Церкви Перми и Мотовилихи
В этой теме хочу свести воедино основную информацию, необходимую для поисков по церквям Перми и Мотовилихи.
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 519 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 906 | Наверх ##
18 января 2016 22:51 20 января 2016 17:57 Список церквей в теме:1.Мотовилихинская Свято-Троицкая Церковь 2. Свято-Николаевская церковь в Мотовилихе3. Церковь всех святых (Всесвятская церковь на новом кладбище)4. Петропавловский соборМотовилихинская Свято-Троицкая Церковь. (Пермские пушечные заводы). 1790 – наши дни (перерыв с 1936 по 1993 гг.)Наличие в ГАПК: Метрические книги – есть ( в основном, фонд 37) Исповедальные ведомости – выборочно есть На сайте «Поколения Пермский край» - есть История первого Мотовилихинского храма [ Изображение на стороннем сайте: panoramajp_5814987_20308393.jpg ] В 1790 году Мотовилихинский казённый завод был отделён от прихода Петро-Павловского собора и по грамоте, данной Преосвященным Лаврентием, Епископом Вятским и Велико-Пермским, от 18 декабря 1789 года за № 2025, с архиерейской печатью, в самом центре Мотовилихи началось строительство деревянной церкви во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Новая церковь была освящена 20 (31) декабря 1790 года. Первым священником Свято-Троицкой церкви стал определённый из Петро-Павловского собора дьячок Филипп Сапожников. В 1816 году по грамоте, данной Преосвященным Иустином, Епископом Пермским и Екатеринбургским, от 22 декабря 1816 года, с архиерейской печатью, взамен обветшалой деревянной церкви в Мотовилихе была начата постройка каменной церкви во имя Живоначальной Троицы. План и фасад новой церкви был составлен и подписан губернским архитектором Петром Тимофеевым Васильевым (ум. 13 апреля 1835 года) 11 мая 1817 года; на плане этом имелось благословение Преосвященного Иустина, Епископа Пермского и Екатеринбургского. Каменная церковь была построена в 1828 году, строительство было произведено в основном на средства, пожертвованные мастеровыми от своих заработков. Строителем церкви был избранный прихожанами отставной мастеровой Иван Ильин Васильев (ум. 18 ноября 1835 года). Колокольню по проекту губернского архитектора Васильева (нижний ярус в классическом стиле) возводил мастер Никанор Белоногов. 15 (27) марта 1836 года состоялось освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Облик Свято-Троицкого храма был необычен в сравнении с другими храмами Перми начала XIX в. Украшенный кокошниками и резьбой, четверик с пятью куполами напоминал Московские и Соликамские храмы XVI-XVII вв., сочетал в себе элементы древнерусского и класических стилей. Позже были построены боковые приделы. Южный (правый) посвятили празднику Сретения Господня. Северный теплый придел был освящен 26 мая 1863 г. в честь Успения Божией Матери. В 1824 году в Мотовилихинском заводе по указу было учреждено новое кладбище. С 1826 года стали совершатся погребения при Свято-Троицкой церкви, заалтарная часть которого стала местом упокоения мотовилихинского духовенства, прежде всего местных священнослужителей и членов их семей. Кроме могил духовенства на церковном кладбище был представлен и ряд других захоронений – благотворителей и общественных деятелей Мотовилихи того времени, в т.ч. известного изобретателя Николая Гавриловича Славянова. Церковное кладбище было ликвидировано (срыто с землёй) после перезахоронения останков Славянова Н.Г. в 1948 году. В 1901 году под наблюдением архитектора А.И. Ожегова была проведена реконструкция Свято-Троицкой церкви, в частности был надстроен верхний ярус колокольни (в древнерусском стиле). 14 октября 1928 года Его Высокопреосвященством Епископом Пермским Священномучеником Павлином (Крошечкиным) и его викарием Епископом Соликамским Хрисанфом (Клементьевым) Мотовилихинская Свято-Троицкая церковь в год своего 100-летия была возведена в ранг Собора. Наиболее выдающимися священниками и настоятелями Свято-Троицкой церкви за всю её историю были: иерей Евфимий Андреев Конюхов, основатель священнической династии, служивший с 1827 по 1857 годы; протоиерей Василий Степанов Земляницын, прежде настоятель Петро-Павловского Собора; протоиерей Александр Яковлевич Попов, бывший настоятелем 34 года, с 1864 по 1900 годы; протоиерей Иоанн Алексеевич Никитин; иерей Василий Георгиевич Морозов; протоиерей Павел Васильевич Конюхов (внук Евфимия Конюхова), последний настоятель Свято-Троицкого Собора Мотовилихи. --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 519 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 906 | Наверх ##
