Чевалковы
Республика Алтай (Томская губ, Бийский уезд, с.Улала)
alena_melnik Владимир Сообщений: 120 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 106 | Наверх ##
22 июля 2022 15:54 1. Чевалков Андриан Васильевич Мать детей: Чевалкова Стефанида Андреевна
2-1. Чевалков Иван Андрианович (1860 - ?) Жена: Чевалкова Дарья Матвеевна
3-2. Чевалков Сергей Иванович (25.09.1882 - 1924) Жена: Чевалкова (Стрелкова) Антонина Семеновна (1888 - 1944)
4-3. Чевалкова Таисия Сергеевна (1906 - до 1941)
5-3. Чевалков Яков Сергеевич (10.10.1906 - 06.06.1954) Мать детей: Чевалкова (Аргокова) Агния Михайловна (13.01.1913 - 30.06.1978)
15-3. Чевалкова Клавдия Сергеевна
16-3. Чевалкова Анфиса Сергеевна
17-3. Чевалкова Нина Сергеевна
18-3. Чевалкова Анна Сергеевна
19-1. Чевалков Дмитрий Андрианович (1860 - ?) Жена (15.02.1880): Чевалкова (Урина) Параскева Петровна
20-1. Чевалков Василий Андрианович (1881 - ?) Посемейный список 1921 Улалы. Василию - 40 лет Жена: Чевалкова Анисья Ивановна (1881 - ?)
21-20. Чевалков Михаил Васильевич (1903 - 02.1944) Жена: Чевалкова Любовь Николаевна
22-20. Чевалков Иван Васильевич (1907 - ?) 23-20. Чевалков Петр Васильевич (1908 - 22.08.1944)
Жена: Чевалкова Наталья Васильевна
24-20. (Чевалкова) Екатерина Васильевна (1911 - ?) 25-20. Чевалков Федор Васильевич (1913 - ?) 26-20. (Чевалкова) Александра Васильевна (1915 - ?) | | Лайк (1) |
alena_melnik Владимир Сообщений: 120 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 106 | Наверх ##
29 марта 2023 17:07 О происхождении фамилии
Чевалковы по своему происхождению принадлежат к татарскому племени телеутов — одному из сильнейших между племенами, занимающими северо-западные склоны Алтая. Имея соседями на западе киргизов, на востоке монголов, телеуты много терпели от тех и других, заставлены были перекочевать из долины Иртыша к северу, и, чтоб иметь сильного покровителя, решились платить дань белому Царю. Имя предка Чевалкова, жившего в это время, и называвшегося Чёбёлёк, сохранено его потомками в родовом прозвище Чевалковых. Слово Чебелек с теленгитского переводится как муравей (чебелги/чымалы) (Киндикова Н.М. Алтайская литература. Портреты писателей и литературоведов: монография. Москва: ИНФРА-М, 2022). Самый известный представитель фамилии Михаил Васильевич Чевалков так описывает своё происхождение в книге "Чöбöлкöптÿнг jÿрÿм" («Жизнь Чевалкова»): Я происхожу из рода Мундусов; – из племени Белых Телеутов; имя отца моего – Андраш; Отец Андраша – Клемеш, у этого отец Семеек, у Семеека отец Сёогошь, – его отец Сеперек, – отец Сеперека Чебелёк. При Сепереке предки наши добровольно перешли в подданство, «белого царя» и стали платить «алман» (дань). Я, потомок их, до 17 лет был «черной веры» (язычником); отец и мать дали мне имя «Киприан». К этому времени я был женат. Имя матери моей – Каброж, а отца ее звали Кульбес. Этот Кульбес был правителем в своем обществе (баем); он был из рода (кости) Тюуты, из Кештымского племени. В старые времена был Тёрбёт, Ойротский хан, который владел четырьмя племенами: это было тогда, когда 60 тысяч Телеутов золотой орды жили между собой в мире. После этого произошел между этими четырьмя племенами раздор, и они стали между собой воевать. Вследствие этого Ойротский хан удалился во владения Кункерского хана. Оставшиеся после него султаны и мурзы, собравши каждый подвластных себе людей, перекочевали в разные земли, ища для себя спокойного места. Оставшаяся от них небольшая часть народа жила по обеим сторонам Иртыша. Телеуты же жили по обеим сторонам реки Ак-Умара (Оби), но и они не стали жить между собой в мире. От постоянных войн и число их весьма уменьшилось; вследствие этого их постоянно тревожили с одной стороны, Монголы, предводительствуемые Чадаком, а с другой «Черные Киргизы» (Кара-Казак). Тогда Телеуты, предводительствуемые Мамымгом и Балыком (Мамыт (Давыд) Торгаев и Балык Кожанов - прим.) пришли в Кузнецк и просили начальника города (терё-бей), говоря: мы желаем платить дань белому царю, чтобы под его покровительством жить в этой земле. Тогда был мой предок Сенерек, сын Чебелека. От него произошли Чевалковы, живущие теперь в Улале и в Бачате . Отец мой родился в Бачате. Его родители и братья переселились в местечко «Карасу» (теперь село Карасук), недалеко от г. Бийска. Отец мой был тогда 10 лет. Их было 5 братьев: старший Калан, моложе его Егор, моложе Егора мой отец Андраш, моложе этого Устёпко, за ним Ярас. Отец их Клемеш, а мать Кеелеш. Я родился, когда они жили в Карасуке. Оттуда родители мои, когда мне было 7 лет, переселились в Улалу.
