23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ АВИАПОЛК
им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского
EllaМодератор раздела ДОНЕЦК, ДНР Сообщений: 20891 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 3544 | Наверх ##
15 апреля 2011 23:33 23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ им. Богдана Хмельницкого и Александра Невского АВИАПОЛК --- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ. | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
16 апреля 2011 14:46 13 марта 20:2823 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ им. Богдана Хмельницкого и Александра Невског спустя много лет после смерти моего деда,когда сообщить о интересующей меня информации уже некому было,я занялась посками своих корней..одна из ветвей привела к книге В.Б.Емельяненко" Воздушный мост-спасение во тьме",где писалось о моем дедушке Фадееве Якове Михайловиче летчике ,совершавшим тяжелые и опасные полеты в тыл врага, оккупировавшим Крымский полуостров.Дальнейший поиск вывел случайно на сайт средней школы находящейся в Крыму Белогорском районе с.Заветное.Где собрана потрясающая информация об Ичкинском партизанском отряде и 23 Берлинском авиационном полке им.Б.Хмельницкого и Александра Невского. сайт см. http://zavsch-kp.ru/ каково ж было мое удивление,когда я связалась с этой школой!!! хранитель музея, бывший директор школы,бывший партизан Ичкинского отряда- Олейников Николай Иванович был жив!!!!! и приглашал меня к ним в гости!!!!! моя душа пела и плясала!!! прилагаю ниже фотоотчет музея ,может кто-то увидит на фотографиях знакомые лица,увидит близкие сердцу фамилии....В действующей армии: 28.01.42 - 03.09.42 (Северо-Кавказская оаг ГВФ) 04.09.42 - 07.11.42 (Закавказская оаг ГВФ) 08.11.42 - 24.11.44 (8 оап ГВФ) 25.11.44 - 11.05.45 (23 оап ГВФ) В декабре 1941 г. отряды Азово-Черноморского управления воздушного флота были преобразованы в Северо-Кавказскую особую авиагруппу ГВФ для обеспечения боевых действий наземных войск и частей ВВС, сражающихся против захватчиков, рвавшихся на Кубань и Кавказ. 03.09.42 г. была сформирована Закавказская особая авиагруппа ГВФ, в состав которой влилась бывшая Северо-Кавказская оаг. 07.11.42 г. авиагруппа переформирована в авиаполк - 8 оап ГВФ. В период 1942-43 гг. полк оказал большую помощь защитникам Кавказа, действовавшим против частей противника. На своих транспортных самолетах По-2, ПР-5, АНТ-9, К-5, ПС-41, Ли-2 летчики авиаполка выполняли полеты на перевалах главного Кавказского хребта в условиях активного действия вражеской авиации, по глубоким ущельям выходили к своим войскам и выполняли посадки на пятачки перевалов Маруха, Клухора, Адомза, доставляя наземным войскам боеприпасы, снаряжение и продовольствие. Кроме того, экипажи полка выполняли полеты на партизанские аэродромы. С ноября 1942 г. по июнь 1943 г. авиаполк входил в состав 4 ВА, а затем был переведен на Воронежский фронт во 2 ВА. Авиаполк принимал участие в разгроме немецких войск на Курской дуге, в освобождении Украины, форсировании Днепра. В дальнейшем участвовал в изгнание захватчиков с территории Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии. 24.11.44 г. полк переименован в 23 оап ГВФ. За успешное выполнение боевых заданий по доставке военных грузов, вывоз раненых Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.04.45 г. полк был награжден орденом Александра Невского, 04.06.45 г. полку присвоено почетное наименование Берлинский. В этот же день за обеспечение Дрезденской операции полк награжден орденом Богдана Хмельницкого 2 степени. За годы войны летчики полка провели в воздухе 116295 часов, совершили в тыл противника (в основном в Крым) 463 полета, перевезли 425 десантников, 7379,8 тонны боеприпасов, 5453 раненых бойцов. 08.07.45 г. 23 авиаполку, как символ воинской доблести, чести и славы, вручено знамя. После войны полк был расформирован. источник: http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/trap8gvf.dat******************************* [q] ВСЕ ФОТОГРАФИИ ЛЕТЧИКОВ ,ТЕХ.ПЕРСОНАЛА ПОЛКА, АЛЬБОМА ПОЛКА- БЫЛИ ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ХРАНИТЕЛЕМ МУЗЕЯ И ДИРЕКТОРОМ ЗАВЕТНЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ [/q] ЗА ЧТО ОГРОМНЫЙ НИЗКИЙ ПОКЛОН И САМАЯ СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ!!!! http://sovetskoe.schools.in.ua/zavetnenskaya/our/***************************************** фамилии в теме лётчик 80-й эскадрильи 6-го гв. истребительного авиаполка ВВС ЧФ ______________________ - Бараныченко А.Е. (Бараниченко А.Е.) стр
- Морозов Алексей Гераисмович стр 1.
- Фадеев Яков Михайлович стр
_________________ изображения знаков 23-го отдельного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиационного полка ГВФ. источник http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?t=272081______________________ В сентябре 1942 года знаменитый Алексей Сурков написал стихотворение о летчике, который занимался, казалось бы, незаметным делом: "Он осенью поздней и летом На малых высотах сновал. Возил комиссарам газеты, Возил командирам пакеты И их под расписку сдавал". Написал поэт и о том, какую цену приходилось платить за выполнение этой работы: "Враги на куски разорвали Горящий его самолет. Его огородником звали. Его кукурузником звали, А был он геройский пилот". http://www.kommersant.ru/doc/2618628От сюда же "Здесь на юге немцы иронически назвали эти самолеты "Руссфанер". В самом деле, что это за деревянная авиация с полотняными плоскостями? Что это за скорость — от 100 до 150 километров в час? Что это за звук мотора, напоминающий мотоциклетку, едущую по плохой дороге? И, наконец, что это за странная идея при помощи таких ветхозаветных аппаратов бомбить немецкие войска? Так было в первые дни, когда пилоты этих импровизированных бомбардировщиков еще не имели опыта ночных полетов. К тому же у них тогда не было ракет, чтобы осветить немцев, и мелкие бомбы они сбрасывали просто руками, предварительно насыпав их в кабину. Но русские — упрямый народ, и если им однажды пришла в голову хорошая идея, они рано или поздно осуществят ее с подлинным русским размахом. Да, самолет склеен из полотна и фанеры, но зато он легок, зато он может где угодно сесть и откуда угодно взлететь в полной темноте. Да, его скорость — 100-150 километров в час, но зато он может бомбить ночью с такой точностью, какая не снилась ни одному пикирующему бомбардировщику... Каждую ночь семь-девять часов в воздухе, каждую ночь пять-шесть боевых вылетов, каждую ночь наши маленькие "Руссфанер" сбрасывают на немцев тонны бомб. Иногда он не отстает в этом от тяжелого бомбардировщика, а иногда даже обгоняет его". | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
16 апреля 2011 14:58 12 июня 2023 17:55 23 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ им. Богдана Хмельницкого и Александра Невско | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
16 апреля 2011 15:14 13 марта 20:3523 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ Чачанидзе Георгий Спиридонович на фото из музея Заветненской с.ш.: КОМАНДНЫЙ И НАЧАЛЬСТВУЮЩИЙ СОСТАВЧачанидзе Г.С [ Изображение на стороннем сайте: 0c688a9d27d5t.jpg ] с первых дней ВОВ летные отряды Азово-Черноморского управления ГВФ были преобразованы в Северо-Закавказскую особую авиагруппу ,которая учавствовала в составе ВВС как авиатранспортное подразделение обеспечивающее боевые действия наземных войск и частей ВВС. в ноябре 1942 г.Северо-Кавказская особая группа ГВФ была перегруппирована -в нее вошли подразделения из Грузинского управления ГВФ и таким образом был создан 8 отд. авиаполк ГВФ переименнованный затем в 23 отд.авиаполк ГВФ _________________________________________________________ Георгий Спиридонович Чачанидзе Страна: СССР Годы жизни: 1902 - Вид авиации: Транспортная Категория: Летчик Места службы: Сев.Кав. оаг - 23 оап ГВФ 1941÷05.45 Командир авиагруппы командир полка В гражданском воздушном флоте с 1931 года. До войны был зам. начальника Грузинского управления ГВФ, с 1936 г. - начальником этого управления. С началом войны руководил авиацией ГВФ, обслуживавшей войска на Северо-Кавказском, Крымском и Закавказском фронтах. С декабря 1941 г. возглавлял Северо-Кавказскую особую авиагруппу ГВФ ( в сентябре 1942 г. переобразована в Закавказскую оаг). В ноябре авиагруппа переформирована в 8 оап ГВФ (с 24.11.44 - 23 оап), командиром которого продолжал оставаться майор Чачанидзе. Источники информации: 1. Электронный банк документов 'Подвиг народа' 2. ЦАМО, ф. 33, оп. 682525, д. 199, л. 172. 3. ЦАМО, ф. 33, оп. 682526, д. 668, л. 134. http://allaces.ru/p/people.php?id=00000017990___________________________________ из книги Тарасенко" под крылом самолета". Работой летного состава руководили командиры,политработники,дежурные диспетчеры.Перед ответственными полетами последнее напутствие обычно давал командир полка Г.С.Чачанидзе.У него было неизменное правило-лично проверять готовность летчиков к выполнению задания.