Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

В мир иной ушла Воскобойникова Н.П.


← Назад    Вперед →Модератор: Tasha56
KSS

KSS

Москва
Сообщений: 109
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 237
В РГАДА стоит некролог Воскобойниковой Наталье Петровне.
Она умерла в декабре 2012 года в возрасте 91 года.
Воскобойникова Наталья Петровна - кандидат исторический наук, историк крестьянства, археограф, источниковед, специалист в области исторической генеалогии.
Автор более 100 научных публикаций широкого тематического и хронологического диапазона. Заметное место в ее научном творчестве занимает история церковных учреждений, особенно на севере Европейской части Русского государства.

О научной и историко-генеалогической деятельности.

Первая научная публикация Н. П. Воскобойниковой вышла в Археографическом ежегоднике за 1966 год (М., 1968). Исследовательница напечатала 25 актов конца ХVI–ХVII вв. из родового архива крестьянской семьи Артемьевых - Хлызовых из Плесовской волости Яренского уезда. В октябре 1973 г. в Институте истории СССР АН СССР (сейчас Институт российской истории РАН) под руководством А. А. Зимина Наталья Петровна защитила кандидатскую диссертацию «Писцовые и переписные книги конца ХVI — начала ХVIII в. как исторический источник по социально - экономической истории и географии Яренского уезда». Наталья Петровна посвятила цикл источниковедческих статей писцовым описаниям отдельных местностей Русского Севера — Вологды, Великого Устюга, Тотьмы, Великого Новгорода, Сольвычегодского (Усольского) и Двинского уездов. Практически во всех писцовых и переписных книгах содержится многоплановый материал по истории храмов, приходов, монастырей, по составу причта и материальному положению приходского духовенства.
В 1986 г. Н. П. Воскобойникова опубликовала жалованную тарханно-несудимую односрочную и проезжую грамоту Ивана IV Спасо-Преображенскому Сойгинскому монастырю 1546 г. (монастырь находился в Плесовской волости Яренского уезда). Исследовательница обнаружила 2 наиболее ранних списка этой грамоты (1678 и 1684 гг.) и сопоставила их со списком ХVIII в.из ф. 834 Российского государственного исторического архива. К истории Сойгинского монастыря Н. П. Воскобойникова обратилась также в статье «Писцовые и переписные книги Яренского уезда ХVI–ХVII вв. как исторический источник», использовав опубликованную С. Шумаковым сотную с писцовых книг И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева 1585–1586 гг. (Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1905. Кн. 3. Отдел 4 (Смесь). С. 17–20), в которой содержатся сведения о погостах, храмах, пашне и угодьях, крестьянских оброках, монастырском и церковном имуществе. Другая сотная на вотчину Сойгинского монастыря — с писцовых книг 1628 г.— была обнаружена и опубликована Натальей Петровной годом раньше в книге «Документы по истории народа коми: Писцовые и переписные книги Яренского
уезда ХVII в.» (Сыктывкар, 1985).
В «Каталоге писцовых книг Русского государства», составителем которого являлась Воскобойникова, она каталогизировала писцовые книги Вологодского, Двинского, Каргопольского, Кеврольского, Кольского, Мезенского, Пустозерского, Сольвычегодского, Тотемского, Устюжского и Яренского уездов. Затем к этому списку добавились описания уездов Приуралья — Кунгурского, Чердынского и Соликамского, а также Устюжножелезопольского уезда, занимавшего промежуточное положение между Замосковным краем и Русским Севером. Трудно переоценить значение этой кропотливой научно - справочной работы для изучения социально-экономической и церковной истории десятков уездов России в ХVI–ХVIII вв. Издание включает содержательные вводные статьи, в которых излагается история землеописательных и землеустроительных мероприятий в каждом уезде, историко - географические справки об административно!территориальном делении, именные и географические указатели. В последних заметное место занимает информация о погостах, церквах и монастырях.
