Петровский Петровський Пятроўскі Piоtrowski Petrauskas
Кубанские станицы Бакинская и Старонижестеблиевская, Керчь, Таганрог, Новочеркасск, Динабург/Краслава, Витебск, Ковно/Каунас, Харбин, Ейск, Владикавказ, Москва, Киев, Екатеринодар/Краснодар, Алексеевский Горячий Ключ/Горячий Ключ
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
29 марта 2022 12:24 Петровский Фома, пономарь Места служения / Должности Дата начала Дата окончания Место служения, сан, должность 15.10.1868 Минская губ., Игуменский уезд, с. Капланцы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, пономарь 15.10.1868 Минская губ., Минский уезд, с. Замосточье, Николаевская церковь, пономарь Литература Минские епархиальные ведомости. 1868. № 20, отд.офиц. С. 263 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8776/ | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
29 марта 2022 12:27 Петровский Федор Иванович, священник Дата рождения: 1884 Место рождения: Гродненская губ., с. Дубно Дата смерти: 17.2.1938 Место смерти: Московская обл., Бутовский полигон Места служения / Должности Дата окончания Место служения, сан, должность янв. 1938 Московская обл., Верейский р-н, с. Дуброво, священник. Совершал тайные богослужения на дому Преследования 12.1.1938 арестован 14.2.1938 приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «контрреволюционной агитации, восхвалении фашистского строя» 17.2.1938 расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой 20.7.1989 реабилитирован прокуратурой Московской обл., по году репрессии: 1938 Литература Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans Русская Голгофа. Бутово : месяцеслов-синодик. М., 2005 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/7509/ | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
29 марта 2022 12:36 Петровский Алексей Тимофеевич, протоиерей Дата рождения: 1818 Дата смерти: 23.1.1867 Место смерти: г. Саратов, погребен на Воскресенском кладбище г. Саратова Родственники отец — Петровский Тимофей, причетник с. Пакиничи, Рославльского уезда, Смоленской губ. жена — Петровская (Терсинская) Екатерина Григорьевна (ум. не ранее 1869) тесть — Терсинский Григорий Никифорович, протоиерей сын — Петровский Владимир Алексеевич (ум. в 1869), окончил Саратовскую духовную семинарию по 1-му разряду (в 1865) и Петербургскую духовную академию (в 1869) сын — Петровский Григорий Алексеевич, обучался в среднем отделении Саратовской духовной семинарии (на 1867) сын — Петровский Петр Алексеевич, окончил Саратовское духовное училище по 1-му разряду (в 1866), Саратовскую духовную семинарию по 1 разряду (в 1872) сын — Петровский Сергей Алексеевич (род. в 1858), окончил Саратовское духовное училище по 1-му разряду (в 1871), Саратовскую духовную семинарию по 1-му разряду (в 1877) и Петербургскую духовную академию. Преподаватель истории всеобщей и русской в Тульской духовной семинарии (с 7.1882); смотритель Саратовского духовного училища (с 9.1896). Статский советник. Награды: ордена св. Анны 2 и 3 степени, св. Станислова 3 степени, св. Владимира 4 степени сын — Петровский Иван Алексеевич, окончил Саратовское духовное училище по 1-му разряду (в 1877) и 1-ый класс Саратовской духовной семинарии по 1-му разряду (на 1878) сын — Петровский Евгений Алексеевич, окончил Саратовское духовное училище по 1-му разряду (в 1879) и 4-ый класс Саратовской духовной семинарии по 1-му разряду (на 1883) другие дети — 3-и дочери Образование Дата поступления Дата окончания Учебное заведение Комментарий 1839 Смоленская духовная семинария 1839 1843 Киевская духовная академия окончил курс со степенью магистра Рукоположение / Постриг / Возведение в сан 22.9.1844 рукоположен во священника 1850 возведен в сан протоиерея Места служения / Должности Дата начала Дата окончания Место служения, сан, должность 21.10.1843 не ранее 1844 Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Нерукотворно-Спасская церковь, священник (с 22.9.1844), профессор по чтению Священного писания и соединенных с ним предметов в высшем и среднем отделениях (21.10.1843–29.10.1848) не ранее 1844 не позднее 1850 Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Введенская церковь, священник не позднее 1850 23.1.1867 Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Нерукотворно-Спасская церковь, протоиерей (с 1850). Ректор Саратовского духовного училища (29.10.1848–1864); член Саратовской духовной консистории (с 18.10.1849); профессор Саратовской духовной семинарии (1864–23.1.1867); цензор Саратовских епархиальных ведомостей (с 1865) Награды 1845 право ношения набедренника 1849 право ношения скуфьи 1853 благословение Святейшего Синода «за усердную и полезную духовно-училищную службу» 1854 право ношения камилавки 1858 право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого 1862 орден св. Анны 3-й степени орден св. Анны 2-й степени Другие сведения После окончания курса Киевской духовной академии в 1843 году, Алексей Тимофеевич Петровский был определен в Саратовскую духовную семинарию профессором по чтению Священного писания и соединенных с ним предметов, в высшем и среднем отделениях. Когда Алексей Тимофеевич поступил на службу «в ней все шло каким-то рутинным, схоластическим ходом, в существе дела хорошим, но уж слишком обыденным: ученики едва не наперед знали, что и от кого они услышат на лекциях завтра. Вдруг являются в заведение два молодых наставника: один из Киевской академии на священное писание, это… А. Т. Петровский, другой — из Петербургской академии, на догматическое богословие в параллельном классе, это И. Г. Т. [ Иван Григорьевич Терсинский]... Оба даровитые, оба магистры, оба с живым даром слова, с неутомимым стремлением к преподаванию, с добрым, симпатическим отношением к ученикам, — они произвели чистый фурор и очарованье в заведении, дотоле спокойно и самодовольно наслаждавшемся рассчитанным, размеренным шагом определенных уроков, экзаменов, переводов и выпусков. Начальство отнеслось к ним, за их даровитость и усердие к службе, со всем вниманием и благорасположением; сослуживцы полюбили их, как младших ревностно деятельных братьев; ученики полюбили их, как умных, образованных и любящих старших братьев, и руководителей. Они благоразумно соединили в своем преподавании и метод академический и метод семинарский: поговоривши несколько минут в классе в форме лекции, они каждый день требовали от учеников отчета в уроках. Постоянно объясняли все непонятное для учеников, предоставив право каждому ученику спрашивать о том, чего он не понимает. Кроме того, они позволяли ученикам ходить к себе на дом за советами, за указаниями учебных пособий и источников для сочинений; приглашали лучших учеников даже на стакан чая… Словом, ученики не знали цены этим незабвенным и бесценным наставникам: это были для них авторитеты мысли, благородства и правды» (Некролог). В 1844 году, по приглашению епископа Иакова (Вечеркова), Алексей Тимофеевич был рукоположен во священника к Саратовской Нерукотворно-Спасской церкви, при которой он служил почти все время, до конца своей жизни; только один год и несколько месяцев он находился при Введенской церкви, откуда по открытому и единодушному прошению прихожан, снова возвращен был в прежний приход. В 1848 году, Алексей Тимофеевич, по собственному прошению, был перемещен из профессоров семинарии на должность ректора Саратовского духовного училища. Большое семейство, состоящее из жены и девятерых детей, вместе с возрастающим повышением цен на все жизненные припасы, заставили Алексея Тимофеевича, в 1864 году, оставить спокойную должность ректора Саратовского духовного училища, и снова, через 16 лет, занять должность профессора семинарии, сначала — по Логике и Психологии, а потом — по Нравственному, Пастырскому и Обличительному богословию, «так как оклад жалованья профессорского, незначительный сам по себе (257 р. 40 к.), все-таки превышает оклад училищного ректора (150 р. 15 к.). В 1865 году, с открытием местных епархиальных ведомостей, он [ Алексей Тимофеевич Петровский] назначен был цензором ведомостей». (Некролог) Умер Алексей Тимофеевич Петровский на 49 году жизни. Сочинения В чем состоит истинная свобода человека? / Прот. А. Петровский // Саратовские епархиальные ведомости. 