Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Чинчевичи/Ченчевичи

с. Славянка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии

← Назад    Вперед →Модераторы: N_Volga, Радомир
AlexanderVS7
Новичок

Краснодар
Сообщений: 16
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 16
Ищу информацию о родителях и родственниках Чинчевич Трифона Максимовича 1887 года рождения. По воспоминаниям родственников у него был брат Роман 1895 года рождения и две сестры. Муж Анны - Мартын Кущь, а муж Варвары - Николай Кабан.
AlexanderVS7
Новичок

Краснодар
Сообщений: 16
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 16
Образование фамилии

«Чинш»
Мне нравится версия, по которой фамилия «Чинчевич» была образована от прозвища «Чинш». Фамилия относится к распространенному типу славянских фамилий, о них и поговорим.
Структурно фамилия может состоять из корневой основы, приставки, суффикса и окончания. Основа фамилии зачастую образована из личного имени, прозвища или профессии. По многовековой традиции личное прозвище давали человеку в дополнение к имени, полученному им при крещении.
В корневой основе прозвищ «Чинш», «Чинший», «Чиншов», «Чиншев» лежит слово «чинш» - «оброк вольных крестьян на поместных землях» (укр. чинш, блр. чынш через польск. czynsz «подать» с ХIII – ХIVв.в., нем. zins «подать, дань» от лат. Cēnsus. см. А. Брюкнер), в Речи Посполитой это «оброк, платившийся с земли или дома, отданных в чужое продолжительное владение» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890 -1907), «взнос бессрочного наследственного арендатора собственнику земли» (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935).
Таким образом, эти прозвища могут относиться к именованиям, указывающим на род деятельности предка. Так в ХIII – ХIV в.в. могли прозвать сборщика податей в Королевстве Польском. А могли прозвать и владельцев земельного надела, которые владели ими на правах чиншевого пользования, как, например, чиншевая шляхта Речи Посполитой начиная с ХVI в..
Долгий вариант
Добавляем «-евъ» и получаем «Чиншев»

Русские родовые прозвания чаще всего заканчивающиеся на «-овъ / -евъ» — самое распространенное окончание, присоединялось, если основа заканчивалась на согласный звук.
Так русские фамилии прихожан Иоанно-Богословской церкви села Славянки Павлоградского уезда в основном образованы как отчества от церковных или не церковных имён, например, Филимонов сынъ – «Филимонов», Даниилов сынъ – «Данииловъ», Назарiевъ сынъ – «Назарiевъ», Терентьевъ сынъ – «Терентьевъ», Метвеев сынъ – «Матвеевъ», Леонтьев сынъ – «Леонтьевъ», Сердюков сынъ –«Сердюковъ» или прозвищ, например, Кисель – «Кисилевъ», Калач – «Калачевъ», Муромец – «Муровцевъ», Малец – «Мальцевъ», Богатырь – «Богатыревъ», Цисарь – «Цисаревъ», Логвин – «Логвинов», Чепок – «Чепковъ», Черкас – «Черкасовъ», Кабан – «Кабановъ», Барсук – «Барсуковъ», Волк – «Волковъ», Дрозд – «Дроздовъ», Орелъ – «Орловъ», Соловей – «Соловьевъ», Воробей – «Воробъевъ», Сокол – «Соколовъ».
В нашем случае Чинш — Чиншевъ.
Гораздо реже — от названий местности, например «Луганский» от Луганска, «Китайгородский» от Китайгорода.
Варианты образования фамилий по роду занятий или какому-либо признаку человека в русском языке менее продуктивны, например, «Резниковъ» от резника, «Коноваловъ» от коновала, «Плотниковъ» от плотника, «Поповъ» от попа, «Понамаревъ» от понамаря, «Пасишниковъ» от пасишника.
Среди наиболее распространённых украинских фамилий того же прихода чаще всего встречаются фамилии с окончанием «-енко», которые так же в основном образованы как отчества от церковных или не церковных имён Сидора сын - «Сидоренко», Панаса сын - «Панасенко», Дмитрия сын - «Дмитренко», Максима сын - «Максименко», Ивана сын - «Иванченко» или прозвищ и какому-либо признаку «Сущенко», «Гусаренко», «Москаленко», «Чубенко», «Мышенко».
Так же по роду занятий «Бондаренко», «Ткаченко», «Кирпиченко», «Писаренко», «Рыбальченко», «Коноваленко» и так же от названий местности «Литовченко», «Донченко».
«Чиншев»
Так, фамилия «Чиншев» встречается в росписи 1769 года казаков и мещан, первых покорителей края, составленной посланными для описи «Медвежьих островов» прапорщиками, проживавшими в Зашиверске Якутской области Иркутского наместничества (Сборник материалов к изучению Якутии. Выпуск 1-й. Издание Научного Отдела Якутского Наркомпроса. Якутск, 1922).
Долгий вариант (продолжение)
Добавляем «–ич», - получаем «Чиншевич»

