Краеведение
кое-что о Олонецкой губернии из уст УЧЕНЫХ и краеведов
Karjalan_Gennadiy Новичок
Петрозаводск Сообщений: 1 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
16 декабря 2020 22:16 >> Ответ на сообщение пользователя balabolka от 14 декабря 2020 22:19 Здравствуйте! Отличная, на мой взгляд, книга для тех, кто интересуется историей Карелии начала 20-го века. Покупал её на ЛитРес — не пожалел. В том числе, там можно найти сведения по многим персоналиям. Например, по особо отличившимся в Первую Мировую нашим землякам. | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8368 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
21 декабря 2020 20:11 да, Книга очень интересная. --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8368 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
23 декабря 2020 16:24 КАРЕЛЬСКАЯ КРЕСТЬЯНКА В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХИСТОЧНИКОВ (вторая половина XIX — начало XX века)Сборник документов и материалов КНЦ РАН ИЯЛИ, НА РК г.Петрозаводск, 2012 г СОДЕРЖАНИЕ Предисловие........................................................................................... 4I. СТАТИСТИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯИ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ..................................................................... 19 II. СЕМЬЯ, ДОМ, СЕЛЬСКАЯ ОКРУГА: «ЖЕНСКОЕПРОСТРАНСТВО» ПОВСЕДНЕВНОСТИ................................ 51 1. Облик карельской крестьянки: мужской взгляд............... 53 2. Семейные нравы и повседневная жизнь женщины......... 66 3. Досуг и праздник: за гранью обыденного............................ 93 4. Разногласия и конфликты внутри семьи и за ее пределами 116 III. ЗАНЯТИЯ, ПРОМЫСЛЫ, ИМУЩЕСТВЕННОЕПОЛОЖЕНИЕ...................................................................................... 135 1. Виды женских работ и способы заработков........................ 137 2. Кустарные промыслы................................................................. 164 3. Имущество, собственность...................................................... 173I V. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ........... 185 1. Женщина в поле зрения православной церкви и общества 187 2. Вне мира: женские монастыри и пустыни.......................... 199 3. Женщина в старообрядчестве.................................................. 212 V. ШКОЛА, ОБРАЗОВАНИЕ:ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО «ПУТИ ЗА ЗНАНИЯМИ» ... 219 VI. МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИНЫ.БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗРЕНИЕ 245 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................... 279 1. Научные публикации по теме.................................................. 281 2. Использованные архивные фонды................................. 283 3. Список фотографий............................................................285 4. Список сокращений............................................................288 5. Географический указатель................................................ 289 Не всегда можно прочитать книгу в Интернете, но вот эту - можно https://www.booksite.ru/fulltext/zhensh/text.pdf Обратите внимание, что есть не только Географический указатель, но и список фотографий. Газета Лицей - о книге https://gazeta-licey.ru/news/4804-liki-karelskoj-krestyanki
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8368 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
23 декабря 2020 16:42 «Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах. Преступление и наказание / Pahanruado da kuritusСермяжный карел не брался рассуждать: тварь ли он дрожащая или право имеет? С утра дверь палочкой подпёр — и в поле, в лес, на озеро. Некогда философствовать, когда столько работы. Это, однако, совсем не означает, что преступлений (в том числе и тяжких) в деревнях и городах не случалось. Посягали карелы на казну, на веру, на общественное благоустройство и благочиние. А ещё Карелию называли подстоличной Сибирью: в ссылку на берега Онежского озера отправляли даже царских особ. В конце XVI века в Заонежье печалилась постриженная в монахини боярыня Ксения Романова. Фото: Игорь Георгиевский В конце XVI века в Заонежье печалилась постриженная в монахини боярыня Ксения Романова. Фото: Игорь Георгиевский Преступление / Pahanruado Обратимся к временам не столь отдаленным. Карельский преступник конца XIX века несколько отличался от преступника московского, петербургского или малоросского. Вы не встрѣтите въ Туломозерской и Ведлозерской волостяхъ конокрада знойнаго юга, не встрѣтите вы тамъ также вора-громилу центральной полосы, мало тамъ найдется и любителей пускать краснаго пѣтуха. Но зато вы наталкиваетесь въ нихъ на поразительно легкое отношеніе къ человѣческой жизни, на грубое неуваженіе къ ней недисциплинированнаго обитателя дремучаго лѣса и горъ, на особую мораль, одобряющую какъ бы дѣйствія руки, вооруженной печально-знаменитымъ финскимъ ножемъ, общее запрещеніе носить который въ предѣлахъ столицы еще недавно послѣдовало со стороны петербургскаго градоначальника. Борис Гурвич. Преступления и преступники в Олонецком уезде. Петрозаводск, 1904 Исследователь Гурвич первопричину зла видел в водке. Уменьшить кровавую карельскую преступность запретом кабаков не получится, считал он, надо и о душе позаботиться. Поскольку население Олонецкого уезда «представляется совершенно неграмотнымъ и потому не обладающимъ психическимъ запасомъ, единственно обезпечивающимъ критику и пониманіе добра и зла». Беломорские карелы Гурвича не читали. Фото: И.К. Инха, 1894 Беломорские карелы Гурвича не читали. Фото: И.К. Инха, 1894 Другое дело, писал учёный, — соседняя Финляндия (часть Российской империи) и не совсем соседние Швеция и Норвегия (независимые государства). Там власти о духовной стороне не забывали, и уровень преступности в Скандинавии был гораздо ниже, чем в Карелии. В общем, Борис Гурвич считал, что распространение образования и религиозной веры среди карел снизит количество убийств на душу населения. Допускал, правда, что образованный карел будет больше склонен к интеллектуальному преступлению, чем необразованный. Но мошенничество — лучше, чем убийство. Поскольку гуманнее. [Карелы в начале XX века] [Карелы в профиль. Фото: Николай Шабунин, «Путешествие на север», 1906] Борец с пьянством и развратом, Гурвич был еще и большой физиогномист: верил в прямую связь между внешним видом человека и его характером. Описывая типичного преступника-карела, он упоминает «черты лица звѣрскія и непріятныя», а также «кривые физиономии». Статистика / Statistiekku В 1914 году еще один исследователь, Владимир Копяткевич, изучил статистику преступлений, совершенных во всей Олонецкой губернии с 1897 по 1911 год. Действительно, больше всего за это время случилось преступлений против жизни и здоровья: убийств, покушений на убийство, избиений — в разные годы от 31 до 42 процентов. Кстати, Копяткевич подметил, что за те 15 лет, которые он исследовал, удельный вес «личных посягательств» постоянно падал, тогда как доля краж и мошенничества непрерывно росла. Судя по всему, сыграла свою роль забота о духовной стороне: накануне революции в России ей уделялось особое внимание. Преступления Олонецкой губернии. Инфографика: ИА "Республика" Преступниц в Олонецкой губернии было гораздо меньше, чем преступников. При том, что население Карелии было женским больше чем наполовину, среди подсудимых женщин насчитывалось в разные годы от девяти до 14 процентов. Чаще карелки преступали закон, посягая на жизнь и здоровье человека и чужое