18 января 2016 22:53 [ Изображение на стороннем сайте: 01jpg_4070752_20308411.jpg ] В советскую эпоху гонений на церковь и веру 15 мая 1936 года Свято-Троицкий собор был закрыт. Последний настоятель храма и все священники были арестованы и погибли в лагерях. Многие десятилетия здание церкви занимал хлебозавод №3. Компания по закрытию храмов в конце 20-х - начале 30-х гг. проходила по четко разработанному сценарию. Отчетно-проверочная комиссия горсовета опиралась на инициативу рабочего класса, выражавшего протест против «опиума для народа». Из решения горисполкома 1947 г. и справки узнаем, что Свято-Троицкий храм был закрыт в 1936 г., а здание полностью, «капитально» переоборудовано под хлебокомбинат. Активное сопротивление прихожан повлияло на затягивание срока закрытия храма. Богослужения в нем продолжались до 1935 г. когда был арестован настоятель - о. Павел (Конюхов). Формально поводом для ареста послужил донос, где говорилось, что священник помянул за литургией убиенного Императора Николая с супругой. Одновременно с о. Павлом в тюрьму отвезли трех священников и двух мирян. Все они впоследствии были расстреляны. Теперь, лишив храм церковнослужителей, решено было окончательно его закрыть. Трагедией для верующих Мотовилихи стали 1938-1939 гг. когда церковь была почти полностью разрушена. От прежнего великолепия осталось только одноэтажное основание храма, в алтаре которого установили агрегат для замешивания теста. [ Изображение на стороннем сайте: 02jpg_3173133_20308447.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 05jpg_7674174_20308466.jpg ] --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 519 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 906 | Наверх ##
18 января 2016 22:56 Больше чем полвека понадобилось, чтобы вместо баранок из храма стали приносить просфоры. Немало сил было потрачено, пока наконец Постановлением администрации г. Перми № 2039 от 15 ноября 1994 г. Приходскому совету Свято-Троицкой церкви «под существующий комплекс» предоставлено в бессрочное пользование 0,612 га земли. Той самой, которая и принадлежала ранее храму. Здание церкви, вернее, то, что от него осталось, представляло из себя развалины: из обветшалых стен вываливались кирпичи, кое-где сохранившаяся штукатурка свисала грязными клочьями, выбитые окна зияли черной пустотой или были заколочены досками. Многим восстановление прежнего облика храма представлялось неподъемным... [ Изображение на стороннем сайте: 08jpg_1498512_20308492.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 11jpg_7652213_20308503.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 14jpg_8342815_20308508.jpg ] 3 декабря 1994 г., в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, открывается новая страница в многострадальной истории Свято-Троицкой церкви. В расчищенном от мусора побеленном Успенском приделе воздвигнут временный иконостас, начинаются службы. Часы богослужения пишутся пока мелом на железном заборе, но храм с каждым днем все больше заполняется людьми. 3 февраля 1995 года был официально зарегистрирован Cвято-Троице Стефанов мужской монастырь, 2 февраля 1996 года принят устав монастыря. Наместником с 1995 по 2004 годы был Архимандрит Стефан (Сексяев), с 2004 года Игумен Варфоломей (Сибиряков). 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Еще ранее, 9 мая 1999 г., к престольному празднику, устроен нижний храм святителя Стефана Великопермского. 26 апреля 2000 г., в Великую Среду, законченый вид приобрела колокольня – ее увенчал шатер. Свято-Троицкий собор предстал такой, какой он был до 1938 года. 14 февраля 2001 г. накануне престольного праздника освящен восстановленный Сретенский придел. На Пасху открыт главный храм – Троицкий. К концу года завершены работы по воссозданию Успенского придела. При содействии городской и районной администрации проведено благоустройство прилегающей к церкви территории. Начато строительство монастырской стены, в которой предусмотрены подсобные помещения, заложен братский корпус. В настоящее время Свято-Троицкий храм восстановлен полностью. Монастырь обнесен забором. Территория рядом с обителью благоустроена. Автор проекта восстановления Свято-Троицкой церкви А.