Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Фёдоровы

Псковские крестьяне - скобари

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир, Tomilina
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Чем болели наши предки

Стоит рассказать, чем болели и от чего умирали наши предки. Как и все люди, они рождались, жили, болели, умирали. До середины ХХ века никакой медицинской помощи во Вревском приходе крестьянам не оказывалось. Ближайшая больница была в Острове или в Опочке. Но кто ж туда поедет? Лечились сами, чем могли. Чаще всего использовали баню, водку и травы. Достоверно судить о том, чем они болели, мы не можем, нет данных. А вот от чего умирали, известно из записей в метрических книгах.

От чего умирали
В XVIII веке причина смерти у большинства людей была одна: «волею Божию помре». Иногда формула варьировалась: «за старостию своих лет помре», «лёжа долгое время помре с покаянием». Вот и все причины. Смерти младенцев практически не фиксировались, слишком их было много. В XIX веке священников обязали более точно указывать причину смерти. Здесь появляется значительное разнообразие: «от водяной», «от удушья», «от воспаления в горле», «от тифозной горячки». В ХХ веке данные становятся ещё основательнее и точнее: «от рака», «от катарра в желудке», «от острого ревматизма в груди».

Если рассматривать возрастные периоды, то самой частой была младенческая смертность детей до года, она составляла почти половину от всех смертей в приходе. Причины формулировались просто: «от младенческой слабости», «натуральною болезнию» и «от поноса». Понос вообще был одной из самых частых причин смерти как детей, так и взрослых. Видимо, его причиной были различные инфекционные заболевания. Основной пик приходился на июль-август, когда устанавливалась жара и поспевали первые плоды, съедавшиеся часто незрелыми и немытыми.
Дети постарше умирали от основных детских болезней: кори, скарлатины, коклюша, оспы, свинки, того же поноса. Эти болезни иногда приобретали характер эпидемий. Например, в 1860 году – оспа, в 1870 году – корь, в 1894 году – скарлатина, в 1897 год – наверное, дизентерия, умирали от поноса и дети, и взрослые. Когда видишь, как за неделю от скарлатины в Шубках в избе умерло трое детей, начинаешь понимать значение и силу прививок, ставших обыденностью в современной жизни.

У женщин была особая статья риска – смерть от родов или родильной горячки. Это коснулось сестры нашей прабабушки Любови Егоровны, которая умерла в 27 лет. Молодые люди часто страдали от чахотки, горячки. Те, что постарше – от воспаления лёгких, от водяной, от удушья, от лихорадки. Старики – от паралича, острого ревматизма в груди, старости, и «старческого изнурения».
Отдельно стоит сказать об особых причинах смерти. Маленькие дети часто умирали от недосмотра: «от обжега», «утонул в луже», «убит ударом лошади». Взрослые «от излишнего употребления спиртных напитков», «замёрз по дороге из Святых гор у моста через речку Вревку».
Среди уникальных случаев значится смерть мальчика семи лет в Ломовицах от удара бревном, Василия Андреева из Шубков 22 лет от укуса бешеной собаки, Дмитрия Георгиева из Ломовиц в 32 года от побоев и Георгия Никандрова, нашего прапрапрадеда в 40 лет от падучей. За всё время наблюдений в приходе не было зафиксировано ни одного случая убийств и самоубийств, а также смертей от венерических заболеваний. Тихая провинциальная деревенская жизнь.

На фото:
* запись о смерти прапрапрапрапрапрапрабабушки Матроны Семеновой, жены Архипа Евстафиева: «Месяца февраля 17 числа. Прежде святого Економического ведомства Крыпецкого монастыря Иоанна Богослова Ильинской губы деревни Ломовиц крестьянская жена Матрона Семенова лежа долгое время помре, 81 год».
* примеры записей других причин смерти из метрических книг прихода.

Прикрепленный файл: 1789 Смерть Матроны Семеновой.jpgСмерть 11.jpg, 29859 байтСмерть 12.jpg, 23629 байтСмерть 13.jpg, 8470 байтСмерть 14.jpg, 9910 байт
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Эпидемии
По метрическим книгам хорошо видны волны эпидемий, проходивших по приходу. Мы помним, что грозой средневековья стала чума, от которой в XIV веке в Пскове вымерло 80% населения, а в Смоленске выжило всего несколько человек. Возможно, мытарства Архипа Евстафиева, основателя Ломовиц, вынужденного смолоду дважды поменять место жительства, были вызваны именно «мором».

Начало XIX века принесло в Псковские земли эпидемию лихорадки. Первая вспышка во Вревском приходе пришлась на 1808 год, когда умирали целыми семьями — «горячкою помре». После небольшого перерыва болезнь накатила в 1813 году, когда умерло в приходе 246 человек без учёта детей, это рекорд за полвека. Именно в этот год умер владелец Шубков помещик Максим Дмитриевич Вындомский, что привело к смене владельца на Александра Яковлевича Ганнибала. Наших крестьян в этот раз сильно не зацепило.