1865. № 12. С. 9–15 Автор: Петровский А., протоиерей Окончательная победа христианства над язычеством при св. равноапостольном царе Константине / Прот. Петровский // Саратовские епархиальные ведомости. 1865. № 20. С. 12–19 Автор: Петровский А., протоиерей Почему многие из нас проводят жизнь свою не по Христиански? / Протоиерей А. Петровский // Саратовские епархиальные ведомости. 1865. № 31. С. 6–14 Автор: Петровский А., протоиерей Литература Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII–ХХ вв. С. 841–842 Автор: Лежнина И. И. В память о покойном о. протоиерее Г. Н. Терсинском / А. Л. // Саратовские епархиальные ведомости. 1869. № 24, отд. неофиц. С. 683–693 Некролог : [Протоиерей Алексей Тимофеевич Петровский] // Саратовские епархиальные ведомости. 1867. № 9. С. 415–425 Саратовские епархиальные ведомости. 1865. № 2. С. 5 ; № 14. С. 5 Саратовские епархиальные ведомости. 1866. № 28. С. 998 ; № 28. С. 1010 ; № 31. С. 1082 ; № 36. С. 1237 Саратовские епархиальные ведомости. 1867. № 3. С. 68 ; № 5. С. 130, 134 ; № 6. С. 212–213 Саратовские епархиальные ведомости. 1868. № 15, отд. офиц. С. 234 Саратовские епархиальные ведомости. 1869. № 24, отд. неофиц. С. 691 Саратовские епархиальные ведомости. 1870. № 8, отд. неофиц. С. 232, 234 Саратовские епархиальные ведомости. 1872. № 15, отд. офиц. С. 356 Саратовские епархиальные ведомости. 1874. № 14, отд. офиц. С. 270 Саратовские епархиальные ведомости. 1877. № 25, отд. офиц. С. 342 Саратовские епархиальные ведомости. 1878. № 25, отд. офиц. С. 235 Саратовские епархиальные ведомости. 1879. № 27, отд. офиц. С. 148 Саратовские епархиальные ведомости. 1883. № 25, отд. офиц. С. 162 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/9640/ | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
29 марта 2022 12:47 Петровский Сергей Петрович, протоиерей Дата рождения: 21.9.1881 Место рождения: Симбирская губ., Симбирский уезд, с. Степное Анненково Дата смерти: 16.1.1933 Место смерти: г. Ульяновск. Похоронен на на Воскресенском кладбище Родственники отец — Петровский Петр Григорьевич, диакон мать — Петровская (Воецкая) Пелагия Алексеевна (1858 – 8.7.1921, с. Репьевка-Космынка Симбирского уезда) жена — Петровская (Расторгуева) Надежда Дмитриевна (ум. в 1933, Ульяновск). Венчание состоялось 30.6.1903. Дочь сенгилеевского купца Димитрия Яковлева Расторгуева Образование Дата поступления Дата окончания Учебное заведение Комментарий 1892 1897 Алатырское духовное училище 1897 1903 Симбирская духовная семинария окончил по 1-му разряду Рукоположение / Постриг / Возведение в сан 6.7.1903 рукоположен во диакона 17.1.1904 рукоположен во священника 1917 возведен в сан протоиерея Места служения / Должности Дата начала Дата окончания Место служения, сан, должность 6.7.1903 23.12.1903 Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Алатырский уезд, с. Кувакино, диакон. Определен на данное место 13.6.1903 17.1.1904 окт. 1904 Самарская и Ставропольская епархия, Самарская губ., Самарский уезд, с. Бобровка, священник. Заведующий и законоучитель Кинельской двуклассной школой окт. 1904 8.11.1906 Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Карсунский уезд, с. Пятино, священник 8.11.1906 1929 Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Сенгилеевский уезд, с. Карлинское, Покровская церковь, протоиерей (до 1917 — священник). С 1906 по 1918 — заведующий и законоучитель Карлинской двуклассной учительской школой. С 21.9.1907 — член благочиннического совета 4-го округа Сенгилеевского уезда. С 1908 — руководитель Карлинского общества трезвости. Участник и докладчик Всероссийского противоалкогольного съезда (Москва, 6–12 августа 1912 г.). Награды 1910 право ношения набедренника 1911 право ношения скуфьи 1913 право ношения камилавки 11.2.1915 право ношения наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества, награжден за «выдающуюся пастырскую деятельность и насаждение трезвости», в честь 6-летия существования при Покровской церкви с. Карлинского приходского общества трезвости 11.2.1924 право ношения палицы Преследования сент. 1929 арестован, по обвинению в «антисоветской агитации» сент. 1929 – янв. 1930 находился в заключении Фотографии Священник Сергий Петровский. Фото из семейного архива М. К. Расторгуевой Священник Сергий Петровский. 1913 г. Фото из семейного архива М. К. Расторгуевой Священник Сергий Петровский (сидит второй слева) с отцом — диаконом Петром Петровским (слева от него), матерью, сестрами и братом. Фото из семейного архива М. К. Расторгуевой Сводка из архивного следственного дела № 179 по обвинению священника с. Карлинского Поповского р-на Петровского Сергея Петровича, 19.9.1929–11.11.1929 гг. // Архив УФСБ Ульяновской обл. Д. П-3265. Л. 1 Мемориальная доска на здании школы в с. Карлинском, где отец Сергий Петровский был заведующим и законоучителем (с 1906 по 1917). Фото из семейного архива М. К. Расторгуевой Другие сведения В 1908 г. успешно сдал экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию, но по просьбам прихожан отказался от переезда в Санкт-Петербург. В декабре 1908 г. отец Сергий создал православное Карлинское общество трезвости. 