Gubernskaya Сообщений: 5845 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1361 | Наверх ##
18 августа 2022 10:52 18 августа 2022 10:56 Из воспоминаний земляка Владимира Жаркова Наши предки, истинно русские люди, раньше жили в селе Кирицы (ныне город Кирицы) Спасского уезда Рязанской губернии. В связи с недостатком сырья в стране, в середине XIX века был разрешен ввоз в Россию зеркальной продукции. К 1882 году в России закрылись все неконкурентоспособные зеркальные фабрики, кроме Смольяниновых в Кирицах и Амелунга в Лифляндии. Но вскоре таможенные тарифы на зеркальные изделия были снижены на 20%. Производство Кирицкой зеркальной фабрики тоже не выдержало конкуренции с импортной продукцией и стало приходить в упадок. В 1892 году, просуществовав 112 лет, она была закрыта. Кирицкие земли и здание фабрики купил барон Сергей Павлович фон-Дервиз, сын известного строителя Московско-Казанской железной дороги Павла Григорьевича фон-Дервиза. В связи с привозом зеркал из-за границы, спрос на отечественные зеркала снизился. Немец разорился и вынужден был продать имение помещику Смолянинову, тот тоже перепродал имение на слом. Все оборудование было вывезено, неизвестно куда. Часть нашего населения жила в селе Сушки, а часть в Кирицах. Земельных наделов у жителей не было, кроме приусадебных участков. Вся земля, леса, река Проня, большой пруд – все было барским. Кругом охрана! Кое - кто из жителей устроились на работу в городе Спасске на железную дорогу станции Проня, недалеко от Рязани. Вот тогда и возник вопрос о переселении жителей села Кирицы. Поднял этот вопрос Рязанский губернатор перед Государевом Императоре Александром – III. Получив санкцию на переселение, был собран сход домохозяев, на котором избрали трех делегатов для поездки осмотреть земельные и лесные участки. На дорогу туда и обратно общество выдало деньги Короткову Платону, Мазанову Василию и Мартынову Илье. Когда делегаты вернулись, на сходке хвалили новые места поселения, где было две речки, много ягод, а грибы – хоть косой коси. По воспоминаниям нашей прабабушки Сотсковой Анастасии Федоровны (1951-1944) когда объявили, что люди вынуждены покинуть родные места и переселиться на Урал, это было что-то страшное: начались споры, ругань, ужасный плач женщин и детей… Выехали в мае 1893 года, когда прощались со своими домами, односельчанами, т.к. часть жителей не захотела уезжать, стоял стон, плакали все и даже мужчины, а некоторые падали на землю, а очнувшись, целовали родную землю, такое тяжелое было прощание. Проезд по железной дороге был бесплатный. Каждой семье выделено денежное пособие 200 рублей. Порожняковые вагоны поставляли на станцию Проня, погрузка разрешалась всего, что имели. Грузили в общие грузовые вагоны, помогали мужики из соседних деревень. И вот два железнодорожных состава доставили переселенцев в Уфимскую губернию на станцию Талды-Булак, за 40 км от будущего поселения. На станции стояли подводы «людей незнакомого обличия» это были суккуловские татары и купченеевские удмурты. За двое суток всех перевезли на новое место поселения – в лес! На второй день приехали землеустроители и лесники. Обмеряли земельные и лесные участки. Земля была на шести участках и лес тоже на шести. Леса отвели в пользование общества 790 десятин. Спланировали, расположение села по улицам, нарезали усадьбы, наметили, где построить церковь, школу, пожарную и разъехались. Село возникало в трудных условиях! Погода была холодной, шли дожди, люди спешили строить шалаши, землянки, многие болели, особенно дети. Корчевали лес под усадьбы, покупали в соседних деревнях старые дома, строили новые из тонких деревьев. Первый житель на месте будущего села Рождественское родился в шалаше у родителей Жарковых Тимофея Фатеевича и Анны Федоровны - его назвали Иваном (из воспоминаний Жаркова В.