6* ЯМЩИКИ МОСКОВСКОЙ КОЛОМЕНСКОЙ ЯМСКОЙ СЛОБОДЫ ГОРОДА МОСКВЫНашел интересную статью показывающую связь времен и отлично дополняющую информацию о Ямской Коломенской слободе из ранее опубликованного раздела
6. КОНЕЦ 17 ВЕКА - НАЧАЛО 18 ВЕКА: ... СЕМЬЯ ЯМЩИКОВ СЛУЖАЩИХ КОЛОМЕНСКОЙ ЯМСКОЙ СЛОБОДЫ ГОРОДА МОСКВЫ. https://forum.vgd.ru/post/1259/160605/p5084175.htm#pp5084175В газете Вечерняя Москва № 220 за 25 сентября 1990 года напечатали интервью с Константином Васильевичем Зотовым (07.11.1906-08.01.1990) художником-иллюстратором, членом союза художников СССР и возможно моим далёким родственником. Интересно, что статус ямщика передавался по крови, как, например, дворянство, получается и я могу претендовать на этот статус? :-). А также в статье много других интересных фактов:
https://yandex.ru/archive/cata...r=267+3180Если сложно читать со сканкопии, то привожу ниже текст статьи:
КОЛОМЕНСКОЙ СЛОБОДЫ ЯМЩИК
ОЧЕНЬ МНОГО сложено песен о ямщиках, об их удали и часто очень тяжелой доле, которая им выпадала.
Кто же такие были ямщики? Это государственные крестьяне, не крепостные и относительно свободные люди, Видимо, я официально последний или один из последних, имеющих звание - сословие «Московской Коломенской слободы ямщик». Это согласно документу, отпечатанному типографским способом от мая 25 дня 1908 года с приложением круглой печати Московского ямского правления с изображением Георгия Победоносца, О том же гласит и выписка из метрической книги, выданная Московской Ризоположенской, близ Донского монастыря.
В 1907 году в обществе коломенских ямщиков насчитывалось всего 68 душ (одна душа моя). Традиция многовековая была такова, что учитывалось только рождение мальчиков, девочек же как бы не существовало.
ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА в те далекие времена была очень и очень крепкой, верили в Бога и в нечистую силу, домовых, чертей, в дьявола. Если кто выругался черным словом (к черту), то сразу крестил после этого рот. Помню, как в раннем детстве мне говорили: «Если будешь врать и не будешь честным, то тебя боженька накажет". После плохих поступков я частенько смотрел на небо… Честность была превыше всего. В школе преподавали закон Божий, и к священнику подходили, сложа руки ладошками вверх, под благословение, и он крестил, так начинался урок после молитвы в большом зале школы.
Вера и честность преобладали везде. Теперь кое-что из истории о ямщиках.
В XVI веке Ямской приказ помещался в Кремле. До Октябрьской революции существовало единое Московское ямское правление. В XVI-XVII веках вокруг Москвы были расположены казенные ямщицкие слободы: Тверская-Ямская (улица Тверская, направление на Тверь, а затем и на Санкт-Петербург), Коломенская ямская у Зацепы, на Коломну (к Оке-реке и далее на Волгу), Рогожская ямская - на Владимир, Дорогомиловская ямская - на Можайск. Само слово «ямщик» происходит от татарского «ям-чи» - проводник. Слово «ям» от татарского «дзям» - дорога. Ямщики имели свою форму одежды: летом - красный кафтан с белым кушаком, зимой тулуп, шапка с красным верхом и рукавицы.
В конце XVI века Борис Годунов поселил рядом с Кожевнической слободою, но по другую сторону старицы Коломенскую слободу.
ПО КАРТЕ МОСКВЫ XVII века территория, где ныне Нескучный сад и ЦПКиО им. М. Горького, были выгонами Коломенской ямской Слободы. Они существовали для лошадей и коров. От Калужских ворот (Октябрьская площадь) и до нынешнего Павелецкого вокзала и далее по «Коломенской ямской улице» (Дубининская) до Данилова монастыря были огородные и пахотные земли коломенских ямщиков.
С начала XVIII века по указу Петра | были основаны: почтовая служба, почтамты, поставлены верстовые столбы. Первый Московский почтамт был еще в 1742 году на Мясницкой улице.
Петр I закрепил ямщиков в их звании.
B 1882 - 1899 годах на земле ямщиков Коломенской ямской слободы, лежавшей вдоль высохшей старицы (старого русла) реки Москвы, был построен вокзал и проложены пути Павелецкой железной дороги. Для вокзала снесли и часть домов по четной стороне Кожевнической улицы. В эти же годы около вокзала построили большие и красивые каменные дома.