Образцом комплексного исследования являются разработки Воскобойниковой истории сельских поселений, которые велись с привлечением писцовых и переписных книг, материалов ревизий, списков населенных мест ХIХ – ХХ вв., разнообразной картографической и землеустроительной документации. При разработке истории Яренского уезда в статье «К истории поселений Яренского уезда в конце XVI — начале XVIII в.» исследовательница раскрыла значение погостов как центров округов и как мест, где находились церкви и дворы церковного причта, раскрыла роль погостов в христианизации этого отдаленного края, населенного народом коми и вместе с тем ставшего районом русской крестьянской колонизации. Н. П. Воскобойникова описала многообразие внутриуездных административно-территориальных единиц, центров локальной истории — погостов, погостцев, волостей, земель (Вымская земля, Сысольская земля и др.).
В исследованиях, посвященных Кеврольскому и Яренскому уездам, как ни в каких других, отчетливо сказалась органическая связь научно-исследовательской и археографической работы Натальи Петровны. Она обнаружила в РГАДА отрывки писцовой книги Яренского уезда 1628 г. и опубликовала их одновременно с обширной переписной книгой уезда 1646 г. В издании комплекса писцовых описаний 1628 г. особую ценность представляет сотная на вотчину Вологодского архиерейского дома. При изучении сельских поселений Кеврольского уезда Наталья Петровна, не ограничиваясь корпусом писцовых и переписных книг с 1623 г., обратилась за списками поселений в Нижнетоемской и Пинежский райсоветы Архангельской области. Будучи заядлой путешественницей, беззаветно влюбленной в Русский Север, она обошла все сохранившиеся населенные пункты этого края, зарисовала все уцелевшие церкви и часовни, беседовала с жителями, что позволило ей учесть местную устную топонимическую традицию. Н. П. Воскобойникова подчеркивала важность составления списков населенных пунктов по всем уездам Русского Севера, необходимость детального описания и фотографирования исчезающих на наших глазах деревень.
Наталья Петровна внесла значительный вклад в изучение самобытной культуры Русского Севера. В этой связи следует отметить ее работы по истории церковного строительства в регионе. В 1977 г. она издала в табличной форме писцовую книгу Кеврольского уезда 1623 г., содержащую ценные сведения о храмах, составе причта, размерах церковного землевладения, видах налогов. В 1995 и 1998 гг. в Москве и Архангельске она опубликовала обширные статьи о церквах Кеврольского уезда в ХVI–ХХ вв. Обе работы основаны на тщательном изучении нескольких десятков фондов в архивах Москвы и Петербурга, Архангельска и Вологды. Ценность проведенного исследовательницей сплошного изучения источников о приходах с ХII в. уясняется с учетом того обстоятельства, что известное специалистам «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (1890 г.) представляло их главным образом на конец ХIХ в. Воскобойникова же установила существование более половины из них еще в ХII в., поскольку они упоминались в церковном уставе новгородского князя Святослава Ольговича 1136/37 г., а затем в описаниях Двинских земель 70-х гг. XV в., в актовых, делопроизводственных, переписных и землеустроительных материалах ХVI–ХIХ вв.
Наиболее достоверными документами о возведении и перестройке храмов и колоколен в ХVIII–ХIХ вв. автор считает акты осмотра местности и чертежи, переписку с Архангелогородской губернской консисторией о рассмотрении и утверждении проектов и смет. Более краткими являются ежегодные рапорты благочинных. Исследовательница также обратилась к клировым ведомостям, содержащим сведения о церковном причте и о численности населения прихода, а также к описям церковного имущества, алтарным книгам, благословенным, храмозданным и ставленым грамотам, прошениям населения о строительстве и освящении храмов.
К ХVII в. церковноприходская структура на Пинеге вполне сложилась. Н. П. Воскобойникова тщательно проследила изменение форм деревянной архитектуры приходских церквей, обстоятельства возведения церквей и часовен, а также состав поселений каждого из 20 приходов, картографировав их. К середине ХVII в. в Кеврольском уезде из 27 церквей 6 были клетскими, остальные — шатровыми, к началу ХIХ в. клетскими были 7 храмов, шатровых церквей насчитывалось 24 (разновидностью последних автор считает
«шатер на крещатой бочке»). Шатровыми были также колокольни. В статьях о церковном строительстве Наталья Петровна показала в том числе экономическое положение храмов на Пинеге. В среднем размеры церковных наделов были невелики — до 7 четвертей пашни и более 20 четвертей сенных покосов, что сближало сельское духовенство в материальном отношении с крестьянством. Крестьяне могли завещать храмам деревни, земли, дворы на помин души либо за получение денежной или хлебной ссуды. Практиковался обмен церковными деревнями.
