продолжение
9священников, скрипка будет большим подспорьем при обучении пению в
селах...»28 (Приложение). Деньги целевым назначением для обучения
воспитанников семинарии игре на скрипке и покупку музыкальных
инструментов с 1906 года ежегодно выделяло Олонецкое Земское собрание.
Этот вопрос всегда контролировался и ежегодно буддировался церковными
лидерами и Правлением Олонецкой духовной семинарии: например, в докладе
протоиерея Н.К. Чукова губернскому Земскому собранию мы встречаем
упоминание о том, что деньги на оплату работы учителя музыки и покупку
инструментов выделяются исправно29. С 1906 года А.П. Максимов также
обучал игре на скрипке и в Петрозаводском Духовном училище. Занятия
посещали воспитанники училища на добровольной основе.
Несколько слов об общественной просветительской деятельности А.П.
Максимова. Иногда, по просьбе интеллигенции Петрозаводска он выступал на
благотворительных мероприятиях и как исполнитель. Так, однажды он пел в
составе мужского трио, в другой раз играл в струнном квартете на альте ―
инструменте, на котором он учился играть в Инструментальных классах
Придворной Певческой капеллы. С 1914 года А.П. Максимов вошел в состав
Почетных старшин при Николаевском детском приюте и был в его составе до
1917 года. После поездки на регентский съезд Максимов стал членом Общества
взаимопомощи церковных хоров. В начале 1917 года А.П. Максимов был
избран в число очередных присяжных заседателей30 по Петрозаводскому уезду
на майскую сессию31.
Авторитет А.П. Максимова как прекрасного хормейстера, руководителя
творческих коллективов, как специалиста с великолепным художественным
28 Б/а. Экзамен по музыке (скрипке) в Олонецкой духовной семинарии // ОГВ, 1909, №51. ― Фонд Российской
Национальной библиотеки [Электронный ресурс]. URL:
http://www Коллекции / Епархиальные ведомости (дата
обращения 10. 08. 2016).
29 Чуков Н.К. Его преосвященству, Преосвященнейшему Никанору, Епископу Олонецкому и
Петрозаводскому //ОЕВ, 1914, № 2. ― Фонд Российской Национальной библиотеки [Электронный ресурс].
URL:
http://www Коллекции / Епархиальные ведомости (дата обращения 11. 08. 2016).
30 Участник судебных заседаний; судья- непрофессионал.
31 Список очередных и запасных присяжных заседателей по Петрозаводскому уезду на майскую сессию 1917 г. //
ОГВ, 1917, № 2. ― Фонд НБ РК, [Электронный ресурс]. URL:
http://www ogv.karelia.ru›Каталог номеров (дата
обращения 03. 02. 2016).
10вкусом и талантом композитора в Петрозаводске и в Олонецкой губернии был
очень прочным. В 1915 году к нему обратился известный меценат, бывший
городской глава, заонежский купец Василий Дмитриевич Лысанов32,
внимательно следивший за всеми направления развития культуры и искусства
не только в Олонецком крае, но и в России и за рубежом. Лысанов понимал, что
его родное Заонежье обладает колоссальным творческим потенциалом, хранит
и представляет уникальную традицию народной культуры. С болью и тоской он
пишет: «<...> заонежские былины эпохи Киевских богатырей, а также
свадебныя обрядности, песни и причети были собраны и записаны в разных
местностях в большом количестве. <...> много записано лишняго, многое ―
неправильно, а многое и совершенно упущенно, а между тем собиратель былин
П.Н. Рыбников (в 1862 году) говорит: «свадебные обрядности заонежья
развились в целое сценическое представленье». Вот почему крайне желательно,
пока еще не поздно, воспроизвести былую старину в свадебных обрядностях в
последовательном порядке именно той местности, которая наиболее сохранила
их, то есть бывшей Новгородской «Обонежской пятины», а ныне Олонецкого
«заонежья», хотя бы в интересах археологии»33. К этой работе В.Д. Лысанов
привлек лучшего музыканта Петрозаводска ― А.П. Максимова.
В решениях почти ежегодных Всероссийских съездов (с 1908 г.)
регентов34 одним из направлений работы обязательной работы музыкантов
стала популяризация песенного творчества русского народа. Ее возглавил один
из инициаторов съездов и курсов регентов А.В. Никольский, который часто
32 Лысанов В.Д. (1857 ― 1926) ― уроженец с. Сенная Губа Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, один из
соучредителей и директор местной пароходной компании, владелец пивоваренного завода «Олония», спичечной
фабрики «Огонек» и др. Он был одним из активных членов Общества изучения Олонецкой губернии; автор
статей в газете «Олонецкие губернские ведомости» Подробнее: Кораблёв Н.А. Городские головы Петрозаводска
(1778—1918). Биографический справочник / Кораблёв Н.А., Мошина Т.А. — Петрозаводск: Стандарт, 2008. —
С. 63—65. — 82 с.
33 Лысанов В.Д. Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье, Олонецкой губернии / Собрано и
изложено в драматической форме В.Д. Лысановым. ― Петрозаводск : Сев. Скоропечатня Р. Г. Кац, 1916. ― С. 5.
― Фонд НБ РК, [Электронный ресурс]. URL:
http://www elibrary.petrsu.ru›book.shtml?id=4230 (дата обращения
05. 09. 2016).
34 С 1908 по 1917 гг. в России состоялось шесть съездов регентов. За исключением V съезда (г. Санкт-Петербург,
1912 г.) они проводились в г. Москве. ― Малацай Л.В. Творческое наследие А.В. Никольского в контексте
русской хоровой культуры первой половины ХХ века. ― Автореферат диссертации на уч. ст. доктор
искусствоведения, специальность 17.00.02 ― М.: 2011 ― С. 10.
