Тихонов Николай Григорьевич
Рязанская губерния, Сапожковский уезд, Песочинская волость, д.Отрада
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 9:45 Генеалогия и родственные связи. Исследования по истории семьи. Поиск предков и родственников.
Продолжаю и веду поиск по родословной семейной ветви крестьян Тихоновых.
В настоящий момент известно следующее:
Тихонов Николай Григорьевич, 17.12.1920 года рождения , Рязанская губерния, Сапожковский уезд, Песочинская волость, деревня Отрада. ( по другим сведениям родился на территории вновь образованного Путятинского района ). Отец его - Тихонов Григорий Акимович, год рождения неизвестен, деревня Отрада. Мать его - Ксения Семёновна ( Семёнова ). Год и деревня, в которой родилась, неизвестны. Сведений о их бракосочетании не имеется ( не располагаю информацией о расположении архива Песочинского волостного отдела ЗАГС ).
Планирую исследовать и найти данные по отцовской и материнской линиям Тихонова Николая Григорьевича, найти все метрические сведения на его родителей, их бракосочетание, найти их братьев и сестер, установить восприемников и поручителей, а также иные сведения родословной. ( Найти метрические записи на его дедов и бабушек и перейти к Ревизским сказкам, дойдя до 3-1 ревизий в РГАДА и позже ).
Предположительно, что место проживания предков - это именно Песочинская волость, Рязанской губернии, дер.Отрада и другие деревни, в которых могли родиться мать, бабушки и прабабушки, деды и прадеды.
На данный момент не удалось установить приходскую церковь, в которую могли ходить крестьяне деревни Отрада. ( посетить же архив в Рязани длительное время не представляется возможным). Просмотр же метрических книг онлайн ( удалённо ), которые давным-давно отсканированы, также невозможен по причине того, что архив до настоящего времени их не выложил в общий доступ. Обращался письменно, но ответ пришёл отрицательный - возможности выложить отсканированные материалы архив не готов. Также хотелось бы знать точно, чьими крепостными крестьянами были предки Тихоновы и кому из помещиков принадлежала деревня Отрада?
Есть предположение, но это абсолютно не точно, что в 20-е годы, при массовом отъезде крестьян из деревень в крупные города на работу, крестьянин Тихонов Григорий Акимович выехал на подработку в Москву и оказался в Сталинском рабочем посёлке, а впоследствии в деревне Щитниково. На какое предприятие он мог поступить на работу в то время и именно в том районе? Кем был в то время заселён Сталинский рабочий посёлок? Какие работы могли в то время там проходить?
Тихонов Николай Григорьевич, был призван в ряды Красной армии в 1938-м году по Указу о призыве на воинскую службу по достижении 18-ти лет. В первые дни ВОВ участвовал в боях в составе 67-й стрелковой дивизии в Прибалтике. Через неделю ожесточённых боёв, был ранен в бою и попал в плен. Четыре года провёл в концлагере в Норвегии. Освобождён Красной армией в 1945-м году. Возвращён в СССР, находился на проверке в специальном фильтрационном учреждении. Освобождён. Имеет медаль " За боевые заслуги ". Призывался Сталинским РВК г. Москвы, из деревни Щитниково, где в то время проживал.
Прошу коллег, проводивших исследования по Рязанской губернии, Сапожковского уезда, Песочинской волости, так или иначе имеющих опыт поиска , оказать помощь и сообщить по возможности приходскую церковь, в которую могли ходить жители деревни Отрада, если не совсем сложно, посмотреть метрическую запись о рождении родителей . Сожалею, что сам не могу посетить архив и лично разыскать необходимые сведения, просмотреть метрические книги и ревизские сказки.
Одновременно прошу знаюших коллег подсказать, сохранились ли и имеются ли в ниличии похозяйственные книги по деревне Щитниково, Сталинского района города Москвы?
Располагает ли кто информацией, каким образом можно ознакомиться с фильтрационным делом военнопленного после его возвращения на территорию СССР и проверки специальными органами? В каком архиве может храниться такое дело? Кто из родственников и каким образом может с этим делом ознакомиться? Есть предположение, что в деле имеется фотография Тихонова Н.Г. Сохранились ли документы Сталинского РВК г. Москвы по призыву 1938-го года? В каком архиве их можно найти? Возможно в них имеется военная фотография молодого Николая.
За внимание к моей просьбе и за любую дальнейшую помощь и информацию, буду крайне признателен.
Всем спасибо!
| | |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 9:45 Публикую ответ из Рязанского архива ( ГАРО ) на поданный мною запрос о размещении метрических книг в открытый и удалённый доступ.
...« В настоящий момент регистрация и доступ ранее зарегистрированных пользователей в ЕГИС временно приостановлены. Все заинтересованные пользователи могут воспользоваться гостевым входом. Возможности ЕГИС, предоставляемые в режиме гостевого входа в части просмотра фондовых каталогов, не ограничены.
Доступ в ЕГИС с полными учетными данными и доступ к электронным образам документов будет открыт после аттестации информационной системы, согласно законодательству Российской Федерации. Информацию о сроках окончания аттестации пока предоставить не можем.
Работа по сканированию метрических книг идет полным ходом, ряд книг по отдельным уездам области (губернии) уже отсканирован и загружен в систему.
Доступ к метрическим книгам будет предоставлен после аттестации ЕГИС. На данные материалы (метрические книги) планируется применение режима платного просмотра с онлайн оплатой.
С уважением..... »
Так что при желании просмотра метрических книг, необходимо ехать в г.Рязань и работать там по месту, в читальном зале. Удалённый доступ в ближайшее время невозможен.
| | |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 9:50 Поиск информации о приходской церкви. Помещики Песочинской волости Сапожковского уезда, Рязанской губернииС помощью коллег с форума ВГД, найдена необходимая информация для продолжения поиска по родословной истории семьи, а именно : Установлена приходская церковь - Нерукотворного Спаса в селе Чёрная Слобода Известен владелец сел и деревень - помещик Александр Иванович Кошелев Деревня Отрада на карте 1875г. https://forum.vgd.ru/go/go.php...=54.131508Карта А.И. Менде Рязанской губернии: http://www.etomesto.ru/map-ryazan_mende/ и на ней д. Отрада. https://forum.vgd.ru/go/go.php...=54.127721Деревня Отрада относится к приходу церкви Нерукотворного Спаса села Черная Слобода. https://forum.vgd.ru/go/go.php...ya-slobodaСпасский храм в Чёрной слободе построен в 1729 г. на средства помещика Петра Ивановича Вельяминова-Зернова. Два придела – во имя Василия Блаженного и во имя св. Димитрия Ростовского устроены в 1818 году на средства Ильи Михайловича Коваленского. Им пожертвована в храм семейная реликвия – старинная икона с образом Спаса Нерукотворного В начале XVIII в. в Спасской церкви служили: священник, диакон, дьячок и пономарь; по штату 1873 г. – только священник и псаломщик (с 1885 г. еще и диакон). К приходу Спасской церкви, по описи 1887 г., относились с. Черная Слобода (748 чел. – в основном бывших крестьян А.И. Кошелева) и д. Отрада (1078 чел.). В 1914 г. в приходе было 322 двора, в которых проживало 1172 мужчин и 1204 женщины. В 1866 г. помещиком А.И. Кошелевым в селе была открыта школа, где наставниками, а позже (после перехода школы в заведование Земства) законоучителями являлись священники Спасской церкви. | | |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 10:15 Церковь Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного образа Село Чёрная Слобода
История Прихода:
Село Черная Слобода с церковью Преображения упоминается в писцовых книгах 1630 года в числе вотчин Никифора Рахманова Вельяминова. В окладной книге 1676 года наименование храма уже иное – «церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа», где в причте состояли «поп Викул и дьячок Марко Яковлев». Своей земли у церкви не было, пользовались землей местного помещика Ивана Никифора Вельяминова. К приходу относилось всего 37 дворов, не считая дачи помещика.
В 1729 году на средства действительного Статского советника Петра Ивановича Вельяминова-Зернова была построена каменная церковь с престолом во имя Спаса Нерукотворного образа. Два придела – во имя Василия Блаженного и во имя Святого Димитрия Ростовского – устроены в 1818 году благодаря средствам и заботам Коллежского советника Ильи Михайловича Коваленского. Он пожертвовал в церковь также семейную реликвию – старинную икону с образом Спаса. В 1872 году к храму была пристроена каменная колокольня на средства прихожан и разных благотворителей. До этого колокола закреплялись на двух деревянных столбах. В 1906 году на пожертвования прихожан старый колокол весом 110 пудов был заменен на 200-пудовый.