Зачастую приставки и окончания определяют принадлежность к определённому народу, при этом, сами по себе они являются менее устойчивыми, чем коренная часть фамилии и со временем могут, по тем или иным причинам, изменяться или вообще отпадать.
В большинстве случаев окончания в фамилиях несут значение «сын» (как например «–ич» — старославянский суффикс «отчества», аналогичный белорусским, польским, сербским и хорватским суффиксам в фамилиях) или указывают на владение или принадлежность. В настоящее время этот суффикс является частью родового имени, присваивается ребёнку по имени отца и называется Отчеством. Но в некоторых вариациях патронимических (Патроним – отчество от греч. πᾰτήρ отец, ὄνομα имя) имён могут связывать их носителей не только с отцами, но и с более дальними предками — дедами и прадедами образуя фамилию рода.
Так сербские фамилии нередко образуются от личных имен и большинство сербов носят фамилии с окончанием «–ич».
А среди всё тех же прихожан Иоанно-Богословской церкви встречаются, например, фамилии «Виричь» и «Дедовичъ».
В нашем случае «Чиншевъ» - «Чиншевичъ».
Быстрый вариант
Добавляем «-евичъ» и получаем «Чиншевичъ»

На «-евичъ» чаще всего оканчиваются польские фамилии, правда, надо отметить, белорусы считают, что наибольшее число фамилий на «-евичъ» зародилось у них и только потом пришло в Польшу в том числе заменив польское «-евиц». Но, если хорошо подумать, то, скорее всего, это не так, поскольку польская государственность и народность появились на несколько веков раньше белоруской…
В нашем случае «Чиншъ» - «Чиншевичъ».
«Чиншевичъ»
Запись за 24 Февраля 1748 года: «Гайдук дворцовый Сава Чиншевич, приехавший з Украини, был у нас, а над вечери ездил я до кума Якова Тимофиева и ему-ж оный, до Скоропадского надписанный, пакет вручил для пересилки в Глухов.» (Текст воспроизведен по изданию: Дневник генерального хорунжего Николая Ханенка (1727 — 1753 г.). Приложение к "Киевской старине". Киев. 1884).
«Чинчевичъ»
Со временем из-за созвучности произношения фамилии «Чинш», «Чиншев», «Чиншевич» претерпели изменение и появились новые фамилии «Чинч», «Чинчев», «Чинчевич», при этом первоначальные фамилии через «и» тоже остались и до сих пор, как те, так и другие, встречаются среди ныне живущих украинцев и россиян.
«Ченчевич»
И в заключение вопрос о том, как фамилия «Чинчевич» превратилась в «Ченчевич».
Анализируя фамилии прихожан Иоанно-Богословской церкви села Славянки за период с 1885 г. по 1916 г., в которых все «Чинчевичи» и «Ченчевичи» упоминаются как государственные крестьяне, обнаруживаем, что на пять упоминаний фамилии «Чинчевич» приходится всего два упоминания фамилии «Ченчевич».
А происходить могло вот что.
«Правильность» написания фамилии делающими записи в метрических книгах дьяконом или священником, зачастую формировалась восприятием «на слух» фамилии прихожан.
При этом частота фамилий, созвучных начальными буквами, подспудно влияет на это восприятие.
Так фамилии начинающиеся на «Че-» звучали в несколько раза чаще чем на «Чи-», - Чепковъ, Черновъ, Черева(о,е)нь, Черкасовъ, Черноморецъ, Черевко, и только Чижанко (или Чижанкъ).
Кроме того, на слух постоянно «давили» окончания, например, таких фамилий как Юрченко, Кравченко, Кириченко, Кирпиченко, Иванченко, Ткаченко, Литовченко, Рыбальченко, Шевченко, Панченко, Радченко, Дяченко, оканчивающихся на «-ченко», при этом нет ни одной на «-чинко».
Нельзя отметать и элементарные ошибки и описки по невнимательности.
В результате время от времени одного и того же жителя Славянки при очередном событии записывали в Метрическую книгу как «Ченчевич» вместо «Чинчевич».
Так, в ноябре 1906 года, мой дедушка Климентий Трифонович в отличие от своих родителей Трифона Максимовича и Феодосии Петровны, своего брата Владимира и сестёр Татьяны и Акилины вместо фамилии «Чинчевич» получил фамилию «Ченчевич».
Пояснение
В конце многих фамилий употребляется непроизносимая буква «ъ».
С ХIII века на письме использование непроизносимой буквы «ъ» было небесполезным, - она помогала правильно разбивать слово на слоги, а строку до перехода к повсеместному применению пробелов на слова.
В позднейшей церковнославянской письменности употребляется по традиции: чаще всего на конце слов после согласных. Слово могло оканчиваться только на гласную, «й», «ь» или «ъ».
В 1911 году особое совещание при Императорской Академии наук одобрило работы предварительной комиссии и вынесло по этому поводу свою резолюцию. Согласно плану реформы по опубликованному в 1912 году постановлению, «ъ» на конце слов больше не должно было использоваться.