имущество. Немало женщин за пятилетку покушались и на самое дорогое, что было у законопослушных граждан: веру. Из 115 осужденных в 1907-1911 годах по соответствующим статьям 48 были женщинами. Сравнивая мужскую и женскую преступность, ученый пишет: мужчины более склонны к преступлениям государственным, а женщины «охотнее идут другим, более легким, путем — нарушая правила, охраняющие общественное благоустройство и благочиние». Кандалы ножные на заклепках изготавливались на Александровском заводе в Петрозаводске, ремонтировались обычно в мастерских гарнизонного батальона. Фото: из коллекции Национального музея Карелии Кандалы ножные на заклепках изготавливались на Александровском заводе в Петрозаводске, ремонтировались обычно в мастерских гарнизонного батальона. Фото: из коллекции Национального музея Карелии Преступников разделяли не только по полу-возрасту, но — такие были времена — и по общественному положению (сословию). Тут получалось, что чаще всего преступниками становились крестьяне, затем идут мещане и только потом — потомственные и личные дворяне, духовные лица и купцы. Высокий процент крестьянской преступности объяснялся тем, что самих крестьян в губернии насчитывалось гораздо больше, чем представителей всех остальных сословий вместе взятых. Зато если учесть удельный вес крестьян в населении, получится другая картина: городская преступность окажется больше деревенской. Хулиганство / Pahanruandu В самом начале XX века Олонецкую губернию захлестнула еще одна проблема — хулиганство. Об этом «новом явлении», пришедшем в Россию, конечно же, с Запада, постоянно и возмущенно писали «Олонецкие губернские ведомости». Например, в 102-м номере от 1905 года журналист Захаров констатирует: разгул хулиганства позволяет говорить о «какой-то дикой разнузданности в среде местной молодежи». Пишет он в первую очередь о Петрозаводске, но специально оговаривается: преступная мода постепенно проникает в обитель нравственности и традиционной русской (карельской) драки — в деревню. В 1905 году проблема потребовала вмешательства самого губернатора Николая Васильевича Протасьева. Он обратился к родителям потенциальных и актуальных уже хулиганов с настойчивой просьбой: воспитывайте детей более строго, чтобы не было на улицах Петрозаводска такого безобразия. «Песен не петь. Водку не пить. Вести себя тихо». Драка во дворе ночлежного дома, Нижний Новгород, 1895. Фото: Михаил Дмитриев / bolesmir.ru Безобразие заключалось в том, что молодые люди (группами и в одиночку) хватали подручные орудия вроде палок, ножей и кистеней и нападали на мирных прохожих. Делали они это, судя по всему, с целью грабежа. Культура хулиганов, как писали петрозаводские журналисты, пришла из Лондона — в Петербург, а потом и в Олонецкую губернию. Очень удивлялись журналисты разнице между хулиганами питерскими и петрозаводскими. Первые — нормальные! — были настоящими люмпенами: без денег, без работы, без семьи, иногда — без жилья. Сколачивать банды и идти на разбой их подталкивала нужда. Другое дело хулиган петрозаводский, провинциальный. Судя по полицейским отчетам, делом этим промышляли часто относительно обеспеченные молодые люди с неплохой по меркам того времени работой — на заводе, например. И бил карельский хулиган кого попало, действовал как настоящий художник: дрался ради самой драки. Карельский подросток любил «въ сообществѣ десятка своихъ прiятелей, пользуясь ночною темнотою, ударить камнемъ стоящаго на посту городового; не сознавая того, что городовой преслѣдуетъ безобразiе не потому, что оно не нравится лично ему, а потому, что онъ по долгу службы обязанъ это дѣлать». И был он за это преследуем законом, а иногда и посажен в тюрьму, писали Олонецкие губернские ведомости. Наказание / Kuristus В XIX веке в России, и Олонецкая губерния здесь не исключение, было так: если преступление совершалось в городе и было достаточно серьезным (степень определялась законом), преступника задерживали представители власти — полицейские. Если же злодейство происходило в деревне, наказание обычно организовывали местные силы. Максим Пулькин, старший научный сотрудник сектора истории ИЯЛИ КарНЦ РАН: — В деревне было очень сильное мирское самоуправление (мир — «община»). Выборные десятские, нечто среднее между полицейским и дружинником. Часто сами они не особенно и хотели выполнять такие обязанности, но мир, то есть остальные крестьяне, заставляли. В этом случае иногда происходило судилище на основе обычного права: человека могли подвергнуть телесному наказанию, общественному осуждению. Этим дело и заканчивалось. Другой вариант — более официальный — предполагал вмешательство урядников. Они по свежим следам на основе закона расследовали преступление. Максим Пулькин (фото из личного архива) Максим Пулькин (фото из личного архива) — К примеру, случилась такая реальная ситуация: жена отравила мужа. Урядник собрал рвоту отравленного и доставил ее на экспертизу — посмотрите, мол, что это такое? Эксперты устанавливают: мышьяк. Или вот пришла женщина и говорит, что у нее украли простыню. Урядник пошел по свежему следу — и нашел вора! Институт полицейских урядников появился в конце 1870-х, и цель его была в исполнении полицейских обязанностей на местах, а также в надзоре за сотскими и десятскими (выборными представителями общинного самоуправления). Урядников комплектовали из разных сословий, но чаще всего ими становились отставные чиновники, реже — мелкие дворяне, крестьяне и мещане. В 1890 году в Олонецкой губернии работало 85 полицейских урядников, из них 12 — в Петрозаводском уезде. [Форма одежды полицейского урядника, 1884] [Карикатура из журнала «Осколки»] Урядники, в отличие от тех же десятских, сидели на государственном жаловании. В 1906 году, например, урядник получал 200 рублей в год плюс еще 50 рублей на обмундирование. Большую часть служебного времени урядник отводил на патрулирование участка, для чего за свой счет обязан был (если относился к классу конных, а их было большинство) купить лошадь. Государство помогало лишь деньгами на «фуражное довольствие» Государство помогало лишь деньгами на «фуражное довольствие». Источник: livejournal.com Подозреваемого в серьёзном преступлении представители власти доставляли в уездную тюрьму. Арест, суд — и по его итогам решалась судьба заключенного: либо снова за решетку, либо на свободу. Шансы в среднем были один к трем в пользу тюрьмы. Тюрьма / Tyrmy В конце XIX века в Олонецкой губернии насчитывалось пять тюрем: четыре уездные и одна губернская — в Петрозаводске. Из уездных центров тюрем не было только в Пудоже и Повенце. То есть сначала они там были, но потом из-за «незначительного числа арестантов» их упразднили и заменили «арестантскими помещениями» при отделениях полиции. В Петрозаводске тюрьма была солидная: каменная, трехэтажная, сразу построенная как помещение для содержания преступников. [Тюремный замок в Петрозаводске построили в 1862 году. Фото: Игорь Георгиевский] [Третьего этажа замок лишился в годы Великой Отечественной войны. Источник: livejournal.com] Арестантов в конце века, по сегодняшним меркам, было не очень много. В 1899 году, например, в петрозаводской тюрьме сидело 43 человека, в олонецкой — 15, в лодейнопольской — 14, в вытегорской — 28, в каргопольской — 27. Тюремный замок в Петрозаводске (сегодня следственный изолятор № 1) был построен для 47 человек. Оказался тесен: для размещения арестантов вскоре были отремонтированы флигели на Круглой площади (сегодня площадь Ленина). В одном из флигелей устроили 10 камер-одиночек: «покои невелики, но чисты, светлы и очень теплы». Во втором флигеле, в подвальном этаже, размещалась кухня и караульня, над ними были две общие камеры на 16 арестантов, еще выше — мастерская. Тюремные флигели были торжественно освящены и приняли первых заключённых осенью 1864 года. [Круглая площадь в 1775 году. Рисунок из архива Н.