[…] прибыли в Улалу. Осенью того года крестились. Я наречен был Михаилом; отец мой Василием; жена моя Александрой; сестра моложе меня - Еленой, следующая за ней - Анной, а самая младшая – Марией. У меня был еще брат Ерок, моложе меня семью годами. Он, после рождения своего, когда было ему два месяца, отцом моим был отдан в сыновья старшему брату его, у которого детей не было. Когда он достиг 10-летнего возраста, его отдали учиться грамоте; – назван он был Адрианом: они крестились прежде нас.
| | |
alena_melnik Владимир Сообщений: 120 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 106 | Наверх ##
29 марта 2023 17:08 Потомки Чебелька изначально в метрических книгах записывались как Чебельковы. Потом фамилия для удобства восприятия на русском языке трансформировалась в Чевалковых. Первая записи в метрической книге Дмитриевской церкви села Енисейского, в которой упоминаются Чевалковы относится к 17 августа 1834 году, раздел «О браках»:
65. Семнадцатого числа Кузнецкаго округа Телеутской волости первой части деревни Улалинской новокрещеный из татар Александр Федоров Чебельков с новокрещеною прежнею его женою по первобытному их состоянию в татарстве Параскевой Михайловой. Поручители. По жениху: Бийскаго округа Смоленской волости деревни Улалинской Государственный крестьянин Иван Савельев Савельев же. По невесте: Кузнецкого округа, Телеутской волости Первой части деревни Улалинской новокрещеный из татар Никита Федоров Чебельков.
В той же книге запись от 1 октября 1834 года, раздел «О браках»:
78. Первого числа Бийского округа Телеутской волости деревни Улалинской новокрещенный из татар Илья Еремеев Чевальков, холостой с девицею Марией Васильевой дочерью, Кузнецкого округа первой части Телеутской волости деревни Улалинской новокрещеного из татар Василия Петрова Юлдошева. Поручители. По жениху: Кузнецкого округа первой части Телеутской волости деревни Улалинской новокрещеный из татар Никита Федоров Чевальков. По невесте: той же деревни оседлый инородец Еремей Михайлов Шишков. | | |
alena_melnik Владимир Сообщений: 120 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 106 | Наверх ##
29 марта 2023 17:17 Мой пра(4) дед Адриан Васильевич Чевалков (1823-?) - младший брат Михаила Васильевича Чевалкова.
Инородец—старец Адриан Васильевич Чевалкова, родной брат Михаила Васильевича Чевалкова, известен Алтаю, как опытный и безмездный врач. Лечит он всех и инородцев и русских и лечит травами. Дело ведет большею частью с успехом... Несмотря на свои старческие недуги, Адриан Васильевич часто ходит по горам, собирая различные травы и коренья, которыми пользует всех без различия с одинаковым усердием. Нередко русские из других деревень приезжают за ним, и он с охотою едет к больным. Он любит ильинцев и до смерти своей не хочет их оставлять. Не меньше и ильинцы его любят и почитают его за… за любовь к ближним.(Каншин, А. «Из записок учителя Ильинской миссионерской школы Черно-Ануйского отделения А. Каншина.» Томские епархиальные ведомости, 1888, изд. отд. неофиц.: 24—30.)
Младший брат Андриан, также миссионер. Он занимался врачеванием, освоил, подобно брату, много ремесел, увлекался музыкой. Но талант таких людей не мог найти должного применения. Тогдашний глава Алтайской миссии Макарий Невский, позднее прославившийся черносотенными погромами в Томске, пекся больше о прирастании числа обращенных в православие, чем приобщением "инородцев" к культуре или получением ими светского образования. Н. М. Ядринцев с глубокой горечью писал в конце прошлого века: "Из алтайцев и телеутов мы не знаем ни одного, достигшего даже уездного училища, нет ни одного образованного телеута, хотя многие из них совершенно обруселые." Деятельность миссии не способствовала рождению сибирских Ломоносовых. (Шишигин, А. «Алтайский просветитель.» Разыскания : историко - краеведческий альманах, 1990: 15.)
| | |
|