Разрабатывавшаяся Н. П. Воскобойниковой тематика существенно обогатила крестьяноведение как комплексную научную дисциплину, поскольку раскрыла многие стороны духовной и социальной жизни крестьянства на севере. Исследовательница привела имена пинежских посадских людей и крестьян, на средства которых возводились деревянные и каменные храмы: Дружина и Сильвестр Щепоткины, Г. И. Щепоткин, А. С. Лыткин. В истории приходов отразились местные религиозные традиции. В заметке о Веркольском приходе Наталья Петровна отметила, что он существовал с 1577 г., когда были открыты мощи св. Артемия Веркольского. Гробница с мощами святого в 1639–1691 гг. стояла в часовне, построенной с северной стороны Николаевской церкви, которая сгорела в 1639 г. В деревне Ежемень того же прихода имелась еще одна часовня во имя св. Артемия. После переноса приходских церквей на другой берег реки Пинеги 1-я часовня осталась на территории Веркольского монастыря.
В продолжение данного исследования Наталья Петровна подробно изучала историю строительства часовен в Мезенском уезде. Этим она существенно дополнила данные, представленные в работах М. И. Мильчика и Н. П. Лютиковой, внимание которых было сосредоточено главным образом на описании сохранившихся до нашего времени часовен и их архитектуре. Наталья Петровна раздвинула хронологические рамки и на более широкой документальной базе максимально полно учла сведения о тех часовнях на погостах, которые были утрачены (сгорели, разобраны за ветхостью), связала их строительство с фактами местной истории (неурожаи, эпидемии, пожары, падеж скота и проч.).
В 2000 г. на состоявшейся в Вологде научной конференции «Региональные аспекты исторического пути православия», посвященной 2000-летию христианства, исследовательница сделала интересный доклад о строительстве часовен в Кеврольском уезде в ХVII–ХХ вв. К началу ХХ в. здесь насчитывалось более 50 часовен, такое строительство отражало устойчивую местную традицию. Раннее упоминание о часовнях в Кеврольском уезде относится к 1610 г.— в деревне Ершевской Пиринемского прихода. Здесь, согласно устному преданию, покоились мощи местночтимой св. Параскевы, сестры св. Артемия Веркольского. К 1610 г. относится известие о строительстве Екатерининской часовни в Чакольском приходе, которая скорее всего существовала с ХVI в. В Спасо-Преображенском приходе в 1648 г. около входа в холодную церковь Преображения была построена часовня, где находились мощи местночтимого св. Сергия Пинежского. Часовни во имя святых Прокопия Устюжского и Варлаама Хутынского свидетельствуют о почитании на Пинеге этих подвижников. Затронула Наталья Петровна и вопрос о строительстве часовни св. Параскевы в селе Сура, на месте рождения св. Иоанна Кронштадтского.
Тщательной проработкой материала отличаются небольшие статьи Н. П. Воскобойниковой о церковном строительстве в Яренском уезде и на Усть-Выми в ХVI–ХIХ вв. (Воскобойникова Н. П. К истории строительства Благовещенской и Стефановской церквей на Усть-Выми // Крестьянство Вычегодского края в ХVII–ХIХ вв.: Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Архангельск, 1999. С. 6–7; она же. К истории церковного строительства на Усть-Выми // Там же. С. 7–9). В приложении ко 2-й статье исследовательница опубликовала рядную запись на построение деревянного собора во имя архангела Михаила в вотчине Вологодского архиепископа на Усть-Выми в 1683 г. История возведения церквей и часовен на территории Ленского района Архангельской губернии была рассмотрена исследовательницей более чем за трехвековой период в работе «История церковного строительства на территории Ленского района Архангельской области (Яренский уезд) в ХIV–ХХ вв.», посвященной 2000-летию Рождества Христова. Источниковую базу работы составили великокняжеские грамоты конца ХV в., Вычегодско- Вымская летопись, писцовая и переписная документация с 1585 г., материалы генерального межевания Яренского уезда за 1784–1786 гг., клировые ведомости из фондов Великоустюжской и Вологодской духовных консисторий середины ХVIII — начала ХХ в. Для периода ХIХ — начала ХХ в. Н. П. Воскобойникова привлекла проекты и сметы на сооружение каменных церквей, которые утверждались в епархиях. Исследовательнице