Вологодские мы
Вологодские мы
Klim2018 Сообщений: 29439 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32019 | Наверх ##
11 февраля 2024 10:45 Государственный архив Вологодской области (ГАВО)
ГАВО. Ф. 438. Оп. 3. Д. 3488 Списки лучших учеников Вологодской губернской гимназии, великоустюгских, вологодских, сольвычегодских, тотемских и яренских уездных и приходских училищ по результатам экзаменов в августе – сентябре 1814 г. Представление директора училищ Волоцкого Алексея Сергеевича в училищный комитет при Московском университете об утверждении бывшего крестьянина Спасо-Прилуцкого монастыря Миронова Василия в должности учителя рисования Тотемского уездного училища. переписка со смотрителем тотемских училищ о благоустройстве училищных зданий. Крайние даты: 05.01.1814 – 28.09.1814 Количество листов: 16 --- Знания - сила | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
19 июля 2024 8:53 К 45-летию 19 июля 1979 г. родилась Наталья Мелёхина – русский прозаик, критик. Родилась в маленькой деревне Полтинино Грязовецкого района Вологодской области. Поскольку детский сад находился далеко от родной деревни, то девочка до школы находилась дома. В роли воспитателей выступали все члены семьи: родители - Михаил Александрович и Елена Евгеньевна, бабушка Маня и старшие братья Александр и Евгений. Наталье в основном читали сказки - русские народные и не только, например, восточные и даже вьетнамские. Самую любимую сказку «Юноша-тыква» Наталья помнит до сих пор. Кроме того, в крестьянских семьях детям традиционно читали много стихов наизусть: Сурикова, Пушкина, Лермонтова, Козлова, Кольцова, позднее Есенина. Наталье повезло, она еще застала тот обычай, когда её бабушка сказки Пушкина знала наизусть, т.к. в деревне малограмотные жители их передавали из уст в уста поколение за поколением. Также бабушка рассказывала очень много местных народных сказок (иногда в стихах), которые нигде и никогда больше Наталья не встречала и не слышала. Сказки эти смешные и поучительные. В начальной школе, став прилежной ученицей, она очень любила читать, особенно охотничьи рассказы из журнала «Охота и охотничье хозяйство» и литературного альманаха «Охотничьи просторы». Там публиковались и малоизвестные авторы, и классики (В. Бианки, М. Пришвин, В. Белов и др.). Кроме художественной литературы, Наталье Мелёхиной нравились книги о путешествиях (например, очерки В. Пескова). Как рассказывает сама Наталья: «В моей маленькой деревне это была практически единственная возможность открыть для себя большой мир». Наталья училась в Слободской средней школе. В родную деревню приезжала каждые выходные, и до сих пор продолжает эту, когда-то начатую традицию. Необходимо отметить, что Наталья не стала прекрасной продолжательницей династии доярок Смирновых (бабушка и мама были доярками, позже и Михаил Александрович стал дояром). В школе преподаватель русского языка и литературы Соколова Наталья Борисовна, обнаружив у своей ученицы непомерную тягу к литературе, посоветовала поступать на филологический факультет. Окончив школу, поступила учиться в Вологодский педагогический университет. Хотя в раннем детстве Наталья хотела стать охотником-путешественником, а, став чуть постарше, рок-звездой. Обе мечты в какой-то мере сбылись. Почему охотником, может возникнуть законный вопрос, ответ дает сама Наталья: «На охоту отец и братья стали брать меня очень рано, еще в дошкольном возрасте. Охота, общение с природой воспитывают и ребенка, и взрослого. Много у меня было всяких «лесных приключений» в детстве и юности. Когда выросла, вступила в общество охотников, купила собственное ружье. Проработав пару лет журналистом, поняла, что не могу больше охотиться. Мне стало жаль убивать животных и птиц. Что-то изменилось во мне, потому что, видимо, из-за специфики профессии я насмотрелась на разнообразные проявления людского горя. Говорят, некоторые солдаты, вернувшись с войны, не могут ходить на охоту, даже если до этого были рьяными охотниками. Что ж, все люди разные. Возможно, это впечатлительность. Только вальдшнепиную тягу - самый поэтичный вид охоты, воспетый многими русскими писателями-классиками - по-прежнему люблю и хожу на нее. Это какой-то инстинкт, гены многих поколений охотников ведут меня на неё. Непреодолимое чувство. Одним словом – тяга». В 2001 г. окончила факультет филологии, теории и истории изобразительного искусства ВГПУ. После окончания вуза пришла работать в областную газету «Премьер». В газете она ведет рубрику спорта и полосу книжных рецензий. Кроме того, пишет очерки об интересных людях (то есть о людях с трудной или очень удачной судьбой, или о людях с необычным хобби и т.