11выступал на страницах журнала «Хоровое и регентское дело». Максимов был
человеком не только читающим, но и думающим. Вероятно, именно в эти годы
в его творческом портфеле регента появляется значительное количество
обработок народных песен. Как композитору работа с народной песней ему,
зрелому музыканту также была очень интересна. Первоначально, в качестве
опыта, он делает обработку народной песни Казанской губернии «Как на речке
калин мостик», а затем соглашается на совместную работу с В.Д. Лысановым
по заонежской свадьбе. В его обязанности по соглашению с Лысановым вошла
запись песен заонежской свадьбы с голоса Василия Дмитриевича и обработка
их для хора. Все песни в сборнике «Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в
Заонежье, Олонецкой губернии» выделены в самостоятельный раздел, а их
тексты соотнесены с драматическим действием. Максимов записал и обработал
всего 20 вокальных номеров, в том числе два из них ― политекстовые. Помимо
песен Александр Петрович записал и опубликовал два заонежских напева
причитаний, которые оставил без обработки.
Эта работа А.П. Максимова по своим методическим установкам
опередила свое время в двух направлениях музыкальной фольклористики.
Во-первых, он выявил и зафиксировал, что среди величальных и прощальных
свадебных песен в Заонежье существует пласт песен политекстовых и
имеющимися в его распоряжении возможностями указал на это (прощальные и
протяжные песни «Воля вольная» и «Напроходе вси наши веселые деньки» ―
№ 3, а также величальные «Как назябло, навеяло лицо» и «Пивна ягода по
сахару плыла» ― № 11)35. Очень жаль, что тексты драмы и песен В.Д. Лысанов
исполнял «культурно» ― на современном ему русском литературном языке с
включением небольшого количества слов заонежского говора. Современный
35 Семнадцать песен, записанных А.П. Максимовым с голоса В.Д. Лысанова как сольные версии и
опубликованные в сборнике В.Д. Лысанова «Досюльная свадьба» (Лысанов В.Д. Досюльная свадьба, песни,
игры и танцы в Заонежье, Олонецкой губернии / Собрано и изложено в драматической форме В.Д. Лысановым.
― Петрозаводск : Сев. Скоропечатня Р.Г. Кац, 1916. ― 163 с.) в структурно-аналитической графике
опубликованы в сборнике «Песни Заонежья» (Песни Заонежья в записях 1880-1980 годов. Редакция Е.В.
Гиппиуса. Сост., предисловие и примеч. Т.В. Краснопольская ― Л.: Советский композитор, 1987. ― 184 с.) под
№№ 1а, 4а, 9а, 13а, 14а, 17а, 25б, 28а, 47, 48, 55, 56, 66, 69, 70, 71, 72.I. (С. 80 ― 87, 90, 117, 124, 127 ― 129,
131).
12анализ примарной36 мелодии, записанной Максимовым, указывает на то, что
песни пелись преимущественно в индивидуальной мужской певческой манере и
отличаются от их звучания в женском групповом исполнении. О существовании
общинной и индивидуальных певческих манер, о различиях мужской и женской
вокальных традиций А.П. Максимов не мог знать: эти факты фольклористика
обнаружила и описала уже во второй половине ХХ века. Тем не менее, в своих
гармонизациях хормейстер интуитивно попытался восполнить «недостающий»
звуковой объем песни, приблизив ее обработку к возможному звучанию в
составе смешанного хора. Более того, музыкант в примечаниях указывает на
реальную звуковысотность пения В.Д. Лысанова, что очень важно с позиций
фольклористики.
В конце раздела А.П. Максимов помещает два напева свадебной причети.
Благодаря его усердию, добросовестности и таланту мы сегодня имеем ярко
индивидуальные причетные напевы из района Сенногубского поселения37. Эти
напевы указывают на древнюю связь причети Заонежья с Новгородской
традицией (заключительный квартовый ход с произнесением последних трех
слогов поющегося стиха). Открытием в музыкальной фольклористике стало и
то, что А.П. Максимов сумел выделить реальную музыкально-ритмическую
структуру поющегося причитания ― то, что ранее в публикациях его времени
практически не встречается. Словом, работой над песнями сборника А.П.
Максимов проявил себя как чуткий, очень тонкий музыкант, бережно и
уважительно относящийся к традиционной музыке. Помимо публикации
некоторые песни сборника прошли апробацию хоровой практикой ― они были
исполнены хором Духовного училища в одном из концертов этого учебного
заведения. В современном сборнике «Песни Заонежья в записях 1880-1980
годов» опубликовано письмо А.П. Максимова Н.И. Привалову, известному
деятелю в области исследования, изготовления, исполнительства и
36 Основной.
37 Песни Заонежья в записях 1880-1980 годов. Редакция Е.В. Гиппиуса. Сост., предисловие и примеч. Т.В.
Краснопольская ― Л.: Советский композитор, 1987. ― С. 151, 154, 155.
13популяризации русских народных инструментов, который с осени 1914 по
февраль 1917 годов возглавлял музыкальный церковный журнал «Музыка и
пение». В этот журнал часто обращались авторы за рецензиями своих трудов.
После выхода в свет книги В.Д. Лысанова «Досюльная свадьба» А.П.
Максимов, выправив некоторые недостатки музыкального текста, отправив
книгу в подарок Н.И. Привалову, с которым был знаком ранее (об этом речь
пойдет ниже). Письмо было вклеено Приваловым в подаренную книгу, которую
после смерти приобрел редактор современного сборника «Песни Заонежья»
известный советский музыковед-фольклорист, профессор, основатель
структурно-типологического исследовательского направления в музыкальной
фольклористики Е.В. Гиппиус. Так был сохранен для истории еще один
архивный документ. Книга Лысанова понравилась редактору журнала «Музыка
и пение». Из письма Привалову выяснилось, что работу по записи и
гармонизации песен А.П. Максимов проделал всего за две недели и,
практически безвозмездно. Кроме этой работы на отзыв в журнал хормейстер
послал еще и сборник для школьного хора38. К сожалению, нам пока не
известен результат предпринятых А.П. Максимовым шагов к публикации этого
репертуарно-методического сборника.