Куспака] [Сегодня эти здания принадлежат Национальному музею Карелии. Фото: Игорь Георгиевский] [«Покои невелики, но чисты, светлы и очень теплы». Фото: Игорь Георгиевский] Тюремные власти трепетно относились к духовному очищению сидельцев. Для этого при тюрьмах открывались церкви — в Петрозаводске, Вытегре, Лодейном Поле. Остальным приходилось довольствоваться богослужениями в камерах, которые наделялись статусом часовен. Государство и церковь в вопросах перевоспитания шли рука об руку. В 1899 году в «Олонецких епархиальных ведомостях» вышла статья за авторством протоиерея Адриана Благовещенского. Она была посвящена двум событиям — храмовому празднику при петрозаводской тюремной церкви и проводам на новую должность начальника губернской тюрьмы. Прощание с начальником автор описывает как «трогательное». По окончании литургии протоиерей (он же автор статьи) поблагодарил чиновника за усердный труд. После духовного лица слово передали лицу светскому — одному из арестантов: «Многоуважаемый начальникъ, Ѳ. Яковлевичъ! позвольте мнѣ отъ лица всѣхъ моихъ товарищей по заключенію подтвердятъ, что высказалъ въ церкви нашъ батюшка и выразить вамъ глубокое сожалѣніе о разставаніи васъ съ нами и высказать истинную благодарность, что Вы заботились о насъ, какъ отецъ о дѣтяхъ, и своимъ обращеніемъ проливали утѣшеніе и отраду въ наши сердца. Воздастъ же Господь вамъ за это!». Оздоравливать арестантов нравственно должны были обязательные общественно полезные работы. В Министерстве юстиции считали, что труд позволяет поддерживать заключенных в хорошей физической форме и одновременно приносит тюрьме доход (или, по крайней мере, сокращает расходы). Арестанты работали и в самой тюрьме, и за ее стенами. Они могли участвовать в сенокосе, жатве, плотничьих работах, быть грузчиками и дворниками. Непосредственно в тюрьмах заключенные шили одежду, плели рыболовные сети, изготавливали лапти и коврики, переплетали книги. [За стены тюрьмы без кандалов арестанты не выходили. Источник: photochronograph.ru] [Кандалы ножные на заклепках. Первые письменные указания о заковывании в железо подследственных арестантов встречаются в Двинской уставной грамоте (1397). Из коллекции Национального музея Карелии] [Кандалы ручные с замком. По указу 1822 года вес мужских кандалов был установлен 5-5,5 фунтов. Из коллекции Национального музея Карелии] Тюремное начальство результатами системы было довольно и делилось своей радостью с начальством вышестоящим. В Петербург сообщалось о том, что труд «благотворно действует на нравственную сторону осужденных», а по освобождении некоторые из них еще и открывают собственные мастерские, где продолжают заниматься общественно полезным делом. На продовольствие одного арестованного казна отпускала: до 1909 года в петрозаводской тюрьме — 8 копеек, в уездных тюрьмах 7 копеек в сутки; в 1910-1912 годах в Петрозаводской тюрьме — 11 копеек, в уездных тюрьмах — 10 копеек в сутки; с 1913 года в Петрозаводской тюрьме — 13 копеек, в уездных тюрьмах — 9-10 копеек в сутки. Подстоличная Сибирь / Lähäine Siberi Карелия традиционно была в России местом ссылки: край суровый, но близкий к Москве-Петербургу. В тюрьмах Петрозаводска пересыльных арестантов случалось в разы больше, чем местных преступников. Иногда ссылка не была официальной: неудобных личностей отправляли к нам как бы с особыми поручениями по службе. Именно так в 1784 году в Петрозаводске появился Гавриила Романович Державин. При дворе на тот момент оказался неугоден, а на Сибирь не нагрешил. И стал первым карельским (точнее, олонецким) губернатором. Летом 1785 года Гаврила Романович лично отправился для обозрения Олонецкого края. На лошадях и в лодке прошел около двух тысяч километров и составил «Подённую записку». Фото: Игорь Георгиевский Летом 1785 года Гаврила Романович лично отправился для обозрения Олонецкого края. На лошадях и в лодке прошел около двух тысяч километров и составил «Подённую записку». Фото: Игорь Георгиевский В 1826 году в Олонецкую губернию в политическую ссылку прибывает Федор Николаевич Глинка. Глинка — участник войны 1812 года, поэт и публицист. С декабристами дружил, но насилия не поддерживал. После декабрьского восстания тем не менее был арестован, признан причастным к делу, уволен в отставку и сослан в Петрозаводск. Где ему позволили поступить на гражданскую службу. [Фёдор Глинка. Источник: pobedpix.com] [Книга Глинки «Дева карельских лесов». Из коллекции Национального музея Карелии] Глинка первым опубликовал переводы карельских рун для русского читателя. В Петрозаводске он познакомился с основателем финно-угроведения профессором Андреасом Шегреном — тот и перевел «некоторые из финских стихотворений, имеющих свой особенный размер, без рифм, но звучный и приятный», писал в 1827 году ссыльный поэт. До издания перво-Калевалы Леннрота оставалось еще восемь лет. Рождение арфы Сам наш старый Вейнамена, Сам ладьи изобретатель, Изобрел и сделал арфу, Из чего ж у арфы обруч? Из карельския березы. Из чего колки у арфы? Из каленых спиц дубовых. Из чего у арфы струны? Из волосьев бурных коней. И сзывает Вейнамена Дев и юношей игривых, Чтоб порадовались арфой, Прозвенев ее струнами… Второе важнейшее открытие фольклорной традиции, сохранившейся в Карелии, сделал другой политический ссыльный. [Павел Рыбников. Из собрания Национального архива Карелии] [Письмо П.Рыбникова Олонецкому губернатору Волкову. Из собрания Национального архива Карелии] В 1859 году в Петрозаводск приехал Павел Николаевич Рыбников — блестяще образованный славянофил и этнограф. Арестован за принадлежность к революционному кружку, сослан в Олонецкую губернию на семь лет. В Петрозаводске Рыбников служил секретарем Губернского статистического комитета, а посему пользовался относительной свободой передвижения. В Карелии Павел Николаевич продолжил дело «хождения в народ». Как ссыльный, он не мог путешествовать открыто, но обращал свои служебные визиты в научные экспедиции. Собирал артефакты и фольклор, писал научные статьи в «Олонецкие губернские ведомости». Ездил много, вот приблизительная карта его путешествий по Карелии только за 1860 год: Карта путешествий Рыбникова Сенсацией для научного мира стало открытие Рыбниковым не утраченной в Олонецкой губернии былинной традиции. Однажды учёный отправился на лодке в Пудож и заночевал на одном из островов Онежского озера. Там он и услышал впервые былину о князе Владимире. «Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикцею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда того свежего впечатления, которое произвели плохие варианты былин, пропетые разбитым голосом старика Леонтья на Шуй-наволоке». Во стольном городе во Киеве, У ласкова князя у Владимира Собиралось пированьице — почестей пир На многих князей, на бояр, На русских могучих богатырей И на всю паленицу удалую. Находка политического ссыльного наделала много шума в научном обществе, навсегда закрепив за Карелией статус не только «подстоличной Сибири», но и «Исландии русского эпоса». Ссылка / Karkoitandu Ссылали в Карелию не только поэтов — среди столичных изгнанников случались и царские особы. В Смутные времена на престол взошел Борис Годунов — и подверг истязаниям весь род Романовых, и «разметалъ членовъ опасной ему фамилiи по глухимъ концамъ сѣверныхъ окраин Руси» (Н.