А.). Деревня просуществовала всего менее 80-ти лет, с 1893 по 1970 год. Сейчас территория деревни распахана, земля отдана соседнему колхозу села Суккулово. Остались памятные места, кладбище, святой колодец. Как же протекала жизнь в деревне Рождественка в начале XX века? Впервые двадцать лет после переселения было создано 195 крестьянских хозяйств. Каждому хозяйству была выделена земля. Сеяли рожь, пшеницу, овес, горох, просо, подсолнечник, гречиху. Всего было освоено 2 тысячи гектаров земли. Почти в каждом подворье были корова, лошадь, овцы, куры. Землевладелец имел приусадебный участок 40 соток, который использовался под картофель. Некоторые подворья имели пчел. В деревне были вырыты 22 колодца с «журавлями», а в обоих оврага пробивались родники. В 1905 -1907 года сход жителей решил построить в деревне церковь. Были выбраны ходоки, которые два года ходили по стране и собирали деньги на ее строительство. Наша прабабушка Анастасия Федоровна тоже вложила не малые деньги на строительство церкви. В 1910 году всем миром была построена красивая, деревянная церковь в честь Рождества Христова. На освещение церкви приезжали архиереи из Уфы и Белебея и батюшка из Новых Суллей. Церковь функционировала до 1936 года. В селе построили поповский пятистенный дом на 6 комнат, двор для скота, а также амбар. Около дома колодец и огород длиною в 80 саженей, шириной 12 саженей. Затем, в разгар атеизма, церковь сломали, а часть материала использовали для строительства школы – семилетки, учительской был дом Кутьянова Ф. Позже, в период директорствования уроженца деревни Короткова Бориса Андреевича (впервые послевоенные годы) был посажен сад. В 1910 году была построена начальная 4-х летняя школа, состояла она из трех комнат: два класса (где учились 4 группы в 2 смены) и комната, где жил директор, позже эта комната стала – учительской. Село постепенно строилось. Уже было несколько домов под железной крышей. Построили «пожарную» с двумя амбарами, большой вместимости для засыпки в запас семян, на случай неурожайного года. Было налажено производство кирпича, работали кузнецы, жестянщики, мастер по колесам, столяр, резчик по дереву. В торговых точках имелись необходимые продукты и товары для народа. Одним из престольных праздников села Рождественское был Михайлов день (21 ноября), день Михаила-архангела. Михаил в глазах народа — победитель супостатов, избавитель от всех бед и скорбей. Это большой православный праздник, веселый и светлый. С древних времен Михаил известен своими чудесами. На иконах он изображается попирающим ногами дьявола, в левой руке он держит зеленую финиковую ветвь, а правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Михайлов день — веселый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, вырученные деньги за коноплю и овес, да и работы основные закончены. Вот и праздник, и по деревням пиры, и в избах везде гости. В этот день гостей потчевали студнем, пирогами, свининой или говядиной, лапшой, затем пили чай с баранками и отправлялись в другой дом — и так до позднего вечера или пока хватит сил. Михайлов день считается рубежной датой. С этого дня «зима встает на ноги». «Со дня Михайла Архангела зима морозы кует». «Каков Михаил, таков и Николай зимний». В селе Рождественка было восемь улиц: Красная, Буяновка, Самодуровка, Выдерга, Ильиновка, Лобовая, Кувшиновка, Барановка. Дом нашей бабушки Акулины Степановны стоял на Выдерге. Революционные потрясения не обошли с. Рождественское стороной. Неоднократно по нему прокатывались волны белых «деникенцев» и красных «чапаевцев». Штабы и тех и других, располагались в доме Жарковых. На это время все домочадцы переселялись во двор, а при военных действиях - прятались в погреб. Большинство крестьян относились ко всему этому настороженно и старались остаться в стороне. А когда обе стороны стали забирать для пополнения своих войск молодых мужиков, они предпочитали скрываться. Были и исключения, когда из одной семьи один брат воевал за «белых», а второй – за «красных», и при личной встрече дома доходило до смертоубийства. Большинство крестьянских хозяйств в 1900-1903 г.