Вологодские мы
Вологодские мы
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
1 августа 2022 12:23 4 апреля 2023 10:59 Пестюхины Грязовецкий уезд, Панфиловская вол, д.Овинищи и Генотекс https://www.genotek.ru/archives/ Метрические книги церквей г. Вологды за 1901 год. ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №60, ед. хр. 2, стр. 578 8 19. .. .1901 Сергей Филиппов Пестюхин 26 и солд дочь Кубенской вол .. Александра Семенова Кзлова 23 Метрические книги церквей г. Вологды за 1907 год. ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №60, ед. хр. 8, стр. 1632 363 03.11.1907 родился Николай ....Сергей Филиппов Пестюхин и Александра Семенова Метрические книги Николаевской во Владычной слободе церкви г. Вологды за 1903-1908 годы. ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №70, ед. хр. 9, стр. 513 11 28.07.1908 умер Николай сын Сергея Филиппова Пестюхина 7 нед Метрические книги церквей г. Вологды за 1909 год. ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №60, ед. хр. 10, стр. 1188 -1 15.01.1909 умерла Мария Сергея Филиппова Пестюхина 15 дней 22 27.12.1909 умер Василий сын Сергея Филиппова Пестюхина 2н Метрические книги церквей г. Вологды за 1910 год. ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №60, ед. хр. 11, стр. 1726 ц.Дмитрия Наволоцкого https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/410866#167422 24.11.1910 умер Николай Грязовецкий уезд, Панфиловская вол, д.Овинищи сын Сергея Филиппова Пестюхина 3н (рождения не нашла) Метрические книги церквей г. Вологды за 1912 год. ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №60, ед. хр. 13, стр. 473 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/41087423 07.10.1912 умер Алексей сын Сергея Филиппова Пестюхина 2 нед (рождения не нашла) Метрические книги церквей г. Вологды за 1904 год. ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №60, ед. хр. 5, стр. 553 -298 02.12.1904 родилась Варвара ... Сергей Петров Пестюхин и Александра Семенова встречается Иван Филиппов Пестюхин .. Метрические книги церквей г. Вологды за 1900 год. ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №60, ед. хр. 1, стр. 314 -11 18.::.1900 умерла Анна незак дочь кр дев Александры Дмитриевой Пестюхиной 71 ++++++++++++++++++++++++++++++ 8 01.09.1910 Свадьба Окончивший СПб Лесной Институт сын Титулярного Советника Дмитрий Константинов Кирхоглани 28л, пр, и Запасного бомбардира Выборгской крепостной артиллерии Иоанна Евстафиева Евстафиева дочь Ольга Иоаннова 21 https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/410866#1692л.1682 2 31.01.1910 Свадьба Гру Панф ф д.Шнякинов Александр Апполонов Целованьин 22 и Олимпиада Ивановна Смирнова дев 22 л. 445 1 09.01.1912 Студент Гор Инст СПб Симеон Евстафьевич Охрименко 26 и Инспектора Волг уч Над Сов Ивана Кондратьева Чиркина дочь Зоя 23 15 20.05.1912 Николай Александров Буров 32 и вдова Анисья Прохорова Титова 35 19 12.11.1912 ..Кадник уезд Трофим Иванов Колыжин 25 и Гу Пв д. Андреаковой дев Екатерина Павлова Смирнова 19
--- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
OBaskakov Москва Сообщений: 858 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 503 | Наверх ##
24 сентября 2023 23:40 24 сентября 2023 23:41 Интересует все, что связано со священниками Георгиевскими. Особенно Крестовоздвиженская Варбозомская церковь. Естественно, П.К. Георгиевский мне хорошо известен (даже очень  ). А вот дьякон-псаломщик этой КВЦ Иван Мефодиевич Георгиевский и, судя по всему, его брат, преподаватель Череповецкой духовной семинарии Анатолий Мефодиевич ... Писать можно в дневник! --- Все, что ищу - в дневнике https://forum.vgd.ru/7810/ | | |
Klim2018 Сообщений: 29439 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32016 | Наверх ##