удалось практически исчерпывающе установить ход церковного строительства на Вычегде с момента христианизации этого края до начала ХХ в. Наиболее ранние факты церковного строительства на Вычегде, выявленные автором в Вычегодско-Вымской летописи, относятся ко времени прп. Стефана Пермского (1389 г.), затем к 1450 г. Воскобойникова использовала также жалованные грамоты ХV в., в которых упоминались отдельные церкви и приходы, в частности один из древнейших — Троицкий Вожемский, откуда происходит Зырянская икона Живоначальной Троицы. Она ввела в научный оборот ряд документов о церковном строительстве на городище Усть-Вымь — первоначальном центре Пермской епископии. В часовне при церкви, посвященной свт. Стефану Пермскому, покоились Пермские епископы Герасим, Питирим и Иона. Исследовательница выявила память обновления усть!вымского храмового комплекса в 60!х гг. XVII в., отразившую сбор средств для восстановления церкви в Устюге Великом, Соли Вычегодской, Холмогорах, Архангельске. На погосте Цилибская Гора находилась часовня с гробницей ученика прп. Стефана Пермского Димитрия Цилибского. В Спасском приходе в церкви во имя вмц. Екатерины под спудом почивали мощи основателя Спасо!Преображенского Сойгинского монастыря Симона.
По яренской сотной грамоте 1608 г. исследовательница проследила соотношение клетских и шатровых церквей в уезде, их географическое распространение. Комплексное рассмотрение источников позволило Наталье Петровне сделать интересные наблюдения о времени появления трапезных и колоколен в храмах, а также проследить ранний этап каменного строительства
(начало 1700-х гг.). По наблюдениям автора, шатровое строительство, несмотря на его неоднократные запреты, на севере практиковалось и во 2-й половине — конце ХVIII в., а шатровые деревянные церкви на погостах не всегда разбирались и некоторое время сосуществовали вместе с каменными. В ХIХ в. возводились небольшие одноэтажные трехчастные одноглавые деревянные
церкви с встроенной колокольней. Каменные церкви в ХIХ в. обычно имели трапезную. Н. П. Воскобойникова отметила посвящения храмов: свт. Николаю Чудотворцу были посвящены 4 церкви, Преображению Господню, Воскресению, Успению Пресвятой Богородицы, вмч. Георгию — по 3 церкви, вмц. Екатерине, пророку Илии и архангелу Михаилу — по 2 храма. Исследовательница выявила сведения о 28 часовнях на территории Ленского района, их географическое расположение и посвящения. По своей форме большинство часовен были амбарного типа, но с более высокими крышами и луковичными главками, увенчанными крестами.
Наталья Петровна привела сведения о состоятельных крестьянах и купцах Яренского уезда, на средства которых возводились каменные церкви,— А. Ивакине, И. Жданове, А. Новосёлове, Ф. Попове, Ф. Петрове, П. А. Осколкове. Евангелисту Луке — небесному покровителю ктитора храма купца Луки Иосифова Новосёлова — был посвящен придел в Воскресенской церкви в Яренском городке. Воскобойникова отметила имена современных ревнителей православия: на средства уроженца погоста Урдома Виктора Успасских по проекту архитектора Владимира Подгорного была построена Казанская церковь, которую 14 августа 1999 г. освятил Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II.
Большое значение имеет наблюдение Н. П. Воскобойниковой о сплошной грамотности священнослужителей в 1!й четверти ХVIII в., сделанное на основе источников по Яренскому уезду. Из дьячков грамотными были более половины, среди пономарей часто встречались неграмотные. Сравнительно высокий уровень грамотности отмечен также у посадского населения Яренска (30–50%) (Воскобойникова Н. П. К вопросу о грамотности северного крестьянства в 1-й четверти ХVIII в. // Вклад северного крестьянства в развитие материальной и духовной культуры: Тезисы годичного собрания Проблемного объединения и Северного отделения Археографической комиссии. Вологда, 1980. С. 41–43).
