Матушка Антония, игумения Сарсинского монастыря
Одной загадкой меньше...
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
14 августа 2010 19:36 Добрый вечер! В семье существует легенда о сестре прабабушки, которая была настоятельницей женского монастыря, есть ее фотография в торжественном церковном облачении. И только совсем недавно, когда вплотную подошла к этой ветви родового древа, вдруг возник вопрос. Все представители семьи были мастеровыми завода, в других данных - сельские обыватели. Могла ли девочка из такой семьи (правда, достаточно состоятельной) стать настоятельницей довольно известного монастыря? Насколько мне известно, круг духовенства был ограничен, существовала преемственность (отец-сын-внук), даже дочери священнослужителей выходили замуж, в основном, за служителей церкви. Или женщине проще было сделать карьеру в этой области? Трудность еще и в том, что упоминаний об этом монастыре в Интернете много, но полная его история и список людей, возглавлявших его, пока не попадаются. | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25548 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7795 | Наверх ##
15 августа 2010 1:29 Снежная Возможно Вот совсем недавно по одному монастырю в лукояновском уезде были найдены сведения об одной из его настоятельнец. Обычная женщина была.Богатая правда. Ушла в монастырь. --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
15 августа 2010 10:56 TatianaLGNN, спасибо за отзыв. Просто чем дальше заходят поиски, тем больше вопросов возникает. Значит, дальше будем искать. | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25548 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7795 | Наверх ##
15 августа 2010 11:41 Вам надо искать дела по монашествующим. Их послужные списки. У нас например такое есть в архиве --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
15 августа 2010 13:04 После революции монастырь был закрыт, настоятельница его (родственница моя) исчезла, возможно, скрылась, возможно стала жертвой новой власти. Наверное, кроме краевого архива документы быть нигде больше не могут. Спасибо за подсказку, как раз в сентябре собиралась в архив, заодно и об этих документах узнаю. | | |
TatianaLGNNМодератор раздела ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами  Нижний Новгород Сообщений: 25548 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 7795 | Наверх ##
15 августа 2010 13:52 Снежная Вы можете искать эти документы в Духовной консистории, также бывают в губернаторстве, кой какие документы --- Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/
| | |
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
19 августа 2010 19:19 TatianaLGNN, огромное спасибо за подсказки и новые идеи для поиска! | | |
galinaS Казань Сообщений: 6670 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 6230 | Наверх ##
19 августа 2010 19:45 Снежная Попробуйте посмотреть Епархиальные ведомости или Известия по соответствующей епархии. По сути это одно издание, но в какой-то момент было изменено название. В этом издании фиксировалось поставление на священнические и настоятельские места. Да и иную информацию можно найти. Например, о награждении духовных особ, об их перемещении и т.д. --- http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.
Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно | | |
| Часть сообщений этой темы была выделена в тему "Загадки метрических книг и что мы можем узнать, читая их..." (23 августа 2010 16:58)
|
СнежнаяМодератор раздела  Пермь Сообщений: 518 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 913 | Наверх ##
3 февраля 2013 18:18 16 декабря 2021 21:17 Появилась новая информация по матушке Антонии.  Пермские Епархиальные ведомости, № 6-7 (21 февраля – 1 марта 1914 г.), с.66, раздел «Епархиальные известия. Перемены по службе»: «Назначены: на должность настоятельницы Сарсинскаго Боголюбскаго общежительнаго женскаго монастыря монахиня Пермскаго Успенскаго первокласснаго общежительнаго женскаго монастыря Антония, с возведением в сан игумении Указом Святейшаго Синода, от 17 февраля 1914 года за № 2981» Итак, в 1914 году Антония становится игуменией Сарсинского Боголюбского женского монастыря, сменив на этом посту тяжело больную матушку Маргариту. Новая настоятельница была женщиной энергичной и строгой, управляла монастырем твердой рукой. В военное время на монастырь, построенный как миссионерская обитель, легла еще одна задача – оказывать, по мере возможностей, помощь фронту. Очевидно, сестры старались как могли облегчить походную жизнь солдат – на фронт отправлялись теплые вязаные вещи, продукты подсобного хозяйства, письма, поддерживающие победный дух в бойцах. Видимо, вклад монастыря в дело победы был значителен, ибо в 1915 году в Епархиальных ведомостях №15 (21 мая 1915г.) я нахожу следующую новость: «Награды Святейшего Синода. Определением Святейшего Правительствующего Синода, от 12 марта – 2 апреля 1915 г., за № 2355, за заслуги по духовному ведомству, Пермской епархии, ко дню Рождения ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, награждены нижеследующие лица по Пермской епархии:...б) наперсным крестом, от Святейшего Синода, выдаваемым: …Сарсинского Боголюбского миссионерского женского монастыря, Красноуфимского уезда, настоятельница игумения Антония»
Вот теперь потихоньку все начинает вставать на свои места. В сети нахожу статью о вышеназванном наперсном кресте, там же есть и изображение: "Наперсный крест - енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями. Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все - от обычных мирян до царей и митрополитов. В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев. В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест. Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов. После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии [1]. В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского. Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II. В царствование императора Павла I практика награждений духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена "с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему [то есть - Императора] даваемы или дозволяемы будут." Тогда же был выработан образец наградного креста. На оборотной стороне были помещены надпись "пресвитеру, дающему образ верным словом и житием", вензель императора Павла I и дата: "Установлено 1797, декабря 18." На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения "павловский крест" приобрел название: "_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый," хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года - Синодом."
(По материалам сайта «Древо. Открытая православная энцикопедия» (http://drevo-info.ru/articles/12006.html ) Павловский крест Крест на фотографии Антонии, насколько я смогла рассмотреть, именно Павловский. Думаю, что и фото было сделано именно после награждения Антонии – в 1915-1916 годах, что, в принципе, совпадает с примерной датировкой фото, сделанной ранее. О дальнейшей жизни Антонии и возглавляемой ею обители информации крайне мало. Вот что я прочитала в интернет-версии "Православной газеты», издаваемой Екатеринбургской епархией: «Попечительница школы в 1915/16 гг. – настоятельница, игумения Антония. По воспоминаниям, строгая, принципиальная, но справедливая. Она жила в первом корпусе. В ее келье над двухтумбовым столом, затянутым сукном, была установлена подаренная ей икона Иоанна Крестителя в младенческом возрасте. Также в келье имелись иконы: Иверская, в серебряном окладе, бумажная Августовская, на жести – Боголюбская, св. Николая Чудотворца, в серебряном окладе, небольшая по размеру. На стене было место для газетницы, искусно вышитой самой игуменьей гладью – пейзаж с ветряной мельницей. Рукодельница она была изумительная. В 1917 году матушка Антония взяла на воспитание двухнедельную девочку, которой стала крестной матерью. 86 лет спустя, крестница отдала в дар Красноуфимскому Свято-Троицкому собору кашемировый плат матушки Антонии (черного цвета), который, став святыней в храме, дня через два-три заблагоухал, что было засвидетельствовано многими прихожанами 18 октября 2003 года. Однажды игуменья пошла в Боголюбскую церковь, и застудилась от холода. Умерла от нарыва в горле в 1919 году. Похоронена она возле паперти Боголюбской церкви (справа). Но позже всю могилу изрыли, видимо, искали что-то ценное.»
Итак, можно подвести некоторые итоги. Бабушкин рассказ об Антонии из Сарсинского монастыря – уже не семейная легенда, а страничка истории семьи. Только вот так и нет определенности с мирским именем матушки. Надо либо искать списки монахинь Пермского Успенского женского монастыря, либо сам Указ Святейшего Синода № 2981 от 17 февраля 1914 года. К сожалению, пока не нашла в сети «Церковных ведомостей» за 1914 год… --- Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки | | |
|