В окладной книге 1676 года упоминается также деревянная церковь Василия Блаженного в Чёрной Слободе. В ее приходе находились усадьба помещиков Вельяминовых и 12 крестьянских дворов. В 1732 году церковь была заново перестроена, в ней появились приделы - Дмитриевский и Никольский. В 1804 году помещик А.Ф. Кареев просил о дозволении построить вместо деревянной Васильевской церкви каменную, но епархиальным начальством ему было отказано из-за малого числа прихожан и несогласия на это помещика И.М. Коваленского. В 1816 году Васильевская церковь была упразднена, а ее прихожане причислены к Спасской церкви.
В начале XVIII века в Спасской церкви служили: священник, диакон, дьячок и пономарь; по штату 1873 года – только священник и псаломщик, а с 1885 г. еще и диакон. К приходу Спасской церкви, по описи 1887 года, относились село Черная Слобода (748 чел. – в основном бывших крестьян А.И. Кошелева) и деревня Отрада (1078 чел.). В 1914 году в приходе было 322 двора, в которых проживало 1172 мужчин и 1204 женщины.
В 1866 году помещиком А.И. Кошелевым в селе была открыта школа, где наставниками, а позже (после перехода школы в заведование земства) законоучителями являлись священники Спасской церкви.
Жалования причт не получал. Источниками содержания являлись: кружечный сбор, который, к примеру, в 1914 году составлял 600 рублей в год, и доходы от земли в сумме 600 руб. Сначала земля безвозмездно предоставлялась местными помещиками. Когда имение Кошелева в 1890-е годы было продано за долги Крестьянскому банку, часть бывшей церковной земли заняли крестьяне (дело в суде находилось более 10 лет ). Тем не менее, за вычетом спорного участка (32 десятины), во владении причта в начале XX века официально находилось 47 десятин пахотной земли средней урожайности, в 1914 году - 76 десятин пахотной и 4 десятины сенокосной. Землю обрабатывали сами члены причта.
Деревянные дома члены причта возводили на свои сбережения. Церкви принадлежала каменная сторожка и каменный сарай для дров (находились в ограде церкви).
Судьба Спасской церкви после событий 1917 года сложилась менее трагично, чем большинства храмов Путятинского района. Жители Чёрной Слободы своею верою и верностью традициям дедов спасли храм и его служителей от нападок воинствующих безбожников. Об этом свидетельствуют некоторые факты. Так, когда в 1919 году освободилось место диакона в храме (прежний диакон М.Ф. Маннин уволился), жители села приложили немало усилий, чтобы привлечь в Чёрную Слободу диакона Петра Смирнова из Троицкой церкви села Песочни. Вопрос обсуждался на сельском сходе, где присутствовали 157 домохозяев. Единодушно приняли решение, о чем сообщили будущему диакону. После чего Пётр Смирнов в своем прошении Михайловскому епископу Митрофану писал, что хотел бы служить в Чёрной слободе «ввиду тяжелой жизни в продовольственном отношении в селе Песочне», тогда как жители Чёрной Слободы обещают «содержать меня с семьею в продовольственном отношении, с квартирой и топкой».
Последним батюшкой до 1917 года был Михаил Петрович Васильев. После окончания Рязанской духовной гимназии и нескольких лет преподавательской работы он был определён в 1883 году в возрасте 32 лет в Чёрную Слободу священником и, видимо, продолжал здесь служить и в 1920-е годы, и в начале 1930-х годов. По воспоминаниям жительницы этого села Анны Федоровны Федуловой (1923 г.р., ныне живущей в деревне Самодуровке), первым батюшкой, которого она помнит, был отец Михаил, затем отец Иван. Жили они в каменной сторожке. Дома у членов причта отобрали. В одном из них устроили клуб. Но жизнь сельчан по-прежнему была тесно связана с храмом. Так, когда рождался ребенок, то повитуха, прежде чем купать новорожденного, окунала в таз большой крест. На третий день несли ребёнка крестить в храм. Соблюдались и многие другие православные традиции.
В конце 1930-х годов церковь закрыли. Колхозное начальство решило устроить в храме зернохранилище. Но, по словам того же очевидца, жители Чёрной Слободы не допустили этого. Они отдавали свои амбары для колхозного зерна. Благодаря бережному отношению жителей к храму церковная утварь сохранилась и использовалась позже при открытии церкви. Старожил села А.Ф. Федулова помнит, что в церковные праздники в официально закрытой церкви собирались верующие, приходили певчие: молились, пели акафисты (без священника). На Пасху ходили пешком в храм в Воршеве, пока он был открыт (до 1939 г.).
Когда в годы войны смягчилось отношение властей к религиозным потребностям населения, на территории Путятинского района возобновились службы только в двух храмах – в Чёрной Слободе и Воршеве.
В апреле 1943 года был составлен договор между представителем исполкома Путятинского района и учредителями религиозного объединения (20 жителей из села Чёрной Слободы и деревни Отрады) на бесплатное пользование церковным зданием и «богослужебными предметами». Опись передаваемого церковного имущества, включая железные кресты на куполах, антиминс, иконы, старинные богослужебные книги, одежду священников, заняла 6 рукописных листов.
Настоятелем Спасского храма был назначен протоирей Николай Федорович Макаров. Он родился в 1880 году в Рязани. Окончил городское училище, работал на заводе, пел в архиерейском хоре. В 1920 году рукоположен в сан диакона, в 1930 году – в сан иерея. До 1939 года служил в разных храмах Рязанской области. Когда стали закрываться церкви, четыре года был без места. В Чёрной слободе служил в 1944-62 годах, оставив о себе самую добрую память. Из-за болезни был уволен за штат.
Служивший после него священник В.И. Спасский в 1964 году был переведен в другой приход «за финансовые нарушения». После этого церковь бездействовала. Многих бывших членов учредительской «двадцатки» к этому времени уже не было в живых или они проживали в других местах. Нового списка учредителей не составлялось. Постепенно церковные хозяйственные постройки ветшали, как и культовое имущество (часть была передана другим церквам). В 1979 году Путятинский райисполком обратился к Рязанскому областному совету с просьбой снять с учета недействующую церковь, а «здание культа использовать в интересах народного хозяйства». В это время в селе проживало 212 человек.
Вопрос решался три года. В июле 1983 года Совет по делам религии при Совете Министров СССР постановил: «Принять предложение Рязанского облисполкома о снятии с регистрации православного религиозного общества села Чёрная слобода Путятинского района как распавшееся и здание снести как аварийное»
В то время как местные власти добивались получить разрешение на снос храма, уверяя, что он находится в аварийном состоянии и что нет желающих возрождать в нём церковные службы, верующие сёл Чёрная слобода, Летники, деревни Отрады, неоднократно ходатайствовали об открытии Спасской церкви. В 1979 году в письме к рязанскому уполномоченному Совета по делам православной церкви они писали о том, что пожилые люди не в состоянии добираться до ближайшей церкви, которая находится за 25 км от села, что старикам приходится умирать без исповеди и причащения. По их мнению, церковь нуждается лишь в малом ремонте. Чтобы храм не снимали с учета, жители платили за него страховку по 1979 год. Своими силами начали ремонт. Завезли брус, доски, но летниковский сельсовет распорядился использовать материалы на нужды колхоза «Максим Горький».
Несмотря на решение о сносе храма, он каким-то чудом дожил до новых времён, хотя изрядно обветшал. В конце 1990-х годов начал возрождаться.
