Священник Лев Савицкий «Православное кладбище гор. Вильно». (Часть III)Опубликовано: 01 декабря 2015
Автор: Священник Лев Савицкий
Печать
вильно , евфросиниевское кладбище в вильно , священник лев савицкий
Завершающая часть брошюры священника Льва Савицкого «Православное кладбище гор. Вильно. К столетию кладбищенской церкви св. Евфросинии 1838-1938 гг.», изданной в 1938 году в Вильно к столетию Ефрасиньевского православного кладбища.
Вступительная статья А. Бендина - Часть I - Часть II - Часть III
Раздел брошюры на сайте
Брошюра в формате PDF
Церковь св. Евфросинии с юго-вост. стороны. Крайний слева памятник Дараган-Веревкиных. (См. отделъ мрамор. белых памятников).Очерк наш, посвященный кладбищу, быль бы незаконченным, если не удалить внимания некоторым довоенным памятникам, составляющим исключительную ценность в художественном отношении, не говоря уже о ценности материальной.
Часовня - усыпальница Кононцевыхъ. Расположена она на косогор, на трёх склепах четырехгранной формы из стали, крыта жестью; все стены в разноцветных стёклышках; посреди часовни памятник из серого заграничного камня с крестом и иконой; памятник формы киота, находясь всегда под крышей в часовне сохранился, как новый; на нём с разных сторон высечены и позолочены надписи: Кононцевъ Василій Ѳомичъ — 1920 г., Кононцевъ Владимиръ — 1912 г. и Скерлетова Марія — 1930 г.; усыпальница содержится в порядка и периодически ремонтируется усердием мужа упомянутой р. Б. Мари.
Часовня в честь св. Георгия Победоносца — квадратной формы, железобетонная, в византийском стиле с небольшим куполом возвышается в северо-западной части на широкой ровной площадка по трём сторонам её большие мраморные плиты с на них именами воинов.
Усыпальница семейства Цейдлеръ. Красуется в центре кладбища и имеет вид шатра с двумя чугунными колоннами и решёткой; крыша железная, покатая с куполом; внутри стенка с оной в богатом мраморном белом киоте; по бокам два мраморных барельефа: на одном—ангел, на другом—лицо женщины цветах; генерал-майор Цейдлеръ Михаилъ—1892 г., жена Анна- 1929 г. и их дети.
Усыпальница Красноперовыхъ Димитрія и Юліи, 1894 г., — как бы чугунный шатёр на четырёх высоких колоннах с железной крышей. Внутри два гранитных памятника без крестов.
Щербатовъ Александръ, князь, 1906 г. Весь монумент из заграничного цветного красноватого мрамора, включая пьедестал и площадку; до 1914 года на пьедестале возвышался во весь рост Ангел из бронзы; эвакуирован в Россию.
Бржескій Николай, 1910 г., «Покой благородному кроткому духу», д-р. финансового права; действ. стат. советник, на высоком цоколе, вмещающем склеп с железными дверцами на крутом спуске близь церкви, массив весь из шведского гранита; квадратный пьедестал, на нём высокая художественная колонна с точеной наверху урной и венком; вокруг 10 высоких каменных столбов, составляющих ограду и соединённых между собою гирляндами из дутых железных цветов. Высота памятника—4 метра.
Налицо также целый ряд памятников из чистого белого мрамора художественной работы:
Ген. Шпадіеръ Василій, 1890 г. — форма киота большого размера с иконой под стеклом в центре и тремя куполами (готика)-Высота до четырёх метров.
Дараганъ-Веревкины, 1885 г., также вид киота, но уже квадратной формы; имеется икона Воскресения больших размеров под стеклом; вокруг памятника большая площадь с чугунной оградою; над иконою овальная высеченная в камне надпись: «Къ Тебѣ, Господи, возношу душу мою». Под иконой: «Азъ есмь воскрешеніе и животъ, вѣруяй в Мя, аще и умретъ — оживетъ, Іоан. 11 — 25. А еще ниже на постамент: «Никто ни за кого страдать не можетъ, всякому своя доля; терпѣніе помогаетъ лучше пытливости; узнать из сокровеннаго ничего никому не дано; все умираютъ с вопросомъ на душѣ: куда? Зачѣмъ разрушеніе? Гдѣ, когда и есть-ли возрожденіе; отвѣтъ в Евангеліи». Высота памятника до 3 метров.
Полк. Пуцята Ѳаддѣй 1887 г. — памятник аналогичн. формы, много проще, иконы нет.
Панасенко Марія, девица—такой-же формы, но миниатюрный, есть железная оградка.
Капитанъ Киселевичъ Николай — форма киота до 3 метров высотою, икона украдена.
Генералъ Волоцкій Павелъ 1896 г. также форма киота, икона «моленіе о чашѣ» под стеклом. Два последних памятника под стеклянными футлярами и расположены у самого входа в церковь.
Инженер Куксинъ Николай в виде киота до 3-хъ метров; в центре икона Нерукотворного Спаса, высеченная в мраморе.
Полицеймейстер Деркачевъ Павелъ. Убит в Белостоке в 1906 г. Красивый трехметровый памятник с фотографией и крестом в жел. ограде надпись: «Господи, прости имъ, не вѣдять, что творятъ».