25 сентября 2023 0:11 OBaskakov написал: [q] Интересует все, что связано со священниками Георгиевскими.[/q] Государственный архив Вологодской области (ГАВО) ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 11151Дело по рапорту благочинного священника Владимира Богородско-Троицкой Подъельской церкви Устьсысольского уезда, о недостойном поведении священника Василия Георгиевского. Крайние даты документов: 1845 – 1846 Количество листов: 8 ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 11152Дело по рапорту смотрителя Устьсысольского тюремного замка – Федорова, о притеснении его священником Георгиевским. Крайние даты документов: 1845 – 1852 ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12556Формулярный список о службе священника Троицкого собора г. Устьсысольска – Михаила Георгиевского. Крайние даты документов: 1854 – 1854 ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 13239Дело об увольнении в заштат священника Александра Попова и об определении на место пономаря при Иоанно-Предтеченской Мыелдинской церкви Устьсысольского уезда, ученика Алексея Георгиевского. Крайние даты документов: 1860 – 1860 Количество листов: 24 --- Знания - сила | | |
Klim2018 Сообщений: 29439 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32016 | Наверх ##
25 сентября 2023 10:24 Государственный архив Вологодской области (ГАВО)
ГАВО. Ф. 1035. Оп. 1. Д. 182 Дело по указу консистории о командировании в правление священника Палтожского прихода Георгиевского. Крайние даты документов: 17.10.1831 – 26.10.1831
ГАВО. Ф. 1035. Оп. 1. Д. 203 Дело по указу консистории об объявлении священнику Георгиевскому г. Пудожа места пребывания коллежского регистратора Васильева в Тобольской губернии. Крайние даты документов: 28.11.1831 – 1831 Количество листов: 3
ГАВО. Ф. 1035. Оп. 1. Д. 443 Дело о погребении тела шкипера с судна, утонувшего 23.06.1841 г. священником Алексеем Георгиевским. Крайние даты документов: 13.08.1842 – 1842
ГАВО. Ф. 1035. Оп. 1. Д. 534 Дело по указу Олонецкой духовной консистории о выдаче пригласительного билета воспитаннику Стефану Георгиевскому на вступление в беспрепятственный к священству брак в Каргопольский Успенский монастырь. Крайние даты документов: 15.01.1855 – 1855
ГАВО. Ф. 1035. Оп. 1. Д. 566 Дело по прошению священника Девятинского погоста Георгиевского о выдаче ему документов для отъезда в г. Каргополь на 2 недели по домашним обстоятельствам. Крайние даты документов: 12.06.1855 – 1855 Количество листов: 8 --- Знания - сила | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
1 января 2024 17:48 Серебрякова Г.А. Новый год
КАК ПРАЗДНОВАЛИ
пРИШЛИ В де отз НА нОВ ВЕЧЕР, 1960Г? Было много народу. Пока туда-сюда, пока разбирались, Ребята пошли вырили, девчата поболтали м смотрит, а Виталия нет. Куда делся-то? Везде поискала и туфлей нет. Решила пойти домоу, а путь неблизок - до у. Кутузова. через недостроенный мост у Рынка. Дошла. Папа сидит у дома, ждет. Ключей-то к него нет.
Мама только спросила, а туфл игде. Он сказал, что забрал, и нес пна по мышкой, что бы не потерять. Утром уж поговорили, что он не увидел ее, рещил, что она ушла. И пошел домой. Туфли хранил.
Подарков тогда особо и не дарили. Не на что было.
А вот на 0 марта - всегда приносил маме мимозу, весь город оббегает, но найдет.
и начши мальчики, считают мимозк, самым 8-м цвеком.
*********************
Я родилась в голодном 61. в магазине чер хлеб и раст масло. А папу забрали в арми. Маме трудно было одной. Хорошо, хрть молоко ьыло. Потом с 2х: мес отдала в яслм. В садике их кормили. Мама часть обеда брала домой. Меня покормить.не добавку. А часть своей порции. Она и так-бы ничего не взяла. В садике родители приходили и прверяли, комк сколько налили, кто что домой несеь. Потом уже грудничкам в мол кузне стали выдаваит по 0,5 л молока в денб. Идти было далеко, очередь, нео что сделаешь.