Он в таких случаях прибывал на аэродром,беседовал с экипажем,шутил. _______________________________________________ Чачанидзе Георгий Спиридонович год рождения __.__.1902 майор в РККА с __.__.1942 года Орден Красного Знамени Архив ЦАМО фонд 33 опись 686044 единица хранения 4688 _______________________________________ год рождения __.__.1902 б/зв. в РККА с __.__.1931 года Орден Красной Звезды Архив ЦАМО фонд 33 опись 682525 единица хранения 199 _____________________________________________ подполковник в РККА с 01.09.1942 года Архив ЦАМО фонд 33 опись 690155 единица хранения 6688 Орден Отечественной войны I степени __________________________ Архив ЦАМО фонд 33 опись 690306 единица хранения 3242 подполковник в РККА с __.09.1942 года Орден Александра Невского Чачанидзе Г.С. http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000017990 на сайте http://podvignaroda.mil.ru/ награжден орденами: "Красной Звезды","Красного знамени",Великой Отечественной в-ны II степени" ______________ ______________ Чачанидзе Г.С. и Донец С.Т. среди работников БАО ____________ http://allaces.ru/p/people.php?id=17990В гражданском воздушном флоте с 1931 года. До войны был зам. начальника Грузинского управления ГВФ, с 1936 г. - начальником этого управления. С началом войны руководил авиацией ГВФ, обслуживавшей войска на Северо-Кавказском, Крымском и Закавказском фронтах. С декабря 1941 г. возглавлял Северо-Кавказскую особую авиагруппу ГВФ (в сентябре 1942 г. переобразована в Закавказскую оаг). В ноябре авиагруппа переформирована в 8 оап ГВФ (с 24.11.44 - 23 оап), командиром которого продолжал оставаться майор Чачанидзе. Награжден орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степеней, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Источники информации: 1. Генеалогический форум ВГД 2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 10955722 3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 16372316 4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 22209746 5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 36418323 6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 43460884 7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1532183918 | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
16 апреля 2011 16:17 12 июня 2023 18:3523 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ командир звена Нижник Иван Яковлевич, [ Изображение на стороннем сайте: 4025d28cb392t.jpg ] схема полетов [ Изображение на стороннем сайте: 9315bf306dd6t.jpg ] расшифровка схемы [ Изображение на стороннем сайте: fec9bfcc8844t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 0bc75d796004t.jpg ] _______________________________________ В книге А.Македонского"пламя над Крымом" нашла строки о летчике И.Я.Нижнике : [ Изображение на стороннем сайте: 35b65d392c68t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 7d0870a3843et.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 3c9110a160e6t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: d57cdf4c8709t.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 601033dd29bbt.jpg ] так же нашла в "ученых записках национального университета Вернадского" спецвыпуск №1 "история Украины",том23(62) автор Ткаченко С.Н."АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ПО СНАБЖЕНИЮ КРЫМСКИХ ПАРТИЗАН В ИЮНЕ 1943- АПРЕЛЕ 1944гг" Где говорится о самом авиаполке,этапах его реорганизации, местах куда летали,координаты высот, о пилотах звена 5 эскадрильи под командованием Нижника И.Я. : Н.А.Огаркове,Л.К.Краснове,В.И.Царевском,В.И.Булгакове,Я.М.Фадееве,Ф.Мордовце... http://flickor.ifolder.ru/24497084________________________________________________________ Нижник Иван Яковлевич год рождения __.__.1915 мл. лейтенант в РККА с 23.06.1941 года место призыва: Краснодарский ГВК, Краснодарский край, г. Краснодар Орден Отечественной войны II степени Приказ или указ: Архив ЦАМО фонд 33 опись 682526 единица хранения 668 _________________________________________ Орден Красного Знамени мл. лейтенант в РККА с __.__.1936 года Архив ЦАМО фонд 33 опись 682526 единица хранения 1328 В Зуйских лесах (второй район) была сооружена посадочная площадка, на которой приземлялись транспортные самолеты, доставлявшие партизанам оружие, боеприпасы, литературу и вывозившие больных и раненых партизан. Прокладывая путь к партизанам Крыма, советские летчики проявили исключительный героизм. Полеты к партизанам, совершавшиеся только ночью, были сопряжены с огромными трудностями. Посадку и взлет летчики производили на примитивном, неосвещенном аэродроме. По пути в Крым им приходилась выдерживать сильный заградительный огонь вражеской зенитной артиллерии. Но ничто не останавливало героев-летчиков. В этих операциях особенно отличились Герои Советского Союза Кашуба, Езерский, Таран, Герасимов, летчики Смирнов, Фадеев, Царевский, Калмыков, Нижник, Москалина, Бабий. http://coollib.com/b/232917/read*********************************** ура!!! нашла близких Ивана Яковлевича!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Жанна Полякова и Маргарита Мищенко !!!!!!!!!!!!! ЦИТИРУЮ: О Нижнике И.Я. Я могу только сказать, что Нижник И.Я. похоронен в п. Щебетовка Феодосийского р-на. Моя мама Нижник А.А. ухаживала за могилой до своей смерти. Потом я ухаживала за могилой. Делала ремонт памятника. В данный момент я не живу в Крыму с 2006 года. Когда приезжаю на несколько дней (из Мелитополя) навожу порядок на могилке. Фотографии забрали дети Ивана яковлевича Виктория и Яков.У меня ничего не осталось. Разве что фотографии, где он с мамой в их бытность супругами. Дети живут в Латвии. ************************************* http://novoross.info/ecskluziv...hadka.htmlКрым - край русский: "Шестая страшенная площадка" Многие знают, что крымских партизан в 1942-1944 годах поддерживала авиация, снабжая продовольствием, оружием, обмундированием, вывозя на Большую землю раненых и больных. Некоторые могут назвать, а опытные туристы – ещё и показать, основные площадки, с которых взлетали самолёты. В целом известно их пять, даже по данным архивных документов: первая, Тарьер, в Крымском заповеднике; вторая, Иваненкова казарма, на Долгоруковской яйле, чуть севернее; третья, «малая» - на нагорье Орта-Сырт в зуйских лесах; четвертая и пятая на Караби-Яйле, причём называется одна «Большим баксанским аэродромом». Но совсем единицы знают, что была ещё одна площадка, на границе старокрымского и эльбузлинского лесов. И полёты советских летчиков на неё связаны с интереснейшей историей спецгруппы разведчиков и спасения Героя Советского Союза! ................................... Еле смогли связаться с Кавказом – в группе десантников была радистка Тася Опарина – и попросили помощи. На пятнадцатые сутки блужданий прилетел самолёт, но на условленную площадку для сброса груз не скинул из-за облачности. Кашуба разозлился, послав радиограмму: «Пошлите не болта, а лётчика!». Пилот Иван Нижник (это он прилетал) на давнего друга по аэроклубу не обиделся, но уже в следующую ночь с маленькой «уточки» сбросил партизанам и десантникам восемь мешков с продуктами. Потом ещё летали на Р-5 Владимир Булгаков и Владимир Бычков, сбрасывали продовольствие, оружие, боеприпасы. Вскоре встретились с небольшим отрядом партизан под командованием Куртсеита Муратова и Сандро Чачхиани. Всего стало около полсотни человек, пилот Павлов назначен начштаба. В начале апреля получили радиограмму: «Подготовить площадку для приёмки трех самолётов, на которых экипажу Кашубы прибыть на Большую землю. Отряд передать Чачхиани. Булатов». Начались поиски подходящей площадки. И подготовка лётчиков на кавказских аэродромах – нужны опытнейшие. Вызвались лететь Иван Нижник, Николай Огарков и Виктор Царевский, хорошо знавшие Кашубу и маршруты полётов в Крым. Командование Гражданского воздушного флота согласилось. А вот с площадкой получилось не очень…. Подходящей для приёма нескольких более вместительных самолётов партизаны так и не обнаружили. Потому Кашуба схитрил, радируя, что нашёл подходящую площадку – чуть не целый аэродром! Но попросил маленькие У-2. Пилоты-друзья поняли замысел, но виду не подали – чем меньше начальство знает…. Полетели с аэродрома Агой в ночь с 18 на 19 апреля. В пути сначала шли тройкой – по авиационному, «звеном»: Нижник ведущий, Огарков и Царевский - ведомые. По пути отказывали приборы у Нижника, но всё равно шли до Керченского пролива. Над Чаудой их осветили прожектора, а в районе бухты Двуякорной строй был разбит плотным зенитным огнём. В самолёте Царевского поразили топливный бак, и пилот повернул назад, кстати, вернувшись чудом. В суматохе обстрела лётчики потеряли друг друга, и уже самостоятельно выходили на площадку. Сели почти одновременно, Нижник немного быстрее. И диву дались, чуть «не гробанувшись»! Площадка представляла собой сырое картофельное поле, метров тридцать в ширину и полтораста в длину. Да ещё с уклоном, да ещё в километре от неё стояла румынская застава! Расчёт был только на нежелание румын