В 1846-1847 году по России прошла эпидемия холеры – самой смертоносной болезни века. Не миновала холера наши деревни. У Григория Никандрова в Ломовицах за неделю умерли дочери трёх, шести и десяти лет. В конце века прошли несколько волн детских эпидемий кори, скарлатины и дизентерии. Начало XX века принесло тиф, а Первая мировая война сопровождалась пандемией «испанки» – испанского гриппа. Эти эпидемии, к счастью, не достигли нашего медвежьего угла.

Как лечились
Крестьяне, за неимением доступа к профессиональной медицинской помощи, лечились народными средствами: баней, водкой и травами. Земство разработало памятку фельдшерам, объясняющую, как предохранить себя от болезней. Вот её основные пункты:
* Охранение себя в сухости, защита ног от мокроты крепкую обувью
* Не выходить из дома без особой на то причины, при том с тощим желудком
* Поддерживать свободное испарение кожи еженедельными парными банями
Все Фёдоровы постоянно и успешно лечились травами. Екатерина Захаровна всю жизнь пила настой тысячелистника. Владимир Михайлович заваривал зверобой. Юрий Михайлович до сих пор собирает и сушит разные травы, составляет сборы в зависимости от самочувствия.

Можно предположить, что наши предки отличались хорошим природным здоровьем. Возможно. Однако, изучение метрических книг наводит и на другие мысли. Даже во время эпидемий Ломовицкие и Шубковские жители умирали не чаще, чем обычно. Наверное, мыли руки, как считает муж. Их дети не страдали от недостаточного пригляда: нет ни одного «приспанного матерью», утонувшего в корыте или обожжённого ребёнка. Наверное, внимательнее присматривали за своими. Да, есть мальчик семи лет, убитый ударом бревна – значит, помогал отцу и братьям на стройке. Да, были несчастные случаи и со взрослыми. Но не было ни одной смерти от пьянства. Здесь же стоит заметить, что за двести лет у наших предков не было ни одного незаконнорожденного ребёнка. Почему?
Наверное, люди, получившие свободу, да ещё трудным путём, больше ценили жизнь. Жили чисто, заботились о здоровье, блюли достоинство. Никто не ходил в отход, не приносил внешних болезней и дурных нравов в маленькие удалённые деревни. Чистота в быту и достойное поведение передались следующим поколениям – деду, дядьям, матери, всем нам. Это хорошее наследство.
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Свадьбы

Свадьба никогда не была просто союзом любящих сердец. Это был экономический и политический союз двух родов. Каждая семья старалась породниться с успешной, богатой, здоровой и обширной семьёй, подходящего статуса и дохода. Решения о браке принимали старейшины рода, иногда родители и почти никогда сами молодые.

В XVIII веке свадьбы игрались очень рано. Помните строки из Евгения Онегина: «Мой Ваня был меня моложе, а было мне тринадцать лет»? По существовавшим правилам мужчины могли вступать в брак с 15 лет, женщины с 13. Один раз встретилась запись о женихе 12 лет. Мы помним ранний брак Екима Архипова в 16 лет, его невесте было 15. Запись делалась очень красивая: «…крестьянский сын такой-то понял за себя взамужество крестьянскую дочь девку такую-то…».

В XIX веке возраст женихов и невест увеличился, мужчины могли вступать в брак в 18 лет, женщины в 16. На практике можно было зарегистрировать брак на год раньше с разрешения церковного начальства. В метриках такие записи встречаются очень часто. Но к концу XIX века браки 20-22 летних становятся почти нормой. А после введения всеобщей воинской повинности, когда юноши уходили на службу на семь лет, появляются женихи 27-29 лет. Кроме того, надо заметить, что женихи были старше невест только в половине случаев. Видимо, в крестьянской жизни старше невеста или младше никого не волновало. Главное, чтобы молодые могли работать и рожать детей.

Особо стоит сказать о вдовах и вдовцах. Мы помним, что по губернии одна за другой прокатывались волны эпидемий, нередко случались голодные годы, да и просто от разных причин люди умирали молодыми. Ни мужчин, ни женщин община не оставляла без второй половины. Часто уже через два-три месяца после смерти супруга игралась новая свадьба. И дело было не в романтике, а в чисто практических потребностях: женщина без мужа не имела возможности поднять детей, а мужчине без бабы с домашним хозяйством было не справится. Так, наш Авдей Архипов вторично женился уже в 60 лет. Вдовцу обычно старались подобрать вдовицу, но получалось не всегда. Тогда брак назывался «полуторным»: один вступал в брак первый раз, а другой – второй. В нашей родне зафиксирован случай, когда Яков Яковлевич из Ломовиц был женат три раза. Умирали у него жёны, такая судьба. Больше трёх раз церковь браки не разрешала.