Для разработки источниковой базы церковной истории имеют большое значение составленные Н. П. Воскобойниковой обзоры архивных фондов. В обзоре фонда Новгородской четверти РГАДА исследовательница указала документы по истории новгородских Спасо-Хутынского и Николо-Вяжищского монастырей, соликамских Вознесенского и Спасо-Пыскорского монастырей, церкви Петра и Павла в Каргополе, сыскные материалы о старообрядцах в Важском, Каргопольском, Олонецком, Соликамском уездах, на Вятке (Воскобойникова Н. П. Обзор материалов по истории северного крестьянства в фонде Новгородской четверти ЦГАДА // Проблемы истории крестьянства Европейской части России (до 1917 г.): Межвузовский сборник научных статей. Пермь, 1982. С. 3–19). В обзоре фонда Устюжской четверти исследовательница отметила источники по истории Тотьмы и Тотемского уезда в ХVII в.; в обзоре имеется раздел, посвященный храмам, где указаны выписи о выдаче церковным причетникам милостыни из таможенных и кабацких доходов города, дела о строительстве новых церквей на месте сгоревших, челобитные о выдаче церковной руги, дела о владении церковным имуществом, о межевании церковных и монастырских земель и проч. (Воскобойникова Н. П. Обзор материалов ЦГАДА по истории г. Тотьмы и Тотемского уезда в ХVII в. // Проблемы историографии и источниковедения истории Европейского Севера: Межвузовский cборник научных трудов, посвященный профессору Петру Андреевичу Колесникову. Вологда, 1992. С. 136–144).
Наталья Петровна внесла вклад в разработку истории ряда севернорусских монастырей. Она ввела в оборот офицерскую опись 1764 г. сольвычегодского Введенского монастыря, основанного не позднее 1570 г. братьями Яковом, Григорием, Семеном Строгановыми. Воскобойникова подробно рассмотрела организацию монастырского хозяйства, вопросы социально-экономического и демографического развития монастырской вотчины (Воскобойникова Н. П. Офицерская опись как источник по истории хозяйства сольвычегодского Введенского монастыря середины ХVIII в. // Проблемы изучения традиционной культуры Севера (К 500-летию г. Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992. С. 119–126).
Н. П. Воскобойникова участвовала во многих коллективных археографических работах. Так, в 2003 г. в обширном издании «Писцовые и переписные книги Великого Новгорода» (составитель И. Ю. Анкудинов) она опубликовала писцовую книгу Торговой стороны Новгорода 1685/86 г., в которой содержится много интересных сведений о материальном положении и составе семей городского духовенства, о приобретении ими дворов и мест дворовых, а также о дворах, подворьях и садах в Новгороде Иверского Валдайского, Саввина Вишерского, Кириллова монастырей. Уникальной частью опубликованного источника является описание имущества церкви во имя св. Иоанна Крестителя на Большой Славенской Пробойной улице. Обстоятельная разработка переписных книг и материалов 4 ревизий Яренского уезда в ХVIII в. позволила Н. П. Воскобойниковой изложить демографические сведения о сельском духовенстве на протяжении длительного времени. В переписной книге Усть-Сысольского уезда 1707 г. приведены сведения о 32 погостах по реке Сысоле и верховьям реки Вычегды, названы церкви и даты их строительства. Информация о дворах церковного причта дана и в переписной книге Яренского уезда 1710 г. В ходе проведения 1-й ревизии заштатные церковные причетники были записаны в крестьяне, что привело к общему сокращению данной категории населения. Сведения о храмах Воскобойникова отметила и в анализе материалов генерального межевания Яренского уезда в 1784–1786 гг. С 1780 г. центрами волостей вместо погостов стали села. Использованная исследовательницей исчерпывающая источниковая база по Яренскому уезду за ХVI–ХVIII вв. позволила обосновать важный вывод о продолжавшемся в ХVIII в. хозяйственном освоении этого обширного края, которое выразилось в появлении новых деревень (рост в 2,4 раза) и даже волостей, укрупнении сельских поселений, а также в появлении заводов на реке Сысоле(Воскобойникова Н. П. Динамика народонаселения Яренского уезда в ХVIII в. // Традиции и новации в народной культуре Коми (Труды Института языка, литературы и истории. № 28). Сыктывкар, 1983. С. 96–106).
С конца 60-х гг. ХХ в. Н. П. Воскобойникова сотрудничала с созданными в 1967–1968 гг. в Вологде Проблемным объединением по аграрной истории Европейского Севера СССР и Северным отделением Археографической комиссии Академии наук СССР. В соавторстве с вологодскими исследователями П. А. Колесниковым и Ю. С. Васильевым ею подготовлены к печати сотные на посад Устюжны Железопольской 1567 и 1597 гг. Эти статьи и публикации содержат ценные сведения о формировании церковноприходской структуры города.
---
Архивный поиск в РГАДА, ГАРФ, ЦИАМ. Командировки в любой областной архив РФ.
https://svyatlanik.taplink.ws/
Лайк (3)
KSS