Маму и папу олюбьили в доме. Я, кстати, с большрй теплотой вспоминаю , хотя уехали мы во 2 классе. Дом был офицерским Брянгин - морской офицкр Гарцевы Анна мих и мих Александрович?, соседи напротив Ларионов Петр Адамович и Ольга .... - соседи по квартире, названые бабушка и дедушка
Мих Ал - военный прокурор. Умер он, когда мы переехади в новую квартиру. А так мечтал, говорил, что на коленях приползу. Сердце. Пригласили маму с папой на Новый год, когда Катюша родиласб. ммаму выписали 31.12.1966
Часто приглашали и Ларионовы, просто звали к столу. ПА был увлровый офицер. Я их называла бабушкой и дед. Часто по ыходным они брали меня плавать в ванне. потом он работал а Просв Мин - был секр парт орг, Заведовал детскими домами. Усер в крманлировке, Сердце. Уехал = и все..... Я иак и не приняла его смерть. Он часто уезжал.
был еще Квпитан Степанов. --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
Klim2018 Сообщений: 29439 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32016 | Наверх ##
9 февраля 2024 22:04 Государственный архив Вологодской области (ГАВО)
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 3070 Дело о разрешении вологодскому купцу П. Виноградову содержания маслодельных и сыроваренных заводов в Вологодском и Грязовецком уездах. Крайние даты: 17.01.1880 – 31.12.1880 Количество листов в деле: 8
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 3227 Дело о разрешении вологодскому купцу А. Волкову открытия парового маслодельного завода с мукомольной мельницей в 1 участке г. Вологды. Крайние даты: 05.03.1885 – 10.05.1885 Количество листов в деле: 20
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 3229 Дело о разрешении вологодскому купцу В. Нечаеву открытия мехового завода в 3 части г. Вологды. Крайние даты: 23.07.1885 – 02.01.1887 Количество листов в деле: 31
ГАВО. Ф. 475. Оп. 1. Д. 239 Дело о причислении вологодских купцов в московское 2-й гильдии купечество и о выдаче им паспортов для отлучки из г. Вологды. Крайние даты: 02.01.1886 – 30.12.1886 Количество листов в деле: 228 ГАВО. Ф. 475. Оп. 1. Д. 352 Списки лиц, избранных на четырёхлетие в гласные Вологодской городской думы и в кандидаты. Формулярные списки о службе вологодских купцов 2-й гильдии. Крайние даты: 16.04.1893 – 10.04.1894 Количество листов в деле: 171
ГАВО. Ф. 475. Оп. 1. Д. 398 Дело о причислении лиц к вологодскому купеческому и мещанскому обществам и о присвоении званий почётных граждан г. Вологды. Крайние даты: 07.01.1895 – 13.11.1895 Количество листов в деле: 12 --- Знания - сила | | |
Klim2018 Сообщений: 29439 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32016 | Наверх ##
10 февраля 2024 0:02 Государственный архив Вологодской области (ГАВО)
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 3368 Дело о разрешении вологодскому купцу И. Соколову открытия комиссионерской конторы в г. Вологде. Крайние даты: 17.01.1880 – 31.12.1880 Количество листов в деле: 22
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 3521 Дело о разрешении вологодскому купцу А. Буторову постройки лавок на Гостинодворской улице в г. Вологде. Крайние даты: 01.02.1891 – 11.02.1892 Количество листов в деле: 23
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 5346 Дело о разрешении вологодскому купцу А. Шахову перестройки магазинов в Светлом ряду г. Вологды. Крайние даты: 02.09.1904 – 14.10.1904 Количество листов в деле: 7
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 5509 Дело о разрешении вологодскому купцу А. Шахову перестройки магазина в Светлом ряду г. Вологды. Крайние даты: 14.03.1905 – 31.03.1905 Количество листов в деле: 4
ГАВО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 6758 Дело о разрешении вологодскому купцу И. Воденко изготовления минеральных вод на пивоваренном заводе в г. Вологде. Крайние даты: 23.03.1909 – 17.10.1916 Количество листов в деле: 18
ГАВО. Ф. 388. Оп. 1. Д. 971 Дело по прошению вологодского купеческого сына Николая Овечкина о записи его в купечество по г. Вологде на 1858 год. Крайние даты: 14.03.1905 – 31.03.1905 Количество листов в деле: 9 --- Знания - сила | | |