воевать, они и, правда, не сунулись. Около пятнадцати партизан провожали Кашубу и Павлова. Лётчики, заросшие бородами и сильно похудевшие, отдали остающимся всё съестное: крошки, муку…. Взлетели благополучно, успешно прибыли и на Кавказ. За спасательный полёт Нижник и Огарков получили по ордену Красного Знамени. Кашуба, к чести героя, добился, чтобы эвакуировали остальных членов своего экипажа и больных десантников. Как вспоминал Нижник в беседе с другим Героем Советского Союза, авиатором и писателем Василием Емельяненко, разведотдел посылал на площадку летчика Колдылаева с каким-то агентурным разведчиком, но самолёт разбился и сгорел. «Обожглись на нем, и площадку с учёта сняли, - рассказывал Иван Яковлевич, в преклонных годах живший в Щебетовке. - Её ещё называли «страшенной»!» Нижник скончался, и похоронен в щебетовской земле. В принципе, недалеко от «своей» «страшенной». Сейчас площадка частично заросла кустарником, и по ней ходят стреноженные лошади – пасутся. Всего в паре километров село Переваловка, раньше – деревня Эльбузлы. Дороги мимо бывшего колхозного поля разбиты лесовозами, и добраться до места можно только пешком. Конечно, никаких памятных знаков на «страшенной» нет. ........... ............................... Сергей Ткаченко или эта же статья тут http://www.pravda.crimea.ua/ne...ogo-soyuza************************** книга для скачивания http://irsl.narod.ru/books/M_Makedonski/CTP_116-121.pdf*************************************** http://www.e-reading.biz/chapt...retno.html................................. Летчик Иван Нижник, который после госпиталя был зачислен в 8-й отдельный авиаполк ГВФ и тоже начал летать к партизанам, впоследствии рассказывал: «Это была каторжная работа, которая не шла ни в какое сравнение с полетами к белорусским партизанам». Как вспоминал Яков Фадеев: «Каждая посадка — это смертельный риск. Ничего не видно. Костры дают только направление. Прицелился на них и пошел вниз, как в преисподнюю. Нисколько не лучше и взлет. Площадка имеет уклон, дашь газ, а изношенный моторишко в сто лошадиных сил на той высоте еле тянет. Бежишь-бежишь на тот уклон, а впереди гора «Подкова» с отметкой 1025 метров. Начнешь подрывать машину, а она без скоростенки кряхтит, качается, того и гляди ветром завалит. Оторвешься с двумя пассажирами, и из-под шлема ручьи текут» [73, с. 146]. ****************************************** http://sn-histor.crimea.edu/arhiv/2010/uch_23_1h/20.pdfАНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ПО СНАБЖЕНИЮ КРЫМСКИХ ПАРТИЗАН В ИЮНЕ 1943 – АПРЕЛЕ 1944 гг. 8-й отдельный авиационный полк ГВФ (08.11.1942 – 24.11.1944) назывался да- лее 23-й отдельный авиационный Берлинский орденов Александра Невского и Бо- гдана Хмельницкого 2-й степени полк ГВФ. Именно звено 5-й эскадрильи этого полка под командованием И.Я.Нижника совершило беспримерные полёты на поса- дочные площадки крымских партизан на легкомоторных самолётах типа У-2 и ПР-5 в изучаемый период. В звене были самолёты У-2, С-2 (санитарный вариант У-2) и ПР-5 (санитарный вариант разведчика Р-5). Пилотами были И.Я. Нижник, Н.А. Огарков, Л.К. Краснов, В.И. Царевский, В.И. Булгаков, Я.М.Фадеев, Ф.Мордовец [41, л. 26-27, 29, 31-33]. Согласно приказу Начальника ГУГВФ от 19.08.1942 № 58 в Тбилиси была сформирована Особая Закавказская авиагруппа ГВФ. Приказом Начальника ГУГВФ от 04.11.1942 № 0105 Закавказская особая авиагруппа переформирована в 8-й от- дельный авиационный полк ГВФ. По директиве ГШ № орг/10/313978 от 19.10.1944 полк переименован в 23-й отдельный авиационный полк ГВФ [9, с. 30]. Приказом ВГ № 0109 от 04.06.1945 полку присвоено наименование «Берлинский». Указами Президиума Верховного Совета от 26.04.1945г. и 04.06.1945г. награжден орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2 степени. В тыловом отношении полк обслуживала 16-я рота аэродромного обслуживания 8-го Отдельного авиаци- онного полка ГВФ (08.11.1942 – 12.04.1943 гг.) – далее 91-й батальон аэродромного обслуживания 23-го Отдельного авиационного Берлинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени полка ГВФ [9, с. 31]. Полк имел в своём составе четыре эскадрильи легкомоторных самолётов У-2 и одну эскадрилью транспортных самолётов ПС-41 (СБ), АНТ-9, К-5, ПС-84 (Ли-2). Большую роль авиаторы авиаполка выполнили при боях за перевалы Большого Кавказа (выполняя по 12-15 боевых вылета в день для доставки различных грузов в высокогорные рай- оны и эвакуации оттуда раненых). Одновременно с транспортной работой 8-й оап ГВФ проводил разведывательные полёты в горах в интересах ВВС Закавказского Фронта и других штабов [44, л. 6-7, 9]. ************************************************ упоминается в книге Генова "дневник партизана": о летчике Морозове и штурмане Щербина ; Молчанове и Калмыкове; о посадке Жмурова,Мац , есть упоминания о Морозове,фадееве,Молчанове,Мажарине,Игнатьеве,Нижнике,Калмыкове,Мордовце ******************************************** ************************** могила Нижник И.Я. в Щебетовке(фото прислано журналистом Сергеем Ткаченко) [ Изображение на стороннем сайте: 128cf3c771cf.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 87e35a1dcdcd.jpg ] ************************************* фото музей Тавриды. Симферополь [ Изображение на стороннем сайте: ffc3eacc4a58.jpg ] *********** Многие знают, что крымских партизан в 1942-1944 годах поддерживала авиация, снабжая продовольствием, оружием, обмундированием, вывозя на Большую землю раненых и больных. Некоторые могут назвать, а опытные туристы – ещё и показать, основные площадки, с которых взлетали самолёты. В целом известно их пять, даже по данным архивных документов: первая, Тарьер, в Крымском заповеднике; вторая, Иваненкова казарма, на Долгоруковской яйле, чуть севернее; третья, «малая» - на нагорье Орта-Сырт в зуйских лесах; четвертая и пятая на Караби-Яйле, причём называется одна «Большим баксанским аэродромом». Но совсем единицы знают, что была ещё одна площадка, на границе старокрымского и эльбузлинского лесов. И полёты советских летчиков на неё связаны с интереснейшей историей спецгруппы разведчиков и спасения Героя Советского Союза! Расскажем сначала о нашем Герое. Кашуба Павел Тарасович - пилот 2-й авиационной группы особого назначения Генштаба Красной Армии. Родился в 1913 году в Ставропольском крае. В начале тридцатых годов окончил Краснодарский кооперативный техникум, а затем учился в Московском планово-экономическом институте. Но армейская жизнь взяла своё. В 1936 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище летчиков, но по решению врачей был списан из строевой части. В 1937-41 годах работал в Пятигорском аэроклубе, а затем летчиком в подразделении лесной авиации в Архангельской области. Но с июня 1941 года он - пилот 2-й авиационной группы особого назначения, которая выполняла специальные задания в тылу врага. Например, 13 октября 1941 года отважный летчик, в сложных условиях наземной и воздушной обстановки, вывез из окружения раненого командующего Брянского фронтом генерал-лейтенанта А.И. Ерёменко. Кстати, до полета Кашубы многие летчики пытались спасти комфронта, но терпели неудачи – либо гибли, либо бились при посадке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Павлу Тарасовичу Кашубе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 521). Переучился на знаменитый «дуглас» - транспортный самолёт Ли-2, летал в 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ, было такое специфическое соединение. С началом войны Гражданский воздушный флот был мобилизован, и самолеты авиатрядов стали основой последующего создания полков и дивизий, выполнявших, как правило, перевозки, десантирования и спецоперации – полеты в тыл, к партизанам или с разведгруппами. В сложных условиях глубокого тыла противника капитан Павел Кашуба произвел в октябре-ноябре 1942 года пять посадок в районе горных партизанских лагерей и вывез 85 раненых и больных партизан. За это же время отважным летчиком совершены восемь полётов по сбросу спецгруза партизанам. В феврале-марте 1943 года Павел Кашуба совершил 21 вылет в Крым, забросил партизанам тонны различных грузов и 29 парашютистов-подрывников. Как гласят официальные документы на награждения, «при выполнении задания в ночь с 14 на 15 марта самолет Героя Советского Союза был подбит огнем вражеской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку. Оказавшись на территории, захваченной врагом, Павел Кашуба принял все меры к спасению экипажа и находившихся на борту самолета парашютистов-десантников и вывел их в безопасное место». Его и разведчиков спасли - но об этом чуть позже. В 1944 году отважный летчик неоднократно летал к партизанам Украины, Белоруссии и Прибалтики. Всего с 1941- го по 1943 год Павел Кашуба налетал 1180 часов, из них 315 ночью. Совершил 69 ночных вылетов в тыл врага, в том числе 10 с посадкой. А к сентябрю 1944 года отважный летчик совершил более 200 боевых вылетов в глубокий тыл противника. В декабре 1944 года капитан Павел