Полковн. Никушкинъ Владимиръ, 1905 г., также высокий памятник в жел. ограде; крест похищен.
Иванова Екатерина Тимофѣевна— громадный широкий крест на пьедестале—до 2-хъ метров. даты нет.
Одинцовъ Петръ, 1900 г., студент постамент с большим восьмиконечным крестом до 3-хъ метров.
Кургановичъ Андрей, протоиерей, 1882 г.; памятник аналогичен предыдущему, есть икона под стеклом.
Гомолицкій Викторъ, каф. прот. 1889 г. в высокой жел. ограде в центре три мраморных памятника с высокими крестами; жена—Елена, урожденная Сѣмашко и сынъ Викторъ—1896 г. —инженер.
Тыволовичъ Иванъ, ген., 1896 г. и Мухинъ Александръ, 1896 г. — два одинаковых овальных памятника.
Поповъ Андрей, генерал—высота 2 с половиной метра.
Лавриновичи Флоріанъ и Володя 1897—1884 — два белых па-пятника в семейной железной оград
Красовская Ольга 1897, форма киота, есть икона.
Левандовскій Михаилъ в большой железной ограде белый памятник с фотографией.
Прозоровъ Котикъ 1899 г.
Лего Петръ 1902, — Келецкий мрамор (желтоватый).
Савинъ Олешкевичъ—1888 г.
Пушиловъ Константинъ—1897 г., артист импер. театра.
Юницкіе Николай и Елизавета — 1888—1893—два одинаковых памятника формы киота; крестиков уже нет; на первом из них—икона св. Николая и фотография на фарфоре.
Левиковъ Аркаша—1909 г.
Звѣрева Вѣра, 1907 г., вдова протоиерея.
Гессе Сергуша—1905 г.
Богоявленскій Юра—1906 г.
Винярская Елена—1901 г. —сохранилась икона.
Семья купца Калинина 1897 г. — два памятника одинаковых в железной ограде.
Брокъ Евгеній 1888 г. — весьма оригинальной формы.
Васильева Ниночка — 1882 г. в железной ограде.
Пневская Елизавета — 1910 г. в массивной жел. ограде на высоком цоколе.
Шабловская Зина 1907 г. — креста нет.
Хорунженко Иванъ, генерал — 1894 г.
Гребенькова Таня—1873 г.
«Володя» 1882 г. — первый памятник на углу при входе на кладбище с левой стороны. Есть икона Богоматери; надпись; «Отецъ Сыну», —Господи, да будетъ воля Твоя».
Могила протоиерея М. Плисса.Кое-где в центре возвышаются на низком фундаменте массивные мраморные белые кресты высотою до 2 метров;
Юрьева Марія—1906 г.,
Потулова Софія,
Демьяновичъ Захарій,
Диммертъ Георгій.
С внешней стороны алтаря видны в стене 4 белые мраморные плиты с надписями:
Князья Ширинскіе—Шахматовы—Михаилъ, 1863 года и др. (Примеч. Это дети быв. попечителя Виленск. уч. округа).
Бушенъ Нина—1865 г.
Бибиковъ Сергѣй—1875 г.
Нейяръ Андрей—1879 г.
Среди крестов обращают на себя внимание высокие колонны на постаментах; их насколько:
Васильевъ Константинъ, 1882 г. —сарая колонна с белым венком.
Бургардтъ Николай — 1889 г.
Глоба Лука—1873 г.
Сохранилось насколько больших памятников голубого мрамора:
Бажановъ Алексѣй, 1883 года, тайный советник (уцелела икона).
Чагина Александра, 1890 г. — доска с надписью чёрного мрамора.
Даниловичъ Александра, 1897 г. и
Яхонтова Екатерина, 1885 г.
Заслуживают особого внимания, как единственные в своём роде, памятники на могилах:
Директора реального училища Доброхотова Антонія, 1909 г. высокий постамент, а на нём высокий ажурный железный крест ной Спасителя и фотографической карточкой под стеклом
Протоиерея Пщолко Антонія и супруги его Юліи, сконч. В течении одной недели 1871 г.: памятник формы закрытой книги, высоченной из камня громадных размеров на фундаменте покатостью к востоку; на корешке этой «книги» вырезано: «Строителю Виленскихъ православныхъ церквей 1862 — 1871 г.».
Генерала Тихонова Александра, ск. 1884 г. — в чугунной ограде на 4-х ножках расположен гроб, покрытый серой пеленой; оказывается, высечен он вместе с пеленой из одного и того же серого камня.
Отметим теперь насколько высоких оригинальных памятников пирамидальной формы в большинстве из чистого шведского мрамора:
Сокольскій Иванъ, 1906 г., рядом с усыпальницей Кононцевыхъ; высота более 3 метров.
Головацкій Яковъ, 1888 г. до 3 метров.
Генер. Ласточкинъ Петръ, 1907 г., такой же высоты, сохранилась икона «Моленіе о чашѣ».
Балицкіе Андрей, Михаилъ, Софія, 1882 —1900 г. г. — памятник с оградой обновлены насколько лет назад.
Кононсевичъ Капитолина, 1902 года.
