Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Перед внесением данных на разыскиваемого, проверьте, пожалуйста, данные по https://www.obd-memorial.ru и по Электронным Книгам Памяти

З-й МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ КОРПУС

по состоянию на 1 июня 1941 года

← Назад    Вперед →Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
Gnom7
Администратор
Вечно Ищущий...

Gnom7

Ленинград-Университет-Ломоносов
Сообщений: 3353
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2252
Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет! Это к тому, что в этой теме непричесанные данные - сборная "солянка"!

2-й отдельный понтонно-мостовой батальон 2-й танковой дивизии 3 механизированного корпуса 11 Армии Прибалтийского Военого округа
Нахождение в боевых действиях: 22.06.41 - 16.07.41. уничтожен в составе дивизии (3).

Условное наименование: Воинская часть № 4183 - по Справочнику условных наименований воинских частей (учреждений) в 1939 - 1943 годах (сайт http://www.soldat.ru/v_ch.html )

Место дислокации: Литовская ССР, г. Каунас (Ковно), Ковенский уезд, п/о Кулаутуво

Кулаутува (лит. Kulautuva) — местечко в Каунасском районе Каунасского уезда Литвы, на р. Нямунас (Неман), в 22 км к западу от Каунаса. Центр Кулаутуваского староства. Кулаутува впервые упоминается в 1364 году. В 1931 году получила статус курортного посёлка. В 1931 году получила статус курортного посёлка. (карта - в приложении)
Укмерге́ (лит. Ukmergė, белор. Вількамі́р, польск. Wiłkomierz, «Вилькоми́р, Вилкоми́р») — город в центральной части Литвы, административный центр Укмергского района, расположен в 80 км северо-восточнее г. Каунас.

Условный п/я:
596/9 - Управление 2-го понт.-мост. инж. бат. 2 тд 3 мк;
596/10 - Упр. 2 ТД г. Укмерга:
596/12 - подразделение 2-го понт.-мост. инж. бат. 2 тд 3 мк;
596/15 - ?
596/23 - ?
596/28 - техническая рота 2-го понт.-мост. инж. бат. 2 тд 3 мк.


Состав:
1-я мостовая рота;
2-я мостовая рота;
парковая рота;
1-я понтонная рота;
2-я понтонная рота;
3-я понтонная рота;
техническая рота;
взвод управления;
санчасть;
ремонтно-транспортный взвод;
взвод химзащиты;
взвод боепитания;
взвод фуражного и обозно-вещевого снабжения.

Довоенный ОПМБ в составе ТД (по штату 10/19) имел 361 человек - это штат мирного времени (2).
Штатная численность дивизионного ОПМБ в военное время — 521 человек.

Материальная часть:
Понтонно-мостовой батальон в составе танковой дивизии оснащался одним парком Н2П (принят на вооружение в 1932 г., грузоподъемность 60 т). (4)
Автопарк ОПМБ состоял из: 129 автомашин (ЗИС – 5 и ГАЗ-АА – грузового исполнения, 1 легковой а/м, санитарной и бензовоза) и 2 тракторов СТЗ-НАТИ. В технической роте имелись два плуга-окопокопателя, две буромоторные машины, лесопильная рама, два лесообрабатывающих станка, компрессор, водолазная станция и две 3-хкиловаттные электростанции. (4)

Вооружение:
Управление – 3 ЗПУ М-4 (зенитная пулеметная установка)

Источники:
1) http://www.proza.ru/2010/04/24/1462
2) http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/2347/2347428.htm
3) http://www.soldat.ru/force/sssr/rkka/inj_bat/06_ponton.html
4) http://www.weltkrieg.ru/ships/268-engineers.html


---
Письма в личке с просьбами о помощи, удаляю не читая. Все поисковые заявки - исключительно через форум. Изучайте Рекомендации по Военно-Историческому Поиску!!! https://forum.vgd.ru/109/
Gnom7
Администратор
Вечно Ищущий...

Gnom7

Ленинград-Университет-Ломоносов
Сообщений: 3353
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2252
Личный состав 2-го понтонно-мостового батальона и его судьба:

Атражин Василий Никифорович, 1920 г.р., призван в РККА 28.11.1939 Климовский РВК, Климовский р-н, Орловская обл., мл. сержант, последнее место службы 2 ТД 2 МПБ, попал в плен 29.06.1941 н.п. Панивежис (Литва), освобожден, 20.05.1945 направлен в 236 АЗСП, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65130772