Кашуба, выполняя специальное задание командования, вылетел к партизанам Югославии. Из боевого вылета не вернулся, и долгое время считался пропавшим без вести. Спустя много лет после войны на разбитый транспортный самолет С-47 наткнулись геологи, пробиравшиеся сквозь буковую чащу в южной части Закарпатья. Сегодня в этом месте установлен обелиск, на котором выбито: «Здесь похоронен летчик Герой Советского Союза капитан Павел Тарасович Кашуба. Вечная память Герою, погибшему в борьбе за освобождение любимой Родины от фашистских захватчиков». Когда-то на Западной Украине ещё так писали…. А вот у истории со спасением Кашубы есть предыстория. И связана она ни много, ни мало с операцией «Цитадель», которую немцы подготавливали на Курской дуге. Точнее, в ней планировалось использование новейших образцов боевой техники, которая испытывалась – где бы вы думали – в крымском Присивашье! Именно туда, в район солончаковых степей нынешнего Советского и Кировского районов и отправлялась группа разведчиков. Сбросил её 14 марта сорок третьего именно Кашуба со своего «дугласа». При этом он, маскируя задание, успешно отбомбился по поезду вблизи Владиславовки. Вернувшись в Адлер, экипаж (командир – Кашуба, штурман старший лейтенант Волков, второй пилот лейтенант Павлов, бортмеханик лейтенант Зубов, бортрадист Волынский, стартех Глушков) в ночь снова был запланирован на переброску спецгруппы в Крым. Но вражеский налёт на аэродром, казалось, внес коррективы – едва спасли самолёт от пожара, штурмана забрали в другой экипаж. Остался за него Волынский, опытный радист. И вылет всё-таки состоялся! Снова над морем, через свет прожекторов и огонь зениток на Чауде. Но в условленном месте выброски сигналов от высадившейся группы не было, Кашуба принял решение повернуть назад. И тут у злополучной Владиславовки снова обстрел, попадания, перебито управление рулями высоты. Опытный пилот, Кашуба, всё же спланировал и посадил самолёт! Почти без потерь – у Волынского переломана нога да десантники отделались ушибами. Тут надо сделать важнейшую оговорку и рассказать о группе разведчиков-парашютистов. До недавнего времени их имена нигде не упоминались, закрытая всё-таки информация была. В начале девяностых годов её рассекретили. С помощью работников Госархива АР Крым нам стала известна вся группа: Анатолий Гаврилов (командир группы), Василий Большаков, Василий Кирсанов, Николай Сидоров, Тимофей Калаев, Василий Грабаров, Пётр Шмат, Тихон Бобров, Георгий Засухин, Василий Старокожев, Таисия Опарина. Может, кто-то из читателей узнает имена своих предков? Но вернёмся к потерпевшим аварию, спешно покидающим место падения самолёта. Пошли они на юго-запад, к спасительным горам и старокрымским лесам. Пока ночь, шли, днём пришлось переползать. Но и немцы и румыны не дремали, бросились в погоню, задействовав более 200 человек, миномёты и даже самолёт-корректировщик. На прикрытие добровольно остались увеченный Волынский и один парашютист, Грабаров. Они погибли в неравном бою, но группе Кашубы удалось попасть в район леса у старокрымской горы Козьей. Хотя и в лесу снова был бой с преследователями, это уже не голая степь – и десантники с авиаторами прорвались. Ушли по памяти в старый партизанский лагерь, но никого там не застали – разгром, несколько трупов партизан. Захоронили их, долго блуждали по лесу. Только на девятый день встретились с партизанами. Это был самый тяжелый и мрачный период крымского партизанского движения. В тот март сорок третьего постоянных отрядов в Восточном Крыму не было, всего в крымском лесу оставалось не более 260 человек, из которых только несколько десятков человек сохранили силы ходить на боевые и продовольственные операции, а остальные охраняли стоянки и занимались хозяйственными делами. Увы, и в нашем случае это была только разведгруппа в шесть человек. А ведь её найти – надо уметь. Умеющим оказался бывший крымский партизан Василий Старокожев, боец Судакского отряда, эвакуированный в своё время на Большую землю и ставший там парашютистом - разведчиком. Он, оказавшись в знакомых местах, и имея некий партизанский нюх, сумел распутать следы, оставленные партизанской разведкой. Но среди партизан царил голод, вскоре стали опухать и люди Кашубы. Еле смогли связаться с Кавказом – в группе десантников была радистка Тася Опарина – и попросили помощи. На пятнадцатые сутки блужданий прилетел самолёт, но на условленную площадку для сброса груз не скинул из-за облачности. Кашуба разозлился, послав радиограмму: «Пошлите не болта, а лётчика!». Пилот Иван Нижник (это он прилетал) на давнего друга по аэроклубу не обиделся, но уже в следующую ночь с маленькой «уточки» сбросил партизанам и десантникам восемь мешков с продуктами. Потом ещё летали на Р-5 Владимир Булгаков и Владимир Бычков, сбрасывали продовольствие, оружие, боеприпасы. Вскоре встретились с небольшим отрядом партизан под командованием Куртсеита Муратова и Сандро Чачхиани. Всего стало около полсотни человек, пилот Павлов назначен начштаба. В начале апреля получили радиограмму: «Подготовить площадку для приёмки трех самолётов, на которых экипажу Кашубы прибыть на Большую землю. Отряд передать Чачхиани. Булатов». Начались поиски подходящей площадки. И подготовка лётчиков на кавказских аэродромах – нужны опытнейшие. Вызвались лететь Иван Нижник, Николай Огарков и Виктор Царевский, хорошо знавшие Кашубу и маршруты полётов в Крым. Командование Гражданского воздушного флота согласилось. А вот с площадкой получилось не очень…. Подходящей для приёма нескольких более вместительных самолётов партизаны так и не обнаружили. Потому Кашуба схитрил, радируя, что нашёл подходящую площадку – чуть не целый аэродром! Но попросил маленькие У-2. Пилоты-друзья поняли замысел, но виду не подали – чем меньше начальство знает…. Полетели с аэродрома Агой в ночь с 18 на 19 апреля. В пути сначала шли тройкой – по авиационному, «звеном»: Нижник ведущий, Огарков и Царевский - ведомые. По пути отказывали приборы у Нижника, но всё равно шли до Керченского пролива. Над Чаудой их осветили прожектора, а в районе бухты Двуякорной строй был разбит плотным зенитным огнём. В самолёте Царевского поразили топливный бак, и пилот повернул назад, кстати, вернувшись чудом. В суматохе обстрела лётчики потеряли друг друга, и уже самостоятельно выходили на площадку. Сели почти одновременно, Нижник немного быстрее. И диву дались, чуть «не гробанувшись»! Площадка представляла собой сырое картофельное поле, метров тридцать в ширину и полтораста в длину. Да ещё с уклоном, да ещё в километре от неё стояла румынская застава! Расчёт был только на нежелание румын воевать, они и, правда, не сунулись. Около пятнадцати партизан провожали Кашубу и Павлова. Лётчики, заросшие бородами и сильно похудевшие, отдали остающимся всё съестное: крошки, муку…. Взлетели благополучно, успешно прибыли и на Кавказ. За спасательный полёт Нижник и Огарков получили по ордену Красного Знамени. Кашуба, к чести героя, добился, чтобы эвакуировали остальных членов своего экипажа и больных десантников. Как вспоминал Нижник в беседе с другим Героем Советского Союза, авиатором и писателем Василием Емельяненко, разведотдел посылал на площадку летчика Колдылаева с каким-то агентурным разведчиком, но самолёт разбился и сгорел. «Обожглись на нем, и площадку с учёта сняли, - рассказывал Иван Яковлевич, в преклонных годах живший в Щебетовке. - Её ещё называли «страшенной»!» Нижник скончался, и похоронен в щебетовской земле. В принципе, недалеко от «своей» «страшенной». Сейчас площадка частично заросла кустарником, и по ней ходят стреноженные лошади – пасутся. Всего в паре километров село Переваловка, раньше – деревня Эльбузлы. Дороги мимо бывшего колхозного поля разбиты лесовозами, и добраться до места можно только пешком. Конечно, никаких памятных знаков на «страшенной» нет. Старики в Переваловке и не слышали, что здесь садились самолёты – но дело в том, что со времён войны тут почти не осталось местного населения, все приезжие, переселенцы. Ничего не знают тут и о Кашубе, даже о таком Герое Советского Союза не слыхивали. Зато в другом месте помнят своих героев. И связана эта память с разведчиками из первой группы, выброшенной Кашубой в присивашской степи. Судьба этих людей, советских и испанских коммунистов и патриотов, полегших в бою под нынешними селами Шубино и Токарево, интересна. История та же, военная. Но вот точка на карте Крыма совсем другая. http://www.novoross.info/ecskl...hadka.html,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, цитата http://stsokol.ru/aviaogonek-44/1944/023/23/23_2.htmlШли бои за Крым. Кашуба в кромешной тьме взлетел и лёг на курс. Самолёт пошёл бреющим над водой. Вот и побережье Крыма. В районе цели противник подал ложные сигналы на посадку, но Кашуба разгадал уловку врага и не стал выбрасывать ни груза, ни парашютистов, находившихся на борту корабля. Покружив над целью и пройдя по курсу ещё несколько минут, Кашуба понял, что по каким-то причинам партизаны сигналов