По церковным же правилам свадьбы нельзя было играть в пост. Летняя страда также не позволяла отвлекаться на развлечения. Поэтому большинство браков совершалось в январе-феврале после Рождественского поста. Потом довольно редко заключали браки в апреле-мае, после Великого поста. Летом свадеб практически не было. Зато после сбора урожая в октябре-ноябре гуляли вовсю. Этот ритм прослеживается ежегодно и неукоснительно.

Представителям различных конфессий вступление в брак было затруднено, требовался переход из одной религии в другую, или особое разрешение. Наших эти сложности не коснулись, в округе проживали только православные.

Кроме ограничений религиозного и возрастного характера, существовали и различия в социальном статусе между крестьянами одного прихода. Помещичьи крестьяне, крепостные в полном смысле этого слова, были совершенно бесправны. Ни они сами, ни плоды их труда не принадлежали им. Их могли заставить выполнять любую работу на хозяина. Их жён или дочерей мог забрать «побаловаться» барчук. Их детей могли продать без родителей, если помещику придёт нужда в деньгах. Как бы крестьянин ни старался, его положение сложно было улучшить. Крайне редки случаи, когда помещичьи крестьяне выкупались на волю.
Экономические крестьяне, жившие «межа в межу» с помещичьими, работали на себя, платили подать, были вольны в своём труде и отдыхе, могли отправиться в отход на заработки. Весь доход оставался в семье. Если первые жили по принципу «солдат спит — служба идёт», то вторые: «сколько потопаешь, столько и полопаешь».
Прямым следствием такого различия было полное отсутствие браков между крестьянами разных статусов. Как вода и масло не смешивается друг с другом в одном сосуде, так и крестьяне, ходившие в одну церковь, покупавшие сено и пряники на одной ярмарке, работавшие на соседних полях, хоронившие своих почивших на одном погосте, никогда не смешивали семьи между собой.

У наших предков эта закономерность прослеживается однозначно. Ломовицкие мужики брали жён из экономических деревень своего прихода — Юпино, Заклинье, Апаркина, Селивановка; соседнего Печанского прихода — Сереткино, Кожино и других государственных деревень. Туда же отдавали дочерей. Как только в Шубках крестьяне откупились из крепостной зависимости, первым же делом сыграли свадьбу между Ломовицкой девицей Екатериной Дометиевой и молодым свободным крестьянином Иваном Васильевым. Через несколько лет туда же в Шубки отдали младшую дочь Дометия Агафью. Из Шубков стали брать невест, и почти в каждом поколении есть такие браки:
1820 год — Иван Васильев (Шубки) и Екатерина Дометиева (Ломовицы)
1859 год — Андрей Иванов (Шубки) и Мария Яковлева (Ломовицы)
1903 год — Иван Федоров (Ломовицы) и Мария Георгиева (Шубки)

Это только по прямым веткам. У двоюродных и троюродных братьев / сестёр ситуация была схожей. Так две деревни накрепко породнились за несколько поколений. Видно, нашлось много общего между государственными крестьянами из Ломовиц и купцами и мещанами из Шубков.

Несмотря на заключение браков «по расчёту», разводов в роду не было вплоть до середины ХХ века. Союзы, заключённые «по любви», зачастую получались не столь крепкими, как мечталось молодым.


Иллюстрация: Солнцев Ф.Г. Альбом «Одежды Русского государства».Крестьянин и мещанка Псковской губернии, 1836 год

Прикрепленный файл: Солнцев Крестьянин и мещанка.jpg
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Детство в деревне

Детство прадедов проходило в обычной крестьянской среде, где нет места лени и праздности. Детей очень рано приучали к труду. И никто не считал, что это эксплуатация и нарушение прав ребёнка. Раннее овладение всеми видами крестьянских работ было и основой воспитания, и залогом выживания.

Наши семьи всегда отличались трудолюбием. По описаниям этнографов деревенские дети умели многое делать самостоятельно, без помощи взрослых. Помните, как у Бажова в рассказе «Серебряное копытце» дед Кокованя оставлял пятилетнюю девочку Дарёнку одну в избе посреди леса на несколько дней. Она не боялась, справлялась с хозяйством, делала все необходимые дела по дому, ждала деда. А нынешние малыши смогли бы так?

