Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Священнослужители

Священнослужители Олонецкой губернии и не только

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 34 35 36 37 38 * 39 Вперед →
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2422
Епархиальные ведомости для поисков предков
2 минуты
585 прочтений
9 октября 2023
Чем могут полезны епархиальные ведомости для поисков предков? Эти документы очень пригодятся, в первую очередь, при составлении родословной священника.

Епархиальные ведомости - периодическое издание Русской Православной Церкви периода 1860–1922 гг. Издавались обычно 2 раза в месяц или еженедельно. Состояли из официальной и неофициальной части, могли иметь разные приложения.

Официальная часть "Епархиальных ведомостей"
В первой части публиковали указы, нормативно-правовые акты, отчеты и прочие официальные документы (как и следует из названия этой части). Именно здесь вы найдете информацию об учебе (например, "Списки учеников духовных училищ"), о перемещениях по службе, о смерти (иногда с биографией) ваших родственников-священнослужителей:

Вятские епархиальные ведомости. Вятка,1885 год, № 7 https://yandex.ru/archive/cata...2fb81b61/1
Сведения о вакансиях
Для краеведческого раздела родословной книги интересная информация из раздела о вакантных местах. Некоторые приходы из года в год оставались вакантными (интересно, почему?) Иногда указаны сведения о составе прихода, хозяйстве.

Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1908 № 23 https://yandex.ru/archive/cata...03cfa07/10
Отчеты
Сведения о причислении к православной церкви с фамилиями. Это особенно актуально, если в метрических книгах таких записей не найдено.

Вятские епархиальные ведомости 1886, № 3 (1 февр.), отд. офиц. Присоединение к православию раскольников, лютеран, https://viewer.rusneb.ru/ru/00...heme=white
Церковно-приходские школы
Есть информация о церковно-приходских школах, например, мои Смердовы проживали в приходе села Верхораменское, Орловскрого уезда Вятской губернии. Там было несколько школ в 1885 году. Из этих записей можно узнать о финансировании школ, о количестве учеников, о вопросах, которые были актуальны в образовании в то время.

В каких еще документах искать родословную священника читайте в статье.

Неофициальный раздел Епархиальных ведомостей
В некоторых выпусках неофициальный отдел мог называться духовно-литературным. Содержал проповеди, поучения, беседы, назидательные размышления, духовные советы, богословские и церковно-исторические труды, историко-статистические описания епархий, извещения и приглашения к участию в благотворительности, информация о рекомендованных Церковью книгах, объявления и прочее. В любых статьях могут упоминаться фамилии ваших родственников.

Могут быть биографические сведения, о которых мечтают все исследовали истории семьи. Например, некролог священника Котельничского уезда села Покровского Алексея Васильевича Блинова, 1913 год:

Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1913, № 34 https://yandex.ru/archive/cata...cd54d0f/29
Очень интересные очерки о приходах, отчеты о деятельности. Я нашла информацию о приходе села Белозерье, Орловского уезда, Вятской губернии, где проживали мои старообрядцы Коробейниковы. Весьма интересная информация, которую можно и в родословную книгу вставить, чтобы лучше объяснить обстановку того времени в этой местности:

Состояние Белозерского прихода, Орловского уезда. Про старообрядцев https://yandex.ru/archive/cata...6c51781/78
Где искать Епархиальные ведомости
Епархиальные ведомости можно посмотреть в онлайн библиотеке НЭБ:

https://dzen.ru/a/ZGK3vqRufTADgJpA
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolkag
Начинающий

Сообщений: 31
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13
ЗАВТРА ИСПОЛНЯЕТСЯ 95 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ КАРЕЛЬСКОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВАСИЛИЯ НАДЕЖДИНА
19 февраля — память карельского священномученика Василия Надеждина. Отца Василия в 1928 году арестовали, а в конце 1929 года отправили в концлагерь на Соловки, но, не дождавшись навигации он умер в Карелии в Кемском пересыльном пункте, заразившись сыпным тифом. Его имя входит в состав Собора новомучеников и исповедников земли Карельской.
Предчувствуя близость своей кончины, отец Василий, написал матушке Елене Сергеевней последнее письмо:
«...Это письмо должно заменить меня, прощание со мною, участие в моих похоронах, которые произойдут здесь без участия моих близких, без их молитвы и слёз… Пишу все это спокойно и благодушно, ибо в душе живет неистребимая «надеждинская» надежда, что я вовсе не умру здесь, что я уеду из этого проклятого места и увижу ещё всех моих дорогих… Но это будет дело особой милости Божией, которой я, м[ожет] б[ыть], и не заслужил, — а потому пишу это письмо.
Первое слово к тебе, моя дорогая, любимая, единственная Элинька, моя Ленуся! Прежде всего, благословляю тебя за твою верную любовь, за твою дружбу, за твою преданность мне, за твою неисчерпаемую нежность — неувядающую свежесть любовных отношений, за твою умную чуткость ко всему моему, за твои подвиги и труды, связанные с пятикратным материнством, за все лишения, связанные с твоим замужеством, наконец, за все эти последние слёзы разлуки после моего ареста… Да воздаст тебе Господь за всё, да вознаградит тебя любовь наших детей, любовь моих печальных родителей, моих братьев и сестёр, всех моих друзей...
Как хорошо нам было вместе в нашей кают-компании! Как ярко вспоминаю я наш уют, наш светлый мир, наше семейное счастье, тобою созданное и украшенное! Десять лет безоблачного счастья! Есть что вспомнить! Есть за что горячо благодарить Бога. И мы с тобой должны это сделать… во всяком случае — и в том, если ты уже меня не увидишь на этом свете… Да будет воля Божия! Мы дождёмся радостного свидания в светлом царстве любви и радости, где уже никто не сможет разлучить нас, — и ты расскажешь мне о том, как прожила ты жизнь без меня, как ты сумела по-христиански воспитать наших детей, как ты сумела внушить им ужас и отвращение к мрачному безбожному мировоззрению и запечатлеть в их сердцах светлый образ Христа.
Прошу тебя, не унывай, я буду с тобой силою моей любви, которая «никогда не отпадает». Мое желание: воспитай детей церковно и сделай их образованными по-европейски и по-русски; пусть мои дети сумеют понять и полюбить книги своего отца и воспринять ту высокую культуру, которой он дышал и жил... Кто-то из моих сыновей должен быть священником, чтобы продолжать служение отца и возносить за него молитвы. Ведь я так мало успел сделать и так много хотел!
Элинька, милая моя! Если бы ты знала, если бы знали люди, как мне легко было любить и как я был счастлив чувствовать себя в центре любви, излучающейся от меня и ко мне возвращающейся. Как мне сладко было быть священником! Да простит мне Господь мои слабости и грехи по вашим святым молитвам! Благодарю тебя за твою музыку, за музыку души твоей, которую я услышал. Прости, родная! Мир тебе. Люблю тебя навсегда, вечно…»
Письмо это было получено в день кончины отца Василия 19 февраля 1930 года. Место могилы отца Василия было утрачено и сейчас неизвестно.
Священномучениче Василие, моли Бога о нас!
Информационный отдел Петрозаводской епархии, 2025 год

Приглашаем: t.me/kareleparhia

Прикрепленный файл: свящ ф.jpg
Лайк (2)
balabolkag
Начинающий

Сообщений: 31
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 13
Жалобы крестьян на церковь в начале XX века, направляемые в Государственную Думу.