Воскресенье. Собрались и едем в гости на Пахру, в село Ям. Вот и Павелецкий вокзал, шесть-семь небольших вагонов, на которых написано: «Рязано-Уральская железная дорога», на перроне табличка "До Домодедово". Шипит, пыхтит окутанный паром и дымом черный с красными колесами паровоз. Мы в вагоне, ярко светит солнце, жарко. Я прилипаю к открытому окну.
«Господа, поезд отправляется!», -- ударяет в колокол, громко кричит, одетый в форму с блестящими пуговицами и в фуражке красным верхом начальник станции. Загудел, забасил паровоз, с шипением выпуская из-под колес пар. Ну вот и поехали…
Публика чинно устроилась на своих местах, все сидят, только в тамбуре стоят два солдата, им с «чистой публикой» садиться запрещено и по уставу не положено.
Вот станция Коломенская, кирпичное здание, водокачка, а кругом необозримые поля, огороды, леса. Какие дали, какой воздух, какие просторы! Только теперь я понимаю, какие умные были наши предки и как чувствовали красоту, располагая крепости-монастыри по южной стороне Москвы. Это Симонов монастырь, Данилов, Донской, Новодевичий.
И все красавцы! А знаменитый «Лизин пруд» в Симоновке, описанный Н. Карамзиным в «Бедной Лизе»! Громко гудит паровоз. Вот и станция Расторгуево, дачное место. Здесь особенно много сходит пассажиров-дачников. На большом, отлогом бугре высажено много различных цветов. Кругом стоят декоративные вазы с цветами. Опять гудит паровоз, переезжаем железнодорожный мост через реку Пахру. Полустанок Герасимово, что в тридцати верстах от Москвы, Здесь с платформы хорошо видно, как блестит на солнце купол храма Христа Спасителя в Москве, хотя ехали мы довольно долго. В настоящее время это уже не полустанок Герасимово, а большая, известная на весь мир станция Горки Ленинские. Мы, пройдя большое, душистое, с ароматом полевых цветов и высокой травой (заливные луга) поле, попадаем в большое торговое село Ям Фроловский. На тракте села красуется церковь. Такая же церковь, как и на Зацепе в Москве, и тоже святых Фрола и Лавра, покровителей животных.
ПРОХОДИМ ПО СЕЛУ. Тут и чайные, около которых стоят привязанные к кормушкам запряженные лошади, груженные разным товаром, пока в чайной возницы наслаждаются ароматным горячим китайским чаем. Покосившиеся крестьянские избы с соломенными крышами и кирпичные двухэтажные дома с торговлей бакалейными товарами в них, трактир. Одним словом, типичное торговое село того времени, Около церкви с кладбищем, обнесенным оградой, переходим через деревянный мост близ деревни Горки. И неожиданно попадаем в великолепное имение на берегу реки Пахры, все утопающее в зелени…
Горки - это имение, как говорится, именитой особы. Московского генерал-губернатора Рейнбота, управителя Москвы и губернии… Так, в путешествии проводим все
воскресенье.
Теперь немного об отце. По происхождению, относясь к сословию ямщиков, он вовсе ямщиком не являлся. В конце XIX века он окончил довольно известную Сытинскую школу, очень хорошо организованную самим Иваном Дмитриевичем Сытиным, с приглашением для преподавания художников - передвижников. Отец стал рабочим, печатником высокой квалификации по теме временам. Он был хромолитограф, рисовальщик на камне, в то время.
Был он и участником событий 1905 года. Работая в типолитографии Коркина-Байдемана, что на Донской улице, помогал строить баррикады бастовавшим рабочим. Прорвав баррикаду, казаки нагайками крепко прошлись по его спине. Потом были обыски, и не один раз. в нашей квартире. Всех друзей и знакомых товарищей, приходивших к отцу, моя мать величала забастовщиками.
…ПРОШЛИ ГОДЫ, много зафиксировалось в памяти моей. Хорошо помню, как в детстве у Иверских ворот видел императора Николая II. Как будто несколько эпох прошло передо мною и моим поколением коренных москвичей.
Все, что мы видели, было впервые. Первый радиоприемник, первый телевизор, первый патефон, первое звуковое кино, автобус, метро, такси… От конки, извозчика, немого кино, керосиновой лампочкикоптилки, граммофона - до полетов в космос.
А ямщицкие тройки остались теперь только в песнях, стихах, прозе, да у иных предприимчивых кооператоров, пытающихся воспроизвести то, что было раньше. Но разве прошлое воспроизведешь? В лучшем случае - удачно скопируешь…
К. Зотов, член Союза художников СССР.