Баландиков Сергей Сергеевич, 05.10.1918 г.р., кр-ц, Литовская ССР, п/о Кулаутува п/я 596/12, связи нет с июня 1941, отметка ГУК: пр. б/в в августе 1941 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55530248 солдат, шофер (в/ч 4183-б" и "4115-д), Место пленения: Тетивяны, лагерь: шталаг VI K (326), 01.06.1942 переведен в шталаг XII F (Дахау), погиб в плену 20.07.1942. https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=300547302 https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage/?id=67661510&id1=403572c4cf3d0e8a03d906ccffa6d437&path=Z/008/058-0977528-0086/00000146.jpg

Бараров Василий Сысоевич, 1913 г.р., призван в РККА 05.02.1940 Чаусский РВК, Чаусский р-н Могилевская обл., Белорусская ССР, мл. сержант, последнее место службы - 2 отд. понт. бат. 2 ТД , попал в плен 05.07.1941 н.п По(ч)гири (Литва), освобожден https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65610442

Борзилович Георгий Матвеевич, 1907 г.р., ур. Орловской обл, Игловский р-н, д. Семки, член ВКП(б), политрук, замком понтонной роты 2-го мото-понтонного мостового батальона 2 ТД (в/ч 4183), пропал без вести 24 июня 1941, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74744274 https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage/?id=56759306&id1=7e77b36e3aa7d17c80921dd9a6fab731&path=Z/004/033-0011458-0847/00000152.jpg

Васильев Владимир Алексеевич, 1921 г.р., призван в РККА в 1940 Выборгским РВК г. Ленинграда, рядовой, последнее место службы - в/ч 4183-П 2 ТД, попал в плен 26.06.1941 Литва, освобожден, 12.05.1945 направлен в 218 АЗСП https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65587962

Виноградов Александр Павлович, 1918 г.р., ур. д. Коровинская, Фроловского с/с, Харовского р-на, Вологодской обл., Призван в РККА 11 февраля 1940 года Харовским РВК, Вологодской обл., красноармеец, рядовой, Воинский адрес по последнему письму 16.06 1941 - Литовская ССР . г. Каунас . Каунасский уезд. п/о Кулаутуво п/я 596/12, заключение райвоенкома: "считаю возможным учесть пропавшим без вести в июне 1941 года", пометка ГУК: пр. б/в в октябре 1941 года. Проживал до призыва: п. Харовск, 2-й жел. дор. путь. Инициатор розыска: мать - Виноградова Евстолия Александровна, д. Коровинская, Фроловского с/с. Источник информации: ЦАМО, фонд 58, опись 977525, дело 64, анкета по розыску военнослужащего.
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=69599872 https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage/?id=69599871&id1=ba73157936d68939555c49836874739b&path=Z/007/058-0977525-0064/00000390.JPG

Волков Иван Сергеевич, 1914 г.р., ур. Горьковской обл., Перевозский р-н, д. Большие Кемары, в РККА с 1941, политрук роты, последнее место службы: 2 мото-понт. мех. бат. 2 ТД, пропал без вести 24.06.1941, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9378440 https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage/?id=9378435&id1=3298a206e54e1946609a8ec261ac04ad&path=TV/006/056-0012220-0090/00000308.jpg https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74856505

Гайдук Яков Максимович, 14.10.1906 г.р., техник-интендант 1 ранга, нач. фин. части 2-го мото-понтонного мостового батальона 2 ТД, пропал без вести в июле 1941 г.,
информация из карточки военнопленного: дата и место пленения: (Литва) 03.07.1941, лагерь: шталаг XIII D, лагерный номер: 1328, передан гестапо/СД 02.05.1944, https://www.obd-memorial.ru/me...190757.jpg
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73780848

Долженков Иван Афанасьевич, 1919 г.р., призван 07.01.1940 Николаевский РВК, Николаевская обл., Украинская ССР, рядовой, последнее место службы - в/ч 4183, отд. понтон. мостов. бат., попал в плен 5 июля 1941 года под н.п. Россиены (Литва), освобожден 13.5.1945, направлен в 236 АЗСП, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65129221

Кайданик Николай Андреевич, 17.05.1914 г.р., ур. г. Ленинграда, в РККА с 1940, мл. лейтенант, командир понтонно-мостового взвода, последнее место службы - в/ч 4183, МПБ 2ТД.,
информация из карточки военнопленного: дата и место пленения: у дер. Василишки (Литва) 03.07.1941, лагерь: шталаг IV H (304), лагерный номер: 53134,
находился в лагерях: н.п. Гренькишки (Литва), Бельгия (шахты), Германия (Нотбург) команда 984 - земляные работы,
освобожден, 22.11.1945 направлен из ПФП № 232 (Франкфурт на Одере), прошел проверку в 359 ЗСП и убыл 20.12.1945 в г. Саранск к месту жительства.
https://www.obd-memorial.ru/me...3363_0.JPG
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272140444