105 крестьян дали клятвенное обещание воздерживаться от спиртного. Общество издавало листовки, открыло Дом трезвости, приобретало и пропагандировало соответствующую литературу. Получило разрешение епархии принимать в члены общества не только своих прихожан, но и всех, обращающихся за помощью. За четыре года популярность общества возросла настолько, что к 1912 г. в его состав входило уже около 4 тысячи человек. Священник Сергий Петровский, как характерезовал его деятельность Обер-Прокурора Святейшего Синода, представляя «за выдающуюся пастырскую деятельность и насаждение трезвости» к награде «золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества» в 1915 г. «примером собственной жизни, и постоянными устными наставлениями, и печатными брошюрами, утверждая свою паству в воздержании от употребления спиртных напитков… содействовал прекращению среди нее пагубного пьянства и насаждению добрых христианских навыков» (Дело о Высочайшем пожаловании ... Л. 2). С начала 1925 г. протоиерей Сергий Петровский стал одним из лидеров борьбы с обновленчеством и григорианством, влияние которого было особенно сильным в Симбирской епархии. В сентябре 1929 г. был арестован по ст. 58-10 УК РСФСР. Жену с сыновьями выгнали из дома, построенного Петровскими в с. Карлинском в 1926 г. Обвинители вину священика представляли следующим образом: «1928 г., в Ульяновский окружной отдел ОГПУ стали поступать сведения о том, что проживающий в с. Карлинское Поповского р-на священник-благочинный Петровский Сергей Петрович, пользуясь большим авторитетом ссреди верующего населения, в церковной сторожке, без ведома на то местных властей, созывает собрания верующих, где производит беседы религиозного характера ... После каждой беседы по населению с. Карлинска ходили слухи провокационного характера, говорили о предстоящей войне с Китаем, свержении Советской власти, о крестьянских волнениях... В момент хлебозготовительных кампаний, Петровский распустил слухи о том, что Советское правительство непосильными налогами умышленно преследует духовенство, имея при этом цель ликвидации церквей по всему Союзу, что коммунисты всевозможными налогами разорили крестьянство, и врезультате сельское хозяйство не поднимается, а наоборот с каждым годом становится все менее и менее. Этой агитацией последний старался вызвать недовольство среди крестьянских масс на проводимые мероприятия власти и партии в селе» (Архивное следственное дело № 179 по обвинению священника с. Карлинского Поповского р-на Петровского Сергея Петровича, 19.9.1929–11.11.1929 гг. // Архив УФСБ Ульяновской обл. Д. П-3265. Л. 14). Особое Совещание при Коллегии ОГПУ вернуло обвинительное заключение в Ульяновск «на доследование», а так как обвинения, предъявляемые отцу Сергию были беспочвенны, а сам он к тому времени тяжело заболел (туберкулез, малярия), в январе 1930 г. был освобожден. Приютил отца Сергия с семьей брат Леонид, незадолго до этих событий вынужденный покинуть с. Степное Матюнино, где он служил в сане иерея, и уехать с семьей в Ульяновск. После смерти в октябре 1930 г. архиепископа Иоакима (Благовидова) церковь была практически уничтожена. Семья отца Сергия бедствовала в тесноте, нищете и болезнях. Единственным кормильцем семьи стал сын Сергей, устроившийся счетоводом в «Соцтранс». Отец Сергий писал об этом времени: «...в периоды просвета от тяжелой болезни добывал себе кусок хлеба сам: и лопатой в садах, и топором на разных починках в этих же садах». В августе 1932 г., в надежде поправить свое здоровье кумысом, отец Сергий поехал в Башкирию, на должность счетовода в мясосовхозе, но поездки по пастбищам для пересчета скота в сырую осеннюю погоду окончательно сломили его здоровье. Он умер 16 января 1933 г., в возрасте 51 года. В составлении биографической статьи использованы сведения, предоставленные внучатой племянницей отца Сергия Петровского — Марией Кирилловной Расторгуевой. Архивные источники Архивное следственное дело № 179 по обвинению священника с. Карлинского Поповского р-на Петровского Сергея Петровича, 19.9.1929–11.11.1929 гг. // Архив УФСБ Ульяновской обл. Д. П-3265. Л. 1, 14,15 Дело о Высочайшем пожаловании священнику Симбирской епархии Сергею Петровскому наперсного креста из Кабинета Его Величества, (16.1.1915–11.2.1915 г.) // РГИА. Ф. 796. Оп. 200. Д. 23. 5 л. Дело об открытии в селе Карлинском Сенгилеевского уезда Общества трезвости : [рапорта, доклады священника Покровской церкви села Карлинского и уставы приходского общества трезвости] за 1908 год, 17.12.1908–24.1.1917 гг. // ГА Ульяновской обл. Ф. 134. Оп. 3. Д. 1039. 47 л. Отчет о деятельности Карлинского общества трезвости за 1909 год // ГА Ульяновской обл. Ф. 134. Оп. 3. Д. 1118. Л. 50 – 51 об. Отчет о деятельности Карлинского общества трезвости за 1910 год // ГА Ульяновской обл. Ф. 134. Оп. 3. Д. 1118. Л. 35 – 37 об. Почтительнейший доклад Его Преосвященству, Преовященнейшему Вениамину (Муратовскому), епископу Симбирскому и Сызранскому от председателя Карлинского общества трезвости, священника Сергия Петровского, 15.12.1912 // ГА Ульяновской обл. Ф. 134. Оп. 3. Д. 1039. Л. 39 – 39 об. Рапорт группы духовенства VIII округа Ульяновской епархии и уезда Его Преосвященству Преосвященному Виссариону, епископу Ульяновскому с просьбой о награждении правом ношения митры благочинного округа протоиерея Сергия Петровского, 13.4.1926–23.6.1926 г. // ГА Ульяновской обл. Ф. Р-3022. Оп. 1. Д. 344. Л. 1 – 2 об. Сообщение благочинного 8-го округа Ульяновского уезда Ульяновской епархии протоиерея Сергия Петровского Ульяновскому епархиальному совету старо-церковного течения, 15.8.1926 г. // ГА Ульяновской обл. Ф. Р-3022. Оп. 1. Д. 332. Л. 49 – 49 об. Сообщение благочинного 8-го округа Ульяновского уезда Ульяновской епархии протоиерея Сергия Петровского Ульяновскому епархиальному совету старо-церковного течения, май 1926 г. // ГА Ульяновской обл. Ф. Р-3022. Оп. 1. Д. 324. Л. 31–31 об. Сочинения Алкогольный вопрос при свете переживаемых событий // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 17, отд. неофиц. С. 461–465 ; № 18, отд. неофиц. С. 477–483 Автор: Петровский С., протоиерей Будь всегда трезвым! // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 7/8, прил. 4 с. Автор: Петровский С., протоиерей В борьбе за народную трезвость, Одесса, 1914. 23 с. В борьбе за народную трезвость. Ульяновск, 2019. 271 с. «В мире скорбни будете» (Иоан. 16, 33) // Симбирские епархиальные ведомости. 1906. № 14, отд. неофиц. С. 452–457 Автор: Петровский С., протоиерей Великое русское горе Дела, дела больше! // Симбирские епархиальные ведомости. 1911. № 8/9, отд. неофиц. С. 324–329 Автор: Петровский С., протоиерей Деятельность Карлинского общества трезвости за 1914 год. Симбирск, 1914. 17 с. Доклад священника Сергия Петровского, в Симбирскую Духовную консисторию, о значении Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 20, отд. неофиц. С. 774–776 Автор: Петровский С., протоиерей Епархиальная летопись // Симбирские епархиальные ведомости. 1910. № 4, отд. неофиц. С. 92–93 Автор: Петровский С., протоиерей Из дневника священника : (К семилетию Карлинского общества трезвости) // Симбирские епархиальные ведомости. 1916. № 1, отд. неофиц. С. 17–20 Автор: Петровский С., протоиерей Как быть? // Симбирские епархиальные ведомости. 1906. № 19, отд. неофиц. С. 604–609 Автор: Петровский С., протоиерей Карлинское общество трезвости // Симбирские епархиальные ведомости. 1910. № 2, отд. неофиц. С. 32–40 Автор: Петровский С., протоиерей Краткая записка о том, как вести уроки трезвости в начальной школе : (Опыт противоалкогольного обучения), Симбирск, 1914. 26 с. Автор: Петровский С., протоиерей Мечты и жизнь // Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 9, отд. неофиц. С. 287–292 Автор: Петровский С., протоиерей Моя автобиография : [протоиерей Сергий Петрович Петровский (1881–1933)], 1920–1925 гг. // Личный архив М. К. Расторгуевой. 91 л. Автор: Петровский С., протоиерей На юбилейном торжестве // Симбирские епархиальные ведомости. 1913. № 12, отд. неофиц. С. 513–520 Автор: Петровский С., протоиерей Незабвенно былое // Духовный собеседник. 2000. №2(22). С. 130–164 Несколько слов перед свежей могилой : (К кончине о. Н. И. Богоявленского) // Симбирские епархиальные ведомости. 