Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Матушка Антония, игумения Сарсинского монастыря

Одной загадкой меньше...

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Снежная
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25545
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
Снежная Вы можете искать эти документы в Духовной консистории, также бывают в губернаторстве, кой какие документы
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 518
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 913
TatianaLGNN, огромное спасибо за подсказки и новые идеи для поиска!
galinaS

galinaS

Казань
Сообщений: 6673
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 6228
Снежная
Попробуйте посмотреть Епархиальные ведомости или Известия по соответствующей епархии. По сути это одно издание, но в какой-то момент было изменено название. В этом издании фиксировалось поставление на священнические и настоятельские места. Да и иную информацию можно найти. Например, о награждении духовных особ, об их перемещении и т.д.
---
http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.

Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно
Часть сообщений этой темы была выделена в тему "Загадки метрических книг и что мы можем узнать, читая их..." (23 августа 2010 16:58)
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 518
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 913
Появилась новая информация по матушке Антонии.
mat_antoniya1.jpg

Пермские Епархиальные ведомости, № 6-7 (21 февраля – 1 марта 1914 г.), с.66, раздел «Епархиальные известия. Перемены по службе»:
«Назначены: на должность настоятельницы Сарсинскаго Боголюбскаго общежительнаго женскаго монастыря монахиня Пермскаго Успенскаго первокласснаго общежительнаго женскаго монастыря Антония, с возведением в сан игумении Указом Святейшаго Синода, от 17 февраля 1914 года за № 2981»

Итак, в 1914 году Антония становится игуменией Сарсинского Боголюбского женского монастыря, сменив на этом посту тяжело больную матушку Маргариту.

Новая настоятельница была женщиной энергичной и строгой, управляла монастырем твердой рукой. В военное время на монастырь, построенный как миссионерская обитель, легла еще одна задача – оказывать, по мере возможностей, помощь фронту. Очевидно, сестры старались как могли облегчить походную жизнь солдат – на фронт отправлялись теплые вязаные вещи, продукты подсобного хозяйства, письма, поддерживающие победный дух в бойцах. Видимо, вклад монастыря в дело победы был значителен, ибо в 1915 году в Епархиальных ведомостях №15 (21 мая 1915г.) я нахожу следующую новость:
«Награды Святейшего Синода.
Определением Святейшего Правительствующего Синода, от 12 марта – 2 апреля 1915 г., за № 2355, за заслуги по духовному ведомству, Пермской епархии, ко дню Рождения ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, награждены нижеследующие лица по Пермской епархии:...б) наперсным крестом, от Святейшего Синода, выдаваемым: …Сарсинского Боголюбского миссионерского женского монастыря, Красноуфимского уезда, настоятельница игумения Антония»


Вот теперь потихоньку все начинает вставать на свои места. В сети нахожу статью о вышеназванном наперсном кресте, там же есть и изображение:

"Наперсный крест - енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями.
Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все - от обычных мирян до царей и митрополитов.
В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев.
В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест.
Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов. После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии [1]. В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского. Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.
В царствование императора Павла I практика награждений духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена "с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему [то есть - Императора] даваемы или дозволяемы будут." Тогда же был выработан образец наградного креста. На оборотной стороне были помещены надпись "пресвитеру, дающему образ верным словом и житием", вензель императора Павла I и дата: "Установлено 1797, декабря 18." На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения "павловский крест" приобрел название: "_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый," хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года - Синодом."
(По материалам сайта «Древо. Открытая православная энцикопедия» (http://drevo-info.ru/articles/12006.html )

Павловский крест


Крест на фотографии Антонии, насколько я смогла рассмотреть, именно Павловский. Думаю, что и фото было сделано именно после награждения Антонии – в 1915-1916 годах, что, в принципе, совпадает с примерной датировкой фото, сделанной ранее.
О дальнейшей жизни Антонии и возглавляемой ею обители информации крайне мало. Вот что я прочитала в интернет-версии "Православной газеты», издаваемой Екатеринбургской епархией:
«Попечительница школы в 1915/16 гг. – настоятельница, игумения Антония. По воспоминаниям, строгая, принципиальная, но справедливая. Она жила в первом корпусе. В ее келье над двухтумбовым столом, затянутым сукном, была установлена подаренная ей икона Иоанна Крестителя в младенческом возрасте. Также в келье имелись иконы: Иверская, в серебряном окладе, бумажная Августовская, на жести – Боголюбская, св. Николая Чудотворца, в серебряном окладе, небольшая по размеру.
На стене было место для газетницы, искусно вышитой самой игуменьей гладью – пейзаж с ветряной мельницей. Рукодельница она была изумительная.
В 1917 году матушка Антония взяла на воспитание двухнедельную девочку, которой стала крестной матерью. 86 лет спустя, крестница отдала в дар Красноуфимскому Свято-Троицкому собору кашемировый плат матушки Антонии (черного цвета), который, став святыней в храме, дня через два-три заблагоухал, что было засвидетельствовано многими прихожанами 18 октября 2003 года.
Однажды игуменья пошла в Боголюбскую церковь, и застудилась от холода. Умерла от нарыва в горле в 1919 году. Похоронена она возле паперти Боголюбской церкви (справа). Но позже всю могилу изрыли, видимо, искали что-то ценное.»