«Духовенство не пользуется никаким влиянием, ненавидимо и презираемо народом, служит в глазах его вместилищем и олицетворением жадности и, корыстолюбия».

Так написал приходской священник в официальном православном журнале «Церковный вестник» в 1905 году.

Насыщенный материал об отношении крестьянства к представителям церкви в начале XX века дают так называемые «наказы» и «приговоры» 1900-х годов. Крестьяне сами составляли эти тексты на своих сходах и описывали душераздирающую картину полуголодного и бесправного состояния народа.

Свои «наказы» они отправляли в Государственную Думу в надежде, что она их поддержит, но по своей наивности даже не догадывались, что пишут письма на «деревню дедушке»

В основном «наказы» содержали жалобы на бесконечные поборы со стороны священников за «требы» (крещение, венчание, отпевание), крестьяне настаивали на государственном обеспечении духовенства и контроле за его деятельностью.

📃 Некоторые выдержки из «наказов»

«Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить за деньгами: умер – деньги, родился – деньги, исповедовался – деньги, женился – деньги, берёт не сколько дашь, а сколько вздумается.

А случится голодный год, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с причтом) земли, и грех бы было хлебом-то брать, строй ему дом за свой же счёт, за последние крохи, добываемые нами не потом, а кровью.

Если не построишь и служить, пожалуй, не станет, это хорошо бы, а то пожалуй, бывает и так в гневе своём по отходе литургии молящих не отпустит святым крестом, а если хотя и пойдёт с молебнами, то только по выбору, кто ему даст на постройку дома 10-15 коп. с дома, а кто этого не даст, то к тому совсем не пойдёт, что это и случалось в одном нашем приходе.

Выходит, что все эти люди живут за наш счёт и на нашей же шее, а нам от них толку никакого» (Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник документов под ред. Данилова 2000 С.174-175)

Крестьяне писали о своём безвыходном положении, что их земля со всех сторон окружена помещичьей и поповской землёй, даже курам негде разгуляться, непосильными гнетом ложатся церковные поборы, даже за могилы приходится платить.

«Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут, сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны при церкви и за могилы при церквах же. Всё это крестьян, людей тёмных возмущает.

Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются всецело приезжие люди. Надо всё это изменить. Если бы не было крестьян, то не нужно было бы и церквей. А не было бы церквей, то не было бы и священников. Необходимо положить всем священникам жалование, за которое они и должны преподавать в училищах Закон Божий без особой доплаты.

А также установить, чтобы за венчание не брали, крестить ездили бы по деревням бесплатно, за могилы деньги чтобы поступали в доход церкви.»

«Потом желали бы отменить грабительство со стороны духовенства, которое в нашем селе очень распространено. За венчание берут 10-15 рублей, за похороны 7 рублей, а если священник поднимает тело, то 15 рублей, за крестины – 1руб, за молебен простой 30 коп, с акафистом 50 коп.

Мы крестьяне на сем сходе решили этой платы не давать по силе возможности хозяина. Нас бедных крестьян и так дерут со всех сторон без «божьих служителей», которые получают жалование, пользуются доходом и землёй».(Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник документов под ред. Данилова 2000 С.199)

«Требовать, чтобы все должностные лица, не исключая и духовных, были избираемы всем народом и подчинялись народу, отдавая ему отчёт в своих действиях, а не изображали бы из себя господ а народ рабов». 182

«Духовенство должно содержаться на средства всего государства, но не вымогательстве из бедных, голодных забитых прихожан, так как через это самое духовенство, в глазах народа, утратило своё значение и ослабела религия». (Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник документов под ред. Данилова 2000 С.341)

Как видим, простые крестьяне отделяют религию от церкви, считая, что такое поведение служителей церкви наносит ущерб истинной вере и справедливому мироустройству. Крестьяне в своих «наказах» часто ссылались на Библию:

«Земля, как Божий дар, согласно с священным писанием (Левита, гл.26), где сказано самим Богом Творцом, что земля не должна быть ни продаваема, ни покупаема, а должна принадлежать всему народу, тому именно, который на ней трудится, который сам пожелает обрабатывать и собственными своими руками без наёмной силы» (Там же С.254-255)

Почти во всех «наказах» крестьяне ставили священников в один ряд с угнетателями – помещиками, чиновниками, полицией:

«Кто старался пробудить спящую мысль в людях, того немедленно сажали и гноили в тюрьмах, крепостях, ссылали в отдалённые места и даже казнили.

Для этого тратилось много миллионов народных денег на всевозможных опричников: полицию, жандармерию, земских начальников, священников, школьных инспекторов». (Там же С.79)

«…стали мы думать: принесёт ли нам пользу такая Дума, куда попадут только люди с большим карманом: торговцы, крупные землевладельцы, священники, дворяне, но не мы же, бедные люди? Что же нам ждать от этих людей? Ничего!» Там же С.167-168).

🗣 Открытые крестьянские выступления

«В селе Ильмино Городищенского уезда Пензенской губернии крестьяне чуть не убили священника Кургаева, за то, что он донёс полиции на участников крестьянских выступлений. Священнику удалось бежать, но дом его был сожжён». (Религия и церковь в истории России. Мысль, 1975 с.220-221)

Крестьяне села Нагаткино Симбирского уезда Симбирской губернии, «выведенные из терпения поборами, нахальством, издевательством и грубостью попа», сожгли «весь поповский хлеб и дом». Озлобление было так велико, что имущество, которое вытаскивали из огня, бабы и девки бросали обратно в огонь»

(Крестьянское движение в Симбирской губернии в период революции 1905-1907 годов. Документы и материалы. Ульяновск: «Ульяновская правда», 1955 с.37-38)

«В Ольховской волости Царицынского уезда Саратовской губернии, как сообщал жандармский полковник, вынесли на сходе решение о закрытии церквей: «Церкви не нужны их следует обращать на другие полезные учреждения – школы и больницы» (Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX - начало XXв. с. 146).

