| ollya11 Участник
Минск Сообщений: 79 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 54 | Наверх ##
21 августа 2016 14:53 9 марта 2024 13:07 Судьба Степана Михайловича Слесарчука-Троцкого (по документам он носил эту двойную фамилию). Родился 26 декабря 1892 года в деревне Понятичи (сейчас — Березовичский сельский совет) Пинского уезда Минской губернии. В 1902 году пошел в сельскую школу, окончил четыре класса. С 1906 по 1910 год учился в Лунинецком железнодорожном двухклассном училище, в год окончания поступил в Гомельском техническом железнодорожном училище (открыто в октябре 1878 года, с 1919 г. — техникум железнодорожного транспорта). Диплом получил в 1913 году, в 20 лет. Сразу же поступил на работу ремонтным рабочим на станцию Пинск. С 1914 по 1915 год там же был запасным артельным старостой, потом перешел на станцию Лунинец, где тоже служил запасным артельным старостой и запасным дорожным мастером 5-го участка пути (по 7 июля 1919 года). В 1919 году Степан Слесарчук уехал из деревни, поступил в Красную армию — определен в 8-й головной восстановительный отряд. Дома остались сестра София 14 лет и два брата — Сергей и Алексей 10 и 8 лет. Вскоре пинские земли были заняты поляками. Домой Степан с тех пор якобы не ездил. В армии был до июля 1922 года. Затем назначен на станцию Калинковичи Западной железной дороги — там остался до 1929 года старшим дорожным мастером, потом по 1932 год дорожным мастером. Этот период ознаменован переменами в личной жизни: Степан женился на Марии Фелисановне (по другим данным — Феликтионовна). В 1926 году в Калинковичах родился первенец Михаил. В 1929-м, уже в Наровле, появился на свет Анатолий (зарегистрирован в 1930 году). Потом Степан трудился на станции Жлобин старшим дорожным мастером. С 1930-го — инструктор Жлобинского эксплуатационного района. В 1931 году на службе случилась неприятность: на мосту через Днепр случился пожар, а нужных средств пожаротушения не оказалось, виновным стал Степан. Его осудили по статье 196 Уголовного кодекса, дали 6 месяцев принудительных работ. В 1932 году осужден на 10 месяцев принудительных работ по статье 59 (пункт 3) — на подотчетном участке потерпел крушение поезд № 960. С 1932 по 1933 год — дорожный мастер станции Иваново и техник Ивановского эксплуатационного района. В 1933 году семья переезжает в Юрьев-Польский (сейчас Владимирская область, Россия), в этом городе Миша пошел в школу. Глава семьи работал на станции Юрьев-Польский Ярославской железной дороги мостовым мастером и старшим мостовым мастером 7-й дистанции пути. С 1937 года — на станции Данилов Северной железной дороги техник строительства автоблокировки. Семья жила в доме 28 по улице Свердлова. В мае-июне 1937 года Степан якобы что-то копировал с чертежей, брал их с собой. В июле 1937 года ему поручили получить наряды на столбы автоблокировки, но нарядов он не получил, столбов не было. Коллеге во время поездки в Вологду сказал, что столбов этих все равно не дадут вовремя, а автоблокировка не нужна. В июле, как позже заявил один из свидетелей, «при чтении газет восхвалял врагов народа Тухачевского и других». 14 января 1938 года Степан был арестован НКВД ст. Буй Северной железной дороги. Обвинили по пунктам 6 и 10 статьи 58.
58—6. Шпионаж: наказание аналогично статье 58—2 (расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества). 58—10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.58—2 — 58—9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
Главу семьи признали виновным и осудили 8 ноября на 8 лет. Наказание отбывал при Ныробском отделении Усольлага. Это был совсем новый лагерь (основан 5 февраля 1938 года, то есть за полгода до отправки Степана в тюрьму) в городе Соликамск Свердловской области (сейчас — Пермский край). Численность заключенных в разные годы — от 10 до 30 тысяч человек. Здесь занимались лесозаготовками, заготовкой лыжных болванок и изготовлением лыж, деревообработкой, выпускали шпалы. Имелось мебельное, швейное и обувное производствло. Также заключенных направляли на сельхозработы, обслуживание судоремонтных мастерских в Соликамском затоне, мехмастерских, узкоколейных железных дорог, автобазы, капитальное строительство, дровозаготовки, сплавные и погрузочно-разгрузочные работы, изготовление тары, спецклепки, ширпотреба… В 1955 году остававшиеся в лагере политзаключенные были переведены в Мордовию, а Усольлаг стал чисто уголовной зоной, отличающейся особо жестким режимом.
На место Степан прибыл 28 ноября 1938 года. Работал на устройстве лежневой дороги (Лежневые дороги позволяют организовать движение транспорта на болотах, зимних дорогах, через небольшие речки. Это временный переезд, сооруженный из стволов деревьев.) В 1946-м освободился, вернулся в Данилов, но вскоре умер. |