Девочка начинала трудиться с 5-летнего возраста, повторяя за мамой и бабушкой основные женские работы. К десяти она уже являлась полноценной работницей с множеством обязанностей. Активно помогала матери в домашних делах: могла принести дрова, очистить печь, затопить, помыть посуду, приготовить несложную еду. Самостоятельно должна была подметать пол, чистить лавки, вытрясать половики, убирать постель, менять лучину, свечи. Огород полностью лежал на женских плечах. Маленькая помощница полола, поливала, помогала собирать урожай, участвовала в заготовках овощей на зиму. Сбором ягод, грибов, орехов на всю семью занимались почти исключительно дети, часто это занятие было одним из любимых – ходили стайками, переговаривались, аукались. Много работы было и в поле: девочка собирала колоски, вязала снопы, ворошила сено. Еще она могла пасти корову, козу, гусей, уток, убирала навоз и чистила скотину. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Прядение осваивалось также сызмальства. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем трепать лен, и прясть из него кудели. Уже в 5-7 лет отец делал ей личную прялку и веретено, поменьше, чем у взрослых. Потом приходило время работе на ткацком станке, и к десяти годам появлялось первое самостоятельное изделие — пояс или рушник.

Участь старшей дочери – постоянная забота о младших братьях и сёстрах. Маленькая нянька могла сама перепеленать младенца, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Мария была старшей дочерью в семье, значит забота о малышах досталось ей в полной мере.

Всё ли из перечисленного умела делать наша прабабушка в свои десять лет, мы не знаем, но с большей частью этих работ наверняка ловко справлялась.


Иллюстрации: Игнатьев М.И. Няня
Маковский В.Е. Дети, бегущие от грозы

Прикрепленный файл: Игнатьев М.И. Няня.jpgМаковский В.Е. Девочки, бегущие от дождя.jpg, 693096 байт
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Детство в деревне

У мальчиков были свои дела и заботы. Требования к ним были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие кормильцы. Очень точно описал детскую жизнь в деревне Некрасов:

«Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!»
— «Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
«А что, у отца-то большая семья?»
— «Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— «Так вот оно что! А как звать тебя?» — «Власом».
— «А кой-тебе годик?» — «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал».
Н.Некрасов «Крестьянские дети»


Сызмальства мальчик постигал азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Он удобрял землю, раскидывая навоз по полю, бороновал, вёл под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехал на ней верхом, «когда отец ведёт борозду». Помогал при сборе урожая и на сенокосе. С 11-13 лет мальчика привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Ещё одна важная забота, которую женщинам не доверяли, это уход за лошадьми: кормить, чистить, убирать навоз. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. С самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой.

Совершенно необходимым навыком считалось умение работать руками: плести лукошки и короба, лапти, вырезать ложки, делать упряжь и прочие необходимые в хозяйстве вещи. Мы знаем, что Федор в преклонных годах работал в совхозе шорником, значит, знал это дело хорошо.
Любая стройка в усадьбе не обходилась без мальчишек. Присматриваясь к работе старших, они учились рубить избы, ставить амбары, овины, сараи и бани, чинить заборы и крыть крыши. Многие Фёдоровы строили дома. Об этом мы поговорим позже.

А ещё рыбалка, охота, рубка дров и любые ремесленные работы, которые выполняли взрослые в этой местности. Таким образом, мальчик к 14-15 годам становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

При этом у нового поколения появились новые занятия, а с ними и новые возможности. Федор и Мария, скорее всего, одними из первых в роду пошли в школу.


Иллюстрации: Маковский В.Е. Ночное
Маковский В.Е. Рыбачки

Прикрепленный файл: Маковский В..Е Ночное.jpgМаковский В.Е. Рыбачки.jpg, 1215491 байт
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Школы Вревского прихода

Долгое время большая часть крестьянства была неграмотной. Наши предки не были исключением. На межевом плане деревни Ломовицы 1794 года указано, что Архип Евстафиев не мог расписаться сам – не умел. В документах о Тригорском восстании отмечалось, что когда мужикам потребовалось прочитать письмо Псковского губернатора, им пришлось обратиться к дьячку Николаевской церкви, потому что читать из них не умел никто. Тот же дьячок составлял по их просьбе жалобу в Опочецкий суд. Да и не положено было крестьянам много знать. Максимум, на что могли они рассчитывать – посещение церковно-приходской школы, где изучались чтение, письмо, арифметика и закон божий. Купцы и мещане отдавали детей в училища с более обширной программой, включающей историю и географию. Священники обучали сыновей в духовных училищах, готовили их к служению, к ведению метрических книг, исповедных росписей и других документов. Семилетний гимназический курс был исключительной привилегией дворян.

Низкий уровень грамотности большинства населения объяснялся её полной ненужностью для ведения хозяйства. Не было библиотек, мало выходило газет, промышленность развивалась слабо, а ручное ремесло и крестьянский труд передавались из рук в руки. Стремительное развитие страны во второй половине XIX века, строительство фабрик, заводов, появление железных дорог, расширение международной торговли потребовали много грамотных и знающих людей. Великие реформы Александра II включали изменения и в системе образования Российской империи. Во Вреве и округе одна за другой появились разные школы.