Бедственное положение крестьян также способствовало отходу от церкви. В частности, в церковной летописи священник Сызранского уезда Симбирской губернии отмечал в 1908 году: «неурожайные годы и пожары очень печально отразились на религиозной жизни крестьян; именно не имея лишней копейки, крестьянин и в храм не ходит, и молебнов не служит, а оттого церковь страдает в материальном отношении, не говоря уже о скудном содержании причта» ( ГАПО.Ф. 368 Оп.1.Д.6. с.16).

✍Пророчество Белинского

А ведь ещё в середине XIX века Виссарион Белинский писал: «Что Вы нашли общего между Христом и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор (Из письма Белинского Гоголю 1847 год).

📅В заключение

Таким образом, мы видим, что крестьяне пытались достучаться до Государственной Думы в надежде, что этот избирательный орган поможет им навести порядок в деревне и призвать к порядку распоясавшееся священство. Однако их «наказы» не были услышаны, и тогда они сами пытались решить свои наболевшие проблемы.

Уже тогда они стали понимать, что для общения с Богом посредник в виде церкви, которая не облегчала их жизнь, а только эксплуатировала, им не нужен. Вплоть до 1917 года продолжались массовые убийства священства, грабежи и поджоги церквей и монастырей.

Синодальное определение от 12 октября 1917 года гласило об «участившихся… разбойных нападениях на монастыри и приходские церкви», но призыв был уже неуместен.

В настоящее время церковные либеральные историки почему-то описывают «гонения» большевиков на церковь, а про народные выступления до революции против церкви скромно умалчивают.

По материалам: Дзен/Сказы_Истории
https://vk.com/wall-155403395_3064
Генеалогия| Родословная | Древо Рода | Подарки
Лайк (2)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2422
САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ: ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА
(автор статьи М.В. Пулькин — кандидат исторических наук, «Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН», г. Петрозаводск, Россия)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: "Проблеме старообрядческих самосожжений историческая наука императорской России уделяла самое серьезное внимание. В настоящее время после длительного перерыва наблюдается заметный рост интереса к теме ритуального суицида. Наряду с несомненными успехами здесь существуют серьезные пробелы, связанные с различными малодоступными для исследователей аспектами истории «гарей». В частности, слабо изученной проблемой остается лидерство в среде самосожигателей.

Известно, что в процессе своего развития старообрядческое движение сформировало, отчасти стихийно, а отчасти и целенаправленно, путем планомерной подготовки, особую группу религиозных лидеров - руководителей самосожжений. Они принимали на себя нелегкую обязанность подготовить все необходимое для самосожжения и «предаться свирепству огненному» вместе с десятками, а иногда и сотнями приверженцев.
Появление среди старообрядцев ярых сторонников добровольной гибели стало неожиданностью даже для многих противников никоновских реформ. Старообрядческое полемическое сочинение, написанное современником событий - «Жалобница против самосожжений» вполне отражает панические настроения конца XVII века: «И явишася проповедници беструдного спасения и славнии учители самогубительныя смерти, не обинующеся бо глагола-ху своим учеником, аще огнем или ножем подобает убивати самому себе».
Если в самосожжении не принимал участие никто из образованных старообрядцев -«книжников», то это странное обстоятельство вызывало недоумение. Излагая историю «гарей» конца XVII в. в Каргопольском уезде, Евфросин пишет: «все простецы, не бе в них ни единого книжника, то тако просто запершися, зажгошася». Заметим, что в современной литературе по истории старообрядчества содержатся аналогичные выводы: «Самосожжения происходили часто под влиянием "расколоучителей"». Психологические исследования подчеркивают особое значение внушения при осуществлении преступных деяний и самоубийств. Так, рассматривая психофизиологию толпы, С. Сигеле пишет: «Неужели не очевидно, что среди толпы крик одного человека, слова оратора, поступок нескольких смельчаков - являются внушением по отношению ко всем тем, кто слышит этот крик и эти слова, или видит этот поступок, и что оно доводит их, как покорное стадо, даже до преступных деяний?».

Власти сразу после первых самосожжений, произошедших в середине XVII века, пришли к выводу о том, что единственной причиной массовых самоубийств является деятельность опаснейших преступников - старообрядческих наставников. Отсюда проистекало вполне логичное умозаключение. Стоит переловить и уничтожить их, умелых и опасных «водителей на гари», как самосожжения тотчас прекратятся. Об этом свидетельствует грамота царя Алексея Михайловича арзамасскому воеводе Т.Б. Булгакову, предписывающая «кликать по многия торговыя дни всем, чтобы всяких чинов люди таких прелесников у себя в домах не держали, и где объявятца, имая ж их, приводили к вам в Арзамас в приказную избу». В случае поимки старообрядческих наставников следовало «сажать в особую тюрьму скованных и велети их беречь накрепко», используя для этой цели наиболее благонадежных людей - стрельцов и пушкарей, «скольким человеком пригож».

На протяжении ряда десятилетий отношение общества к старцам оставалось неизменным. Обобщая накопленный к середине XVIII века опыт, Синод в совместном с Сенатом указе от 13 мая 1745 г. выдвигал против вожаков самосожигателей расхожие обвинения в обмане своих приверженцев и невежестве: «мнимые от них наставники и сами свое заблуждение разумея, прельщающеся привременным житием, остаются в окаменении, утверждая прелести свои разными вымыслами и обманы». Самая главная их ложь, по мнению Синода, заключалась в проповеди мнимого мученичества, которое проявлялось «аки-бы за веру толь твердую сожиганием самих себя». Но для себя эти наставники, как полагали в Синоде, явно выбирают более легкий жребий: «над собой оные мнимые наставники раскольнические отнюдь никогда не делают, но только у неразсудных временную и вечную жизнь лукавством своим отъемлют». Далее приводились ссылки на опыт противостояния самосожигателям: «как и по делам в Святейшем Синоде много явно, что не себе, но оных единых к тому злу приводят». При этом старцами, как утверждалось далее в документе, движут не духовные, а исключительно корыстные мотивы: «сами не сожигаются и оставшимся имением их богатятся». Первым об этом заявил сибирский митрополит Игнатий (Римский-Корсаков И.С.). Он приводил подробное описание одного из самосожжений, перед которым старообрядческий наставник якобы прорыл подкоп, ведущий из «згорелого дома» наружу, намереваясь таким способом скрыться. Но собравшиеся для самосожжения старообрядцы, по утверждению митрополита, помешали старцу сбежать. В итоге он разделил общую участь - погиб в огне. В XVIII веке местные администрации всячески подчеркивали особую роль наставников в самосожжениях, объясняя подданным, потенциальным жертвам, что «ни один из их лжеучителей никогда не сгорает, а по сожжении их, ничего неведующих, такие учители всегда из собрания выходят».