А. Метелев совместно со священником Валерием Жеховым разработали генеральный план архитектурного развития монастыря. Программа развития монастыря рассчитана на 25 лет и предполагает создание комплекса, включающего кельи, библиотеку, мастерские, воскресную школу и другие необходимые помещения. ( http://permstefan.ru/index.php ) --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 519 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 906 | Наверх ##
18 января 2016 22:57 Из книги В.Г. Бояршинова «Летопись православных храмов Мотовилихи»: «Еще в ходе строительства каменной Свято-Троицкой церкви при храме стали совершаться погребения. Заалтарная часть храма стала местом упокоения мотовилихинского духовенства, прежде всего местных священнослужителей и членов их семей. В период с 1826 до 1837 года при Свято-Троицкой церкви хоронили мастеровых медеплавильного завода и служащих канцелярии. Среди мастеровых известны имена: Евфимий Антонов Щепелин (ум.1826), Павел Данилов Корнилов (ум.1828), Андрей Семенов Пермяков (ум.1831), жена мастерового Екатерина Яковлева Падерина (ум.1828) и вдова мастерового Дарья Алексеева Норина (ум.1831). Из представителей заводской канцелярии, упокоившихся при каменном храме, упоминаются следующие имена: шихтмейстер Петр Карпов Меньших (ум.1826), берг-гешворен Александр Егоров Вилиженин (ум.1827), унтер-штегер Петр Евфимиев Лобанов (ум.1831) и унтер-шихтмейстер Александр Михайлов Попов (ум.1836), а также вдова унтер-шихтмейстера Петра Иванова Падерина Устинья Петрова (ум. 1827). На церковном кладбище находилась также могила штаб-лекаря Мотовилихинского завода Николая Васильевича Нигрицкого (ум.1830), неоднократно соглашавшегося быть восприемником при крещении детей в священнических семьях» --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 519 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 906 | Наверх ##
18 января 2016 23:20 Свято-Николаевская церковь в Мотовилихе1903 - 1930 гг., в 1931 уничтожена. Наличие в ГАПК: Метрические книги – есть ( в основном, фонд 37) Исповедальные ведомости – выборочно есть На сайте «Поколения Пермский край» - есть частично Краткая история храма здесь --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 519 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 906 | Наверх ##
18 января 2016 23:32 Церковь всех святых (Всесвятская церковь на новом кладбище)1837 – наши дни (перерыв с 1941 по 1943 гг.)Наличие в ГАПК: Метрические книги – есть ( в основном, фонд 37) Исповедальные ведомости – ??? На сайте «Поколения Пермский край» - есть [ Изображение на стороннем сайте: Vsesvyatsk_1960630_20308918.jpg ] В 1823 г. обозревая местные церкви, епископ Пермский и Екатеринбургский Дионисий заметил, что деревянная церковь на кладбище в г. Перми пришла в ветхое состояние и довел до сведения городского общества, что необходимо заблаговременно предусмотреть надобность в возведении на городском кладбище новой каменной церкви, на что он изъявляет свое пастырское благословение. На заседании городской думы 1 ноября 1823 г. с речью о необходимости строительства новой церкви на кладбище выступил городской голова купец Дмитрий Емельянович Смышляев. Отметив, какое важное значение в судьбе каждого имеет кладбище, он призвал городское общество собрать деньги для строительства новой церкви. Смышляев обязался в два года внести на сооружение храма огромную сумму - 5 тыс. руб. Городское общество поддержало купца Смышляева: каждый купец обязался пожертвовать по 100-200 руб. По мирскому приговору мещанского общества на каждую ревизскую душу возлагалась обязанность вносить в течение трех лет по 2 рубля для строительства новой церкви. Правивший в то время пермский гражданский губернатор Антон Криденер выразил городской думе свою признательность "за таковой похвальный подвиг". Кроме сбора "доброхотных подаяний", городской думе пришлось заниматься заготовкой