Кошурников Дмитрий Михайлович, 25.10.1918 г.р., ур. Кировская обл., Белохолуницкий р-н, Елевский с/с, д. Кушурято, призван в РККА в 1940 Велико-Устюгский РВК, Велико-Устюгский р-н, Вологодская обл., сержант, 2 МПБ 2 ТД,
информация из карточки военнопленного: дата и место пленения: 02.07.1941 (Литва), лагерь: шталаг XI B/шталаг XI C (311), лагерный номер: 1382, освобожден, https://www.obd-memorial.ru/me...000011.jpg

Лялин Павел Ефимович, 18.08.1918 г.р., серж., ком отдел., Литовская ССР Кавенский уезд, п/о Колоутово п/я 596/9, связи нет с 3 июня 1941, отметка ГУК: пр. б/в в августе 1941 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61820307
информация из карточки военнопленного: сержант, киномеханик, 2-й понтон. бат., дата и место пленения: 28.06.1941, Каунас, лагерь: шталаг 336, лагерный номер: 9062, Погиб в плену 26.10.1942 г. https://www.obd-memorial.ru/html/infoмех. корп..htm?id=300397138

Марченко Павел Осипович, 22.07.1915 г.р., мл. лейтенант, сапер, последнее место службы - в/ч 4183, отд. понтон. мостов. бат.
информация из карточки военнопленного: дата и место пленения: Кейдани (Литва) 28.06.1941, лагерь: офлаг XIII D (62), лагерный номер: 873, передан гестапо/СД 11.12.1941, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272016929

Медведьев Дмитрий Иванович, 1920 г.р., призван в РККА в 1940 Подпорожский РВК, Подпорожский р-н, Ленинградская обл., рядовой, последнее место службы: 2 ТД 2 мото-понтон. полк, попал в плен 06.07.1941 у н.п. Рокки, освобожден и 17.05.1945 направлен в 236 АЗСП, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65404622

Минькин Петр Сидорович, 1906 г.р., рядовой, 2-й ОПМБ, пропал без вести 26.08.1941, вернулся в 1943 из партизанского отряда. https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73338537

Нестерихин Александр Александрович, 1914 г.р., в РККА с 28.02.1940, мл. лейтенант, начальник станции водоснабжения 2 мото-понтонного мостового батальона 2 ТД, пропал без вести в августе 1941, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74512489

Одегов Аркадий Артемьевич, 1921 г.р., призван в РККА 24.09.1940 Октябрьский РВК г. Свердловска, рядовой, последнее место службы - 2 МПБ 2 ТД, попал в плен 20.08.1941 Новоржев, освобожден https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66133681

Посников Илья Николаевич, 1921 г.р., кр-ц, водолаз, Литовская ССР, Ковенский уезд п/о Кулаутово п/я 596/28, связи нет с июня 1941, отметка ГУК: учесть пр. б/в в 1941 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=67929431

Рождественский Александр Петрович, 03.08.1909 г.р., ур. Тульской обл., мл. лейтенант, техник, последнее место службы - в/ч 4183, пропал без вести в июне 1941, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74841781
информация из карточки военнопленного: Дата и место пленения: Пашем (Литва) 10.07.1941, лагерь: офлаг XIII D (62), лагерный номер: 1176.
Освобожден, прошел проверку в 1-й ЗСД
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272180070
https://www.obd-memorial.ru/me...000560.jpg

Семенов Алексей Семенович, ур. д. Банково, Мариинско-Посадский р-н, Чувашская АССР, красноармеец, 2 ОПМБ, причина выбытия: ВМН, дата выбытия: 18.07.1941 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51348092

Сивцев Иван Антонович, 1919 г.р., кр-ц, Литовская ССР, г. Укмерга п/я 596/12, пр. б/в июнь 1941, отметка ГУК: июль 1941 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4604573

Федоров Николай Степанович, 1917 г.р., кр-ц, Литовская ССР, Ковенский уездп/о Куляутово п/я 596/12, связи нет с июня 1941, отметка ГУК: учесть пр. б/в в 1943 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=67924366

Филатов Андрей Николаевич, лейтенант, нач. хим. службы 2-го мото-понтонного мостового батальона 2 ТД, пропал без вести в июле 1941 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74158397

Хомяков Виктор Федорович, 1918 г.р., призван в РККА 28.11.1939 Брасовский РВК, Брасовский р-н, Орловская обл., сержант, последнее место службы: 2 мото-понт. бат., 2 ТД, 11 Арм., попал в плен 02.08.1941 у н.п. Панивежис (Литва), освобожден 08.02.1945, направлен в 161 АЗСП 13 А, умер 28.02.1945 отравление метиловым спиртом, первичное захоронение: Германия, г. Зорау, у военного городка https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65596432 https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage/?id=4257568&id1=e1db01cbf9fb5900e96592c0f69ad1cd&path=VS/002/058-0018003-0447/00000105.jpg

