Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Сарсинский Боголюбский миссионерский женский монастырь

Информации пока крайне мало. С благодарностью приму любую помощь, любое упоминание обители!

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Снежная
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901


Сарсинский Боголюбский православно-миссионерский женский общежительный монастырь Ведомства православного исповедания /с. Сарсы Вторые Красноуфимского уезда Пермской губернии/ Основан в 1896 г. для церковно-нравственного воздействия на инородческое население. При монастыре действовали приют, церковно-приходская школа и богадельня. Закрыт в 20-е годы на основании декрета СНК от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". (http://www.archive.perm.ru/showfond.php)

Село Сарсы Вторые. Село в 45 км на юго-юго-восток от города Красноуфимск, на открытой местности, преимущественно на левом берегу реки Яманзелга. В 1913 г. построена Боголюбская церковь. Закрыта в 1920 г., снесена. Заброшенная территория бывшего Боголюбского монастыря стала летним приходским загородным лагерем для воспитанников детского приюта Свято-Троицкого храма города Красноуфимск.
Вдоль западного края проходит автодорога Красноуфимск - Кропачёво.
(по материалам иллюстр. краеведческой энциклопедии под ред. Н. Рундквиста)

---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
Немало мужских и женских обителей в старину несло служение на уральской земле. Монастыри открывались в крупных городах. В лесной глуши, вдали от суетного мира, подвижники строили скиты, чтобы жить плодами своего труда, вознося Богу непрестанную молитву.
В 1890-х годах архимандритом Зосимой, в лесу близ села Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда, была организована монашеская община в честь Боголюбской Иконы Божией Матери. В 1901 году община преобразована в Боголюбский женский миссионерский монастырь. В 1916 году в обители проживало 38 монахинь и 172 послушницы. До 1919 года обитель была отнесена к Пермской епархии.
В справочнике П.П.Сойкина «Православные русские обители» (1909) говорится: «Основан в 1901 г., по определению Св. Синода, с миссионерскими целями: для просвещения черемисов и татар. Основателем и устроителем монастыря был местный миссионер архимандрит Зосима, пожертвовавший значительный капитал в обезпечение обители. При монастыре имеются школа, приют и богадельня для престарелых и немощных инородцев».
Пахотные земли, которых у обители было предостаточно, монахини обрабатывали сами с помощью плуга и бороны, затем засеивали семенами вручную. Имелись покосы, ферма для коров, погреб-ледник, чеботарня, столярная и золотошвейная мастерские.
При обители была также резиденция для инородческого миссионера. В приюте для детей (включая крещеных детей-инородцев) девочек обучали швейному делу, мальчиков – столярному мастерству. Строилось при монастыре здание для училища.
Дети осваивали уже азы ремесел: плели из лыка, ивы, бересты. Лучшие из произведений, искусно выполненных, отец Зосима посылал в Петербург в дар Царскому двору.
Современники об отце Зосиме говорили: святой, чистый в монашеско-подвижнической жизни, беззаветно преданный делу служения ближнему. За пламенное красноречие его называли “Златоуст”. Проповедническое слово архимандрита, звучавшее в продолжение шести с половиной лет со дня основания монастыря, обращало много язычников в лоно Церкви Христовой.
В 1920-х годах Боголюбский монастырь был закрыт, а его постройки снесены, включая каменную церковь и еще 19 строений.
Главную святыню обители, Боголюбскую икону Божией Матери, в свое время тайно вынесла из разрушенного храма одна из сестер. Ныне святыня пребывает в храме во имя Святого Иннокентия Вологодского в Красноуфимске.