Шайжинъ, Заонежская заточница, 1912). В 1601 году в деревню Толвуя была выслана постриженная в монахини боярыня Ксения Ивановна Романова (в иночестве Марфа). В Заонежье она прибыла зимой — из Толвуйского погоста, выбранного местом заточения, не сбежишь. [Портрет Марфы, жены Ф.Н. Романова. Неизвестный художник, конец XVIII—начало ХIХ веков. Из собрания Эрмитажа] [Из «Олонецких губернских ведомостей»] Невольной пострижнице было в те годы всего 30 лет, она печалилась о судьбе своих детей и мужа, не имея от них никаких вестей. Сочувствуя заточнице во всем (в том числе и в болезнях её), деревенские жители показали инокине Марфе целебный источник, который и до сих пор известен как «Царицын ключ». Весной 1602 года царь Борис смилостивился и снял строгое заключение. Марфе разрешили ездить к Спасу в Кижи, в Сенную Губу и за Онего в Чёлмужи, где ее угощали и «дарили сигами». Спустя ещё три года Василий Шуйский помиловал Марфу. По обету она заложила в Чёлмужах церковь и нарекла ее Богоявленской — в благодарность за чудо своего спасения. [Церковь Богоявления Господня на берегу Повенецкого залива - один из самых старых деревянных храмов Карелии. Фото: Игорь Георгиевский] [Прихода здесь нет. Фото: Игорь Георгиевский] [За церковью следят три молодые женщины, жительницы Чёлмужей. Фото: Игорь Георгиевский] [Карельская епархия в жизни Чёлмужской церкви не участвует. Фото: Игорь Георгиевский] [Церковь Богоявления в Чёлмужах признана объектом культурного наследия федерального значения. Фото: Игорь Георгиевский] К уроку готовились: Евгений Лисаков, журналист Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии Наталья Антонова, переводчик Игорь Георгиевский, фотограф Павел Степура, дизайнер Елена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского» При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями «Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах. http://rk.karelia.ru/special-p...-kuristus/ --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8368 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
12 января 2021 23:59 13 января 2021 0:00 О путешествиях императорских особ по территории Олонецкой губернии написано много статей. Мы же просто перечислим кто и когда приезжал в наш край. император Александр I, в 1819 году . князь Константин Николаевич, в 1844 году. император Александр Николаевич II, в 1858 году. наследник цесаревич великий князь Николай Александрович, в 1863 году. великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович, Константин Константинович и Дмитрий Константинович, в 1878 году Князь Владимир Александрович и Государыня Великая Княгиня Мария Павловна, в 1884 году. больше информации в источнике: http://svirsource.ru/?p=510
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8368 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
13 января 2021 0:02 О высочайших посещениях Олонецкой губернии Августейшими особами в XIX столетии: исторический сборник. — Выпуск. 1 — 7 Год описания: 1819, 1844, 1858, 1863, 1878, 1884 Источники О высочайших посещениях Олонецкой губернии Августейшими особами в XIX столетии: исторический сборник. — Выпуск. 1 — 7 / под ред. А. Иванова. — Петрозаводск : Изд. Олонец. Губерн. Стат. Комитета, 1877. — [436] с. Источник: Электронная библиотека Республики Карелия, фотокопии страниц. Выпуск 1. С. 33-37 «Путешествие его Императорского Величества государя императораАлександра I, в 1819 году по Олонецкой губернии» %d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%801 С. 33 VI Вознесенье. ІЦелейскій, Гиморѣцкій, Рыборѣцкій и ІІІокшинскій приходы. Педаселъга Изъ Ошты Его Величество отправился, 6-го августа, въ 12-ть часовъ дня, по тракту въ г. Петрозаводскъ, въ экипажахъ, присланныхъ для дальнѣйшаго путешествія изъ Петербурга. По переправѣ чрезъ рѣку Свирь, у Вознесенья, на паромѣ, Государь посѣтилъ мѣстную приходскую церковь, слушалъ краткое молебствіе и, приложившись ко кресту, принялъ благословеніе священника. Затѣмъ изволилъ остановиться въ домѣ пономаря Вознесенско-пустынской церкви Андрея Дмитріева и здѣсь обѣдалъ. Разсказываютъ, что князь Волконскій, вѣроятно, вслѣдствіе просьбы Дмитріева, выдалъ ему письменное удостовѣреніе объ этомъ драгоцѣнномъ и радостномъ для церковнаго служителя посѣщеніи; это свидѣтельство какъ-то, впослѣдствіи, затерялось, но память о Благословенномъ свято сохраняется въ потомствѣ Дмитріева, нынѣ уже покойнаго. Домъ его, находясь близь перевозной пристани (гдѣ пристаетъ паромъ), былъ тогда лучшій; онъ существуетъ и теперь. На стѣнѣ, въ рамкѣ, подъ стекломъ, здѣсь находится слѣдующая надпись, сдѣланная потомками С. 34 Дмитріева: „Государь Императоръ Александръ І-й, въ путешествіи Своемъ отъ Архангельска къ Петрозаводску. удостоилъ домъ сей Высочайшаго Своего посѣщенія и соизволилъ откушать. 1819 года августа 6-го дня». Послѣ обѣда, Царственный Гость пожаловалъ дьячку Дмитріеву, изъ собственныхъ рукъ, 100 р. При дальнѣйшемъ проѣздѣ кт. Петрозаводску, Александръ Благословенный посѣтилъ церкви Щелейскую. Рыборѣцкую и Деревянскую, слушалъ въ нихъ краткія молебствія и принималъ благословеніе отъ священниковъ. Въ Гиморѣцкомъ приходѣ, находящемся между Щелейками и Рыбьей-рѣкой, останавливался на станціи и здѣсь встрѣченъ былъ мѣстнымъ священникомъ на площади, такъ, какъ церковь находится отъ станціи въ 1-й верстѣ: цѣловалъ поднесенный Ему священникомъ крестъ и получилъ его благословеніе. У станціи, при выходѣ изъ экипажа, одна женщина подостлала подъ ноги Государя холстъ и, ставъ на колѣни, просила возвратить изъ военной службы сына, который отданъ былъ въ солдаты за допущенную въ ревизскихъ сказкахъ (онъ былъ сказкоподателемъ) какую-то преднамѣренную неправильность, Его Велечество изволилъ сказать просительницѣ: „Я самъ солдатъ, и потому Мнѣ холстъ не нуженъ, запачкаю. Сынъ же твой, когда выслужитъ годы—воротится домой» Выпуск 2. С. 1-5 Путешествие его Императорского Высочества государя великого князя Константина Николаевича, в 1844 году по Олонецкой губернии. e08627821f72 С. 1 I. Выѣздъ изъ Царскаго-Села. Шлиссельбургъ; осмотръ шлюзовъ. Плаваніе на Коневецъ и Валаамъ. Лодсйное-Gоле. Важины. Вознесенская пристань. Плаваніе по Онежскому озеру. Возвращеніе къ Вознесенью, по случаю бури. Въ маѣ 1844 года, Олонецкая губернія была осчастливлена высокимъ посѣщеніемъ Его Императорскаго Высочества Государя Великаго Князя Константина Николаевича. Прошло уже 25-ть лѣтъ со времени путешествія Императора Александра Благословеннаго по нашему краю. Находясь на сѣверной окраинѣ Имперіи, хотя и въ близкомъ разстояніи отъ столицы, Олонецкая губернія не пользуется выгодами внутреннихъ, центральныхъ губерній, которымъ приходится встрѣчать Августѣйшихъ Посѣтителей гораздо чаще, во время Высочайшихъ путешествій въ Крымъ, Варшаву, за границу. Тѣмъ болѣе, для населенія Обонежья, проѣздъ Высокихъ Путниковъ на сѣверъ — въ Архангельскъ составляетъ самую отрадную эпоху въ исторической и бытовой народной жизни и навсегда запечатлѣвается въ сердцѣ и памяти неизгладимыми чертами. Государь Великій Князь Константинъ Николаевичъ, предпринявъ путешествіе въ Архангельскъ, гдѣ существовалъ тогда военно-морской портъ, изволилъ выѣхать изъ Царскаго-Села, утромъ 18-го мая, въ сопровожденіи генералъ-адъютанта Ѳ.