1915. № 10, отд. неофиц. С. 436–438 Автор: Петровский С., протоиерей О сооружении «Дома трезвости» // Симбирские епархиальные ведомости. 1913. № 14, отд. неофиц. С. 582–587 Автор: Петровский С., протоиерей Об усилении трезвенного движения в пределах родной Епархии : (К дням епархиального съезда 1915 года) // Симбирские епархиальные ведомости. 1915. № 11, отд. неофиц. С. 478–482 Автор: Петровский С., протоиерей «Образи бывайте стаду!» (1 Петр 5, 3) // Симбирские епархиальные ведомости. 1905. № 22, отд. неофиц. С. 579–584 Автор: Петровский С., протоиерей Образовательно-паломническая экскурсия учеников второклассной школы в Москву и Троице-Сергиеву Лавру // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 20, отд. неофиц. С. 763–770 Автор: Петровский С., протоиерей Организация обществ трезвости, как одна из радикальных мер борьбы с народным алкоголизмом : (Доклад Всероссийскому противоалкогольному Съезду, бывшему в Москве 6-12 августа 1912 г.) // Симбирские епархиальные ведомости. 1912. № 23, отд. неофиц. С. 895–903 Автор: Петровский С., протоиерей Открытие «Дома трезвости» в селе Карлинском : (Из доклада Его Преосвященству Преосвященному Вениамину, священника Сергия Петровского) // Симбирские епархиальные ведомости. 1913. № 13, отд. неофиц. С. 560–563 Автор: Петровский С., протоиерей Отрадное явление : (Посвящается окончившим семинарию) // Симбирские епархиальные ведомости. 1910. № 17, отд. неофиц. С. 557–560 Автор: Петровский С., протоиерей Поездка в Белгород // Симбирские епархиальные ведомости. 1911. № 23, отд. неофиц. С. 850–852 ; 1912. № 1. С. 11–13 ; № 2. С. 39–42 Автор: Петровский С., протоиерей Поучение в день «Праздника трезвости» (8 апреля 1914 года) // Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 6, прил. С. 1–7 Автор: Петровский С., протоиерей Путь к трезвости Пьянство — могила семейного счастья. Одесса, [1912]. 14 с. Автор: Петровский С., протоиерей Речь в день праздника трезвости Счастье просветления // Симбирские епархиальные ведомости. 1911. № 13, отд. неофиц. С. 477–480 Автор: Петровский С., протоиерей Литература Воспоминания Татьяны Алексеевны Громовой / Записано М. К. Расторгуевой. Ульяновск, 2019 Автор: Громова Т. А. Записная тетрадь диакона П. Г. Петровского за 1872–1919 гг., с посмертной записью, сделанной сыном, протоиереем С. Петровским, весной 1919 г. // Личный архив М. К. Расторгуевой Автор: Петровский П., диакон Самарские епархиальные ведомости. 1904. № 24, часть неофиц. С. 1161 Симбирские епархиальные ведомости. 1903. № 13, отд. офиц. С. 177, 190 Симбирские епархиальные ведомости. 1904. № 2, отд. офиц. С. 19 Симбирские епархиальные ведомости. 1905. № 7/8, отд. офиц. С. 139 Симбирские епархиальные ведомости. 1906. № 22, отд. офиц. С. 410 Симбирские епархиальные ведомости. 1907. № 20, отд. офиц. С. 328 Симбирские епархиальные ведомости. 1908. № 16, отд. офиц. С. 501 Симбирские епархиальные ведомости. 1911. № 20, отд. неофиц. С. 727–728 Симбирские епархиальные ведомости. 1915. № 1, отд. неофиц. С. 40–44 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/13670/
      | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
30 марта 2022 9:28 Российская империя > Черниговская губерния > Конотопский уезд > Бахмач (местечко) https://ru.wikipedia.org/wiki/Бахмачhttp://surnameindex.info/news/?tag=бахмачhttps://www.familysearch.org - Бахмач https://www.familysearch.org - Бахмач https://www.familysearch.org - Bakhmach Бахмач, Бахмачская волость, Конотопский уезд Бахмач, Бахмачский район, Черниговская область Бахмач, Нежинский район, Черниговская область (с 2020) Бахмач, Ніжинський район, Чернігівська область Вознесенская церковь 1907-1911 - священник Степан Случевский 1907 - псаломщик Дмитрий Попов 1908-1911 - псаломщик Степан Любарский Воскресенская церковь 1804-1805 - священник Петр Григорьевич Лукашевич (1747 г. р.) 1804-1805 - священник Иосиф Тимофеевич Дончевский (1776 г. р.) 1805 - диакон Максим Петрович Лукашевич (1778 г. р.) 1805 - дьячок Яков Тимофеевич Соловецкий (1763 г. р.) 1805 - пономарь Павел Тимошевский (1787 г. р.) Успенская церковь 1804-1805 - священник Степан Тимофеевич Вербицкий (1744 г. р.) 1805 - священник Яков Васильевич Рахинский (1758 г. р.) 1805 - дьячок Иван Тимофеевич Зражевский (1758 г. р.) Некоторые фамилии жителей м. Бахмач (Вознесенская церковь, 1904-1911): Аксененко Антоненко Багай Басанец Бельский Богданенко Больбух Бридковский Верещак Гривко Гурин Девятуха Дорош Журило Занкович Иванько Карпал Кириченко Киян Ковалевский Коваленко Кошель Лазун Лапа Лебедка Лесун Мороз Онищенко Паристый Пирог Полешук, Полещук Пошокинский Руденко Савенко Сахно Свищ Соловецкий Степанов Таран Татаренко Тригер Усенко Федоренко Фурса Шетюк Шиш Некоторые фамилии жителей м. Бахмач (Воскресенская церковь, 1805): Антоненко Багай, Багаенко Басанец Беленко Береговый Бойко Бондаренко Бридкий, Бридкый Верба Волосюк Галат Глушко Гмира Гора Горбачевский Гришко, Грищенко Гурин Данченко Деденко Дорош Дробот Журило Заганяйло Замерлий, Замерлый Иванько Калюжный Кеда Кириченко Кисель Киян Кобизкий, Кобизкый Ковеня Колесник Кондусь, Кондусенко Копа Корпало Косенко Котляренко Кошелик Кошель Кравец Красной Кужель Кулинич Левченко Лесенко Лесун Лизун Литвин Любименко Мазковый Масич Мицик Мушура Мякота Нецкий Новобранец Онищенко Перестий, Перестый Пивовар Пирог Примак, Приймак Резун Романенко Рубан Саенко Саханский Сергиенко Сова Спичак Стецун Стус Тенетник Тимошенко Торба Хам Чорноус Шватченко Швачка Шиш Шливечка Яременко Некоторые фамилии жителей м. Бахмач (Успенская церковь, 1805): Авдик Барановский Белан Белоцерковский Бибик, Бибиченко Бирченко Боженко Бойченко Бурич Волошин Гойдонко Гоюченко Гришко Гусаков Данко Добриця Дубина Дудка Жметко Калченко Колодка, Колодчевский Кулаковский Куценко Линник Лисоконь Лященко Малигон Матвеенко Михайленко Москаленко Мурич Набока Носач Овдеенко Огиренко Орел Паристий, Паристый Петренко ПетровскийПечеричний Плюта Покотило Полях Приймак Припахайло Радванский-Глушанинов Ракович Резун Рисюк Романенков Руденко Салинский Сергиенко Страшний Ткаченко Ушкало Хилчевский Хобта Храпенко Цап Черный Чернявский Чухрай Шаповаленко Шевченко Шостака Шулженко Ямщиков Яненко Янович http://www.surnameindex.info/i...index.html | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
30 марта 2022 9:30 Российская империя > Черниговская губерния > Нежинский уезд > Синяки (Синяково, Григоро-Ивановка, Нежинское) https://ru.wikipedia.org/wiki/...я_область)http://surnameindex.info/news/?tag=синякиhttps://www.familysearch.org - Синяки https://www.familysearch.org - Sinyaki Синяки, Талалаевская волость, Нежинский уезд Григоро-Ивановка, Нежинский район, Черниговская область (1939—2016) Нежинское, Нежинский район, Черниговская область Ніжинське, Ніжинський район, Чернігівська область Константино-Еленинская церковь 1782 - священник Федор Пантелеймонович Губский 1788-1808 - священник Василий Федорович Губский (1747 г. р.) 1808 - дьячок Иван Васильевич Губский (1784 г. р.) 1808 - пономарь Петр Васильевич Губский (1793 г. р.) 1831 - священник Иван Федорович Бордонос 1883 - священник Николай Крещановский 1883 - исп. долж. псаломщика Степан Гордиевский Некоторые фамилии жителей с. Синяки (1812, 1883): Березняк Бицкий, Быцкий Богдан Бойко Болоха Борисов Бриченко Быхов, Быховец Быцкий Василенко Вербенко Волощенко Гавриш Галатов Гвоздев Година Горленок Градобик, Градобык Гусев Есипенко Загнеев Иванюк Коваленко Коверец Компанец Компанченко, Конпанченко Костюк, Костюченко Кравченко Красновид Красновский Куриленко Курочка, Курочкин Кутяк Кутян Ластовец Липорог Литвиненко Мажай Минка, Мынка, Мынкин Мирошниченко Мищенко, Мыщенко Москаленко Наконечный Небесный Непийвода Нестеренко Никитченко Ночовка Опанасенко Орел, Орленко Остапенко Отрощенко Пасечник ПетровскийСардак Семененко Сидоркин Сича Скрибка, Скрибкин, Скрибченко Сорока Старицкий Трохименко Трусов Труш Холявка Хоменко Циба Чепурный, Чепурной Черненко Шапка Шарно Шлаган Шостка Шувкун http://www.surnameindex.info/i...index.html | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