Ныне красноуфимский Свято-Троицкий приход восстанавливает утраченные страницы церковной истории. По благословению настоятеля священника Андрея Рыжакова его помощницы и духовные чада трудятся в архивах и собирают воспоминания старожилов. Они пишут летопись монастыря и жизнеописание его устроителя и наместника – архимандрита Зосимы. (09.02.2011 Источник информации: Православная газета (Екатеринбургская епархия) Адрес новости: http://orthodox-newspaper.ru/events/at16203)
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
Из "Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года" под редакцией Н.А.Тройницкого С.-Петербургского издания 1905 года на странице 155 можно узнать, что в деревне Сарсы Вторые населения 605 человек из них православных - 101 и 489 - язычников. Далее в книге "Православные монастыри Российской Империи" составитель Л.И. Денисов, Москва. Издание Д. Ступина 1908 года на страницах 657-658 под № 666 указан Боголюбский женский монастырь:" Основан по определению Св. Синода от 9 ноября 1901 - 11 марта 1902 г. для просвещения черемисов-язычников и татар-магометан, на средства заведующего местным миссионерским станом миссионера архимандрита Зосимы, пожертвовавшего, кроме построенных им монастырских корпусов, капитал в 30 тыс. руб. на участке земли в количестве 50 дес., пожертвованных местными землевладельцами Н. и Л. Кунгурцевыми. Школа-приют на 20 мальчиков для обучения грамоте и столярному ремеслу. Школа-приют на 20 девочек. Богодельня для пристарелых и немощных из новообращенных инородцев. Церк. Вед. 1902.№12"
Боголюбский монастырь, общежительный, в селе Сарсах Вторых, Красноуфимского уезда. Учрежден в 1901 — 1902 годах с миссионерскими целями. При монастыре школа-приют для девочек и школа-приют для мальчиков с ремесленными классами; крещеные дети инородцев (черемис и татар) на полном содержании монастыря. Для престарелых из новообращенных инородцев при монастыре устроена богадельня.
Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году" (http://sobory.ru/article/, из сообщений пользователей наталья т-ва и Богданов Александр Витальевич)
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
Пермские Епархиальные ведомости, 1914 (подводя итоги за 1913 год):
« В 1913 году исполнилось 17 лет со времени основания этой Боголюбской женской обители. В отчетном году сестер в монастыре было 205 человек; из них сестер-инородок 16: черемисок – 7, чувашек – 6, татарок – 1, и зырянок – 2.
При монастыре существуют богадельня и приют для девочек. Призреваемых в богадельне в отчетном году было 3, в приюте для девочек – сирот содержалось 15.
Миссионерско-просветительная деятельность монастыря в отчетном году заключалась: а) в частных беседах сестер монастыря с инородцами при посещении черемисских селений и в самом монастыре с приходившими в монастырь инородцами; б) в пении на черемисском и татарском языках церковных песнопений и молитв при богослужениях в Сарсинском Борисоглебском храме; в) в содержании инородок в качестве послушниц и призреваемых в приюте и г) в оказании местному населению, преимущественно инородческому, посильной материальной помощи выдачею лекарств, одежды, хлеба.
Одною из важных мер ля привлечения окрестного черемисского населения к монастырю является организация при монастыре медицинского пункта, откуда оказывается первоначальная медицинская помощь инородцам, которые почти поголовно заражены трахомою и вообще крайне нуждаются в медицинской помощи, т.к. врачебные пункты находятся от монастыря га далеком расстоянии.
Кроме того, с 1911 года при монастыре существует с просветительной целью книжная лавка, в которой продаются книги, брошюры и листки религиозно-нравственного характера, картины религиозного содержания, крестики, иконы и проч.»
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
Отдельного рассказа заслуживает основатель обители, старец Зосима (взято из интернет-версии Екатеринбургской «Православной газеты» - официального издания Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви)
АРХИМАНДРИТ ЗОСИМА И ЕГО БОГОЛЮБСКАЯ ОБИТЕЛЬ.

