Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Полтава

Интересные, вызывающие порой споры, сведения из истории Полтавы

← Назад    Вперед →Модератор: borisovichi
borisovichi
Модератор раздела

borisovichi

Сообщений: 445
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1138

Не знаю Кем и Когда, но было принято считать отправной точкой при исчислении возраста города Его первое упоминание в письменном источнике. При этом, получается, упоминаться в летописи может и населенный пункт, основанный за долго до этого 101.gif
В 1974 году отмечали 800-летний юбилей первого упоминания славянского поселения Полтавы–Лтавы в "Ипатьевской летописи" под 1174 годом.

Вот эта запись по изданию
Полное собрание русских летописей, т. 2. Ипатьевская летопись. Изд. 2. М., 1962, стр. 568-569.
[q]
Того же лѣта на Петровъ день . Игорь Святославичь . совокупивъ полкы свои и ѣха . в поле за Воръсколъ. и стрѣте Половьцѣ иже ту ловять языка . изьима ѣ и повѣда ему колодникъ . оже Кобякъ и Кончакъ . шлѣ кь Переяславлю . Игорь же слышавъ то поѣха противу Половцемъ . и переѣха Въросколъ оу Лтавы къ Переяславлю. (Игорь же слышавъ и) оузьрѣшася с полкы Половѣцькыми . и бѣ рать мала . и темь не оутѣрпѣша стати противу Игореви и тако побѣгоша весь полонъ свои пометавъше . бяхуть бо воевали оу Серебряного. и оу Баруча . дружина же Игорева постигъше онѣхъ избивше. и а иныхъ изьимаша. и тако поможе Бъ кристьаномъ. въ день святого пророка Ильи .
[/q]

163098143.jpg

У Специалистов Основные данные в этой записи имели различные трактовки. И Дата. И наличие Города в принципе.

Дата
То что по сентябрьскому и мартовскому счету времени в переводе на наше летоисчесление считалось 1174 годом, по ультрамартовскому (более правильному) 101.gif следует считать 1173 годом.
И еще, при многократных переписываниях и пересчетах с календря на календарь, события в летописях могут отличаться на один-два года (см. подробнее). В результате, описываемые здесь события могут относиться и к 29. VI 1171 - 20.VII 1171

А был ли город?
Некоторые исследователи отождествляют летописную Лтаву с современной Полтавой. Однако такие Уважаемые ученные как Н.Карамзин и Н.Арцыбашев в своих трудах лишь отмечали, что место переправы князя Игоря было там, "где ныне Полтава", не уточняя, что такое Лтава - поселение или урочище.

773958026.jpg

Карта походов половецких ханов (май – июнь 1185 г.), на которой летописная Лтава отождествляется с современной Полтавой (составлена акад. Б.А. Рыбаковым).


ryb_rus3.gif

Источник: Б.А.Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. — М., 1982. — с. 71.


Как бы там ни было, а в июле 1998 г. исполнилось 825 лет со дня первого летописного упоминания города Полтава. Но как утверждали, на страницы истории попала информация про древнерусский город, который уже существовал до этого почти три столетия…
[q]
ИЗ РЕЗЮМЕ К КНИГЕ И.И. ЛЯПУШКИНА «СТАРОСЛАВЯНСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ VIII–XIII в.в. НА ТЕРРИТОРИИ г. ПОЛТАВЫ»


…Автор настоящей статьи поставил своей целью исследовать древнейший период Полтавы на основе археологических данных. На основании подъемных материалов и полевых наблюдений 1940 и 1945 гг. ему удалось установить, что древнейшее славянское поселение (VIII–XIII ст.) в черте Полтавы было расположено на территории, занимаемой ныне Красной (Соборной) площадью. Тогда же было установлено, что славянское поселение находилось на месте поселения скифского времени (VII–II ст. до н. э.). Небольшая шурфовка, произведенная в 1945 г., подтвердила эти выводы.
Раскопками 1946 г. автором было вскрыто три полуземляночных жилища…
На основании остатков, собранных при исследовании жилищ, а также внешнего облика жилищ и их деталей автор датирует их следующим образом: землянки В1 – VIII–X ст. (роменская культура), землянки А и В2 – X–XIII ст. (великокняжеская культура).
Эти данные позволили автору сделать вывод, что Полтава как славянское поселение возникла на заре образования древнерусского государства, задолго до так называемой великокняжеской поры…
[/q]

Кстати, сам И.И. Ляпушкин также отмечал, что, возможно, раскопанное старославянское поселение в Полтаве и не имеет никакого отношения к летописной Лтаве 101.gif

И вот, оказывается, есть другая методика определения возраста города. 101.gif По археологическим данным…
[q]
© Оноприенко И.Н.
ПОЛТАВЕ – 1100 ЛЕТ

…Имеющиеся археологические материалы позволяют говорить о типовой для для эпохи Киевской Руси планировке Полтавского поселения – с детинцем площадью около 1 гектара и разбросанным по склонам плато высокого берега Ворсклы посадом, который занимал более 40 гектаров. В результате археологических исследований части посада летописной Лтавы, проведенных в 1997-1999 гг., обнаружены участки застройки древнерусского города, остатки улиц и усадеб, отдельные жилые и хозяйственные сооружения IX-XIV вв., остатки планировки предместья полковой Полтавы козацкой эпохи.
При раскопках открыты жилые комплексы роменско-древнерусского времени, более 100 хозяйственных ям IX-XIV вв., колодцы, зернохранилища, участки подземных ходов и глубоких погребов, котлованы жилых домов эпохи позднего украинского средневековья.
Общее число вещевых археологических находок насчитывает более 20 тысяч предметов. Среди них – образцы лепной и кружальной посуды, изделия из кости, стекла, железа, бронзы, серебра, камня, кости домашних и диких животных и тп. Уникальным есть костяной оклад древнерусского лука, литейная формочка для изготовления украшений северянской эпохи, жерновые поставы, часть бронзового креста-складня, гончарный горшок с клеймом в виде трезубца, древнерусская вислая актовая печать XII века и другие вещи.
В результате научных археологических исследований установлен важный факт непрерывного существования Полтавы как городского центра в течении IX-XIV и последующих столетий. Последними археологическими исследованиями обнаружены остатки оборонительных укреплений Лтавы в виде вала, рва – шириной более 8 метров. Они открыты на Красной площади, что на Ивановой горе. Эта находка полностью сняла вопрос: была ли древняя Полтава городом в тогдашнем понимании слова, то есть градом, укрепленным поселением – городищем.
Еще один принципиально важный вопрос сняли археологические исследования. На большинстве древнерусских городищ бассейну Ворсклы отсутствовали археологические находки XI века. Поэтому у некоторых исследователей древнерусской истории и археологии нашей страны и ближнего зарубежья сложилось ошибочное представление о запустении этого региона на ранних этапах утверждения киево-русской государственности. Считалось, что северяне оставили эти земли, и только с XII века они снова начали заселятся древнерусским населением.
Но исследования 1997-1998 гг. выявили несколько жилых и ряд хозяйственных объектов, которые датируются от второй четверти до конца XI века. Таким образм, были сняты все вопросы относительно отсутствия непрерывного освоения Полтавской земли в древнерусскую эпоху.
Все эти результаты археологических раскопок в Полтаве, на строительстве нового бизнс-центра, профессионально рассматривались специалистами Института археологии Национальной Академии наук Украины, которые поддержали выводы полтавских коллег – ученных Полтавского центра охраны и исследований памятников археологи управления культуры облгосадминистрации, во главе с директором учреждения, кандидатом исторических наук Александром Супруненко. Ми искренне благодарим известных археологов-славистов, широко известных в мире специалистов в области древнерусской археологии – академика Национальной Академии наук Украины, доктора исторических наук, профессора Петра Петровичу Толочко и доктора исторических наук, профессора Александра Петровича Моцю за поддержку полтавчан в деле определения исторически реального возраста нашего города, который даже превышает 1100 лет. Именно эти уважаемые ученные подготовили важный документ – историческую справку о возрасте Полтавы, который лег в основу государственных решений о праздновании 1100-летнего юбилея…
[/q]

Интересно, что археологи в разное время дают несколько отличные друг от друга выводы по результатам исследований. И.И. Ляпушкин говорит о Полтавском поселении VIII-XIII вв., а современные – о городе IX-XIV вв. По видимому ученным "помогли определиться" местные и столичные политики 101.gif
[q]
gerb.gif

Р О З П О Р Я Д Ж Е Н Н Я

ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ



Про відзначення 1100-річчя
міста Полтави


Враховуючи визначне історичне, соціально-економічне і культурне значення міста
Полтави та роль, яку воно відіграє у становленні засад української державності:

1. Підтримати ініціативу Полтавської обласної державної адміністрації щодо відзначення
100-річчя з часу заснування міста Полтави, яке виповнюється 24 - 25 вересня 1999 року.