П. Литке, капитана 1-го ранга Лутковскаго, лейбъ-хирурга Гауровица и другихъ лицъ, находившихся въ Его свитѣ. С. 2 По прибытіи въ Шлиссельбургъ, на казенномъ пароходѣ Ладога, и по обозрѣніи шлюзовъ Ладожскаго канала. Августѣйшій Путешественникъ отправился, того ж 13-го числа, въ Ладожское озеро, для посѣщенія знаменитой на сѣверѣ Валаамской обители и Коневца. Въ озерѣ, въ это время, еще носился ледъ, который нѣсколько замедлялъ плаваніе парохода. Впрочемъ, Его Императорское Высочество остался совершенно доволенъ путешествіемъ въ Валаамскій монастырь, отличающійся живописными красотами своего положенія на скалистомъ островѣ, и щедро наградилъ всѣхъ лоцмановъ, сопровождавшихъ пароходъ, пожаловавъ двумъ изъ нихъ по золотымъ часамъ (*). Вступивъ изъ Ладожскаго озера въ рѣку Свирь, пароходъ Ладога остановился у Лодейнаго-Поля 15-го мая, въ понедѣльникъ, въ 7-мь часовъ пополудни. Его Императорское Высочество былъ встрѣченъ мѣстными властями и народомъ у пристани, недавно устроенной по распоряженію морскаго вѣдомства. Начальникъ II округа путей сообщенія, генералъ-маіоръ Соловьевъ, ѣздившій въ Шлиссельбургъ для встрѣчи Государя Великаго Князя, но уже не заставшій тамъ парохода, отправившагося на Валаамъ и въ Коневецъ, имѣлъ честь явиться здѣсь къ Его Императорскому Высочеству и представить ему начальника III отдѣленія II округа путей сообщенія, инженеръ-маіора Лебедева; причемъ по- _________ (*) Для сопровожденія парохода, по распоряженію г. главно-управляющаго путями сообщенія и публичными зданіями, гепералъ-адъютанта Клейвмихеля, изъ среды сермакскихъ лоцмановъ были избраны надежные и хорошо знающіе фарватеръ Невы и всѣхъ частей Ладожскаго озера, и заблаговременно отправлены въ С.-Петербургъ. При плаваніи по рѣкѣ Свири и Онежскому озеру принимались мѣстные лоцмана. С. 3 далъ записку о мѣстномъ положеніи округа и о существующихъ въ его раіонѣ путяхъ сообщенія, планы Маріинской системы и техническихъ сооруженій (*). Выйдя съ парохода на пристань, въ сопровожденіи своей свиты и представлявшихся лицъ, Августѣйшій Путешественникъ поднялся на гору и прежде всего посѣтилъ бывшую тогда деревянную Петропавловскую церковь, гдѣ изволилъ слушать краткое молебствіе. Затѣмъ изволилъ осматривать существовавшее здѣсь старое адмиралтейство, казармы морскаго вѣдомства (Балтійскаго округа корабельныхъ лѣсовъ), вновь строившійся тогда каменный соборъ (**) и съ благоговѣніемъ поклонился предъ памятникомъ Императору Петру Великому, сооруженнымъ усердіемъ купца Софронова, въ 1882 году, на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ. при заложеніи Лодейнопольской корабельной верфи, въ 1702 году, находился царскій дворецъ Преобразователя Россіи. Сопровождаемый многочисленною толпою народа, Государь Великій Князь прошелъ по нѣкоторымъ улицамъ города и, ознаменовавъ кратковременное посѣщеніе Лодейнаго-Поля пожертвованіемъ двумъ бѣднымъ (умопомѣшанному отставному чиновнику Воцкому и вдовѣ Князевой) по 60 руб., возвратился на пароходъ, стоявшій подъ парами (***). Его Императорское Высочество изволилъ приказать генералъ-маіору Соловьеву отправиться, по почтовому тракту, въ г. Вытегру и ожидать тамъ Его прибытія: для сопровожденія же въ плаваніи по рѣкѣ Свири и Онежскому озеру оставилъ при себѣ инженеръ-маіора _________ (*) Зап. гепералъ-маіора Лебедева. (**) Оконченъ постройкою въ томъ же 1844 и подповленъ въ 1869 г. (***) Дѣло канцеляріи Олонецкаго губернатора, 1844 г. С. 4 Лебедева (бывшаго впослѣдствіи начальникомъ II округа путей сообщенія и скончавшагося въ г. Вытегрѣ, въ 1874 году). Вскорѣ, по приказанію генералъ-адъютанта Литке, г. Лебедевъ явился на пароходъ, съ лоцманами, и имѣлъ счастіе быть представленнымъ Его Императорскому Высочеству во второй разъ. Въ 10-мъ часу вечера, пароходъ, въ виду народной толпы, съ благодарными чувствами провожавшей дорогаго Царственнаго Посѣтителя, снялся съ якоря и, поднимаясь рѣкою Свирью, остановился у селенія Важинъ, на ночлегъ, съ цѣлію совершить плаваніе чрезъ пороги Сиговецъ и Медвѣдевъ днемъ. 16-го мая, въ 5-мъ часу утра, пароходъ, разведя пары, тронулся въ путь. Въ это время подъѣхали на лодкѣ начальники 1-й и 2-й дистанцій III отдѣленія II округа путей сообщенія, но не могли уже здѣсь быть приняты. Около 11-ти часовъ утра, Ладога, шедшая на всѣхъ парахъ, остановилась въ Сиговскихъ порогахъ, у луды Сиговой-Головы. По данному сигналу, тотчасъ подъѣхали на лодкѣ, ожидавшіе уже на берегу, лоцмана и, взявъ бичеву, подняли пароходъ противъ теченія, на разстояніи до 200 саженъ, силою 50 лошадей. Пройдя затѣмъ по плесамъ, до 2-хъ верстъ разстоянія, силою паровъ, въ Медвѣдицкихъ порогахъ пароходъ опять тянулся лошадьми на протяженіи до 300 саженъ. Въ 9-ть часовъ вечера, пароходъ подошелъ къ Вознесенью (селеніе Намойные-Пески). Инженеръ-маіоръ Лебедевъ, ранѣе прибывшій туда, встрѣтилъ Его Императорское Высочество при выходѣ на пристань, при многочисленномъ собраніи мѣстныхъ жителей и судорабочихъ. Пройдя по селенію, гдѣ, съ открытіемъ нави- С. 5 гаціи, началась уже судоходная дѣятельность. Государь Великій Князь возвратился на пароходъ, который тотчасъ же вышелъ въ озеро Онего. Плаваніе по озеру было пе со всѣмъ благопріятное. Съ 10-ти часовъ вечера, стоявшая дотолѣ хорошая погода измѣнилась—пошелъ дождь, а въ 6-ти верстахъ отъ свирскаго истока встрѣтилъ плавателей противный вѣтеръ. ХО. Въ 1-мъ часу пополуночи на 17-е число, пошелъ снѣгъ и вѣтеръ превратился въ бурю. Хотя пароходъ находился уже близко Бруснинскаго острова, то есть почти на половинѣ пути отъ Вознесенья къ г. Петрозаводску, но, но распоряженію генералъ-адъютанта Литке, по случаю бури, въ 5-ть часовъ утра, повернулъ обратно, и остановился на якорѣ, на рейдѣ, не дойдя 1-й версты до свирскаго истока. Въ 7-мъ часовъ утра, явился на пароходъ начальникъ 3-й дистанціи III отдѣленія II округа путей сообщенія, инженеръ-поручикъ Вагнеръ, за приказаніями: онъ былъ представленъ Его Императорскому Высочеству инженеръ-маіоромъ Лебедевымъ и, удостоившись получить благодарность Государя Великаго Князя за заботливость, возвратился на Вознесенскую пристань (*). _________ (*) Записка инженеръ-маіора Лебедева. Выпуск 3. С. 44 Высочайшее Путешествие его Величества государя императора Александра Николаевича II, в 1858 году по Олонецкой губернии. 280px-alexander_ii_of_russia_photo С. 44 VII Вознесенская и Мятусовскан пристани. Городъ Лодейное-поле. Ночь на 27-е іюня была тихая, хотя и не очень свѣтлая. Плаваніе совершилось благопріятно; въ 5-ть часовъ утра пароходъ подошелъ къ Вознесенской пристани. Привѣтствуемый многочисленною народною толпою, Государь, оставивъ пароходъ, изволилъ пройдти до монумента на устьѣ Онежскаго канала, откуда возвратился къ дому крестьянина Рябова. Генералъ-адъютантъ Чевкинъ представилъ Его Величеству этого торговаго и промышленнаго домо-хозяина. Монархъ изволилъ спросить у него, откуда родомъ, давно ли здѣсь живетъ, и когда Рябовъ, въ порывѣ вѣрноподданническаго чувства, выразилъ просьбу осчастливить посѣщеніемъ его домъ, Его Величество отвѣчалъ: «Благодарю, Я долженъ спѣшить». Милостиво принявъ хлѣбъ-соль, поднесенную мѣстнымъ волостнымъ головою съ пожилыми крестьянами, Дарственные Путники поплыли внизъ по рѣкѣ Свири на винтовомъ пароходѣ общества сѣвернаго пароходства Форель, въ сопровожденіи трехъ другихъ пароходовъ того же общества Лещъ, Сигъ и Муравей. <…> Выпуск 4. С. 4-5 Путешествие его Императорского Высочества государя наследника цесаревича великого князя Николая Александровича, в 1863 году по Олонецкой губернии. выпуск 4 С. 4 <…> Свири расстилались передъ путниками, и каждый поворотъ. каждая извилина открывали новую картину, въ глубинѣ которой были видны большія, многолюдныя селенія, придававшія много жизни прекраснымъ пейзажамъ, а народонаселеніе ихъ толпилось на берегу и громкимъ „ура!