Священники: Викул (уп. 1676), Феодотий Фотиев (уп. 1707), Феодотий Карпов (ум. 1747), Никита Карпов (рук. 1747), Михаил Иоаннов (уп. 1780), Иоанн Васильев (уп. 1822-30), Михаил Иаковлев Цветков (1830-61), Пётр Иоаннов Грацианский (1861-83), Михаил Петров Васильев (1883-1917), Николай Федорович Макаров (1943-62), Виктор Иванович Спасский (1963-64), Алексей Емельянович Пастухов (1990).
     | | |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 10:25 10 мая 2024 15:24 Деревня Отрада,Песочинская волость, Сапожковский уезд, Рязанская губерния Последняя треть 19-го века - первая треть 20-го века. ТИХОНОВЫДо того, как приступить к исследованию Ревизских сказок помещика А.И.Кошелева по деревне Отрада, принято первоначальное решение полностью просмотреть метрические книги, с целью найти все имеющиеся сведения по семье Тихоновых, а также просмотреть и сохранившиеся Исповедальные росписи ( ведомости) по Спасской церкви села Чёрная Слобода. МК в архиве сохранились и к просмотру имеются с 1875-го по 1917-й годы. Метрическая книга - это книга для официальных записей о рождении, браке, смерти. Они велись священнослужителями и причетниками в каждом приходе начиная с XVIII века, не ранее 1722 года и по 1918 год.. Метрические книги имели важное значение как документ, свидетельствовавший о правах гражданского состояния. Далее, они становятся необходимыми для регулярного статистического учета населения Российской империи. https://forum.vgd.ru/go/go.php...kie-knigi/С поиском и определением семьи повезло с Исповедными росписями ( ведомостями ). Испове́дная ро́спись (также Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. Документ представляет собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года). В исповедных росписях указывается, был ли человек в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу) или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника. В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений и отдельных церквей. https://forum.vgd.ru/go/go.php...e-rospisi/Найдена исповедальная роспись (ведомость) за 1902-й год ГАРО, Фонд 627, Опись 161, Дело 17, В церковь на Исповедь и Причастие пришли, а священник церкви записал: Аким Иосифов Тихонов, 40 лет Анна Антонова, жена его, 37 лет Их дети : Михаил, 24 года ( видимо, сын от первой жены Акима ) Яков, 15 лет Дмитрий,9 лет Ефимия,7 лет Григорий, 5 лет Жена Михаила, Пелагея Гаврилова, 22 года Их дети: Фёдор, 3 года ***** Метрические сведения о рождении и бракосочетании, которые удалось найти в МК той же церкви: Рождение сына Григория у Акима Иосифова Тихонова День 22 месяц ноябрь год 1897 Сапожковского уезда, Песочинской волости, деревни Отрада, солдат Аким Иосифов Тихонов, и законная жена его Анна Антонова, оба православного вероисповедания. Восприемники: той же волости и деревни, крестьянин Даниил Степанов Маркин и крестьянская жена Анисья Наумова Красавина. Крещение - 23 ноября 1897 г. ГАРО, ф.627 оп.286 д.95 Рождение дочери Ксении у Семена Кириллова Макарова День 16 месяц январь год 1898 Сапожковского уезда, Песочинской волости, деревни Отрада солдат Семен Кириллов Макаров и законная жена его Фёкла Максимова, православного вероисповедания. Восприемники: той же волости и деревни, крестьянин Степан Иосифов Рыжов и крестьянская жена, Анастасия Тимофеева Перевалова. Крещение - 18 января 1898г. ГАРО, ф.627 оп.286 д.99
Имея найденные в поиске архивные сведения, можно предварительно определить семьи крестьян Тихоновых и записать следующим образом: Семья Акима Иосифова Тихонова Аким Иосифов Тихонов, 1856/1857 г.рожд. Жена его: Анна Антонова, 18.....г.рожд. Бракосочетание: Дети их: Михаил, 24 года, Яков,15 лет, Дмитрий, 9 лет, Ефимия, 7 лет, Григорий, 5 лет ***** Семья Михаила Акимова Тихонова
Михаил Акимов Тихонов, 1878 г.рожд. Жена его - Пелагея Гаврилова, 1880 г.рожд. Бракосочетание : ...февраля 1898 г. Их дети: Фёдор, 1899 г.рожд. ***** Семья Якова Акимова Тихонова
Яков Акимов Тихонов, 1887 г.рожд. Жена его: Бракосочетание: Их дети: Иван, 10 февраля 1923 г.рожд. ***** Участник Первой мировой войны 1914-1918гг. Тихонов Яков АкимовичДолжность/Звание: рядовой Воинская часть: 9-й Кавказский стрелковый полк Место рождения: Рязанская губ. Уезд Сапожковский , Волость Песочинская Причина выбытия: болен Дата события 22.05.1917г. Тип документа: Карточка на прибывших (высшие чины) Архив: Российский Государственный Военно-исторический архив Фонд: Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат) Шкаф без номера Ящик 438-Б *** Участник Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Тихонов Иван ЯковлевичДата рождения: 10.02.1923 Место рождения: Рязанская обл., Путятинский р-н, с. Отрада Наименование военкомата: Путятинский РВК, Рязанская обл. Дата поступления на службу: __.__.1941 Воинское звание: краснофлотец Наименование воинской части: 59 сд 99 сп Дата окончания службы: 31.03.1947 ***** Семья Григория Акимова ТихоноваГригорий Акимов Тихонов, 22 ноября 1897 г.рожд. Ксения Семёнова Тихонова, 16 января 1898 г.рожд.Бракосочетание : День 15 месяц октябрь год 1917Сапожковского уезда, Песочинской волости, деревни Отрада, крестьянина Акима Иосифова сын Григорий, 20 лет, православного вероисповедания, первым браком и уволенного солдата той же деревни Семёна Кириллова Макарова дочь, девица Ксения, 18 лет, православного вероисповедания, первым браком, венчались в Спасской церкви села Чёрная Слобода. Поручители по невесте: крестьяне деревни Отрада, Тихон Егоров Красавин и Александр Тимофеев Макаров. Поручители по жениху: крестьяне деревни Отрада, Даниил Степанов Маркин и Андрей Карнеев Зотов. ГАРО, ф.627 оп.286 д.191Их дети: Николай, 17 декабря 1920 г.рожд. Надежда Мария Василий ***** После бракосочетания Григория и Ксении нам стало известно, что семья Ксении Семёновой Макаровой также из деревни Отрада. Просматривая более внимательно Исповедные ведомости за 1902-год находим семью Ксении. На Исповедь и Причастие в церковь пришли, а священник записал, Семён Кириллов Макаров, 42 года Фёкла Максимова ,жена его, 42 года Дети их: Михаил, 15 лет Варвара, 6 лет Ксения, 4 года Ульяна, 1 год Фамильная тема: Макаров Семён Кириллович, отец Ксении. https://forum.vgd.ru/1234/155259/ | | |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 10:30 Деревня ОТРАДА Сапожковский уезд, Песочинская волость Рязанская губерния
Дальнейший план поиска родословной истории семьи строится по двум прадедам и двум прабабушкам, которые стали известны нам в связи с просмотром метрических сведений о рождении Григория и Ксении. Оба они родом из деревни Отрада. Нужно полагать, что их отцы - Аким Иосифов и Семён Кириллов также из Отрады, а вот откуда их жёны - Анна Антонова и Фёкла Максимова, нам предстоит узнать позже, либо из метрических сведений о бракосочетании Акима и Семёна, либо при просмотре Ревизских сказок деревни Отрада.
Итак запишем :
1. Прадед - Аким Иосифов Тихонов, отец деда Григория
2. Прадед - Семён Кириллов Макаров, отец бабушки Ксении
3. Прабабушка - Анна Антонова, мать Григория
4. Прабабушка - Фёкла Максимова, мать Ксении.
Для поиска определились четыре родословные вертикали, четыре фамильные темы. Найденные результаты поиска , как метрические, так и сведения из Ревизских сказок, распишем ниже, по мере того, как они будут найдены.
*****
Исторические сведения о деревне ОТРАДА, Песочинской волости (ГАРО Ф. Р - 5039, Oп. 1, Д. 178, Л. 66)
Название относится к числу таких вышедших из помещичьей среды топонимов, как Благодать, Благодатная, Радость, Радостное, Утеха и другие. В данном случае имеет место приспособление традиционного помещичьего топонима к новым историческим условиям.