Станкевичъ Кириллъ, член совета министерства финансов, 1899 г.
Рахманина Васса, 1896 г. — в центре, при дороге.
Гирсъ Варвара, 1898 г.
Кучинская Нина, девица, 1911 года.
Последний памятник самый миниатюрный; огорожен он, как и все остальные, железной прочной оградой; высечены на нём аккуратно маленькими буквами стихи Надсона:
«Спи спокойно, моя дорогая,
Только в смерти желанный покой,
Только в смерти ресница густая
Не блеснёт безнадежной слезой!
Только там не коснется сомнение
Милой, русой головки твоей,
Только там нет тревог и волнения
И раздумья бессонных ночей!
Белый гроб твой засыпан землею,
Белый крест водружён над тобой,
Освящён он сердечной мольбою,
Окроплён задушевной слезой! ».
Перейдём, наконец, к последней группе памятников всевозможных оттенков, высеченных из натурального шведского гранита, базальта, лабрадора, подчас и местного гранита, но художественной обработки; размер и форма их самая разнообразная: многое-множество их покрывает площадь кладбища во всех направлениях; остановимся на некоторых из них, представляющих большую ценность не только материальную, но художественную.
Маркъ Любовь и Николай—1907 г.
Крассовская Софія—1905 г.
Лукашевичъ Леонидъ, полковник — 1905 г.
Шуйская Варвара—1904 г.
Ивановъ Алексѣй, полк. —1904 г.
Мѣдениковъ Константинъ—1903 г.
Григорьевъ Захарій—1904 г.
Смольскій Климентъ, прот. —1910 г.
Ивановъ Михаилъ ротм. —1907 г.
Одинцевъ Никаноръ—1906 г.
Измаильскій Стефанъ—1897 г.
Асленицкій Петръ—1897 г.
Шустовъ Павелъ—1901 г.
Орловскіе Кондратъ и Юлія.
Богородскій Александръ—1909 г.
Хросцицкій Юлій—1908 г.
Гриневичъ Наталія—1906 г.
Макаровъ Николай—1893 г.
Стефановичъ Юлія—1895 г.
Бѣлецкій Александръ—1907 г.
Кайзеровъ Александръ—1902 г.
Балицкій Павелъ—1903 г.
Стефановичъ Нина—1911 г.
Пименовы Василій и Анна — 1909 —1914 г. г.
Леницкій Мелетій—1909 г.
Шебунинъ Константинъ—1904 г.
Карновичъ Гавріилъ.
Рохманов Михаилъ —1890, камергер Двора Е. И. В.
Кравцовъ Николай—1910 г.
Петровъ Викторъ—1886 г.
Яржембскихъ семья—1905—1907 г.
Соловьевыхъ семья Василій и Марья — 1894—1903 г. г.
Заіончковскіе Елена—1891 и Константинъ—1905 г.
Пятибоковъ Іоаннъ, прот. —1895 г.
Ставровичъ Ѳеодоръ—1900 г.
Генингъ-Михаэлисъ—1897 г. памятник формы дуба с мраморным черным крестом, художественная ограда.
Гороховцевъ Александръ—1901 г.
Булуева Елена—1896 г.
Тимошевичъ Ѳеодоръ—1905 г.
Покровскій Иванъ—1896 г.
Коровицкая Марья—1909 г.
Шебунинъ Николай—1913 г.
Лосевъ Александръ—1885 г.
Быковскій Александръ—1903 г.
Быковская Елизавета--1901 г.
Гошкевичъ Екатерина—1906 г.
Крачковскій Юльянъ—1903 г.
-Теодоровичъ Надежда—1900 г.
Харкевичъ Владимиръ- 1906 г.
Дейшъ Александръ и Марья- 1876 — 1905 г.г.
Иванова Надежда—1904 г.
Счастливцевыхъ семья 1883- 1894 г.
Тротцигъ-Марковы —1898—1929 г. четыре одинаковых памятника с высокими белыми крестами в ограде.
Измайлова Александра—1908 г.
Морозовъ Всеволодъ- 1896 г.
Левитскій Иванъ- 1907 г.
Велигоновъ Николай—1904 г.
Полозовъ Алексій—1893 г.
Агриковъ Михаилъ—1895 г.
Подъяконовъ Иванъ—1905 г.
Парчевскій Всеволодъ—1900 г.
Львовы Николай и Серафима.
Карасева Зинаида и сынъ Владимиръ.
Чернявская Надежда—1910 г.
Шишко Михаилъ—1911 г.
Львова Софія.
Борисова Наталія—1900 г.
Ивановъ Стефанъ—1904 г.
Кулаковская Параскева—1872 г.
Ивановъ Леонидъ—1895 г.
Трутневъ Иванъ—1912 г.
Акоронко Иванъ—1908 г.
Ѳеодорова Анна—1890 г.
Котыкъ Соломея—1909 г.
Кургановичъ Елизавета—1895 г.
Викторская Теонилла—1890 г.
Янучковыхъ семья: д-р Епифаній —1900 г. на высоком цоколе большая ограда и памятник на склепах.
Варламовъ Левъ—1912 г.