30 марта 2022 9:33 Российская империя > Полтавская губерния > Роменский уезд > Калиновка https://ru.wikipedia.org/wiki/Калиновка_(Роменский_район)http://surnameindex.info/news/?tag=калиновкаhttps://www.familysearch.org - Калиновка https://www.familysearch.org - Kalinovka Калиновка, Хмеловская волость, Роменский уезд, Полтавская губерния Калиновка, Роменский район, Сумская область Калинівка, Роменський район, Сумська область Покровская церковь до 1790 - священник Даниил Базилевич (ум. до 1790) 1790 - священник Петр Яковлевич Холодович (1729 г. р.) 1790 - дьячок Иван Яковлевич Холодович (1737 г. р.) 1790 - пономарь Степан Данилович Базилевич (1753 г. р.) 1854-1857 - священник Иван Корнеевич Маркевич (1800 г. р.) 1857 - диакон Александр Ефимович Сидоренко (1805 г. р.) 1895 - священник Андрей Георгиевич Галковский (1912 - заштатный) 1895 - псаломщик Евгений Васильевич Терешкевич 1912 - священник Иван Григорьевич Григоренко 1912 - псаломщик Семен Гречка 1912 - церковный староста Авраам Сербин (казак) Некоторые фамилии жителей с. Калиновка (1857): Азаренко Алексеенко Бабенко Бабкин Бебих Беленко Богославец Бойко Бондаренко Величко Ворона, Воронин Ганага Гапоченко Гараган Гарасько Гергель Головка Голуб Гузь Давиденко Дворцовой, Дворцовый Деркач Жданов Жуков Зайцов Зенченко Золотарев Иващенко Кабанец Ковтун Козаченко Коломиец Кондратенко Костенко Кочура Кошик Крамаренко Криштофович Кукало Кулик, Куликов Лещенко Липуха Литвяченко Маркевич Матюшенко Мимоход Михно Московец Найден Негроенко Николенко Онуфриенко Павлюков Панченко Парень Перепелятник Петик ПетровскийПилипенко Прийма Приймак Римарь Романенко Рябко Савичев Савойский Сапитон Сахно Севирин Седько Сербин Сербинович Сидоренко Ситник Сохан, Сохань Стешенко Терехтович Ткаченко Тумак Турчинов Урусский Федорцев Хлюр Холод Хоменко Чухно Шапарь, Шапарев Шкет, Шкеть Шлапко Шульга Яковенко http://www.surnameindex.info/i...index.html | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
31 марта 2022 18:23 Часопіс “Гістарычная Брама” №1 (22), 2004 «Шалаш поэтов» В начале 30-х годов Арсений Заяц примкнул в Пинске к радикальной группе националистически настроенной русской молодежи, в которую входили в основном люди творческие: поэты, журналисты, художники, музыканты и т.п. Свой литературно-художественный кружок они называли «Шалаш поэтов». В отчете польской полиции о русском движении в Полесском воеводстве (ф.1, оп.9, д.1182, л.238) читаем: «(...) Библиотека Ключеновича, расположенная при его книжном магазине, уже ряд лет является пунктом сбора русской националистической молодежи, рекрутируя ее из бывших воспитанников местной русской гимназии, а также выпускников заграничных высших учебных заведений, составляя собой элемент, непримиримо враждебный польской государственности. Вид Пинска (Свято-Федоровский собор), открытка. Вид Пинска (Свято-Федоровский собор), открытка. Художник Иван Димич Во главе этой молодежи стоят начинающие литераторы и «артисты», владелец библиотеки и книжного магазина Михаил Ключенович, Дмитрий Майков, Василий Коротышевский (заключенный в тюрьму во время прохождения обязательной службы в войске польском за антипольские выступления), Арсений Заяц, художник, приехавший год назад из Парижа, Павел Бурченко и Павел Щербачевич, студенты университета в чешской Праге. Эти люди собираются в библиотеке Ключеновича с целью совместного чтения литературных произведений будь-то авторов-монархистов, находящихся в эмиграции, будь-то собственные произведения и проводят литературные, философско-религиозные и политические диспуты. Этим кружком опекается инженер Константин Петровский, главный представитель черносотенного «Братства Русской Правды» в Пинске, а также Николай Березницкий, издатель еженедельника «Пинский Голос», которые привлекли членов кружка для работы в издательстве, а редакцию поместили в библиотеке Ключеновича. Опека над этой группой молодежи Петровского, а также вовлечения ее для работы в журнале, целью которого является пробуждение национального чувства среди «русских крестьян Полесья», повлияло сильно на амбиции молодежи, которая с еще большей страстью начала развивать свою национальную акцию и литературную. Эти юноши во время забав и вечеринок, устраиваемых старшим поколением, группируются вокруг отделения Русского Благотворительного Общества, произнося речи, в которых обвиняют старшее поколение в пассивности и сонливости, и укоряют его за нежелание работать на национальном и политическом поле. Эти выступления вызвали то, что несколько молодых людей в свое время вышли из отделения Русского Благотворительного Общества и начали против него враждебную кампанию, однако через некоторое время столкновения удалось уладить и группа молодых «активистов» снова вошла в Русское Благотворительное Общество, образуя в нем специальный «Кружок русской молодежи». (...) Со времени нахождения редакции «Пинского Голоса» в библиотеке Ключеновича, происходят там четверги - специальные заседания, на которых сотрудники читают свои статьи и литературные произведения. Одновременно каждый вечер собираются в библиотеке много лиц с целью чтения газет, а также проведения диспутов, что Ключенович и его сторонники используют с целью распространения пропаганды «национальных лозунгов». Литературно-художественный кружок русской молодежи просуществовал до конца 1935 года, когда под давлением польских властей его руководители Василий Коротышевский и Дмитрий Майков вынуждены были выехать из Пинска. А Михаил Ключенович еще раньше (6 марта 1933 года) был выслан в СССР, где погиб в сталинских лагерях. Еще перед самой ликвидацией кружка мы видим Арсения Зайца на его заседаниях во время очередного приезда из Франции осенью 1934 года. Далее дадим портреты руководителей и опекунов «Шалаша поэтов». Михаил Ключенович Нашу портретную галерею начнем с самой загадочной личности, даже фамилия которого в документах встречается в двух вариантах Ключенович и Ключанович. Вначале предложим его характеристику, данную польской полицией (ф.1, оп.2, ед.