По местному преданию, название села пошло с легкой руки помещика Ильи Коваленского, которому так понравились здешние места, что он пожелал здесь обосноваться и часто повторял «Ох, отрада моя, отрада!». Отрадно и привольно жилось в этих местах
Отрада - утеха, услада, успокоенье, наслаждение. (Даль В. Толковый словарь.)
    | | |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 10:35 14 мая 2024 13:59 Деревня Отрада Песочинская волость, Сапожковский уезд Рязанская губерния Ревизские сказки помещичьих крестьян за 1858, 1850, 1834, 1816, 1811, 1795, 1782 годы. Ревизская сказка — официальное название в Российской империи с XVIII и до середины XIX века документов, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога. https://forum.vgd.ru/go/go.php...ie-skazki/ДЕСЯТАЯ ревизия Сапожковского уезда, ( ГАРО ф. 129 оп.54 д.139) РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА Тысяча восемьсот пятьдесят седьмого года, октября 10-го дня, Рязанской губернии, Сапожковского уезда, деревни Отрада, помещика , Надворного советника, Александра Ивановича и супруги его, Ольги Фёдоровны Кошелевых, о состоящих мужескаго и женскаго пола крестьянах: Деревни Отрада крестьяне: Двор 7Осип Тихонов, 49 лет жена его, Аксиния Карпова, 46 лет Их дети: Трифон, 20 лет Андрей, 14 лет Ефим, 10 лет Петр, 8 лет Ларион, 4 года Аким, 1 год ДЕВЯТАЯ ревизия Сапожковского уезда ( ГАРО ф. 129 оп.46 д.203) РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА Тысяча восемьсот пятидесятого года, сентября 14-го дня, Рязанской губернии, Сапожковского уезда, деревни Отрада, помещика , Надворного советника, Александра Ивановича и супруги его, Ольги Фёдоровны Кошелевых, о состоящих мужескаго и женскаго пола крестьянах: Деревни Отрада крестьяне: Двор 7Иван Тихонов, умер в 1840 году, в 39 лет. Ивана Тихонова сын Константин, в 25 лет отдан в рекруты, в 1849 году. Его же, Ивана Тихонова, брат Осип, 42 года Его жена, Аксиния Карпова, 39 лет Их дети: Дочь Домна, 15 лет Сыновья: Трифон, 13 ½ лет Андрей, 7 лет Ефим, 3 года Петр, 1 год ВОСЬМАЯ ревизия Сапожковского уезда ( ГАРО ф. 129 оп.32 д.152) РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА Тысяча восемьсот тридцать четвертаго года, апреля, четвертаго дня, Рязанской губернии, Сапожковскаго уезда, помещика села Черной Слободы и деревни Отрады, Колежскаго Советника и Кавалера Илии Михайлова, сына Коваленскаго о состоящих мужескаго и женскаго пола Дворовых людях и крестьянах, Деревни Отрада крестьяне: Двор 98(по описи ревизии): Василий Тихонов, умер в 1823 году, в 27 лет Его брат родной, Иван, 33 года Жена его Афимия, 32 года Их сын Константин, 9 лет Их дочери: Ирина, 12 лет Александра, 6 лет Прасковия, 1 год Василия Тихонова мать, Анна Юдаева, 57 лет Василия 2-й брат Осип Тихонов, 26 лет Осипа жена Аксиния, 23 года СЕДЬМАЯ ревизия Сапожковского уезда (ГАРО ф. 129 оп.19. д.153) РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА Тысяча восемьсот шестнадцатого года, августа, одиннадцатаго дня, Рязанской губернии, Сапожковскаго уезда, села Большой Черной Слободы, Титулярнаго Советника Илии Михайлова, сына Коваленскаго о состоящих мужеска и женска пола Дворовых людях и крестьянах, Села Большой Черной Слободы крестьяне: Двор 58 ( по описи ревизии ) Тихон Ильин, 35 лет в 1811 году. Принимал участие в войне 1812 года, погонщик, с войны не возвратился. Тихона Ильина сыновья: Василий, 20⅐ лет Иван, 16 лет Осип, 9 лет Тихона Ильина жена Анна, 39 лет Их же дочери: Марфа, 12 лет Анна,6 лет Арина, 3 года Василия жена Неонила, 21 год Их же дочь Татьяна, 4 года Ивана жена Афимия, 14 лет ШЕСТАЯ ревизия Сапожковского уезда.
Ревизия была назначена к проведению на май 1811 года, но прервана в связи с угрозой войны с Францией. Переписаны были лишь лица мужского пола, женщины не записывались. Ревизия 1811 года не сохранилась и в архивных фондах ГАРО отсутсивует. Основываясь на данных Ревизии 1816 года, можно предположить, кто в ней написан и в каком возрасте, Крестьяне села Большая Чёрная Слобода:Двор Тихона Ильина:Тихон Ильин, 35 лет . Тихона Ильина сыновья: Василий, 16⅐ лет Иван, новорождённый Осип, 5 лет ПЯТАЯ ревизия Сапожковского уезда (ГАРО ф. 129 оп.7 д.83, л.д. 303,304,323) РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА Подана 3 августа 1795 года.1795-го года июля месяца, вотчины артилерии майора Василья Ивановича и сына ево от армии секунд-майора Ивана Васильевича Чагиных Сапожковской округи села Черной Слободы староста Евсей Федоров по силе состоявшегося 1794 года июня 23 дня Ея императорского величества и в народ публикованного указа с ведома господ своих дал сию скаску о положенных в нижеписанном господ моих селе Черной Слободе по последней 1782 года ревизии в подушном окладе людех и крестьянех с показанием ис того числа разными случаеми убылых и после ревизии вновь рожденных, и прибылых по самой истенне без всякой утайки, а буде кем впредь обличен явлюся или по свидетельству найдется, что кого-либо утаил, то повинен положенному по указом штрафу без всякого милосердия. Крестьяне села Чёрная Слобода:Двор Агапия Иванова:АГАП ИВАНОВ, 63 года в 1782 году, умре в 1784 году У него жена Василиса, Степанова дочь, 36 лет в 1782 году, умре в 1785 году У них дети написанныя в последнюю ревизию: Сыновья: Иван, 59 лет Илия, 38 лет в 1782 году, умре в 1788 году Данила, 17 лет Дочери: Марфа, 12 лет в 1782 году, умре в 1785 году Феврония, 7 лет ей в 1782 году. Отдана в замужество в том же селе У Ивана Агапиева жена Авдотия, Карпова дочь, 63 года У них дети написанныя в последнюю ревизию: Михаил, 16 лет в 1782 году, отдан в рекруты в 1787 году в 21 год. Иван, 25 лет У Ивана Иванова жена Настасья, Кандратиева дочь, 28 лет?, старинная того же села У них дети рожденные после ревизии: Димитрей,10 лет Данила, 6 лет Маркел, 4 года Назар, 2 года У Илии Агапиева жена Катерина Максимова , 50 лет У них дети написанныя в последнюю ревизию: Тихон, 19 лет Дочери: Марья, 13 лет и рожденная после ревизии Мавра, 6 лет У Тихона Ильина жена Анна Иудина, 20 лет, старинныя того же села У них сын, рожденный после ревизии: ВАСИЛЕЙ, полугоду Вдова, Прасковья, Казмина дочь, 47 лет в 1882 году. В замужестве в той же вотчине. У ней дочь Афимья, 5 лет ей в 1782 году. Отдана в замужество в этой же вотчине. ЧЕТВЕРТАЯ ревизия Сапожковского уезда (ГАРО ф. 129 оп.1 д.73, л.д. 723-724,742) РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА Подана 4 июля 1782 года 1782 года июня __ дня вотчины артирелии майора Василья Ивановича Чагина и малолетных детей ево Павла, Ивана и дочери девицы Татьяны Васильевичев Чагиных же Рязанского наместничества Сапожковского уезду села Черной Слободы староста Абакум Парфенов по силе состоявшегося 1781 года ноября 16 (дня) Ея императорского величества и в народ публикованного манифеста с ведома господина своего дал сию скаску о положенных в нижеписанном господина моего селе, которое господину моему досталось по наследству после покойного капитана Алексея Григорьевича Чирьева в 1772 году, по последней 1763 года ревизии в подушном окладе людях и крестьянах, с показанием из того числа разными случаями убылых и после ревизии вновь рожденных и прибылых, по самой истинне без всякой утайки, а буде кем впредь обличен явлюсь или по свидетельству найдется, что кого-либо утаил, то повинен положенному по указом штрафу без всякого милосердия. Крестьяне села Чёрная Слобода:Двор Агапия Иванова:Агап Иванов, 43 года в 1763 г., 63 года У него жена Прасковья Дементьева дочь, 25 лет в 1763 году, умре в 1768 году У него ж Агапа жена вторая, Василиса Степанова дочь, 36 лет в 1782 году, взятая того же уезда из вотчины господина моего тестя покойного Алексея Григорьевича Чирьева из села Сапчакова У них дети написанные в последнею пред сим ревизию: Иван, 26 лет в 1763 г., 46 лет Матвей, 22 года в 1763 году, умре в 1769 году Илия, 18 лет в 1763 г. 38 лет Дочь Акилина, 12 лет в 1763 году, умре в 1769 году Рожденные после ревизии: Сын Данила, 4 года Дочери, девки: Марфа, 12 лет Февронья, 7 лет У Ивана жена Авдотья Карпова дочь, старинная того же села, 30, 50 лет У них дети написанные в последнею пред сим ревизию: Сын Герасим, 3 года в 1763 году, умре в 1766 году Дочери: Фекла, 7 лет в 1763 году, умре в 1768 году Стефанида, 4 года в 1763 году, выдана в замужество в той же вотчине за крестьянина Василиса, полугоду Рожденные после ревизии: Михайла, 16 лет Иван, 12 лет У Михайлы жена Анна Андреева дочь старинная того же села, 16 лет У Матвея жена Прасковья Козмина дочь старинная того же села, 27лет в 1763 году, 47 лет У них дети написанные в последнею пред сим ревизию: Селиван, полугоду, в 1763 году, умре в 1765 году Дочь Прасковья, 3 года в 1763 году, выдана в замужество в той же вотчине господина моего за крестьянина. Рожденные после ревизии: Дочь девка Афимья, 5 лет У Илии жена Катерина Максимова дочь, старинная того же села, 17 лет в 1763 году, 37 лет У них дети рожденные после ревизии: Тихон,6 лет дочь девка Марья, 5 недель | | |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 10:35 23 июля 2024 19:35 Российский государственный архив древних актов ( РГАДА )