Между прочим, похоже, что фамилия «Пасишниковъ» претерпела такие же изменения и в итоге трансформировалась в фамилию «Пасечников». Но, как говорят, это уже другая история…
Лайк (1)
AlexanderVS7
Новичок

Краснодар
Сообщений: 16
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 16
XVIII век

На сегодняшний день достоверной информации о предках, родившихся в XVIII веке, найти не удалось. Но в преданиях сохранились байки о происхождении рода.
Многие выходцы из Славянки вспоминают рассказы своих предков о том, что род их пошёл из Польши. Жил в Польше в XVIII веке молодой человек по фамилии Чинчевич, служил ксендзом в церкви, отпевал покойников. Был высоким и красивым. Хорошо играл на гармошке. Однажды, на одном из отпеваний он решил немного пошутить. Дело было так: он отпевал покойницу, а старушки, которые сидели у гроба уснули. Он, поднял покойницу в гробу, поставил её и подпёр то-ли ухватом, то-ли граблями, чтобы она стояла. А потом как закричит: «Вы что спите? Покойница из гроба встала». Старушки проснулись и испуганно подскочили. В результате у троих не выдержало сердце, и они умерли. Шутка обернулась заведением в полиции уголовного дела. Шутник, что бы ни сесть в тюрьму, собрал котомку и подался в бега, перешел границу и добрался до Славянки. В то время в церкви не было дьякона, - старый умер, и он стал дьяконом, так в Славянке и остался... в дальнейшем потомки получили прозвище «дяки».
Правда, кроме этого, в некоторых рассказах потомков речь идёт о выходцах то ли из Сербии, то ли из Хорватии. Кстати, записи о Chinchevich и Chеnchevich римскокаталического вероисповедания, проживавших в Хорватии, встречаются на сайте https://www.familysearch.org (Croatia, Church Boors, 1516-1994).
Например:
Hellenæ Chenchevich жена Gregory Koszanich и мать ребёнка рождённого 1 ноября 1683 года в Sesveta, Zagreb, Croatia;
другая Helenæ Chenchevich жена Georg Czarich и мать Mathiæ, рождённого 26 марта 1713 года в Sesveta, Zagreb,Croatia;
Marting Chenchevich и Joanes Chеnchevich рождённыt в ноябре 1744 в Virovitica, Croatia, - отец Philippi Chenchevich.
Hellena Chinchevich (02.175628.02.1806) вышла замуж за Michaelis Budachich приблизительно в 1780 г. в возрасте 23 лет;
Margarithæ Chinchevich вышла замуж за Michaelis Klarich в 1792 году (Resnik, Croatia);
Chinchevich 1798 Stubica, Croatia;
Joannis Chinchevich рождения примерно в 1802 году;
Paulus Chinchevich рождения примерно в 1827.
Magdalena Chenchevich рождённая 13 февраля 1848 отец Stephani Chenchevich (Sesveta, Zagreb, Croatia);
Kata Chenchevich 1891 Sesveta, Zagreb, Croatia;
Версия про Хорватию интересна и любопытна, но подтверждений пока не получила, а вот версия про Сербию скорее всего не верна. Однако об этом чуть позже.
Кроме Хорватии фамилия встречается в других соседних странах. Так, например, в ХХ веке в Румынии, правда с несколько изменённым окончанием, - Лучан Чинчовичи, руководитель железнодорожной транспортной полиции в Хунедоара. Или Emilia Chincovici [Эмилия Чинчовичи] (18851966), Viorica Chincovici [Виорика Чинчовичи] (19171940), Lucretia Fortunescu (Chinchovici) [Лукреция Фортунесьу (Чинчовици)] (19121978), Dan Gheorghe Chinchovici [Дан Георг Чинчовици] (19201944), Constantin I. Chinchovici [Константин И. Чинчовичи] 18711948 …
Теперь подробнее о сербах.
Переселению сербов на Украину в XVIII веке посвящено много статей и книг. Среди авторов, такие как Белова Е.В., Гарабедян А., Дегтярев Ю., Загоровский Е.А., Кирпиченок А., Комсалова Р., Подов В., Попов Н.А., Рудяков П.В., Скальковский А. и другие. Из этих работ известно следующее.
Первые сербы начали переселяться на территорию Российской империи во времена правления Петра I. В 1723 году в районе нынешнего Славянска разместился полк сербских гусар под крмандованием полк майора Ивана Албанеза.
В 1751 году от группы сербов на имя посла Российской империи при австрийском дворе графа Михаила Петровича Бестужева-Рюмина поступило обращение. В обращении излагалась просьба о разрешении переселиться в Россию. Императрица Елизавета Петровна дала свое согласие на их поселение в заднепровской Украине. Так была основана в России Новая Сербия (от реки Днепра до реки Синюхи) с административным центром Новомир-город, граничившая к северо-западу с польскими землями, к югу - с турецко-татарской степью (территория нынешней Кировоградской области Украины).
Предводителем у сербов был полковник австрийской службы Иван Самойлович Хорват. Скорее всего, именно поэтому в преданиях о происхождении предков и упоминается связь с хорватскими сербами.