Klim2018 Сообщений: 29439 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 32016 | Наверх ##
11 февраля 2024 10:45 Государственный архив Вологодской области (ГАВО)
ГАВО. Ф. 438. Оп. 3. Д. 3488 Списки лучших учеников Вологодской губернской гимназии, великоустюгских, вологодских, сольвычегодских, тотемских и яренских уездных и приходских училищ по результатам экзаменов в августе – сентябре 1814 г. Представление директора училищ Волоцкого Алексея Сергеевича в училищный комитет при Московском университете об утверждении бывшего крестьянина Спасо-Прилуцкого монастыря Миронова Василия в должности учителя рисования Тотемского уездного училища. переписка со смотрителем тотемских училищ о благоустройстве училищных зданий. Крайние даты: 05.01.1814 – 28.09.1814 Количество листов: 16 --- Знания - сила | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
19 июля 2024 8:53 К 45-летию 19 июля 1979 г. родилась Наталья Мелёхина – русский прозаик, критик. Родилась в маленькой деревне Полтинино Грязовецкого района Вологодской области. Поскольку детский сад находился далеко от родной деревни, то девочка до школы находилась дома. В роли воспитателей выступали все члены семьи: родители - Михаил Александрович и Елена Евгеньевна, бабушка Маня и старшие братья Александр и Евгений. Наталье в основном читали сказки - русские народные и не только, например, восточные и даже вьетнамские. Самую любимую сказку «Юноша-тыква» Наталья помнит до сих пор. Кроме того, в крестьянских семьях детям традиционно читали много стихов наизусть: Сурикова, Пушкина, Лермонтова, Козлова, Кольцова, позднее Есенина. Наталье повезло, она еще застала тот обычай, когда её бабушка сказки Пушкина знала наизусть, т.к. в деревне малограмотные жители их передавали из уст в уста поколение за поколением. Также бабушка рассказывала очень много местных народных сказок (иногда в стихах), которые нигде и никогда больше Наталья не встречала и не слышала. Сказки эти смешные и поучительные. В начальной школе, став прилежной ученицей, она очень любила читать, особенно охотничьи рассказы из журнала «Охота и охотничье хозяйство» и литературного альманаха «Охотничьи просторы». Там публиковались и малоизвестные авторы, и классики (В. Бианки, М. Пришвин, В. Белов и др.). Кроме художественной литературы, Наталье Мелёхиной нравились книги о путешествиях (например, очерки В. Пескова). Как рассказывает сама Наталья: «В моей маленькой деревне это была практически единственная возможность открыть для себя большой мир». Наталья училась в Слободской средней школе. В родную деревню приезжала каждые выходные, и до сих пор продолжает эту, когда-то начатую традицию. Необходимо отметить, что Наталья не стала прекрасной продолжательницей династии доярок Смирновых (бабушка и мама были доярками, позже и Михаил Александрович стал дояром). В школе преподаватель русского языка и литературы Соколова Наталья Борисовна, обнаружив у своей ученицы непомерную тягу к литературе, посоветовала поступать на филологический факультет. Окончив школу, поступила учиться в Вологодский педагогический университет. Хотя в раннем детстве Наталья хотела стать охотником-путешественником, а, став чуть постарше, рок-звездой. Обе мечты в какой-то мере сбылись. Почему охотником, может возникнуть законный вопрос, ответ дает сама Наталья: «На охоту отец и братья стали брать меня очень рано, еще в дошкольном возрасте. Охота, общение с природой воспитывают и ребенка, и взрослого. Много у меня было всяких «лесных приключений» в детстве и юности. Когда выросла, вступила в общество охотников, купила собственное ружье. Проработав пару лет журналистом, поняла, что не могу больше охотиться. Мне стало жаль убивать животных и птиц. Что-то изменилось во мне, потому что, видимо, из-за специфики профессии я насмотрелась на разнообразные проявления людского горя. Говорят, некоторые солдаты, вернувшись с войны, не могут ходить на охоту, даже если до этого были рьяными охотниками. Что ж, все люди разные. Возможно, это