«…Монашеству нет иного пути, кроме крестного, нет оружия и защиты иного, кроме молчания на все изветы, и строгого исполнения каждым из монахов тех обетов, которые он возложил на себя свободным изволением».
Сергей Нилус



СТАРЕЦ ЗОСИМА

Архимандрит Зосима, в миру Дмитрий Рашин, родился в 1840 г. 24 октября (ст. стиля). Он признавался, что тайну о своем происхождении он мог открыть только Государю Императору Николаю II.
“Что же моего рождения, то сие, как тайна великая, и должна остаться навсегда тайною…”


ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК СТАРЦА

1. Дмитрий Рашин состоял на царской службе по военному ведомству, в чине штаб-ротмистра, тогда же и был тайно пострижен “в ангельский образ” по благословению епископа Феофана Тамбовского (затворника Вышенской Пустыни) (1860-1867 гг.).
2. После увольнения со службы, согласно прошению, поступил в Киево-Михайловский Златоверхий монастырь (1869 г.). По резолюции управляющего монастырем Преосвященного епископа Порфирия Дмитрий был определен на должность письмоводителя в обители, а вскоре – послушником.
3. Затем он был приглашен архиепископом Полтавским и Переяславским Иоанном в Полтавскую епархию (состоял в числе братии Полтавского архиерейского дома, исполняя послушание в канцелярии архиепископа). 24.10.1870 г., в день своего рождения, был “облачен в монашество”, а 1 ноября того же года рукоположен в иеродиаконы.
4. По распоряжению архиепископа Иркутского Парфения переведен для миссионерской деятельности в Иркутскую епархию, куда прибыл 2 июня 1872 г. на собственные средства, а 24 июня был рукоположен в сан иеромонаха; 9/VII распоряжением архиепископа Парфения назначен экономом архиерейского дома с предоставлением права проявлять и миссионерскую деятельность. 29 сентября 1873 г. умер архиепископ Парфений, принимавший доброе участие в судьбе Зосимы, он подает прошение об освобождении его от должности эконома с предоставлением ему возможности совершить паломническую поездку “в Россию Европейскую и за границу”.
5. При проезде через Красноярск получил приглашение епископа Красноярского и Енисейского Антония, где служил крестовым иеромонахом архиерейского дома, затем экономом, после чего в качестве благочинного для обревизирования монастырей (1873/74 гг.). Награжден набедренником 17 апреля 1874 года и наперсным крестом 16 апреля 1878 года. Заведовал постройками и устроением Успенского мужского монастыря в 6 верстах от Красноярска, на берегу реки Енисей, и организацией в нем монашеского общежития и развития в монастыре благотворительных учреждений (1879 г.) Устраивая монастырь, о.Зосима не чурался никакой работы, сам таскал тяжести, показывая пример.
Определением Святейшего Синода от 21 марта и 9 апреля 1883 № 837 – возведен в сан игумена с вручением жезла. Из доклада о. Зосимы министру юстиции: “За время служения моего в Восточной Сибири пережито мною безмерно много скорбей и радостей…”
6. Выехал из епархии “по климатическим условиям”. Согласно прошению переведен в Таврическую епархию – в Херсонесский Владимирский первоклассный монастырь для временного отдыха.
7. Указом Священного Синода от 30 ноября 1883 г. № 3362 назначен настоятелем Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря Пензенской епархии, где также распоряжением епископа был определен благочинным монастырей Краснослободского уезда, а 8 февраля 1884 г. – духовником учеников Краснослободского духовного училища.
17 апреля -1886 г. возведен в сан архимандрита епископом Пензенским и Саранским.
8. Из показания самого старца: “По прослужении в Пензенской епархии около пяти лет, перемещен я был, распоряжением Св. Синода, в 1888 году в ставропигиальный Соловецкий монастырь, в число братии онаго, откуда вследствие секретных кляузных действий бывшего настоятеля Соловецкого монастыря архим. Мелетия, бывшего Архангельского губернатора кн. Голицына, через 3 месяца и 6 дней пребывания в Соловецком монастыре, телеграфическим распоряжением из Петербурга, в том же 1888 году, перемещен был, для пользы службы, в братство Николаево-Прилуцкого монастыря Велико-Устюжского уезда Вологодской епархии, в 43 верстах от Верхнего Устюга, в монастырь, почти без братии. И в то же время, в следствие расследования, произведенного ревизорами Св. Синода в Архангельской епархии в Соловецком монастыре, настоятель последнего был удален от управления монастырем, а Преосвященный Нафанаил уволен на покой; бывший же губернатор кн. Голицын отозван из Архангельска”. В 1888 году перемещен в ставропигиальный Соловецкий монастырь, где обращал в христианство лопарей.
9. В том же году переведен в число братии Николаево-Прилуцкого (Устюжского) монастыря Вологодской епархии. “…К архимандриту стекалось много народу, а в городе в церквах никого не было; везде было пусто. Весь народ бросился к нему в Прилуки”.
В 1892 г. жители г. Устюга в числе 120 человек, “руководствуясь чувством глубокого уважения и преданности к отцу Зосиме, отзывчивое сердце которого исполнено истинно-христианской любви к ближнему и понимания духовных нужд, обращающихся к нему за советами лиц, считающих за особое удовольствие получить от него благословения”, просили епископа Вологодского Израиля разрешить о. Зосиме выезд в Устюг “… для отправления Богослужения, проповедания слова Божья и использования высоко-назидательными и необходимыми речами для спасения души”.
10. Когда на Вологодскую кафедру был вскоре назначен епископ Варсонофий, то он заметил, что на архиерейские богослужения в В. Устюге жителей приходило мало, а на богослужения старца – много. Это вызывало негодование епископа. Он направил два письма в Св. Синод. Распоряжением Св. Синода 16. XI. 1892 г. № 4614 архимандрит Зосима перемещен в Суздальский Спасо-Евфимиев первоклассный монастырь, под строгий надзор настоятеля. Сам епископ Варсонофий, из-за протеста жителей города В. Устюг на несправедливое обвинение и удаление Зосимы, был перемещен на другую кафедру.
11. 24.XI. 1895 год архимандрит Зосима (по приглашению епископа Пермского Петра) прибывает в Пермь, где получает указ о назначении его противораскольническим и инородческим миссионером по Красноуфимскому уезду. 4 декабря 1895 года старец прибывает в Красноуфимск.
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