2. Кабінету Міністрів України утворити Організаційний комітет з підготовки та відзначення
1100-річчя з дня заснування міста Полтави, надавати відповідну організаційну допомогу
в здійсненні заходів, пов'язаних з підготовкою та відзначенням цієї пам'ятної дати.


Президент України Л.КУЧМА

м. Київ, 22 лютого 1999 року
N 37/99-рп
[/q]

Уже достаточно давно День города отмечается 23 сентября, в День освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Но мне, почему то, помнится из детства что какой-то праздник отмечали летом, то ли в День переправы князя Игоря через Ворсклу у Лтавы, то ли в День Полтавской битвы, другого неоднозначного события в истории Полтавы 101.gif
borisovichi
Модератор раздела

borisovichi

Сообщений: 445
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1138

В одной исторической записке, посвященной исследованию градостроительного развития Полтавы, была очень интересная, на мой взгляд, запись. Конечно, не такая "сенсационная" как та, в которой утверждалось, что Т. Г. Шевченко (он же Великий Кобзарь 101.gif ) родился на Полтавщине. Но тем не менее, мысль смелая и заслуживающая внимания.

Речь здесь идет о первом известном изображении… Сретенской церкви.
Как утверждал автор записки, на Генеральной карте Украины, составленной французским инженером Бопланом, на месте размещения Полтавы изображена Сретенская церковь.

file.php?fid=112541&key=643399352


Честно говоря, глядя на карту мне и в голову не приходила такая мысль. Похоже на условное изображение. Тем более в верхнем правом углу на карте приведены Signorum vel С[h]aracterum declaratio (разъяснение Знаков или Символов). Из них следует, что на месте современной Полтавы в сер. XVII века был город (условное изображение Oppidum. - Города). Значок "Oppidum." действительно выглядит как "трехглавая церковь" 101.gif

Так почему же Сретенская церковь? Были ли другие церкви в то время в Полтаве? И была ли уже тогда сама Сретенская?
Обратимся к 1647 году, времени близком к составлению карты Бопланом.
В г. Полтаве по инвентарю Вишневецкого числилось 812 господарских домов. Если принять, как считал Л. Падалка, среднюю численность семьи в 4 души, сообразно условиям первоначальной поры колонизации, то получится что в городе (вместе с предместьями надо полагать) проживало около 3250 человек. Могла ли справиться с таким количеством парафиян одна церковь. Очевидно, что нет.
Для сравнения, согласно данным Ю. Волошина основанными на переписи 1765-1769 гг., в городе (крепости) тогда проживало 1555 человек (в 256 домах), а остальные 5358 человек проживали в предместьях (на форштадте). В центре города тогда было 4 церкви (Успенская соборная, Воскресенская, Преображенская (Спасская), Николаевская) и в предместьях 2 - Сретенская и Рождества Богородицы. Все 6 церквей уже упоминаются в XVII веке.

Смею предположить, учитывая и то, что как правило новые церкви строились на месте разрушенных старых и с тем же именем, что в сер. XVII века все 6 названных церквей в городе Полтаве с населением более 3000 человек уже существовали. 101.gif

Логично, мне так представляется, было бы считать, что с городом должен ассоциироваться главный его храм - "градский собор", расположенный в центре города, но никак не церковь "на предградии обретающаяся"… 101.gif


Прикрепленный файл: boplan.jpg
borisovichi
Модератор раздела

borisovichi

Сообщений: 445
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1138
ПОЛТАВІКА — Полтавська енциклопедія • Том 12 — РЕЛІГІЯ і ЦЕРКВА • М—Я
Автор ідеї та керівник проекту О. А. БІЛОУСЬКО, 2009

Успенський собор.
стр. 517
Перший, дерев‘яний, багатозрубний, багатоповерховий "градский собор" споруджено у центрі старої фортеці у XVII ст. На планах Полтави 1 трет. XVIII ст. будівля У. с. позначена на стрілці мису Городища (тепер Червона пл.) [тепер Соборний майдан], поруч – двох‘ярусна дзвіниця. 1748 поряд із дерев‘яним, трохи південніше від нього, закладено мурований У. с. …
(Начало статьи почти полностью повторяет издание "Полтавщина: Енциклопедичний довідник. За редакцією А. В. Кудрицького, 1992)

file.php?fid=101425&key=1351238683

Несколько другая картина вырисовывается исходя из статьи Владимира Мокляка Місто Полтава в 60-х роках ХVIII століття
[q]
«На Успенській вулиці соборна церква в ім’я Успіння Пресвятої Богородиці, дерев’яна, стара без приділів біля якої на заміну їй будується мурована церква в ім’я Успіння Пресвятої Богородиці з усіма приділами з правого боку на заміну…»
Успенська (вулиця) починалася від центру міста, від дерев’яного Успенського собору. Саме він і є відправною точкою опису. До речі тут є досить цікаві відомості про дерев’яний собор. Виявляється він не мав приділів на відміну від нового, що будувався праворуч від нього. До речі це підтверджуються і загальновідомим планом Івана Бішева, що звично датується 1722 роком. Зліва стоїть одноверхий старий собор, а поряд з ним новий, мурований. До речі виникає питання із датуванням цього плану. Справа в тому, що будівництво нового собору розпочалося в 1749 році (у 1748-му було лише підписано контракт на його спорудження) тому він аж ніяк не міг бути зображеним на плані 1722 р. Розглядаючи сам план одразу впадає в очі його підпис «Чертеж города Полтаве. Чертил инженернаго корпуса кондуктор Иван Бишев 1722 года». Однак дата написана явно пізніше й іншим почерком. Тому виникають сумніви в її правильності. Найвірогідніше він складений значно пізніше, а конкретно, очевидно десь саме перед початком складання Рум’янцівського опису…
[/q]

Интересные сведения о Успенском соборе приводит Владимир Мокляк в своей книге "Полтавский полк", 2008, со ссылкой на Летопись С. Величко
[q]
…На початку травня (1687 р.) він (гетьман І. Самойлович) на чолі 50-тисячного війська, у складі якого були дев‘ять городових, два компанійських і один сердюцький полк, стояв під Полтавою. Тут протопресвітер Успеньского собору міста, відомий поет Іоан Величковський, підніс Івану Самойловичу ікону із зображенням покровителя гетьмана Іоана Кущика з "приложением под ним своїй композитури сицевих вершов".
[/q]


У Самойла Величка это событие описывается без упоминания Успенского собора:
[q]
Гетьман Самойлович з’єднався з одними полками свого рейменту під Гадячим, а з іншими під Полтавою, і їх могло бути з полками охотницькими та пішими на 100 000 і більше.
Коли ж був гетьман Самойлович під Полтавою чи в Полтаві, то старий Іоанн Величковський, муж, наділений мудрістю й божою благодаттю, за отця Луки Семіоновича, старого полтавського протопопа, підніс йому, гетьманові, в дар образ його патрона, преподобного Іоанна Кущника, з викладеними під ним такими його пера віршами…
[/q]


Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках.
2-е изд. Исправл. и дополн. Полтава. 1902 г. Стр. 230-238
[q]
При Петре І, как видно из планов и документов, соборной церковью была Успенская деревянная, существовавшая до половины XVIII столетия, почти на том же мест, где ныне стоить собор…

2960.jpg

…До построения нынешнего храма существовала в трех саженях от него, на том же погосте, деревянная церковь тоже во имя Успения Пресвятой Богородицы, бывшая также Полтавским городским собором, построенная, как можно с достоверностью полагать, в XVII столетии, но в каком году — неизвестно **). Церковь эта в 1776 г. продана на снос в с. Ивашки, Полтавского уезда (в 12 вер. от Полтавы), куда была перевезена в июне того же года и употреблена там, главным образом, на постройку новой церкви…[47]


** Надпись на колоколе "Кизикермен" - "року 1695, м-ца ноемврия дня і (10)"
47. Церковь та окончена постройкой и освящена 30 апреля 1784 г., а в 1893 г., по ветхости, разобрана и вместо нее устроена и освящена 30 сентября того же года новая церковь во имя Воскресения Христова. (См. "Полтавские Епархиальные Ведомости", 1893 г., № 6, стр. 184—202, статья священника В. Попова.
[/q]


borisovichi
Модератор раздела

borisovichi

Сообщений: 445
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1138
ПОЛТАВІКА — Полтавська енциклопедія • Том 12 — РЕЛІГІЯ і ЦЕРКВА • М—Я
Автор ідеї та керівник проекту О. А. БІЛОУСЬКО, 2009

Спаська церква
стр. 515

Час будівництва першої дерев‘яної, на честь Спаса Нерукотворного Образу церкві у м. Полтава невідомий. Вірогідно, це був перший православний храм міста. Найдавніша письмова згадка про нього в актових книгах Полтавського городового уряду датується 1669. Взимку 1704 храм згорів, і на його місці 1705 священиком Іоанном Світайлом за допомогою І. Іскри з матеріалів старого дерев‘яного собору Полтавського Хрестовоздвиженського монастиря було збудовано нову церкву побл. Курилівської брами Полтавської фортеці.
Це була дерев‘яна, тризрубна, одноверха, з притвором із західного боку, крита гонтом споруда. Над квадратною у плані центральною дільницею за допомогою парусів встановлено восьмигранне завершення. Бабинець з‘єднано з центральною частиною напівкруглим арковим візиром. Стіни ізсередини та ззовні пофарбовано олійною фарбою в білий колір.
У такому вигляді церква проіснувала лише кілька років, під час яких пережила облогу Полтави військом шведського короля Карла XII і набула меморіального значення, оскільки в ній було відправлено подячний молебень за перемогу над шведами у присутності царя Петра I; на площі біля церкви 1709 поховали загиблих захисників фортеці.
Пізніше, поряд зі С. ц. звели дерев‘яний Преображенський собор, який проіснував до 1810, після чого був розібраний, а отриманий будівельний матеріал використали для ремонту меморіального храму.

3861-03.jpg

Спасская церковь до ее возобновления в 1845 году.


У 1837 Полтаву вівдвідав спадкоємець престолу цесаревич Олександр. З його ініциативи та на гроші, які він пожертвував, а також кошти, зібрані шляхом підписки, 1845 за проектом арх. А. К. Тона над дерев‘яною будівлею звели мурований футляр у вигляді однобанної церкви, а для підтримки його покрівлі всередині церкви встановили чотири цегляні стовпи.

3861-04.jpg

Спасская церковь после ее возобновления в 1845 году.


1847 перед західним входом спорудили муровану двоярусну дзвіницю. 1890 територію обведено огорожею з мурованими стовпчиками і кованими гратками.
Вважалася приписною до Успенського кафедрального собору. Богослужіння здійснювали штатні соборні священик і псаломщик.
У С. ц. зберігалися старовинні книжки, зокрема, євангелія друку 1644, 1698, "Апфологіон…" Львівського видання 1651 та ін. Серед ікон було сім, написаних 1676 іконописцем Герасимом Німим. При С. ц., по лінії огорожі містилися дві муровані каплиці. До С. ц. була приписана також мурована каплиця, збудована у пам‘ять імператора Олександра II, на розі вул. Протопопівської та Ковальської (тепер вул. Котляревського і Пушкіна).
У 1930-х С. ц. закрита, дзвіниця та огорожа розібрані.
Релігійна громада відновила діяльність під час німецької окупації. По війні була зареєстрована органами радянської влади і більше не закривалася…

Із священників відомі: Стефан (1669)… із церковних старост: козак Миколай Ілліч Захаров (1902)…

Літ.: ВПЄ. — 2006. – № 4 (52). – Квіт. – С. 5;
РГПО, 2008. – Арк. 94;
Особистий архів авт.
В. О. Мокляк, В. А. Павленко, Т. П. Пустовіт.

* * * * * * * * *
Несколько отличающуюся историю Спасской церкви представляют Н. Арандаренко и В. Бучневич. Авторы сходятся в том, что Спасская церковь - придел некогда бывшей большой деревянной церкви…

Арандаренко Н. И. Записки о Полтавской губернии. (В 3-х частях. Часть III.) Репринтное издание 1852 года. - Х.: Сага, 2012. стр. 33
[q]
Церковь Преображения об одном престоле, небольшая, деревянная, в старинном русском стиле, чем и отличается от прочих старинных церквей в Полтавской губернии, которые почти все греческой архитектуры. По, преданию, она составляет один придел некогда бывшей большой деревянной церкви, за ветхостью разобранной. И теперь указывают [на] камень на том месте, где был главный престол того храма. Он лежит по правую сторону нынешней церкви, на 13,5 арш. от ее стены и на 16 от престола. О построении этого храма нет основательный сведений…
[/q]
Арандаренко здесь твердо называет маленькую Спасскую церковь - большей Преображенской.
А говоря о приделе автор, вероятно, имеет ввиду период после 1810 года.


Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках. Репринтное издание 1902 года. - Х.: Сага, 2010. – стр. 171
[q]
Время построения Спасской церкви в точности неизвестно. Известно только, что она была придельной некогда бывшей здесь деревянной церкви во имя Преображения Господня, построенной в конце XVII века, по всей вероятности, после бывшего набега татар на Полтаву в 1695 году. Церковь эта, как записано в оставшемся от нее Трифологе, о котором сказано ниже, сгорела в 1705 году, 6 сентября, и вскоре затем была возобновлена усердием известного в истории Малороссии священника Иоанна Светайла, а в 1810 или 1811 г.г., по ветхости, разобрана, и вся утварь и иконы перенесены из нее в сохранившийся придел, составляющий теперь саму церковь Спаса, в которой служение продолжалось до 1830 годов.
На том месте, где был главный престол Преображения, положен большой камень. Он находится по правую сторону нынешней церкви, на расстоянии 13,5 арш. от ее стены и на 16 — от престола.
[/q]
Бучневич здесь говорит, что Преображенская церковь была уже в конце XVII века и приводит записи из книг при Спасской церкви.
"Сию книгу, глаголемую Трифологион, от любве своея ко Богу" даровал пан Василий Федорович Нежинец, за спасение свое, за позволением родича своего пана Федора Нежинца, за спасение всех родичов своих, живых и мертвых, а особливо за спасение преставившейся матки своея Евдокии до храму Преображения Господня Полтавского, в року 1705, ноевмрия 28. Иоанн Светайло писал. Презвитер Свято-Преображенский Полтавский рукою власною…"
На этой же книге, против 6 сентября, на пятнадцатом листе, находится приписка печатными уставными буквами следующего содержания: "1705 года. Сего дня (значить 6 сентября), по с. литургии, в среду, церковь сгорела Преображения Господня Полтавская."
А другая надпись на "Апостолгь" говорит следующее: "Сию книгу, глаголемую Апостол, по пожеже до новосооруженной прежде малой церкви на пепелище Преображения Господня, даровал вечное за спасение свое Тимофей Гродзенко, которая и от великой церкви, егда соорудится не отдаленно, вечно при оной зоставать будет. А даровал сию книгу року 1705, генваря 28, в царство Благочестивейшего Государя Нашего Великаго Князя Петра Алексеевича, правящу престолом митрополий киевской преосвященному митрополиту кир Варлааму Ясинскому, содержащу регимент малой отчизны ясневельможному и обоих сторон Днипра гетману Иоанну Степановичу Мазепе и кавалеру святаго апостола Андрея Первозваннаго чину. За полковника Полтавскаго Иоанна Прокофиевича Левенця, за протопопство в Полтави Иосифа Нащинского, священно-иерея Свято-Николаевскаго Мазуровскаго"

А вот Арандаренко еще приводит надпись на серебрянной чаше из Спасской церкви:
"Сей келех , надал раб Божий Иоанн Красноперов, судья Полтавский, до храму с. Спаса и с сыном своим Даниилом, за отпущение грехов своих, 1706 года месяца Марта 1."