В целом можно сказать, что эти наставники вызывали сильнейшую ненависть как значительной части местного населения, свидетелей «гарей», так и властей. Но и в старообрядческой среде отношение к ним было неоднозначным. В конце XVII века нередко возникали такие ситуации, когда старообрядческие наставники яростно сталкивались между собой в споре за паству. Причем самой главной точкой преткновения становился вопрос о самосожжениях. Так, в 1683 г. старообрядческий наставник Иван Дементьев случайно повстречал в деревне Остров Новгородского уезда проповедников самосожжения старцев Прокофия, Ефрема и Михаила, опиравшихся в своих рассуждениях на распространенный аргумент: «ныне в церковь нуждею привлекают». Иван «тем учителем спорил», приводя доводы из Священного Писания, но его проповедь не принесла успеха. Более того, противнику «гарей» пришлось спешно покинуть деревню. Оставшиеся в ней жители вскоре погибли. Под влиянием проповедей они собрались в овин, «обволоклись соломою и сожглись». Самосожжение унесло жизни примерно 120 человек.
В такой зловещей обстановке образованные старообрядческие проповедники, талантливые авторы полемических произведений против «гарей», включились в борьбу со зловещими старцами - «водителями на гари». Ярый противник самосожжений, Евфросин не жалел мрачных красок для изображения наставников самосожигателей. Так, об одном из них он писал с убийственной иронией: «бедный старичок-черничок, учит по уставом диким и лешим, вякает же, бедной, что кот заблудщей». Суть его смертоносного учения предельно проста: «как себе не убей, толко говори, что за Христа; хоть в болото, хоть в лоханю потопися и ртом нахватайся мерския воды и захленувся умри <...> - все то добро и Богу угодно».

В научной литературе начала ХХ века легко найти аналогичные высказывания. Как полагали исследователи суицида, «среди фанатиков, лишающих себя жизни из религиозных побуждений, несомненно, существуют люди больные. Можно с большим основанием считать таковыми руководителей, проповедников раскольничьих самоистреблений».
Действительность далека от карикатуры, созданной талантливым старообрядческим писателем и поддержанной в дальнейшем просвещенными специалистами-психологами. Являясь результатом внимательного анализа реальных политических событий, сопоставления происходящего в стране с эсхатологическими пророчествами, самосожжения всегда оставались продуманным мероприятием. Судя по архивным документам, «гари» предшествовала длительная и хладнокровная подготовка, во время которой старообрядческие наставники применяли свои обширные богословские, психологические, технические и военные познания. Вероятно, старообрядцы, организуя все новые самосожжения, быстро накопили значительный опыт в этой сфере. Выдающаяся роль здесь принадлежала бродячим старообрядческим наставникам, имена которых в основном, особенно в XVIII веке, неизвестны. В некоторых случаях ими становились бывшие церковники - отказавшиеся принять никоновские реформы приходские священники или соловецкие монахи. Самым знаменитым из их числа по праву стал черный дьякон Игнатий. Начиная с 1666 г., он принял активное участие во внутренних монастырских спорах об исправлении богослужебных книг и обрядов.
В конце 1666 или начале 1667 г. Игнатий покинул взбунтовавшийся Соловецкий монастырь и занялся пропагандой главных идей старообрядчества на Севере России. Хорошо знавший Игнатия старообрядческий публицист Евфросин с почтением указывал на высокую образованность черного дьякона: «Книгам был читатель, и охочь и досуж». Около двадцати лет Игнатий скрывался от постоянных преследований, «ведя жизнь странствующего проповедника <...> оставаясь фактическим главою старообрядцев в Поморье». Как пишет французский историк Пьер Паскаль, Игнатий «избрал местом своей апостольской деятельности Повенецкую область на север от Онежского озера: он был великим аскетом, любителем книг, приобретал учеников словом и пером и считал себя призванным основать большой монастырь». Судьба распорядилась иначе. В марте 1687 г. Игнатий выступил организатором крупнейшей в истории России «гари» в специально для этой цели захваченном старообрядцами древнем Палеостровском Рождественском монастыре.

Другим заметным проповедником самосожжений, также скончавшимся со своими подопечными - собранными их разных мест крестьянами - стал бывший соловецкий монах Пимен, который возглавил «гарь» в Березовом Наволоке Шуезерского погоста в 1687 году.
О странствующих проповедниках «огненной смерти» упоминают и документы конца XVII века. Так, старообрядческий наставник Тимошка, о котором говорится в царской грамоте новгородскому митрополиту Корнилию, «многих крестьян расколу научил, и от церквей Божиих отлучил, и младенцев крестил, а иных старых и малых вновь перекрещивал». Итогом его деятельности стало массовое бегство за «свейский рубеж» и самосожжение: «в деревне Острове, собрався в овин, сгорело человек с тритцать».

В Олонецком уезде в конце XVII века подвизался старообрядческий наставник Федка Пуллоев. Благодаря его неустанным проповедям в Паданском и смежных с ним погостах «учинился мятеж великой, многие люди <...> розбрелись и, собрався, построили пристанище». В нем позднее совершилось самосожжение под руководством другого странствующего старообрядческого лидера - бывшего соловецкого монаха Пимена. Эта же устойчивая закономерность проявилась столетие спустя в деятельности старообрядческого наставника по имени Фалалей. Появившись в 1800 г. в Аткарском уезде Саратовской губернии, он поначалу скрывал свои губительные намерения, обучая местных жителей грамоте и лишь некоторое время спустя, добившись симпатий крестьян, перешел к выполнению главной цели - проповеди добровольной смерти. Фалалей начал объяснять своим новообращенным сторонникам, что «в нынешнее антихристово время нет для человека никаких средств к спасению души, кроме вольного самоубийства». Вскоре вдохновлённые его словами местные жители собрались в пещере для самопогребения.