НА КРАСНОУФИМСКОЙ ЗЕМЛЕ

Высоконравственное житие его начало привлекать народ, при этом архимандрит еще и лечил, причем очень удачно, был прозорлив. И потекли к нему люди за поучением, ибо он простыми словами разъяснял Учение Христово. Сердечность, доступность и благотворительность собирали у него народ. Тысячами шли не только жители Красноуфимского и Златоустовского уездов, но и из других мест, что стало причиной зависти со стороны некоторой части духовенства. Многие выказывали неудовольствие из-за записки отца Зосимы “Мой первый объезд Красноуфимского уезда с миссионерско-проповеднической целью (1896 год) ”, в которой многое не понравилось чиновному духовенству. Но один из немногих – протоиерей Красноуфимского Свято-Троицкого собора Иаков Братчиков – духовно поддерживал архимандрита, сохраняя с ним дружеские отношения. Отец Зосима принимает решение уехать в Сарсы Вторые Красноуфимского уезда.


ОСНОВАНИЕ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В САРСАХ

Из воспоминаний Сигова Павла Сергеевича, члена Государственной Думы II созыва – (1907 г.), проживавшего в г. Красноуфимске до 1910 г. Материал любезно предоставлен Казберовой Марианной Вениаминовной – внучкой В.С. Сигова.
“Место под постройку монастыря архимандрит Зосима выбрал не сразу: сначала объехал весь уезд, ко всему присматриваясь и все взвешивая. В конце концов, им было куплено 10 десятин земли вблизи двух черемисских деревень (Сарсы I и Сарсы II) у наследников давно умершего чиновника Бориса Савича Кунгурцева, служившего в дореформенные времена секретарем уездного суда. Землю он купил у чемисов, которые поставили на документах свои “тамги”, и засвидетельствовал у старосты.
В течение 10 лет черемисы пахали землю, не обращая внимания на колышки, обходя их. Но по прошествии 10 лет, ссылаясь на давность владения узаконенной земли, Б. Кунгурцев подал в уездный суд о вводе его во владение землей в количестве 1000 десятин, в доказательство выставил свидетелей. Дело он выиграл, и вскоре в Сарсы II приехали землемеры и полиция. Измерили землю, поставили столбы с выжженными на них орлами, вырыли межевые ямы.
Черемисы приняли приехавших с дрекольями, т.к. считали, что земли их были приобретены путем обмана: во время сделки они были изрядно пьяны. За вооруженное сопротивление властям были арестованы и осуждены на разные сроки, зачинщики сосланы в Сибирь.
Борис Савич в деревне не жил, т.к. конфликт мог иметь последствия: его не раз пытались убить. Приобретенную землю он стал сдавать в аренду русским крестьянам. Между арендаторами и черемисами происходили постоянные ссоры, нередко оканчивающиеся убийствами”.
Миссионерское служение в Красноуфимском уезде отца Зосимы, по его же выражению, проходило “среди тьмы язычества. По собственному проекту весной 1896 года он начал строить Боголюбский православный монастырь, став его учредителем, а затем – настоятелем.
“Сам составлял планы и сметы, производил рулеткой обмеры. Строился хозяйственным способом, без подрядчиков. Заготовлял камень, кирпич, известь, песок, алебастр, лес, железо. Нанимал плотников и других рабочих. За ведением строительных работ наблюдал сам, проявляя во всем необыкновенно кипучую деятельность” (Из воспоминаний П.С. Сигова).
Вначале отец Зосима выстроил церковь. В возведении последующих 19-ти монастырских построек, жилых и не жилых, он вложил 200 000 рублей собственных средств. В строительстве обители участвовали и монахини, таская бревна, выполняя тяжелые работы в каменоломне. Богатые купцы, благодетели продолжали жертвовать монастырю земли – иные продавали, но не дорого, по 20 рублей.
Монастырь существовал на добровольные пожертвования, на доходы от рукодельных работ, чтения Псалтири, поминовения усопших, кружечного сбора, хлебопашества и продажи заготовленного сена.
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ ОБИТЕЛИ