KSS

Москва
Сообщений: 109
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 237
У меня где-то были её фото, но почему-то сейчас не могу найти. Если найду - выложу.
---
Архивный поиск в РГАДА, ГАРФ, ЦИАМ. Командировки в любой областной архив РФ.
https://svyatlanik.taplink.ws/
Доня
ушел из жизни 26.02.2019 года. Светлая память!

Доня

алейск алтай
Сообщений: 2906
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2369
Спасибо Светланка вам .Царство небесное замечательному человеку .Жаль у меня на севере не было родичей.
---
Иванов -воспитанник Московского Воспитательного дома, учителя Ярославки,Тастубы,Месягутово,Миасса,Москвы .А также Жаворонковы, Кочушковы, Козьмины ,Масленниковы Златоустовского уезда
FTDNA 249066. R1a-YP310* YF06830
http://toporov.info/webtrees/inde
Лайк (1)
kras

kras

г.Москва
Сообщений: 2140
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1975
Светлая память Наталье Петровне! Удивительный был человек, Историк-Архивист с Большой буквы, настоящая легенда ЦГАДА!
Пусть земля будет ей пухом!
---
Все личные данные,мои и моих предков,размещены на сайте добровольно.
Изюмские, Минины, Некоз (Кубань), Красовские, Соколовские, Бобашинские, Толвинские, Юревич, Истомины, Окулич-Казарины, Бениславские, Буйницкие (Витебская губерния), Ламтихины
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Модератор: Tasha56
Генеалогический форум » Календарь памятных дат » Мемориал » В мир иной ушла Воскобойникова Н.П. [тема №47156]
Вверх ⇈