Шишов Михаил Гавриилович, 1905 г.р, б/п, в РККА с 1927, капитан, с 09.02.1941 командир 2-го отдельного мото-понтонного мостового батальона 2 ТД, пропал без вести в июне 1941,
Жена Вдовченко Евгения Александровна, г. Красноярск. Кировский р-н, 83-й квартал, барак № 52, кв. 20.
https://www.obd-memorial.ru/me...000051.jpg
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74242622 https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75147669

Шкельдин Юрий Александрович, 28.06.1920 г.р., ур. г. Ветлуга, Горьковская обл., лейтенант, последнее место службы - в/ч 4183, инженерно-понтонный взвод,
информация из карточки военнопленного: дата и место пленения: Кейдани (Литва) 29.06.1941, лагерь: офлаг XIII D (62), лагерный номер: 1326, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=272095518

Шубин Александр Георгиевич, 1919 г., призван в РККА в 1940 Сигнахский РВК, Сигнахский р-н Грузинская ССР, сержант, последнее место службы - 2 ТД 2 ПМБ, попал в плен 01.07.1941 у н.п. Россиены (Литва), освобожден и 19.05.1945 направлен в 236 АЗСП https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65469504

Юганов Александр Павлович, 1921 г.р., призван в РККА 23.10.1940 Троицкий РВК, Троицкий р-н, Челябинская обл., курсант, мото-понт. бат. 2 ТД , попал в плен 26.06.1941 н.п. Александраукс (Литва), освобожден. https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65138464

Юрасов Борис Николаевич, 03.07.1921 г.р., ур. г. Можайска Московской области, Член ВЛКСМ с 1937 г., В рядах КА с 1939 г. Младший лейтенант. Направлен для прохождения службы в г. Укмерге Литовской ССР (Прибалтийский ВО, ( п/я 569/10), где была сформирована (7.1940) 2-я танковая дивизия в составе 3 Мех.К.
В начале 1941 – находился в военных лагерях Ковенского района, дача Колотова (п/я 596/5), 9.2.1941 – командир технического взвода 2 отд. понт.-мост. бат. 2 тд 3 Мех.К. На 22.6.1941 – дивизия находилась в районе восточнее Каунаса. связь с родственниками прекратилась с 10.6.1941 г., пропал без вести (7.1941).
попал в плен (6.7.1941) в районе г. Двинска. находился в плену до 6.5.1945 г. Освобожден. http://mviu60.3dn.ru/publ/vypu...2-1-0-1037
http://www.pobeda1945.su/frontovik/45670

Юрченко Иван Константинович, 1920 г.р., призван в РККА в сентябре 1940 Чесменским РВК, Чесменский р-н, Челябинская обл., рядовой, последнее место службы: 2 МПБ 2 ТД, попал в плен в июле 1941 года под н.п. Россиены (Литва), освобожден 13.5.1945, 15.05.1945 направлен в 236 АЗСП, https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65130637


Кельме (лит. Kėdainiai, пол. Kiejdany, рус. Кейданы, Кейданяй) — город в центральной Литве, промышленный центр и транспортный узел.
Расе́йняй (лит. Raseiniai, жем. Raseinē, польск. Rosienie, рус. Россиены) — город в Расейнском районе Литвы, его центр. В Российской империи до 1917 года назывался Россиены.
---
Письма в личке с просьбами о помощи, удаляю не читая. Все поисковые заявки - исключительно через форум. Изучайте Рекомендации по Военно-Историческому Поиску!!! https://forum.vgd.ru/109/
Gnom7
Администратор
Вечно Ищущий...

Gnom7

Ленинград-Университет-Ломоносов
Сообщений: 3353
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2252
Тяжелый понтонный парк Н2П
1245x200isv_13.jpg
n2p_a.jpg
n2p_e.jpg
n2p_g.jpg
n2p_h.jpg