Монастырское хозяйство было устроено весьма разумно. Пахотные земли монахини обрабатывали сами с помощью плуга и бороны, затем засеивали семенами вручную. Земель у обители было предостаточно, которые и за Таврой простирались и уходили за Иигус до реки Ай, что в Уфу впадает возле селения Чебак (у монастыря было свое подворье и в Красноуфимске).
На сельхозработах использовали своеобразную машину самосброску, которая жала, в валки складывала, затем снопы вязала и делала суслоны.
Покосы монастырь имел в Усть-Бугалыше. При обители была пасека, сад, в котором были высажены кусты смородины, крыжовника, росли яблони с некрупными плодами. За малиной же ездили в более отдаленные места – за Башлыкуль. Растительность, которая покрывала Монастырскую гору, отличалась разнообразием: на ней цвели и благоухали мята, зверобой, ромашка, колокольчики сиреневые и белые. Ветер разносил по склонам запах каменной полыни, рядом с которой уживался чабер, и среди этого разнотравья душистого в свой срок вызревала клубника.
На северной стороне холма имелась ферма для коров, в березняке пасли стадо – ухоженное и сытое.
При монастыре был погреб-ледник, чеботарня, столярная и золотошвейная мастерские, в последней трудолюбивые и терпеливые монахини вышивали крестиком и гладью полотенца и расшивали облачения для священников.
Жили монашенки каждая в своей небольшой келье, вход в которую находился в общем коридоре. В келейке размещалась лишь деревянная кровать, узкая и низенькая, на ней лежал соломенный матрац, покрытый черным покрывалом. Над прямоугольной (черного цвета) кроватной спинкой на побеленной стенке висел крест-распятие Господа Иисуса Христа, выточенный из дерева, и икона, перед которой мерцала лампадка. Рядом с кроватью на крашеном, ничем не покрытом полу, у окошечка стоял аналой, где лежало Евангелие или келейное Правило. Небольшие окна келий были обращены в сторону горы, которая обозревалась сквозь ветви раскидистых яблонь, по весне – в белоснежной кисее трепещущего цвета, осенью – сквозь ветви с редеющей листвой, склоненные от красно-желтых плодов.
Облачения монахини имели, как полагается по Уставу – рясу, сшитую из плотной черной ткани – камлота, белый подрясник. Некоторые носили ботинки, иные – лапти.
Отступая от бытописания, нужно сказать, что монастырь привлекал к себе людское внимание. В неделю в обители бывало до 600 человек. Шли все: и бедный, и богатый. Всех кормили, не спрашивая денег. Вкладов и пожертвований было до 30 000 рублей в год. Издержки тоже громадные: до 100 рублей в неделю, иногда на помощь инородцам.
“…Отец Зосима всех встречал приветливо, но говорил загадочно, притчами, и всегда начинал с того, что когда-то он был превознесен высоко, но “украл копеечку” и в наказание за этот грех Бог послал его сюда в “Сарсис” (Сарсы II он называл каким-то библейским именем) просветить “самарян” светом Божественной истины. После обедни приезжие гости приглашались на трапезу. Все сидели за большим столом, кушали… только один о. Зосима ничего не ел, кроме бисквитного печенья с постным чаем.
При обители была резиденция для инородческого миссионера, богадельня для престарелых и приют для детей (включая крещеных детей-инородцев), в котором девочек обучали швейному делу, мальчиков – столярному мастерству. Строилось при монастыре здание для училища.
Дети осваивали уже азы ремесел: плели из лыка лапотки, из ивы – корзинки, из бересты мастерили туески, бурачки. Лучшие из произведений, искусно выполненных, отец Зосима посылал в Петербург в дар кн. Мещерскому, Богдановичу, Победоносцеву, а также Их Императорским Величествам. Видимо, старания ребятишек не остались без внимания. П.С. Сигов в своих воспоминаниях пишет, что отцу Зосиме приходили пакеты с Императорским гербом, денежные переводы. Он, отец Зосима, по слухам, вел переписку с Императрицей Александрой Федоровной.
Дети выполняли дежурства, целью которых было приучить молодежь к услугам, закалять ее в послушании, привлекать и к “грязной” работе. Дежурные должны были прислуживать по разным спешным поручениям. Перед отходом ко сну они под руководством архимандрита читали Псалтирь. Дети любили о. Зосиму и ласково называли “папочка”, он же любил дарить им сласти.
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