д.). Все эти темы ей очень нравятся. Иногда приходится делать материалы на социальные или коммунальные темы, хоть это она и не любит, но приходится писать - такова профессия журналиста. …Играть на гитаре Наталья Мелёхина училась у прекрасного педагога - Савельева Константина Александровича, которого уже, к большому сожалению, нет среди нас. Это был учитель с большой буквы и известный человек в Вологде: регент первого после перестройки церковного хора в городе. Он оставил после себя много духовной музыки, а также несколько сборников пьес для гитары. Любимого учителя Наталье до сих пор очень не хватает. Она продолжает общаться с вдовой Константина Александровича, детей у них, к сожалению, не было. Константину Александровичу посвящена миниатюра Натальи «Просто блюз». Группу «Имаго» создала Наталья Мелёхина и её друзья - Артём Легких, Алексей Шилов, Ольга Ильинская. Наталья написала тексты песен для коллектива и играла в нём на ритм-гитаре. Сейчас она оставила группу, т.к. перенесла довольно распространенное профессиональное заболевание рок-музыкантов, из-за которого многие теряют слух. То есть Наталья больше не сможет в качестве музыканта выйти на сцену. Видеоклип с участием Натальи снят на песню «Черновики» (слова и музыка Артёма Легких) по просьбе кинотеатра «Салют» (Вологда) к премьере фильма «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара). Режиссером стал Владислав Уханов. Группа Имаго песню «Черновики» сыграла на премьере, потом видеоклип показали в кинотеатре Вологды в «Салюте». Он также участвовал в фестивале «Мультиматограф» в номинации «видеоклип». Это была единственная работа, прошедшая отбор от Вологодской области. На победу участники клипа не надеялись, т.к. там за награды боролись очень серьезные музыкальные коллективы. Но можно считать, что наградой стала сама возможность встать в один ряд с музыкантами и режиссерами такого высокого уровня. Группа «Имаго» добились большой известности в Вологде. В 2011 г. Наталья Михайловна начала писать рассказы, и практически все они о жизни в деревне. Сейчас Наталья работает журналистом в газете «Вологда.РФ». Как прозаик и критик публиковалась в журналах «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Север», «Сибирские огни» и др. Автор книг «Медведь с заплатой на ухе» (2012), «Забывай как звали» (2013), «По заявкам сельчан», «Дорогие вещи» (2016), «Железные люди» (2018), «Александр Панкратов» (2018). Рассказы переведены на китайский и арабский языки. Дважды лауреат Международного Волошинского конкурса (2013, 2014). Книга «Железные люди» вошла в короткий список Всероссийской премии имени Ф. Абрамова (2019). На литературном форуме «Золотой Витязь» (2020) Наталья Мелёхина отмечена золотыми дипломами за книги «Железные люди» в номинации «Проза» и «Александр Панкратов» в номинации «Публицистика». Публикации на сайте "Журнальный зал": https://magazines.gorky.media/authors/m/natalya-melyo..Источник: https://www.livelib.ru/author/465930-natalya-melehina
  --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8692 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2578 | Наверх ##
25 ноября 2024 10:21 Котласский Коллекционер 22 мар 2023 в 18:21 Вологодская земля и ее население: региональные различия. Несмотря на однородность населения Русского Севера в этническом отношении, к XIX веку становится возможным выделить и отдельные различия в нем, обусловленные разной этнической историей. Данные диалектологии, ономастики, археологии, антропологии и др. подтверждают синтез этнокомпонентов в населении Севера, и вологодского в том числе, и позволяют выделить отдельные ареалы с местной спецификой, такие, как запад, центр и восток, где этническая история населения шла по-разному и по-особому складывался этнический состав жителей. О различиях населения Вологодского края в этих ареалах свидетельствуют данные, прежде всего историко-краеведческого характера, зафиксированные местными исследователями Севера. В них обращалось внимание на суждения самого народа об особенностях физического облика людей, о своеобразии характера и психического склада, образа жизни, о нравах и обычаях, присущих жителям целых уездов, волостей, отдельных селений. Эти различия и определяются особенностями этнической истории населения западных, восточных и центральных районов Вологодчины. Подтверждение находим во многих материалах. По описаниям исследователей конца XIX - начала XX века, население Череповецкого края было уже "сплошь русским", "но следы чуди в его типах, обычаях, речи" оставались заметными. Лишь у раскольников сохранился "чисто великорусский тип", а у остального населения от русских были разве что их "средний рост и долготерпение". Так как "нравы и обычаи народа зависят от климата и природы", то жители, например, здешних болот "унылы и вялы". В другом западном районе, в Устюжне Железнопольской, занятие железоделательным промыслом наложило отпечаток на характер жителей: "Усложна Железная, а люди в ней каменные". "Неприветливым