В. Пассек. Церковь Спаса Нерукотворного, в Полтаве. Очерки России… Книга I. - С.-П., 1838. – стр. 224
[q]
…Подле этой же церкви была другая, большая и также деревянная, во имя Преображения Господня, но она сгорела, как записано в Трифологе, неизвестно чьей рукою, около 1705 г., сентября 6-го дня, и, по народному преданию, не была окончена постройкою во времена полтавской битвы, а на памяти старожилов, за ветхостию разобрана, и вся утварь и иконы перенесены из нее в описанную нами церковь Спаса Нерукотворного. На месте же, где был престол, положен большой камень, который хранится неприкосновенно. Налево от Спасской церкви, видна бедная колокольня, поставленная на нескольких столбах с кровлею от дождя.
[/q]


В. Вечерський. Пам'ятки архітектури та містобудування України. - К.: Техніка, 2000
[q]
Дерев’яну Спаську церкву зведено 1706 р. в історичному середмісті Полтави поблизу Курилівської брами настоятелем згорілої в 1704 р. Спасо-Преображенської церкви І.Світайлом. Допомогав у спорудженні церкви полтавський полковник І.Іскра.
Після сумнозвісної Полтавської битви влітку 1709 р. у цій церкві слухав подячний молебень російський цар Петро І, а біля церкви поховано загиблих захисників Полтавської фортеці.
У 1837 р. царевич Олександр Миколайович (майбутній імператор Олександр II) пожертвував кошти на збереження пам’ятки. 1845 р. за проектом харківського архітектора А.Тона навколо дерев’яної церкви з відступом від її стін змуровано “футляр” у вигляді однобаневого храму, а 1847 р. з заходу до нього добудовано муровану дзвіницю. У 1890 р. територію обведено мурованою огорожею. Дзвіницю розібрано в 1930-х роках.
Дерев’яну церкву складено з дубових брусів. Вона тридільна, з притвором-ганком, прямокутними зрубами й одним однозаломним верхом, укритим ґонтом. Перехід від четверика нави до восьмерика верху - за допомогою плоских трикутних пандатив.
Мурований “футляр” - тридольний, з прямокутними компартиментами й приземкуватою банею. Вікна - прямокутні, дверні прорізи - зі зрізаними верхніми кутами. Стіни зовні й усередині потиньковані та побілені, дахи та баня укриті покрівельною сталлю по дерев’яних кроквах і кружалах.
Спаська церква - єдиний уцілілий на Полтавщини зразок дерев’яного храму XVIII ст., один з найперший прикладів консервації історичних споруд.
[/q]
Вечерский здесь церковь называет Спасо-Преображенской. А как назвать церковь (или собор) в котором, например, 6 приделов ? 101.gif


Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Том 3. - К., Будівельник. 1985. – стр. 285
[q]
СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ, конец XVII в. Часть бывшей Преображенской церкви Крестовоздвиженского монастыря, разобранной за ветхостью в 1811 г. Боковой придел, в котором, по преданию, Петр 1 торжественно отмечал победу в Полтавской битве, решили сохранить и в память об этом историческом событии в 1837-1845 гг. над ним соорудили каменный футляр по проекту архит. А. Тона.
Сооружение деревянное, трехсрубное, с притвором с запада, одноглавое. Квадрат центрального сруба при помощи парусов переходит в восьмигранник завершения. Бабинец соединен с центральной частью полукруглой аркой-вырезом. Деревянная часть заключена в кирпичный оштукатуренный футляр, накрытый большим приземистым куполом. Вокруг деревянных стен оставлен проход.
Здание - единственный образец деревянного зодчества XVIII в. на Полтавщине.
[/q]

pga3_0923.gif

Спасская церковь. Вид с юга. План.


М. Рудинський. Архітектурне обличчя Полтави. Репринтне видання 1919 року. – П.: Метоп, 1992. - стр. 10
[q]
…Як знати по записах на крисах Анфологіона 1651 року Львивського друеу — року 1705 (6 сент.) пожежою знищено стару церкву Спаса Преображення; презвитер Спасо-Преображенський Іван Світайло, за допомогою пана Івана Іскри, купив старий деревляний храм Преображення в Полтавському Хрестоздвиженському монастирі і переніс його на місце погорілої церкви. Від року 1712 маємо незвичайно інтересні документи в сій справі – саме скаргу ігумена, панотця Єфрема Шацького до митрополита Іосифа Кроковського на Спаського попа Івана Світайла котрий задержав у себе тисячу злотих, які мусив повернути монастиреві в рахунок "зторгованої" церкви.
В роках 1810 – 11 ся церква прийшла то того стану, що більшу частину її треба було розібрати, а всі церковні речі перенести до одного з приділів, який і утворив собою нинішню церкву Спаса, і в якій служба Божа правилася до р. 1830…
[/q]


Полтавщина: Енциклопедичний довідник. За редакцією А. В. Кудрицького. – К., Українська Енциклопедія ім. М. П. Бажана, 1992. – стр. 886
[q]
СПАСЬКА ЦЕРКВА у Полтаві.
1704 поблизу Курилівської брами Полтавської фортеці згоріла Преображенська церква. 1706 настоятель Світайло за допомогою І. Іскри спорудив на її місці невелику тимчасову Спаську церкву, аз матеріалу розібраного Здвиженського собору Полтавського Хрестоздвиженського монастиря планував спорудити нову Преображенську. Невдовзі І. Світайла, який проходив у справі страчених В. Кочубея та І. Іскри, було заслано на Соловки, звідки він повернувся 1710. За цей час С. ц. набула меморіального значення. За переказами, після Полтавської битви тут відбувся молебен, на якому був присутній Петро I, на площі біля церкви 1709 поховали загиблих захисників фортеці. Поруч з С. ц. спорудили нову Преображенську. В 1811 останню розібрали, а начиння перенесли до С. ц…
[/q]


Как бы там ни было, размещались ли две церкви вместе на одном участке, сохранившийся ли это придел большей церкви, разобранной за ветхостью или же восстановленной сначала малой церковью на месте большой после пожара, а потом пристроенной к ней через время уже и большей,
но на плане города Полтавы 1783 года эта сложная конфигурация данного объекта четко прослеживается

file.php?fid=113723&key=1473941531


А по списку церквей 1776 года (см. ссылку) в городе была одна Преображенская церковь (в том смысле, что Спасской небыло еще 101.gif ). И похоже на то, что была она тоже соборною, как и Успенская, на что косвенно указывает наличие в них протопопа.
Народное предание говорит что Петр Великий, одержав победу над шведами, 27 июня, и вошедши на другой день в Полтаву, служил благодарственный молебен в церкви Спаса за спасение города. А И. Голиков в своих "Деяниях Петра Великаго…" пишет что Петр Великий после победы молился в соборном храме…
Арандаренко также пишет что "…памятник древности г. Полтавы и событий 1709 года небольшая деревянная церковь Преображения, бывшая в те времена соборною…"
101.gif

