Добрый день всем! Ищу любую доп. информацию, фото и пр. по
любым упомянутым лицам. Мои данные будут переодически
обновляться. Красным помечена моя прямая ветка.
Фото: П.А. Ховен
Моя точка отсчёта -
Ховен Павел Александрович (предп. 1837, но также м.б. начало 1840-х - 22 сен. 1908, Острогожск) - действительный статский советник (15.4.1879) председатель Общества вспомоществования бедным ученицам женской прогимназии (1899), окончил юридический факультет Петербургского университета (1862), следователь управления юстиции г. Духовщина Смоленской губернии (1862-69), следователь управления юстиции г. Тамбов (1869-79), председатель Острогожского уездного суда (1879-81), товарищ председателя Острогожского окружного суда (1881-1908). Решением Дворянского Депутатского Собрания старинный род причислен к благородному сословию и внесен в 6-ю Часть Родословной книги Воронежской губернии Павел Александрович,
Людмила Ивановна, Платон Павлович и Анна Павловна (10.12.1894). См.:
ГАВО: ф.И-29 «Воронежское дворянское депутатское собрание», оп.140 Кстати говоря, Павел Александрович был ярым противником дворянства, но после причисления к этому сословию изменил своё мнение. Имел награды: орден Св. Владимира 4 ст., орден Св. Станислава 2 ст., орден Св. Анны 2 ст.
НОЕго происхождение мне доподлинно не известно.
Сущетсвует баронский род
фон дер Ховен, но причастие к нему я доказать пока не сумел.
Ситуация такова: есть некий барон
Александр Васильевич Ховен (1787-1848), в частных исследованиях я находил информацию, что он был женат, однако ФИО жены было помечено как NN. Под конец жизни он подал духовное завещание в Опекунский совет:
https://gis.spbiiran.ru/autographs/acts/3119. Теперь перенесёмся к другой персоне:
Екатерина Александровна Мерзлякова (Спитц, Козлянинова). В одной из метрик, которую я проворонил, она указывалась как "воспитанница"
Ховена Александра Васильевича (приемный ребенок?), а к тому же, если я не ошибаюсь, рядом стояла надпись "мещанка". Здесь связь Екатерина и барона Ховена очевидна. А теперь смотрим, кем был её последний муж
Мерзляков.
Алексей Николаевич Мерзляков был знакомым, а вдобавок еще поверенным на свадьбе
Павла Александровича Ховена, а сверх того, еще и родственником его жены
Людмилы Ховен. Павел при рождении дворянином не был,
Екатерина, как я понял, тоже, они точно знают друг друга, имеюот одинаковые фамилии и отчество, а следовательно они кем-то друг другу приходятся. И тут вопрос. Если между собой они связаны, то кто им
Александр Васильевич Ховен? Отчим? Какой-то дядя, который взял на воспитание детей от морганатического брака своих родственников? Пока не понял. К тому же, я без понятия как искать следы происхождения этих людей, ведь при рождении они вообще могли иметь другие фамилии, отчества.
Теперь вернемся к
Павлу Александровичу Ховену.
Семья: жена
Людмила Ивановна Ховен (Воинова) (см. род Воиновых в профиле)
), дети:
Зинаида Павловна Белявская,
Мария Павловна Лесняк,
Анна Павловна Ховен,
Платон Павлович Ховен.
Платон Павлович Ховен (16 мар. 1872, Тамбов - после 1930, Скопин) Крещён в Покровской церкви г. Тамбова. Восприемники: Титулярный Советник
Иван Яковлевич Лазаревич и
Зинаида Павловна Ховен. П.П. Ховен - был талантливым музыкантом, но погубил свою жизнь алкоголем и пропал Скопине. В 1891 году поступил на юрфак в С-Пб университет и учился там по крайней мере до 1894 (скорее всего закончил). В Российской Гос. Библиотеке хранится его романс "Где ты, тамъ мысль моя летаетъ"
Шифр хранения:
MZ Д 85/491
MZ МЗ 186/793Анна Павловна Ховен (1 фев. 1873, Тамбов - после 1899). Крещена в Варваринской церкви города Тамбов. Восприемники: Жена члена Окружного суда
Анна Дмитриевна Вольберг и Губернский секретарь
Павел Иванович Домбровский.
А. П. Ховен тоже пробовала себя в музыке, о чем говорит её личное дело ученицы Петроградской Консерватории Императорского Русского Музыкального Общества
(ЦГИА СПб ф.361 оп.2 д.7189). Умерла рано, не успев выйти замуж.
Зинаида Павловна Белявская (19 окт. 1869, Духовщина/Тамбов - 1924, Москва) - дворянка, жена старшего акцизного надзирателя. О ней можно найти много в мемуарах ее потомков в интернете (https://www.domarchive.ru/docs/letopis1/let1_69-200.pdf).
Мария Павловна Лесняк (см. род Лесняк в моем профиле) (21 июн. 1866, Духовщина(?) - 1943, Чебаркуль) - православная, дочь помощника председателя Острогожского окружного суда Павла Александровича Ховена и его жены, Людмилы Ивановны Ховен (Воиновой), закончила Тамбовский Александринский Институт благородных девиц. В числе выпускников Мария Ховен фигурирует 2 раза: в 1884 (награждена аттестатом) и 1888 (награждена книгой).
Предполагаю, что М.П. Лесняк (Ховен) закончила его именно в 1884 г., а вторая выпускница - баронесса Ховен. Прим.: Ховены по линии М.П. Лесняк неизвестного мне происхождения, титулом баронов не обладают. Вышла замуж за А. И. Лесняка, родила ему дочь и, видимо, на этом всё.
Далее она его, насколько я понял, покинула его и ушла к
Жовнеровскому К.И. (см. род Жовнеровских моём профиле), но не развелась со своим мужем. Мария жила в Балаклаве, Москве (ул. Садовническая, 78(?) и др.), Санкт-Петербурге, где подрабатывала в каком-то учебном заведении, в Сандомире и Варшаве. Мне кажется, что в 1910-х у неё случился конфликт с Жовнеровским и она уехала от него в Москву. Далее всё запутано. У К.И. Жовнеровского в Москве была казённая квартира, но Мария Павловна жила в частном, как я понимаю доме (снесен где-то в 70-х). С Жовнеровским она всё равно, скорее всего, общалась. Кто-то (Лесняк или Жовнеровский), но, скорее всего, последний, приезжал в этот дом после революции с предложением эмиграции. Мария Павловна отказалась. Когда е младший сын женился на крестьянке (Жовнеровской (Плюхиной) Екатерине Дмитриевне), она, видимо не приняла этого факта, причем это было уже после революции, поэтому свою невестку не любила. Как-то она обсуждала её с горничной на французском языке, не зная, что невестка отчасти знает этот язык. После нелестных отзывов бабушка Катя выдала им какую-то фразу на французском и горничная от неожиданности выронила из рук посуду и побила её. Мария Павловна успела понянчить внуков, один из которых сейчас жив и помнит, что бабушка в быту иногда использовала "язык дворян", что вводило его в ступор. С началом войны Мария Павловна была эвакуирована в Чебаркуль, где и умерла. Где она там похоронена, я не знаю. От бабушки Маши мне досталась фруктовница фирмы братьев Бух, и пара фотографий.