Петрозаводский учитель музыки А.П. Максимов был страстным
поклонником и пропагандистом балалайки. За свою жизнь он создал несколько
балалаечных оркестров и руководил ими. Первый свой оркестр или хор
балалаечников А.П. Максимов создал в 1900 ― 1901 годах в Лодейном Поле
при Комитете Попечительства трезвости. О втором оркестре, созданном в 1909
году в Петрозаводске из солдат Петрозаводского гарнизона сохранили
информацию «Олонецкие губернские ведомости» и письмо 1915 года,
адресованное В.В. Андрееву ― основателю Великорусского оркестра39. В
письме указывается: «В местной команде у меня в оркестре: 3 домры примы, 2
38 Следов сборника, как и рецензии на него сегодня автором не обнаружено.
39 Письмо А.П. Максимова В.В. Андрееву: 85. Максимов А.П. [до 1 октября 1915. Петрозаводск] // В.В.
Андреев. Материалы и документы. Сост., подготовка, примечания Б.Б. Грановского. ― М.: Музыка, 1986. ― С.
209. В.В. Андреев отвечал на письмо 01. 10. 2015 г. ― там же, с. 330.
14домры альт, балалаек прим 5, секунд 2, альта 3, баса 2 и контрабас 1, а всего 18
инструментов. Ввиду того, что в июле и августе ушли в запасной батальон 10
человек, мне пришлось взять половину новых, и я начал с ними заниматься,
применяя ту систему организации, которую я успел усвоить на курсах. Играем
по сборнику Насонова40 по цифровой системе»41.
Во всех учебных учреждениях, где работал А.П. Максимов возникали
балалаечные оркестры, хотя, как например, в хоре балалаек, организованном в
Петрозаводском Духовном училище он не упоминается. Так, автор под
псевдонимом Посетитель передает свой восторг по поводу игры балалаечного
хора на одном из вечеров Духовного училища. В составе коллектива автор
заметки называет надзирателей училища Петра Григорьевича Любославского и
Михаила Ивановича Бронзова42. Помимо них в составе балалаечного хора
указаны еще 7 музыкантов ― воспитанников училища43.
Летом 1915 года в Петрограде при непосредственном участии В.В.
Андреева44 состоялись первые в истории Великорусского оркестра Курсы игры
на народных инструментах и хорового пения для учителей, преимущественно
сельских. На этих курсах занимались 58 человек. Одним из участников этих
курсов был и А.П. Максимов. Во время занятий он имел возможность
познакомиться не только с соратниками В.В. Андреева, но и с набросками
фундаментальной работы мастера «Справочник или краткое руководство для
оборудования Великорусского оркестра» (1915 г.45). По совету В.В. Андреева
40 Насонов В.Т. Руководство к организации народных оркестров. 2 ч. ― Петроград, 1913. ― с. 98.
41 Письмо А.П. Максимова В.В. Андрееву: 85. Максимов А.П. [до 1 октября 1915. Петрозаводск] // В.В.
Андреев. Материалы и документы. Сост., подготовка, примечания Б.Б. Грановского. ― М.: Музыка, 1986. ― С.
209.
42 Выпускники Петрозаводского Духовного училища 1905 г.
43 Посетитель. Литературно-музыкальный вечер в Петрозаводском Духовном училище // ОГВ, 1914, № 6. ―
Фонд НБ РК, [Электронный ресурс]. URL:
http://www ogv.karelia.ru›Каталог номеров (дата обращения 12.02.
2016). В составе хора балалаек автором упомянуты (в скобках указываем год выпуска Петрозаводского
Духовного училища): Любославский П.Г. (1905), Бронзов М.И.(1905), Зорин (?), Голубев Алексей (1914),
Воронов Александр (1914), Романов Борис (1914), Соколин Владимир (1914), Петров Василий (1913), Гумилев
Анатолий (1913).
44 В 1914 году Великорусский оркестр был переименован в Императорский Великорусский оркестр, а В.В.
Андрееву присвоено звание Солиста Его Императорского Величества.
45 Справочник был издан в Петрограде в 1916 г.
15А.П. Максимов заказал изготовление девяти46 инструментов балалаечного
оркестра для Петрозаводской Учительской семинарии, где работал с 1909 года
П.В. Оглоблину, ученику и помощнику С.И. Налимова уроженцу д. Марьино
Бежецкого уезда Тверской губернии. «Если балалайки будут готовы и высланы к
5 октября, то к 10-му ноября надеюсь организовать ученический оркестр и
приготовить к вечеру три-четыре пьесы по нотной системе. Директору
народных училищ подал докладную записку об организации балалаечного
оркестра из 16 человек. Он думает устроить оркестр из учениц женских
учительских курсов47. <...> Мне очень хотелось бы устроить оркестр из
заводских рабочих человек в 25, чтобы показать, что может дать балалаечный
оркестр»48. Первое выступление оркестра Учительской семинарии состоялось
22 ноября 1915 года с программой из репертуара Великорусского оркестра ―
вальс «Грезы» и обработка народной песни «Ивушка». В марте 1916 года А.П.