Первой в январе 1887 года открылась одноклассная церковно-приходская школа. Название «одноклассная» означало, что в школе существовал всего один класс, где все предметы, кроме Закона Божьего, преподавал один учитель. Обучение продолжалось два-три года, и все ученики сидели в одном помещении. Главной задачей было научить детей читать, писать и считать, а также привить им начальные знания Закона Божьего. Преподавание этого предмета возлагалось на местного батюшку – Николая Лебедева, который был законоучителем во Вреве десять лет. Именно под его руководством Федор и Мария могли изучать Святое Писание, потому что учились именно в эти годы.

Обучение было бесплатным, но родители детей часто становились жертвователями приходской церкви. Ученики, преимущественно мальчики, поступали в школу с 8-9 лет. Учебный год длился всего пять месяцев – с ноября по март. Остальное время дети активно помогали взрослым в крестьянских делах. К тому же часто, например, в распутицу или сильный мороз до школы было просто невозможно добраться, так что занятия проходили не слишком регулярно. Оценок никаких не ставили, но в конце каждого года ученики обязаны были сдать экзамен, чтобы продемонстрировать полученные знания.

В 1894 году одноклассная школа была преобразована в двухклассную. В ней было уже два класса и два учителя. К преподаванию Закона Божия подключился второй священник Николаевской церкви – Пётр Тихомиров, служивший законоучителем до 1903 года. К основным предметам добавились история и церковнославянский язык. Обучение длилось четыре года и было бесплатным. Учебные пособия также были бесплатными. А в библиотеке имелись книги для внеклассного чтения и даже географические карты, что было большой редкостью.

Все годы существования школы она считалась образцовой и выделялась из других школ уезда. В 1899 году началась постройка нового здания для школы и общежития, в котором проживали в разное время до 130 человек учеников из бедных или далеко живущих семей. За проживание в общежитии родители платили от 11 до 15 рублей в год или доставляли определённое количество продуктов. Кормили учеников четыре раза в день, в том числе два раза давали горячее из двух блюд.

Учебный день начинался в 7 часов с общей утренней молитвы. После неё подавали завтрак. Утренние занятия начинались в 9 и заканчивались около 3 часов. Затем около часа назначалось на спевку, после чего ученики выходили во двор, гуляли, играли, дышали свежим воздухом. Вечерние занятия продолжались с 5 до 7 часов вечера.

При школе существовал замечательный хор, известный на всю губернию. Руководил им бывший церковный певчий псаломщик Максимов. По окончании учебного года ученики и преподаватели совершали традиционное паломничество в Святогорский монастырь, отстоящий от погоста Врев на 15 вёрст. С появлением железной дороги совершались дальние поездки, например, в Печорский монастырь.

К 1914 году Вревская второклассная школа стала женской, что выделило её из других школ губернии.


Иллюстрации:
1. Л.Н.Толстой «Филиппок». «Школа была за селом у церкви…
Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине»
.
2. «От Совета Вревской второклассной школы.
Желающие поступить во Вревскую второклассную школу Островского уезда, должны прибыть в погост Врев 24 сентября. Ученик должен быть не моложе 13 лет. За содержание в общежитии взносят 8 руб. при поступлении, т. е. в начале учебного года, и 7 руб. сразу же после праздника Пасхи. Ученик в общежитии пользуется только пищею, а платье, белье и постельные принадлежности должен иметь свои. Желающие поступить в школу должны представить свидетельство о своем поведении от местного законоучителя».
Псковские епархиальные ведомости. 1901 год, выпуск № 15

Прикрепленный файл: Филиппок.jpgШкола Объявление о наборе.png, 766164 байт
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Помимо церковно-приходской во Вреве работала земская школа. Она относилась к другому ведомству, финансировалась наполовину из государственной казны, половину давали земства и жертвователи из попечительского совета. В ней уменьшалось количество часов на преподавание Закона Божьего, вводились уроки истории, географии, обществознание, религиозное и нравственное воспитание. Часто преподавались основы тех профессий, которые были востребованы в регионе. По сути, это была база для будущих реальных училищ, их первая ступень. В эти школы наиболее охотно отдавали своих детей мещане, купцы, ремесленники. Не очень понятно, как в одном небольшом селе могли сосуществовать несколько видов разных школ.

Наиболее успешные выпускники двухклассной школы могли пройти дополнительный курс и стать преподавателями школ грамоты. Вокруг Врева довольно быстро образовалось шесть таких школ, расположенных в отдалённых деревнях. Желающие открыть школу должны были получить одобрение сельского общества и благословение местного батюшки. Епархальный училищный совет назначал жалованье учителю и выделял учебные пособия. Крестьяне обязывались платить по 1 рублю в год на отопление избы. И обучение начиналось. Программа состояла из заучивания молитв, чтения, письма, арифметики.