АРХИМАНДРИТ ЗОСИМА КАК ЛИЧНОСТЬ И ВЕРОИСПОВЕДНИК

Обитель, находясь под покровительством отца Зосимы, не знала бед. Жилье старца было устроено в незначительном удалении от прочих построек. Окна его комнаты выходили на террасу. Молельня, в которой хранились частицы мощей святых угодников, келия, где жил старец, и спальня отличались монашеской простотой, даже убогостью. При квартире его находилось помещение для приезжих – странноприимная. Современники об отце Зосиме говорили, что он был невысок, красив, обладал приятным голосом, было ему присуще и обаяние. Личность его рисуется ими в выражениях: святой, чистый в монашеско-подвижнической жизни, беззаветно преданный делу служения ближнему.
Духовно-нравственные назидания архимандрита некоторыми насельницами заносились в келейные тетрадочки; высоко назидательные изречения отца Зосимы старшими сестрами ткались на поясках, младшими приютянками пастырские наставления вышивались на платочках. В своих воспоминаниях Гребнева Анастасия Степановна (1910 года рождения) упоминала об игумении, которая предложила ей продать пояски “с вышитыми молитвами”. Просьба выполнена была, деньги вырученные отданы. Случай этот происходил в начале 30-х годов возле Иннокентьевской церкви города Красноуфимска.
В письме бывший эконом Боголюбской обители Яков Александрович Иванов пишет: “…Представляю Вашу жизнь, исполненную христианских добродетелей, каждый день с раннего утра до позднего вечера, с массой приходящих и приезжающих с различными недугами – телесными, душевными, а также с материальными нуждами, – которые стремились к Вам, как к родному отцу, любящему всех одинаковой, искренней, сердечной любовью… Для каждого из приходящих находилось слово привета, увещевания, назидания, мудрого совета… Каждое Ваше слово… дышало любовью, простотой, искренностью… Все уходили обвеселенные и утешенные, благословляя Вас в устах своих и запечатлевая дорогое имя Ваше в сердце своем на долгое-долгое время”.
За пламенное красноречие, которое принесло отцу Зосиме громкую славу в Пермской епархии, его называли “Златоуст”. Проповедническое слово архимандрита, звучавшее в продолжение шести с половиной лет со дня основания монастыря, обращало много людей из язычества и мусульманства в лоно Церкви Христовой. Многие возвратились в нее из раскола, тысячи христиан стали усерднее посещать оную.
Простолюдин Кочетков пишет отцу Зосиме (от 5 ноября 1905 года): “Я у Вас в Сарсах был лишь два раза в 1897 г. и почерпнул миро от Вас, которое не иссякло и по сие время”.
Гребнева Анастасия Степановна (1910 года рождения) рассказывала, что ее дед 4 года не ходил, и в Великий пост его привезли в обитель. Отец Зосима вышел, ocенил недвижимого крестом, после чего удалился в келью, через некоторое время вернулся с бутылью воды в руках, водой же велел поить больного, сказав: “На первую траву пойдет”. Больной поднялся, как только зазеленела трава. Прожил 102 года.
“Слава о подвижнике, великом постнике, целителе одержимых росла с быстротой молнии. Уже приезжали к нему из самых дальних уголков России; целовали не только руки, но и края одежды и сапоги. Богатые дары слали, подаяния натурой, деньгами. Евдокия Дмитриевна Трубецкова (будущая монахиня Екатерина) внесла залог около 5000 рублей”.
Гордилова Елизавета Ивановна вспоминала, что архимандрит не терпел людских пороков и всегда обличал их. Характер о. Зосима имел твердый и независимый - без елейности.
Задолго до появления в Сарсах архимандрит Зосима уже был истомленным воздержанием, постами, трудами и заботами, совершенно больным, худым, слабым телесно, только и поддерживающим свои физические силы внутренним огнем монашеского аскетизма и непрестанными молитвами, которые неугасимо горели в его душе.
Отец Зосима носил металлический параман, соединенный цепочками со звездицей и крестом, никогда не снимал его. Все вместе взятое весило полпуда (8 кг.) и заключало в себе около 20 частичек мощей святых угодников.
Житель деревни Сарсы Федор Соловьев, будучи уже престарелым, рассказывал (возможно со слов келейника архимандрита Ивана Позднеева (1896 г. по 1902 г.), что параман частично врос в кожу старца, а соединенные крестом проволочки были впереди закрыты на маленький замочек, а ключик – по выражению игумена – выброшен в море. В прямом или переносном смысле звучала фраза, кто знает? Слышал он шум Черного моря (Таврическая епархия) и видел прибой Белого моря (Соловецкий монастырь).
Тяжесть парамана не позволяла старцу свободно кланяться, менять положение тела, долго спать.
Злейший враг архимандрита Дарья Плотникова говорила, что крестьяне из Сарсов Вторых считали его святым и почитали, как Иоанна Кронштадтского. Даже по свидетельствам враждебно настроенных к нему, о. Зосима был великим постником, доходившим до обмороков, имевшим от долгих служб отеки ног и т.д.
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ

Не всем пришелся по душе этот удивительный, огромной духовной силы монах. Нашлись клеветники, его шантажировали…Начались интриги общественного характера. К несчастью, враждебно настроенными оказались и священники Боголюбской обители: отец Никодим (Удюрминский ) и отец Василий (Корватовский), которые хотели иметь все доходы, а не получать определенное жалование.
Сам же отец Зосима говорил, что дьявол восстал на него за то, что он поселился среди язычников (им было крещено 170 человек).
Нашлись мнимо потерпевшие Анна и Марфа Горожениновы и Екатерина Кусакина, игнорирующие монашеский Устав, самовольно бегавшие из монастыря в деревню в поисках развлечений. И архимандрита подвергли следствию, которое началось в декабре 1902 года.
Пока был жив Владыка Петр (Лосев) – (1892-1902 г.г.) бывший епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии, лично знавший архимандрита, все молчали, так как он посылал на месте проверять доносы (дьякон Никодим Удюрминский до 1902 года пытался оклеветать отца Зосиму, но неудачно).
Позже, в январе 1903 года, Пермский Преосвященный Иоанн поручил особой комиссии, в составе настоятеля Белогорского монастыря отца Варлаама, (назначенного 25 июля 1905 года благочинным всех женских монастырей Пермской епархии), благочинного Николая (Чечулина), протоиерея Красноуфимского Свято-Троицкого собора Евгения Коровина, провести подробное расследование в Боголюбской обители. Уезжая из монастыря, о. Варлаам вынес хорошие чувства, убедившись во лжи клеветниц, что обещал передать Владыке Иоанну.
После ревизии благочинным Николаем (Чечулиным) был написан Указ об увольнении клеветниц из монастыря и переводе в Кунгурский монастырь Агафоники, Марфы и Анны Горожениновых.
Архимандрит Зосима под следствием. 1903/04 гг. отец Зосима провел в изгнании в Почаевской Лавре Волынской губернии, так как следствие умышленно затягивалось.
“У следователя сложилось мнение о Вашей невиновности, - пишут отцу Зосиме, – что Вы стали жертвой каких-то врагов – врагов сильных, которым служит Д. Плотникова, Горожениновы, о. Удюрминский и другие, как орудия. Ему очень желательно напасть на след настоящих виновников этого вопиющего дела…” (июль 1903 г.). “А прокурору во что бы то ни стало хотелось и хочется обвинить. Шансов же нет…” (январь 1904 г.). Расследование дела передается следователю-католику, поляку Голишевскому, который считает институт монашества вредным для государства, ему чужды особенности нравов православных монастырей, их режим, взаимоотношения между насельницами и сам дух “специально-православного законодательства”. Для него было достаточно 2-3 озлобленных, пристрастных показания, без должной проверки. Кроме того, враждебно настроенный к монашеству, следователь Голишевский перепоручает собрать свидетельства приставу – мелкому чину полиции, далекому от сложных вопросов монашеской жизни, и задание это для него непосильно.
Эконом Боголюбской обители Коробков Петр Федорович пишет о. Зосиме в Почаевскую Лавру: “Поистине жалкую картину представляет ныне Боголюбская обитель, как бы всеми покинутая и опозоренная. Будь бы хоть хороший священник, все-таки мог бы он сказать слова утешения и дать полезный совет. Но и этого обитель лишена”.
Купец Коробов Степан Михайлович, Почетный гражданин города Красноуфимска, пожизненный член Православного Миссионерского Общества, член Земской Управы, в отсутствие отца Зосимы продолжал опекать обитель. Он вспоминает: “…25 монашек, молодых и старых, упав на колени, с плачем обратились ко мне, прося не оставить их и принять на себя ходатайство – возвратить в обитель архимандрита”.
Купец С.М.Коробов пишет настоятельнице Боголюбской обители Евгении: “Почему тянется дело – Богу весть… А отец Зосима страдает. Опухоль ног, болезнь сердца, также и почек. Убили они архимандрита, эти ябедницы… здоровье его незавидное…”
В июле 1904 года материалы следствия в законченном виде были предъявлены о. Зосиме. Разбирательство дела в суде произошло с удивительной быстротой, в один день. Затем так же быстро было приведено в исполнение и судебное решение. Кроткий мученик отец Зосима, которому в то время было 65 лет, был осужден Пермским судом 30 сентября 1905 года.
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