Задача преодоления (форсирования) водной преграды, которую приходится выполнять в ходе наступления, традиционно считается наиболее сложной для войск. Общеизвестно, что отступающая сторона всегда стремиться закрепиться на рубеже водной преграды, используя ее как труднопреодолимое для наступающих войск препятствие. В полосе обороны, как правило, заблаговременно разрушаются железнодорожные и автомобильные мосты, участки местности пригодные для устройства переправ минируются, в предполье, перед передним краем оборудуются участки с различными видами заграждений. Артиллерия обороняющихся заранее пристреливает и создает реперы на местности в предполагаемых районах сосредоточения наступающих войск и в районах наиболее выгодных для устройства переправ. В районах обороны и опорных пунктах проводятся всесторонние мероприятия инженерного обеспечения и оборудования позиций. Словом, отступающий противник, имеющий в своем тылу реку с широким руслом и достаточной протяженности (во избежание обходов), а также располагающий временем для подготовки рубежа обороны, имеет все шансы нанести наступающим войскам решающее поражение. Преодоление водной преграды в подобных условиях чревато значительными потерями в живой силе, вооружении и военной технике для наступающих войск. Успех форсирования водной преграды, захват плацдармов с последующим прорывом обороны противника во многом зависит от обеспеченности войск средствами преодоления водных преград. Важнейшими из таких средств являются разные виды понтонных парков, позволяющие в короткое время оборудовать мостовые и паромные переправы. До начала 30-х годов прошлого века на вооружении понтонно-мостовых частей и подразделений Русской, а в последствии и Красной армий состоял неплохо себя зарекомендовавший в период I мировой войны понтонно-весельный парк обр. 1872 г. системы П.П. Томиловского, перевозимый на специальных повозках системы полковника М.Я. Доморадского с помощью конной тяги. Его основу составляли 44 носовых и 12 средних металлических полупонтонов. С помощью комплекта парка имелась возможность
оборудовать понтонную переправу грузоподъемностью до 20 т и длиной 224 м. В конце 20-х - начале 30-х годов советское военное руководство начало активно осуществлять реформу вооруженных сил, направленную на создание массовых механизированных подвижных войск. Основываясь на опыте минувшей мировой войны, военные теоретики не без основания полагали, что соединения и части имеющие на вооружении значительное количество танков и бронеавтомобилей, при поддержке артиллерии на мех. тяге и авиации, способны не только прорывать хорошо укрепленные полосы обороны на всю глубину, но и обеспечивать эффективное преследование отходящих войск противника, не давая тому оторваться и закрепиться на выгодных рубежах. Наличие на вооружении современных, механизированных средств преодоления водных преград, способных передвигаться непосредственно за боевыми порядками войск первых эшелонов, приобретало едва ли не первостепенное значение, особенно на европейском ТВД, характеризующимся наличием большего количество крупных рек и озер. Перевозимый конной тягой парк Томиловского использовать для обеспечения боевых действий подвижных войск не представлялось возможным: комплект парка перемещался слишком медленно, оборудование переправ из-за отсутствия средств механизации процесса сборки мостов и паромов недопустимо затягивалось. Кроме того, в СССР в начале 30-х годов уже приступили к созданию тяжелых и средних танков массой более 20 т. Переправу такой техники парк Томиловского так же не обеспечивал. В 1930 г. РВС СССР принимается программа "Система инженерного вооружения". В рамках этой программы на научные коллективы инженерного факультета Ленинградской Военно-технической академии (до 2006 г. Военно-инженерная академия им. Куйбышева г. Москва) и Инженерного института РККА (ныне 15-й ЦНИИИ инженерных войск им. Карбышева пгт Нахабино Московской области) была возложена задача по созданию тяжелого понтонного механизированного парка для замены в войсках парка Томиловского. Для непосредственной работы по созданию нового парка была создана группа военных инженеров в составе С.В. Завадского, Б.Н. Корчемкина, Н.А. Тренке и А.И. Угличиничева под руководством профессора И.Г. Попова. Проект элементов парка создавался на основе конструкторских решений аналогичных элементов парка системы Томиловского. К середине 1931 г. опытно-конструкторские работы были в основном завершены и осенью того же года проект поступил на рассмотрение в Военно-инжинерное управление РККА. В 1932 г. парк был принят на вооружение под обозначением "Тяжелый понтонный парк Н2П обр. 1932 г." Производство комплекта парка первоначально планировалось организовать на Коломенском машиностроительном заводе (ныне ОАО "Коломенский завод"), однако из-за технологических трудностей и отсутствия опыта в производстве подобной продукции на выбранном предприятии, заказ передали в том же году на Мордовщиковский судомостовой завод (ныне ОАО "Окская судоверфь" г. Навашино Нижегородской области). До начала Великой Отечественной войны было изготовлено и поставлено в войска 45 комплектов парка Н2П. За годы войны было произведено еще 96 комплектов, кроме того начиная с 1942 г. и до конца войны в армейских и фронтовых инженерных мастерских было изготовлено 293 комплекта деревянного аналога Н2П - ДМП-41 и ДМП-42. Производство Н2П было завершено во второй половине 1945 г..