Ближайшей к Ломовицам и Шубкам стала школа в деревне Леонково, верстах в шести от Врева. Её открыл крестьянин Иван Ефимов в доме своего отца. Несмотря на тесноту избы, в ней помещалось более тридцати учеников. Сохранилось описание рождественской ёлки в этой школе, составленное одной из учительниц второклассной школы.

«На днях мы с М. Г. (другой учительницей Вревской школы) ездили на елку в Леонково. Родные Ивана Евфимова, слышавшие о елке, ежегодно устраиваемой во Вревской школе, но никогда не видавшие ее, непременно захотели, чтобы и у них в школе была елка. Когда я уезжала на праздники в Псков, Иванъ Евфимов просил меня купить на его счет гостинцев для елки, что я и исполнила. В классной комнате мы увидели небольшое деревцо, которое мы втроем с М. Г. и Иваном Евфимовым начали украшать. Детей мы на это время удалили из класса; зато сюда собралось чуть-ли не все взрослое население деревни; в глубоком молчании следили эти посетители за каждым нашим движением. Когда елка была зажжена, мы впустили ребят. Надо было видеть их счастливые лица! Налюбовавшись на елку, они премило пропели несколько песен, произнесли несколько стихотворений. Потом их угостили всем тем, что было на елке, и распустили по домам, а мы сели в дровни, которые подал нам наш молодой учитель, и в самом радостном настроении вернулись домой».
Псковские епархиальные ведомости. 1903, выпуск № 3


Интересно, какую школу посещали Мария и Федор? Каждая из них была достаточно далека от их домов. Мы точно знаем, что купцы и мещане Шубины учили своих детей и раньше. Сохранилась подпись Ивана Харитонова Шубина в деле Воинского присутствия, где видна твёрдая рука и разборчивый почерк Ивана. Очевидно, что с пером он управлялся умело. Где же учился? И куда отправляли своих детей Ломовицкие крестьяне?


Иллюстрации:
1. Н.П.Богданов-Бельский «Устный счет». Пример, написанный на доске и сейчас не каждый взрослый сможет решить в уме: (10² + 11² + 12² + 13² + 14² ) : 365
2. Подпись Ивана Шубина на документе 1866 года: «Крестьянин Вороницкой вол. дер. Шубки Иван Харитонов Шубин»
Иван – двоюродный дядя прабабушки Марии Георгиевны

Прикрепленный файл: 1881 Шубин Иван подпись.jpgБогданов-Бельский Н. Устный счет.jpg, 100709 байт
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Новая семья

Федор и Мария насмотрелись праздничных зрелищ, связанных со столетием Пушкина, сходили несколько раз на Святогорскую ярмарку, после 18-летия оба выступили восприемниками у детей родни. Это была традиция в крестьянских семьях. Перед свадьбой парней и девушек «выводили в свет» – делали их крёстными родителями у младенцев. Некий аналог первого бала Наташи Ростовой. Видимо, заслали сватов, обговорили условия женитьбы. И 2 февраля 1903 года в родной приходской Николаевской церкви обвенчали. Февраль выдался тёплым, весна пришла намного раньше времени. По набухшему снегу сани отвезли молодых за 10 вёрст в Ломовицы, где им предстояло жить и растить детей.

Скорее всего, брак Фёдора и Марии был предопределён. Мы же помним, как часто роднились жители двух деревень. Были ли у молодых чувства, влюблённость, страсть – этого мы не знаем, но прожили они долгую совместную жизнь.

В начале ХХ века крестьянская семья отличалась от той патриархальной, о которой мы говорили в начале нашего повествования. Молодые люди стремились отделиться от старшего поколения, жить своим умом. Благосостояние крестьян за относительно спокойный и неголодный XIX век улучшилось, стали строить отдельные избы, топить по белому, делать большие окна, лучше одеваться, питаться.

«Прежде ходили в лаптях даже самые богатые крестьяне и только по праздникам можно было видеть на них трехрублевые осташи, а теперь сапоги носят рублей в 15. Кафтан домашнего сукна заменён пиджаком из фабричного; за гармонии платят от 15 до 25 рублей. Девушка не считается невестой, если не имеет перины и драпового пальто на вате, за одну работу которой местные портнихи берут по 6 рублей. Пестрядина тоже исчезла, сарафаны носят из ситца, да и сами сарафаны заменены платьем немецкого покроя. Хлеб едят чистый, даже в голодный год».
А.Фок «Об успехах в народном хозяйстве
Опочецкого уезда Псковской губернии»


Современники обращали внимание на закономерность. Чем зажиточнее семья, тем она была авторитарнее, тем дольше жили большими кланами. Чем беднее, тем демократичнее, свободнее, тем легче разбегались в разные стороны. Наши хозяйство имели крепкое. Была ли отдельная изба у молодожёнов, мы не знаем. Есть предположение, что жили они с родителями. В семье Ивана Георгиева подрастали младшие трое сыновей и дочка на выданье. Позже, как нам известно, дочку выдали замуж в Шубки, один сын ушёл служить, а двое младших в послереволюционные годы уехали в Петроград. Таким образом, Фёдор с семейством остался один в доме родителей.