При любом развитии событий важной составляющей деятельности старца стал поиск сторонников. На них он в дальнейшем мог опереться при планомерной подготовке «огненной смерти». Некоторые из них впоследствии сами становились старцами - руководителями самосожжений.
Одним из первых, в числе исследователей причин самосожжений, вопрос о лидерстве в среде приверженцев «огненной смерти» поставил психиатр И.А. Сикорский. Он полагал, что внутри общины самоубийц всегда возникало «патологическое ядро, состоящее из субъектов наиболее болезненных и односторонних». Под энергичным руководством наставника оно становилось «опасным источником психической заразы».
Источники позволяют утверждать, что процесс подготовки новых наставников для будущих «гарей» еще в конце XVII века стал непрерывным, и осуществлялся как путем случайных знакомств, так и методом вполне осознанного выбора будущих наставников из среды самосожигателей. Самой известной личностью на этой стезе является бывший соловецкий монах Игнатий, который сам возглавил одно из самосожжений, но прежде заставив уйти из Палеостровского монастыря, где готовился массовый ритуальный суицид, своего ученика Емельяна. В изложении старообрядческого историка Ивана Филиппова ситуация выглядела следующим образом. Емельян принял деятельное участие в подготовке первого палеостровского самосожжения, активно собирал сторонников - будущих «насмертников». Перед их гибелью старец Игнатий обратился к нему с такими словами: «Пойди, чадо, и собери себе другое собрание!». Емельян последовал совету старца и, спустя небольшое время, возглавил второе массовое самосожжение в том же Палеостровском монастыре.

Внешний облик старца помогал ему добиться доверия крестьян. В показаниях свидетелей старообрядческого самосожжения, произошедшего в 1784 г. в деревне Фофановской Ребольского прихода, записано, что «оному раскольническому сборищу начальником был пришедший в ту деревню на масленой недели неведомо откуда старик, а как ево звали именем, и отчеством и прозванием, не знают». Сохранившиеся в памяти особые приметы старца никак не могли помочь следствию. В их числе, как утверждали крестьяне, особого внимания заслуживал головной убор: «толко имелся на нем серый кафтан, а на голове холщеной серой кукул». Головной убор под названием «кукул» (кукель, то есть накомарник) широко использовался карелами во время повседневной работы в лесу. Но он же по традиции входил в состав смертной, надеваемой на покойника одежды. Старообрядцев эта разновидность головного убора привлекала, скорее всего, своим явным сходством с монашеским клобуком. Изредка внешний облик старца выделялся из общей массы местных жителей. Так, после самосожжения в Тобольской епархии 1 августа 1750 г. в числе погибших от дыма, но несильно обгоревших участников «гари» следователи обнаружили «одного неизвестного, одетого в кафтан красного доброго сукна, с четками в руках и на шее», которого и сочли руководителем самосожжения..."

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОЗМОЖНО СЛЕДУЕТ.

Николай Телегин "Записки о Русском Севере"
https://vk.com/wall-158022077_2593
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2422
САМОСОЖЖЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ: ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА
https://vk.com/wall-167661875_16237



(автор статьи М.В. Пулькин — кандидат исторических наук «Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН»)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: "...Информация о подготовке «гари», поступающая в местные, а затем и центральные органы власти, никогда не отличалась подробностью. В сообщениях, вероятно, сливались воедино два этапа деятельности «старца»: совершение обрядов и подготовка к самосожжению. Описания этого момента обнаруживаются как в документах официального делопроизводства, так и в старообрядческих сочинениях. Так, Иван Филиппов, излагая историю самосожжения в Березове Наволоке в конце XVII века, описывает начало деятельности наставника самосожигателей со времени прихода на место будущей «гари». Старец Пимен поселился в Лопских погостах и «приходящих у нему оучаше древлецерковное благочестие добре хранити, а от Никоновых новин веляше опасно хорониться». Затем, покинув свое жилище, он, «ходя по окрестным селам, тоже простираше учение». Вскоре он завоевал симпатии местных жителей: «людие же видяще его пустынное богорадное жестокое житие и крепкое о благочестии стояние, вельми его любляху». Итогом деятельности старца стало массовое самосожжение в Березовом Наволоке Шуезерского погоста (1687 г.), в котором приняли участие жители окрестных сел.

В середине XVIII века аналогичным образом действовал старообрядческий наставник Иван Анкидинов. Уроженец Ростова, он оказался в глухом лесу в Мезенском уезде, где «раскольников исповедовал и причащал, и по рождении младенцев жен молитвою очищал, и младенцам имена нарекал и крестил, и пришедших к ним в раскол перекрещивал». После появления карательной команды он стал руководителем самосожжения, произошедшего в декабре 1743 г.
Вслед за строительством специального помещения для «гари», старец и его помощники заботились о сборе как можно большего числа желающих умереть «благочестия ради». Такие всегда находились в немалом количестве. Как показывает отписка архиепископа Афанасия, перед самосожжением в верховьях реки Кокшеньги к самосожигателям «приставают Кокшенские чети разных волостей крестьяне и в те леса сходят, и подговаривают у мужей жен и у отцов детей, сыновей и дочерей-девок, и, подговоря, в те ж леса сходят». Перед первым самосожжением в Палеостровском монастыре старец Игнатий послал своего сподвижника Емельяна Повенецкого «с прочими ревнители» для сбора местных жителей, жаждущих смерти в огне. Он велел «возвестить благоверно пребывающим христианам, дабы хотящии с ним за древлее благочестие огнем сожигатися, шли к нему на собрание». Призыв имел успех: «людие же услышавшесие, начаша к нему собиратися, и собрася великое множество благочестивого народа». В 1725 г. старообрядцы построили часовню в глухом лесу, близ деревни Шалимовой Важского уезда. Из нее будущие предводители самосожженцев стали «уезжать в соседние деревни и даже уезды», где «сманивали к себе многих легковерных людей». К ним приезжали «ради благочестия и исповеди» многие местные старообрядцы. Таким путем число потенциальных участников самосожжения возросло до 70 человек.