Максимов вновь писал Андрееву: «В епархиальном женском училище уже
выписаны инструменты на 16 человек и я приглашен в качестве преподавателя с
осени. <...> Можно надеяться. что с осени же будут организованы еще два
оркестра»49. Последнее, четвертое сохранившееся в архиве В.В. Андреева
письмо от А.П. Максимова было прислано в период между 5 марта и 15 мая
1916 года. В нем петрозаводский музыкант рассказывал об успешном
выступлении балалаечного оркестра Учительской семинарии на общем вечере с
музыкально-драматическим кружком в Общественном собрании Петрозаводска.
Письмо заканчивается такими словами: «<...> я не хочу останавливаться на этом
46 А.П. Максимов предполагал присоединить к ним еще три балалайки, то есть, устроить оркестр из 12
инструментов. ― Письмо А.П. Максимова В.В. Андрееву: 85. Максимов А.П. [до 1 октября 1915. Петрозаводск]
// В.В. Андреев. Материалы и документы. Сост., подготовка, примечания Б.Б. Грановского. ― М.: Музыка, 1986.
― С. 209.
47 В Олонецкой губернии в Петрозаводске. ежегодно, начиная с 1897 г проводились летние педагогические
курсы. Речь идет о курсистках ― сельских учительницах.
48 Письмо А.П. Максимова В.В. Андрееву: 85. Максимов А.П. [5 марта 1916. Петрозаводск] // В.В. Андреев.
Материалы и документы. Сост., подготовка, примечания Б.Б. Грановского. ― М.: Музыка, 1986. ― С. 211.
49 Письмо А.П. Максимова В.В. Андрееву: 89. Максимов А.П. [до 1 октября 1915. Петрозаводск] // В.В.
Андреев. Материалы и документы. Сост., подготовка, примечания Б.Б. Грановского. ― М.: Музыка, 1986. ― С.
209.
16и планы мои очень широки»50. Общение с В.В. Андреевым, вероятно было для
А.П. Максимова очень значимо и ему была важна поддержка патриарха и
основателя Великорусского оркестра. А.П. Максимов в одном из писем просил
Андреева вновь вызвать его на курсы в Петроград летом 1916 года и предлагал
свои услуги в обучении начинающих исполнителей. Результат этих просьб нам
не известен.
После Октябрьской революции 1917 года в Петрозаводске были
образованы новые исполнительные органы власти. Подотделом искусств
отдела народного образования, который возглавлял учитель В.М. Парфенов, в
августе 1918 года была проведена регистрация имеющихся в городе
европейских музыкальных инструментов. Петрозаводская учительская
семинария в при переписи указала, что в ее ведении находятся 18 народных
инструментов: «балалайки (прима – 3, секунда – 2, альт – 2, бас – 3) и домры:
прима – 4, пикколо – 1, альт – 2, бас – 1»51. Вероятно, А.П. Максимов собрал
все, ставшие с февраля 1917 года «бесхозными», музыкальные инструменты
народного оркестра52 под крышей Учительской семинарии. После организации
музыкального склада оказалось, что балалаек всякого производства на складе
собралось 84 экземпляра53, 6 домр и 14 мандолин54. Среди первых шагов
Советской власти в Петрозаводске были, вероятно попытки организации уже в
начале октября 1918 года оркестра народных инструментов. Но на складе, как
выяснилось, струн для оркестра балалаечников не оказалось55. Тем не менее, в
50 Письмо А.П. Максимова В.В. Андрееву: 90. Максимов А.П. [1916.] // В.В. Андреев. Материалы и документы.
Сост., подготовка, примечания Б.Б. Грановского. ― М.: Музыка, 1986. ― С. 212.
51 НА РК, Ф.2. Оп.1. Ед.хр. 14/170. Л.14. (Олонецкий губернский отдел народного образования). ― Цит. по:
Герасимова Е.В. Музыкальное образование в Олонецкой губернии в 1918 ― 1920 гг. // Кижский вестник, 2009,
№ 12. ― С. 83.
52 Автор имеет ввиду инструменты Великорусского оркестра Петрозаводского гарнизона.
53 Балалайки изготавливались в Олонецкой губернии традиционно, сельскими мастерами. Например, известны
некоторые мастера, работавшие в Заонежье (Шуньга). Балалайки были востребованы в быту рабочих
Александровского завода и др. жителей Петрозаводска. Эти объясняется их большое поступление на
музыкальный склад в Петрозаводске.
54 Герасимова Е.В. Музыкальное образование в Олонецкой губернии в 1918 ― 1920 гг. // Кижский вестник, 2009,
№ 12. ― С. 89.
55 НА РК. Ф.2. Оп.1. Ед.хр. 14/170. Л.66 (Олонецкий губернский отдел народного образования). ― Цит. по:
Герасимова Е.В. Музыкальное образование в Олонецкой губернии в 1918 ― 1920 гг. // Кижский вестник, 2009,
№ 12. ― С. 83. ― «В Народный Комиссариат по Просвещению. На отношение Ваше от 8 октября за №1163,
полученное мною 10/X, сообщаю, что струн для оркестра балалаечников не имеется. 10/X–18 г. О.
17феврале 1919 года при отделе народного образования такой оркестр был
организован и его возглавил А.П. Максимов. «В своем отчете В.М. Парфенов
четко формулирует цель и задачи организации Великорусского оркестра:
«Великорусский оркестр начал свою организационную работу в первых числах
февраля с. г. Около 8-го фев. было приступлено к ознакомлению с
инструментами и к началу репетиций, а 28 фев. был дан первый концерт по
следующей программе. 1) Чайковский «В церкви», 2) Насонов «Эй, ухнем», 3)
Андреев – вальс «Грезы» и 4) Рабочая марсельеза (пер. А. Максимова).