У Фёдора с Марией родилось семеро известных нам детей. Двое умерли маленькими.
Елизавета 10.10.1904
Иван 14.10.1906 Умер месячным младенцем
Евдокия 17.02.1908 Умерла трёх недель от роду
Клавдия 06.12.1910
Николай 24.07.1913
Михаил 09.10.1916
Серафима 11.08.1924

За послереволюционные годы книги ЗАГС не сохранились, поэтому утверждать, что в промежутке между Михаилом и Серафимой не рождались дети, мы не можем. В любом случае, до взрослого состояния они не дожили. Про каждого выжившего ребёнка рассказ впереди. Но прежде, чем двигаться дальше, давайте посмотрим, как родители называли своих детей, и какие имена встречаются в родословном древе Фёдоровых-Шубиных.

Прикрепленный файл: Фёдоровы Фёдор и Мария с детьми.png
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Имянаречение

Раньше имена детям давались не по желанию родителей или родственников, а по святцам – списку православных святых, чтимых церковью. При крещении ребёнка священник выбирал ближайший по календарю день какого-нибудь святого, и его имя нарекалось младенцу.

Дни рождения в современном понимании практически не отмечались. Во-первых, крестьяне были неграмотными, гражданских календарей не было. Во-вторых, выделение личного было совершенно не характерно для семьи. Праздновались общие события – сбор урожая, завершение сенокоса. Или церковные праздники – Рождество, Крещение, Пасха. Или именины – день святого, покровителя человека. Очень часто в тот момент, когда оформляли документы на крестьянина, он указывал днём своего рождения день ангела. Так, у нашего дедушки Михаила Фёдоровича, фактический день рождения был 9 октября 1916 года, день его святого Архангела Михаила приходился на 8 ноября. Во всех советских документах Михаил своим днём рождения указывает 9 ноября 1916 года, странным образом соединив две важные для себя даты.

Священники Николаевской церкви подходили к имянаречению достаточно творчески. Поэтому в приходе встречается масса редких и библейских имён.
Вот кого мы видим в родословном древе жителей деревень Ломовицы и Шубки в XVIII веке:

Мужские имена Женские имена
Авдей Илья Авдотья Параскева
Авраам Кузьма Агафья Соломенида
Агафон Михаил Акилина Стефанида
Анастасий Мирон Анастасия Татьяна
Андрей Моисей Варвара Устинья
Архип Никандр Дарья Федора
Василий Павел Евдокия Фекла
Гавриил Парфентий Екатерина
Григорий Петр Елена
Дометий Прокопий Ирина
Евстафий Сидор Ксения
Евфимий Тихон Мария
Еким Федот Марфа
Еремий Федор Матрона
Захарий Филипп Мелания
Иван Яков Неонила

В ХIХ веке пропадают экзотические библейские имена и появляются новые, популярные, более современные:

Мужские имена Женские имена
Алексей Стефан Агрипина Любовь
Артемий Феофилакт Александра Мавра
Георгий Харитон Анна Настасья
Герасим Васса Наталья
Игнатий Гликерия Ольга
Карп Домника Пелагея
Максим Евпраксия Софья
Николай Зиновия Феврония
Самсон Иулиания Феодосия

ХХ век обогатил семейную копилку:

Мужские имена Женские имена
Александр Константин Валентина Марина
Анатолий Леонид Виктория Надежда
Валентин Сергей Виталина Полина
Валерий Юрий Галина Соня
Виталий Елизавета Стефанида
Владимир Зинаида Тамара
Евгений Карина Юлия
Игорь Кристина

Изучив обширный список, можно признать редкими и необычными имена: Авдей, Дометий, Феофилакт, Васса, Неонила, Соломенида. Самыми частыми стали имена: Андрей, Иван, Михаил, Фёдор, Дарья, Мария, Матрона, Параскева и Евдокия, встретившаяся в древе 23 раза.


Иллюстрация: Запись в метрической книге Николаевской церкви за 1916 год:
«9 октября рожден, 11 октября крещён Михаил, именованный в честь Архангела Михаила, почитаемого 8 ноября».



Прикрепленный файл: Рождение дедушки Михаила 1.jpg
Marina__G

Marina__G

Санкт-Петербург
Сообщений: 147
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 96
Нарушу логику повествования. Но мне несказанно повезло, удалось найти первый достоверный документ по нашей деревне.