В Полтавском краеведческом музее в Зале заседаний губернского земства на главном панно "Выборы и врученние клейнодов Пушкарю", написанном художником С. Васильковским, изображена Полтава середины XVII века - а именно, площадь перед деревянной церковью, очень похожей на Спасскую, а также дом… вообщем все как на гравюре из "Записок…" Бучневича (см. выше) 101.gif

4947-27_sm.jpg


В свое время Спасскую церковь использовали как Церковь полка в честь Св. Троицы 33-го пехотного Елецкого полка
В. Котков. Военное духовенство России. – С.-П., 2003
[q]
г. Полтава. Угол Дворянской и Александровской улиц. Полк арендовал построенную в 1706 г. деревянную церковь Спаса Нерукотворного Образа. В 1847 г. рядом с храмом построена колокольня. Перед церковью был установлен памятник в честь победы над шведами 27 июня 1709 г.
[/q]

Военная энциклопедия, т. 9. СПб.: Товарищество И.Д, Сытина, 1912
[q]
…Здание церкви деревянное, об одной главе, построено в 1706 г. стараниями прихожан и О. Иоанна Светайло, настоятеля Преображенской церкви, сгоревшей в 1704 г. По повелению Императора Николая I, последовавшему в 1845 г., Спасская церковь обнесена каменным футляром для сохранения ее, как памятника, замечательного тем, что в нем, как гласит предание, - "изнемогая от голода, тесным кольцом окруженные неприятелем, полтавцы во главе со своим комендантом Келленом 4-го и 22-го июня 1709 года поклялись умереть, но не сдаваться" осаждавшим Полтаву шведам, а по другому преданию в этом же храме Император Петр Великий приносил благодарственную Богу молитву за дарованную победу над Шведами 27.06.1709 г. С восточной стороны храма, за оградой, на Дворянской улице, место отдыха Петра Великого с его подвижниками увековечено памятником, по повелению Императора Николая I. Вмещал храм молящихся до 120 человек. Колокольня устроена в 5-6 саженях от храма в 1847 г. Вся церковная утварь, принадлежавшая Спасской церкви, относится ко временам XVIII столетия; этому же времени принадлежит и стенная живопись церкви. С 1872 г. полк пользовался храмом Спаса Нерукотворенного Образа, расположенным между Дворянской и Александровской улицами и приписанным к местному собору. В ведении полка находилась еще гарнизонная кладбищенская деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы; построена в 1904 г. на средства воинских частей и добровольных пожертвований частных лиц. По штату при полковой церкви был положен один священник…
[/q]

Бучневич об этом тоже в "Записках…" пишет
[q]
Из архивных сведений консистории видно, что
с 1811 года Спасская церковь была приписною к собору;
затем с 1848 года, 4 сентября самостоятельной;
с 1852 года — приписною;
с 1862 года, 6 октября — опять самостоятельной;
с 1865 года, 31 декабря — опять приписною.
В 1875 году, по указу Полтавской духовной консистории, от 17 ноября за № 10024, Спасская церковь была предоставлена для богослужения священнику 33 пехотного Елецкого полка, квартирующего и поныне в Полтаве, который, 20 декабря 1898 года, перешел в домовую церковь, устроенную для полка в здании купца С. А. Панасенка…
[/q]



Прикрепленный файл: 1783.jpg
borisovichi
Модератор раздела

borisovichi

Сообщений: 445
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1138
ПОЛТАВІКА — Полтавська енциклопедія • Том 12 — РЕЛІГІЯ і ЦЕРКВА • М—Я
Автор ідеї та керівник проекту О. А. БІЛОУСЬКО, 2009

Стрітенська церква
стр. 515

Точна дата будівництва першої, дерев‘яної, на честь Стрітення Господнього церкви у м. Полтава на сьогоднішній день не встановлена. Знаходилася за межами Полтавської фортеці. Історики кін. XIX ст. стверджують, що її парафія існувала вже у 1684-1689 і складалася із жителів, що населяли передмісття, а сама церква знаходилася "перед гласисом" на узбіччі шляху, який вів до фортечних Київських воріт.
Узимку 1695 околиці Полтави спустошили кримські татари. Ймовірно, тоді С. ц. була зруйнована і пограбована. Проте невдовзі після цих подій вона відновила свою діяльність. Під час оборони Полтавської фортеці влітку 1709 церковна споруда, яка знаходилася за межами міських укріплень, була пошкоджена і пограбована шведськими військами.
1710 С. ц. відновила діяльність, але вже як кладовищенська, "на предградіі обретающаяся". Стояла на розі головної міської вулиці та еспланади Полтавської фортеці, перетвореної на торгову площу (тепер ріг вул. Жовтневої та Комсомольської).
1715 церкву перебудували, після чого вона стала триверхою, та повернули їй статус парафіяльної.
[Значит до этого церковь не была трехглавой, и не могла служить образом для изображенной на карте Боплана 101.gif ]
Тоді ж у ній встановлено другий вівтар в ім‘я св. Іоанна Богослова. Водночас поряд із церквою спорудили триярусну дзвіницю. 10.10.1776 церкву передано із відомства Київської до відомства Слов‘янської і Херсонської єпархії. На той час вона мала п‘ять священників, одного дяка та десять церковнослужителів. У 1781 "от ветхости храм разрушился".
На його місці 1782-1787 у стилі пізднього бароко споруджено нову С. ц., муровану, потиньковану, кубічну, п‘ятибанну, теплу. [За зразок правила полтавська Воскресенська церква - див. Срітенська церква в Полтавщина: Енциклопедичний довідник, 1992]
У плані мала рівнокінцевий грецький хрест із закругленими зовнішніми кутами. Рамена хреста мали циліндричні склепіння, яким відповідали півкруглі фронтони на фасадах. Усередині 4 потужних пілони за допомогою системи підпружних арок несли центральну і 4 бічні світлові бані. 1794 з південного боку в храмі встановили 3-й вівтар в ім‘я первомученика архідиякона Стефана. 1853 із заходу до храму прибудовано мурований двоповерховий притвор і триярусну чотиригранну дзвіницю з восьмигранним куполом і шпилем. Завдяки цьому і активному силуету верхів пам‘ятка була одною з важливих архітектурних домінант міста.
У 1776 до церковної парафії входило 200 дворів та 47 бездвірних хат. У 1902 вооділа 0,25 дес. землі під погостом. Мала церковну сторожку (містилася у приміщенні дзвіниці), два будинки для квартир двох священників, диякона та псаломщика. Діяли б-ка, церковнопарафіяльна школа (в советское время - детский кинотеатр "Салют", сейчас банк ВаБанк).

58956463.jpg

photo by Shtaket


1902 парафіян - 426 душ чоловічої, 469 душ жіночої статі;
1912 парафіян міщан, дворян, купців - 397, козаків - 120, селян - 259.
С. ц. існувала до 1929, коли релігійна громада була знята з реєстрації, а приміщення зачинено. 1932 із застосуванням вибухівки храм зруйновано, руїни розібрано.
У 1955-1957 за проектом арх. В. А. Пасічного на місці С. ц. споруджено будинок Полтавської міської ради, який пізніше зайняло об‘єднання "Полтавпромбуд" (сейчас Апелляционный суд).



Автор фото Vlad2003


Із священників відомі: Матвій Колосовський (1776), протоієрей Миколай Якович Уралов (1902, 1912, у сані з 1868, нагороджений орденом св. Володимира 4 ст. 1901), Олександр Ананійович Шереметинський (1902, у сані з 1868, нагороджений орденом св. Ани 2 ст. 1901), Іоанн Іоаннович Петровський (1912); із дияконів: Григорій Іоаннович Житний (1902, 1912, у сані з 1882); із псаломщиків: диякон Порфирій Петрович Кулик (1912), Захар Іоаннович Дегтярьов (1902, на посаді з 1895), Никифор Корнилович Рудик (1902, 1912, напосаді з 1901); із церковних старост: купець Федір Максимович Греков (1902), почесний громадянин Іоанн Йосипович Труховський (1912).