кирпичей, для чего на городском выгоне был выстроен кирпичный сарай с обжигательной печью. В 1832 г. состоялась закладка каменной церкви на новом кладбище. В 1837 г. новая церковь была освящена во имя Всех святых. Изящная, круглая в плане церковь с большим куполом, украшенная колоннами, стала одной из архитектурных достопримечательностей губернского города. В новой церкви было два престола: главный, во имя Всех Святых, а в приделе на хорах - во имя Сретения Господня. По штату церкви полагалось два священника, дьякон и два псаломщика. Всесвятская церковь многое пережила за время своего существования: конфискации имущества, преследование верующих, репрессии против священнослужителей." В феврале 1941 г. в ходе проверки деятельности исполнительного органа церкви были обнаружены многочисленные нарушения советского законодательства о культах, невыполнение требований пожарного надзора, отсутствие ревизионного органа и т.д. Молотовский горисполком принял решение изъять здание церкви на новом кладбище от общины верующих и считать общину ликвидированной. Судьба уберегла Всесвятскую церковь от разрушения. В 1943 г. церковь на новом кладбище возобновила свою деятельность. В настоящее время Всесвятская церковь является действующим храмом Пермской епархии. ( http://istorjk.narod.ru/temple01.htm ) --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 519 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 906 | Наверх ##
20 января 2016 17:56 Петропавловский собор1726 - наши дни (перерыв с 1929 по 1990 гг.)Наличие в ГАПК:Метрические книги – есть Исповедальные ведомости – ??? На сайте «Поколения Пермский край» - есть [ Изображение на стороннем сайте: Petropavlo_2390871_20334457.jpg ] Рождение Петропавловского храма уходит к истокам образования нашего города. В 1723 г. по указу Петра I главный управляющий Сибирских казенных заводов В. И. де Геннин "сделал распоряжение к сооружению медеплавильного завода при устье реки Ягошихи, впадающей в Каму". А в 1724 г. для жителей заводского поселка начато строительство деревянной церкви, освященной в 1726 г. С быстрым увеличением населения заводского поселка построенная церковь стала мала и не могла вместить всех желающих молиться. Поэтому через 10 лет в 1757 г. рядом с деревянной, по правую сторону ее, была заложена и ныне существующая каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с приделом св. великомученицы Екатерины, одно из первых каменных зданий города, которая была освящена 23 ноября 1764 г. По указу царицы Екатерины в 1781 г. "Повелено селу Ягошихинскому быть губернским городом Пермью... а по приличности и первенству сего города... оной церкви святых первопрестольных апостолов Петра и Павла быть собором к коему для священно служения... перевести из г. Кунгура Благовещенского собора Антония Иоаннова да священника села Банковского Филипповской церкви Дометия Черепанова, а третьего назначить из богословии студента Гавриила Сапожникова". Интересно отметить, что царицей не только собственноручно были назначены священники указанной церкви, но и пожалованы им церковные одежды, которые были доставлены из столицы специальным курьером. На протяжении двух веков Петропавловский собор продолжал быть одним из религиозных центров Прикамья, в храме проводили службу ведущие духовные лица Пермской епархии, в храм обращались служители других церквей за оказанием материальной и духовной поддержки. В первые годы советской власти Петропавловский собор продолжал свою деятельность, о которой можно судить по книгам церковного делопроизводства: исповедным росписям 1918 г., брачным обыскам 1917-1920 гг., протоколам собраний приходского совета за 1923-25 гг. Собор был закрыт постановлением Уральского исполнительного областного комитета от 13 ноября 1929г. В советское время неоднократно предпринимались попытки приспособить здание под другие цели, но не прижились там не общежитие, ни клуб железнодорожников станции Пермь, ни спортзал, ни реставрационные мастерские, слишком холодным и не уютным оказалось здание. В 1990 году передан верующим. ( http://istorjk.narod.ru/temple08.htm ) [ Изображение на стороннем сайте: Petropavlo_1433188_20334529.jpg ] --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
|