хр.1182, л.276). Михаил Ключенович Михаил Ключенович Ключанович Михаил, сын Василия и Ольги, родился 20 ноября 1901 года в Старобине Слуцкого уезда (Россия), холост, православный, белорус, иностранец с неустановленным гражданством, в последнее время владелец русской библиотеки в Пинске. В 1920 году служил в антибольшевистских белорусских подразделениях, а после окончания польско-советской войны поселился в Пузичах в Лунинецком уезде. В 1922 году как подозреваемый в антигосударственной деятельности был выселен из Лунинецкого уезда и поселился в Пинске, где вначале работал в кинотеатре «Казино» как кассир и билетер. Через несколько месяцев создал общественную русскую библиотеку и одновременно начал литературную деятельность, выдал несколько брошюр на русском и белорусском языках туманного содержания, рассматривал религиозно-моральные и общественно-обычаевые темы. Он является религиозным фанатиком со специфической верой: убежден, что призван к исполнению «великого мессианства» падения большевистского строя в России с помощью всемирного союза братьев-христиан. Производит впечатление тронутого умом на фоне своей веры и таким его считает большинство пинского общества. В политическую жизнь вступил в 1925 году, активно участвовал в организации ячеек Белорусской крестьянско-рабочей громады, а также пинского отделения Белорусского кооперативного банка. В 1928-1929 годах, несмотря на то, что включился в русское движение, поддерживал тесные контакты с руководителем пинского секретариата Белорусского крестьянско-рабочего депутатского клуба, помогал ему в пропаганде лозунгов этого клуба. После ликвидации секретариата порвал полностью с белорусским движением и начал русификаторскую деятельность. В августе 1930 года устанавливает тесные контакты с активнейшими представителями русской колонии в Пинске и по случаю выборов в городской совет вместе с инженером К.Петровским, П.Хиничем и Б.Гейхрохом принимает активное участие в агитации в пользу списка № 12 под названием «Русские люди». Его деятельность имела черты откровенной враждебности к польскому государству и культуре. Его библиотека вскоре становится центром для активистов-русских. Собираются там представители русской молодежи, воспитанной в монархическом духе, которую Ключенович старается организовать и с этой целью приступает в сентябре 1930 года к созданию «Духовного христианского братства» (власти отказали в легализации этого общества). Одновременно ведет акцию, имеющей целью выставить в Пинском округе русский список кандидатов в депутаты сейма. Из неизвестных источников получил некоторые средства и значительно расширил свою библиотеку, закупая ряд изданий. В 1931 году совместно с Хиничем и инж. Петровским старался об основании в Пинске русской газеты, а потом был членом редакционного комитета еженедельника «Под небом Полесья», позднее «Пинского голоса», которым предоставил помещение библиотеки под редакцию. Перед всеобщей переписью населения вел агитацию среди местного населения за декларирование русского языка как родного. Боролся с деятельностью местного отделения Русского Благотворительного Общества, обвиняя его в слабой активности и очень медленном стремлении к достижению конечной цели: национального самосознания крестьян в русском духе и привлечения их в союз братьев-христиан. Был в этом поддержан радикальным крылом русской молодежи, которую подстрекал своими статьями и разговорами в редакции «Пинского Голоса» к агрессивным выступлениям. Решением полесского воеводы от 29.03.1933 года как иностранец без гражданства был лишен права пребывания в Полесском воеводстве, однако это распоряжение не применили, а после денежного штрафа составлял жалобы маршалу Пилсудскому, министру внутренних дел и делегату Лиги Наций Галлати, стремясь получить отмену распоряжения. Когда же распоряжение не было отклонено, ликвидировал свои дела в Пинске, продал библиотеку В.Коротышевскому и потребовал высылки его в СССР (перед этим хлопотал о легальном выезде в СССР). Выехал из Пинска 6 марта 1933 года. Уточним ряд моментов в биографии Ключеновича. Он служил рядовым в армии генерала Станислава Булак-Балаховича. Возможно Михаил учился в Слуцкой белорусской гимназии, где директором был Радослав Островский. Существует какая-то связь между ними. В начале 20-х годов Островский жил в Пинске, работал в польско-американском комитете помощи детям. Неслучайным было его нахождение в Пинске. Рядом, в Лунинце, тогда размещался штаб антибольшевистской белорусской повстанческой организации «Зялёны Дуб». А Островский был связан с местным православным священником Василием Минкевичем, сын которого Николай был женат на Галине - дочери белорусского деятеля. Священник был лидером русских монархистов в Лунинецком уезде. Ключенович жил тогда в этом же уезде на польско-советской границе. Может, он был связан с «Зялёным Дубам»? Возможно, в этом заключалась его антигосударственная деятельность, за которую он был выслан из приграничной зоны. Осенью 1921 года в Лунинецком уезде были поляками разоружены отряды «Зялёнага Дуба». Сразу после этого Ключенович оказывается в Пинске, а Островский становится управляющим имения Орехово под Малоритой. А рядом на лесопилке в селе Пожежин работало около ста бывших военнослужащих армии Балаховича, а в самом Бресте находилась еще большая группа солдат и офицеров во главе с братьями Булак-Балаховичами. Не забудем, что Радослав Островский являлся министром просвещения в белорусском правительстве, созданном генералом Станиславом Булак-Балаховичем во время полесского похода 1920 года. Кроме того под Малоритой жили видные русские монархисты Маймескулы, Ерогины, Троекуровы-Лыщинские и т.д. Вообще существует множество примеров удивительных связей русских монархистов и деятелей белорусского движения во 2-й Речи Посполитой. А это требует дополнительных исследований и осмысления. В середине 20-х годов Радослав Островский был директором Белорусского кооперативного банка в Вильне. Думается, именно Ключенович организовал по поручению Р. Островского пинское отделение этого банка и, наверно, возглавил бы его, если б имел польское гражданство. Полиция отмечала, что Ключенович играл довольно значительную роль в Пинском секретариате Белорусского крестьянско-рабочего депутатского клуба «Змаганне» и помогал в работе его секретарю Сергею Синяку (будущий известный белорусский писатель в эмиграции Сергей Хмара). Нам удалось найти в архиве документ (ф.2002, оп.2, ед.хр.550, л.67), подтверждающий выезд Ключеновича в СССР: Ключенович Михаил Местожительство - Пинск. Дата и место рождения - 20.11.1901 г., Старобин Слуцкого уезда. Учреждение, которое выступало с предложением о выселении - пинское староство. Власть, которая приняла решение о выселении - пинское староство. Номер и дата решения о выселении - 4.3.1933 № ч.3-11. Время оставленное для выезда из Р.П. - немедленно. Дата выезда из Р.П. - 6.3.1933 г. Куда выехал - СССР. Выехал с родителями - сам. Число лиц, которые с ним выехали - Гражданство перед 1.8.1914 г. - российское. К сожалению, нам не удалось найти ни одного произведения М.Ключеновича. Однако историк и священник В. Костюк держал в своих руках его книгу «По скользкой дорожке» (Пинск, 1928 г.), отразившей духовные искания православной интеллигенции. И даже приводит в своей книге две строки из его поэмы «Сон»: «Царя на троне больше нет. ...