показать не могут. Значит, нужно возвращаться. На пути корабль был внезапно схвачен в световые лапы восьми прожекторов. В ту же секунду открыли огонь вражеские зенитки. Кашуба резко развернулся. Немцы усилили огонь. Удар. Самолёт задрожал. Два прямых попадания снарядов. – Товарищ командир! – крикнул лётчик Павлов. – Управление не действует! Кашуба не поверил и взял в свои руки штурвал. Павлов оказался прав. Корабль содрогался. Прыгать с парашютом поздно – мала высота. – Все в хвост! – приказал Кашуба. Внизу промелькнуло железнодорожное полотно, телеграфные столбы... Удар... Очнувшись и превозмогая боль, Кашуба вылез из-под обломков самолёта и начал вытаскивать товарищей. Несколько человек было ранено. Остро пахло бензином и отработанным маслом. Рядом с самолётом белели сорванные с крыльев моторы. Зенитные снаряды отбили у самолёта часть стабилизатора и руль высоты. Оказав раненым первую помощь, экипаж корабля вместе с парашютистами двинулся в глубь территории врага. Кашуба вёл отряд по компасу. Разведчики Кашубы после многодневного трудного пути напали на след партизан. С этого дня полтора месяца отряд капитана Кашубы вместе с партизанами вёл бои против карательных отрядов противника. Неуловимые, знающие в этих лесах каждую тропинку, партизаны нападали на врага внезапно. Кашуба стал смелым вожаком партизан. Он передавал на Большую землю данные партизанской разведки, указывал количество самолётов на аэродромах врага, давал сведения о пролётах немецких машин. Однажды ночью прилетели на расчищенную по указанию Кашубы площадку лётчики Нижник и Огарков. Они взяли на борт самолётов Кашубу и Павлова. Через четыре часа полёта обе машины сели на одном из аэродромов Большой земли. Пилотов горячо приветствовали их собратья по оружию. | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
16 апреля 2011 16:47 12 июня 2023 19:1623 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ Николай Огарков5-я эскадрилья 8 -го отд.авиаполка ГВФ в Сочи в 1941-1942гг. работала на партизан Крыма.звено И.Нижника использовало в основном аэродром "Баксан" 16.04.1943г. звено совершило посадку на лесную поляну северо-западнее Судака и вывезло потерпевший аварию экипаж героя Совет.Союза Павла Кашубы. звено летало и к партизанам Белоруссии. [ Изображение на стороннем сайте: 4025d28cb392t.jpg ] _______________________________ Огарков Николай Алексеевичгод рождения __.__. 1915лейтенант в РККА с 01.12.1941 года Орден Красного Знамени Архив ЦАМО фонд 33 опись 682526 единица хранения 1328 _____________________________ Орден Отечественной войны II степени ст. лейтенант Архив ЦАМО фонд 33 опись 690306 единица хранения 993 ___________________________________________ подполковник в РККА с __.09.1942 года Орден Александра Невского Архив ЦАМО фонд 33 опись 690306 единица хранения 3242 ,,,,,,,,,,,,,,,, цитата http://stsokol.ru/aviaogonek-44/1944/023/23/23_2.htmlШли бои за Крым. Кашуба в кромешной тьме взлетел и лёг на курс. Самолёт пошёл бреющим над водой. Вот и побережье Крыма. В районе цели противник подал ложные сигналы на посадку, но Кашуба разгадал уловку врага и не стал выбрасывать ни груза, ни парашютистов, находившихся на борту корабля. Покружив над целью и пройдя по курсу ещё несколько минут, Кашуба понял, что по каким-то причинам партизаны сигналов показать не могут. Значит, нужно возвращаться. На пути корабль был внезапно схвачен в световые лапы восьми прожекторов. В ту же секунду открыли огонь вражеские зенитки. Кашуба резко развернулся. Немцы усилили огонь. Удар. Самолёт задрожал. Два прямых попадания снарядов. – Товарищ командир! – крикнул лётчик Павлов. – Управление не действует! Кашуба не поверил и взял в свои руки штурвал. Павлов оказался прав. Корабль содрогался. Прыгать с парашютом поздно – мала высота. – Все в хвост! – приказал Кашуба. Внизу промелькнуло железнодорожное полотно, телеграфные столбы... Удар... Очнувшись и превозмогая боль, Кашуба вылез из-под обломков самолёта и начал вытаскивать товарищей. Несколько человек было ранено. Остро пахло бензином и отработанным маслом. Рядом с самолётом белели сорванные с крыльев моторы. Зенитные снаряды отбили у самолёта часть стабилизатора и руль высоты. Оказав раненым первую помощь, экипаж корабля вместе с парашютистами двинулся в глубь территории врага. Кашуба вёл отряд по компасу. Разведчики Кашубы после многодневного трудного пути напали на след партизан. С этого дня полтора месяца отряд капитана Кашубы вместе с партизанами вёл бои против карательных отрядов противника. Неуловимые, знающие в этих лесах каждую тропинку, партизаны нападали на врага внезапно. Кашуба стал смелым вожаком партизан. Он передавал на Большую землю данные партизанской разведки, указывал количество самолётов на аэродромах врага, давал сведения о пролётах немецких машин. Однажды ночью прилетели на расчищенную по указанию Кашубы площадку лётчики Нижник и Огарков. Они взяли на борт самолётов Кашубу и Павлова. Через четыре часа полёта обе машины сели на одном из аэродромов Большой земли. Пилотов горячо приветствовали их собратья по оружию. _________ Васильев И.Д, Ксинофонтов (фотокор), Огарков Н.А. __________ Огарков Н.А, Васильев И.Д. | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
16 апреля 2011 17:00 12 июня 2023 18:4423 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ Морозов Алексей Герасимович из книги летчиков авиаполка на фото л-нт Алексей Гераисмович Морозов [ Изображение на стороннем сайте: a6d8a0f3f5dat.jpg ] (фото из музея Заветненской с.ш. им.Крымских партизан) летчик, командир партизанской авиагруппы 764 -го ночного легко-бомбардировочного авиаполка Крымского фронта. 6 и 7 апреля 1942г. совершил ночные полеты спросадкой на плато Орта- Сырт . За месяц звено Морозова вывезло из леса 49 человек ,доставило 5 тонн груза. погиб при прорыве Крымского фронта 9-10 мая 1942 г. ______________________________________________________________ В истории партизанского движения в Крыму исключительное место занимают действия летчиков Черноморского флота, 5-й воздушной армии, транспортной авиации, которые сбрасывали грузы, совершали посадки в Крымский лес для эвакуации раненых, доставки продуктов, боеприпасов… Военная ситуация в Крыму сложилась таким образом, что осенью 1941 года частям Приморской армии удалось зацепиться за небольшой участок земли в Юго-Западном Крыму и потому от находящихся в горах партизан их отделял десяток километров. Вполне естественно возникло стремление направить в Севастополь людей, которые бы доложили о крымских партизанах, указали бы возможное место посадки самолета, который бы доставил рацию и радиста. Несколько попыток таких групп завершались неудачно, но в конце марта 1942 года четверо партизанских разведчиков, следуя через мыс Айя, вышли в расположение наших войск. Их доставили к командующему Приморской армией Петрову. Партизаны 3-го района, расположенные в примыкающих к Севастополю лесах, просили прислать радиста с рацией, продукты, были готовы выполнять задания командования по разведке. Генерал Петров сразу же оценил ту потенциальную помощь, которую может оказать фронту партизанская разведка. Просьбе партизан была дана «зеленая улица». Теперь наступил черед авиации. Летчик-истребитель Филипп Герасимов получил приказ вылететь на разведку и в заданном квадрате обнаружить и сфотографировать поляну, на которой может находиться партизанский отряд, сбросить вымпел. Выполнив приказ, Ф.Ф. Герасимов и подумать не мог, что на этом его партизанская эпопея не закончилась, а только начинается. Его вновь вызвали к командиру полка и поставили задачу: на самолете У-2 совершить на обнаруженную им поляну посадку и доставить туда радиста с рацией. Утром 10 апреля 1942 года он вылетел на задание. Без проблем нашел партизанскую поляну и уверенно пошел на посадку. Далее началось что-то невероятное. У-2 на какое-то мгновение почему-то перестал снижаться, потом вдруг «вспух» и стал парить почти до середины поляны. Такое могло произойти от порыва встречного ветра, но летчик хорошо видел, что дым от костра стоял столбом и верхушки деревьев не качались. Озадаченный летчик прибавил газу и ушел на второй заход. Ничего не изменилось. Только с четвертой попытки, резко изменив угол наклона, он наконец почувствовал, что колеса коснулись земли. На самом краю площадки самолет ткнулся обо что-то колесами и завалился на нос. Винт сломался. Причина происшедшего крылась в специфике полетов в Крымских горах. Поляну прогрело солнце, и самолет подпирали невидимые восходящие теплые потоки воздуха. Летчик с интересом смотрел на обступивших его, предельно исхудавших людей. Сразу же заметил, что их оружие находится почему-то в руках, а не как обычно у военнослужащих на плече. Он наивно поинтересовался, почему это так. Ответ его ошеломил: «Ремни мы съели. Варили, резали, как лапшу, и ели». Герасимов достал из фезюляжа самолета бумажный мешок с сухарями, свертки с концентратами, плитками шоколада «Золотой якорь», упаковки с махоркой и спичками. Вечером появились гидросамолеты, которые сбросили партизанам четыре парашюта с продовольствием. Деревянный винт после удара о землю пришел в полную негодность, но кто-то из партизан вспомнил, что километрах в семидесяти от лагеря видел два самолета У-2, у которых пропеллеры стоят на месте. Тут же отправили экспедицию. Несколько суток летчик жил среди партизан. Наконец группа вернулась. Люди выбились из сил, один партизан умер в пути. Установили винт, но завести двигатель не удалось, так как у его помощника не хватило сил провернуть лопасть — голод. Поменялись ролями: моторист сел в кабину, а летчик крутанул винт. Мотор завелся. Герасимов начал разбег, но все происходило также непонятно, как и при посадке, но уже с точностью до наоборот. Причина была все в тех же воздушных потоках. Стартовал летчик рано утром, а в это время холодный воздух как бы стекал с гор. Это течение и прижимало самолет к земле. Изношенный мотор не смог вытянуть дополнительной нагрузки, да и площадка была коротковата для таких условий. Самолет рухнул на деревья. Все партизанские мемуаристы: И.