впечатлительность. Только вальдшнепиную тягу - самый поэтичный вид охоты, воспетый многими русскими писателями-классиками - по-прежнему люблю и хожу на нее. Это какой-то инстинкт, гены многих поколений охотников ведут меня на неё. Непреодолимое чувство. Одним словом – тяга». В 2001 г. окончила факультет филологии, теории и истории изобразительного искусства ВГПУ. После окончания вуза пришла работать в областную газету «Премьер». В газете она ведет рубрику спорта и полосу книжных рецензий. Кроме того, пишет очерки об интересных людях (то есть о людях с трудной или очень удачной судьбой, или о людях с необычным хобби и т.д.). Все эти темы ей очень нравятся. Иногда приходится делать материалы на социальные или коммунальные темы, хоть это она и не любит, но приходится писать - такова профессия журналиста. …Играть на гитаре Наталья Мелёхина училась у прекрасного педагога - Савельева Константина Александровича, которого уже, к большому сожалению, нет среди нас. Это был учитель с большой буквы и известный человек в Вологде: регент первого после перестройки церковного хора в городе. Он оставил после себя много духовной музыки, а также несколько сборников пьес для гитары. Любимого учителя Наталье до сих пор очень не хватает. Она продолжает общаться с вдовой Константина Александровича, детей у них, к сожалению, не было. Константину Александровичу посвящена миниатюра Натальи «Просто блюз». Группу «Имаго» создала Наталья Мелёхина и её друзья - Артём Легких, Алексей Шилов, Ольга Ильинская. Наталья написала тексты песен для коллектива и играла в нём на ритм-гитаре. Сейчас она оставила группу, т.к. перенесла довольно распространенное профессиональное заболевание рок-музыкантов, из-за которого многие теряют слух. То есть Наталья больше не сможет в качестве музыканта выйти на сцену. Видеоклип с участием Натальи снят на песню «Черновики» (слова и музыка Артёма Легких) по просьбе кинотеатра «Салют» (Вологда) к премьере фильма «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара). Режиссером стал Владислав Уханов. Группа Имаго песню «Черновики» сыграла на премьере, потом видеоклип показали в кинотеатре Вологды в «Салюте». Он также участвовал в фестивале «Мультиматограф» в номинации «видеоклип». Это была единственная работа, прошедшая отбор от Вологодской области. На победу участники клипа не надеялись, т.к. там за награды боролись очень серьезные музыкальные коллективы. Но можно считать, что наградой стала сама возможность встать в один ряд с музыкантами и режиссерами такого высокого уровня. Группа «Имаго» добились большой известности в Вологде. В 2011 г. Наталья Михайловна начала писать рассказы, и практически все они о жизни в деревне. Сейчас Наталья работает журналистом в газете «Вологда.РФ». Как прозаик и критик публиковалась в журналах «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Север», «Сибирские огни» и др. Автор книг «Медведь с заплатой на ухе» (2012), «Забывай как звали» (2013), «По заявкам сельчан», «Дорогие вещи» (2016), «Железные люди» (2018), «Александр Панкратов» (2018). Рассказы переведены на китайский и арабский языки. Дважды лауреат Международного Волошинского конкурса (2013, 2014). Книга «Железные люди» вошла в короткий список Всероссийской премии имени Ф. Абрамова (2019). На литературном форуме «Золотой Витязь» (2020) Наталья Мелёхина отмечена золотыми дипломами за книги «Железные люди» в номинации «Проза» и «Александр Панкратов» в номинации «Публицистика». Публикации на сайте "Журнальный зал": https://magazines.gorky.media/authors/m/natalya-melyo..Источник: https://www.livelib.ru/author/465930-natalya-melehina
  --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8691 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2576 | Наверх ##