Тяжелый понтонный парк Н2П предназначен для наведения мостов на плавучих опорах грузоподъемностью от 16 до 60 тонн, организации паромных переправ грузоподъемностью от 16 до 60 тонн, а также в исключительных случаях и для организации десантных переправ стрелковых подразделений и артиллерийских систем калибра до 76мм включительно с использованием понтонов в качестве десантных средств. Кроме того, парк Н2П позволяет возводить мосты на жестких опорах длиной 45 метров под грузы 16 тонн или длиной 26 метров под грузы 24 тонны. В комплект парка входили четыре группы имущества: группа понтонов, группа верхних строений, группа козловых опор, группа моторных средств и имущество не вошедшее в группы.
В группы включались:
Группа понтонов:
- носовых полупонтонов ............................................. 33
- средних полупонтонов .............................................. 16
Группа верхних строений:
- полупрогоны ........................................................... 210
- щиты настилочные нормальные ........................... 450
- щиты лобовые .......................................................... 48
- доски связи ................................. ...............................36
- брусы колесоотбойные длинные............................. 108
- брусы колесоотбойные короткие .............................36
- въездные аппарели ................................................... 16
Группа козловых опор:
- перекладины козловые ................................................6
- ноги козловые ............................................................12
- шпоры козловые............................. ...........................12
- консольные балки ......................................................27
Группа моторных средств:
- буксирно-моторные катера БМК-70 (БМК-90) .......... 3
- легкие катера типа полуглиссер НКЛ-27.................... 3
- забортные агрегаты СЗ-20 или мотор-
-весла МВ-72 (МВ-180) ..................................................16
Прочие средства:
- саперный дальномер ......................................................3
- гидроспидометры .......................................................... 3
- костюмы плавательные ПКТ ...................................... 6
- круги спасательные .....................................................48
- тали цепные 3-х тонные................................................ 3
- колесный ход ............................................................... 96
Носовые и средние полупонтоны использовались в качестве наплавных опор понтонного моста, элементов для сборки паромных и десантных средств преодоления водной преграды и представляют собой металлическую конструкцию коробчатого типа, открытую сверху. Основу конструкции полупонтона составляет стальной каркас, в свою очередь, состоящий из стрингера и ряда шпангоутов,обшитых стальными 1, 5 мм листами. Скуловой пояс полупонтона на месте соединения бортов с днищем выполняется из стальных полос толщиной 2, 5 мм. Во всех видах сборок полупонтоны самостоятельно не используются, а соединяются в одинарные (2 полупонтона) или полуторные (3 полупонтона) понтона. Изделия из групп верхних строений и козловых опор представляют собой простые металлические конструкции, предназначенные для сборки настила моста, ограждений, а также жестких мостовых опор. Буксирные катера предназначены для буксировки передвижных паромов. Могут использоваться для механизации сборочных работ при наведении наплавных мостов. Катер БМК-70 имеет сваренный из 1,5 мм стальных листов корпус. Носовая часть несколько приподнята. на днище смонтирован металлический туннель для винта трубчатого типа. Носовая и кормовая части корпуса катера прикрыты металлическими палубами. В качестве двигателя используется карбюраторный двигатель ЗИС-5 (может устанавливаться двигатель ГАЗ-11). Легкий быстроходный катер НКЛ-27 предназначен для разведки рек и связи. Может использоваться для механизации сборочных работ во время оборудования переправ различных типов. Забортные агрегаты и мотор-весла служат для перемещения полупонтонов во время сборки моста. В виде исключения, могут применяться для перемещения паромов и десантных средств. Представляют собой устройства состоящие из маломощного карбюраторного двигателя, толкающего винта и средств управления. Монтируются в кормовой части полупонтона. Устройство мотор-весло получило свое название из-за формы толкающего винта, формой напоминающей весло. Колесный ход (по два на полупонтон) предназначены для перемещения разгруженных полупонтонов к воде. Допускается буксировка полупонтонов на колесном ходу на небольшие расстояния.
Понтонный парк Н2П поставлялся в войска без средств транспортировки. Парк поступивший на вооружение моторизованного понтонно-мостового батальона , уже в войсках комплектовали специальными автомобилями на базе 3-х тонного грузового автомобиля ЗИС-5 и прицепами-роспусками. В войсковой комплект моторизованного парка Н2П входили:
-специальные автомобили ЗИС-5 для транспортировки полупонтонов...................................................................................................48
- специальные автомобили ЗИС-5 для буксировки прицепов-роспусков и для перевозки пролетных строений, опор и аппарелей.............................................................................34
- специальные автомобили ЗИС-5 для буксировки буксирных катеров........3
- специальные автомобили для буксировки легких быстроходных катеров 3
- специальные прицепы-роспуски...................................................................34
- прицепы для перевозки катеров.................................................................... 6
- автомобиль-заправщик БЗ-35.........................................................................1
Всего в комплект моторизованного парка включалось 89 автомобилей.
На вооружении понтонно-мостовых батальонов имелся лишь комплект парка со специальными прицепами, но без средств тяги. В случае необходимости для перевозки комплекта парка батальону придавалось автомобильное подразделение. Для перевозки парка с помощью необорудованных бортовых автомобилей требовалось 62 3-х тонных грузовых машин. Нередко, особенно в период войны для перевозки комплекта парка понтонно-мостовому батальону придавалось аналогичное количество гусеничных транспортных тракторов. С началом серийного производства парка его конструкция и состав постоянно совершенствовались. В 1935 г. был изготовлен опытный комплект парка выполненный из алюминиевого сплава, однако из-за общего дефицита этого металла в стране, от серийного производства таких парков пришлось отказаться. В том же году был спроектирован и введен в комплект парка буксирный катер БМК-70. Надо отметить, что парки Н2П выпуска 1932-1936 гг средств механизации процесса сборки переправочных средств не имели. В следующем 1936 г. в состав парка включаются забортные агрегаты СЗ-20. В 1941 г. парк проходит незначительную модернизацию. Модификация под обозначением Н2П-41 принимается на вооружение и к серийному производству. Основное отличие модификации от первоначальной модели состояло в упрощении конструкции полупрогонов и козловых опор. Количество буксирных катеров и легких быстроходных катеров в комплекте было уменьшено до двух каждого вида. Как уже упоминалось, в годы войны в войсковых мастерских производились упрощенные деревянные аналоги Н2П - понтонные парки ДПМ-41 и ДПМ-42. В 1943 г. маломощные забортные агрегаты СЗ-20 заменяются на более совершенные мотор-весла М-72. Последняя модернизация парка была проведена в 1945 г. Изменения коснулись конструкции элементов каркаса полупонтонов, в связи с чем заметно изменились их очертания, в конструкции козловых опор была увеличена длина ригелей, а также элементов настила. Новая модификация парка получила обозначение Н2П-45. До конца войны было произведено всего несколько комплектов таких парков, после чего серийное производство понтонных парков типа Н2П было прекращено. Тяжелый понтонный парк Н2П до конца войны оставался одним из лучших парков этого типа. Его конструкция была заимствована при проектировании нескольких зарубежных парков. Несколько комплектов парка, захваченные немцами в начальный период войны использовались в вермахте.