А в 1753 году между pеками Луганью и Бахмутом и по правому берегу реки Северский Донец была основана Славяно-Сербия (к востоку от Днепра, вдоль Украинской линии до станиц донских казаков) с административным центром Бахмут (нынешний Артёмовск). Сюда переселилась большая сербская община во главе с полковниками Райко Прерадовичем и Иоанном Шевичем.
Теперь о Славянке.
Из первого выпуска материалов для историко-статистического описания Екатеринославской епархии «Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия» (Екатеринослав, 1880) мы узнаём следующее.
Нынешняя Славянка, в то время почти в ста километрах от Славяно-Сербии и более чем в двухстах километров от Новой Сербии, представляла собой зимовник запорожских казаков под названием балка Гончара и могила Гончара при реке Бык и значилась с середины XVII века как населённая местность запорожского казачества.
Вначале, для «поражения татарвы» на знаменитом Муравском шляхте, по распоряжению Коша запорожского, на этой местности сидел и нападал на татарву с небольшой ватагой лихой запорожец харциз Гончар, В 1660 году в одной из схваток он погиб и был с почётом погребён своими ватажцами-запорожцами. Со временем зимовник превратился в хозяйственное поселение, где наряду со скотоводством развивалось земледелие и пчеловодство. Зимовники основывались, как правило, тремя-четырьмя семейными запорожцами. В каждом зимовнике было две-три хаты и несколько хозяйственных построек. В 1774 году в соседство к проживающим здесь запорожцам присоединилось несколько бурлаков из поражённой пугачёвщины.
К этому времени уже как 10 лет Новая Сербия и Славяно-Сербия были упразднены как выделенные территории и вошли в состав Новороссийской губернии. Сами сербы, которые в основном были унтер-офицерами и офицерами, оставаясь военными в большей своей части, перешли на службу в российскую армию и перебралась в другие регионы. Некоторые из них, имея средства, избрали местом жительства европейские города. Немало сербов в дальнейшем вернулось на родину и включилось в освободительную борьбу против Турции. В Новой Сербии и Славяно-Сербии остались единицы сербов.
В октябре 1775 году губернатор Азовской губернии В.А. Чертков после посещения местности в районе балки Гончара определил «быть здесь воинской слободе». В 1777 году слобода была названа Славянкою.
А уже в 1782 году в государственной воинской слободе Славянка проживало «оседлых жителей мужского 248 и женского 239 душ». В слободе была часовня с иконой святого апостола и евангелиста Iоана Богослова, и при ней был иеромонах из Самарского монастыря.
«В начале 1786 года обыватели казенной слободы Славянка, - атаман Данило Гапоновъ, Петръ Долженко, Иванъ Долженко, Климъ Литовченко, Дмитрiй Калашниковъ, слободскiй писарь Павелъ Добрянскiй и другие, согласно желанiю всего общества решились устроить въ своей слободе настоящую, неподвижную цкрковь». Получив на это прошение, В.В. Каховский, - правитель Екатерино-славского наместничества, в своём прошении благословения на возведение церкви у преосвященного Амвросiя Екатеринославского от 23-го апреля 1790 года писал: «Въ селе состоитъ дворовъ 74, въ нихъ записанныхъ по последней 1782 года ревизiи и после оной прибылых муж. 289, жен. 271 душа».
И уже 13 мая 1791 года, заложенная 18 августа 1790 Iоана Богословская церковь, по письменному заверению тамошнего священника Iоанникiя Сектаторiя «постройками и производ-ствомъ работъ ныне совершенно окончена». 21 июня 1791 года на место священника Иоанникия Сектатория в казенную слободу Славянку к Iоана Богословской церкви был определён священник Iоанникiй Булахов.
Таким образом, дьякон по фамилии Чинчевич в церкви Славянки появился после 1791 года, а учитывая подробности предания о том, что польский беглый ксендз Чинчевич стал дьяконом в то время, когда в церкви не было дьякона, - старый умер, можно предположить когда примерно появился он в Славянке. Между 1791 и 1805 годами. Но остаётся вопрос, - откуда? Кстати, Новая Сербия находится на пути из Польши в Славянку, так что версию о выходце из хорватских сербов пока не исключаем.
Почему по 1805 год? Потому что, поселившись в Славянке и обзаведясь семьёй, пришедший в Славянку прародитель рода должен был родить сына (I поколение) как раз до 1805 года, чтобы у того через восемнадцать лет успел бы появиться сын, о котором в метрических книгах Иоано-Богословской церкви с. Славянка сохранились записи как о Иоанне…
AlexanderVS7
Новичок