Итак, можно подвести некоторые итоги. Бабушкин рассказ об Антонии из Сарсинского монастыря – уже не семейная легенда, а страничка истории семьи. Только вот так и нет определенности с мирским именем матушки. Надо либо искать списки монахинь Пермского Успенского женского монастыря, либо сам Указ Святейшего Синода № 2981 от 17 февраля 1914 года. К сожалению, пока не нашла в сети «Церковных ведомостей» за 1914 год…
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 518
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 913
Итак, благодаря бесценной помощи Екатерины (SEE), стало известно мирское имя матушки Антонии. Как я и предполагала, основываясь на бабушкиных рассказах, звали ее Антонина Петровна Выголова.
(ГАПК, Фонд № 431 «Пермский Успенский женский монастырь Ведомства православного исповедания», Опись №1 «Ведомости о монашествующих сестрах рясофорных и послушницах монастыря. Отчет о состоянии монастыря и деятельности детского приюта. План построек монастыря», Дело №5 «Ведомость о монашествующих,сестрах рясофорных и послушницах Пермского Успенского Перво-классного девичьего монастыря. 1913 год.») : «л.2 -8 Мантейныя монахини (они все идут без отчеств) л.5 №10 АНТОНИЯ ВЫГОЛОВА, лет -52, Пермская губерния Соликамский уезд, мастеровая дочь девица 1874., грамотная.
Я сейчас буду писать название граф, а там опустила их. Когда и кем пострижена - 1904 г. Его преосвященством Епископом Павлом Пермским и Кунгурским (к этой записи относятся № 10, 11, 12 в списке)
Какие имеются должности или послушания -- Старшая при детском приюте и в клиросном пении
В каком рукоделии упражняются -- При рукодельной, вышивкою гладью
Из одного монастыря в другой не переходили ли – пусто
Какого поведения и к послушанию способна ли -- Хорошего в послушании способны (Общее на странице)
л. 33 в конце списка - Настоятельница монастыря Игуменья Нина
1874 год - это должно быть год прихода в монастырь, как я и предполагала. она могла уйти и потом снова вернуться туда.... надо смотреть другие 6 дел
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 518
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 913
Что же такое мантейная (мантийная) монахиня?
Малая схима, или мантийное монашество
Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях. Например, в современной Греции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.
Малую схиму еще называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом (от греческого слова μοναχός — одиночный).
Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета:
1. Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
2. Безбрачия (или девства);
3. Нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью);
4. Непрестанной молитвы.
Часто пострижение в малую схиму совершается на литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки.
В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.
Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).
(http://ru.wikipedia.org)
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 518
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 913
Итак, Антонина Петровна Выголова родилась 1 марта 1861 года в семье мастерового Чермозского завода. Похоже, замужем она не была, т.к. в МК Свято-Троицкой церкви Перми я нашла запись о крещении в ноябре 1896 года незаконнорожденного младенца Филиппа Выголова, матерью которого является Антонина Петрова Выголова (воспреемниками ребенка стали брат и племянница Антонины). Через 2 дня мальчик умер. Почему молодая, красивая и обеспеченная женщина родила вне брака – непонятно, здесь догадки строить бессмысленно, ситуации в жизни бывают самые неожиданные… Почему-то я думаю, что именно смерть этого позднего ребенка могла стать мотивом отречения от мира.
В 1904 году Антонина принимает постриг и становится монахиней Пермского Успенского женского монастыря, в 1914 ее назначают игуменией Сарсинского Боголюбского миссионерского женского монастыря. По неподтвержденным пока данным умерла она в 1919 году.
Поиск продолжается...
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
gach
ушла из жизни 13.07.2019 г. Светлая память

gach

Москва
Сообщений: 1130
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2667
Снежная
Спасибо за очень интересную историю. Сразу возникает вопрос: а с редакцией "Православной газеты" Вы не связывались? Из каких источников они взяли эти любопытные живые подробности? И не могут ли они вывести Вас если не на саму крестницу (вряд ли она жива, увы), но, может быть, на ее семью - вдруг у них хранится что-то еще, связанное с матерью Антонией?
---
Все личные данные, мои и моей семьи, размещены мною на сайте с согласия родственников
Черменские (Керенск, Саратов), Лупейко/Лупейка (Литва, США), Ренке и Венглинские (Киев, Радомышль), Квятковские (Минская губ), Елозины (Аркадак)
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 518
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 913
Галина, я уже написала в Сарсы, жду ответа сразу от нескольких людей. Калерия, воспитанница матушки Антонии, к сожалению, уже умерла. Но я надеюсь, что старожилы в Сарсах хоть что-то вспомнят. Хотя прошло столько лет...
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Снежная
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Снежной » Нестеровы » Матушка Антония, игумения Сарсинского монастыря [тема №31264]
Вверх ⇈