г. были средними. Несколько семей жили бедно. Был в деревне такой активист – партиец Пронькин, считался бедняком. Плохо вел домашнее хозяйство, его подворье зарастало лебедой, крапивой и полынью. Умел только расписываться, но был активен и лез во все дела. С 1926 года страна приступила к индустриализации, а с 1929 года к созданию колхозов (к сплошной коллективизации), и по приказу Сталина приступили к ликвидации «кулачества», как класса. Кулаками объявлялись зажиточные крестьяне, и ни кого не интересовало, что их благосостояние достигнуто в результате упорного и прилежного, ежедневного труда, при скромном образе жизни. В колхоз крестьяне вступали под нажимом. Стройкам страны нужна была дешевая рабочая сила, вот и раскулачили тогда 11 миллионов крестьянских хозяйств. При раскулачивании у крестьян отбирали все, а самих отправляли на стройки-ссылки. В 1932 году почти все крестьяне вступили в колхоз «Новый мир», сдали в общественное пользование лошадей и сельскохозяйственный инвентарь. Дела в колхозе до войны шли неплохо. Колхозники были сведены в три бригады. В это время построено три конных двора, три риги для обмолота, овощехранилище, ферма для крупнорогатого скота. На речушке Стивинзе, в двух километрах от села построили свою мельницу. В 1938 году купили в деревне Старо-Тураево 12 пчелосемей. Оплата труда колхозников производилась в трудоднях. Трудодень – это условная единица измерения труда. В зависимости от сложности и тяжести работы за один рабочий день можно было заработать 1,5 или 0,8 трудодня. Минимальная норма выработки составляла, около 200 трудодней в год. Осенью, после уборки урожая и расчета с государством, полученную прибыль (натурой не деньгами) колхоз делил между работниками пропорционально заработанных за год трудодней. Всякие были годы, когда мало получали на трудодни, когда много. Например, в 1937 году Жарков Александр так много заработал на овсе, что сдав его в кооперацию, смог на вырученные деньги купить велосипед, первый в деревне. Вдуматься, купить велосипед за год работы – много!
Трудодень был отменен в 1955 году и перешли к денежной оплате. Какая это была оплата, видно из следующего примера: Петр Зверев ежедневно, зимой в любую погоду делал один рейс на лошади в поле и привозил воз соломы для скотного двора. На это уходило 5-6 часов, и получал он за это … 30 копеек (для сравнения обед в столовой в Ленинграде в эти годы стоил 3,5 – 6 рублей). 5 июня 1938 года произошла большая беда, из-за детской шалости случился пожар, сгорело 17 дворов. Дом нашего деда Щербакова Федора, построенный в 1930 году, тоже сгорел, сумели вынести только кое - какие пожитки. Сергей Щербаков спасал от пожара колхозную конюшню, вывел основного рысака, за ним выбежали испуганные лошади. В этом пожаре, спасая имущество, погиб наш селянин Петр Ивушкин. Долго шла в село и почта: Приютово (железнодорожная станция) – Ермекеево (райцентр) – Суккулово (большая деревня) – Рождественка. Таким образом, последние, 45 километров почта шла 3-4 суток. Ближайший медпункт был в д.Суккулово. т.е. в трех километрах, ближайшая больница – в г.Белебее (35 км). Первым музыкальным инструментом на селе был граммофон у Рассыпкина Павла Антоновича. До революции он служил на флоте, затем работал приказчиком у помещика Марканова в Абдулино. В селе имел хороший дом, обсаженный тополями, пальто с каракулевым воротником и шляпу. Грамотный был, впервые годы Советской власти даже работал председателем. В 1938 году колхоз купил грузовик ГАЗ БА-61-98. Шофером на нем работал Башмаков Иван. В 1937 была принята Сталинская Конституция, состоялись первые выборы в Верховный Совет. Колхоз и сельсовет активно провели этот праздник, в школе состоялось торжество и угощение, играл школьный струнный оркестр. С 1939 года работал в селе клуб, примерно раз в месяц привозили из райцентра на телеге кинопередвижку и показывали кино. Иногда приезжали с выступлениями артисты, была и местная самодеятельность. В целом до войны жизнь была благополучной, хотя и трудной.
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. резко изменила жизнь села. Повестки пришли в дома сельчан в первые дни, после объявления о нападении на нашу страну Германии. Практически сразу село накрыла волна женского воя и плача – предвестников скорого расставания близких. Всего было призвано более триста солдат и офицеров, более ста из них погибнут на фронтах Великой Отечественной. Многие из односельчан позднее попадут в графу потерь «пропавших без вести». В не большое село Рождественское очень часто приходили письма о гибели односельчан. Горе объединяло людей.