Организация оркестра и дирижирование было поручено А.П. Максимову,
прошедшему курсы, организованные В.В. Андреевым. Чтобы организация
оркестра была дружная, в нее влито было около 6–7 челов. учителей школ
г.Петрозаводска, учеников школ 2 ст. – остальные служащие в советских
учреждениях, всего в настоящее время 25 чел. Инструментов имеется на 35 чел.
и можно надеяться, что оркестр будет доведен до 35 чел. На втором концерте 21
фев56. были исполнены след. пьесы: 1) Григ «Смерть Азы57», 2) Вальтера58, вальс
«Привет», 3) «Как во городе царевна» из оперы «Каширская старина»59, 4)
«Ивушка» и 5) «Уж я золото хороню» русские нар. песни – Аранжировка
Насонова. В будущем предполагаются к постановке след. пьесы 1) Чайковский
«Грустная песня», 2) Масснэ «Элегия», 3) Шуберт «Серенада», 4) Бородин «Хор
поселян» (князь Игорь), 5) Березовский60 «Гой ты Днепр» из оперы «Аскольдова
могила» и др. пьесы. Нот пока очень немного. Цель основания Великорусского
оркестра – развить в народе художественный вкус для восприятия музыки
серьезной – камерной, известных русских и иностранных композиторов и
желание учиться музыке»61. Шагом по созданию Великорусского оркестра
Новеровская».
56 Скорее, 21 марта 1919 г.
57 Имеется ввиду пьеса Э. Грига «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт».
58 Имеется ввиду немецкий композитор Вальтер Айхенберг.
59 Композитор М.М. Иванов.
60 Композитор А.Н. Верстовский.
61НА РК. Ф.28. Оп.1. Д.33/268. Л.131 (Доклад заведующего музыкальным подотделом В.М. Парфёнова). ― Цит.
по: Герасимова Е.В. Музыкальное образование в Олонецкой губернии в 1918 ― 1920 гг. // Кижский вестник,
2009, № 12. ― С. 85 ― 86.
18советская власть заложила основы будущего профессионального коллектива ―
оркестра народных инструментов и поставила, как и мечтал В.В. Андреев:
«Было бы несправедливо ограничивать репертуар Великорусского оркестра
исполнением только русской песни <...> народ был бы лишен возможности
ознакомиться, помимо русских авторов, с выдающимися произведениями
иностранных композиторов. <...> [На них] будут воспитываться <...> слух и
развиваться музыкальные вкусы народа»62.
В мае 1919 года Совет Обороны Республики объявил Петроград,
Петроградскую, Олонецкую и ряд др. губерний на осадном положении, а 20-21
июня под Сулажгорой, ближайшим пригородом Петрозаводска, революционные
добровольческие отряды и красноармейцы отбили наступление войск
Финляндии и Юденича. Губернский Отдел народного образования и
находящиеся в его ведении некоторые учреждения культуры были
эвакуированы в г. Вытегру. В Вытегру были эвакуированы и инструменты
Великорусского оркестра63. Эвакуацией инструментов оркестра руководил А.П.
Максимов. 21 июля 1919 года в г. Каргополь эвакуировался А.П. Максимов с
семьей из 8 человек.
В столице Вологодской губернии ― г. Вологде 1 апреля 1919 года была
открыта Музыкальная школа. Она была призвана выполнить две основные
задачи: подготовить кадры для работы с «народными массами» и дать
возможность всем желающим самоусовершенствоваться в области музыки64.
62 Андреев В.В. Обращение к деятелям музыки. Предрассудок. // В.В. Андреев. Материалы и документы. Сост.,
подготовка, примечания Б.Б. Грановского. ― М.: Музыка, 1986. ― С. 142.
63 Газета «Красный Север» Вологодского Губернского Исполнительного Комитета С.Р.К. и Кр.д. писала, что
весной 1919 года на станции Чебсара Северной железной дороги приобретен Великорусский оркестр на 14
инструментов // Хрусталев М. Съезд культурно-просветительной комиссии ― Красный Север, 1919 № 107, ―
Архив газеты «Красный Север». Вологодская областная газета. [Электронный ресурс]. URL: http:// www
booksite.ru›krassever/ (дата обращения 29. 07. 2016).
64 И. Г. О народной музыкальной школе при Пролетарском университете // Красный Север, № 101, 1919 ―
Архив газеты «Красный Север». Вологодская областная газета. [Электронный ресурс]. URL: http:// www
booksite.ru›krassever/ (дата обращения 29. 07. 2016). Цель школы «дать законченное среднее музыкальное и
готовить работников—специалистов по всем отраслям музыкального искусства. В настоящее время в школе
имеется: преподавателей —17, учащихся — 165 чел. Организован ученический симфонический оркестр из 28
чел. С декабря 1920 года при Государственной музыкальной школе была открыта народная музыкальная школа
общего музыкального образования. Школа эта имеет целью дать элементарное понятие о музыке и
способствовать развитию музыкального чувства лиц неподготовленных в музыкальном отношении. В школу
было принято 80 человек, из них большая часть—пролетарского происхождения (рабочие и крестьяне)», ― За
19Подобные школы, кроме Вологды, постепенно открылись и в областных
городах Вологодской области: Грязовце, Тотьме, Каргополе. Потребность в
знаниях в сфере художественного творчества повсеместно, в том числе, в
Вологодской губернии было велико. Каргополь, достаточно долгое время в
составе Вологодской губернии жил несколько обособленно. События уезда
освещались не в губернской газете «Красный Север», а в местной, уездной
«Вольный пахарь». Но как бы ни было, административное переподчинение
Каргопольского уезда диктовало необходимость включаться его жителям в
течение жизни Вологодской губернии. Основные сведения почерпнуты автором
из Отчета Губернского отделения народного просвещения в отчете
Губисполкома за три года (1918 ― 1921 гг.).
