоминается впервые в грамоте короля Михаила (
Вишневецкаго) в 1673 г. Церквей в нем 2: в честь святителя Николая деревянная, покрытая черепицею) и в честь Успения (также деревянная). К монастырю был приписан приход, состоящий из 95 семейств (мужчин 282 и женщин 366). Штат монастыря составляли 3 иеромонаха.
Дрогичинский Троицкий монастырь. Находился в предместье, на горе в урочище Крамчево. Когда он основан — неизвестно. Впервые упоминается в грамоте короля Сигизмунда II Августа 1563 г. Церковь деревянная, в честь Св. Троицы, а на хорах другая — в честь Успения Богоматери. К монастырю был приписан приход в окрестностях Дрогичина (56 душ мужского пола и 54 женского).
По возвращении священника
Страховича в Минск, Минская духовная консистория 4 июня 1808 г. предположила: 1) Заблудовский монастырь закрыть, превратив его в двуклирный приход: монашествующих же лиц перевести в Пинский Богоявленский монастырь; 2) монастыри Бельский и Дрогичинский консистория, по их бедности, также находила заслуживающими упразднения и превращения в приходския церкви, однакож, чтобы не подач прихожанам повода к скорому совращению в унию или в латинство, она (конситория) полагала оставить монастыри при прежнем положении.
Архиепископ Иов с этим мнением консистории и его мотивами согласился и определение свое через князя А. Н.
Голицына, обер-прокурора Синода, представил на Высочайшее усмотрение. Государь Император Александр I повелел все 3 монастыря оставить в прежнем положении, о чем консистория дала знать указом Зосиме, архимандриту Брестского Симеоновского монастыря и Белостокских монастырей благочинному.
Между тем уже в последние годы ХVІІІ столетия среди униатов Минской епархии (к которой принадлежала нынешняя губерния Гродненская) обнаружилось сильное стремление к воссоединению с православною церковью; униатское духовенство старалось затормозить это тяготение, отказывая воссоединяющимся в выдаче потребных справок и документов. В виду сего состоялось Высочайшее повеление 21-го июля 1797 года (объявленное Минским губернатором
3. Я. Карнеевым), коим предписывалось греко униатскому духовенству представлять, по требованию архиепископа Иова, непосредственно ему метрические книги о родившихся, умерших и браком сочетавшихся. Ираклий
Лисовский, архиепископ Полоцкий, известный своим тяготением к греко-восточной церкви, предложил духовенству вверенной ему епархии исполнить этот указ: совсем иначе отнесся к нему Іосафатъ
Булгак, униатский епископ Брестский. Ссылаясь на мнимый указ, якобы присланный ему из римско-католическаго департамента при юстиц-коллегии, он начал метрические книги собирать к себе, в консисторию, вместе с тем униатские священники «паки зачали в некоторых местах отвлекать людей» в унию. По этому поводу 1-го февраля 1800 г. состоялся указ Правительствующего Сената, коим подтверждались прежние распоряжения о невозвращении в унию людей, присоединившихся к православной вере и о не препятствовании униатам приступать к оной. Однакож указ этот остался, как и многие другие, изданные по этому предмету, мертвою буквою, потому что стремление к воссоединению в пределах православной епархии в начале XIX века совершенно затихает, и о нем нет более ни малейшего упоминания
7).
В 1823 г. монастыри Бельский, Заблудовский и Дрогичинский были упразднены. Мотивами для их закрытия были показаны малое число монашествующих и отсутствие материальных средств на их содержание, а также то обстоятельство, что к ним были приписаны приходы. Монастырь Заблудовский был обращен в приходскую церковь, равно и монастырь Бельский; Дрогичинский же монастырь был обращен в приписную церковь вследствие малого числа его прихожан. Доклад об этом Святейшего Синода Государь Император Александр I 1 го августа 1824 г. утвердил.
3 апреля 1833 г. состоялся Высочайший указ об учреждении епархии Полоцкой из губерний Витебской и Виленской. Таким образом в составе епархии Минской остались губернии Минская, Гродненская, Курляндская и Белостокская область. Такой порядок вещей оставался вплоть до 1840 г., когда губерния Гродненская вошла (вместе с Белостокской областью) в состав воссоединенной епархии Литовской и Виленской. После этого начинается в истории нашей епархии Виленский период. Гродненская губерния, несмотря на то, что в ней находилось в 1840 г. 304 церквей, между тем как в Виленской 130 и Ковенской—13
8),— была включена в состав епархии Литовской и Виленской коей административным центром был г. Вильна. Виленский периодъ продолжался до 1900 г., когда Гродненская губерния была выделена в самостоятельную епархию Гродненскую и Брестскую.
Е. Орловскій.
(Продолжение следует).
________________________________________
1) Материалами для написания настоящей главы нам служили «История Минской архиепископии» (1793—1832гг.), СПБ—1893 г., также «Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо Западной Руси» томъ XI. Вильна, 1890 г. Прочие источники...
2) Полное собрание законов No 19156.
3) Рункевич, стр. 477, 503, 504.
4) Е. Орловский. Очерк истории г. Гродно, стр, 57
5) Арх. сборник XI, 253—5.
6) Іbidem 263—5.
7) Акты Виленской археогр. комиссии, XVI, стр. 26 570-571
8) Извеков. Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время 1839 - 1889 гг. Москва. 1899 г. Стр. 7.