“ провожало Дарственнаго Путника. Во время перехода по Свири между Лодейнымъ-По-лемъ и Вознесеньемъ, начальники дистанцій III отдѣленія II округа путей сообщенія обращали вниманіе Цесаревича на пороги, объясняли ему работы, произведенныя для разчистки рѣчнаго русла, и правила, которыми руководствуются при плаваніи, для устраненія опасностей. Улучшенія, производимыя на рѣкѣ Свири въ то время, состояли въ загражденіи протоковъ между островами и въ разрывѣ наиболѣе опасныхъ большихъ камней на фарватерѣ. Въ 9-ть часовъ утра, пароходъ остановился у Важинской пристани. Не сходя на берегъ, Государь Наслѣдникъ лично изволилъ принять хлѣбъ-соль отъ крестьянъ, явившихся на пароходъ привѣтствовать Высокаго Гостя. За Сиговскимъ и Медвѣдицкимъ порогами плавателей захватила грозовая туча и пошелъ сильный дождь; но гроза прошла стороной. Пароходъ прошелъ остальную часть Свири благополучно и въ 3 часа пополудни присталъ къ Вознесенской пристани, на правомъ берегу Свири. Здѣсь ожидали уже пароходы Фонтанка, Ординарецъ и Катеръ, назначенные для плаванія по рѣкѣ Вытегрѣ. Государь Наслѣдникъ изволилъ отпустить начальника II округа путей сообщенія, генералъ-маіора Лебедева, сопровождавшаго Его Высочество на С. 5 пароходѣ въ предѣлахъ ввѣреннаго ему округа. Г. Лебедевъ пошелъ отъ Вознесенья къ Чернымъ-Пескамъ, чтобы встрѣтить тамъ Цесаревича 17-го іюня, а пароходъ Петрозаводскъ, въ 8-мъ часу вечера, отправился въ нашъ губернскій городъ, куда уже было дано знать, что Его Высочество не выдетъ ранѣе 9-ти часовъ на берегъ, дабы не безпокоить начальство города и не продержать жителей ночь на пристани въ ожиданіи прибытія Государя Наслѣдника (*). Предъ отправленіемъ съ Визнесенской пристани, Его Высочество вышелъ на кожухъ и милостиво привѣтствовалъ народъ, который тѣснился взглянуть на Августѣйшаго Путника. Въ это время представились Его Императорскому Высочеству отставные нижніе военные чины, въ числѣ 25 человѣкъ, которымъ было пожаловано 25 рублей. <…> Выпуск 6. С. 21-22 Путешествие их Императорских Высочеств государей великих князей: Сергея Александровича, Павла Александровича, Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича, в 1878 году по Олонецкой губернии. Grand_Duke_Sergey_Alexandrovich.jpeg С. 21 II Плаваніе по р. Свири. Свирица. Сермакса. Лодейное — Поле. Александро-Свирскій монастырь. Важины. Мятусово. Вознесенская пристань. Послѣ пятичасоваго плаванія по рѣкѣ Волхову и Ладожскому озеру, при сильномъ вѣтрѣ и боковой качкѣ, пароходъ „Онега» и сопровождавшіе его пароходы „Нева» и „Казанъ» вошли въ рѣку Свирь 29-го іюля и ровно въ 8 часовъ утра остановились въ устьѣ рѣки Свирицы, составляющей рукавъ рѣки Паши и впадающей въ Свирь верстахъ въ 8-ми выше Свирскаго устья. Пароходъ „Онега» причалилъ къ находящейся здѣсь пароходной пристани купца Громова, а „Нева» и „Казань» стали на рейдѣ, на якоряхъ. Великіе Князья вышли изъ каюты на палубу парохода и встрѣченные громкими криками «ура» толпы крестьянъ изъ сел. Свирицы, изволили благосклонно принять представившихся Ихъ Высочествамъ и ожидавшихъ Ихъ прибытія: на- С. 22 шое. Здѣсь стояли до 15-ти судовъ рядомъ одно за другимъ, усыпанныя массами народа, въ разноцвѣтныхъ праздничныхъ нарядахъ. Все это представляло красивую, оживленную картину. Въ этой густо населенной мѣстности также выразилось старинное русское хлѣбосольство: къ парoxoдy подъѣхалъ крестьянинъ Морозовъ и поднесъ Ихъ Высочествамъ, отъ сельскаго общества, хлѣбъ-соль, которые были милостиво приняты. Громкое «ура!» раздавалось съ берега, пока пароходы не скрылись изъ виду. Въ дальнѣйшемъ плаваніи погода измѣнилась: небо подернулось густыми тучами, пролилъ очень сильный дождь, такъ что невозможно было оставаться на палубѣ. Впрочемъ, ненастье продолжалось недолго: за 10 верстъ предъ Вознесеньемъ, дождь прекратился и небо прояснилось. Вознесенская пристань, находящаяся при истокѣ Свири изъ Онежскаго озера и при устьѣ обводнаго Онежскаго канала, представляла съ пароходовъ очень пріятную и оживленную картину. На правомъ берегу Свири, гдѣ расположено селеніе Намойные-Пески или такъ-называемая Вознесенская пристань, красовались дома, убранные флагами и коврами; съ лѣваго берега, гдѣ находится погостъ, раздавался колокольный церковный звонъ; впереди открывалась безконечная зеркальная гладь Онежскаго озера, на которомъ виднѣлось множество судовъ, съ развевающимися на мачтахъ флагами и бѣлыми парусами. Пароходъ подошелъ къ пристани ровно въ 7 часовъ вечера. Лишь только Великіе Князья показались па палубѣ, раздалось громкое «ура!», повторявшееся массами народа съ пристани, съ набережной Онежскаго канала и съ стоявшихъ на рейдѣ судовъ. На пристани Ихъ Высочества были встрѣчены С. 23 начальникомъ мѣстной этапной команды капитаномъ Саковичемъ, становымъ приставомъ Петровскимъ, начальникомъ 3-й дистанціи путей сообщенія Круковскимъ и старшиною Оштинской волости Никошковымъ съ депутаціею отъ торгующихъ крестьянъ сел. Вознссенья, Великимъ Князьямъ была поднесена хлѣбъ-соль: старшиною Никошковымъ—отъ лица всей волости (въ составъ которой входитъ и Вознесенская пристань), а мѣстнымъ торгующимъ крестьяниномъ Сергѣшинымъ лично оть себя, на серебряномъ, изящной работы, блюдѣ. Принят милостиво хлѣбъ-соль, Ихъ Высочкства отправились на пароходъ Ижора“, развозившій по пристанямъ каменный уголь для пароходовъ, на которыхъ изволили путешествовать Великіе Князья. На пристани была выстроена мѣстная этапная команда, отдавшая Ихъ Высочествамъ воинскую почесть; во все время стоянія въ Вознесеньѣ парохода Великихъ Князей, отъ этапной команды находился на пристани почетный караулъ. По возвращеніи на пароходъ „Онега“, Ихъ Высочества сѣли за обѣдъ, пригласивъ къ своему столу командировъ пароходовъ „Нева» и „Ижора» и Лодейнопольскаго уѣзднаго исправника. Послѣ стола, контръ-адмираломъ Арсеньевымъ были розданы пожалованные оть Его Высочества Великаго Князя Сергія Александровича подарки: мѣщанину Ношкову, за поднесеніе древнихъ монетъ—серебряные анкерные часы; крестьянину Сергѣшнну и волостному старшинѣ Никошкову, встрѣтившимъ Ихъ Высочества съ хлѣбомъ-солью, первому— золотая съ драгоцѣнными каменьями брошка, а послѣднему такая же булавка. Уѣздный исправникъ Ливеровскій, сопровождавшій Августѣйшихъ Путниковъ по всей<…> Выпуск 7. С. 11-13 Путешествие их Императорских Высочеств Государя Великого Князя Владимира Александровича и Государыни Великой Княгини Марии Павловны, в 1884 году по Олонецкой губернии. 43 С. 11 <…>казначейства въ теченіи года; мировой судья Кунашевскій о числѣ и распредѣленіи въ уѣздѣ участковыхъ судей, а также объемѣ и особенности ихъ дѣятельности. Затѣмъ Его Высочество привѣтливо раскланявшись, удалился въ кабинетъ, а власти поспѣшили на городскую пристань для встрѣчи и привѣтствія Ея Императорскаго Высочества, Государьни Великой Княгини Маріи Павловны. Въ 3.30 часа Его Высочество, въ сопровожденіи Свиты, изволилъ отправиться на пристань, для встрѣчи Ея Императорскаго Высочества. При огромномъ стеченіи народа и шпалерами поставленныхъ воспитанниковъ мѣстныхъ учебныхъ заведеній—двухкласснаго городскаго училища, женской прогимназіи и учительской семинаріи, Государь Великій Князь былъ встрѣченъ Олонецкимъ губернаторомъ. Только что Его Императорское Высочество изволилъ взойти на пристань, какъ причаливалъ пароходъ Петербургъ, прибывшій съ Государынею Великою Княгинею, конвоируемый пароходами Озерный и Онеги. Ея Императорское Высочество, Государыня Великая Княгиня Марія Павловна, изволила выѣхать изъ столицы 10 Іюня, въ сопровожденіи фрейлины Ея Высочества, княжны М. В. Темботовой и управляющаго Дворомъ Его Высочества, шталмейстера, генералъ-лейтенанта Скалона. Въ предѣлы Олонецкой губерніи въ сел. Сермаксу, Ея Высочество изволила прибыть 11 Іюня въ 4 часа утра и прослѣдовала рѣкою Свирью безъ остановки, среди ликующаго населенія прибрежныхъ жителей, при колокольномъ звонѣ, до сел. Подпорожья, куда прибыла въ самый полдень. Пробывъ здѣсь 1,15 час., отправилась далѣе въ селеніе