Музыкальная школа в Каргополе была открыта 1 мая 1919 года,65
следующей за Музыкальной школой в Вологде66. Максимов после своего
приезда в Каргополь взял на себя заведование школой, а несколько позже по
инициативе музыканта была при специальном государственном учреждении для
любителей музыки была открыта Народная музыкальная школа67. В школе
велись предметы: «класс фортепиано, скрипка, сольного и хорового пения,
музыкальной грамоты, теории и музыки, сольфеджио, история музыки,
обязательного фортепиано, класс ансамбля. Силами учеников устраиваются
концерты»68. К сожалению, музыкальные школы в Каргополе, как и в некоторых
три года. Отчет о деятельности Вологодского Губисполкома и его отделов. К VII Губернсому съезду Советов 20
июня 1921 г. ― Вологда: Государственное издательство, 1921. Кн. 3. ― С. 50 (216) ― [Электронный ресурс].
URL: http:// www booksite.ru›fulltext/zatrigoda/index.htm (дата обращения 18 .08. 2016).
65 В Вологде музыкальная школа открылась 1 апреля 1919 г.
66 3 апреля 1919 г. в Вологде в газете «Красный Север» было дано объявление об открытии Народной
музыкальной школы. Осенью она начала работу 15 сентября 1919 г. при Пролетарском Университете. Затем на
основе Народной школы и параллельно с ней осенью 1919 г. в Вологде начала функционировать и
Государственная музыкальная школа / Любитель музыки. О музыкальной школе // Красный Север, 1919, № 74;
И. Г. О народной музыкальной школе при Пролетарском университете // Красный Север, 1919, № 101, ― Архив
газеты «Красный Север». Вологодская областная газета. [Электронный ресурс]. URL: http:// www
booksite.ru›krassever/ (дата обращения 29. 07. 2016).
67 Информационные ссылки предоставлены автору каргопольским краеведом, редактором-составителем
энциклопедического словаря «Каргопольский район Архангельской области» Г.Л. Паниным. Выражаю Г.Л.
Панину свою признательность. [Панин Г.Л. Каргопольский район Архангельской области. Энциклопедический
словарь.― Архангельск: Правда Севера, 2015. ― 624 с.]
68 За три года. Отчет о деятельности Вологодского Губисполкома и его отделов. К VII Губернскому съезду
Советов 20 июня 1921 г. ― Вологда: Государственное издательство, 1921. Кн. 3. ― С. 81 (243) ― [Электронный
ресурс]. URL: http:// www booksite.ru›fulltext/zatrigoda/index.htm (дата обращения 18. 08. 2016).
20других уездах Вологодской губернии из-за нехватки средств были закрыты 1
января 1922 года69. Помимо Музыкальной школы А.П. Максимов работал
учителем пения в одной из Единых трудовых школ II ступени (4 ― 7 классы)
Каргополя, а также вел занятия по хоровому пению на педагогических курсах
― на трехмесячных и одногодичных: в 1919 ― 1921 годах все учителя
Каргопольского уезда Вологодской области должны были пройти через
переподготовку на педагогических курсах. В названном выше Отчете
Вологодского Губисполкома за три года о преподавателях курсов писалось так
«На курсах <...>среди преподавателей нередко можно встретить специалистов
<...>; но вся эта публика пролетарского типа, вынужденная уроками
прирабатывать к своему основному заработку»70. Среди специалистов был и
А.П. Максимов, вынужденный все время искать заработок для содержания
своей большой семьи. Губернские власти Вологды, руководившие в те годы
образованием стремились, чтобы Единая Трудовая школа и так называемые
Ликвидшколы (школы ликвидации безграмотности) давали возможность
учащимся всех возрастов развиваться всесторонне, в том числе в эстетическом
направлении: «С целью эстетического воспитания обращается серьезное
внимание на постановку преподавания изобразительных искусств: рисования,
лепки, на введение уроков пения и музыки, на устройство спектаклей и
музыкально-вокально-литературных вечеров и утр. на украшение студий и др.
помещений курсов»71.
В 1921 году Вологодский Губисполком поставил перед специалистами в
сфере образования задачу активизации деятельности на местах театральной
самодеятельности и агитационной пропаганды. По просьбе Каргопольского
69 Румянцев И. Профессиональное образование в Вологодской губернии // Красный Север, 1922, № 89. ―
Архив газеты «Красный Север». Вологодская областная газета. [Электронный ресурс]. URL: http:// www
booksite.ru›krassever/ (дата обращения 30. 07. 2016).
70 За три года. Отчет о деятельности Вологодского губисполкома и его отделов. К VII Губернсому съезду
Советов 20 июня 1921 г. ― Вологда: Государственное издательство, 1921. Кн. 3. ― С. 60 (226) ― [Электронный
ресурс]. URL: http:// www booksite.ru›fulltext/zatrigoda/index.htm (дата обращения 19. 07. 2016).
71 За три года. Отчет о деятельности Вологодского губисполкома и его отделов. К VII Губернсому съезду
Советов 20 июня 1921 г. ― Вологда: Государственное издательство, 1921. Кн. 3. ― С. 77 (243) ― [Электронный
ресурс]. URL: http:// www booksite.ru›fulltext/zatrigoda/index.htm (дата обращения 18. 08. 2016).
21уездного отдела народного образования в эту работу включился и А.П.
Максимов.
В Каргополе в конце ХIХ ―начале ХХ века достаточно регулярно
выступали труппы гастролирующих актеров. К сожалению, сведений о таких
гастролях очень мало в «Олонецких губернских ведомостях». Вероятно, о таких
событиях больше писали в местной газете «Каргопольский колокол». В 1918
году один из местных, каргопольских советских лидеров И.И. Прибытков
организовал народный театр. Но, вероятно, до появления в любительском
театре в качестве режиссера И.Г. Осипова72 (по рекомендации В.Э.