Семья военная Чистовскихъ: полк. Василій, Иванъ, Василій—1875 — 1914 г. г.
Селенинова Ольга и Надежда — 1895—1913 г. г.
Шверубовичъ Іоаннъ, прот. —1910 г.
Берманъ Іоаннъ, прот. — 1893 г. из камня киот, а пред ним аналой с мраморным евангелием; в киот икона Воскресения; около богадельни.
Бывалькевичъ Григорій, — 1898, прот.; памятник формы аналоя с евангелием.
Поповъ Николай—1906 г. протодіаконъ; аналой с белым раскрытым евангелием—в центре.
Некрасовъ Петръ — 1881 прот. аналой из камня.
Каф. прот. Левицкій Петръ—1798 года — тоже.
Стоговъ Леонидъ—1892 г. Садовская Текля—1912 г.
Гамзагурди Марья—1914 г.
Морозовъ Александра—1900 г.
—И богатейшей памятник из шведского гранита на цоколе. Соболевскій Болеславъ, полк. — 1913 г.
Арсеньева Надежда—1913 г.
Спѣпуро Антоній, свящ. —1909 г.
Молчановъ Михаилъ—1898 г.
Тайные советники:
Тумановъ Александръ —1886 г.
Рубцовъ Николай -1895 г.
Бухарскій Андрей, сенат. 1833 г.
Туръ Иванъ—1902 г.
Левенецъ Владимиръ— 1889 г.
Вастенъ Александръ — 1882 г.
Нсѣловъ Алесѣй — (массивная ограда) —1914 г.
Кап. Чесноковъ Михаилъ—1913 г.
Антроповъ Николай—1885 г.
Кусовникова Ксенія—1894 г.
Минквиць Марья—1891 г.
Шустовъ Павелъ —1901 г.
Воскобойниковъ Григорій—1906 г.
Наградовъ Василій—1906 г.
Недвѣдзкій Михаилъ—1907 г.
Зегеръ Марія—1908 г.
Анжъянъ Яковъ — 1909 г.
Сироцинская Ольга —1907 г.
Ясевичъ Константинъ—1911 г.
Куличенко Анастася—1911 г.
Сомова Алла—1911 г.
Илленкова Меланія—1911 г.
Алисовыхъ семья Ябрамовичъ Петръ—1902 г.
Локуціевскихъ семья.
Контеръ Марья—1905 г.
Балицкая Іосифа—1910 г.
Дмоховскій Демьянъ—1906 г.
Короткина Проскофія—1910 г.
Зубовскій Іоаннъ—1904 г.
Тыволовичъ Софья—1912 г.
Яссъ Петръ, полк. —1910 г.
Сѣвко-Кремеръ Степанъ—1901 г.
Любарская Янна—1904 г.
Круглевскій Николай—1898 г.
Лясковскій Павелъ—1904 г.
Лиліе Николай 1884 г.
Памятник воинов: Рутковскаго, Рымкевича и др. —1858 г. Петровъ Павелъ—1905 г. Тимофѣевъ Василій—1907 г. Ковтуновичъ Ольга—1906 г. Глущенко Ялександръ—1909 г. Ляшевъ Ялександръ—1902 г. Бачмановъ Сергѣй—1912 г.
Гаринъ Василій—1903 г.
Семьи: Ягуповыхъ,
Пинаевыхъ и Виннеръ.
Измайловъ Юрій—1913 г.
Макѣева Марья—1906 г.
Виноградовъ Ялександръ—1885 г.
Добрянская Елена—1913 г.
Буддэ Николай—1913 г.
Прокоповичъ Павелъ—1888 г.
Липкина Марія—1887 г. (широкая сетчатая железная ограда).
Добрыловскіе Василій и Параскева—1898 г.
Апанасъ Герасимъ—1904 г.
Догадова Варвара—1903 г.
Малевичъ Антоній—1903 г.
Желѣзовская Вѣра—1891 г.
Мошковъ Владимиръ—1907 г.
Массаловъ Кузьма—1909 г.
Базилевичъ Зиновій—1903 г.
Нарушевичъ Анастасія—1911 г.
Фонъ-Роткирхъ Василій—1891 г.
Колянковскій Титъ—1875 г.
Зыковъ Митрофанъ—1889 г.
Марченко Владимиръ—1912 г.
Яцуто Константинъ—1913 г.
Марченко Иванъ—1909 г.
Грилевскій Григорій—1876 г.
Батуринъ Владимиръ—1911 г.
Косманъ Марія—1878 г.
Померанцевъ Митрофанъ, свящ. 1903 г.
Тихонова Ѳеодосія—1910 г.
Кармановъ Ялександръ—1903 г., дьякон-регент.
Лобан Филиппъ—1912 г.
Смоктуновичъ Стефанъ —1885 г., секретарь Епарх. Архиерея.
Смирновъ Владимиръ—1913 г.
Печенкинъ Евгеній—1913 г.
Скворцова Александра, купчиха, 1880 г.
Суминъ Климентій—1848 г.
Смирнитскій Сергѣй—1910 г.
Даниловъ Михаилъ—1885 г.
Семья Угличъ-Липницкихъ.
Краснянскій Миша—1908 г.
Павловецъ Оля—1911 г.