Літ.: Клировая книжка…, 1902. – С. 3;
Справочная клировая книга…, 1912. – С. 234;
Джерела…, 2004. – С. 161, 165.
В. А. Павленко, Т. П. Пустовіт.


Румянцевський перепис міста Полтава, 1765 р.
[q]
Декабря 21 дня.

243. Церковь деревянная новая во имя Стретеныя гпдня с приделом святого апостола иевангелиста Иоанна Богослова и близ оной шпиталь. В ней покой один. Наместник полтавский Иоан Станеславский.
[/q]
По изданию: Місто Полтава в Румянцевському описі Малоросії 1765-1769 рр. / упоряд., вступ. ст. і ком. Ю. Волошина. — К.: Наш час, 2012. — 576 с.
Интересная деталь: все остальные деревянные церкви, шпитали, магистрат и др. в 1765 году старые, а вот Стретенская церковь - новая 101.gif


Бучневич, В. Є. «Записки про Полтаву і її пам‘ятниках»
[q]
…До построения нынешнего Сритенского храма, на томе же мести существовал и прежде храм, тоже во имя Сретения Господня, который был с боковым престолом во имя Иоанна Богослова. Он был деревянный и трехглавый. Предание говорит, что храм этот в 1784 году от ветхости разрушился, и что разрушение это случилось в праздник Рождества Христова, через два часа после обедни. Не имея никакого повода не верить этому преданию, заметим однако ж, что указываемый им год разрушения, кажется, не совсем точен. Гораздо раньше, именно с 1782 г., производилась уже, как сказано, постройка настоящего храма, который несомненно стоит на месте старого. Следовательно, надобно думать, что последний разрушился никак не позже 1782 года. А так как в подписной книге пожертвований на постройку нынешнего храма за 1781 г., в заглавии, писанном 1 февраля, говорится о старом храме, как еще существующем то, взяв во внимание указываемый преданием день его разрушения, справедливо будет предположить, что он разрушился в конце 1781 года. Время построения прежней церкви в точности неизвестно. Из надписи на древнем Евангелии можно заключить, что она существовала уже в 1706 г. и во время Полтавской битвы находилась вне города и составляла кладбищенскую церковь *). При этой же церкви была большая деревянная колокольня, разобранная по ветхости в 1807 году, а на место ее в 1808 г. была устроена в стороне от храма небольшая колокольня на 4 столбах, существовавшая до построения нынешней…

*) В 1900 году, 9 июня и 12 сентября, по Сретенской улице, против нынешней церкви, рыли канавы для водопроводных труб и вырыли несколько человеческих черепов и костей, что ясно указывает на существовавшее здесь в XVIII столетии кладбище.

…Древних вещей в этой церкви мало. Есть старых два креста: один большой кипарисный, под слюдой, в серебряной вызолоченной оправе, с выгравированной надписью на пьедестале: "Сей крест сделан до храму Сретения Господня Полтавского мещанином Денисом Есипенком и женой его Татьяною 1776 года, декабря 14 дня". Весу в нем 4 фун. 69 золотников. Другой, меньший крест, тоже кипарисный, в серебряной вызолоченной оправе, с надписью на пьедестале: "Сей крест сделан коштом казака Сечи Запорожской, куреня Ирклеевского, Семена Письменного в город Полтаву ко храму Сретения Господня 1775 года". В нем серебра 2 фун. 54 зол.
Из Евангелий по древности замечательны:
Евангелие большое в полулист, оправленное серебром, с чеканными изображениями, печатанное в Москве 1698 г., декабря 7; поновлено в 1861 г., весит более 30 фунтов; серебро в нем 84 пробы.
Два Евангелия, в четверть листа каждое, с серебряным вызолоченным окладом, киевской печати — одно 1746, а другое 1772 года.
Евангелие в полулист, в малиновом бархате, с серебряным вызолоченным окладом, ветхое, киевской печати 1697 года. На нем, по листам, находится следующая рукописная надпись: "Року 1706, месяца сентября 4 дня, я, раб Божий Иоан Перепелица, атаман куреня Корсунского в Сечи Запорожской, по обещанию своему, надаю сие евангелие до храму Сретения Господня в Полтаве, на предградии обретающегося, которое вечными часы от предреченного храму и в нем будучого божественного престола неповинно отдалятися, а смел бы кто самовластно отчуждати и присвоевати, таковый да будет подобен Дафану и Авирону, аминь.
Писано сие на тот час бывшего войскового писаря Петра Краснокутского рукою"…
[/q]


borisovichi
Модератор раздела

borisovichi

Сообщений: 445
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1138
ПОЛТАВІКА — Полтавська енциклопедія • Том 12 — РЕЛІГІЯ і ЦЕРКВА • М—Я
Автор ідеї та керівник проекту О. А. БІЛОУСЬКО, 2009

Миколаївська церква
стр. 505

Час будівництва першої дерев’яної церкви в ім’я св. Миколая у м. Полтава на території «нової» фортеці в ур. Мазурівка невідомий. Документально підтверджено факт її існування 1669. Наступну церкву, вірогідно, було зведено на старому місці у 1680-х коштом полтавського полковника Павла Семеновича Герцика. Існувала до 28.05.1758, коли загинула під час пожежі. Невдовзі, поряд із місцем, де стояв старий дерев’яний храм, розпочалося спорудження нової мурованої церкви, яку освятили 08.05.1774. Це була хрещата у плані, тетраконхового типу, одноверха, тепла споруда. Згадується 10.10.1776 у зв’язку із передачею її із відомства Київської до відомства Слов’янської і Херсонської єпархії. На той час мала дев’ять церковнослужителів, священник і диякон – відсутні.
[Как раз в "Ведомости…", упомянутом документе 1776 года, указано что священников в Николаевской церкви было 2 и столько же - 2 дьякона]

Nikolaevskaya.jpg


Вариант реконструкции Николаевской церкви


1784 поряд із церквою спорудили муровану двоярусну дзвіницю. 1794 під час проведення ремонтних робіт дерев’яну покрівлю на храмі і дзвіниці замінили на металеву, а 1828 до вівтарної частини прибудували паламарню. 1855 церква була реконструйована. Західну дільницю розібрали, а на її місці, на кошти купця М. В. Вакуленка звели двоповерхову споруду, на другому поверсі якої облаштували Георгіївську церкву, в пам'ять однойменного храму, що знаходився в 1 чв. XVIII ст. поряд («в двадцати саженях»), на території перенесеного на Пушкарівку Покровського жіночого монастиря.
[Обратимся к "Плану г. Полтавы 1722 г." Ивана Бишева. Западнее деревянной Николаевской церкви в сторону Мазуровской башни видим довольно обширную огороженную территорию, вероятно, Покровский женский монастырь. Есть там и здание, 2-х этажное, с баней и крестом, похоже что это трапезная с пристроенной трапезной церковью. Церковь была Покровская (об этом ниже). Никаких других церквей на территории монастыря не видно. 101.gif ]
Прибудована частина в плані мала вигляд прямокутника, бокові фасади якого прорізали два яруси – на першому прямокутні, на другому – високі аркові вікна. Головний, західний фасад мав елементи візантійської архітектури, що були характерними і обов'язковими для культової архітектури II пол. XIX ст. У такому вигляді церква існувала до 1938, коли дзвіниця та споруда XVIII ст. були розібрані. Нині існує лише добудова 1855, в інтер’єрі якої збереглися сходи, які вели до Георгіївської церкви, та два ряди колон тосканського ордеру на першому поверсі. Збереглися також підмурки та частина однієї із стін дзвіниці.