25 ноября 2024 10:21 Котласский Коллекционер 22 мар 2023 в 18:21 Вологодская земля и ее население: региональные различия. Несмотря на однородность населения Русского Севера в этническом отношении, к XIX веку становится возможным выделить и отдельные различия в нем, обусловленные разной этнической историей. Данные диалектологии, ономастики, археологии, антропологии и др. подтверждают синтез этнокомпонентов в населении Севера, и вологодского в том числе, и позволяют выделить отдельные ареалы с местной спецификой, такие, как запад, центр и восток, где этническая история населения шла по-разному и по-особому складывался этнический состав жителей. О различиях населения Вологодского края в этих ареалах свидетельствуют данные, прежде всего историко-краеведческого характера, зафиксированные местными исследователями Севера. В них обращалось внимание на суждения самого народа об особенностях физического облика людей, о своеобразии характера и психического склада, образа жизни, о нравах и обычаях, присущих жителям целых уездов, волостей, отдельных селений. Эти различия и определяются особенностями этнической истории населения западных, восточных и центральных районов Вологодчины. Подтверждение находим во многих материалах. По описаниям исследователей конца XIX - начала XX века, население Череповецкого края было уже "сплошь русским", "но следы чуди в его типах, обычаях, речи" оставались заметными. Лишь у раскольников сохранился "чисто великорусский тип", а у остального населения от русских были разве что их "средний рост и долготерпение". Так как "нравы и обычаи народа зависят от климата и природы", то жители, например, здешних болот "унылы и вялы". В другом западном районе, в Устюжне Железнопольской, занятие железоделательным промыслом наложило отпечаток на характер жителей: "Усложна Железная, а люди в ней каменные". "Неприветливым и угрюмым" находил народ некоторых волостей между Кирилловским и Кадниковским уездами (Огибалово, Чужга, Чарозеро, Дягилевы Горы - имение Голицыных) исследователь Севера А. А. Шустиков. По его наблюдению, в облике местных русских "чувствуется примесь карельской крови". У населения этих мест действительно был сильный "финский" компонент, а в глазах местных историков и краеведов потомки древней чуди заметно "уступали" славянам в культурном и физическом развитии. В соседнем Каргополье из-за смешения народов не было "чисто славянского типа", но тем не менее "каргополы" по физическим свойствам отличаются от карел: они "выше среднего роста, крепкого сложения, склонны к дородству, полноте, добродушны, простоваты, они русые и рыжие, светлоглазые". Это "в общем русский тип", а в народе каргопольца определяли так: "Красна рожа, рвана одежа, рот пол - верно, каргопол". В зависимости же от степени этносме-шений в Каргополье и до сих пор различаются жители Лекшмозерья, Кенозера, Пачеозера. Но все они по историческому прошлому и экономическому развитию тяготеют к северным и восточным соседям (вологжанам и архангельцам), а не к олонецким карелам. Финские черты в облике жителей всех западных уездов Вологодского края со временем сгладились, а к славянским прибавились угловатость и скуластость, но у обоих народов здесь в основном светлые глаза и волосы. Там же, где преобладал "славянский компонент" (восток Вытегорского уезда), у жителей отмечался "рост выше среднего, волосы русые и темные, глаза светло-серые и карие; они добры, просты, радушны". Таковыми были русские на западе вологодских земель. Но чем ближе к центральным районам Вологодской губернии, тем больше свидетельств "о здоровых и крепких русских", каковыми, например, были жители Вологодского уезда или обитатели Рабанги (деревни между Вологодским и Кадниковским уездами) на Сухоне. Славянские черты в характерах возобладали и у жителей Устья Кубенского (Кадниковский уезд): "они предприимчивы, как прежние новгородцы", богаты, "живут на городской манер", "любят разные нововведения", у них нет праздности. В целом кадниковский народ "религиозен, честен, трудолюбив, весел, склонен к шуткам". В его "обычаях много хорошего, гуманного, разумного". По физическому облику кадниковцы среднего роста, иногда высокие, телосложения, крепкого и стройного, смуглые, русоволосые. У народа в соседних тотемских деревнях, по наблюдениям исследователей края, "отклонений от общего