Народ стал как-то сатанеть». В конце отметим такую деталь: в 1926 году в Пинск на несколько месяцев приезжал белорусский художник Язеп Дроздович - посланец руководства Белорусской крестьянско-рабочей громады. Несомненно, он встречался с Ключеновичем, который был тогда духовным лидером местного белорусского движения. Можно предположить, что они оказали взаимное влияние друг на друга, поскольку именно после 1926 года начались философские искания обоих. Василий Коротышевский и Дмитрий Майков Рассказав о Михаиле Ключеновиче - духовном лидере русской молодежи в Пинске, поведаем о двух поэтических лидерах. Снова начнем с полицейской характеристики (ф.1, оп.9, д.1182, л.276): Коротышевский Василий Василий Коротышевский (слева) с рано умершим братом Борисом Василий Коротышевский (слева) с рано умершим братом Борисом сын Михаила и Марии, родился в 1905 году в Пинске, без определенного занятия, живет с родителями по ул.Ясельдовской № 7, литератор, собственник библиотеки (купил у Ключеновича). Закончил русскую гимназию в Пинске. Член Русского Благотворительного общества и литературно-драматического кружка русской молодежи в Пинске. Моральная репутация безупречна. Русский националист, очень враждебно настроен против Польши. Это выявилось еще в школе, активно участвовал в избиении крестьян участниками экскурсии русской гимназии в июне 1928 года около села Городище. Под его руководством учащиеся били исключительно тех крестьян, которые на вопрос о национальности отвечали - польская. Во время военной службы за антипольские выступления приговаривался к тюрьме. Имеет литературные способности и публикует свои стихи и рассказы в русских газетах. Является самым видным представителем кружка активной русской молодежи в Пинске. Активно участвует во всех акциях, предпринимаемых русской колонией в Пинске (выборы в законодательные органы в 1928 году, выборы в городской совет в 1930 году, представления Русского Благотворительного Общества, устраиваемые несколько раз в году и т.д.). Был сотрудником газет «Под небом Полесья» и «Пинский Голос». В 1932 году купил у Ключеновича русскую библиотеку и собирается создать в ней «существенный центр бурления русского духа, чего Ключенович не мог, по его мнению достигнуть, посвящая чересчур много времени мистицизму». В 1935 году Коротышевский по приказу польских властей вынужден был покинуть Полесское воеводство и поселиться в Варшаве. Там он женился на лунинчанке Александре Лобачевской (1910-2003), отсидевшей 2 года в тюрьме за коммунистическую деятельность. В 1937 году они вернулись в Пинск и с сентября 1939 года работали журналистами в пинских и минских газетах. После войны Василий Коротышевский работал журналистом в пинских газетах, руководил литературным объединением «Орбита». И действительно вывел на орбиту поэтическую планету - Евгению Янищиц. Умер Василий Коротышевский в 1977 году.Изданный в 1932 году в Пинске поэтический сборник не позволил ему вступить в КПСС,сделать карьеру. А.Лобачевская-Коротышевская в своей книге «Опаленные крылья» (М., 1997) пишет: «Вася был одаренный человек. С самостоятельным оригинальным взглядом на окружающее. Впечатлительный - и он был поэт. Настоящий, с Божьей искоркой. Все его стихи дышат особой красотой и эмоциональностью. Он издал небольшой сборник стихов «Интимное», который не сохранился». Приведем одно небольшое стихотворение Василия Коротышевского - этого певца любви: В дни одиночества ночная сказочность Опять навеяла знакомый сон... За вашу ласковость, за вашу радушность, Пусть мимолетную - земной поклон. Так много думаю о воскресении Мечте утраченной - верю вновь... Ведь вы как весточка об исцелении, Голубка белая крылатых снов. «Под небом Полесья», 1931, № 4. Василий Коротышевский Василий Коротышевский Александра Лобачевская-Коротышевская Александра Лобачевская-Коротышевская Дмитрий Майков сын Михаила и Варвары, родился в 1906 году в Мозыре (Россия), холост, работник магистрата г.Пинска, иностранец неустановленного гражданства. Окончил 6 классов русской гимназии в Пинске. С точки зрения морали и этики малоценная личность: подозревается в растрате городских денег (недостачу покрыл его швагер Павел Пискун, референт общественной опеки в магистрате), а также в присвоении части прибыли от развлечения, устроенного Русским Благотворительным Обществом, которого был руководителем. С политической точки зрения - националист, враждебно настроенный против польского государства. Является одним из руководителей кружка русской молодежи в Пинске, который опекали инж. Петровский и Ключенович. Был инициатором и организатором литературно-драматического кружка при Пинском отделении Русского Благотворительного Общества, несколько месяцев исполнял обязанности руководителя этого кружка. Имеет некоторые литературные способности: издал несколько стихотворений и рассказов, напечатанных в брошюре и еженедельнике «Под небом Полесья». В 1928 году активно участвовал в избирательной кампании, агитируя в пользу русского списка. Был членом редакционного комитета и сотрудником «Под небом Полесья» и «Пинского Голоса». В начале 1935 года Дмитрий Майков решением уездных властей был выселен из Пинского уезда и поселился в Варшаве,где издал в 1937 году сборник стихов «Бездорожье». О его дальнейшей судьбе пишет Василий Тумилович в своей статье о православной литературе Западной Беларуси. Константин ПетровскийПортрет политического руководителя русской молодежи также начнем с полицейской характеристики. Инженер Петровский Константинсын Александра, родился и живет в Пинске ул.Костюшко, 42, разведен, был женат с Юргенсувной, дворянкой Дрогичинского уезда, владелец имения Кристиново в Дрогичинском уезде, ведет строительный бизнес в Пинске, богатый. В 1894 году окончил реальную школу в Пинске, а далее институт путей сообщения в Петербурге, где получил диплом инженера путей сообщения. Во время мировой войны находился в Киеве, в Пинск вернулся в 1921 году и некоторое время был представителем бюро по парцеллированию Станислава Пилсудского. После получил в министерстве общественных работ разрешение для проведения строительных работ. Является он, не считая Трибуца-Адамовича, главным резидентом конспиративного Братства Русской Правды и распространителем литературы этой организации среди русской молодежи в Пинске. По данным, почерпнутым из отчета фонда Освобождения России, за время с 1.5.1930 по 1.5. 1931 года Петровский выплатил в пользу фонда 1340 долларов. Принадлежит он в Пинске к радикальному крылу русской колонии, группирующей прежде всего молодежь, и одновременно очень враждебно настроенной против польской государственности. Является неприкрытым шовинистом и монархистом, а его деятельность осуществляется в направлении «пробуждения народного духа в местном русском обществе». Во время выборов в сейм в 1928 году принял активное участие в агитации в пользу русского списка и принес ему довольно значительное число голосов. В 1930 году вместе с Гейхрохом создал русский избирательный комитет и принимал активное участие в выборах в городской совет. Опекал русскую молодежь, которая работала в еженедельнике «Под небом Полесья» и «Пинском Голосе», субсидируя оба этих издания, в которых сам помещал пафосные статьи на тему народного самосознания полешуков в русском и православном духе. В этих статьях в острых словах боролся с действиями униатов и ревиндакацией церквей. В официальных русских организациях в Пинске, как Русское Благотворительное Общество, и среди местных русских интеллигентов, он не имеет значительного влияния, поскольку эти круги считают вредными его способы деятельности - агрессивный и проявляющий враждебное отношение к польскому государству и культуре, считая это тактической ошибкой. Однако, среди радикально настроенной молодежи, которая недавно группировалась вокруг библиотеки Ключеновича (сейчас В.