По предвоенным штатам парки Н2П должны были иметь:

- Инженерный полк РВГК (существовало 18 инженерных полков) - 1 парк Н2П (и 1 легкий парк Н2П);
- Понтонно-мостовой полк РВГК(существовало 16 таких полков) - 2 парка Н2П;
- Отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон армии -1 парк Н2П;
- Отдельный резервный парк Н2П армии;
- Отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон танковой дивизии -1 парк Н2П.

Возможности парка Н2П обр. 1932г. по наводке мостов:

- Наплавной мост под грузы 16 тонн (10 тонн на ось) длиной 167 метров за 2 часа. Расчет личного состава - 33 сапера, 264 понтонера.
- Наплавной мост под грузы 20 тонн (10 тонн на ось) длиной 167 метров за 4 часа 10 мин. Расчет личного состава - 36 сапера, 288 понтонеров.
- Наплавной мост под грузы 30 тонн (15 тонн на ось) длиной 106 метров за 2 часа 13 минут. Расчет личного состава - 22 сапера, 264 понтонера.
- Наплавной мост под грузы 35 тонн (15 тонн на ось) длиной 108 метров за 4 часа 16 минут. Расчет личного состава - 24 сапера, 288 понтонеров.
- Наплавной мост под грузы 40 тонн (15 тонн на ось) длиной 84метра за 3 часа 18 минут. Расчет личного состава - 25 саперов, 300 понтонеров.
- Наплавной мост под грузы 60 тонн (15 тонн на ось) длиной 61 метр за 3 часа 10 минут. Расчет личного состава - 22 сапера, 264 понтонеров.
- Мост на жестких опорах под грузы 16 тонн (10 тонн на ось) длиной 45 метров за 1.5 часа. Расчет личного состава - 9 саперов, 72 понтонера.
- Мост на жестких опорах под грузы 24 тонны (10 тонн на ось) длиной 26 метров за 2 часа. Расчет личного состава - 9 саперов, 72 понтонера.

http://cris9.armforc.ru/isv_n2p.htm
---
Письма в личке с просьбами о помощи, удаляю не читая. Все поисковые заявки - исключительно через форум. Изучайте Рекомендации по Военно-Историческому Поиску!!! https://forum.vgd.ru/109/
Gnom7
Администратор
Вечно Ищущий...

Gnom7

Ленинград-Университет-Ломоносов
Сообщений: 3353
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2252
Пока складываем сюда все, что найдется по 3 МК.