русского типа нет". "Они темнорусые, у них нет скул, нос умеренный, даже красивый". В Шуйской волости при тесной жизни этносов с древних времен произошло "их слияние в один народ", а преобладание культуры пришельцев было настолько велико, что коренные жители "утратили свое обличье, растворившись в пришельцах", правда, в их "наружности есть черты, которые говорят о их нерусском происхождении" (раскосые глаза, рост ниже среднего, редкая и жесткая растительность на лице, скулы). Они "рознятся с соседями" (Грязовец, Солигалич): "это видно в говоре, в способе ведения хозяйства, в их жилище". "Причиной благополучия шуйских крестьян было их происхождение от предприимчивых новгородцев, а затем - их жизнь в Ростовском митрополье (см. ниже)"; с 1676 года они стали монастырскими крестьянами, условия жизни которых были лучше, чем у помещичьих грязовецких крестьян. Точно так же в Бережнослободской волости Тотемского уезда крестьяне, "хотя грубы и дики", но не знали крепостничества, поэтому у них - "простота воли". В целом же тотемский народ "нрава миролюбивого, тихого, немстительного". Нечто "финское" по "племени и характеру", наряду с преобладанием русского, оставалось у жителей и других центральных районов Вологодского края (в Лежской волости Грязовецкого уезда или на Кокшеньге Тотемского уезда, где люди отличались "особой суровостью характера"). Большое своеобразие отмечалось у "кокшаров"-жителей Кокшеньги, предки которых испытали влияние не только древней чуди и мери (XII- XV века), но и двух потоков славян - новгородцев и ростовцев. Этот народ жил в волостях по Кокшеньге, в местности между Илезой и Кортюгом, в соседних волостях по Уфтюге (9 волостей), и к концу XIX - началу XX века здесь было 40 тысяч жителей. Кокшеньгские волости заселялись выходцами из Новгорода. По наружности кокшары не отличаются от соседей, но "в их нравах и обычаях отличия сильные. Они здоровые, крепкого телосложения, сильные, ловкие, проворные, особого душевного склада". И в то же время их тип "похож на зырян". "Живут кокшары особняком, у них иные обычаи, нежели у соседей; к ним не проникает ничего чужого, от них же заимствуется многое" (обособленность - это свойство отдельных этнографических групп в каком-либо народе). "Чувствуется, что это потомки Новгорода (со времен Марфы Посадницы)". Все они называют себя "кокшары" - от "Кокшеньга" (иногда "Кокшельга"). Древняя "чудь", "чудин", по их мнению, - "невзрачный человек, обросший волосами, с белыми глазами, дикий", то есть это не их самоназвание, а тех, кто долго сохранял "чудские черты" облика и характера. "Они ни праздника, ни воскресенья не знают, все на работе либо в лесу, в церкви не бывают и молитвы не знают, тем более ни книг не читают, грамоте не знают". При всем этом у кокшар было больше черт новгородских и в характере, и в облике, чем древнечудских. В общем, кокшар, по местным преданиям, - это "бунтовщик, разбойник, головорез, но в сущности это трудолюбивые, энергичные, предприимчивые и сметливые люди". "Они красивы, смуглы, черноволосы, черноглазы". Близкие соседи кокшаров по Вели и Кулою имеют с ними сходство во внешнем облике. "Это новгородцы, но как бы оцыганенные", - считали местные краеведы, поскольку часть жителей этих волостей "чудского происхождения". Такими же чертами обладали и обитатели верхней Ваги - "ваганы": "толстобрюхий ваган роста среднего, телосложения крепкого и стройного; но господствующий цвет волос и глаз - беловатый" (от "чуди белоглазой"). "Обличье их овальное. Они смелы. К физическому труду привычны, проворны, любят петь". По верхнему Кулою жили такие же люди, и "по преданию, они вышли из карел и финнов". Третью своеобразную группу вологодского населения составляет народ восточных Сольвычегодского, Великоустюжского и частично соседних с ними Яренского и Устьсысольского уездов. Здесь с ранних периодов истории в тесном соприкосновении жили предки русских и коми, поэтому население обладало чертами обоих народов. Так, если в Кичменгском Городке (один из крупных сельских центров Велико-устюжского