Во все времена, пока происходили самосожжения, собравшиеся в «згорелом доме» всецело оказывались во власти старообрядческого наставника. С этого момента он становился фанатично беспощадным. Жесткое противостояние самосожигателей властям и одновременно высокое предназначение спасителя заблудших душ освобождало старцев-руководителей «гарей» от обычных человеческих чувств и привязанностей. Непосредственно перед самосожжением разворачивались душераздирающие сцены борьбы, за случайно оказавшихся в центре событий родственников, между старообрядческими наставниками и крестьянами, находящимися вне стен предназначенной для «згорения» «ызбы». Но старцы, как правило, были непреклонны. Их жесткие, насильственные действия в значительной мере снимали с собравшихся в «згорелом доме» страдальцев тяжкий груз переживаний, связанных с преодолением религиозного запрета на самоубийство. Именно об этом свидетельствует ответ старообрядческого наставника на просьбу крестьянина Евстрата Исаева перед ребольским самосожжением 1784 г.: «<...> жены в дом не отпущу, а естьли хочешь, то ты оставайся здесь с нами Богу молиться; жене ж ево ответил: естьли ты с мужем своим пойдешь в дом, то руки и ноги сломаем и убьем до смерти и, наконец, устращивая Исаева рогатиною, принудил выйти вон».
В делопроизводстве, связанном с самосожжениями, крайне редко фигурируют упоминания о том, что участники «гарей» могли в случае необходимости свободно покинуть «згорелый дом». Так, перед самосожжением в Тюменском уезде в 1753 г., после окончания длительных предсмертных обрядов некоторые из старообрядцев покинули постройку, предназначенную для «огненной смерти», и спокойно отошли в сторону, чтобы «ожидать сгорения», которое тут же и началось у них на глазах.

Результаты деятельности старообрядческих проповедников (массовые самосожжения и другие формы самоубийств) очевидны. Как говорилось в цитируемом документе, «многия простонародныя люди погибают огнем, сожглись и в воде потопились, и впредь многих прельстят и уловят к своей прелести». В 1723 г. архангельский владыка Варнава доносил Синоду о начавшихся в его епархии самосожжениях: «в одной волости таковые раскольники, с лжеучителем своим раскольническим, мужеска и женска полу, и младенцев пять человек, обволокши овин соломою, в нем сгорели». В XIX веке эта особенность поведения проповедников «огненной смерти» и других способов самоубийства не претерпела существенных изменений. Так, руководитель старообрядческого самосожжения, произошедшего близ хутора Кастенки Воронежской губернии в 1812 г., старец Филатий, за 5-6 лет до трагедии вырыл пещеру неподалеку от места будущих событий. Поселившись в пещере, он «начал частенько навещать хутор, причем каждый раз приносил с собою какие-то книги, которые читал и толковал казакам». Вскоре к Филатию пришел другой чернец и поселился вместе с ним. Они обзавелись всем необходимым, но, прежде всего, образами и книгами, начали совершать богослужение по старообрядческим правилам. Их влияние быстро распространялось. Большинство хуторян бросили приходскую церковь, прекратили общение с духовенством и стали посещать пещеру, «потому что Филатий всех их увлек в свою веру». Дело закончилось самосожжением.

Состав участников самосожжения характеризуется сложностью, неизменной в сообществе самосожигателей на протяжении многих десятилетий оставалась лишь роль наставника. Вопреки распространенному представлению, источники позволяют утверждать, что чаще всего «учители самогубительныя смерти» умирали вместе со своими подопечными. На это указывают результаты архивных изысканий, осуществленных моими предшественниками. Так, И. Сырцов на основании документов Тобольской духовной консистории, пришел к выводу о том, что старцы «большей частью сами горели со своими жертвами». С этим выводом стоит согласиться. Пути к спасению для всех, собиравшихся в «згорелом доме», были отрезаны. К моменту самосожжения предназначенную для «гари» постройку окружали войска, и при попытке спастись «старцев» ожидал арест, пытки и неминуемая казнь. Надеяться на пощаду они не могли и о снисхождении не просили.
Ярким примером здесь стало следствие по делу о самосожжении каргопольских старообрядцев в конце XVII века. Один из местных старцев, наставников самосожигателей, был схвачен стрельцами во время «гари», вытащен из огня, арестован и отправлен в Холмогоры. Здесь его пытались склонить к раскаянию, но он оказал сильнейшее сопротивление. Когда его «с великою нуждею» ввели в соборную церковь, старец «во время божественныя литургии безобразно лежал». В ответ на увещевания местного протопопа, который явился к нему «со всем облачении со святым крестом и со священной водою», «тот чернец, забыв в себе страх Божий и обругая церковь Божью, на крест плевал». Затем его поведение стало еще более агрессивным: «протопопа, урвався у людей, ногами пинал и врагом его называл». Вывод, изложенный в документе, оказался однозначным. После всех уговоров старец «в прежнем в том злом упрямстве стал и послушания церкви Божии и покорения никакова не отдает». Приговор Боярской Думы оказался вполне ожидаемым: «того старца Андроника за ево против святого и животворящего креста Христова и церкви ево святой противность, казнить, зжечь».

В целом результаты исследования позволяют опровергнуть существующие стереотипы о корыстолюбивых и отказывающихся погибнуть за «древлее благочестие» старцах -наставниках самосожигателей. В действительности на старца возлагалась тяжелая и длительная работа. Она включала сбор подопечных, организацию сообщества добровольных мучеников, строительство «згорелого дома». Суть его деятельности заключалась в передаче «насмертникам» заранее известных аргументов и создании из них сплоченного сообщества самосожигателей. Далее срабатывала известная универсальная закономерность поведения толпы: «Внушение, данное героем, вождем, господином момента, принимается толпой и отражается от человека к человеку, пока всякая голова не закружится, всякий ум не помутится». Документы показывают, что в разных частях России и в разные исторические периоды наставники самосожигателей использовали устоявшийся круг способов решения всех этих задач. Они продолжали свою пастырскую деятельность до последних минут, погибая в пламени самосожжений."







73

Оценили 73 человека



11




12

Показать список поделившихся


2 ч назад
























Макс Старостин

Инквизиция в Европе сожгла миллионы европейцев на кострах, замучила в пытках. Сколько в России староверов погибло монастырские писатели летописей умолчали

в оригинале много фотографий

Прикрепленный файл: арем старообр.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2422
12 марта – память прославленного в Соборе карельских святых священномученика Сергия Увицкого (+ 1932).

Священномученик Сергий Увицкий родился в 1881 году в Вятской губернии. Отец его был учителем, но впоследствии принял духовный сан.

Сергей закончил семинарию и академию и стал священником. Первый раз отца Сергия арестовали в 1920 году. Его приговорили к заключению в концлагерь, но вскоре выпустили по амнистии. В двадцатые годы на батюшку не раз поступали доносы.

