travkin333 Новичок
Сообщений: 9 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 5 | Наверх ##
10 февраля 2020 21:03 10 февраля 2020 21:45 Происхождение фамилии Люри – цепь интригующих загадок. Дело в том, что, скорее всего, это результат искажения «фио» Люри де Кастельбажак (de Castelbajac) с дальнейшим отбрасыванием фамилии (и титула маркизов) и использованием имени Люри в качестве фамилии. Такое часто практиковалось в России и было, вероятно, сделано намеренно – и для упрощения, и чтобы «порвать» с истинным происхождением, оставив его (что и состоялось) только в памяти потомков. К слову сказать, фамилия "Кастельбажаки" всегда в семье вспоминались...
Де Кастельбажаки – весьма древний дворянский род, проживавший в северных Пиренеях и известный с X века. Сама фамилия – сочетание испанского и французского - отражение их «двойственного» происхождения. «Баронет» с XI века и «маркизат» с 1352 года.
«Родовая» область Кастельбажаков находится на самой границе между Францией и Испанией. Если точнее – город Bagneres-de-Bigorre недалеко от нынешнего провинциального центра Lourdes и местечко рядом, до сих пор называемое Кастельбажак. Бесконечные кровавые «разборки» между Францией и Испанией заставили многих из Кастельбажаков однажды бежать на север, во Францию. Это трагическое событие отразилось в памяти семьи и в глухих воспоминаниях об «испанских зверствах» и инквизиции. Во Франции Кастельбажаки были весьма заметны – мэры городов, генералы, председатели торговых палат и проч.
Но «наши» Кастельбажаки вынуждены были, бежать дальше на север - в Швецию. Вполне можно допустить, что причина появления «наших» Люри-Кастельбажаков в России была связана с очередной кровавой «разборкой» - только теперь уже в «революционной» Франции. Из-за нее тогда вынуждены были разбежаться по всей Европе многие аристократические французские семьи, спасаясь от «народного гнева» и гильотины.
Имя Адольф (как и Франц) одно из самых частых у Кастельбажаков на рубеже XVIII-XIX веков. Отчество «Николаевич», безусловно, «самоназвание», как постоянно бывало в России с «обрусевшими». Никакого Люри по имени Николай в России не было. Про отца Люри неизвестно ничего. Известно имя матери – Сесилия. Но «родные» языки в семье Люри, как и должно следовать из ее истории-происхождения – французский и испанский (не считая, разумеется, третьего «родного» – русского). (Франц) Адольф – католик, как и полагается. И похоронен потом на католическо-лютеранском кладбище.
Есть некоторые документы, касающиеся коммерческой деятельности братьев Люри – (Франца) Адольфа, Юлиуса и Якова. В 1847 (Франц) Адольф Люри получает звание «первостатейного купца Тавасгуста» (Hameenlinna в Финляндии). В 1849 получает также временное купеческое свидетельство Петербурга.
Звание «первостатейного» в шведско-финском городке, с одной стороны, ни о чем не говорит. Например, Петр Иванович Куманин (1793 – 1865), имевший звание Фридрихсгамского «первостатейного», был «до мозга костей» московским.
Куманины – безумно богатая московская семья, многие из которых были «бессменными» московскими городскими головами и бургомистрами в 10-50-е годы. Затем Куманины постепенно покидают «деловой мир» и предпочитают службу, на которой достигают немалых высот (некоторые – тайные советники). Кстати, тот же Петр Иванович Куманин (московский городской голова в 1852-56) указал дочь «нашего» Люри (Екатерину Адольфовну) в своем завещании (1865). Ничего удивительного – «клан» Куманиных родственен семье Чеботаревых (об этом чуть ниже) и Екатерина Адольфовна, скорее всего, была крестницей Куманиных (что тоже в семейных традициях того времени).
С другой стороны, Финляндия могла оказаться «временным местом проживания» Люри-Кастельбажаков в их скитаниях по Европе и они «обрусели» с присоединением Финляндии к России в 1808 году . И молодой (уже «российско-подданный») (Франц) Адольф Люри живет сначала вместе с семьей в финском «уездном» городке, откуда начинает свой дальнейший путь – сначала в Петербург, затем в Москву.
В том, что молодой «европеец» становится московским предпринимателем, нет ровном счетом ничего удивительного. Начиная уже с 10-20-х годов московские гильдии «кишмя кишели» иностранцами – немцами, французами, бельгийцами, шведами, британцами и т.п. Многие из них затем вошли в топ-элиту российского делового мира. Достаточно вспомнить Жиро, Дюшенов, Гюбнеров, Юнкеров, Нобелей, Кнопов, Ралле и т.д. Уже не говоря про Сименсов, «штаб-квартира» корпорации которых по-факту оказалась в России.
В 1855 -1859 Адольф Николаевич - «временный купец» Рыльска, комиссионер винного откупа Путивльского и Рыльского уездов Курской губернии. Занятие, надо сказать, весьма прибыльное – откупа (и винный, в первую очередь) часто приносили огромные деньги. Достаточно вспомнить легендарного В.Кокорева, сколотившего миллионы на различных откупах. Но в 1861 Император Александр II (настоящий, между прочим, преобразователь, а не только «освободитель») отменяет систему откупов и эта «откупная халява» заканчивается. Переселившись в Москву, Адольф Николаевич начинает активно заниматься коммерческой деятельностью – (оптовой) торговлей «модными» и галантерейными товарами - 1860 – второгильдеец 1872 – первогильдеец и потомственно почетный У него обширные деловые связи в Германии, Швейцарии, Лихтенштейне и Франции, что, наверное, неудивительно. Брат – Юлиус – тоже первогильдеец, окончил в 1849 году 3-ю московскую гимназию, торговец и некоторое время имеет банкирскую контору в Москве.
Еще один брат - Яков Люри – купец, «зарегистрированный» в Царском селе. За семьей Люри числились также несколько имений в России.
Адольф Николаевич в 1850 году женится на дочери крупного московского купца Анастасии Константиновне Чеботаревой (1833 – 1917) В собственности Адольфа Николаевича находится ряд домов – 1868 - дом в Козловском переулке, 2 1878 - дом на Мясницкой, 48.
Интересен также дом по Мясницкой (ныне под номером 44), который тоже является собственностью Люри. Именно этот дом ранее числился за Чеботаревыми и в нем в разное время живут братья Баклановы с женами (Елизаветой Востряковой и Любовью Ганешиной). Скорее всего, этот дом был приданым, полученным за женой Адольфа Николаевича – Анастасией Константиновной Чеботаревой. Кстати, рядом с этим домом был дом, приобретенный «для себя» Родионом Дмитриевичем Востряковым в 60-х. Вполне возможно, что неслучайно. А напротив был дом брата Юлиуса.
Известна любопытная подробность в жизни Адольфа Николаевича, связанная с коммерческой деятельностью. Будучи уже женатым и имея детей, он испытал (временные, насколько известно) финансовые трудности. В дело (по опротестованию его векселей) включился Коммерческий суд. «Дело Люри» вел член Коммерческого суда Никифор Семенович Дунаев. Нет никаких оснований считать, что это близкое знакомство послужило «толчком» тому, что дочь Адольфа Николаевича – Екатерина Адольфовна вышла замуж за сына Никифора Семеновича, Александра. И все же…
|