Горячко Милочка—1898 г.
Лихачевскій Николай—1903 г.
Мощинская Янна—1901 г.
Памятник Николая Бржеского.Памятники формы лежачих каменных плит:
Бородзичъ Витольдъ—1899 г.
Крохинъ Семенъ—1873 г. — (полк. генеральн. штаба),
Андріяшева Александра (в ограде Янучковыхъ).
Серпуховитиновъ Сергѣй—1878 г.
Стоиковъ Алексѣй—1867 г.
Иванова Ксенія—1883 г.
Тупылева Лидія—1881 г.
Стратановичъ Елизав. —1873 г.
Кузнецовъ Петръ —1869 г.
Голубятниковъ Александръ —1897 года
Елизавета—1867 г.
Слезкинъ Дима—1886 г.
Шопенъ Ольга—1896 г.
Полль Иванъ—1877 г.
Попова Софія—1880 г.
Гогель Николай—1870 г. и др.
А каких только оград вокруг могильных холмиков не увидит посетитель!
Старинные чугунные, железные, художественного образца и простые, ценные и дешёвые, одноместные и большие — семейные, высокие и низкие — все он воздвигались родственниками усопших, как последний подарок, знак любви к отошедшим и нет ничего удивительного, что в этих сооружениях стремились сочетать изящество, красоту с прочностью, не считаясь с денежными затратами.
СВЕДЕНИЯ
о личном составе администрации православного кладбища
с 1896 года:
В книге о. Архимандрита Иосифа «Виленский православный некрополь» 1892 г. между прочим высказано сожаление, что нет при кладбище особого священника и лицам, желающим помолиться на могилах усопших сродников, приходится обращаться с особым приглашением к одному из соборных священников, что крайне неудобно и обременительно.
Действительно, со дня открытия до 1896 г., кладбище находилось в ведении кафедрального св. Николаевского собора Указом Святейшего Синода от 7 февраля 1896 г. за № 739 — получило оно самостоятельный штатный причт—одноклирный и первым настоятелем был о. Александр Карасев с псаломщиком Филоником Иваном. Так продолжалось 15 лет.
В 1911 году Указом того же Синода открыта при кладбище вакансия второго священника и псаломщика.
Согласно своему желанию о. Я. Карасев перевелся к св. Николаевской церкви г. Вильно, место настоятеля кладбищенской церкви занял священник о. Иоанн Энтсон, викария о. Алексий Владимирский.
После мировой войны в 1919 г. настоятелем кладбища был протоиерей Михаил Кушнев, исполнение же обязанностей псаломщика взял на себя В. В. Богданович.
Осенью 1923 г. состоялось объединение кладбища с Ново-Светским св. Александровским приходом по просьбе верующих на том основании, что при приходской церкви нет жилых построек, тогда как при кладбище два причтовых дома.
Могила Ильи Слуцкого. 1824 год.(См. отделъ чугунных надгробий).Настоятелем объединённого прихода стал протоиерей Михаил Кушнев, вторым же священником — рукоположенный в этом же 1923 году по окончании Виленской Духовной Семинарии Лев Савицкий; первый псаломщик—Строковский Евгений с 1922 г. второй — Белявский Лев с 1923 г. В списках же официальных Воеводского Управления первый священник считался настоятелем ново-светской штатной церкви, а второй—администратором кладбищенской филии.
В 1927 г. прот. М. Кушнев по личному желанию перевелся к св. Николаевской церкви г. Вильно, а его место занял протоиерей Иоанн Красновский. Период его настоятельства — девятилетний; скончался он в январе 1936 года. В 1933 — 34 г. г. в помощь больному настоятелю был назначен протоиерей Феодор Шипица.
В феврале 1936 г. вакантное место настоятеля предоставлено Епархиальной Властью протоиерею о. Нилу Кульчицкому. Второй псаломщик Лев Белявский, приняв в 1934 г. священный сан, освободил занимаемую должность, каковую получил Сороко Сергей. Старостою церковным состоит Пржиемский Александр, железнодорожный эмерит.
Постановлением Священного Синода св. Православной Церкви в Польше от 12 ноября 1937 г. за № 155/94 — Ново-Светская св. Александро-Невская церковь передана в распоряжение Виленского женского монастыря. 9 декабря 1937 г. состоялась передача этой святыни со всем её имуществом Игуменьи Нине, настоятельнице монастыря. Указ Дух. Консистории от 30 декабря 1937 г. за № 6373 гласит, что Ново-Светский приход приписывается к кладбищенской церкви и в составе причта входят: настоятель — протоиерей Нил Кульчицкий, второй священник—Лев Савицкий, бывший администратор кладбищенской филии; первый псаломщик—Строковский Евгений, второй Сороко Сергей.
Список лиц, погребённых на кладбище, из коих большинство подвизались на педагогическом поприще, а часть отдала себя служению искусству и литературной деятельности.
КИСЛОВЪ ВАСИЛІЙ—1840 г., директор дворянского института.
ГОРБАЦЕВИЧЪ ІОСИФЪ—1848 г., скульптор.
БѢЛИНСКІЙ ВАСИЛІЙ—1851 г., профессор Литовской семинарии.