ТЮРЕМНОЕ КРЕСТОНОШЕНИЕ

В одном из видений, о котором рассказывал архимандрит, ему была предсказана жизнь, вплоть до процесса, и как результат последнего – тюремное крестоношение.
Святейший Синод отнесся равнодушно к осуждению о. Зосимы Пермским окружным судом: ни запроса, ни интереса, ни удивления. Безучастным Святейший Синод был и к многочисленным прошениям в защиту архимандрита за несколькими сотнями подписей жителей Пермской и Уфимской губерний, мастеровых многих заводов, не говоря уже о насельницах Боголюбской обители.
В зале заседания архимандрита взяли под стражу и прямо в облачении отправили в тюрьму. Священник Пермской губернии тюремной церкви протоиерей Знаменский вспоминал: “Содержась в Пермской губернской тюрьме в качестве каторжного арестанта, отец Зосима к произошедшему в жизни его перелому относился с удивительным миролюбием, смирением, покорностью воле Божией. Но глаза его невольно загорались недобрым огнем, едва вспоминал он то, что проделывали с ним в суде. Особенно же негодовал он против товарища прокурора Скрипкина за его речь на суде, в которой тот, поддерживая явно несправедливое обвинение, не поскупился на оплевание отца Зосимы, а в его лице и всего института монашествующих. Обыкновенно после таких вспышек, чтобы прийти в себя, подходил к иконам, висящим в его камере, и начинал молиться вдохновенно, благоговейно…”
Со дня осуждения архимандрита потекли к нему и сочувственные письма, и первые приношения как узнику, не могущему переносить тюремной пищи, как больному старцу, нуждающемуся в подаянии.
“Продавец казенной винной лавки в черемисской деревне Сарсы Борчанинов, уже после ссылки отца Зосимы на каторгу, уверял меня со слезами на глазах, что он воистину святой человек, безвинный старец, оклеветанный злыми людьми. Продавец продолжал чтить о.Зосиму как настоящего святого, а именно, увеличил портрет с него, вставил в золотую раму и повесил в переднем углу, рядом с иконами.
Позже выяснилось, что следствие велось крайне небрежно. Об этом говорит такой факт: купец Дементий Иванович Кропанев рассказывал С.М.Коробову о том, что Вячеслав (брат мнимо потерпевшей), “ в ссоре со своим отцом укорял его в клевете на архимандрита и в вымогательстве денег, а также высказал, что все это ложь, дело нечистое – тут подкуп Дарьи Плотниковой”. Отец Зосима до конца дней своих молился за всех, разбивших его жизнь, в том числе и за Дарью Плотникову, задолго до кончины простив ее. Простил и других. Господь покарал каждого из них.
В разных тюрьмах содержался арестант-каторжник отец Зосима. Из Виленской тюрьмы он был переведен в Сурдегский Свято-Духов монастырь (Литва) по милости Государя Императора Николая II, к которому неоднократно обращался с просьбой о пересмотре его дела.
Перед смертью архимандрит Зосима просил перевезти прах его в созданную им Боголюбскую обитель. Он еще при жизни определил место своего погребения – на горе, за обителью. Позже возле этого места была возведена Боголюбская церковь.
“Большое каменное здание с башнями по углам, расположенное на горе, еще не было закончено. Но возле алтаря будущей церкви я увидел яму для могилы, еще не дорытой, и воткнутую в кучу глины небольшую стальную лопату. Это, как объяснили мне стоявшие вокруг ямы женщины, сокрушенно вздыхавшие, была могила самого старца отца Зосимы, который каждое утро понемногу копал ее на глазах стекавшихся в монастырь богомольцев”.(Из воспоминаний П.С.Сигова).
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Снежная
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Снежной » О самом разном... » Сарсинский Боголюбский миссионерский женский монастырь [тема №47850]
Вверх ⇈