уезда) "народ богобоязлив, трудолюбив, честен, чистоплотен, хорошо одет, живет богато и опрятно", то южнее, в Никольском уезде (южная часть бывшего Устюжского края) по границе с Вятской землей "жители похожи на вятчан, ленивы, вороваты; их язык неправильный, нечистый". Как жители Кич. - Городецкой округи, так и жители Халезских Городков Байдаровской волости Никольского уезда "считают себя потомками новгородцев". Тем не менее черты финского характера у крестьян, как замечали местные исследователи в конце XIX - начале XX века, проявлялись явственно: "они больше любят охотиться, нежели работать на пашне, и очень привязаны к старине". А в характере и облике русских Сольвычегодска очень многое улавливается от новгородцев. Новгородскими по происхождению там считали себя жители строгановского селения Чернигова близ Сольвычегодска. Соседние с ними устюжане, по обследованию медиков прошлого века, "вследствие отхода были умственно развиты". Здесь также не было крепостничества, поэтому у людей существовало "чувство собственного достоинства". Это население, "крепкое физически, нравственно и умственно, носит в себе зародыш нормальной здоровой (разумной) жизни". С зырянами, проживавшими на востоке Вологодской губернии, у русских много сходства во всем, основные же различия - в языке. Зырянские этнонимы "комиморт", "зырэдем" перешли в русский язык в форме "коми" или "зыряне" и обозначили их название. Сравнивая русских и зырян в вологодских уездах, исследователи заключали: вологодские крестьяне - и русские, и коми - "отличались крепким телосложением, имели рост более средний, лица редко правильные". Исторические судьбы и жизнь этих народов, единые еще с XVI века, закрепили их сходство и не внесли резких различий не только во внешность, но и во все стороны жизни. Отдельными чертами облика они, конечно, различались. Русские были "открыты и откровенны, размашисты даже в своих пороках; зыряне - недоверчивы, скрытны; первые - рассудительны, смышлены, любят новинку, уважают промышленность, деятельны; вторые - необщительны, слепо привязаны к родине и старине, честны в отношении к своему брату, но не таковы с теми, кого не знают, и враги всего чужого. В умственном образовании - преимущество у русских". Но у них, как отмечал Ф. Бунаков, есть большой порок - пьянство, который он относил к русскому народу в целом, что не соответствовало действительности. Его поразили "пивные праздники" в юго-западных вологодских уездах, но это общий для многих русских обычай, никоим образом не говорящий о пьянстве, а пивоварением славились многие русские деревни. Несмотря на пороки отдельных людей, "северные умельцы" во все времена сохраняли "свое мудрое терпение", высокую нравственность и стойкость, приверженность памяти и опыту своих предков. Формирование облика деятельного и энергичного северянина, его "исторического типажа" началось еще в XI-XII веках, когда предприимчивый промысловик и земледелец начал осваивать Север, а затем с XVI века стал первопроходцем Урала и Сибири. На фото Вологдав прошлые века https://vk.com/wall52422633_13410 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
|
Метрическая книга Кирилловской Рощенской (Кирилло-Рощенской) церкви г. Вологды за 1890-1899 гг.
ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №70, ед. хр. 1, стр. 520
в: Гярзовецкого Пр, Панфиловской вол, д.Овиницы Иван Филиппов Пестюхин
Метрические книги церквей г. Вологды за 1894 год.
ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №23, ед. хр. 9, стр. 571
св П Н: с- кр Нил Михайлов Смирнов
Метрические книги церквей г. Вологды за 1900 год.
ГА Вологодской области (ГАВО), Фонд №496, опись №60, ед. хр. 1, стр. 314
-10 12. .1900 умерла Елизавета Гр,Панф, Ов дочь Николая Иванова Перова 10 м
встречается
1901 в св: Федор Иванов Винокуров
1907 Василий Евгеньев Дремичев 25 лет и АРх обл ..Мария Ник Беляевская-Соколова
Алекский Стефановъ Кустов сын Евгений
1887 умерла вдова .... Екатерина Васильева Кочнева 78? лет
20 05.11.1891 родился Нил ... Нил Михайлов Смирнов и Марина Иванова
Кустов