Его обвиняли в чтении слишком длинных проповедей антисоветского характера. Отец Сергий объяснял, что говорит лишь об упадке нравов и призывает к взаимной любви и примирению. Но священника приговорили к пяти годам лагерей.
«…Несмотря на мясоед, ввел в церкви пост и исповеди, что повлекло за собой увеличение посещаемости церкви верующими. Проводить богослужения начали каждый день. Для сбора подписей назначили трех регистраторов, так как один не успевал. Одновременно вывесили расписание часов богослужения. Одним словом, началось усиленное возбуждение религиозных масс, что, в свою очередь, увеличило доход церкви до 1000 рублей в месяц…. Увицкий – человек очень начитанный. Другие священники Выйско-Никольской церкви иногда тоже говорят проповеди, но их проповеди бывают очень короткими и только выдержками из Евангелия. Увицкий же своими большими ораторскими способностями всегда привлекает большое количество верующих. Среди обывательско-нэпманской публики проповеди Увицкого находят подходящую почву. Он возбуждал верующую массу против коммунистов, не признающих учения Христова, и тем самым подрывал авторитет советской власти, вызывал вражду в отношении коммунистической партии, являющейся руководителем политической и хозяйственной жизни в СССР» /из материалов следственного дела священника Сергия Увицкого/.

Его направили на строительство Беломоро-Балтийского канала. Супруга отца Сергия выхлопотала разрешение увидеть мужа. Она шла вдоль колючей проволоки, как вдруг её остановил старик. Матушка с трудом узнала отца Сергия: он весь опух, поседел, еле двигался.
Это была их последняя встреча. Священномученик Сергий Увицкий скончался в лагере в 1932 году.

Священномученик Сергий входит в собор Карельских святых и собор новомучеников и исповедников земли Карельской.

Информационный отдел Петрозаводской епархии, 2025

Прикрепленный файл: врем св Увицкий дело.jpgврем св Увицкий.jpg, 154168 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Gabrika
Новичок

Сообщений: 21
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 15
Васильевский Василий Гаврилович.

Священник Морско-Масельгского прихода (август 1878 - апрель 1881). Священник на диаконской вакансии Повенецкого Петропавловского собора (май 1881 - сентябрь 1892). Как священник Повенецкого Петропавловского собора, входящий в Морско-Масельгский приход (май 1881 – август 1881). Как священник Повенецкого Петропавловского собора, входящий в Лумбушский приход (ноябрь 1888 – декабрь 1888). Священник Семчезерского прихода (октябрь 1892 - апрель 1893). Священник Селецкого прихода (апрель 1893 – август 1905). По приказам ( - 27 августа 1905), Как священник Селецкого прихода, входящий в Янгозерский приход (май 1894).

ГАВО. Ф.1057, оп.6, д.41, лл.4 об. – 5.

Ведомость о церкви Вознесенской, состоящей Вытегорского уезда Олонецкой епархии в сем Даниловском за 1913 год. Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами…
Священник Василий Гаврилов Васильевский, 60 лет, 1883 года 15 октября награждён набедренником, в 1897 году от епархиального начальства получена благодарность за перепись, а от министра внутренних дел за тоже пожалована бронзовая медаль, в 1896 г. награждён скуфьёю, а в 1906 награждён камилавкою, в 1913 году награждён наперстным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, будучи законоучителем в г. Повенце неоднократно был награждён значительными денежными наградами, в память царствования Александра 3-го награждён серебряною медалью на Александровской ленте. Содержание из казны получает 300 рублей в год. Из других источников по должности законоучителя в Тихмангском двухклассном земском училище получает неопределённое количество вознаграждения, за труды поурочно, 50 копеек за урок.
Из духовного звания.
Ни у самого, ни у жены никакого имения нет.
Служба.
Обучался в Олонецкой духовной семинарии (1853 г., февраля 2 дня), где и кончил полный курс , в том же году поступил на должность псаломщика в г. Петрозаводске (1876).
Рукоположен священником в Морско-Масельгский приход Повенецкого уезда (1878 г. 1 августа). Проживая на службе в Селецком приходе, временно проходил должность следователя (1893) по духовному ведомству и заведующего Селецкой церковно-приходскою школою, а проживая в Селецком приходе, проходил одновременно должность духовника. Проживая в должности священника в г. Повенце, Семчезерском, Селецком, Тихмангском приходах, проходил и проходит должность законоучителя в земских школах, а сверх сего таковую же должность проходил во второклассной Селецкой школе.
В походах не был.
Взысканиям не подвергался, под следствием не состоял и не состоит.
В отпусках не был.
За штатом не был.
Женат. В семействе имеет жену Ирину Васильеву (род. в 1855 г., мая 5 дня). Сына Александра (род 1879 г., июня 18 дня). Дочь Людмилу (род. 1882 г., октября 30 дня). Состоит учительницею в церковно-приходской школе на Аннинском мосту, Вытегорского уезда. Дочь Евгению (род. 1894 г., февраля 22 дня). Состоит учительницею в Тихмангском 2-м земском училище.
Сведения благочиннического надзора – отличного.

Дополнительные сточники:

Священник церкви села Селецкого, Повенецкого уезда, Василий Васильевский утверждён в должности депутата от духовенства на трёхлетие с 1900 года, для участия в съездах духовенства, постановлением консистории, утверждённым Его Преосвященством 11 декабря (1899 г.). ОЕВ. - 1900, №1, с. 2;
Перемещен священник церкви Селецкого прихода, Повенецкого уезда, Василий Васильевский – на вакантное место священника Тихмангского прихода, Вытегорского уезда, резолюциею Его Преосвященства от 27 августа за №2750. ОЕВ. - 1905, №18, с. 529;
Список священнослужителей Олонецкой епархии, кои указом Святейшего Патриарха и Священного Синода, от 6-19 апреля, за №805, награждены ко дню Святой Пасхи следующими наградами: саном протоиерея… Тихманского прихода, Вытегорского уезда – Василий Васильевский.. ОЕВ. - 1918, №9-10, с. 102.
---
Ищу по Олонецкой губ., Повенецкого и Петрозаводского у.: Мерзликовы, Мошины, Юшины, Перхины, Степановы
Gabrika
Новичок

Сообщений: 21
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 15
Хвалынский Алексей Александрович (1862 –после 1927).