Ревизские сказки Переяслав-Рязанской провинции Помещик Чирьев Алексей Григорьевич Помещик ( вотчинник) Вельяминов-Зернов Пётр Иванович
1-3 Ревизии и Ландратская перепись. https://dompredkov.ru/revizski...g-ryazani/Третья ревизия Переяслав-Рязанской провинции, 1762 год, (РГАДА ф. 350 оп.2., д.2614)1762-го году марта … дня вотчины московского гарнизона Коломенского полку капитана Алексея Григорьева сына Чирьева Переславского уезду Рязанского Старорязанского стану Нагорной стороны села Черной слободы староста Борис Понтелеев по силе публикованного в прошлом 1761-м году декабря 20-го дня Правителствующаго Сената указу с ведома господина своего дал сию скаску о положенных в нижеписанных господина моего вотчинах по последней 1747-го году ревизи в подушном окладе написанных за тайным советником Петром Ивановым сыном Вельяминовым Зерновым, а от него доставшихся господину моему по купчей в 756-м году и ис того числа разными случаями убылых и после того вновь рожденных и объявляю по самой истине без всякой утайки, а буде впредь кем обличен явлюсь в том, повинен буду положенного по указом тяжкого штрафа без всякого милосердия А имянно в селе Черной слободеКрестьяне ж, которые и в бывшею ревизию написаны крестьянами ж Агап Иванов , 43 года У него жена Прасковья Дементьева дочь 42-х лет, старинная того села У них дети: написанные в бывшую ревизию: Иван, 26 лет Матвей, 22 года Илья, 18 лет Дочь девка Акулина двенатцети лет У Ивана жена Авдотья Карпова дочь тритцети лет, старинная того ж села У них сын, рожденной после ревизи Герасим 3 года Да дочери девки: Фекла семи лет Степанида четырех лет Василиса полугоду У Матвея жена Прасковья Казмина дочь дватцети семи лет, старинная того ж села У них сын, рожденной после ревизи, Селиван полугоду Да дочь девка Прасковья трех лет У Ильи жена Катерина Максимова дочь семнатцети лет, старинная того ж села Вторая Ревизия Переяслав-Рязанской провинции, 1745 год, (РГАДА, ф.350 оп.2 д.......)Ревизия временно не найдена. Но в Третьей ревизии указан возраст персон на предыдущую, Вторую ревизию. Переписчик в этой ревизии женский пол не записывал. Можно предположительно написать крестьян двора Агапа Иванова: Села Чёрная Слобода крестьяне: Агап Иванов, 26 лет. У него дети: Иван, 9 лет Матвей, 5 лет Илья , полугоду Первая ревизия Переяслав-Рязанской провинции, 1722 год ( РГАДА ф. 350 оп.1, д......)Указ о проведении 1-й ревизии Петр I издал 26 ноября 1718 года. Она началась после опубликования Указа Сената от 22 января 1719 года и продолжалась до 1727 года. В указе предписывалось «Взять сказки у всех…, чтобы правдивые сведения принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска полу». Целью ревизии была организация снабжения войск: подушная подать шла на содержание армии. Были переписаны не только русские, но и большинство других народов, кроме башкир, часть татар и других народностей. Первая ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, а также на черкасов, живших в русских губерниях. Позже на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения или осуществлены иные формы учёта населения. В Малороссии переписи учитывали численность дворов и служащего казачества. Ревизия не найдена. О составе семьи можно предположить, основываясь на Ландратскую перепись 1720 года. В Первой ревизии переписчик женский пол не записывал. Приблизительно можно записать крестьян села Чёрной Слободы большой семьи Терентия, деда Агапа, а также и семьи других родственников а их дворе: Терентий Мокеев, семидесяти дву лет, Яков, шестидесяти дву лет, Терентия родной брат, Терентия Мокеева дети: Иван, сорока шести лет, Тарас, тритцати четырех лет. У Ивана сын Агап, пяти лет. У Тараса сын Родион четырех лет. У Якова детей: Григорий, тритцати одного года Трофим, дватцати семи лет Петр, дватцати одного года. У Якова зять, Асей Семёнов, тритцати пяти лет У него сын Максим, шти лет. У него ж Григория племянники родные: Влас, сорока пяти лет Харлам, сорока трех лет,......Степановы дети. У него ж Григория другие племянники родные: Викула девятнатцати лет, Демид, семнадцати лет....Карповы дети. У Власа сыновья: Марк пятнатцати лет, Парфен семи лет, У Харлама сын Никифор пяти лет, ***** Ландратская перепись 1720 года. Село Чёрная Слобода. (РГАДА, Фонд 350, опись 1, дело 324) Ландратская перепись - подворная перепись, проведённая в ряде губерний России в 1716—1717 годах по Указу Петра I от 10 декабря 1715 года. В некоторых пунктах перепись началась с середины 1715 года по отдельным Указам. Проведение переписи было поручено ландратам — местным чиновникам, стоявшим во главе ландратских доль. По результатам переписи было отмечено, что имелся факт объединения дворов с целью уменьшения налоговых выплат. Кроме того, население сопротивлялось проведению переписи, и это при том, что за подобное предусматривалось наказание со стороны властей. Сами переписчики нередко брали взятки и допускали ошибки, в результате которых некоторые населённые пункты либо переписывались дважды, либо пропускались вообще. По сравнению с подобной переписью 1678 года, в этой были учтены и лица женского пола. 1720 сентября в 13 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца и по пунктам из Санкт-Питербурха из государственной Камор-каллегии и по наказу Резанской правинцы столника и воеводы Василья Андреевича Ржевского да комерира Василья Ивановича Полтева Переславского уезду Рязанского Старорезанского стану вотчины лейб гвардии Семеновскаго полку капитана Петра Иванова сына Вельяминова-Зернова села Черной слободы прикащик Иван Дмитреев сын Шерапов да староста Влас Микифоров, да выборной Дементей Селиванов, да крестьянин Никифор Карпов, Петр Петров, Григорей Мокеев, Кондратей Яковлев, Иван Сергеев, Федот Понкратьев сказали по евангелской заповеди господни еж ей ей вправду <…> (Л. 25 об.) В том же селе Черной слободе за вотчинником нашим лейб-гварди Семеновскаго полку за копитаном Петром Ивановым сыном Вельяминовым-Зерновым крестьян (Л. 26) в приходе в том же селе к церкви Спаса Нерукотворенного образа, что по переписным книгам 186-го году написано за столником за Иваном Никифоровым сыном Вельяминовым-Зерновым, тритцать восмь дворов, ис того числа за вотчинником нашим на его жеребей. (л.д.26 об.) Села Чёрная Слобода крестьяне: Во дворе Григорий, осмидесят шти лет, вдов Терентий, семидесяти лет, Яков, штидесят лет, вдов Мокеевы дети. У Терентия Мокеева дети: Иван, сорока четырёх лет, Тарас,тритцати двух лет, У Ивана жена Матрона Елисеева дочь, сорока шти лет У них дети: Агап, трех лет Прасковья, пяти лет, Прасковья середняя, трёх лет, Прасковья, меньшая, полугоду. У Тараса Григорьева жена Матрона Игнатова дочь,тритцати лет, У них дети: Родион, дву лет, Прасковья, трех лет У Якова Мокеева детей: Григорий, двадцати девяти лет, Трофим, двадцати пяти лет, Петр, девятнадцати лет. У Григория Яковлева жена Настасья Степанова дочь, дватцати осьми лет У них дети: Марья трех лет, Анисья году У Трофима Яковлева жена Пелагея Лукьянова дочь, дватцати трех лет. У Якова Мокеева ж зять, Асей Семенов, тритцати трех лет, У него жена Татьяна Яковлева дочь, тритцати трех лет, У них детей: Максим четырех лет, Анна полутора году У него ж Григория Мокеева племянники родные: Влас, сорока трех лет Харлам, сорока одного года,......