Мейерхольда) дело не шло на лад. Осипов поставил в народном театре только за
1919 ― 1920 годы 18 полноценных пьес. Театр, востребованный в Каргополе и
в 19 волостях уезда, остро нуждался в репертуаре. В целях популяризации
театральной деятельности глава уездного Исполкома крестьянских, рабочих и
красноармейских депутатов И.И. Прибытков с апреля 1919 года издал под
грифом Каргопольского наробраза пять номеров Бюллетеня народного театра73.
Документально не установлено, но автор не исключает возможности
привлечения каргопольским уездным наробразом к работе в театре в качестве
руководителя двух вновь созданных оркестров ― салонного (то есть,
струнного) и Великорусского74 А.П. Максимова. Более того, дочери А.П.
Максимова в письме об отце утверждают, что он был «руководителем
концертной бригады при народном театре. По просьбе отдела народного
образования им была написана музыка к оперетте «Мельник ― колдун,
72 Осипов И.Г. окончил военное училище во Владимире. Служил актером в Государственном Императорском
Александринском театре. После Октябрьской революции был начальником команды артистов 179 Западного
полка ― «Красноармейский театр им. Л. Д. Троцкого». С 4 июля 1919 г. возглавил народный театр в Каргополе
и стал, после окончания педагогических курсов, служащим уездного Каргопольского наробраза.
73 Ильинский Л.К. Театральная пресса 1917 ― 1919 гг.: библиографический очерк. // Бирюч Петроградских
Государственных театров, Сб. II. ― Петроград: Девятая государственная типография, 1921. ― С. 311. ―
[Электронный ресурс]. URL:
http://www biruch.sptl.spb.ru›biruch/index.php?view…action…(дата обращения 01.
10. 2016).
74 За три года. Отчет о деятельности Вологодского губисполкома и его отделов. К VII Губернсому съезду
Советов 20 июня 1921 г. ― Вологда: Государственное издательство, 1921. Кн. 3. ― С. 51 (217) ― [Электронный
ресурс]. URL: http:// www booksite.ru›fulltext/zatrigoda/index.htm (дата обращения 19. 08. 2016).
22обманщик и сват, которая с большим успехом была поставлена в г. Каргополе и
Л-Польской губ.»75.
В 1922 году А.П. Максимов вернулся с семьей в г. Лодейное Поле. Вторая
половина его жизни была не менее интересна, познавательна и поучительна.
Сообщим лишь, что в 1935 году он создал и возглавил Дом пионеров в г.
Лодейное Поле, учительствовал в годы Великой Отечественной войны в
Пермской области (г. Очер). После войны А.П. Максимов вернулся в
Ленинград, работал, был награжден Орденом Ленина (1948 г.) и отмечен
званием Заслуженный учитель школы РСФСР (1951 г.). Но эти страницы жизни
музыканта требуют дальнейшего исследования.
75 Письмо дочери А.П. Максимова Евгении Александровны Большаковой своей знакомой Марии Ивановне
Ртищевой в Лодейное Поле от 11.08. 1985 г. // Б/н. Фонды Лодейнопольского историко-краеведческого музея
Ленинградской области.
23Приложение
Установленный список опубликованных хоровых сочинений и
гармонизаций А.П. Максимова
1. «Мы рать большую соберем»;
1. «Буря мглою небо кроет» на стихи А.С. Пушкина;
3. «Октябрьская» ― «Знамя наше красное» на стихи М. Светлова;
4. «Вперед, вперед, идите, други» на стихи М.Ю. Лермонтова;
5. «Волны и люди» на стихи М.Ю. Лермонтова;
6 ― 8. «Три песни на слова Н.А. Некрасова 1) Сон 2) Не ветры веют, 3) Песня
из медвежьей охоты»;
9. «Несжатая полоса» на стихи Н.А. Некрасова;
10.«Хвалите имя Господне № 1»76;
11. «От юности моея»77;
12. «Ныне отпущаеши» для мужского хора78;
13. «Тебе поем»;
14. «Да исправится молитва моя»;
15. Кондак акафиста преп. Александру Свирскому79;
16. Воскрес Иисус из гроба80;
17. «За веру, царя и отечество: песнь молодого защитника Царя и Отечества» на
ст. В.В. Тарасова;
18. «Деревня» («Письмо из деревни») на стихи Горелина;
76 Максимов А.П. Хвалите имя Господне [Ноты] // Всенощная [Электронный ресурс]. URL: http//www
precentor.ru›s_g/vespers.html (дата обращения 17. 08. 2016).
77 Максимов А.П. От Юности моея [Ноты] // Библиотечка регента [Электронный ресурс]. URL: http//www
Библиотечка регента kliros.ru›t/seminaria.html (дата обращения 19. 12. 2015).
78 Максимов А.П. Ныне отпущаеши [Ноты] // Персональный сайт ― Всенощная [Электронный ресурс]. URL:
http//www a29041975.narod.ru›index/0-4(дата обращения 19. 12. 2015).
79 Б/а. О чтениях в Братском доме // ОЕВ, 1908, № 7. ― Фонд Российской Национальной библиотеки
[Электронный ресурс]. URL:
http://www Коллекции / Епархиальные ведомости (дата обращения 11.08. 2016).
80 Б/а. Пасхальный вечер Александро-Свирского Братства // ОЕВ, 1908, № 9. ― Фонд Российской Национальной
библиотеки [Электронный ресурс]. URL:
http://www Коллекции / Епархиальные ведомости (дата обращения
10.08. 2016).