Заштатный священник Прислонской Сретенской церкви Алексей Александров Хвалынский, вдов 51 год. Родился 1862 г. сентября 18 дня, в семье священника Колкачской Сретенской церкви. 1893 г. 2 декабря награжден набедренником, 1899 г. 29 декабря награжден скуфьею, 1907 г. 24 марта награжден камилавкою.
Окончил курс в Новгородской духовной семинарии по второму разряду в 1884 г. (1884 г.). С 17 Ноября 1884 г. по 5 Августа 1886 г. состоял народным учителем в Грозненской губ. С 5 августа 1886 г. по 19 октября 1887 г. состоял штатным канцеляристом Олонецкого губернского правления. 19 октября 1887 г. по прошению, определен на классную должность Повенецкого училищного совета, в мае и июне 1888 г. производил в испытательных комиссиях льготные по воинской повинности экзамены в земских училищах Повенецкого уезда. Должность сию проходил до 8 мая 1888 г. 8 Мая резолюциею Высокопреосвященнейшего Митрополита Исидора определен, и 13 сентября того же года Преосвященным Владимиром епископом Старорусским рукоположен к сей церкви во священника.
В походах против неприятеля и в сражениях не был.
Взысканиям по суду не подвергался, под судом и следствием не состоял.
В отпусках не был.
1909 года мая 24 дня по слабости здоровья, согласно прошению, уволен за штат.
Дети его.
Всеволод, род. 1892 г. 15 января. Обучается на статистических курсах в С. Петербурге.
Людмила, род. 1893 г . 22 июля. Обучается на филологических курсах в г. Казани Владимир, род. 1896 г. 6 июля. Обучается в Новгородской духовной семинарии.
Кто кому в каком родстве. Родной брат вдовы священника - Елизаветы Говорковой.

Источник: Церковные ведомости церкви Сретенья 4-го округа Кирилловского уезда
1 января 1913 — 31 декабря 1913. ГАНО, ф. 480, оп. 1, д. 3928, л.6 об – 7.

Родился в семье священника Колкачской Сретенской церкви. В 1884 году окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1888 году был рукоположен в священника к Прислонской Сретенской церкви. В этом же году стал заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы. Был награждён набедренником (1893), бархатной фиолетовой скуфьей (1899). Имел серебряную медаль на Александровской ленте в память кончины императора Александра III. С 1899 года был помощником благочинного. В 1901 году был священником Прислонской Сретенской церкви.
В 1916 году был заштатным священником Прислонской Сретенской церкви. У него дети: Всеволод (р.1892), Людмила (р.1893), Владимир (р.1896).
Источники: Ведомость Прислонской Сретенской церкви за 1901 год. ГИАНО. Ф.480.Оп.1.Д.3477. Л.6 об.
Ведомость Прислонской Сретенской церкви за 1916 год. ГИАНО, Ф.480. Оп.1. Д.4290. Л.390 об.

В 1925 году был награждён золотым наперсным крестом. В 1927 году был лишен избирательных прав.
Источник: Список духовных лиц Кирилловского уезда на 1 сентября 1927 года. Архивный отдел администрации Кирилловского муниципального района. Ф.1, Оп.4,Д.1, Л.39 об, 40.

Дополнительно: В 1887 - 1888 г.г. состоял учителем Повенецкого городского приходского училища.
---
Ищу по Олонецкой губ., Повенецкого и Петрозаводского у.: Мерзликовы, Мошины, Юшины, Перхины, Степановы
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2422
https://vk.com/wall-187764583_8052
Что-то пересекается с моими поисками, что-то есть новое.
Всегда интересно.

От Вероники Петровой https://vk.com/wall-187764583_8052

Мегорская. Потомки.
Мегорские были известны по всей Олонецкой и частично Архангельской губерниям, представители этого рода были священнослужителями Тихмангского, Ряпусовского и других погостов, учителями, врачами.

Я случайно увидела дело Мегорской с фотокарточкой и сохранила себе. Удивительно, какое образование получила эта девушка к 29 годам! У нее за плечами уже окончание 7-ми классов Петроградской гимназии Е.В. Ставиской, VIII-го дополнительного класса той же гимназии, Высших женских Петроградских историко-литературных и юридических курсов Н.П. Раева. Дальше она собирается поступать в Императорский Петроградский Университет на историко-филологический факультет. И это конец XIX-начало XX веков.
ЦГИА ф.14 оп.20 д.208 Стр.3-5 "Дело Мегорской Ольги"

Также у Мегорских не менее выдающийся сайт, созданный потомками про свой род. Тут и тексты, и древа, и поколенные росписи. Интереснейшая интерактивная карта, систематизированные архивные документы. В общем, тем, кто подумывает о том, "как теперь все это сохранить и презентовать"- отличный пример!
novbelgen.net/mg#top

Пс. В мемуарах вдовы Ф.М.Достоевского А.Г.Сниткиной упоминается священник Владимирской церкви о. Мегорский, который исповедовал и причащал умирающего писателя. Однако, исследователи этого не подтверждают. О. Мегорский (Дмитрий Тимофеевич, отец Ольги) был уроженцем Вытегорского уезда, впоследствии стал священником СПб Входоиерусалимской Знаменской церкви и настоятелем СПб Казанского Собора.

Всем удачи в поиске!
#мегорский #олонецкаягуберния #достоевский #историярода #женскоеобразование #священники #архангельскаягуберния #архивыспб #цгиа #spbarchives


Комментарий модератора:
1. Мегорский Василий Петрович 1871гр, уроженец с. Кузаранда
Фото (1908) из статьи https://uchzap.petrsu.ru/files/redaktor_pdf/1551343033.pdf
Василий Петрович Мегорский как исследователь Петровской эпохи
Авторы Пашков А.М. и Б.В.Мегорский

2. Свидетельство Мегорской О. Д. из фондов ЦГИА СПб
3. Прошение Мегорской О. Д. из фондов ЦГИА СПб
4. Мегорская Ольга Дмитриевна 1886гр, дочь протоиерея Мегорского Д. Т.
Фото (1915) из фондов ЦГИА СПб

Мегорская. Потомки
https://vk.com/wall-187764583_8052


Прикрепленный файл: врем xxDOZ1C4TjY.jpgврем Sy72S2_jU_M.jpg, 249164 байтврем QrcU8gy_gUE.jpg, 303440 байтврем UdmihIeKrRo.jpg, 104988 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
anver2001

anver2001

Сообщений: 3416
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 2187
https://forum.vgd.ru/post/313/100464/p5344427.htm#pp5344427

Здесь приведены сведения о полковом священнике Новгородской епархии Пальмове Владимире Иванович
---
Никольский,Благонравов, Прянишников, Орлянский, Петров-нач 20 века, Астрахань.
Ссправочная тема Астраханская, Донская, Ставропольская епархия https://forum.vgd.ru/232/47397/0.htm?a=stdforum_view&o=
Ставропольская епархия - https://forum.vgd.ru/539/100932/
Сведения , фото https://ok.ru/group/
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... ... 34 35 36 37 38 * 39 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