З. Вергасов, М.А. Македонский, А.А. Сермуль, В.И. Черный, описывая эпопею с прилетом летчика и доставкой радиста, отмечают, что в результате аварийной посадки рация пострадала. Только В.Б. Емельяненко вносит ясность: «Северский с Герасимовым подошли к радисту. Дмитриев с надетыми наушниками стоял на коленях возле рации, отстукивая позывные, вслушиваясь в шорохи. Севастополь молчал» [73, с. 54]. Через несколько дней в расположение отряда пришли четыре моряка-разведчика из Севастополя. Они принесли с собой более современную рацию «Север», и благодаря ей регулярная связь, наконец, была установлена. Вместе с разведчиками Ф.Ф. Герасимов должен был вернуться в Севастополь. На обратном пути он приметил более удобную для посадок самолета площадку, как ее потом назвали, «Светлую поляну», которая вскоре и стала партизанским аэродромом. Возвращение летчика буквально с того света произвело на командование огромное впечатление, и он был представлен к званию Героя Советского Союза. Как сообщалось в Указе от 14.06.42 г., «За установление связи с крымскими партизанами и доставку им радиста с рацией». Для поддержания постоянной связи с партизанами возникла острая необходимость в маленьких самолетах, которые могли бы успешно приземляться в Крымских горах, и тогда командование Приморской армии добивается откомандирования из Краснодара нескольких самолетов С-2. Фактически это тот уже У-2, но пассажирский вариант, вот почему он и назывался С-2 «Санитарный». С него нельзя было производить сброс продуктов, но можно было вывозить раненых. Одного в сидячем положении, другого в лежачем.... ........С момента установления связи с командованием Крымского фронта партизаны с нетерпением ждали прилета самолетов с посадкой в лесу. Несколько ночей подряд из-за плохой погоды откладывался вылет лейтенанта Морозова. Затем было два возврата по той причине, что горы оказались закрытыми облаками. В эти дни 763-й полк внезапно перебазировался в другое место и вместе с ним улетели прикомандированные летчики. Остались всего три экипажа и шесть санитарных самолетов С-2 [73, с. 168]. А раненых все эти ночи приносили и уносили, приносили и уносили. Люди выбились из сил. Наконец, 6 апреля 1942 г. лейтенант Морозов вылетел. Самолет взял курс на юг и минут через двадцать вышел к мысу Чауда. Под крылом был Феодосийский залив. Далее на мыс Меганом. К счастью летчиков, на мысе был оборудован маяк, который обслуживал корабли противника. Он возвышался на высоте 363 метра и был прекрасно виден с моря. Затем доворот и курс на партизанский аэродром. Ближе к полуночи партизаны услышали рокот мотора, знакомое с довоенных лет тарахтение «кукурузника». Искренне ужаснулись тому, как летчик в такой темноте сможет посадить самолет на столь маленькую площадку. К общему разочарованию, летчик категорически отказался взять с собой кого бы то ни было, так как этот полет ознакомительный и прилетел он не на санитарном самолете, а на боевом У-2. Осмотрев площадку, Морозов твердо заверил, что вторым рейсом обязательно заберет раненых. Вернувшись на аэродром в селе Хаджи-бие, что на Керченском полуострове, лейтенант Морозов подробно рассказал товарищам об условиях полета. Превышение площадки над уровнем море оказалось 850 метров, взлет и посадка возможны были лишь в одном направлении — на взгорок в сторону моря. Вот как описал дальнейшее в своих дневниках Н.Д. Луговой: «Во второй половине ночи Морозов, как обещал, прилетел вновь, и мы усадили во вторую кабину Ларина» [78, с. 120]. В работу включилась вся группа Морозова, которая работала на партизан в течение месяца, вплоть до катастрофы Крымского фронта. Летчик Молчанов так потом описывал этот день: «Сутра (10 мая 1942) со стороны линии фронта показались подводы, потом потянулись обозы. Морозов с Щербиной куда-то ушли… Как вдруг показалась группа немецких мотоциклистов. Направились мы к своему самолету, а он от автоматной очереди на глазах вспыхнул» [73, с. 168]. Всю ночь летчики двигались в сторону Керчи, чудом преодолели пролив. Об Алексее Морозове больше не известно ничего.................... http://www.e-reading-lib.org/c...retno.html_______________________________________________ фото с музея ПТУ№24 Бахчисарай. ******************************************************* http://www.e-reading.biz/chapt...retno.htmlВо второй половине марта летчиков 764-го полка лейтенанта Морозова, младшего лейтенанта Молчанова и сержанта Зеленкова вызвали в штаб полка и вручили предписание отбыть в Керчь в распоряжение штаба ВВС Крымского фронта. Там стало известно, что они и еще три экипажа соседнего 763-го полка получат санитарные самолеты С-2 и будут заниматься эвакуацией из Крымских гор раненых партизан. Как старший по званию лейтенант Морозов был назначен командиром группы. Со всех летчиков взяли подписку о неразглашении военной тайны. 25 февраля 1942 года был произведен первый сброс продуктов с самолетов ТБ-3. Всего 36 грузовых парашютов. Первый блин в какой-то степени вышел комом. Мешки с мукой разбивались о землю, оставив вокруг себя облако белой пыли. Уже к следующему разу те, кто готовил партизанские посылки, внесли коррективы и стали насыпать неполный мешок, а уже его вкладывали в «суперупаковку» — во второй мешок, который и оставался целым после удара о землю. Второй сброс состоялся почти через месяц, 24 марта 1942 года. Партизанам удалось собрать 28 грузовых парашютов [73, с. 65]. С момента установления связи с командованием Крымского фронта партизаны с нетерпением ждали прилета самолетов с посадкой в лесу. Несколько ночей подряд из-за плохой погоды откладывался вылет лейтенанта Морозова. Затем было два возврата по той причине, что горы оказались закрытыми облаками. В эти дни 763-й полк внезапно перебазировался в другое место и вместе с ним улетели прикомандированные летчики. Остались всего три экипажа и шесть санитарных самолетов С-2 [73, с. 168]. А раненых все эти ночи приносили и уносили, приносили и уносили. Люди выбились из сил. Наконец, 6 апреля 1942 г. лейтенант Морозов вылетел. Самолет взял курс на юг и минут через двадцать вышел к мысу Чауда. Под крылом был Феодосийский залив. Далее на мыс Меганом. К счастью летчиков, на мысе был оборудован маяк, который обслуживал корабли противника. Он возвышался на высоте 363 метра и был прекрасно виден с моря. Затем доворот и курс на партизанский аэродром. Ближе к полуночи партизаны услышали рокот мотора, знакомое с довоенных лет тарахтение «кукурузника». Искренне ужаснулись тому, как летчик в такой темноте сможет посадить самолет на столь маленькую площадку. К общему разочарованию, летчик категорически отказался взять с собой кого бы то ни было, так как этот полет ознакомительный и прилетел он не на санитарном самолете, а на боевом У-2. Осмотрев площадку, Морозов твердо заверил, что вторым рейсом обязательно заберет раненых. Вернувшись на аэродром в селе Хаджи-бие, что на Керченском полуострове, лейтенант Морозов подробно рассказал товарищам об условиях полета. Превышение площадки над уровнем море оказалось 850 метров, взлет и посадка возможны были лишь в одном направлении — на взгорок в сторону моря. Вот как описал дальнейшее в своих дневниках Н.