Межевой план Ломовиц 1784 год

Перед нами старинный документ с красивой гербовой печатью. Это «Генеральный специальный план деревень Намосеевой, Пантюшкиной и Ломовицы с пустошами, владения экономических крестьян», выполненный в сентябре 1784 года.

В ряду множества преобразований, Екатерина II распорядилась провести межевание всех земель России под девизом «Каждый при своём». У любого участка земли, принадлежащего крестьянину, помещику, церкви, городу, государству имеется граница – межа. Вот её-то и нужно было проверить и закрепить на местности, а также на бумаге, чтобы избежать споров между соседями. Кроме того, межевание позволяло точно измерить все виды земель – леса, пашни, реки, дороги, посёлки… Очень полезное дело для любого государства. Были выпущены соответствующие указы. Создана комиссия. Образован институт землемеров, которые стали государственными служащими, имели звания, соответствующее образование, приносили присягу мерить честно, без обмана. Землемеры с помощниками выезжали на места, часто в сопровождении унтер-офицера и четырех рядовых на случай чрезвычайных обстоятельств в спорах между соседями. Призывались понятые и ответственные лица от каждого землевладения. Межи отмечались на местности деревянными столбами или ямами с камнем. В качестве меры площади была принята десятина. Для измерений использовались квадрант, угломер, астролябия с компасом, мерная железная цепь длинной 30 саженей. Псковская губерния начала массовое межевание одной из первых. Составлялся план всех «дач» — в данном случае, не места летнего отдыха, а куска земли, «данного» собственнику во владение и пользование. Позже, на основании планов отдельных дач, составлялись карты волостей, уездов, губерний. Ломовицы вместе с двумя соседними деревнями относились к даче № 636.

По итогу замеров составлялся обширный документ, в который входил чертёж и словесное описание. Документ подписывался множеством ответственных лиц и имел большую гербовую печать с надписью «Попечением и милостью Императрицы Екатерины II». Вот его-то мы и видим на соседней странице.
В заголовке плана проводится полное описание земли, кому она принадлежит и сколько чего в неё входит. В XVIII веке текст не делится на предложения, знаков препинания не употребляли, цифры писали прописью. Вот текст, немного обработанный для удобства чтения:

«Геометрический специальный план Островского уезда Ильинской губы деревни Намосеевой с деревнями Пантюшиной, Ломовицы прежде бывшего Крыпецкого монастыря, а ныне ведомства казенной палаты, владения экономических крестьян, межевания, учиненного в 1784 году сентября 2 дня Островским землемером прапорщиком Пачковым.
А внутри того владения, обмежованного … всех владельцев одной окружной межою, по нынешней меже и по исчислению состоит: пашенной земли 248 десятин 335 сажен, сенного покосу 27 десятин, лесу дровяного 10 десятин, под поселеньями, огородами, гуменниками, конопляниками 4 десятины 1200 сажен, под проселочными дорогами 1 десятина 1200 сажен, под речкою 1 десятина. Всего 291 десятина 335 сажен, а за исключением неудобных мест осталось одной удобной земли 288 десятин 1535 квадратных сажен.
В оных деревнях по последней поданной ревизской сказке состоит … в деревне Ломовицы два двора, в них мужеска полу десять, женска одиннадцать, а ныне налицо тоже число».


Слева на плане подробно описаны смежные земли и их хозяева. Справа перечислены исполнители работ и ответственные лица, которые своими подписями заверяли правильность выполнения измерений. Одним из первых в длинном списке понятых указан наш Авдей Архипов. Значит, был уважаемым человеком. За него по неграмотности другой человек, имя которого стёрлось на сгибе, руку приложил.

Генеральный план позволяет нам достоверно узнать, какими землями обладали наши предки. На всю дачу приходилось 291 десятина земли, включая пашни, сенные покосы, дровяные леса, речку, дороги, усадьбы, огороды и даже конопляники. За вычетом неудобий, хороших земель получалось 288 десятин. Здесь же мы видим, сколько людей проживало на этих землях. В трёх деревнях 37 человек мужчин и 39 женщин. Земля делилась между мужчинами. Поэтому, с некоторым допущением, можно рассчитать, что Авдей Архипов с семейством имели 79 десятин земли, что равняется примерно 86 гектарам. В том числе, 67 десятин пашни = 73 гектара. Совсем не мало. Можно попытаться представить, как одна семья обрабатывала простыми сохами и боронами такие угодья. И вспомнить, кто из нас жалуется на тяжёлую работу на слишком больших огородах?

Прикрепленный файл: 1784 Ломовицы Имя Авдея Архипова.jpg1784 Ломовицы Межевой план легкий 1.jpg, 5804680 байт
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир, Tomilina
Вверх ⇈