3 механизированный корпус

2 танковая дивизия - в/ч 4115
3 танковый полк - в/ч 4333
4 танковый полк - в/ч 4103
2 мотострелковый полк
2 гаубичный артиллерийский полк - в/ч 4244
2 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион - в/ч 4271
2 автотранспортный батальон - в/ч 4319
2 разведывательный батальон - в/ч 4339
2 понтонно-мостовой батальон - в/ч 4183
2 отдельный батальон связи - в/ч 4242
2 ремонтно-восстановительный батальон - в/ч 4153,
2 медико-санитарный батальон - в/ч 4261

остальные части (ррег - в/ч 4216, пхз - в/ч 4118) по номеру дивизии кроме 298 полевой почтовой станции и 389 полевой кассы Госбанка

5 танковая дивизия - в/ч 5430
9 танковый полк - в/ч 5502
10 танковый полк - в/ч 5604
5 мотострелковый полк - в/ч 5434
5 гаубичный артиллерийский полк - в/ч 5548
5 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион - в/ч 5602
5 разведывательный батальон - в/ч 5515
5 понтонно-мостовой батальон - в/ч 5525
5 отдельный батальон связи - в/ч 5662
5 автотранспортный батальон - в/ч 5541
5 ремонтно-восстановительный батальон - в/ч 5509
5 медсанбат - в/ч 5450

остальные части (ррег - в/ч 5460, пхз - в/ч 5507) по номеру дивизии кроме 60 полевой почтовой станции и 68 полевой кассы Госбанка

84 моторизованная дивизия им. Тульского пролетариата - в/ч 3090
41 мотострелковый полк - в/ч 3336
201 мотострелковый полк - в/ч 3444
46 танковый полк - в/ч 3455
74 артиллерийский полк - в/ч 3347
116 разведывательный батальон - в/ч 3383
122 отдельный истребительно-противотанковый дивизион - в/ч 3061
349 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион - в/ч 3064
122 легкий инженерный батальон - в/ч 3302
71 отдельный батальон связи - в/ч 3053
169 артиллерийский парковый дивизион - в/ч 3381
102 медико-санитарный батальон - в/ч 3317
122 автотранспортный батальон - в/ч 3047
27 ремонтно-восстановительный батальон
56 рота регулирования - в/ч 3214
55 полевой хлебозавод - в/ч 3093
103 полевая почтовая станция
370 полевая касса Госбанка
1 мотоциклетный полк - в/ч 4270
132 отдельный батальон связи
46 отдельный мотоинженерный батальон - в/ч 4383
103 корпусная авиационная эскадрилья - в/ч 1922
15 полевая почтовая станция
67 полевой хлебозавод

---
Письма в личке с просьбами о помощи, удаляю не читая. Все поисковые заявки - исключительно через форум. Изучайте Рекомендации по Военно-Историческому Поиску!!! https://forum.vgd.ru/109/
К данной теме присоединена тема "2-й понт.-мост. бат. 2 ТД (I ф) 3 Мех. корп. 1941 год." (9 июля 2016 21:55)
kamasja59
Новичок

Сообщений: 19
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 20
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как расшифровать это сокращение 30 понт. мех. бат.?
Последнее место службы 30 понт. мех. бат.
Воинское звание рядовой
Причина выбытия попал в плен (освобожден)
Дата выбытия 27.09.1941
Это Понтонный механизированный батальон или батарея? И, если можно, подскажите, в состав какого полка, армии, он входил в сентябре 1941 года?
Alexandr1984a

Сообщений: 509
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 1276

kamasja59 написал:
[q]
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как расшифровать это сокращение 30 понт. мех. бат.?
Последнее место службы 30 понт. мех. бат.
Воинское звание рядовой
Причина выбытия попал в плен (освобожден)
Дата выбытия 27.09.1941
Это Понтонный механизированный батальон или батарея? И, если можно, подскажите, в состав какого полка, армии, он входил в сентябре 1941 года?
[/q]


Здравствуйте! Вероятно, это 30-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон (фронтового подчинения). Входил в состав Юго-Западного фронта, участвовал в боях на Украине, в т.ч. под Киевом. Жаль, нет самого документа о пленении.
http://www.teatrskazka.com/Raz...27_05.html
30 отдельный понтонно-мостовой батальон Юго-Западного фронта 15.7.41-7.11.41 Расформирован


Jorney
Новичок

Сообщений: 10
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 8
Здравствуйте.

Ищу своего прадеда Бутара Валентина Федоровича 1914 г. р. Знаю что он служил в 60 понтонно - мостовом батальон.

14.09.1943 г. был награждён медалью за отвагу.

20.04.1945 г. был награждён медалью за оборону Москвы.

Скажите пожалуйста, есть ли ещё какие нибудь наградные листы моего прадеда. Просто по словам моей бабушки он ещё был награждён орденом Отечественной войны.

С уважением JORNEY.
← Назад    Вперед →Модераторы: Ella, Gnom7, Gogin10, tatust
Вверх ⇈