Д. Луговой: «Во второй половине ночи Морозов, как обещал, прилетел вновь, и мы усадили во вторую кабину Ларина» [78, с. 120]. В работу включилась вся группа Морозова, которая работала на партизан в течение месяца, вплоть до катастрофы Крымского фронта. Летчик Молчанов так потом описывал этот день: «Сутра (10 мая 1942) со стороны линии фронта показались подводы, потом потянулись обозы. Морозов с Щербиной куда-то ушли… Как вдруг показалась группа немецких мотоциклистов. Направились мы к своему самолету, а он от автоматной очереди на глазах вспыхнул» [73, с. 168]. Всю ночь летчики двигались в сторону Керчи, чудом преодолели пролив. Об Алексее Морозове больше не известно ничего. ********************************************************* http://www.pravda.crimea.ua/ne...orta-syrteВо второй половине марта 1942 г. в штаб 764-го авиаполка вызвали летчиков - лейтенанта А. Морозова, младшего лейтенанта И. Молчанова, сержанта П. Зенькова и штурмана лейтенанта И. Цыганкова - и приказали вместе с ещё тремя летчиками из 763-го авиаполка явиться в штаб ВВС Крымфронта в Керчь. Там задачу на снабжение и эвакуацию партизан поставил начальник штаба ВВС фронта комбриг Я. Савельев. Была взята подписка о неразглашении спецзадания, старшим назначен Морозов. Тогда же было получено указание на приём шести санитарных самолётов С-2 на аэродроме Керчи, после приёмки которых группа и перелетела на крымский аэродром у селения Харджи-Бие (сейчас не существует, находилось северо-восточнее мыса Чауда). В начале апреля 1942 г. группу С-2 обособили от полка, разместив на окраине Харджи-Бие. Личный состав был размещён в рядом находящихся сараях. В целях конспирации звено спецназначения было придано и числилось в составе 526-го батальона аэродромного обслуживания. После обсуждения двух вариантов маршрута полёта (над морем и над сушей) получил предпочтение более безопасный со стороны воздействия противника морской маршрут (мыс Чауда - точка в море - мыс Меганом - лес). Принято решение провести разведывательный полёт самого Морозова со штурманом Щербанем на У-2. Несколько дней из-за сложных метеоусловий в районе аэродрома вылет откладывался, затем было два возврата из-за плотной облачности, закрывшей горы. Первый прилёт самолёта с Большой земли на плато Орта-Сырт для эвакуации партизан был организован и состоялся с Крымского фронта. Н. Ларин стал первым крымским партизаном, эвакуированным на Большую землю. В результате боя по захвату селения Баксан в ночь 9 марта 1942 г. он получил ранение ноги, перенёс множество мучений: эвакуация с поля боя в сильный мороз, потеря крови, отсутствие медикаментов, его шесть раз выносили на площадку, подобранную им же самим ранее, для вывоза самолётом. Ответственным за приём самолёта был назначен начальник разведки отряда И. Харченко. В его распоряжение был выделен радист. В стартовую команду были подобраны проверенные люди. На подступах к посадочной площадке выставили усиленное охранение. К полуночи на 6 апреля 1942 г. на площадку приземлился У-2, доставивший газеты, свертки с махоркой и спички. Конспирация была соблюдена. Лётчик и штурман осмотрели площадку, промерили её и оценили положительно. Ларина в эту ночь эвакуировать не смогли. В следующую ночь, 7 апреля, экипаж Морозова вернулся на С-2 и забрал раненого майора Ларина. Вместе с ним вывезли множество записок с адресами семей партизан. В результате работы Ларина по отправке из госпиталя писем этим людям прояснилась судьба многих крымских партизан (семьи были в неведении о жизни своих близких с октября 1941-го). Посадка самолёта произведена недалеко от штаба Крымского фронта, находившегося в селении Ленинское. Затем майора перевязали, покормили и доставили в штаб фронта, где его принял представитель Ставки ВГК армейский комиссар первого ранга Л. Мехлис; присутствовали командование фронтом и разведотделом, первый секретарь обкома В. Булатов. Мехлис со свойственной ему энергией сумел решить многие проблемы снабжения партизан. В целом первый прилет Морозова в крымский лес для партизан имел огромное моральное значение. Звено Морозова летало к партизанам в течение месяца, вплоть до прорыва Крымского фронта немецко-румынскими войсками 9 мая 1942 года. Судя по архивным данным и воспоминаниям партизан, за это время было вывезено из леса 49 человек и доставлено партизанам около пяти тонн продовольствия и медикаментов. Лётчики специального звена Крымского фронта всего осуществили около 50 успешных вылетов к партизанам. ************************************************** | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
16 апреля 2011 17:11 12 июня 2023 19:00 | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
20 апреля 2011 19:40 12 июня 2023 19:3123 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ партизанский аэродром на Орта-Сырт [ Изображение на стороннем сайте: eaa91eeff3c0t.jpg ] у партизан: Командир партизан Генов с летчиками (справа Фадеев Я.М.) [ Изображение на стороннем сайте: 04bb87dc08c7t.jpg ] фото аэродрома: http://wikigogo.org/ru/159240/...5,16,17,18В 6 км. к северо-западу от Кургана Славы и находился знаменитый партизанский аэродром. Командование Северо-Кавказского фронта поддерживало тесную связь с крымскими партизанами. Авиация регулярно доставляла в лес оружие, боеприпасы, продовольствие, вывозила на Большую землю раненых. Полеты совершались в чрезвычайно сложных условиях и только в ночное время. На пути в партизанский лес самолетам нередко приходилось пробиваться сквозь плотный огонь вражеской зенитной артиллерии. Подлинный героизм проявили летчики Герои Советского Союза П.Т. Кошуба, Г.А. Таран, Ф.Ф. Герасимов, Д.Е. Езерский. Много раз летали к крымским партизанам С.И. Морозов, первым посадивший самолет в зуйских лесах, Н.А. Огарков, А.С. Даниленко, Д.В. Самарский, И.Я. Нижник и другие. За полеты в Крым 65 советских летчиков были награждены орденами и медалями. http://www.poiradar.ru/poi/Kur..._MonumentsВсе данные на предков размещены мною на сайте добровольно | | |
натальяАгород герой Севастополь Сообщений: 3628 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 943 | Наверх ##
6 июня 2011 22:58 12 июня 2023 19:3423 ОТД. БЕРЛИНСКИЙ Молчанов Иван Иванович _________________ немного предыстории: Молчанов И.И. [ Изображение на стороннем сайте: d4b1736ca79ct.jpg ] Молчанов-Сталинградец, без перерыва от производства закончил аэроклуб, Херсонскую школу инструкторов-летчиков и в 1938 г.приехал с назначением . У Молчанова И.И.,Фадеева Я.М.,и Калмыкова В.П., был друг-Свинов Сергей- летчик и мастер парашютного спорта.(похоронен в Краснодаре 26.07.1942г.). Калмыков к партизанам совершил 37 вылетов, из них 24 с посадкой( на санитарном С-2 разгружались только на земле).Калмыков после войны летал 2 пилотом на ИЛ-62(до этого на ТУ-104,124,114), летал в Гаванну,Токио,Рим,Лондон,Африку. В апреле 1943г.друзей перебросили на Курскую Дугу, где Калмыков 20 раз летал с посадкой к Белорусским партизанам.В районе Индрицы попал под зенитный огонь,был ранен в ногу, выпрыгнул с горящего самолета- приземлился на нейтральной полосе... выполз к своим,после чего отправлен был в Москву,комисован- затем Прибалтийский фронт. На Керченском п-ове Калмыков Василий Павлович в составе войск Крымского фронта бомбил врага,совершив 72 вылета.Награжден орденом Красного знамени,потом ордена ВОВ 1и2 степени. _________________________________ Молчанов Иван Иванович мл. лейтенант в РККА с __.12.1941 года Орден Красного Знамени место призыва: Астраханский ГВК, Сталинградская обл., Астраханский округ, г. Астрахань Архив ЦАМО фонд 33 опись 682524 единица хранения 607 и Молчанов Иван Иванович год рождения __.__.1917 в РККА с __.__.1938 года Орден Отечественной войны II степени Архив ЦАМО фонд 33 опись 686196 единица хранения 7764 из книги Генова "дневник партизана" [ Изображение на стороннем сайте: 635069922eebt.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 41fee7b4b6dbt.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: f9ab42e3f0eft.jpg ] Молчанов и Калмыков [ Изображение на стороннем сайте: 0188ef3db08dt.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: d5c186745ceft.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: f5f34636d43at.jpg ] упоминания о морозове,фадееве,Молчанове,Мажарине,Игнатьеве,Нижнике,Калмыкове,Мордовце [ Изображение на стороннем сайте: a909418ecc1et.jpg ] Молчанов И.И. на сайте http://podvignaroda.mil.ru/ приказы о награждении орденами:"Красная Звезда" и " Красное знамя" ************************************************************* http://www.e-reading.biz/chapt...retno.htmlЛетчик Молчанов так потом описывал этот день: «Сутра (10 мая 1942) со стороны линии фронта показались подводы, потом потянулись обозы. Морозов с Щербиной куда-то ушли… Как вдруг показалась группа немецких мотоциклистов. Направились мы к своему самолету, а он от автоматной очереди на глазах вспыхнул» [73, с. 168]. Всю ночь летчики двигались в сторону Керчи, чудом преодолели пролив. Об Алексее Морозове больше не известно ничего. В мае 1942 не стало Крымского фронта. Не стало как боевой единицы и 764-го ночного легкого бомбардировочного полка. Оставшийся личный состав маялся в запасном полку. Заставляли учить уставы, гоняли строевой подготовкой… Как вдруг Ивана Молчанова вызвали в штаб. Вручили предписание ехать в Краснодар. В большой комнате — длинный стол с разложенной картой, с дальнего конца навстречу направился очень знакомый на лицо военный. Молчанов уставился на маршала, весь подобрался. — Узнаешь? — спросил тот, подмигнув, и протянул летчику руку. — Так точно, узнал: вы — Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный! — У партизан садился? — Так точно, садился. — Вот такое тебе, сынок, будет от меня задание: установи связь с партизанами и первым рейсом вывези оттуда больного Городовикова. — Оку Ивановича? — удивился Молчанов, знавший по снимкам сподвижника Буденного. — Нет. Его племяша. Он славный кавалерист. — Я готов — Молчанов поднялся. — Только пусть дадут мне самолет. — Будет тебе самолет» [73]. Исправных самолетов С-2 в наличии не было. Где-то отыскали два сильно изношенных С-1 (первая модификация санитарного У-2). Моторы были очень слабые. Самолет с трудом набирал высоту. Молчанов вылетел на одном из них. У мыса Чауда в кабине запахло бензином. Пришлось возвращаться. В Славянской техники обнаружили трещину в трубке бензопровода. Не загорелся в воздухе чудом. Вызвали к командующему. Вновь полетел в Краснодар, получил нахлобучку за невыполнение задания и, не отдохнув, вновь взял курс на Крым. На высоте 1500 м вышел на мыс Меганом. Видимость хорошая. Стал приближаться к хребту, как вдруг самолет стремительно потянуло вниз. Высота уже около 1000 метров, что много ниже горного хребта. Пришлось возвращаться к морю и там вновь набирать высоту. Попробовал приблизиться в районе Ускута. Повторилась прежняя картина — самолет словно магнитом тянуло вниз. Сделал третью попытку и снова неудача. Короткая июньская ночь заканчивалась, и Молчанов, закусив губу, возвратился в станицу Славянскую. Снова был вызов в Краснодар и еще более угрожающий тон командующего. Молчанов решил сменить самолет. Долго летел над морем, а мыса Меганом все нет. Сделал до ворот влево, а картушка компаса ни с места. Летчик развернул самолет на 180 градусов и полетел назад. Наконец, показалась земля, какой-то населенный пункт. Оказалось, что это Майкоп. В следующую ночь полетел вновь, но в полете почувствовал себя очень плохо. Молчанов понял, что если и долетит, то при посадке наверняка разобьется, и повернул назад. Услышав, что летчик жалуется, что «у него огоньки перед глазами», врач приказал идти спать, а всю ответственность взял на себя. Пока Молчанов отсыпался, пришло известие, что из Краснодара пригнали капитально отремонтированный С-2. В ночь на 15 июня вновь полетел к партизанам. Мотор на этом самолете пел совсем другую песню. Самолет удачно перевалил через горы, на Орта-Сырте Молчанов увидел сигнальные костры, хорошо посадил самолет. Летчика узнали и радостно стали качать. Ожидавших отправки раненых было много, и партизаны уже хотели приступить к погрузке, но Молчанов твердо сказал, что имеет приказ вывезти в первую очередь только Городовикова, а без него он не полетит. Но Городовикова на площадке не оказалось, и пока посылали за ним, ждать пришлось около часа. В Славянской Молчанов позвонил в штаб воздушной армии и доложил о выполнении задания. В Краснодаре самолет встречал инженер-полковник Руденко. Он усадил обоих в легковой «ЗИС-101», в пути шепнул летчику: «Тебе вместе с Городовиковым будут ордена вручать… А то ведь над тобой, брат, уже трибунал висел». Вечером И.И. Молчанова повезли в оперетту. Как вспоминал потом И.И. Молчанов: «Ябудто в другой мир попал». На следующий день из капитального ремонта пригнали второй С-2, и в паре с В.П. Калмыковым в ту же ночь он вновь вылетел к партизанам. В первый же совместный рейс они вывезли четырех человек. Так начался «второй тур» полетов в Крым. В группе Молчанова было четыре самолета: два стареньких С-1, на которых можно было летать только в Краснодар по вызову начальства, и два С-2, на которых они летали посменно к партизанам. В одну ночь Молчанов и Калмыков, в другую Я.М. Фадеев и С.В. Свинов. Площадку на Орта-Сырте без навыков найти очень трудно. В светлую ночь — это пятнышко в лесу между двумя горными речушками. Заметить его можно и без помощи партизан, а в темную ночь — только по кострам и то градусов под шестьдесят впереди. Летчик Иван Нижник, который после госпиталя был зачислен в 8-й отдельный авиаполк ГВФ и тоже начал летать к партизанам, впоследствии рассказывал: «Это была каторжная работа, которая не шла ни в какое сравнение с полетами к белорусским партизанам». Как вспоминал Яков Фадеев: «Каждая посадка — это смертельный риск. Ничего не видно. Костры дают только направление. Прицелился на них и пошел вниз, как в преисподнюю. Нисколько не лучше и взлет. Площадка имеет уклон, дашь газ, а изношенный моторишко в сто лошадиных сил на той высоте еле тянет. Бежишь-бежишь на тот уклон, а впереди гора «Подкова» с отметкой 1025 метров. Начнешь подрывать машину, а она без скоростенки кряхтит, качается, того и гляди ветром завалит. Оторвешься с двумя пассажирами, и из-под шлема ручьи текут» [73, с. 146]. *************************************************** http://www.pravda.crimea.ua/ne...orta-syrte............................. Да и в июле, сентябре и октябре на яйлу прилетали уже из Славянской и Сочи эти и другие летчики - И. Молчанов,В. Калмыков, Я. Фадеев, С. Свинов, Ф. Мордовец, а затем пилоты 5-й эскадрильи 8-го отдельного полка Гражданского воздушного флота - А. Шульгин, Н. Огарков, Л. Краснов, И. Тарелкин, П. Решетов, В. Царевский, М. Шнаревич, И. Нижник. За время полётов из Славянской лётчики звена спецназначения произвели 47 посадок на Орта-Сырте и почти столько же возвратов, но вывезли на Большую землю 94 человека. Множество рейсов сделали и лётчики ГВФ. За Орта-Сыртом закрепилось стойкое название - Малая площадка. Большая была на Караби-яйле и принимала не только маленькие «кукурузники», но и средние транспортные «дугласы» Ли-2 и даже дважды тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, использовавшийся для перевозок грузов и эвакуации партизан... ......................................... Сергей ТКАЧЕНКО **************************************************************** http://sovetskoe.schools.in.ua...igi/genow/Сегодня ночью начальник партизанского "аэропорта" Пузакин принял шесть самолетов У-2. Из них два ( летчики Молчанов и Калмыков) снова при посадке получили повреждения. К их ремонту приступили уже наши "механики", которыми руководил Александр Иванович Зыков. С вылетом пришлось задержаться до следующей ночи. У летчиков оказался свободным целый день. ********************************** http://www.e-reading.biz/chapt...retno.htmlРазбирая переписку крымских партизан по вопросам получения ими наград, я наткнулся на письмо: «Председателю штаба партизанского движения т. Пономаренко. Разрешите обратиться к вам по касающемуся нас вопросу. По приказу маршала Буденного С.М. и командующего 5-й ВА генерал-лейтенанта Горюнова с июня 1942 г. была создана группа по связи с крымскими партизанами на самолетах С-2. В составе летчиков cm. л-т Фадеева Я.М., ст. л-т Калмыкова В.П., л-т Молчанова И.И., мл. л-т Свинова С.В. Что мы сделали? Во-первых, наши полеты назывались полеты в глубокий тыл противника с посадкой у крымских партизан. Мы везли продукты, одежду, боеприпасы, а обратно раненых, как командиров, так и бойцов. Наши полеты длились по 8–9 часов ночью на 600 км по территории, занятой противником, так как летали к партизанам из Сочи. Вот наша конкретная работа. Летчик Фадеев сделал 20 полетов с посадкой. Вывез 48 раненых. Летчик Калмыков сделал 26 полетов с посадкой. Вывез 55 раненых. Летчик Молчанов сделал 25 полетов с посадкой. Вывез 50 раненых.Летчик Свинов сделал 7 полетов с посадкой. Вывез 20 раненых партизан. Всего мы вывезли 173 раненых командиров и бойцов, в числе которых полковники Городовиков, Мокроусов, Попов. Председатель Симферопольского горсовета Филиппов, майоры Фурих, Северский и ряд других. Также было сброшено партизанам продуктов и боеприпасов более 8 тонн. Веемы, как летчики, так и техники, командованием партизан и командованием 8-го О.А.П. были представлены по заслугам к правительственным наградам. Каков же получился конец? Нас всех вышеуказанных одним приказом перебросили в марте 1943 на Центральный фронт. Наши наградные документы оказались похеренными. Это слова полковника Лобова, потом секретаря Булатова и майора Северского. В результате чего наша работа оказалась незамеченной. Тов. Пономаренко! Что заставило нас написать вам это письмо? Вы прекрасно понимаете, как нам приходилось летать на одномоторных самолетах поперек Черного моря по 8–9 часов, и все время над территорией противника. Потом мы встретили летчиков, которые летают в Крым по нашей дорожке. Сделали по 2–3 полета и уже получили медали «За оборону Севастополя» и медаль партизана. А мы остались незамеченными, и, как говорят, выброшены за борт. Мы, конечно, не просим у вас милостыни, а нам просто показалось обидно, и мы написали это письмишко. За что просим нас извинить. Одновременно просим вас написать нам ответ — в чем мы не правы? Адрес: полевая почта 74 559 «Р» Фадееву, Калмыкову, Молчанову. 20.09.43» [24, с. 43]. Справедливость восторжествовала. Просматривая приказы о награждении крымских партизан медалью «Партизану Отечественной войны», в приказе начальника Белорусского штаба партизанского движения № 435 от 25.07.46 г. среди имен бойцов и командиров прочитал знакомые фамилии: Я.М. Фадеев, В.П. Калмыков, И.И. Молчанов. | | |
|