x_8f4a3513.jpg




У 1776 до церковної парафії входило 210 дворів та 68 бездвірних хат. У 1902 М. ц. володіла 713 кв. саж. землі під погостом в огорожі, 0,5 дес. навколо погосту, 135 кв. саж. садибної, 1 дес. 110 кв. саж. лісної. Мала будинки для священиків та псаломщика. Діяли б-ка, жіноча церковнопарафіяльна школа.
1902 парафіян – 2072 душі чоловічої статі, 2216 душ жіночої статі; 1912 парафіян привілейованих станів – 114, міщан – 428, козаків – 500, селян – 84.

x_99f4beb5.jpg


Церква та верхні поверхи дзвіниці були зруйновані в 1930-х. Приміщення М. ц. передали технікумові деревообробної промисловості. Під час Другої світової війни 19.12.1941, богослужіння у М. ц. відновилося. У цей період засобами віруючих храм був відремонтований. По війні була зареєстрована органами радянської влади. З 20.01.1945 до закриття в 1960 належав УАПЦ. У 1960 громада знята з державної реєстрації. Приміщення використовувалося як майстерні художньо-виробничого комбінату. 1993 храм передано Миколаївській громаді УПЦ КП. Проведено розкопки фундаменту зруйнованої дзвіниці, досліджено фундаменти храму.
Офіційно громада Миколаївської церкви як громада УПЦ КП зареєстрована 29.03.1994 за № 95 по пров. Першотравневий, 3. Для релігійних відправ використовує приміщення кол. церкви (пам’ятка архітектури).
Із священиків відомі: протопіп Лука (1669), Тимофій Безотосенко (1669), [ієрей (поп) Василій Діонисієв, дячки Степан Кветницкий да Василей Варченко, понамар Козма Буровский, пономарь Леонтій Савченко, его недеиствительно служащій при церкве син Авраам Соколовский (1765, Румянцевський опис Малоросії], Феодосій Гамалія (1894), протоієрей Григорій Лукин Бєльський (1902, у сані з 1864, нагороджений орденом св. Анни 3 ст. 1901), протоієрей Костянтин Олександрович Радзієвський (1912), Митрофан Прохорович Сулятицький (1902, у сані з 1888, нагороджений скуфією 1896), Гаврило Петрович Коваленко (1912), Павло Бойко (1942-1960), ієрей Олександр Дедюхін (2008); із псаломщиків: диякон Семен Григорович Масловець (1902, у сані з 1882), диякон Михайло Григорович Симонов (1912), Олександр Андрійович Каменецький (1902, 1912, на посаді з 1884), Михайло Тимофійович Грудницький (позаштатний 1902, 1912); із церковних старост: міщанин Іоанн Омельянович Кравченко (1902), Васіль Петрович Воробйов (1902).
Зараз настоятель храму священик Олександр Дедюхін, штатний священик Роман Вакуленко.

Літ.: Клировая книжка…, 1902. – С. 3;
Справочная клировая книга…, 1912. – С. 232-233;
Джерела…, 2004. – С. 161.
РГПО, 2008. – Арк. 99.
В. О. Мокляк, В. А. Павленко, Г. Г. Пустовгар, Т. П. Пустовіт.


Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках.
2-е изд. Исправл. и дополн. Полтава. 1902 г. Стр. 246-248
[q]
В виду тесноты храма, с западной его стороны в 1855 году иждивением старосты купца Н. В. Вакуленка была сделана двухэтажная каменная пристройка и в ее верхнем этаже — теплая церковь во имя св. великомученика и победоносца Георгия, освященная в 1856 году, 29 января. Эта церковь устроена вместо существовавшей прежде того же имени церкви, которая была приписною к Николаевской, находилась в 10 саж. к западу от этой последней и построена была в 1792 г. старостой купцом Иваном Семеновичем Прокофьевым-Обхожим; в 1856 г., за ветхостью, разобрана, и все имущество ее поступило в новую церковь.
[/q]

[На планах г.Полтавы 1800, 1803 гг Георгиевской церкви возле Николаевской не видно до известного плана Полтавы 1841 г.]


ПОЛТАВІКА — Полтавська енциклопедія • Том 12 — РЕЛІГІЯ і ЦЕРКВА • М—Я
Автор ідеї та керівник проекту О. А. БІЛОУСЬКО, 2009

Полтавський Покровський монастир
стр. 535

Жіночий. Заснований 1676 поблизу Мазуровського яру під Полтавою (сучасний спуск уздовж вул. Леніна) черницями-біженками з Поділля з благословення архієпископа Чернігивського і Новгородського Лазаря (Барановича) та з дозволу полтавських міських старшин і посполитого люду. За назвою монастирської Покровської трапезної церкви обитель отримала назву Покровський Полтавський жіночий монастир. Стараннями полковника Івана Черняка 1721 всі споруди перенесено до с. Пушкарівка, де збудовано Пушкарівський Покровський, з 1762 — Пушкарівський Вознесенський монастир.

Див. Пушкарівський Покровський монастир. Пушкарівський Вознесенський монастир.


Пушкарівський Вознесенський монастир (Пушкарівський Покровський монастир).
стр. 551

Жіночий. Заснований 1721 інокинями Полтавського Покровського монастиря з благословення єпископа Переяславського Кирила (Шумлянського) та з дозволу гетьмана Івана Скоропадського в с. Пушкарівка за 3 версти від Полтави (тепер у складі м. Полтава), на землі, що належала полтавському полковнику Івану Черняку. Полковник своїм коштом відбудував обитель, яка до того часу мала, очевидно, лише дерев‘яні будівлі, і до 1762, коли в монастирі на новому місці збудували першу муровану церкву – Вознесенську, обитель називалася Пушкарівським Покровський жіночим монастирем.
Після зведення 1762 соборної Вознесенської церкви обитель одержала назву П. В. м.
1786, під час правління Катерини II, монастир залишено на власному утриманні. У такому стані обитель існувала до поч. XIX ст. (станом на 1805 у ній залишалося 22 черниці), коли П. В. м. було скасовано, а Вознесенська церква отримала статус парафіяльної. Відтоді монастирські споруди повільно руйнувалися і розбиралися. Георгієвську церкву розібрано 1810, трапезну поруч – 1823. У документах 1852 згадуються рештки цієї чернечої обителі у вигляді мурованої церкви на честь Вознесіння Господнього та розташованого поруч цвинтаря, де, згідно з переказами, була похована дочка ген. судді Василя Леонтійовича Кочубея Мотрона, яка закінчила своє життя черницею П. В. м. під іменем Марія. Як свідчать деякі джерела, могила Мотрі Кочубеївни була знищена в 1930-х, тоді ж, вочевидь, завершилося розтягнення всіх основних монастирських будівель.
Із ігуменей відомі: Серафима (1765-1768), Фекла (1768-1772), Сара (1772-1780).

Літ.: Строев, 1877. – С. 933;
Зверинський, 1892. – С. 102.
О. А. Білоусько.