Степановы дети. У него ж Григория Мокеева другие племянники родные: Викула семнатцати лет, Демид, пятнадцати лет....Карповы дети. У Власа Степанова жена Татьяна Семенова дочь, сорока дву лет, Их дети: Марк тринатцати лет, Парфен пяти лет, Елена, осьми лет, У Харлама Степанова жена Настасья Рикитина дочь, сорока лет, У них дети: Никифор трех лет, Васца пяти лет, А тягла на них, два с четвертью, а на помещика своего пашню пашут и всякую работу работают згоном. Справка по персонам ревизии:Нужно полагать, что Григорий, Терентий, Яков - родные братья, дети Мокеевы ( Мокий или Макей ). У Терентия сын Иван. У Ивана сын Агап. Линия родословия - Мокей -Терентий - Иван - Агап ....!!! Также видим племянников у Григория. Можно полагать, что это дети родных его братьев Степана и Карпа. По всему видно, что ранее у Мокея было пятеро сыновей - Григорий, Терентий, Яков, Степан и Карп. Возможно, что братья Степан и Карп старше брата Григория и ко времени проведения Ландратской переписи 1720 года они умерли, либо по болезни, либо по старости. Григорий Мокеев принимает участие в числе переписчиков Ландратской переписи. ***** 1678 год. Фонд 1209. Опись1. дело 13343. л,д. 924, 926 Переписная книга помещичьих, вотчинных м монастырских крестьян и бобылей Старорязанского стана Переяславль-Рязанского уезда переписи Т.У. Хрущова (листы 435-1025) и Я.И. Свинцова (листы 4-408. (листы 1-3 и 418-434 указатели владельцев). Это подлинная Переписная книга поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в Старорязанском стане Переславль-Рязанского уезда 1678 года.«...л.д.924, №853. За столником Иваном Микифоровым сыном Вельяминовым в селе Черной слободе в вотчине двор вотчинников да крестьянских и бобылских дворов <…> «...л.д.926 , Моисейка Молтьев, у него детей: Стенка да Гришка, да Терешка, да Якушка, у Стенки сын Карпушка году» ***** 1646 год. Фонд 1209, Опись1, дело 414, часть 1, л.д. 543, 544 об. Подлинная переписная книга поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в Переславль-Рязанского уезда ,1646/47 гг.«...л.д.543...За Микифором Семеновым сыном Вельяминовым жеребья села Черныя слободы <…> ...л.д. 544 об.,...Во дворе Мосейка Микитин з детми: с Ондрюшкою да Гришкою, Гришка двунатцети лет» В данном деле имеется несколько переписей разных жеребьев села Черная слобода. За отцом Ивана Микифоровича Вельяминова, Микифором Семеновичем значился только один крестьянин с именем Мокей/Моисей. При отсутствии дополнительных сведений идентифицировать данного Моисея Микитина сына в качестве отца Терентия не представляется возможным. ***** На начало XVIII века поколенная родословная линия выглядит следующим образом: Мокей≈1610, Терентий≈1649, Иван1676, Агап1817, Илья1744, Тихон1758, Осип1807, Аким1856, Григорий1897, Николай1920, Тамара1953, Игорь1977....
Деды и бабушки, и их бракосочетания: Николай Григорьевич, первая жена Евдокия Тихоновна, вторая - Тамара Михайловна Григорий Акимович, жена Ксения Семёновна Аким Осипов, жена Анна Антонова Осип Тихонов, жена Аксинья Карпова Тихон Ильин, жена Анна Юдаева Илья Агапиев, жена Катерина Максимова Агап Иванов, первая жена Прасковья Дементиева, вторая - Василиса Степанова Иван Терентиев, жена Матрона Елисеева Терентий Мокеев ***** ПереписчикТимофей Устинович Хрущов
Воевода в зерцале, приволоке ерихонкеХрущов Тимофей Устинович (Иустинович), (ок 1612 - пс 1684) воевода (1668), стряпчий (1658-76), стольник (1677), воевода города-крепости Коротояк (12.8.59-20.3.65), организовал донской отпуск с провиантом, свинцом, порохом, жалованьем для донских казаков, подобрал достойных «коротоякских детей боярских» сопровождать все в достатке на юг (1659 и 1660); воевода в Алатыре (1668-70), сотенный голова при встречах разных посольств (1672-75), воевода у рязанских засек (1678-79); 1-я жена (1651) Татьяна Хрущова, 2-я жена Авдотья Михайловна Грекова; старший брат Роман Устинович (ок1610 - 1678); младший брат Иван Устинович (ок1616 - 1687); младший брат Демид Устинович (ок1617 - ок1653); младший брат Афанасий Устинович (ок1615 - ок1705) стольник (1688), воевода в Козлове (1672-73), владел поместьем в Каширском уезде; отец Устин Афанасьевич стольник, воевода в Венёве (1634) и Болхове (1648-49); герб рода «в серебряном щите, в червленом пламени, черная саламандра», утверждённый определением Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии (13.12.1855); род внесен в 6-ю Часть родословной книги Харьковского Дворянского Депутатского Собрания. ********** | | Лайк (1) |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 10:40 10 июня 2024 20:20 Село Чёрная Слобода Деревня Сергиевские выселки Деревня ОтрадаИсторическая информация о помещиках, крепостными у которых были крестьяне Тихоновы
В нескольких километрах от села Летники находится старинное село Черная Слобода.Совсем немного жителей осталось в этом красивом селе со старинной Спасской церковью Нерукотворенного Образа. Упоминается село еще в конце 16 века как владение бояр Годуновых. Черными Слободами в те времена называли части города или пригороды, населенные ремесленниками. Жители черных слобод, в отличии от белых, платили налог не местным феодалам, а государству. И встаёт вопрос: как Черная Слобода могла стать пригородом и какого города? Как ни странно, город находился совсем рядом и существует и сейчас (правда в качестве села). Это – Песочня! В 1603г. она упоминается как город Песошня, но за участие в восстании Болотникова она переведена опять в ранг села, каковым и являлась еще в 1597 году как владение всё тех же Годуновых. Была ли Песочня городом до Годуновых – неизвестно! Источники впервые упоминают её в 1597г. как село, через несколько лет она уже город, потом опять село. Но Чёрная Слобода упоминается всегда как крестьянское поселение. Может быть там и планировалось селить ремесленников, даже название появилось. Интересно, что в начале 20 века село еще имело название Михайловка. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, слобода – село свободных людей; пригородное селение, подгородный поселок, за городом, т. е. за стеною, род посада. Ныне, большое село, где более одной церкви, и торг или ярмарка, либо волостное правление, род сельской столицы; также промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут. Черный – черного цвета, масти, самый темный, цвета сажи, противоположный белому и вообще цветной. Тягловой, податной, из простонародья, черни; черносошный; в сём значении черный .Черносошные крестьяне, черносошники – казенные, жившие на свободных землях, не крепостные и не обелённые, а платившие от черной сохи подушное, подать. Черная слобода – населенная податными. Средневековые города на Руси и в России в 14 – 17 вв. состояли из собственно города (т.е. огороженной территории, кремля, острога), посада и примыкающих к городу торгово-ремесленных поселений – слобод. Помимо бояр, дворян, детей боярских и духовенства, в городах проживали лично свободные «посадские люди» (горожане), а слободы по своему правовому положению делились на «белые», т. е. освобожденные («обеленные») от государственных податей и повинностей, и «черные», включенные в государственное «тягло»: платившими налоги и подати «с животов и разных промыслов» и отбывавших государственные повинности. На противоположном берегу Пары привольно раскинулось деревня Отрада. Впервые оно отмечается в конце 18 века на плане генерального межевания Сапожковского уезда и носило название Сергиевские выселки.