Краснодар
Сообщений: 16
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 16
В апреле этого года мне удалось обнаружить метрические книги конца XVIII века церкви Успения Пресвятой Богородицы местечка Варвы Прилуцкого уезда Черниговской губернии, на тот момент Киевского воеводства Польши, в которых упоминаются семьи Ченчевичей, проживавших там уже в начале второй половины XVIII века.
Эта находка прекрасно подтверждает версию того, что ветвь рода села Славянки пошла из Польши, и более того, не противоречит тому, что предки рода могли быть выходцами из Сербии или Хорватии, переселившиеся в Новую Сербию, от границ которой до Варвы всего 200 км на север ...
В те времена в Варве размещались Варвинские казачьи сотни, входившие в состав Прилуцкого полка. Но сколько не искал в списках этих сотен фамилии Чинчевич/Ченчевич, до 1770 годов найти их не удалось.
В записях метрических книг за 1784 год упоминаются две семьи Ченчевичей, - казаков местечка Варва. К тому времени, в 1781 году, полковой строй прекратил своё существование, в Варве проживало около 1600 душ в 239 дворах (414 хат). из них казаков и подсоседков их - 147 дворов (269 хат). Получается, что казаки Ченчевичи обосновались в Варве как раз незадолго до роспуска Прилуцуого полка.
В 1784 в семье казака Ченчевича Никиты и его жены Дарии родился сын Петр (24 августа), а в семье казака Ченчевича Тимоөея и его жена Евфимии, сын Семион.(1 сентября). И, скорее всего Никита и Тимофей были братьями.
С большой вероятностью основатель рода в селе Славянка имел с ними родственное отношение.
Остаётся только найти документальные подтверждения родства.



← Назад    Вперед →Модераторы: N_Volga, Радомир
Вверх ⇈