Во время войны в село ехали со всей страны беженцы. В доме, у бабушки Акулины Степановны жила семья эвакуированных евреев.
Вот такие весточки ждали с фронта родные и близкие.
Дерябин Петр Сергеевич
Щербаков Дерябин Иван Федорович Николай Сергеевич
Поклонимся великим тем годам…..
Вспомним их поименно, горем вспомним своим, Это нужно не мертвым - это нужно - живым
Односельчане, не вернувшиеся с Великой Отечественной войны
1 Андриянов Михаил Борисович 2 Андриянов Т.Д. 3 Баранов Александр Иванович 4 Баранов Александр Яковлевич 5 Башмаков Василий Александрович 6 Башмаков Евгений Матвеевич 7 Башмаков Николай Никифорович 8 Белов Александр Александрович 9 Белов Алексей Александрович 10 Белов Василий Семенович 11 Белов Василий Федорович 12 Белов Михаил Васильевич 13 Белов Павел Ефимович 14 Белов Петр Васильевич 15 Бесков Михаил Федорович 16 Дементьев Василий Петрович 17 Дементьев Николай Петрович 18 Дементьев Федор Петрович 19 Дерябин Павел Иванович 20 Дерябин Петр Сергеевич 21 Дерябин Сергей Васильевич 22 Жарков Александр Григорьевич 23 Жарков Алексей Федорович 24 Жарков Василий Александрович 25 Жарков Константин Александрович 26 Жарков Николай Федорович 27 Зайцев Петр Гаврилович 28 Зверев Александр Михайлович 29 Зверев Андрей Михайлович 30 Зверев Иван Михайлович 31 Зверев Михаил Илларионович 32 Зенков С.Е. 33 Иванов П.Г. 34 Ивушкин А.С. 35 Ивушкина Е.А. 36 Колесников Василий Петрович 37 Копылов М.А. 38 Коротков Александр Антонович 39 Коротков Александр Иванович 40 Коротков Григорий Васильевич 41 Коротков Иван Андреевич 42 Коротков Илья Игнатьевич 43 Коротков Николай Антонович 44 Коротков Николай Петрович 45 Коротков Петр Андреевич 46 Коротков Федор Игнатьевич 47 Кузнецов Дмитрий Николаевич 48 Кулешов Василий Григорьевич 49 Кулешов Иван Александрович 50 Кулешов Иван Алексеевич 51 Кулешов Николай Александрович 52 Кулешов Николай Григорьевич 53 Кутьянов Александр Иванович 54 Кутьянов Сергей Иванович 55 Лысенков Александр Федорович 56 Макаров Иван Семенович 57 Макаров Михаил Степанович 58 Макаров Павел Иванович 59 Макаров Степан Семенович 60 Маяцкий А.Е. 61 Медведев Василий Иванович 62 Меринов Г.Н. 63 Морозов Иван Иванович 64 Морозов П.А. 65 Морозов Павел Васильевич 66 Морозов Петр Иванович 67 Орлов П.Я. 68 Пронькин Петр Яковлевич 69 Рассыпкин Василий Дмитриевич 70 Рассыпкин Иван Дмитриевич 71 Рассыпкин М.Г. 72 Ремезов Александр Александрович 73 Ремезов Александр Митрофанович 74 Ремезов Александр Филиппович 75 Ремезов Алексей Константинович 76 Ремезов Владимир Поликарпович 77 Ремезов Михаил Григорьевич 78 Романов Василий Иванович 79 Романов Василий Федорович 80 Романов Иван Илларионович 81 Романов Михаил Илларионович 82 Ситникова Е.А. 83 Сотсков И.А. 84 Соцков Андрей Александрович 85 Соцков Николай Михайлович 86 Соцков Павел Данилович 87 Сухарников Б.М. 88 Сухарников В.Л. 89 Сухарников Василий Алексеевич 90 Тамбов Иван Иванович 91 Тамбов Иван Ильич 92 Тамбов Павел Иванович 93 Уракаев Василий Васильевич 94 Усердов А.А. 95 Фадеев Александр Григорьевич 96 Федоров Николай Павлович 97 Филиппов Алексей Филлипович 98 Филиппов Михаил Павлович 99 Щербаков А.Ф. 100 Щербаков Аркадий Иванович 101 Щербаков В.И. 102 Щербаков Н.И. 103 Щербаков Сергей Федорович