ОССОВСКІЙ НЕСТОРЪ — 1855 г., смотритель дворянского училища в Мозыре.
МОВЧАНОВЪ ГРИГОРІИ — 1850 г., доктор философии Кёнигсбергского университета.
ШЕМЕТИЛЛО ІОСИФЪ—1859 г., профессор Литовской семинарии.
НѣМШЕВИЧЪ МИХАИЛЪ—1861 г., учитель Гимназии в Свенцянах.
ЛАВРИНОВИЧЪ ПАВЕЛЪ — 1863 г., архитектор, свободный художник, дед по женской линии автора настоящей брошюры.
ДЕСНИЦКІЙ МИХАИЛЪ—1887 г., Директор Народных училищ.
КУКОЛЬНИКЪ ПАВЕЛЪ — 1880 г., профессор, член цензурного Комитета.
ШОЛКОВИЧЪ СЕМЕНЪ—1886 г., преподаватель реального училища.
ХРАПОВИЦКІЙ НИКОЛАЙ -1887 г., архитектор.
ГАВОРСКІЙ КСЕНОФОНТЪ — 1871 г., редактор «Вестника Юго-Западной России».
ВИНОГРАДОВЪ АНДРЕИ — 1882 г., директор Виленской женской Гимназии.
ГУЩА СТЕФАНЪ—1872, учитель 1-ой гимназии.
БАЛВАНОВИЧЪ ІАКОВЪ—1884, директор 1-ой гимназии в Вильне.
ВИНОГРАДОВЪ АЛЕКСАНДРЪ—1858, врач, преп. мед. реальн. уч.
ГОЛОВАЦКІЙ ЯКОВЪ—1888 г., присед. публичной библиотеки и комиссии для разбора древних актов—высокий пирамидальный памятник с крестом из шведского гранита.
СМЫСЛОВЪ ПЕТРЪ —1891, генерал, астроном, в центре кладбища у дорожки богатый памятник формы скалы с высоким гранённым крестом; сбоку памятника надпись: «послѣднему Виленскому астроному».
ЮНИЦКІЙ НИКОЛАЙ—1893 г., директор 1-ой гимназии.
МАЛИНОВСКІЙ В. — помощник попечителя учебного округа.
БАСКАКОВЪ ПЕТРЪ—1895 г., академик.
Фонъ-РОТКИРХЪ ВАСИЛІИ, генерал, —1891 г., беллетрист литературный псевдоним «Теобальдтъ», как и указано на памятник большого размера из чёрного гранита близь сторожевого дома.
ДРУЖИНИНА ЕВГЕНІЯ—1896 г., начальн. женск. уч. дух. ведомства.
КУЛАКОВСКАЯ НАТАЛІЯ—1896 г., уч. Высш. женск. Мариинского уч.
ВОЕНСКАЯ ОЛЬГА—1893 г., —нач. женской гимназии.
РОЗИНА ВЕРА—1897 г., классная дама женск. гимназии.
БРЖЕЗИНСКІЙ ПЕТРЪ—1899 г., окружи, инспектор уч. округа.
ТУПЫЛЕВЪ НИКОЛАЙ —1900 г., директор Высш. женск. училища.
СТАВРОВИЧЪ ѲЕОДОРЪ—1900 г., директор народных училищ.
ЛИХАЧЕВСКІЙ НИКАНОРЪ —1901 г., учитель Жировицкого дух. уч.
СНИТКО КОНСТАНТИНЪ—директор народн. училищ в Могилеве, любитель-астроном, архивариус Вил. учебн. окр., 1901 г.
СИВОВА ЕЛИЗАВЕТА—1901 г., кл. дама Высш. женск. Мариинск. уч.
АЛИСОВЪ ПЕТРЪ—1902, классный наставник 1-ой гимназии.
ПЛОШАНСКІЙ ВЕНЕДИКТЪ — 1902, архивариус, цензор, член комиссии для разбора древних актов, писатель, бывший редактор «Слова» во Львове.
ИВАНОВЪ АЛЕКСАНДРЪ—1903, преподаватель 2-ой гимназии.
НЕБОГИНЪ НИКОЛАЙ—1903, врач, преподаватель Дух. Семинарии.
БЫКОВСКІЙ АЛЕКСАНДРЪ—1903, архитектор уч. округа.
КРАЧКОВСКІЙ ЮЛЬЯНЪ—1903, председатель публичной библиотеки.
ДИВНОГОРСКАЯ ЕВГЕНІЯ—1903, учительница.
ПОКРОВСКАЯ ЕВГЕНІЯ—1904, воспитательница Епарх. женского уч.
ПОПОВА НАДЕЖДА—1905 г. —тоже.
МОЛОКИНЪ ГЕОРГІЙ—1905 г., художник-живописец.
ОБРОСОВЪ АНАТОЛІЙ—1906 г., учитель 1-ой гимназии.
БЪЛЕЦКІЙ АЛЕКСЪЙ—1907 г, помощник попеч. Вил. учебн. округа.
ИВАНОВЪ ИГНАТІЙ —1907 г., преподав. пения духовных училищ.
КУРГАНОВИЧЪ ВИКТОРЪ — 1906 г., учит. реальн. уч. в Варшаве.