Откуда были выселки, почему так назвали? Неизвестно! Можно только предположить, что так как деревня была приходом Спасской церкви Чёрной Слободы, то и выселки были оттуда. И названы были по имени одного из поселенцев. Но это всего лишь версия, совершенно не доказанная. В первой трети 19 века деревня уже носит название Отрада. В деревне много дворов, находится на речке Чёрной и озере Кнаксур (мордовское название). Как считают исследователи , такие поэтичные названия давали помещики своим загородным лесным деревням – Утешение, Забава и тому подобное. Принадлежала тогда Отрада помещику Коваленскому. И он вполне мог сменить прозаичные Сергиевские Выселки на поэтичную Отраду. Славится деревня своими голосами. Постоянно на Троицу в деревне проводится фольклорный фестиваль. В списках населённых мест от 1859 года деревня Отрада показывается как владельческая деревня. Местонахождение указано как "при реке Паре" и "По левую сторону тракта из г. Спасска в г. Сапожок". Всего тогда там располагалось 94 двора, и проживало мужчин - 430, женщин - 417. Расстояние от уездного центра составляло 30 км. Помещики Вельяминовы-ЗерновыСтаринный русский дворянский род, происходящий от татарского мурзы Чета, крестившегося в 1330 году с именем Захария и построившего Ипатьевский монастырь в Костроме. Внук его, Дмитрий Александрович, по прозвищу Зерно, имел трех сыновей: Ивана, Константина и Дмитрия. От внука последнего, Вельямина Андреевича, были воеводами, наместниками; каширский наместник Михаил Иванович в 1595 году был послан к императору Рудольфу II, Мирон Андреевич, сподвижник Ляпунова, – известный деятель в 1-й половине XVII века Вельяминовы- Зерновы записаны в Дворянских книгах. Их герб помещен в Общий Гербовник. 23 июня 1796 года Яков Матвеевич Вельяминов-Зернов внесен в ДРК Рязанской губернии. Иван Петpович Зернов, за ним в 1637 – 38гг., состояло 78 четвертей земли в селе Черная Слобода, 19 четвертей в селе Красная Слобода Старорязанского стана Переяславль-Рязанского уезда.; всего: 97 четвертей. В 1632 дано ему поместье дяди Никиты Дмитриевича Вельяминова в 100 четвертей. Михаил Петpович Зернов, за ним в 1637 – 38гг., состояло 78 четвертей земли в селе Черная слобода, 16 четвертей в селе Красная Слобода и 6 четвертей в деревне Сапчаковой Старорязанского стана Переяславль-Рязанского уезда. В первой половинеXYIII века Черная слобода принадлежала сыну Ивана Никифоровича Вельяминова-Зернова стольнику - Петру Ивановичу Вельяминову-Зернову ( ?1602 – 1766гг.) О нём известно, что служить начал при Дворе в начальных людях, в 1727 году – полковник, действительный статский советник, комендант Московского гарнизона. Уволен от должности «за старостью». Стольник – придворный чин. Стольники обслуживали стол во время трапезы. Считалось, что это очень почётная и ответственная должность, на которую брали выходцев из дворянских родов, отличавшихся особой преданностью Государю. Среди владельцев села Черная слобода на речке Паре Старорязанского стана было несколько Вельяминовых-Зерновых. Земли, вероятно, перешли им от Годуновых, попавших в опалу после смерти Бориса Годунова или просто как родственникам. Как написано ранее, они получили в Черной слободе во владение бывшие земли «деловых людей» Ивана Васильевича Годунова. «Деловые люди» - это одно из сословий в 16 веке, означающее холопов, которые находились в большом доверии у хозяев. Они имели собственные дворы, так называемые «людские дворы» и были наделены земельными участками. «Деловые люди» исполняли обязанности приказчиков, ключников и управляли имением. В Черной слободе, по всей вероятности, жили казённые ремесленники – плотники, каменщики, кузнецы, портные - которые лично служили государству, призывались царским Указом «к государеву делу», в случае нужды в военном деле, либо в постройке укреплений. Они получали хлебное и денежное жалование и были более обеспеченными, чем пашенные крестьяне. Постепенно земледелие стало преобладать над ремёслами и в конце XYI века Рязань стала житницей Москвы. Помещик ЧирьевЧирьев Алексей Григорьевич, 1703 - 1797 гг., в 1766 году капитан, в 1770 году майор, помещик села Черная Слобода, и села Сопчаково. 271душа крепостных крестьян. Ниже по течению реки Истьи в окрестностях села Бордаково в 1733 году создаётся Истьинско-Бордаковский металлургический завод. Основателем завода стал купец Алексей Григорьевич Чирьев. В дальнейшем Чирьевы через государственную службу выбиваются в дворянское сословие, а через женитьбу завод переходит в руки Шуваловых. Завод существует до конца XV11I в., в начале XIX в. он преобразуется в полотняную фабрику, хотя продолжает платить в казну налоги как металлургическое предприятие. Помещики Чагины
Два старинных дворянских рода: Один из них восходит к первой половине XVII века и записан в VI часть ДРК Владимирской, Московской, Рязанской и Тверской губерний. С 11 ноября 1810 года коллежский асессор Иван Васильевич Чагин внесён в VI часть ДРК Рязанской губернии. Владелец усадьбы Черная Слобода в последней четверти XVIII столетия – майор артиллерии Василий Иванович Чагин ( 1743 –1808 гг.) На Планах дач генерального специального межевания сделана запись, что 1 июня 1775 года « Черная слобода село артиллерии майора Василия Ивановича сына Чагина с прочими, по ревизии мужского пола имеется 255 душ. Удобной земли 2398 десятин 1325 сажен, неудобной 173 дес. 300 сажен, размежевано на 3 участка. На карте обозначена река Пара, речка Черная, обозначен лес, речка Песочинка, село Песочня и на месте Отрады - Сергиевские выселки. В описательной части от 1 июня 1755 года, сказано, что все село принадлежит В.И. Чагину, в селе проживает 255 душ мужского пола. Земли – 2398 десятин. Кроме этого в Планах указано, что В.И. Чагину принадлежала деревня Сергиевские выселки.Церковь Василия Блаженного имела свою землю, про Спасскую (ранее Преображения Господня) церковь ничего не сказано. Годы строительства церкви 1729-1731, значит, она уже была. Ранее сказано, что земля этой церкви принадлежала помещикам Вельяминовым-Зерновым, возможно, она перешла к Чагину и поэтому не указана отдельно. Чагин Николай Гаврилович - поручик Измайловского полка, погиб в сражении при Кульме (17 августа 1813), его имя занесено на стену храма Христа Спасителя в г. Москве, - относится к Костромской ветви дворян Чагиных. Помещики КоваленскиеИлья Михайлович Коваленский (1790 - 1855гг.) Биографических данных об Илье Михайловиче Коваленском почти не сохранилось. По воспоминаниям его племянника И.А. Арсеньева после смерти отца (1807г,), прекрасно образованный Илья Михайлович поселился в своем рязанском имении Черная Слобода, женился на крепостной и занялся историей Индии. (Исторический Вестник, 1887 год, кн. 2 стр. 351). Илья Михайлович Коваленский галантный кавалер Александровской эпохи, друг Александра Писарева. Поселившись в своем имении Черная Слобода, стал вести жизнь распутную. Из крепостных девушек создал целый гарем. Однако, страстно влюбился в одну из них Марфу Григорьевну. После рождения сына Михаила, по настоянию Епископа Рязанского Феофилакта, распустил гарем и женился на ней. В дальнейшем жил в имении Дедово (Звенигород). Их дети Михаил Ильич, Дмитрий Ильич. Д.И. Иловайский в книге «История Рязанского княжества» писал: «В среднем у каждого рязанца на глубине восемь поколений в одной из ветвей затесался потомственный дворянин». Как знать, может быть кто-то из слободчан установит родство с Марфой Григорьевной Коваленской, бывшей крепостной крестьянкой села. Черная Слобода, потомками которой являлись: Михаил Ильич Коваленский, Дмитрий Ильич Коваленский, Николай Михайлович Коваленский, Ольга Михайловна Соловьева, Сергей Михайлович Соловьев, Михаил Николаевич Коваленский, Наталья Сергеевна и Ольга Сергеевна Соловьевы. Сыну Ильи Михайловича и крепостной крестьянки Михаилу Ильичу было 5 лет, когда его родители официально узаконили свой брак. Марфа Григорьевна была вдовой чернослободского кузнеца, имела дочерей. Михаил Ильич (1817-1871гг.) был блестяще образованным инженером, знал европейские и восточные языки (арабский и персидский). Во время службы на Кавказе составил грамматику одного из кавказских языков. У Михаила Ильича и Александры Григорьевны были дети: Николай Михайлович (женился на Наталье Федоровне Морошкиной) и Ольга Михайловна – даровитая художница, ученица Поленова (застрелилась). Александра Григорьевна Коваленская –Карелина была детской писательницей, родной сестрой Елизаветы Григорьевны Бекетовой – бабушки Александра Блока. Дочь Михаила Ильича и Анны Грирьевой, - Ольга вышла замуж за переводчика М.