[Здается мне, что как раз после 1810 разобранную деревянную Георгиевскую церковь перенесли в Полтаву и поставили возле Николаевской церкви, как раз на том месте, где раньше до 1721 был женский монастырь 101.gif ]

borisovichi
Модератор раздела

borisovichi

Сообщений: 445
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1138

А К А Д Е М И Я Н А У К С С С Р
И Н С Т И Т У Т И С Т О Р И И

Города феодальной России

Сборник статей
памяти
Н. В. У С Т Ю Г О В А

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О « Н А У К А »
М о с к в а 1 9 6 6






Л. А. Гольденберг
———————————————
План города Полтавы 1722 г. Ивана Бишева

[q]

Очертания Полтавской крепости, показанные на широко известном плане 1709 г. Полтавской битвы (так называемый План Петра I), а также все последующие картографические произведения, освещающие это событие, не передают характера крепостных сооружений и топографии города, не показывают расположения (крепостных) городских застроек[1]. Между тем все эти сведения имеют немаловажное значение при изучении осады Полтавы. К сожалению, и относящиеся непосредственно к периоду осады крепости план района расположения русских войск на левом берегу р. Ворсклы в течение мая 1709 г.[2], составленный 4 июня 1709 года, изображает только восточную часть оборонительной ограды города. Схематический крупномасштабный набросок плана “старой и новой Полтавы”[3] 1709 г., помимо показа общей конфигурации крепости, изображения бастионов, четырёх ворот, дорог и характера местности вокруг города, не несёт никакой иной специальной нагрузки. Другие письменные источники сообщают лишь общие сведения о крепости[4] и не дают, конечно, пространственных соотношений различных объектов вокруг города.
Публикуемый впервые “Чертёж города Плотав”[5], который “чертил Инженерного корпуса кондуктор Иван Бишев”, был

____________
1 ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1497; ЦГАДА, ф. 192, Картографический отдел Библиотеки Московского государственного архива МИД, д.14 (Театры войны, между российскими и шведскими войсками); Книга Марсова… Спб., 1766, план 8; “Полтавская битва”. Изд. Об-ва ревнителей военных знаний. Спб., 1909, Прил. 4; Л.А. Гольденберг. Картографические источники XVIII в. о военных действиях в 1708-1709 гг. – “Полтава. К 250-летию Полтавского сражения”. Сб. статей. М., 1959, стр.363-388.
2 ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1443, л. 1, 2; ф. 3. Главное инженерное управление, оп. 23, д. 937, л. 102; оп. 33, д. 11087.
3 ЦГВИА, ф. ВУА, д. 22368.
4 А.З. Мышлаевский. Крепости и гарнизоны южной России в 1718 г. Спб., 1897.
5 Искажение правильного написания названия города Полтавы часто встречается в историко-географической литературе и источниках XVIII в. (“Пултава”, “Плотав”, “Плотава”). В своём “отзыве о географических и картографических работах Академии наук” (1779 г.) Г.Ф. Миллер подчёркивал важность знания “настоящего правописания названий” и в качестве отрицательного примера приводил работы Делиля и Винсгейма. “Первый давал многим русским названиям французский характер, не считаясь ни с какими указаниями, второй писал в своём Землеописании то Полтава, то Плотава, потому что нашёл последнее название на какой-то иностранной карте”. (В.Ф. Гнучева. Географический департамент Академии наук XVIII в. – “Труды Архива АН СССР”, вып. 6, М.-Л., 1946, тр. 228.

425

составлен в 1722 гг. вскоре после окончания Северной войны, в связи с намечаемыми ремонтными работами по укреплению крепости[6].
План размером 64 х 55,5 см вычерчен на четырёх склеенных листах. Масштаб и ориентировка не указаны. Иллюминован: дороги, мосты и крепостная ограда раскрашены жёлтой, речка – светло-зелёной, ров – серой красками. Отмывкой показаны овраги: с восточной стороны и внутри города. Последний делил Полтаву на две неравные части. Судя по взаиморасположению башен и оврагов, на плане север находится внизу, восток слева. Весь город кругом, как показывает план, был обнесён оборонительной оградой, состоящей из рва и вала[7]. Обрывистая и крутая восточная сторона крепости не нуждалась в дополнительном укреплении – план правильно это отражает, не показывая рва со стороны реки Ворсклы[8]. Зато внутри города по восточному склону городского оврага во время осады шведами осаждённые выстроили внутреннюю ограду, которая протянулась, как наглядно видно, через весь город от Басмановской башни до Подольских ворот.
Общее очертание крепости, в действительности слегка вытянутой по линии юг-север, на плане несколько искажено. Излишне прямолинейными вычерчены северная и южная стороны крепостной стены. План И. Бишева, основанный на глазомерной съёмке, естественно, не лишён недостатков, но ценность его как исторического источника, прежде всего, заключается в том, что он является первым и до сих пор единственным достоверным графическим изображением города первой четверти XVIII в. Промеры, произведённые составителем плана по периметру городских стен, носят уникальный характер: ни один из источников XVIII в. не приводит подобных данных.
Перспективным и полуперспективным рисунком отдельных домиков и кварталов на плане изображены городские строения, а также важные в военном отношении ориентиры - церкви (“церковь соборная”, “церковь Воскресения”, “церковь Николая”). Название одной из церквей (западнее Воскресенской) не обозначено. Отдельные домики севернее соборной церкви, по-видимому, изображают торговые лавки[9]. От этой торговой площади прямо к Киевской башне ведёт “Мостовая улица”. В западной части города показаны дороги, идущие к Подольской, Мазуровской и

____________
6 ЦГВИА, ф. 3, оп. 33, д. 11086.
7 Составной частью ограды является также и палисадник, не обозначенный на плане, но существовавший в действительности. См. план Полтавы Василия Кутузова (конец 20-х годов XVIII в.).— БАНОР, № 781.
8 Следует отметить, что в экспозиции Военно-инженерного музея (Москва) на изготовленном по непроверенным источникам макете Полтавской крепости восточная часть оборонительной ограды не отличается от остальных её сторон.
9 На одном из планов Полтавы (1748 г.) на этом же месте показаны “ряды и лавки”. – ЦГВИА, ф. 3, оп. 33, д. 11089.

426

file.php?fid=101425&key=1351238683

Басмановской башням, и мосты. Один мост перекинут через речку и овраг, другой – от стоящей на Мазуровской горе церкви на дорогу (к Мазуровским воротам).
Помимо обозначения городских построек центральное место на плане занимает изображение крепостных сооружений – башен, ворот с указанием их наименований и расстояний между ними. На западе, откуда в мае 1709 г. шведами велись подрывные работы, показана “Мазуровская башня” от которой до “Глухой башни 292 сажен”. От “Глухой башни”, стоящей возле оврага, до Подольских ворот обозначено 62 сажени, а от ворот до одноимённой башни – 26. Характерный юго-восточный выступ Подольской башни был измерен по окружности “мера кругом 78 сажен”. Расстояние в 158 сажен дало измерение от Подольской до Крыловской башни, а от последней до безымянного[10] северо-восточного бастиона – 73 сажени. “Вся 110 сажен” была длина от бастиона до Спасской башни, а от неё до Киевской башни – 62 сажени. От Киевской до Басмановской башни 21 сажен и, наконец, протяжённость оборонительной ограды от Басмановской до Мазуровской башни “мерою 170 сажен”.
Следует отметить, что на плане не показаны все существовавшие в то время “городовые ворота”, как-то: Киевские, Спасские, Крыловские, Мазуровские. Очевидно, составитель плана полагал их существование при соответствующих башнях само собой разумеющимся. В то же время отмечены только Подольские ворота, связывающие город с его предместьем – Подолом.
В целом план города Полтавы И. Бишева является новым и содержательным источником по истории Северной войны.

____________
10 На плане 1748 г. – “Чернецкий бастион”. Там же показаны, правда, без указания расстояний между ними, Киевский бастион, Полтавский полубастион (на месте “Басмановской башни” плана Бишева), “Мазуровский раскат”, ещё один Чернецкий бастион (на плане Бишева между Глухой и Мазуровской башнями), Подольский бастион. Кроме того, обозначены: «Святые церкви, провиантской магазеин”, артиллерийские цейхгаузы, пороховые погреба, знатные домы, обывательские домы, предместье, нижний форштат, прозываемой Подол».

[/q]


radmila70

Санкт-Петербург
Сообщений: 8415
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1018
Есть почтовая открытка до 1914
Hermann Vogel Герман Фогель
Париж
Писали из Полтавы philasearch 1901
---
Если поискать в архиве, можно найти что-то интересное. Если поискать в частной коллекции - что-то уникальное.
aderrod
Новичок

Ижевск
Сообщений: 6
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 2
Добрый день!

Кто-то знает как сейчас называется Бабичевский переулок ?
← Назад    Вперед →Модератор: borisovichi
Вверх ⇈