Коротышевского), пользуется большой симпатией и популярностью. В своей политической и общественной работе не руководствуется амбициями или собственной корыстью и на ведущие должности всегда выдвигает кандидатуры лиц, которые будут легче приняты русскими, чем он сам на этом месте. Кое-что добавим к вышеприведенной характеристике Константина Петровского. Он родился в 1875 году в имении Кристинов Кобринского уезда. В 1934 году был избран председателем пинского отделения Русского Благотворительного Общества. Арестован НКВД 31 декабря 1940 года и получил 5 лет лагерей. Несомненно, там и погиб. А теперь немного расскажем о монархическом движении в Пинске, активным деятелем которого являлся инженер Петровский. Уже в начале 20-х годов ХХ века Пинск становится одним из главных центров русского монархического движения во второй Речи Посполитой. Этому способствовало и наличие здесь большого количества бывших царских офицеров и близость советско-польской границы. Рядом, в Лахве и Ленине, были пункты переброски в СССР агентов-монархистов. Руководили тогда пинскими монархистами Семен Бродович и Дмитрий Копацинский. Подчинялись они, по-видимому, Русскому общевоинскому союзу, во главе которого стоял барон Петр Врангель, живший тогда в Югославии. Вероятно, что именно в недрах этого союзе возникла в середине 20-х годов тайная террористическая организация «Братство Русской Правды» (БРП), членами которой были великий князь Николай Николаевич, поэт С.Соколов, генералы П.Краснов и Д.Потоцкий, историк В.Бурцев, писатель А.Амфитеатров, митрополит Антоний, архиепископ Гермоген и другие.Одним из руководителей БРП был Сергей Палеолог(1877-1933?), родной брат которого Борис Палеолог (1870 - ?) жил в усадьбе Островок Дрогичинского уезда и являлся соседом по имению Константина Петровского. Поэтому неслучайно, что инженер и возглавил пинскую секцию БРП. Из документов брестского архива становится очевидным, что Бродович и Копацинский участвовали в подготовке убийства советского посла в Польше Войкова, одного из организаторов ликвидации царской семьи в Екатеринбурге. С Бродовичем и Копацинским поддерживала активные контакты член БРП Елизавета Поплавская. В ее доме они часто останавливались во время своих приездов в Пинск. Нами в брестском архиве (ф.2003, оп.2, ед.хр.1792, л.176) обнаружено письмо руководителя берлинской секции и одного из создателей БРП генерала Петра Краснова к некой пинской жительнице Елизавете Владимировне. Весьма вероятно, что это и есть Елизавета Поплавская: (...) - го декабря 1934 года. № 627. Дер.Сантени. Глубокоуважаемая Елизавета Владимировна, Общество «SKAFA» мне достаточно хорошо известно. В первоначальной стадии его возникновения я был очень заинтересован им. Началось же оно в министерстве Тарье, когда был еще жив Маршал Лиотэ и тогда казалось, что что-то можно сделать. Но потом все изменилось. На поверку оказалось, что: 1) никаких свободных земель ни в Алжире, ни в Марокко нет, что для того, чтобы там селиться, нужно или покупать, или арендовать земли, и это обойдется не дешевле, чем в самой Франции; 2) французское правительство вовсе не заинтересовано в поселении казаков и Русских в этих районах - все это чистая фантазия молодого, но очень энергичного человека г.Быкадорова; 3) если бы даже удалось купить земли, то селиться на них можно было бы лишь на общих основаниях, и не может быть и речи о создании своих самобытных и самоуправляющих станиц; 4) ни о каком пособии на обзаведение не может быть и речи; 5) при теперешнем отношении Французского Правительства вообще к иностранцам и в частности к Русским, нет никакой возможности получить разрешение на въезд во Францию (хотя бы и в Африку) каких бы то ни было иностранцев. Все предприятие «SKAFA» тянется вот уже третий год, а за это время те несчастные, которые подписались и внесли деньги, не могли добиться о посылке туда «ходоков» для осмотра земель и это, главным образом потому, что земель никаких у общества нет. Это «мертвые души» Гоголя, причем роль Чичикова играет г.Быкадоров, натурализованный француз, женатый на француженке, и с ним француз Жиро. Они, собирая подписи и составляя большое дело с бланками, планами, схемами и множеством подписей, берут под это дело у доверчивых людей и не малыми суммами в долг и не отдают этих денег. Поэтому мой совет быть с этим очень и очень осмотрительным и ни в каком случае денег не давать и ничего не предпринимать, пока общество не пошлет ходоков и не покажет земли. Но, повторяю, по сегодняшнему политическому положению, во Франции, я считаю, такое вселение иностранцев в Африку, абсолютно невозможно. Примите уверения в совершенном моем уважении и преданности. П.Краснов. Как видно, письмо это казачий атаман Краснов писал уже из Франции, где поселился в деревне Сантени. Возможно, что члены «Шалаша поэтов» были и членами БРП, а А. Заяц являлся связным между Парижем и Пинском. Они могли быть и членами Народно-трудового союза(НТС), который вначале назывался Союз русской молодежи. А Василий Коротышевский возглавлял в Пинске молодежную организацию под тем же названием! Известно, что в 1944 году НКВД раскрыло и уничтожило в Пинске организацию НТС. Александр Ильин http://brama.brestregion.com/nomer22/artic21.shtml
     | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
1 апреля 2022 9:35 30 марта 8:24 Выписки из Метрических Книг на Пугиных и Карышевых Уфимская духовная консистория. ГКУ Национальный архив Республики Башкортостан г. Уфа. ... Топорнино 1886 год. НАРБ И-294-3-281 ... Счёт родившихся мужского пола: 118; Об.498 Месяц и день рождения: 9 октябрь 1886г.; Месяц и день крещения: 12 октябрь; Имена родившихся: Иоанн; Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедание: Деревни Тарбердиной отставной солдат Алексей Петров Кузнецов и законная жена его Агриппина Дмитриева; оба православного исповедания; Звание, имя, отчество и фамилия восприемников: Бирский мещанин Константин Васильев Петровский и Владимирской губернии крестьянская жена Анисия Георгиева Каршева. ... Топорнино 1889 год. НАРБ И-294-3-330 ... Счёт родившихся мужского пола: 105; Об.1415 Месяц и день рождения: 11 ноября 1889г.; Месяц и день крещения: 14 ноября; Имена родившихся: Авенир; Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедание: Бирский мещанин Михаил Васильев Петровский и законная жена его Параскева Павлова; оба православного исповедания; Звание, имя, отчество и фамилия восприемников: Проживающий в селе Топорнино Владимирской губернии Гороховецкого уезда деревни Ожигово крестьянин Иоанн Андреев Карышев; проживающая в селе Топорнино Белебеевская мещанская девица села Бакилова Евдокия Андреева Черткова. ... https://forum.vgd.ru/post/6099/130479/p4127340.htm#pp4127340 | | |
Петровский Сообщений: 1165 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5279
| Наверх ##
1 апреля 2022 22:38 2 апреля 2022 13:40 | | |
|