и угрюмым" находил народ некоторых волостей между Кирилловским и Кадниковским уездами (Огибалово, Чужга, Чарозеро, Дягилевы Горы - имение Голицыных) исследователь Севера А. А. Шустиков. По его наблюдению, в облике местных русских "чувствуется примесь карельской крови". У населения этих мест действительно был сильный "финский" компонент, а в глазах местных историков и краеведов потомки древней чуди заметно "уступали" славянам в культурном и физическом развитии. В соседнем Каргополье из-за смешения народов не было "чисто славянского типа", но тем не менее "каргополы" по физическим свойствам отличаются от карел: они "выше среднего роста, крепкого сложения, склонны к дородству, полноте, добродушны, простоваты, они русые и рыжие, светлоглазые". Это "в общем русский тип", а в народе каргопольца определяли так: "Красна рожа, рвана одежа, рот пол - верно, каргопол". В зависимости же от степени этносме-шений в Каргополье и до сих пор различаются жители Лекшмозерья, Кенозера, Пачеозера. Но все они по историческому прошлому и экономическому развитию тяготеют к северным и восточным соседям (вологжанам и архангельцам), а не к олонецким карелам. Финские черты в облике жителей всех западных уездов Вологодского края со временем сгладились, а к славянским прибавились угловатость и скуластость, но у обоих народов здесь в основном светлые глаза и волосы. Там же, где преобладал "славянский компонент" (восток Вытегорского уезда), у жителей отмечался "рост выше среднего, волосы русые и темные, глаза светло-серые и карие; они добры, просты, радушны". Таковыми были русские на западе вологодских земель. Но чем ближе к центральным районам Вологодской губернии, тем больше свидетельств "о здоровых и крепких русских", каковыми, например, были жители Вологодского уезда или обитатели Рабанги (деревни между Вологодским и Кадниковским уездами) на Сухоне. Славянские черты в характерах возобладали и у жителей Устья Кубенского (Кадниковский уезд): "они предприимчивы, как прежние новгородцы", богаты, "живут на городской манер", "любят разные нововведения", у них нет праздности. В целом кадниковский народ "религиозен, честен, трудолюбив, весел, склонен к шуткам". В его "обычаях много хорошего, гуманного, разумного". По физическому облику кадниковцы среднего роста, иногда высокие, телосложения, крепкого и стройного, смуглые, русоволосые. У народа в соседних тотемских деревнях, по наблюдениям исследователей края, "отклонений от общего русского типа нет". "Они темнорусые, у них нет скул, нос умеренный, даже красивый". В Шуйской волости при тесной жизни этносов с древних времен произошло "их слияние в один народ", а преобладание культуры пришельцев было настолько велико, что коренные жители "утратили свое обличье, растворившись в пришельцах", правда, в их "наружности есть черты, которые говорят о их нерусском происхождении" (раскосые глаза, рост ниже среднего, редкая и жесткая растительность на лице, скулы). Они "рознятся с соседями" (Грязовец, Солигалич): "это видно в говоре, в способе ведения хозяйства, в их жилище". "Причиной благополучия шуйских крестьян было их происхождение от предприимчивых новгородцев, а затем - их жизнь в Ростовском митрополье (см. ниже)"; с 1676 года они стали монастырскими крестьянами, условия жизни которых были лучше, чем у помещичьих грязовецких крестьян. Точно так же в Бережнослободской волости Тотемского уезда крестьяне, "хотя грубы и дики", но не знали крепостничества, поэтому у них - "простота воли". В целом же тотемский народ "нрава миролюбивого, тихого, немстительного". Нечто "финское" по "племени и характеру", наряду с преобладанием русского, оставалось у жителей и других центральных районов Вологодского края (в Лежской волости Грязовецкого уезда или на Кокшеньге Тотемского уезда, где люди отличались "особой суровостью характера"). Большое своеобразие отмечалось у "кокшаров"-жителей Кокшеньги, предки которых испытали влияние не только древней чуди и мери (XII- XV века), но и двух потоков славян - новгородцев и ростовцев. Этот народ жил в волостях по Кокшеньге, в местности между Илезой и Кортюгом, в соседних волостях по Уфтюге (9 волостей), и к концу XIX - началу XX века здесь было 40 тысяч жителей. Кокшеньгские волости заселялись выходцами из Новгорода. По наружности кокшары не отличаются от соседей, но "в их нравах и обычаях отличия сильные. Они здоровые, крепкого телосложения, сильные, ловкие, проворные, особого душевного склада". И в то же время их тип "похож на зырян". "Живут кокшары особняком, у них иные обычаи, нежели у соседей; к ним не проникает ничего чужого, от них же заимствуется многое" (обособленность - это свойство отдельных этнографических групп в каком-либо народе). "Чувствуется, что это потомки Новгорода (со времен Марфы Посадницы)". Все они называют себя "кокшары" - от "Кокшеньга" (иногда "Кокшельга"). Древняя "чудь", "чудин", по их мнению, - "невзрачный человек, обросший волосами, с белыми глазами, дикий", то есть это не их самоназвание, а тех, кто долго сохранял "чудские черты" облика и характера. "Они ни праздника, ни воскресенья не знают, все на работе либо в лесу, в церкви не бывают и молитвы не знают, тем более ни книг не читают, грамоте не знают". При всем этом у кокшар было больше черт новгородских и в характере, и в облике, чем древнечудских. В общем, кокшар, по местным преданиям, - это "бунтовщик, разбойник, головорез, но в сущности это трудолюбивые, энергичные, предприимчивые и сметливые люди". "Они красивы, смуглы, черноволосы, черноглазы". Близкие соседи кокшаров по Вели и Кулою имеют с ними сходство во внешнем облике. "Это новгородцы, но как бы оцыганенные", - считали местные краеведы, поскольку часть жителей этих волостей "чудского происхождения". Такими же чертами обладали и обитатели верхней Ваги - "ваганы": "толстобрюхий ваган роста среднего, телосложения крепкого и стройного; но господствующий цвет волос и глаз - беловатый" (от "чуди белоглазой"). "Обличье их овальное. Они смелы. К физическому труду привычны, проворны, любят петь". По верхнему Кулою жили такие же люди, и "по преданию, они вышли из карел и финнов". Третью своеобразную группу вологодского населения составляет народ восточных Сольвычегодского, Великоустюжского и частично соседних с ними Яренского и Устьсысольского уездов. Здесь с ранних периодов истории в тесном соприкосновении жили предки русских и коми, поэтому население обладало чертами обоих народов. Так, если в Кичменгском Городке (один из крупных сельских центров Велико-устюжского уезда) "народ богобоязлив, трудолюбив, честен, чистоплотен, хорошо одет, живет богато и опрятно", то южнее, в Никольском уезде (южная часть бывшего Устюжского края) по границе с Вятской землей "жители похожи на вятчан, ленивы, вороваты; их язык неправильный, нечистый". Как жители Кич. - Городецкой округи, так и жители Халезских Городков Байдаровской волости Никольского уезда "считают себя потомками новгородцев". Тем не менее черты финского характера у крестьян, как замечали местные исследователи в конце XIX - начале XX века, проявлялись явственно: "они больше любят охотиться, нежели работать на пашне, и очень привязаны к старине". А в характере и облике русских Сольвычегодска очень многое улавливается от новгородцев. Новгородскими по происхождению там считали себя жители строгановского селения Чернигова близ Сольвычегодска. Соседние с ними устюжане, по обследованию медиков прошлого века, "вследствие отхода были умственно развиты". Здесь также не было крепостничества, поэтому у людей существовало "чувство собственного достоинства". Это население, "крепкое физически, нравственно и умственно, носит в себе зародыш нормальной здоровой (разумной) жизни". С зырянами, проживавшими на востоке Вологодской губернии, у русских много сходства во всем, основные же различия - в языке. Зырянские этнонимы "комиморт", "зырэдем" перешли в русский язык в форме "коми" или "зыряне" и обозначили их название. Сравнивая русских и зырян в вологодских уездах, исследователи заключали: вологодские крестьяне - и русские, и коми - "отличались крепким телосложением, имели рост более средний, лица редко правильные". Исторические судьбы и жизнь этих народов, единые еще с XVI века, закрепили их сходство и не внесли резких различий не только во внешность, но и во все стороны жизни. Отдельными чертами облика они, конечно, различались. Русские были "открыты и откровенны, размашисты даже в своих пороках; зыряне - недоверчивы, скрытны; первые - рассудительны, смышлены, любят новинку, уважают промышленность, деятельны; вторые - необщительны, слепо привязаны к родине и старине, честны в отношении к своему брату, но не таковы с теми, кого не знают, и враги всего чужого. В умственном образовании - преимущество у русских". Но у них, как отмечал Ф. Бунаков, есть большой порок - пьянство, который он относил к русскому народу в целом, что не соответствовало действительности. Его поразили "пивные праздники" в юго-западных вологодских уездах, но это общий для многих русских обычай, никоим образом не говорящий о пьянстве, а пивоварением славились многие русские деревни. Несмотря на пороки отдельных людей, "северные умельцы" во все времена сохраняли "свое мудрое терпение", высокую нравственность и стойкость, приверженность памяти и опыту своих предков. Формирование облика деятельного и энергичного северянина, его "исторического типажа" началось еще в XI-XII веках, когда предприимчивый промысловик и земледелец начал осваивать Север, а затем с XVI века стал первопроходцем Урала и Сибири. На фото Вологдав прошлые века https://vk.com/wall52422633_13410 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
|