Возне- С. 12 сенье. Во время этой стоянки ученики и ученицы мужскаго и женскаго Подпорожскихъ училищъ, подъ управленіемъ учителя и учительницы пропѣли гимнъ: „Боже, Царя Храни!» и пѣсню: „Ахъ, ты воля, моя воля», за что Ея Императорское Высочество изволила выразить свое удовольствіе и пожаловала дѣтямъ 15 руб. Учительница удостоилась поднести букетъ цвѣтовъ, за что Государыня Великая Княгиня благодарила и изволила записать имена и фамиліи учителя и учительницы. Народъ привѣтствовалъ Ея Императорское Высочество дружнымъ и громкимъ „ура». Въ Вознесенье Государыня Великая Княгиня изволила прибыть въ 8,30 часовъ вечера. Встрѣча была весьма торжественна и многолюдна. Задушевное „ура» не умолкало. Здѣсь, кромѣ мѣстныхъ жителей, густо населенной и обширной Оштинской волости и волостей Шимозерской, Шелтозерско-Бережной, было не мало народа и изъ другихъ губерній, на пристававшихъ къ Вознесенью судахъ, ждущихъ очередной отправки. Лишь только пароходъ поровнялся съ пристанью, Ея Императорское Высочество изволила выйдти на пароходную площадку и оттуда обозрѣвать нарядное Вознесенье, украшенное множествомъ вензелей Ихъ Императорскихъ Высочествъ, флаговъ, гирляндъ и цвѣтовъ. Государынею Великою Княгинею также обращено вниманіе на Вознесенскій рейдъ, съ его многочисленными, разной конструкціи судами, украшенными въ свою очередь разноцвѣтными флагами, гдѣ, какъ извѣстно, во время лѣта кипитъ особенная дѣятельность судовой жизни. Погода была великолѣпная. Не успѣлъ еще пароходъ укрѣпить какъ слѣдуетъ причала, Ея ИмпЕРАтоРское Высочество уже спускалась на пристань по ступенямъ покатой плоскости колеснаго С. 13 кожуха, не ожидая подачи сходни, поддерживаемая съ парохода генераломъ Скалономъ. На пристани Государынѣ Великой Княгинѣ имѣлъ счастіе представиться помощникъ начальника Вытегорскаго округа Вернадскій, сопровождавшій Ея Высочкетво по рѣкѣ Свири на особомъ пароходѣ. Затѣмъ Еа Высочкство изволила принять отъ Оштинскаго волостнаго старшины Никоникова хлѣбъ-соль. Въ, это время ученики Вознесенскаго училища пропѣли гимнъ: „Боже Царя Храни» и „Спаси Господи люди Твоя». Здѣсь же былъ выставленъ почетный караулъ мѣстной команды. Послѣ 3-хъ часовой стоянки, въ 11.30 часовъ вечера, пароходъ Петербургъ направился къ городу Вытегрѣ. Государыня Великая Княгиня три раза благоволила появляться народу на его привѣтствіе. При отъѣздѣ, Ея Императорской Высочество, находясь на командирской площадкѣ парохода, вновь милостиво отвѣчала народу на его „ура», продолжавшееся пока пароходъ не скрылся изъ виду. По прибытіи на Вытегорскую пристань, Государыня Великая Княгиня была встрѣчена Августѣйшимъ Супругомъ. Затѣмъ Олонецкій губернаторъ имѣлъ счастіе Сыть представленъ Ея Высочеству на пароходѣ, при чемъ привѣтствовалъ съ благополучнымъ прибытіемъ. Звонъ колоколовъ всѣхъ церквей, громкое „ура“, массы народа и гимнъ: „Боже Царя храни» воспитанниковъ учебныхъ заведеній, все слилось въ общій торжественный гулъ. Ея Императорское Высочество была привѣтствована хлѣбомъ-солью отъ городскаго головы съ депутаціей, а супруга начальника Вытегорскаго округа путей сообщенія М. Эйдригевичъ поднесла Ей <…> Вам был полезен материал? Поделитесь этой записью! Источник: http://svirsource.ru/?p=510
      --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8368 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
3 марта 2021 7:37 КАК ПИСЕЦ ПАНИН ДАВАЛ ИМЕНА ЗАОНЕЖСКИМ ДЕРЕВНЯМhttps://vk.com/feed?w=wall-187764583_2048 "Против Козыревского селения есть остров, длиною в две версты и шириною в сто пятьдесят сажен, коим издавна владели крестьяне Мальковы. В старину, говорят, много было здесь гадов всякого рода. Но вот появился писец Панин на этом острове; увидав из лодки землянику, он вышел на берег и стал было брать ее, но тотчас же был змей против его руки. — Вон, проклятый, с сего острова, — закричал Панин, и с тех пор будто бы не стало здесь ни одного гада (…). По слову мирскому избран был писец Панин налагать имена и прозвища на этыи села в Заонежье. На Кижском подголовке был он во время лета. Приехал в Сенную Губу; увидал человека, мужчину, с женою — сено кучат. «Быть этой волости, — сказал он, — Сенная Губа». Поехал он к Спасу Белому; подъезжает к деревушке, хотя собрать народ в суём (в сход), вдруг видит — человек в кузнице кует косы. «А не надо, ребята, — говорит он, — беспокоить народу, собирать в один дом, пущай названье деревне — Кузнецы». Переехал дале, полверсты места — другая деревушка, дворов семь. Как назвать? Вышел на берег писец Панин; видит — ребята балуют, берестяна коробка на воду пихнута. «Пусть же, — сказал он, — эта деревушка по названью — Корба». Отъехал полверсты вперед, увидал — куёк (гагара) в губы: «Пущай же эты домы называются — Куй-губа (Гагарья губа)». Вперед деревня; идет человек берегом. «Середкою-путем идет человек, — заметил Панин, — пущай же эта деревня — Середка». Вперед он тронулся; смотрит, идет женщина близ берега. «Как тебя зовут, голубушка?» — спросил Панин. «Таней». — «Пущай же эта деревня, — сказал он, — Потановщина». Пихнулся дале, полверсты места, до Святого наволока; остановился тут писец Панин. «Что же называют Святым этот наволок, ребята?» — спросил он. «Во времена древности шел святой в этот наволок, — отвечают ему эты люди, — а на другой стороне, за сто сажен от Спасителя, жил человек темный; вдруг святой приходит на берег, и этот темный человек явился на другом берегу. „Смоль, речет ему святой, — перевези меня“. — „Ну, святой, я тебя перевезу: твой сан выше меня“, — ответил этот темный человек… И с тех пор один наволок — Свят-наволок, а другой — Смолев-наволок». Вперед пихнулись оны три-четыре версты от Свят-на-волока, вдруг на ельях сидят воробьи. «А что, ребята, — сказал Панин, — в эту деревню нам идти нечего: пущай этой деревне названье — Воробьи». Вперед сто сажен от Воробьев, три двора деревушка: смотрит Панин, идет человек полем, и глаза смутивши в нем; призывает он его поблизости к лодке. «Двинься сюда, сей человек, — сказал он, — пущай ваша деревня будет Магары». Вперед тронулись от этих Магаров в наволоки; вышел на берег, видит, под ногою у него заглебала земля: «Пущай же эты два дома — Глебовы». Дале тронулся пятьдесят сажен; один дом стоит. «Как его назвать, ребята?» — спросил он. Вдруг видит, ошевни стоят у ворот. «А пущай, — сказал он, — этот дом — Ошевень». Вперед двинулся с версту; деревня семь дворов; смотрит Панин, идет человек, заскавши волосы. «А нечего этта на берег выходить; пусть будет, — говорит, — Гивес-наволок». Вперед пихнувши полторы версты около наволока, приехал под деревню, три двора: «Ну что, ребята, как назвать?» Дектярь клюет дрова под окном: «Пущай же это — Дектярево». Вперед пятьдесят сажен до деревни; видит Панин, человек гонит лошадь с воли, ажно курево идет. «Пущай же, — говорит, — это Курилово». Оборотя назад, отправились оны в путь: стоит деревня на хорошем месте, на мягкой сельге. «А пущай она — Косельга», — сказал Панин. Вперед до деревни верста; сходили туды: «Пущай эта деревня — Войнаволок»; стоит она об Онего, и губа протянувши от запада в Онего — воет тут от Онега. Оборотя назад от Войнаволока, пихнулись к Спасителю, вперед от Спасителя деревня пять дворов; приезжают против этой деревни; видит Панин, что выросли дудки на берегу. «А что, ребята, — говорит, — пусть это — Дудкин-наволок». Вперед тронулись две версты до деревни, а деревня та была большая, когда литва была; выходит Панин на берег, увидал у крестьянина ольху, лежащую под окошком. «Пущай же, — говорит, — этой деревне название — Ольхино». Вперед тронулись полторы версты; кряж такой огромный, и три жителя на кряжу: «Как, ребята, назвать