С. Соловьева. Их сын поэт и священник С.М. Соловьев, племянник известного философа Владимира Соловьева и троюродный брат А. Блока. Из воспоминаний правнука помещика Ильи Коваленского: .....« Мой прадед Илья вырастал в Рязанской вотчине Чёрной слободе; отец из Петербурга слал ему аккуратно нежные и нравоучительные письма... Илья Михайлович не был похож на своего отца. В юности он жил распущенно, увлекался поэзией и любовью крепостных девушек. Но легкомысленная жизнь Ильи Михайловича неожиданно изменилась. Связь с крестьянкой Чёрной Слободы - Марфой Григорьевной перешла у него в глубокую привязанность, и когда у Марфы родился сын Михаил, Илья Михайлович, по совету рязанского архиерея, распустил свой гарем и вступил в брак со своей бывшей крепостной. О Марфе Григорьевне я слыхал, что она была очень скопидомна; иногда скучала о прежней жизни и ходила к бабам послушать родные песни... Наружность у нее была некрасивая: жёлто-смуглое лицо с узко-чёрными глазами. Но по описаниям мне всегда казалось, что в юности она должна была напоминать Мадонн Перуджино - тип, весьма распространенный среди русских крестьянок… Брак Ильи Михайловича сильно уронил его значение в глазах тогдашнего дворянства и остановил его карьеру. В обществе Марфу Григорьевну не принимали: муж не желал выезжать без нее и демонстративно посещал с нею французский театр. Илья Михайлович принял все меры, чтобы сынок его, Михаил, получил хорошее воспитание и был предохранён от тех соблазнов, которым он сам уступал в юности. Был выписан из Англии миссионер Мельвиль, которому поручили воспитание ребенка. Мельвиль принёс во дворец Черной Слободы новые нравственные понятия: запретил игру в карты, а о прежних сералях, конечно, не было и помину. Мой дед получил от Мельвиля англоманию, которую передал моей матери. Оба они постоянно и читали и думали по-английски...» Помещики Кошелевы
Александр Иванович и Ольга Фёдоровна Кошелевы В 120 километрах от Рязани в Путятинском районе находится усадьба Александра Ивановича Кошелева села Песочни. До наших дней сохранились усадебный дом XIX века и парк начала XIX века. Первые упоминания о деревне Песошня относятся к 1594-1597 годам и встречается в платежных книгах Старорязанского стана, как вотчина бояр Годуновых. В качестве села отмечается и в окладных книгах в 1676 года. В 1835 году имение приобрел общественный деятель, славянофил, Надворный советник Александр Иванович Кошелёв. Это была выгодная сделка. Кошелев приобрел «9 тысяч десятин в хорошей части Сапожковского уезда с 3 тысячами десятин строевого леса». А. И. Кошелев «вышел в отставку, переехал в деревню и предался со страстью хозяйству». Он привел дела в имении в абсолютный порядок: остановил кражу леса, увеличил поголовье скота и к концу 1840-х годов создал многоотраслевое хозяйство. Всего за пару десятилетий имение стало одним из лучших в России, а сам Александр Иванович – «одним из наиболее крупных помещиков Рязанской губернии». Исследователи отмечают, что по 9-ой ревизии в 1850 году Кошелев имел в Ряжском и Сапожковском уездах 1632 души, а жена его владела 3862 крестьянами. Всего же к концу 50-х годов XIX века у Кошелева в Рязанской и Саратовской губерниях насчитывалось около 5,5 тысяч крепостных крестьян. Около половины крестьян работали на барщине три дня в неделю. А. И. Кошелев считал подобную практику выгодной для помещика и «не отяготительной» для крестьянина. Летнее и осеннее время семья Кошелевых проводила в рязанском имении, а зимы – в Москве. В имении действовали винокуренный, маслосыродельный, крахмало-паточный и сахарный заводы. Работали ремонтные мастерские, кожевенный цех, кирпичный завод и мельницы. Усадебный дом украшал пейзажный парк второй половины XIX века из смешанных пород деревьев. До наших дней сохранилось здание начальной школы, открытой в 1839 году А. И. Кошелёвым. Покровская церковь 1787-1791 гг., построенная князем В. М. Долгоруковым-Крымским, была утрачена. Будучи сапожковским уездным предводителем дворянства в 1840-42 годах, А. И. Кошелев выступал против произвола помещиков в отношении крепостных. В 1858 году по представлению рязанского губернатора М. К. Клингенберга (фактически – стараниями вице-губернатора М. Е. Салтыкова-Щедрина) Кошелев назначен членом от правительства в Рязанский губернский комитет по крестьянскому делу. В 1865 году его избрали гласным Сапожковского уездного собрания, на котором в этом же году он был выбран гласным Рязанского губернского земства. Особенно плодотворно А. И. Кошелев поработал в должности председателя училищного совета Сапожковского уезда. Практическая работа Кошелева по развитию народного образования в Сапожковском уезде Рязанской губернии сочеталось с его выступлениями в печати. После смерти А. И. Кошелева в 1883 году его имение было выкуплено Крестьянским поземельным банком, который распродал его часть крестьянам, а центральную усадьбу с винокуренным заводом и участком строевого леса – Министерству земледелия и государственных имуществ. Сначала в бывшем барском доме была устроена низшая сельскохозяйственная школа, а в советское время создан сельскохозяйственный техникум зернового хозяйства. В настоящее время на базе Песочинской школы создан музей Александра Ивановича Кошелёва. Помещик А.И. Кошелев Ссылка: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/koshelev_ai.php* Имение помещика А,И.Кошелева и его Барский дом в селе Песочня.
   | | Лайк (1) |
Slavman1952 Сообщений: 334 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 153 | Наверх ##
5 мая 2024 10:40 Генеалогия и родственные связи. Исследования по истории семьи. Поиск предков и родственниковТИХОНОВЫ История возникновения фамилииВернёмся к Четвёртой ревизии 1782 года: Крестьяне села Чёрная Слобода:Двор Агапия Иванова:Агап Иванов, 43 года в 1763 г., 63 года У него жена Прасковья Дементьева дочь, 25 лет в 1763 году, умре в 1768 году У него ж Агапа жена вторая, Василиса Степанова дочь, 36 лет в 1782 году, взятая того же уезда из вотчины господина моего тестя покойного Алексея Григорьевича Чирьева из села Сапчакова У них дети написанные в последнею пред сим ревизию: Иван, 26 лет в 1763 г., 46 лет Матвей, 22 года в 1763 году, умре в 1769 году Илия, 18 лет в 1763 г. 38 лет ................................................... У Илии жена Катерина Максимова дочь, старинная того же села, 17 лет в 1763 году, 37 лет У них дети рожденные после ревизии: Тихон,6 лет дочь девка Марья, 5 недель В ревизии видим, что у Ильи Агапова есть уже сын Тихон. Ему 6 лет. Значит год его рождения 1776. Мать Тихона - Екатерина Максимова.Тихон Ильин участник Отечественной войны 1812 года. Он погонщик. С войны не возвратился. Погонщик - это работник погоняющий лошадей или иных тягловых животных в рабочей запряжке (при пахоте, при работе в конных повозках, в военном обозе.). ...« Опытный погонщик знал, что самое важное — держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное...», Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1869 г. Погонщик управлял запряжёнными животными, в данном случае лошадьми. Он же - ямщик, кучер, обозник, ездовой. В 1811 году Тихону Ильину по Шестой ревизии 35 лет, у него жена Анна и дети, в том числе сыновья Василий, Иван и Осип пяти лет. В последующие ревизии сыновья Тихона Ильина записываются как Василий Тихонов, Иван Тихонов и Осип Тихонов. По имени своего отца Тихона. После отмены крепостного права в 1861 году, в метрических книгах позднего периода семья уже с фамилией Тихоновы. По итогу можно сделать заключение, что фамилия Тихонов пошла от имени Тихона Ильина, который родился в 1776 году и жил в селе Чёрная Слобода до 1812 года. **** | | |
|