Как и всем в стране селянам было очень трудно. Все здоровые мужчины постепенно ушли на фронт, забрали для фронта грузовик, здоровых лошадей, вместе с исправной упряжью и повозками. Обрабатывать поля стало некому и не на чем, и большая часть их постепенно зарастала бурьяном. Пытались пахать на коровах, молодых объезженных бычках, иногда впрягались в плуг женщины. Колхозное картофельное поле (не говоря уже о приусадебных участках) вскапывали лопатами. Чтобы не допустить падеж скота разбирали на корм соломенные крыши риг и амбаров. Как следствие урожаи стали низкими. Каждое подворье должно было платить государству: за корову – маслом, за овец – шерстью и шкурами, за кур (даже если их не было) – яйцами, за огород – картофелем. Кроме того деньгами надо было заплатить: налог на приусадебный участок, страховку за дом и каждый год обязательно – заем. Вот и несли на базар в Белебей, за 35 км последнее, чтобы выручить деньги и заплатить налоги. Трудные это были годы. Достаточно сказать, что с 1942 года в течение 17 лет колхозники ничего не получали за свой труд. Хлеба не было, к весне кончалась и картошка. Тогда пекли оладьи из гнилой картошки, забытой с осени в земле и пролежавшей зиму под снегом. Колхоз хирел и приходил в упадок. Уже в начале тридцатых годов молодежь стала разъезжаться кто на учебу, кто на работу. А сороковые и пятидесятые стали роковыми для села – уезжали целым семьями. Почти 90 мужчин погибло на полях войны, оставшиеся старики, дети и вдовы не нужны были никому. Колхоз просуществовал 33 года. За это время сменился 31 председатель колхоза. Среди них были и свои деревенские (21 человек). Был и «тридцатитысячник» инженер Суняйкин, посланный партией на подъем сельского хозяйства с Белорецкого металлургического завода. С того самого завода, который после 1932 года строили и наши «раскулаченные». Суняйкин «построил» пруд, земляную платину которого в скорости размыло весенним половодьем. Купил за колхозные деньги председательский «газик», который затем разбил - сам чудом уцелел. Намеревался посадить колхозный сад, но не успел, его отозвали обратно на завод. За 33 года колхоз задолжал государству 31 мл рублей, долги государство списало. В 1966 году в селе осталось 12 дворов. К 100-летию со дня рождения Ленина (1970год) по деревне была протянута линия электропередачи, но уже никому свет был не нужен. Не было ни школы, ни сельсовета, колхоза, клуба, магазина. Сегодня, многих живших в селе Рождественка нет в живых. Но каждый год на праздник Троицу собираются со всех концов большой страны бывшие селяне их дети, внуки и правнуки на Рождественское кладбище. Троица — очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы — то же самое, что Рождество без елки. Утром все спешили в храм на праздничную службу. А после нее устраивали народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. О.И.Гущина так писала в своей статье: «Но к чести моих односельчан, они не забывают свою малую родину. До сих пор в памяти чудная природа, окружающая село, ягодные, грибные и ореховые места. Да можно ли забыть хотя и редкие, но прекрасные вечера. Особенно в летнюю пору, когда водили хороводы в два круга. Внешний круг – взрослые, а во внутреннем кругу - подростки и ребятишки. Детских песен не было, и мы все пели общую песню. Была она протяжной, порою очень печальной, но чаще пели веселые песни. По зову этих песен, по зову предков вот уже более 30 лет, мы, люди, вышедшие из Рождественки, ежегодно посещаем на Троицу свою малую родину. На кладбище, прежде всего, приводим в порядок могилы родных и близких. Затем начинается гражданская панихида. Зачитываются имена, тех, кто ушел из жизни в минувшем году, и знакомят с приехавшими впервые. Затем общий обед, который заканчивается нашей деревенской песней. … Примечательно, что на зов предков откликается и молодежь. Память наша жива». --- Пожалуйста, все вопросы пишите в личные сообщения. Темы не отслеживаю
|