2419. «Где дешевые товары» на слова из сб., посвященные Международному дню
кооператора;
20. «Песня комсомольца» слова И.И. Доронина;
21 «Родная оборона» слова О.Э. Мар;
22. «Вечерняя заря»;
23. «Как на речке калин мостик»81;
24. «Родной школе» на стихи С.А. Козубовского;
25. «Над одинокой могилой». Элегия для среднего голоса с хором;
26. «Братский гимн»;
27. «Славься, народу давший свободу»;
28. «Добрый совет»;
29. «Научи»;
30. «Поезд»;
31. «Песня работниц»;
32. «Весна»;
33. Юбилейная кантата в честь 100-летия Духовного училища на стихи Д.П.
Ягодкина82;
34 ― 37. «Четыре хора» для женских или детских голосов;
38 ― 58. Песни Заонежья, записанные с голоса В.Д. Лысанова и
гармонизованные А.П. Максимовым83
59. «Романс» для оркестра народных инструментов84.
81 Возможно, текст песни взят из сборника «Великорусские народные песни», изд. А.И. Соболевским. Т. V. ―
СПб.: Государственная типография, 1899. ― С. 608. В сборнике опубликован текст, записанный в Казанской
губернии. Он начинается словами «Через речку калин-мостик».
82 Упоминание о произведении: Шайжин Н.С. 100-летний юбилей Духовного училища // ОЕВ, 1909, № 30 ―
Фонд Российской Национальной библиотеки [Электронный ресурс]. URL:
http://www Коллекции /
Епархиальные ведомости (дата обращения 10. 08. 2016).
83 Лысанов В.Д. Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье, Олонецкой губернии / Собрано и
изложено в драматической форме В.Д. Лысановым. ― Петрозаводск : Сев. Скоропечатня Р. Г. Кац, 1916. ― С.
135 ― 158. ― Фонд НБ РК, [Электронный ресурс]. URL:
http://www elibrary.petrsu.ru›book.shtml?id=4230 (дата
обращения 05. 09. 2016).
84 85. Максимов А.П. [до 1 октября 1915. Петрозаводск] // В.В. Андреев. Материалы и документы. Сост,
подготовка, примечания Б.Б. Грановского. ― М.: Музыка, 1986. ― С. 209.
25Опубликованные отзывы на некоторые сочинения
и деятельность А.П. Максимова
85
85 Крылов А.Я. Корреспонденция. Лодейное Поле. // ОГВ, 1909, № 81. ― Фонд НБ РК, [Электронный ресурс].
URL:
http://www ogv.karelia.ru›Каталог номеров (дата обращения 04. 02. 2016).
2686
Экзамен по музыке (скрипке) в Олонецкой духовной семинарии
«Экзамен по музыке (скрипке) в Олонецкой духовной семинарии.
Во второй половине мая сего года по желанию А.П. Максимова, преподавателя
музыки, а также и учеников, была назначена семинариею комиссия для поверки
успехов по музыке из следующих лиц: г. инспектора семинарии (исполняющего
обязанности ректора) В.И. Лебедева и гг. преподавателей: М.П. Смирнова, А.В.
Витальского и о. М. Громцова. Первыми выступили следующие ученики:
Смирнов, Чернянский, Лебедев, Ильинский, Тихомиров, Тервинский,
Дикаревский... ...Особенно выделились уже довольно хорошо владеющие
скрипкой ученики: Климовский и Мизерон... Ученики Попов, Миролюбов,
Тихомиров В. и Любимский И. хорошо сыграли финляндский марш.
86 Д. О., редакция. Новое музыкальное произведение А.П. Максимова «Добрый совет» // ОЕВ, 1913, № 34. ―
Фонд Российской Национальной библиотеки [Электронный ресурс]. URL:
http://www Коллекции /
Епархиальные ведомости (дата обращения 02. 09. 2016).
27Оканчивающий семинарию Иванов Петр, хорошо владеющий скрипкой,
недурно сыграл мелодию с вариациями «Красный сарафан»... В заключение
можно сказать, что дело музыки привилось в семинарии, нашлись любители,
которые с охотой занимаются и делают успехи; для них, как для будущих
учителей и священников, скрипка будет большим подспорьем при обучении
пению в селах. Спасибо большое губернскому земском собранию,
отозвавшемуся и в этом году, и отпустившему средства для преподавания
музыки».87.
Статьи и заметки А.П. Максимова
87 Б/а. Экзамен по музыке (скрипке) в Олонецкой духовной семинарии // ОГВ, 1909, №51. ― Фонд НБ РК,
[Электронный ресурс]. URL:
http://www ogv.karelia.ru›Каталог номеров (дата обращения 01. 02. 2016).
28293088
88 Максимов А.П. Церковное пение вообще и у нас в Олонии (о недостатках и устранении их) // ОЕВ, 1915, №
12, 13, 14. ― Фонд Российской Национальной библиотеки [Электронный ресурс]. URL:
http://www Коллекции /
Епархиальные ведомости (дата обращения 02. 09. 2016).
313289
90
89 Максимов Д. Мой первый дебют ― Хоровое и регентское дело, СПб., 1909, № 6. ― С. 154-160 ― Фонд
Российской Национальной библиотеки [Электронный ресурс]. URL:
http://www vivaldi.nlr.ru (дата обращения
02. 09. 2016).
90 N. Корреспонденция. Г. Лодейное Поле. // ОГВ, 1902, № 118 ―― Фонд НБ РК, [Электронный ресурс]. URL:
http://www ogv.karelia.ru›Каталог номеров (дата обращения 30. 12. 2015).
3391
91 Максимов А.П. Хвалите имя Господне. [Ноты] ― Фонд сайта «Всенощное бдение». [Электронный ресурс].
URL:
http://www precentor.ru›s_g/vespers.html (дата обращения 14. 11. 2015).
34
https://forum.vgd.ru/go/go.php...armii.html