ОДЫНЦЕБЪ НИКАНОРЪ—1906 г., окружной инспектор.
БОГОРОДСКІЙ АЛЕКСАДРЪ—1909, доктор, преп. медиц. реальн. уч.
ДОБРОХОТОВЪ АНТОНІЙ —1909 г., директор реального училища.
ДУБРОВСКІЙ МИХАИЛЪ — 1909 г., старший учит. приход. училища.
ЯХОНТОВЪ ПАВЕЛЪ—1910 г. директор 1-ой гимназии.
ЛИПКИНА ЕЛЕНА—1911 г., учительница женской гимназии.
ДЕМИДОВСКІЙ ВАСИЛІИ—1911 г., инспект. Витебской дух. семинарии.
ПРЖЕВАЛЬСКІЙ ЕВГЕНІИ—1912 г., учитель первой гимназии.
НЕЩЕРЕТОВЪ ИВАНЪ—1912 г., преп. Виленской дух. семинарии.
ЗЕЗЮЛИНСКIЙ АНДРЕЙ—1913 г. —тоже.
ТРУТНЕВЪ ИВАНЪ—1912 г., академик художник, иконописец.
БРЖЕЗИНСКІЙ МИХАИЛЪ—1914 г., директор 2-ой гимназии.
ИВАНОВА ОЛЬГА—1915 г., наставница Высш. женск. училища.
КИРШЕВСКІЙ ИВАНЪ—1915 г., пом. клас. наставника 1-ой гимназии.
ЛАФЕБРЪ АЛЕКСАНДРЪ — сконч. в период немецкой оккупации; учитель 2-ой гимназии.
КОНДРАТЬЕВЪ ВЛАДИМИРЪ-1924 г. учитель 2-ой гимназии.
НОВОЧАДОВЪ ВАСИЛІЙ-1926 г. учит. 1-ой гимназии—за насколько лет до смерти принял священный сан и умер в должности ключаря собора.
ЧЕРВЯКОВСКІЙ ЕВСТАФІЙ—1929 г., преп. дух. семинарии на Волыни.
ДАДЫКИНЪ ИВАНЪ—1929 г., препод. реального училища.
ЧЕПИГОВСКАЯ ЛЕОНИДА—1930 г., учит, гимназии Веллера.
ДОБРЫНИНА ГЛАФИРА—1932 г., завед. русской школой.
КУКУШКИНА АННА—1932 г., врач, препод. Высш. женск. уч.
ШУЛЯКЕВИЧЪ АНТОНІЙ—1933 г., учитель Технической школы.
ХОРОШКЕВИЧЪ ЕВФИМІЙ—1934 г., учитель 2-ой и др. гимназий.
ИЛЬЯШЕВИЧЪ НИКОЛАЙ—1934 г., учит. белорус. гимн. и семинарии.
КОВАЛЕВСКАЯ СТЕФАНИДА—1934 г., начальн. гимназии в Соколке Гродненской губ.
СУРКОВА НИНА—1935 г., учительница гимназии Веллера.
СТЕПАНОВЪ МАТВЪЙ —1936 г., учитель женской гимназии.
ЗОТОВЪ ГЕОРГІЙ—1936 г., учитель городского училища.
СТРОКОВСКАЯ ОЛЬГА—1938 г. учительница.
МОИСЕЕНКО ПАРАСКЕВА—1938 г., учительница.
ЦЕХАНОВИЧЪ ИВАНЪ—1938 г., Директор быв. Белорусской Гимн в Новогрудке.
К моменту выпуска настоящей брошюры из типографии в книге регистраций, погребённых за текущий 1938 год, уже значатся:
Пономаренко Иванъ.
Тюндеръ Феодор.
Шайковская Елена.
Богомазовъ Павелъ.
Биндзюкъ Георгій—ученик.
Жмакинъ Сергей - студент.
Григорюкъ Григорій.
Леоновъ Лев.
Скрунда Дарія.
Добрянская Марія.
Чудукъ Анна.
Чудукъ Феодор.
Кулешъ Раиса, млад.
Борейко Меѳодій.
Стасюкъ Семенъ.
Моисеенко Николай — землемер.
Лапуць Макарій.
Макаревичъ Александр.
Пескова Евдокія.
Даровская Ольга.
Пекуръ Михаил.
Строковская Ольга — учительница, жена местного псаломщика.
Турчанинова Параскева.
Млад. Литинская Ольга.
Прот.
Петровскій Иоанн.
Гиль Василій.
Жена его Параскева.
Круковскій Петръ.
Чулкова Елена.
Шатовскій Иванъ.
Кутанова Варвара.
Млад. Кузмичъ Иванъ.
Млад. Селюнъ Александр.
Лавриновичъ Марія.
Младенецъ Прокофьевъ Александр.
Цехановичъ Иванъ — директор белорусской гимназии в Новогрудке.
Мирославскій Иванъ.
Дроздовскій Иванъ.
Крисько Максимильянъ.
Моисеенко Параскева — учительница.
Стовбуникъ Вячеславъ — студент.
Северинъ Анна.
Малишевская Наталія.
Садовскій Петръ.