эту деревню?» — спросил Панин. Вдруг, смотрит, выходит из ней человек в одеянии солдатском. «Пущай же, — сказал он, — это Солдатово». Дале чрез губу ворота, стоит деревушка пять домов; увидал Панин на берегу лежащую шляпу. «Пущай же, — сказал он, — эта деревня — Шляпино.» Вперед от этой деревушки две версты, стоит деревня три двора; видит Панин, человек выходит на улицу, весь белый, сединой изукрашен. «Не нужно, — сказал, — собираться нам вместе; пущай это селение — Морозове». Двинулись еще сто сажен; идет человек по деревне. «Как тебя зовут?» — спросил Панин. «Софрон», — отвечал этот. «Пущай же эта деревня — Насоновщина», — сказал Панин. Вперед сто сажен до Петра и Павла, до часовни; улица гладкая: «А назвать ю Посад». Оборотя к востоку полтораста сажен, не доходя до деревни, попадается кость; взял Панин в руки эту кость. «Ребята, — сказал он, — ведь это китовы уста; пущай же эта деревня — Китово». Оборотя назад версты полторы, вдруг (видит), мужик переяривает на лошадке землю: «Пущай же, — говорит Панин, — это селение — Рогово». Вперед деревня, за версту места; видит Панин, идет мужчина и вслед за ним женщина. «Пущай же, — сказал он, — это — Еглово». Потом назад, до деревни, версты полторы; наискось губы ельник огромный стоит. «А пущай эта деревня Подъельник», — сказал Панин. Вперед за версту места, деревня четыре дома. «А не надо, — говорит Панин, — выбираться нам, ребята, на берег; вот на берегу лежит зуб; пущай же она — Зубово». Вперед три четверти версты деревня: идет человек берегом этой деревней. «Остановись, человек!» — крикнул писец Панин, но тот не слышит и вперед идет. «Когда так, — сказал Панин, — пущай же это — Пустой Берег». Вперед деревня семь дворов; стоит человек на берегу. «Откуда ты, братец?» — спросил Панин. «Из Ояти», отвечал тот. «Пущай же, — продолжает Панин, — эта деревня Оятовщина». Вперед через версту деревушка; видит Панин, у крестьянина рыба на стены сохнет, язи. «Пущай же, — говорит, — деревушка эта — Язнево». Вперед верста, стоит деревня семнадцать дворов. Приказал Панин собрать суем. Собрались крестьяне, смотрит Панин на сход крестьянской, и вот идет один молодец, убравши хорошо, в шапке с козырем. «Пущай эта деревня, — сказал Панин, — Козыревцы». Вперед три четверти версты; смотрят, идет человек необыкновенный, плечами широк, а задом узок. «Пущай, говорит Панин, — названье этой деревне — Клиновы». Вперед тронувши немножко, попадается на берегу колоколка. «Пущай же, — говорит Панин, — это — Мальково». Дале двинулись сто сажен; деревня десять дворов, новорасселенная; в это время сгрубела погода, и думал Панин, как назвать эту деревню; вдруг раскинуло на небе, солнышком накрыло, и Панин сказал: «Пущай же это Жаренково». Вперед нихнулись четверть версты около наволоков, приезжают к берегу и видят, ходят малые телята в стороне. «Пущай же, — говорит Панин, — это — Телятинково». Вперед тронулись полторы версты, встречают двух человек, оба тонки, убравши хорошо, головы кверху. «Пущай же, — продолжает он, — эта деревня — Сычи». Дале Панин поехал до Толвуи. В поезде будучи путем-дорогою, он назвал первую деревню от Сычев — Сиговым затем, что тут сиги ловили. Вперед три версты, до Здвижения часовни, Панин назвал это селение Березки, потому Березки, что кругом берез стоит. Вперед три версты, деревня поперек губы, двадцать дворов; вышел Панин на берег и встретил прохожего. «Как зовут тебя, почтенный?» — спросил Панин. «Ихтор», — отвечал тот. «Пущай же ваша деревня — Вигово», — рек Панин. Вперед три версты к северу, ко храму ко Алексею человеку божью, деревня, которую Панин назвал Тарасы, потому что человека, вышедшего к нему навстречу, звали Тарасом. Вперед ход еще до иной деревни; подъезжая, увидел Панин жеребца в поле. «Пущай же, — сказал, — эта деревня — Жеребцовская». Далее десять верст к западу, к Миколаю угоднику, — волость, где живут ловцы; приходит Панин в эту деревню и видит: у одного крестьянина много рыбы нажарено. «Не для чего, ребята, — говорит он, — собирать и беспокоить народ, пущай же эта волость — Вегорукса (жареная рыба)». Вперед три версты, деревушка семь дворов, долгая, сама узкая: «Пущай же это — Устрека». Вперед три версты, грунт земли низкой, в середине деревни ламба, и потому Панин назвал эту деревню Дамбой. Затем полторы версты пролив; идет человек из кожевни, как будто опухши. «Нечего, ребята, выходить на берег, сказал Панин, — пущай это — Чечулине (сердитый, затем что опухшие сердиты)». Вперед десять верст, видят, на поле козы: «А нечего этта людей собирать, ребята, видно, что зде — Козмозеро». Отсюда ездил Панин к Палеострову, к Варвары (…). В проезд он увидал на берегу кузов и самую деревню назвал — Кузарандой. До Толвуи ехал берегом: подъезжая, видит, толкаются люди на улице. «Пущай же, — сказал он, — это будет Толвуя». Затем он ночью прибыл в деревню за семь верст; слышит, в коноплянике кричит птичка-выткальница («выдь, спящий народ, из деревни»), «Пущай же, — сказал он, — это селение — Вырозеро (затем что из него выдут вон)». В Толвуе писец Панин пожил несколько времени и потом возвратился в Новгород." Источник- Криничная Н.А. "Легенды. Предания. Бывальщины"
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
mrgrtmatthew Новичок
Сообщений: 23 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 13 | Наверх ##
9 марта 2021 16:36 >> Ответ на сообщение пользователя balabolka от 11 мая 2015 8:49 Харитон Дмитриев и мой предок. Его внучка, дочь Кириллы Харитонова, двоюродная Евлампию Арсениеву , Ксения Кирилловна - моя прапрабабушка. | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8368 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
15 марта 2021 18:02 Очень понравилась Статья Николая Андреева в Трагедия на озере. Составь свою родословную https://vk.com/club200270247Работая с метрической книгой Шуньгского прихода за 1907 год , я обратил внимание на то , что 29 августа утонуло очень много людей . 16 человек из 5 деревень погибли в один день. Затем просмотрел метрические книги Кажемского , Падмозерского , Онежинского , Толвуйского приходов. Утонувших в этих приходах не было. По отношению пристава 1 стана Повенецкого уезда от 31 августа 1907 года за номером 626 , были похоронены на Хажезерском кладбище 1 сентября : Деревни Селезнёвой : Анастасия Максимова Меньшикова-60 лет ,её сын Дмитрий Фёдоров -25 лет и его жена Александра Яковлева -19 лет. Деревни Могучей : Степан Григорьев Могучий -68 лет , его сын Никита — 30 лет. Павел Мартынов Мартынов -68 лет и его внук Андрей — 11 лет. Деревни Кузнецовой : Григорий Анисимов Огарков -30 лет ,его жена Татьяна Савельева -30 лет ,дочь Мария -6 лет , брат Максим-19 лет. Остальные утонувшие были похоронены на церковном кладбище с 1 по 25 сентября . Деревни Тельпозера : умершего крестьянина Матвея Санукова дочь Пелагея -10 лет и сын Пётр — 5 лет. Деревни Ошуковой : Михаил Фёдоров Богатишин — 44 года . Деревни Селезнёвой : Иван Иванович Федулов-55 лет и его жена Марфа Иванова-55 лет. Семнадцатая утонувшая была найдена в июле 1908 года . Деревни Звяговщины , Фёдора Акимова Иванова второго жена Параскева Евдокимова -30 лет. Неизвестно , сколько их было всего и на каком озере произошло всё это. Интересно , какие у вас могут быть предположения ? --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8368 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2425 | Наверх ##
26 марта 2021 12:50
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
|
на фото Князь Владимир и Мария Павловна. (благодаря приезду данных особ в Петрозаводске, в частности, появилась улица Мариинская (пр. Карла Маркса))
https://vk.com/wall-75701199_23203