Богданенко Константинъ.
Насколько мыслей о кладбище и значении его для христианина
Архиепископа Ярославского Димитрия.
(2-ая половина 19 столетия).
Что такое кладбище?
Это место, где покоятся наши отцы и праотцы, наши сродники, наши друзья и благодетели.
Естественное чувство, любовь христианская, Закон Божий -и глас совести, внушая уважение и любовь к ним, заставляют уважать и самое место их покоя; ибо, если драгоценны для нас места временного пребывания их в жизни, то не более-ли драгоценно место их вечного покоя по смерти? Словом, каждый из нас без сомнения похоронил здесь какую ни будь часть своего сердца.
Что такое Христианское кладбище?
Это нива Божия, где сеются телеса наши для будущего воскресения; говорим мы нередко для мёртвых все равно, где ни быть погребенными: не знаю, все ли равно для умерших, но знаю, что не все равно для живых — пренебрегать или нет прахом умерших. Правда, всемогущество Божие воззовёт отовсюду умерших к воскресению, что и земля, и море отдадут мертвецы своя, но надо твердо помнить, что христианские кладбища есть именно эти священные сокровищницы будущего воскресения.
Что погребается здесь?
Тело христианина, тело, омытое благодатными водами крещения, помазанное священным миром, тело, которое питалось Плотью и Кровью Сына Божия, то тело, которое св. Апостол Павел называет храмом живущего в нём Духа Святого, а храм Божий есть свят.
С другой стороны, для чего погребается тело христианина?
Для будущего воскресения во славе: сеется в тление, восстаёт в нетлении; сеется не в честь, восстаёт в славе, сеется в немощи, восстаёт в силе, сеется тело душевное, восстаёт тело духовное! (1 Кор. 15, 42—44).
Поистине, входя на кладбище должно напоминать себе слово Божие к Моисею: «Изуй сапоги от ног твоих, место бо, на нём же стоиши, земля свята есть».
Переносясь мыслью во времена древние, мы встречаем у всех народов благоговейное чувство глубокого религиозного почтения к местам погребения своих предков; не говоря уже о святых праотцах и целом народе Иудейском, самые языческие народы древности, непросвещённые верою, памятником бытия своего на земле оставили нам великолепие своих гробниц, о которых они заботились более, чем о жилищах своих! Посмотрите, с каким глубоким чувством почтения самые дикари ограждают могилы отцов своих от всего, что по их понятию могло бы их осквернить. Не дивно после сего, что для христиан первых веков места погребения братии их по вере сделались местами священными. Там любили они собираться для общественного служения, там утвердились первые жертвенники для принесения бескровной жертвы за живых и умерших, там воздвигались первые храмы; св. церковь приняла могилы христианские под свое особое покровительство.
Мы говорим часто, что мертвые не видят, не чувствуют.
Говорим неправду. У Бога жизни нет мёртвых. Тому бо все живи; суть; живы пред ним и погребенные здесь отцы и братья наша; где они теперь? Здесь, где приносится в церкви за них бескровная жертва, где пред престолами Агнца предстоят Архангелы и Ангелы, а с ними и умершие братья наши—одни с песнью благодареная, другие с молитвою о помилования.
О, какой великий собор их теперь вместе с нами!
Как не удалено кладбище от жилищ живых, но оно должно быть близко сердцу каждого; почти у каждого здесь покоится сродник, или друг, Любовь плотская, тем более любовь духовная невольно влечёт нас в место вечного упокоения! Здесь мы можем беседовать молитвенно со своими присными; здесь слышатся поучительные уроки для жизни, ибо, как не безмолвны мертвые, но они красноречивее проповедника говорят устами Апостола: не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей; и мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век. (1 Иоанн. 2, 15, 17).
Как полезно временами оставлять свои жилища и приходить сюда для размышлений; каждое такое путешествие непременно унесёт из души что-нибудь нечистое, злое осияет ее и согреет чувствами возвышенными, святыми.
Когда ходим между могилами — вспомним, что здесь и мы будем погребены и наш гроб опустят в могилу, засыплют землей; придать-ли кто посетить нашу могилу? помянет-ли нас с молитвою пред Богом? или только праздный посетитель равнодушно пройдет мимо нашей могилы, не узнав даже, кто погребён в ней?
Нет, не забудет нас Церковь Святая, которая до конца века будет молиться о нас вместе со всеми здесь лежащими; не забудет нас искупивший своею кровью Господь наш Иисус Христос.
Приидет час, когда и мы со всеми сущими во гробех, услышим Глас Сына Божия и услышавше оживём!
***
Краткая летопись православного кладбища гор. Вильно закончена.
В заключение выразим пожелание, чтобы Православные Виленцы всегда проявляли заботы о благолепии Кладбища, помогая в этом направлении администрации, памятуя, что каждого из нас ожидает смертный час и предоставит тогда нам кладбище гостеприимно уголок для вечного упокоения!
Вступительная статья А. Бендина - Часть I - Часть II - Часть III
Раздел брошюры на сайте
Брошюра в формате PDF
https://zapadrus.su/bibli/geobib/pkv/1374-pkv-4.htmlhttps://zapadrus.su/bibli/geob...ut=default